Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча бесплатное чтение

© Елена Бровкина, 2022

ISBN 978-5-0056-0323-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Знакомство с МАК

Что такое метафорические карты

Метафорические карты – это набор карточек, сделанные на плотной бумаге (картоне) с нанесенными на них рисунок или фото.

Карточки ценности не имеют. Они только инструмент.

Они полезны в руках у того, кто имеет знания и навыки.

Это психология и владение соответствующими методами работы и поэтому ими пользуются в основном психологи.

Для них карточки – это инструмент для выполнения техник по диагностике и коррекции проблем человека.

Основной принцип действия метафорических карт

С их помощью появляется воспоминание, давно забытое чувство, образ человека, который давно тебя покинул и решение очень старой проблемы.

Каждая карточка– это визуальный стимул, при его предъявлении позволяет вызвать в сознании человека смыслы, которые содержатся в его психике, а потом проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

Образы, смыслы, эмоции, которые извлекаются из психики человека с помощью карт – это называется Материал.

История возникновения

Создатель первой колоды (О – карт) был преподаватель из Канадского университета Ратгерс Эли Раман.

Он искал форму самовыражения, которая бы помогла ему в творчестве и личной жизни.

Это должно быть уникальным для всех людей одновременно.

Он увлекся игрой в карты. Первую колоду он изобрел в 1975 году.

На них было изображены живописные произведения.

Это сократило расстояние между зрителем и живописью, так как карты были доступны всем. Можно положить их в карман и в любой момент их достать и наслаждаться живописью.

Это первая сторона волшебных карт.

Но скоро появилась вторая составляющая- рамочная колода со словами значениями и можно работать, как с одной картой, так и в сочетании в картой-подложкой, которая имела смысловое значение.

В 1983 году Эли Рамана встретился с Моритцем Эгетмейером, который увидел в картах инструмент для психолога, который сможет подтолкнуть человека, пришедшего за помощью к откровенной беседе.

Они подарили миру О – карты. Под руководством Моритца Эгетмейера было выпущено семнадцать видов колод карт.

Они были переведены на двадцать один язык и стали популярные во всем мире.

В настоящее время издаются в Израиле, России, Украине, Беларуси.

Их любят не только психологи, но и все люди, которые хотят познать себя.

Мифы о МАК

Существует пять мифов про Метафорические карты. Говорят что это :

1. Это волшебная палочка.

Это не правда, так как карты не решают проблемы и не убирают их из нашей жизни.

2. Психологический инструмент, который используется узким кругом специалистов.

Изначально это не было связано с психологами. Они их используют в своей работе, как способ распознать проблему клиента.

3.Гадальные карты.

У них свои законы, возможности и трактовки.

4. Они похожи на карты Таро.

Карта Таро имеет какое- то значение и от него нельзя отступиться, а Метафорические карты не имеют значения. Каждый человек описывает ее самостоятельно, исходя из личного взгляда, фантазии и жизненного опыта.

5. Это психологический пасьянс.

Пасьянс раскладывается из всех картинок в определенном порядке, а МАК не нужно использовать все (2—3 картинки).

Виды Метафорических карт

Они делятся на узконаправленные и универсальные.

Эти самые популярные:

Персона – изображены лица людей, которые отражают их чувства и состояния;

Танду – предназначена для проработки романтических отношений;

Экко – помогает раскрыть творческий потенциал;

Коуп – позволяет работать с душевными травмами;

Сага – развивает воображение и творческий потенциал;

Морена – помогает найти ресурс;

Она – колода для женщин, которая вдохновляет и даёт силы на выполнение дел;

Окна и двери – карты, которые дают возможность работать с состояниями, искать ресурсы, новые пути решении.

Варианты работы

Работа начинается с обращения клиента.

Он рассказывает о своих проблемах, трудностях, с какой целью согласился на терапию

Методики применения с способы с ними работать отличается от выбранной колоды, но существует две стратегии:

1. Открытая – выбор карты клиентом происходит в открытую. Карты не перевернуты и человек видит изображения.

Специалист задает вопросы и он выбирает карту, которая подходит к состоянию и настроению.

Методика безопасна, контролируется полностью и поэтому клиенты во время терапии испытывают комфорт, отсутствие тревожности.

2. Закрытая – карты перевернуты и выбор происходит в слепую.

Терапия по этой методике считается глубинной, интуитивной – человек не делает осознанный выбор, а доверяется интуиции.

Это привлекает много людей, так как похоже на таинство, но может вызвать тревогу и поэтому ее используют после использования Открытой.

