Взрыв мозга. Технологии изменения сознания в деструктивных культах бесплатное чтение

Перевод Ирины Митрофановой

Рис.0 Взрыв мозга. Технологии изменения сознания в деструктивных культах
Рис.1 Взрыв мозга. Технологии изменения сознания в деструктивных культах

Редакторский проект Марата Нигматулина

Рис.2 Взрыв мозга. Технологии изменения сознания в деструктивных культах

© Митрофанова И., 2022

© ООО «Издательство Родина», 2022

Аннотация

Рис.3 Взрыв мозга. Технологии изменения сознания в деструктивных культах

Инфраструктура и маркетинговая политика «духовного» рынка сложна и продуманна, образные системы тщательно подобраны и выверены. «Духовный продукт» на любой вкус: в виде семинаров, книг, кассет, курсов… «Фишка» девяностых – НЛО и ченнелинг. Появились контактеры, владеющие каналом Христа, Вознесенных учителей, Сириуса и трансплутоновой планеты X. Доходный бизнес. За наш счет.

Рис.4 Взрыв мозга. Технологии изменения сознания в деструктивных культах

Но не все стремятся пополнить ряды очередного «Белого Братства». И тогда в ход идут деструктивные психотехники.

Мы, как обыватели, не знаем о существовании методов влияния на группы людей и отдельную личность. Мы не знаем о том, как сами создаем иллюзии, в которые охотно верим. Не знаем, что внутри нас всегда гнездится страх, навязанный нам извне. Не знаем, что в определенных ситуациях мы становимся очень внушаемыми. Не знаем о нашей склонности идти за харизматическими лидерами, и искать избавления от стресса в групповой сплоченности и коллективной вере. Мы не знаем о техниках модификации поведения, групповом конформизме, склонности подчиняться авторитету, когнитивном диссонансе и инстинктивно-приматологическом желании людей объединяться в группы. Мы не знаем о способах введения людей в измененные состояния сознания. Не знаем о существовании тонких технологий реформирования сознания, благодаря которым пытливым, ищущим и духовно развитым людям (и нашим детям!) могут внушать фобии и прививать зависимости. Не знаем, что, манипулируя жаждой духовности и философскими исканиями людей, их неудовлетворенностью, потерей ценностей и потребностью что-то изменить, их могут превратить в фанатиков. Многие молодые люди, бесстрашно тасующие карты состояний сознания из колоды реальностей, успели обжечься, оказавшись в узких коридорах реальностей карцерного тоталитаризма.

Когда-то давно нас убедили, что есть Он, и чтобы справиться с неопределенностью, нам остается уповать лишь на Него. Потом нас убедили, что Путь к Нему, каким бы именем Его ни называли, становится короче, если взаимодействовать с Ним через «посредника». «Посредник» строит официальные учреждения – Церкви, принимает пожертвования, отпускает грехи, борется за численность паствы, учит чтить священные писания. «Посредник» обещает нам райскую жизнь после смерти. «Посредник» облекает себя духовной властью. Но «Посредник», взявший на себя все Его полномочия – самозванец, ибо с Ним можно общаться непосредственно. Именно Он создает все реальности и миры, факты и интерпретации, карты и модели, хаос и порядок. Именно Он, как сказал Альфред Джерри, – это кратчайшее расстояние между нулем и бесконечностью. Он – это…

Если в ваш мозг введена программа примитивного сознания, согласно которой мир разделен лишь на два полюса «черное – белое», «добро – зло», «свет – тьма», «реальность – иллюзия», и т. д., то все, что вы думаете, вам кажется истиной, а все, что думает ваш оппонент – ложью. И наоборот.

Т. Лири, «Нейрополитика», гл. «Секретность и дезинформация – суицидальные политические тактики в кибернетическом обществе».

«Мудрец Шри Кришна Прем, сидя в маленьком ашраме на вершине горы, рассматривал картинки в средневековой книге по алхимии. Ткнув пальцем в изображение обнаженного человека, который держит на одном плече ангела, а на другом дьяволa, он сказал: «Только постигнув смысл этого рисунка, можно переходить к следующему уроку».

Тимоти Лири, Ibid.