Правила работы с инструментом

Давайте вначале поговорим о технике безопасности:

1. Когда Вы очень расстроены, взволнованы, если находитесь в стрессовом состоянии, очень утомлены или возбуждены, то не стоит браться за карты.

2. Если у Вас есть предположение, что у вашей проблемы глубокие корни и она связана с тяжелыми переживаниями, травмами, которые требуют сложных решений, то лучше обратиться к специалисту.

3. В случае если в ходе взаимодействия с картами ваше настроение ухудшается, возникают отрицательные эмоции, то лучше поменяйте колоду на ресурсные или вообще прекратить работу.

3. Не нужно воспринимать изображение или текст. как предсказание или указание какого-то действия, как окончательную истину.

Любая карта – это повод к размышлению и возможность заглянуть внутрь себя.

Решения принимаете только Вы, карты и авторы за н в их ответственность не несут.

4. Когда Вы рассматриваете карту, ответьте на несколько вопросов:

– Какие эмоции она вызывает?

– Как карта может быть связана с вашим запросом или обстановкой?

– Как увиденное может помочь вам найти ответ?

Но помните, что это Ваш взгляд и ваша интерпретация, ее никто лучше Вас не знает, что на ней изображено и о чем это Вам говорит.

Теперь о правилах:

1. Любая карта может описываться по-разному разными людьми, и каждый раз новое описание будет правильным.

Это правило основывается на личной чувствительности человека к изображению на карте.

2. Строгое соблюдение права клиента на неприкосновенность его личной жизни:

Если клиент не хочет давать определенную информацию по какой-то карте, то это его право.

Он может ее вообще отложить или дать короткое пояснение, а может попросить новые метафорические карты для описания своей ситуации.

3. Никакие доводы и критические замечания о пояснении карт не допускаются:

категорически запрещается вносить в слова клиента критические замечания, язвительные слова и так далее

Можно только задавать уточняющие вопросы, чтобы прояснить ситуацию и поддержать клиента, а также улучшить понимание между клиентом и консультантом.

4. Уважение индивидуальности клиента:

при описании и пояснении карт каждый клиент видит и чувствует только свое.

Видение консультанта и клиента на метафорические карты могут быть разными, но при приеме важными являются только слова клиента.

5. При описании клиентом карты, нельзя перебивать:

это правило гарантирует уважение к говорящему и его проблемах, приведших его на встречу с ассоциативными картами.

Соблюдение этих простых правил гарантирует полное доверие между консультантом и клиентом.

Если есть доверие, то и все остальные вопросы решаются положительно.

Приемы решения сложных ситуаций в практике МАК-консультанта

Рис.0 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Когда нельзя применять карты

Этот инструмент точно нельзя применять:

– когда клиент со всевозможными психическими вещами;

– клиент психиатрических клиник;

– клиент с эпилепсией;

– с клиентом у которого слишком много недоверия;

– клиент находится в депрессивном состоянии (совсем-совсем все плохо).

Обзор колод. Сколько нужно и каких

Сейчас представлено огромное количество метафорических карт и постепенно создается система и классификация, что помогает быстро ориентироваться в представленном многообразии и выбрать нужную.

Можно выбрать несколько колод, например, одна для работы со страхами и дополнительная к ней – ресурсная.

Ресурсные – помогают найти внутренние психологические ресурсы. Помогают обрести вдохновение и силы для дальнейших шагов, улучшают эмоциональное состояние.

Портретные – помогают изучить внутренний мир, познакомиться с собственными ролями и масками, встретиться с темными сторонами своей личности, найти новые способы взаимодействия с окружающими людьми и с самим собой.

Специальные – это узконаправленные карты, которые предназначены для решения конкретной задачи. Предназначены работать со страхами, с лишним весом, с семейными отношениями и так далее.

Текстовые или смешные – они содержат только текст или текст к дополнению к картинке. как правило это вопрос или история. Хорошо помогают для прояснения текущей ситуации или создания позитивного настроения.

Для начала рекомендовано иметь три колоды:

– Персону (портретная колода)

– Он – универсальная колода

 Морену – ресурсная.

С этим базовым набором Вы решите любой запрос клиента.

Далее Вы уже сами выбирайте, исходя из того, с какими запросами Вы часто работаете.

Со временем хорошо иметь колоду Ecco – это абстрактные картинки и хорошо помогаю при работе с клиентами с бурной фантазией.

Преимущества МАК

Карты интернациональны и могут применяться во всех культурах, для всех возрастов;

– Работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления;

– Карты помогают нам выстроить диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность;

– Карты – это трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, которые приводят нас к неожиданным открытиям;

– МАК помогают убрать защитные барьеры психики;

– МАК создают людям условия для саморазвития и самопознания;

– Карты создают безопасную и комфортную обстановку для доверительных отношений в паре или в группе,

– МАК могут использоваться при толковании сновидений

– Карты можно использовать в качестве заместителей на расстановках по Хеллингеру – при работе терапевт-клиент один на один;

– МАК помогают найти ресурс для решения проблемы.

ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ МЕТАФОРЫ, МЕТАФОРА В РАБОТЕ С БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ

Метафора – это контейнер человеческого опыта, в котором в сжатом виде содержится одновременно очень много значимой информации – мысли, чувства, установки, модели поведения и так далее.

Метафора – это перенос свойств одного объекта на другой, по принципу сходства или контраста.

Ее задача вскрыть смысл описываемого предмета.

Известно, что метафора представляет собой определенный способ мышления, ведь перенесение значения с известного на неизвестное (описываемое) – это способ усвоения новой информации.

Если мы говорим: Верчусь как белка в колесе.

Мы сравниваем себя с белкой. Или: Чувствую себя загнанной лошадью.

Метафора же строит свою альтернативную классификацию. Специфика метафоры заключается в том, что о понятии, лежащем в ее основе, не говорится вслух.

Это своего рода разговор без слов, передача смысла без его открытого предъявления.

Метафора – это обобщение образов на основе пересечения их внешних характеристик (лиса – хитрость, заяц- трусость).

Это очень хрупкое создание, которое может разрушится при прикосновении с понятиями.

Поэтому, при создании терапевтической метафоры и при ее обсуждении, необходимо быть очень осторожным.

Нужно внимательно следить за тем, чтобы не нарушить образную целостность, чтобы результат работы cпециалиста не сводился к усвоению понятий: драться- плохо; бояться – не нужно.

Метафорический образ может потерять целостность, а значит и эффективность.

Так же нужно проводить различие между символом, метафорой и мифом.

Символ – это скорее всего порождение образного мира взрослых. Метафора наоборот. Совмещение двух обобщений в каком-то одном образе.

Возьмем Розы.

Розы – это символ любви они объединяют в образе букета два понятия: цветы – розы и любовь.

Это обобщение служит прочувствование понятий, привнесение образной свежести в мир абстракций.

Метафора – это обобщение образов, к тому же предельно эмпирическое, приземленное.

В психологии часто смешивают волшебные сказки, мифы и специально придуманные метафоры.

Но эти феномены являются порождением разных форм мышления.

Миф – метод мышления образами, которые представляют собой систему изначальных тождеств.

Образ в мифологии несет функцию тождества; система первобытной образности- это система восприятия мира в форме равенств и повторений.

Сказки, кроме бытовых анекдотов – продукт мифологического мышления, несмотря на изменения, которые дошли до наших дней в структурной сохранности.

Они родились из мифов.

Из задача – не давать ребенку конкретное руководство к действию и не показать область пересечения нескольких образов, что делает метафора.

Волшебная сказка нужна для того, чтобы ребенку показать внутреннее торжество всего мира на ему понятном языке.

Метафора сознательно сосредоточена на конкретных образах, которые отличаются друг от друга, но и чем-то схожи.

В практике необходимость в метафорах возникает тогда, когда рушится волшебное тождество. В наше время это происходить очень рано.

В беседе о природе терапевтической метафоры будет неполной, если не поговорим о самой форме их представления.

С точки зрения эриксонианского расклада, чтение метафор есть работа с трансовыми состояниями сознания.

Транс здесь нужно понимать как состояние, когда фокус внимания предельно сужен и отрешен от обычного повседневного сознания.

Это высоко мотивированное для обучения состояние.

Определение транса как обучения, зависимого от состояния, безусловно, относится и к метафоре.

Распознавание и интерпретация метафор – внутренний индивидуальный процесс; в отличие от понятий, они не подаются в готовом виде.

Мы только предъявляем материал, на основе которого ребенок произведет образное обобщение – создаст метафору.

Исключительная зависимость этого процесса от состояния – налицо.

Следовательно особое внимание, вне зависимости от психологических концепций, на которых мы основываемся в нашей работе, нужно уделять форме предъявления историй и созданию условий концентрации внимания и сосредоточения.

Язык метафор – понятен нашему бессознательному и специалисты пришли к выводу, что лучшего способа достучаться до подсознания – это использовать метафоры.

Язык сознания – логика и факты, слова и цифры, а язык бессознательного – метафоры, символы, ощущения, образы.

Как понять карту?

Карты дают различные эмоции и на этом фоне можно открыть два мира:

1.Мир картин, сюжеты которых притягивают и пробуждают глубинные слои в душе человека;

2.Мир затейливых образов – это как головоломка.