«То, во что вы верите – неверно. Ваша вера в истину истинна лишь в тех пределах, которые находятся между внутренним и внешним опытом. Эти пределы – ваши убеждения, через которые нужно переступить».

Джон К. Лилли, «Центр циклона»

Предупреждение

Если вам очень уютно в этом мире и вас вполне устраивает ваша иллюзорная реальность, в которой вы не мучаетесь вопросами о смысле религии, истории и человеческой жизни, вам не стоит читать эту книгу.

Если вы искренне верите, что защитные механизмы и пропускные фильтры вашей нервной системы служат надежным гарантом неуязвимости ваших убеждений от влияния «духовных менеджеров», вам не стоит читать эту книгу.

Если вы верите в необусловленность вашего восприятия и в то, что ваше сознание никем не сформировано, и, следовательно, никем не может быть реформировано (пусть даже в результате применения эффективных техник психологического программирования), вам не стоит читать эту книгу.

Если вы фанатично верите, что религия, которую вы исповедуете, будь то христианство, буддизм, или суфизм – это «истинный и единственно правильный путь к спасению», а все остальные религиозные «течения» – это «ересь», для чего вам читать эту книгу?

Если вы заглушаете все возникающие у вас сомнения голосами авторитетных «учителей», наверное, вам тоже не стоит читать эту книгу.

То, о чем здесь рассказывается, кому-то может показаться кощунственной выдумкой, а кого-то удивит и обеспокоит. Но любое знание всегда сначала шокирует, будоражит, настораживает и вызывает недоверие. Людям нравится находить подтверждения их заранее установленным (и предубежденным) представлениям. Кроме того, человеческой природе свойственно заниматься «психологическим приписыванием». Мы постоянно выискиваем информацию, которая подтверждает наше предвзятое мнение. Увы, несмотря на протяженность, объемы и пропускную способность современной информационной сети, в целом мы еще очень неграмотны в области человеческой психологии и нейрологии.

Мы как обыватели не знаем о существовании методов влияния на группы людей и отдельную личность. Мы не знаем о том, как сами создаем иллюзии, в которые охотно верим. Не знаем, что внутри нас всегда гнездится страх, навязанный нам извне. Не знаем, что в определенных ситуациях мы становимся очень внушаемыми. Не знаем о нашей склонности идти за харизматическими лидерами и искать избавления от стресса в групповой сплоченности и коллективной вере. Не знаем и о таких приемах религиозного или идеологического оболванивания масс и отдельных личностей, как блеф, дезинформация, утаивание и фальсификации. Мы не знаем о техниках модификации поведения, групповом конформизме, склонности подчиняться авторитету, когнитивном диссонансе и инстинктивном желании людей объединяться в группы. Мы не знаем о способах введения людей в измененные состояния сознания. Не знаем о существовании тонких технологий реформирования сознания, благодаря которым пытливым, ищущим и духовно развитым людям (и нашим детям!) могут внушать фобии и прививать зависимости. Не знаем, что, манипулируя жаждой духовности и философскими исканиями людей, их неудовлетворенностью, потерей ценностей и потребностью что-то изменить, их могут превратить в фанатиков. Многие молодые люди, бесстрашно тасующие карты состояний сознания из колоды реальностей, успели обжечься, оказавшись в узких коридорах реальностей карцерного тоталитаризма.

Но зачастую мы не только не знаем, но даже не догадываемся, что каждый из нас – нейрогенетический робот. Мы – пленники наших представлений, нашей морали, системы ценностей, научных парадигм и массовых иллюзий.

Как известно, знание – это сила. Вряд ли эта книга вас упокоит утешит, все объяснит и не оставит вопросов. Предупредит – да. Вооружит – да. Возможно, вы задумаетесь о том, что однозначных ответов на главные философские вопросы нет и быть не может; что приемлемость разных ответов, которые даются церковью, государством, сектой, культурной средой или армией, зависит от туннеля реальности, которым обусловлено ваше относительное сознание. И значит, остается единственный путь – расширить это сознание, избавляясь от его обусловленности, или, следуя совету поэта и ясновидящего Уильяма Блейка «создавать собственную систему видения мира, чтобы не стать рабом чужих систем».