Как же понять смысл карты?

Отвлекитесь от сюжета рисунка и ответьте на 3 вопроса:

Что вижу?

Нужно картинку разложить на отдельные предметы и части. Можно их записать на листочке бумаги.

Нужно быть предельно внимательным к незначительным деталям.

Нужно описать форму, размер, цвет предмета и его способ размещения в пространстве.

Что об этом думаю?

Здесь нужно сопоставить истинное предназначение предметов в реальном мире (ваше прошлое, настоящее, будущее или можно отнести к вопросу, который Вас интересует).

Что чувствую?

Теперь отключаем логику и подключаем чувства. Прислушиваемся к себе. Нужно оценить картинку полностью.

Какие Вы испытываете внутри себя ощущения? Это может быть радость, или наоборот, рисунок Вас удручает? Опишите это на листочке бумаги.

Оцените с точки зрения чувств каждый предмет в отдельности. Пишите все, что приходит в голову. Это поможет в дальнейшем связать отдельные части в одно целое.

Представьте, что Вы автор и пишете свой сюжет.

Напишите, кто ваши герои. где живут, от куда пришли.

Фантазируйте, ведь то что Вы расскажете об вымышленных героях, связано с тем, что лежит у Вас глубоко.

Для примера возьмем три картинки.

Рис.1 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

С какой картой Вы себя ассоциируете?

Для примера, я выберу третью картинку.

Много обучаюсь и применяю все на практике.

Хочу подняться по карьерной лестнице.

Я счастливая. Я счастлива когда? Когда востребована, финансово независима.

Теперь на бумаге опишите то, что видите Вы.

Формирование запроса при работе с МАК. Использование МАК при работе с разными запросами

С формулировкой конструктивного запроса (ККЗ), встречается каждый начинающий специалист.

Клиент к нам приходит не с запросами, а с жалобами, с просьбой помочь улучшить ту или иную ситуацию, за советом и поддержкой.

В психологии запрос это жалоба или просьба, первая словесная формулировка своих трудностей, решении которых он ожидает найти у специалиста.

Не каждый запрос позволяет сразу перейти к работе.

Сначала эта задача может быть сформулирована как нерешаемая.

Следовательно можно говорить о степени конструктивности запроса со стороны клиента.

Конструктивные запросы:

1. Запрос об информации – запрос о пределах нормы, о возможностях психического изменения и его прогнозе.

2. Запрос о помощи в самопознании – запрос об определении способностей, касательно структурирования Я- концепции, о поддержке в самопринятии и самопонимании.

3. Запрос о помощи в саморазвитии- как развить конгнитивные способности, коммуникативные навыки и навыки саморегуляции.

4. Запрос о трансформации (К. Г. Юнг) – начать все с чистого листа, отказавшись от жесткого детерминизма своей личной истории, осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного;

5. Запрос касается о снятии симптома – жалобы на эмоциональные нарушения, психосоматические симптомы, коммуникативные трудности, когнитивные нарушения, энергетические проблемы.

Неконструктивные клиентские запросы:

1. Запрос с предельным обобщением – может звучать как хочу быть всегда спокойным, научиться никогда не волноваться, никогда не совершать ошибок и так далее;

2. Манипулятивный запрос – касается управления отношениями другого человека, его желаниями, поведением и эмоциями.

Нужно помочь клиенту сформировать конструктивный запрос, разобраться, что именно клиент хочет получить в результате консультации или терапии.

Помощь специалиста на этом этапе трансформации запроса в конструктивную форму – интерпретация, помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической поддержкой.

ККЗ легко форматируется в задачу, которую можно сформулировать как цель для клиента.

Технология применения МАК относится к проективным методам психодиагностики, которая позволяет обойти рацио клиента, его психологические защиты и внутреннее сопротивление.

Этот уникальный инструмент помогает специалисту быстро наладить контакт с клиентом, помочь клиенту увидеть, сформулировать и вербализовать проблему.

Технология применения метафорических ассоциативных карт дает возможность в минимальные сроки помочь

клиенту, предположим, осознать и преобразовать травматическое событие, переформатировать его и наполнить новым смыслом, а также структурировать проблему во вполне конкретную задачу.

Методика состоит из трех этапов и используются колоды: ОН, СОРЕ, Tan Doo, Persona и Personita, Mythos, Saga.

1 этап (этапе неудовлетворенности) – клиенту предлагается выбрать из портретной колоды МАК карту, которая отзывается на состояние себя сегодняшнего, испытывающего проблемы, трудности.

Ему важно просто ощутить неопределённое беспокойство, вычленить его в потоке ощущений.

Затем из универсальной колоды клиенту предлагается отобрать карты, символизирующие нежелательные, тревожащие ситуации, связанные с обращением к специалисту, и разместить их справа от портретной карты.

Здесь уместны вопросы психолога:

– Что Вы чувствуете?

– Почему так происходит?

В итоге этого этапа – признание клиентом неудовлетворенности, неопределенного (возможно) беспокойства и определение с помощью психолога области этого беспокойства.

2 этап (вычленения проблемы) — специалист проговаривает с клиентом каждую актуализированную им ситуацию, задаем наводящие на размышление вопросы, при помощи которых помогает структурировать информацию и вычленить собственно проблему клиента.

Здесь возможны вопросы:

– Почему так происходит?

– Что Вам мешает?

– Что будет, когда Вы преодолеете эти препятствия?

– Какие качества и ресурсы могли бы Вам помочь в преодолении? и так далее.

На практике в ходе обсуждения происходит замена клиентом некоторых карт, часто убираются карты, ставшие по мере проработке неактуальными – клиент начинает понимать суть проблемы и следствий, с ней связанных.

Приходит новое виденье проблемы клиентом, понимает то, что именно его не устраивает в жизни.

В итоге этого этапа – ощущение клиентом облегчения от вычленения истинной проблемы.

3 этап – клиент выбирает карту, себя довольного, уже решившего проблему, справившегося с трудностью, кладет ее справа от проблемных карт.

Затем из универсальных колод клиенту предлагаем выбрать образы положительных решений, которые тревожат его ситуации и выложить их под проблемными картами.

Фактически клиенту дается возможность перекрыть нежелательные ситуации желаемыми картинками будущего.

Специалист проговаривает с клиентом желаемый выход из каждой ситуации, путем постановки вопросов помогает структурировать опыт, сформулировать задачи работы и закрепить желаемые образы результата.

В итоге этого этапа – клиент увидел свою настоящую проблему и задумался о том, что он хочет на самом деле, что станет решением этой самой проблемы.

В самом конце сессии из ресурсной колоды клиент вытаскивает карту-ресурс, которая отвечает на вопрос:

Какие мои навыки и способности помогут мне в выполнении данной задачи? и разъясняет ее.

Проведя по этим трем этапам мы помогаем клиенту трансформировать проблему в конкретную задачу и получить инструменты для ее решения.

Благодаря методике формирования ККЗ при помощи МАК клиент визуализирует свои тревоги и смутные ожидания, а ответы на вопросы специалиста стимулируют к пониманию своих реальных проблем.

В итоге клиент получает возможность переструктурирования своей психологической проблемы в ККЗ, что, в свою очередь позволяет сформулировать для него конкретную задачу, решение которой будет зависеть непосредственно только от него.

Активизация карты

Когда мы работаем с метафорой на картах, сначала нам нужно карты встроить в метафоры, для этого они и активируются.

Что такое активация?

Мы по каждой карте рассказываем две эмоции.

Существует три способа:

1 способ — Вы выкладываете карту за кого-то и просто рассказываете что эта карта чувствует.

Предположим вот эта карта.

Рис.2 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Мужчина только что поел, у него дырка в зубе и туда что-то попало и он пытается его прочистить.

Состояние сосредоточено на внутреннем переживании и попыткой найти языком этот застрявший кусочек.

Можно это описать по другому:

Рассказать от первого лица и рассказ получится уже другим.

Предполагаем, что это проблематичный человек у которого несколько мстящий внутренний ребенок и давящий родитель и замученный взрослый.

И этот взрослый от первого лица начал рассказывать, как устал я с этим ребенком и родителем. С ними просто невозможно. они выматывают все силы, выпивают из меня все соки.

Я уже не могу с ними договориться и любая попытка приводит к конфликту, который разрешать приходится мне, а затем они собираются вместе и ругают меня за то, что я вмешался.

Я больше не могу находиться в этой ситуации, не хочу в ней находиться.

Я самоустраняюсь, меня корежит от того, когда я их вижу.

Это лицо отвечает за то, что его корежит.

Расскажи, как ты ощущаешь себя в этой позиции.

Расскажи, что и как внутри взрослый ощущаешь в этой позиции.

Клиент становится эту позицию и начинает рассказывать что происходит.

3 вариант-мы можем попросить клиента, чтобы внутренний взрослый сам рассказал.

Но в этой ситуации клиент диссоциирован от роли (отстранен). Он смотрит на нее извне. Он только предполагает, что эта роль может чувствовать.