Изречение даосского учителя о том, что мы не сможем ни к чему прийти, потому что нам только кажется, будто мы куда-то идем, непременно заставит искателя Пути задуматься: если мы никуда не идем, как тогда мы оказались здесь и сейчас? Чтобы раздвинуть горизонты нейрологического пространства, трансцендировать пространство и время, понять, что каждый из нас – Звезда, и найти ответы на мучительные вопросы: Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Зачем живем? Почему умираем? Неужели после смерти ничего нет? Какова цель нашего прихода сюда? Что я могу сделать в этой жизни? (а ведь именно поиск однозначных ответов на эти вопросы заводит людей в церкви, секты и культовые школы) мы должны быть не просто информированными и эрудированными людьми. Мы должны развивать разум, расширять наше сознание и… эволюционировать к бессмертию.

Еще в 1944 году Эйнштейн разработал тест на интеллектуальное развитие, который со временем был усовершенствован Ф. М. Исфэндайри. Чем умнее вид или отдельный человек, тем шире сфера его компетентности, тем быстрее и точнее происходит прием, обработка и передача информации. Люди умнее других млекопитающих, потому что научились принимать, запоминать, упорядочивать и передавать при помощи символов и артефактов колоссальный диапазон энергий. Отвечая на вопросы теста Эйнштейна-Исфэндайри о том, как развивать разум, психолог Тимоти Лири пишет, что нужно «постоянно расширять пределы, источники и интенсивность получаемой информации. Постоянно пересматривать и перерабатывать личные карты реальности и метафоры реальности других людей по мере поступления новой информации, и искать новые метафоры для оценки событий в настоящем. Как можно больше времени проводить с людьми, которые умнее вас, либо побуждают вас становиться умнее».

Расширение сознания – это способность воспринимать новую информацию. Одним из главных факторов, побудивших отказаться от старой системы Евклида-Ньютона в пользу новой научной парадигмы Эйнштейна-Планка, стал принцип неопределенности Гейзенберга.

Казалось, этот принцип лишал всякой надежды на объективность исследования. Первой реакцией на авторитетное мнение Гейзенберга стало философское уныние и ощущение тщетности всех научных исследований. «Увы», – застонали ньютонианцы, – «нам никогда не суждено узнать, как устроена божественная Природа, поскольку сам акт исследования изменяет характер явлений».

Сейчас мы как разумный вид достаточно повзрослели и поняли, что принцип неопределенности – это принцип нейрологической определенности. Все, что мы видим и знаем, – это одна из функций разума в действии, которая занимается отображением нашей реальности, то есть отображением способа, которым мы программируем наши мозги. Давайте возьмем на себя всю ответственность за познание. Ведь даже на данной стадии нашей генетической эволюции мы способны ответственно определять, конструировать и создавать новые реальности для жизни!

Беспомощность от невозможности принять и прочувствовать новые парадигмы науки должны были кануть в лету еще в двадцатом и двадцать первом веке. Сегодня мы уже почти смирились с мыслью, что фундаментальной реальности не существует, а лучшим на сегодняшний день объяснением всех загадок Вселенной служат теории нелокального взаимодействия, множественных реальностей и нелинейная логика. Так что давайте привыкать к понятию неоднозначности и к тому, что на каждый вопрос, включая вопросы Высшей силе, пути спасения и о том, кто запустил механизм Вселенной в действие, можно дать множество ответов, и каждый из них будет в чем-то правильным!

Да, соприкосновение с реальностью всегда становится причиной страданий и стресса. Но любая реальность неотделима от сознания, и поэтому любая реальность – это лишь модель реальности, а все Боги этой реальности – лишь модели несовершенного человеческого представления о непостижимом. Все эти метафоры и карты реальности, включая модели Бога, отражают нынешнюю стадию эволюции человеческого мозга, и никак не может претендовать на истинность, не говоря уже о том, что реальность как продукт нашего сознания может вообще быть сплошном иллюзией. Или же нами самими! Ведь, как сказал японский Mастер дзэн, «У обратной стороны всегда есть обратная сторона».

Притча о пяти гусеницах и бабочке

Находясь на пороге собственного метаморфоза, гусеницы впервые увидели бабочку.