У нас получается три уровня:

1 Что испытывает эта карта (ее эмоции) – это максимальная диссоциация.

Она используется, когда работаем с болезненной травматической ситуацией.

Клиент не хочет входить в эту ситуацию.

Мы можем достать карту Ситуации и спросить:

Расскажи пожалуйста, что чувствуют люди в этой ситуации?

Рис.3 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Это любовь от которой невозможно сбежать.

Что испытывают деревья в этой ситуации?

Теперь войди в роль мужчины в этой ситуации. Что он чувствует?

Теперь войди в роль женщины. Что она чувствует?

Третий способ может разрешить большое количество сложных моментов в жизни человека.

Потому что рассказ от имени персонажа – это плотная активация. Человек уже может решить некоторые вопросы своей жизни.

Техника задавания вопросов

Для начала нужно установить контакт с клиентом и установить цель прихода, сформулировать запрос.

– Как вы представляете наше сотрудничество?

– Как, на ваш взгляд, я могу вам помочь?

– Что, в связи с заявленной проблемой, вы хотели бы в результате наших встреч?

Для достижения установленных задач существует несколько распространенных форм проведения упражнения:

– Работа в открытую или в закрытую;

– Комбинация слов и изображений (пасьянсы) / создание истории/ вырисовывание/

Так же можно выделить уровни погружения в инструмент:

– Диссоциированный (что происходит с образами на карте);

– Метафорический (что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью);

– Реальный (что происходит с клиентом в реальной жизни).

КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО ЗАДАВАТЬ:

– Что изображено на картинке? (клиен описывает то, что видит на картинке – предметы, людей, животных, элементы природы и природных явлений). Очень важно спросить: Что-то еще?, для себя можно отметить, что клиент не заметил и это тоже материал для работы.

– Что, по вашему мнению, сейчас происходит на картинке?

– Что чувствует этот персонаж? А этот? (даже если изображено дерево).

– Что происходило до того и что будет происходить после? Еще вариант: Откуда направляется объект и куда?

– Что привлекло ваше внимание на картинке больше всего и почему? Как вы думаете, почему?

– Что самого плохого и что самого хорошего?

– Что на картинке есть, а вы не заметили?.

– Есть ли на этой картинке Вы?, или может быть кто-то из вашей реальной жизни?

– Какие переживания и чувства это вызывает у вас? – Откуда взялось это…?

– Что хотелось бы сделать?

А потом задаем вопрос: Что тебе мешает быть…?

На сколько Вы готовы работать…?

Алгоритм сессии

Первого с чего мы начинаем – это знакомство с клиентом и подстройка под него.

Это делается для того, чтобы установить доверительные отношения.

Подстройка должна выполняться с меньшей интенсивностью. чем действия клиента.

Далее мы выполняем запрос клиента (спрашиваем с какой проблемой он пришел).

Здесь уместен такой вопрос: Вам просто хочется узнать или что-то изменить?

Затем выбираем технику.

Если Вы вдруг растерялись и не знаете какую технику применить, то попросите клиента из колоды достать три карты, которые могут описать его проблему.

После этого Вы уже поймете суть проблемы и сориентируетесь какую технику применить.

Если у клиента возникла трудность с описанием картинки и Вы не знаете как ему помочь, переспросите: Я правильно Вас поняла, пока Вам не понятен смысл этой картинки? Давайте ее отложим, а позже к ней вернемся.

В конце мы просим клиента обобщить полученный результат и еще раз проговорить значение каждой из карт.

Важно, чтобы клиент от Вас ушел с планом действий.

Если клиент не может составить план действий, то делаем это с помощь карт.

Нельзя клиента отпускать в разбитом состоянии.

Заканчиваем сессию на позитиве. При изменении эмоций, ощущению карт, которе описывает клиент.

Можно спросить: Вы удовлетворены результатом? Можем завершить работу? Принимаете ли Вы результат сессии?

Далее благодарим за работу и прощаемся.

При первой встрече так же можно использовать технику Искренний разговор обо мне.

Используем колоду Ох. Если ее нет, то пока можете воспользоваться онлайн.

Вот ссылочка https://metaforicheskie-karti.ru/metaforicheskie-karti-online.html

Для этого выкладываем 5 карт на столе.

Рис.4 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Открываем первую карту:

Рис.5 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту, как бы вы к этому относитесь.

Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важная и давно хотела оказаться в поле вашего зрения.

Это я со своим мужем стою на берегу реки.

Открываем вторую карту.

Рис.6 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Какие мысли о вашей жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?

В детстве ходила в лес за грибами и ягодами.

Открываем третью.

Рис.7 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Какие мысли о вашей жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?

Змею видела два раза в лесу. Первый раз, когда ходила за черникой на нее чуть не наступила, второй раз, когда ходили за клюквой – ее чуть в руку не взяла и третий раз на усадьбе, около реки.

Открываем четвертую карту.

Рис.8 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Какие мысли о вашей жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?

В школьные годы очень любила играть в бадминтон.

Открываем пятую.

Рис.9 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Какие мысли о вашей жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?

Первое – это я даю таким людям на хлеб.

Второе -я вижу себя без денег. Не идет бизнес, как не пытаюсь. Столько лет им занимаюсь, а он не с места.

Эти образы и мысли и есть Материал.

5 способов вызывания в сознание человека «материала» из его психики с помощью метафорических карт

Существует 5 способов, чтобы извлечь материал из психики человека с помощью метафорических карт. Это:

– восприятие;

– идентификация;

– проекция;

– ассоциация;

– метафора.

Теперь обо всем по порядку.

Восприятие.

Чтобы получить материал с помощью Восприятия, даем клиенту карту и спрашиваем:

Что Вы видите? или Какие предметы Вы видите?

Рис.10 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Глядя на первую карту мы сразу понимаем, что стоит мужчина и женщина, небо, облака, песок, река.

Восприятие – это различие отдельных объектов.

Это сопоставление мозгом, какому объекту или явлению из памяти клиента соответствуют ощущения, которые поступает от органов чувств.

Первое что происходит в сознании клиента, который смотрит на карту- это появление предположений о том, какие объекты на ней изображены.

Очень важно понимать!!!! Материал мы извлекаем из психики клиента, следовательно подсказывать ему свои восприятия, значит подменять его материал своим – самое глупое и непрофессиональное, что может сделать специалист, который работает с метафорическими картами.

Поэтому, нужно набраться терпения, молчите о своих восприятиях карты и ждите когда клиент выскажет свои.

Идентификация – это моментальное понимание кем из воспринятых на карте является смотрящий на неё.

Чтобы клиент извлёк из себя материал с помощью идентификации, нужно его спросить: Есть ли вы на карте? Если есть, то кто?»

Проекция – наделение этих объектов свойствами, неочевидными из самого изображения, но присутствующими в образе объекта, который существует в психике клиента.

Чтобы извлечь из клиента материал с помощью проекции спросите его что-нибудь неочевидное, что-то чего нет на карте:

Кто эти люди на карте?

Что происходит?

Что привело к этой ситуации, что было прежде?

Что будет дальше, чем всё закончится?

Что чувствуют действующие лица?

Что думают действующие лица?

Ассоциация – появление в сознании воспоминаний, связанных с воспринятыми объектами и ситуациями.

Чтобы извлечь материал из психики клиента с помощью ассоциаций, нужно спросить его:

Что вам напоминает изображённое на карте? Что первое приходит в голову, когда ты это видишь?.

Метафора – это признание схожества одного с другим на основе того, что они оба обладают каким-то одинаковым свойством.

Чтобы извлечь материал из психики клиента с помощью метафоры, нужно спросить его:

Если бы А было Б, каким конкретно Б из всех Б оно бы было? После его ответа, не подсказывайте свой материал, а спросите его: Почему именно это Б? Что общего между этим Б и А?

Описанное в ответе свойство А и будет суть описания А, как его видит клиент.

Искренний разговор о чём угодно/проблеме

Запрос- для того чтобы получить ценный материал из психики человека с помощью карт, нужно три компонента:

– случайная карта;

– человек с пятью навыками для каждого способа извлечь материал;

– запрос.

Запрос- это точный вопрос, формулирующийся перед началом работы, ответ на который Вы хотите получить в сознании при помощи метафорических карт.

Из техники Искренний разговор обо мне, первая карта:

Какие мысли о вашей жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?

Рис.11 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Я закончила медицинское училище. Работала 7 лет в хирургическом отделении, 2,5 года в фирме по уходу за больными и престарелыми, а затем сама собрала свою команду. Спустя годы бизнес стал не востребован и я до сих пор ищу себя и не могу найти.

Означивание

Посмотрите на эту карту.

Рис.12 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Что у Вас возникает в сознании?

Может быть это что-то из вашей жизни, может Вы о чем-то думали.

Этот отрезок материала возник в вашем сознании в первой технике и стал новым восприятием. Прошло уже достаточно времени, но это восприятие возникает снова.

Как происходит означивание?

Вы смотрите на карту, думаете о запросе и метафоры, восприятия выталкивают в ваше сознание материал.

Возникает новая ассоциативная связь между картой и материалом и восприятие карты меняется. взгляд вызывает в созннии новое значение.

Означивание – это ассоциативное сцепление карты и материала, который был извлечен картой и соответствующим запросом.

Рис.13 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Вот например. я вижу эту картинку и думаю, что это супружество, любовь, взаимопомощь.

Техника Искренний разговор обо мне – это только частный случай техники Искренний разговор о чём угодно.

Техника Искренний разговор о чем угодно.

Ее цель – получить рассказ о чем угодно и это так же способ добиться четкого понимания о рассказываемом у самого клиента.

Порядок выполнения: берем любую колоду (рубашкой вверх), предлагаем клиенту извлечь из нее какое-то количество карт. Затем мы его просим по очереди их переворачивать и откровенно рассказывать о том, какие мысли по интересующей теме ему приходят на ум, когда смотрит на карту.

Вот пример: Я пришла на прием, мы прошли первую технику и я научилась извлекать из себя материал. Теперь Вам понадобилось зачем – то, чтобы я рассказала Вам о своем брате. Вы кладете передо мной пять карт.

Вы кладете первую карту и спрашиваете: На что в вашем брате указывает эта карта?

Рис.14 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Это у моего брата проблемы с кожей. Ему 18 лет и сейчас у него пора романтических увлечений, общения.

Рис.15 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Но он сидит дома, так как ему стыдно. Сейчас он постепенно эмигрирует из реальности в интернет.

Я вижу, что он несчастен, так как ему нужно живое общение.

Он стал обидчивым, вспыльчивым, озлобленным. В нем мало сочувствия, все делает по своему, а наши интересы игнорируются.

Рис.16 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Наверно его план – поехать в лес и там жить, чтобы стать отшельником. Он уже собирает необходимые вещи. Удержать невозможно.

Рис.17 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Хочет себя о нас отрезать. Мы надеемся, что это со временем пройдет, но в данный момент -он боль для семьи. Все мы за него переживем, но изменить что-то бессильны.

Рис.18 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Его поведение ухудшает самочувствие мамы. Она страдает, становится нервной, несчастной.

Очень часто эта техника используется для того, чтобы извлечь у клиента рассказ о проблеме с которой пришел.

Поэтому, есть еще одна техника:

Искренний рассказ о проблеме.

Ее цель – узнать проблему клиента и подтолкнуть к началу переосмысливания проблемы.

Пример: Я пришла к вам на прием. Мы проделали технику Искренний разговор обо мне. Выяснили мою проблему. Я много лет занимаюсь бизнесом, но я все еще не довольна своим навыкам и результатом. Бросить не могу – жалко.

Вы кладете передо мной пять карт и по очереди по одной открываем.

Рис.19 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Вопрос: На что в вашей проблеме указывает эта карта?

Какая-то трясина. Вот таким стало мое ведение бизнеса.

Вести хорошо бизнес у меня не получается, нужны деньги, а их нет.

Занимаюсь уже без всякого удовольствия, потому что не получается. а бросить жалко. Падает самооценка.

Рис.20 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

На картинке вижу ребят, которые чему- то обучаются.

Все ставят себе задачи и они следуют от одной задачи к другой.

Я этого не умею, появляются какие-то дела, нет времени отшлифовать знания.

Рис.21 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Это я наверно стою на краю пропасти. Еще немного и упаду.

Это я, которая стоит и не знает что делать.

Рис.22 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

Может стоит поискать себе наставника, который научит и будет тебя направлять?

Рис.23 Метафорические карты. МАК. В работе психолога и коуча

А это к чему нужно придти. Я нахожусь дома, спокойна, знаю что делаю, сама в себе уверена и счастливая.

После техники Искренний разговор обо мне я спрашиваю клиента, что его привело (выясняю его проблему, пожелание).

Он в общих чертах объясняет, а затем я прошу его рассказать о проблеме второй раз, но уже с помощью карт и конкретно техники Искренний разговор о проблеме.

Многие клиенты уже в процессе выполнения техники понимают, что им делать и оставшуюся часть сессии мы просто закрепляем этот результат.

Техника Мандала.

Ее цель- состоит из двух этапов: рассказ о проблеме и коррекция. Сейчас будем заниматься первой частью – Диагностикой.

Порядок выполнения: Мы просим клиента закрытым способом вытянуть из колоды карту, которая обозначает его проблему.

Даем клиенту ее как следует рассмотреть и спрашиваем:

Как эта карта указывает на вашу проблему?

Эта карта станет символом его проблемы.

Затем в закрытую попросим его вытащить еще восемь карт и расположить вокруг карты-проблемы.

Это должно выглядеть вот так:

Продолжение книги