Гусеница-ортодоксальный консерватор фыркнула: «Это незаконно и аморально. Надо арестовать эту безответственную особу и посадить ее в клетку. Пусть ползает по земле, как все мы».

Гусеница-технолог тяжело вздохнула и с горечью проронила: «Мне никогда не стать одной из них».

Гусеница-прогрессивный либерал риторически воскликнула: «Как смеет это легкомысленное создание свободно летать, когда у бабочек в Бангладеш нет цветных телевизоров, а бабочки Эфиопии голодают?».

Гусеница-буддистка высокомерно протянула «ОМ» и отрешенно заметила: «Чтобы летать, мне не нужны крылья. Стоит мне сесть в позу лотоса, и я улечу в астрал».

А гусеница-христианка перекрестилась и укоризненно пробормотала: «Если бы Господу было угодно, чтобы гусеницы летали, он дал бы нам крылья».

Т. Лири. «Нейрополитика»

Путешествие самопознания обычно показывает, что все наши убеждения – это фильтры, ограничивающие более глубокое понимание. Как сказал доктор медицинских и философских наук нейропсихолог Роджер Уолш, сознаем мы это или не осознаем, все мы движемся к выходу из туннеля убеждений и веры. Но остается вопрос, насколько реален этот мир.

Добро пожаловать в реальный мир?!

Часть I

«Путь», деструктивные секты и харизматические группы

Глава 1

О чем пойдет разговор

Благообразные ласковые женщины останавливают вас на улице и, протягивая листовку «Бог тебя любит», вступают в разговор: «Извините, можно вас на секундочку? Скажите, вы в Бога нашего единого верите?».

Под звуки цимбал и барабанов на перекрестках улиц танцуют и поют бритоголовые люди в шафранных туниках.

Под проливным дождем от машины к машине бегают мокрые подростки, предлагающие купить цветы.

Прилично одетые люди нервного вида знакомятся с людьми в холлах аэровокзалов, возбужденно призывая их вносить денежные пожертвования на программы изоляции жертв СПИДа.

Административные работники в костюмах-«тройках» сидят в состоянии гипнотического транса в банкетном зале отеля на групповом сеансе «пробуждения сознания», финансируемом руководством компании.

Домохозяйки посещают собрания, осваивая приемы квалифицированной вербовки людей в коммерческую пирамиду по сбыту продукции определенной фирмы.

Сотни студентов в университетской аудитории внимают речам новоявленного лидера, который обещает научить их левитировать и проходить сквозь стены, находясь в состоянии глубокой медитации.

Старшеклассники отправляют сатанистские ритуалы, «причащаясь» кровью и мочой для обретения силы и могущества.

Тысячи людей из разных слоев общества записываются на обучающие семинары, где переживают инсайты, во время которых подключаются к Нему через «канал», «открытый» предприимчивым лидером.

В грязи Джонстауна валяются жертвы массового суицида: более девятисот трупов отравленных мужчин, женщин и детей.

Люди в панической давке покидают станцию токийского метрополитена, спасаясь от отравления зарином.

Это лишь несколько наглядных примеров деятельности деструктивных сект, которые мы привыкли называть тоталитарными. (На Западе их принято называть деструктивными культами).

Есть ли среди ваших близких, родных, друзей или знакомых человек, который изменился до неузнаваемости, оказавшись втянутым в какую-нибудь закрытую группу? Да? Тогда вам следует знать, что радикальное изменение его личности вызвано мощнейшей психологической обработкой, жертвой которой он стал, примкнув к этому закрытому сообществу. Неизбежные приметы приобщения к деструктивной секте – это стирание личной истории, потеря индивидуальности и полное обезличивание.

По далеко неполным статистическим данным на 1996 года на территории СНГ, в частности, в России и Украине, жертвами деструктивных сект стало более полумиллиона человек. Из них 70 000 человек входило в «Богородичный центр», около 60 000 считало себя «Свидетелями Иеговы», 48 500 человек входило в «АУМ Синрике» (до ареста Асахары), 10 000 были последователи «Белого Братства» (всего в мире их насчитывалось 144 000), 000 строили Шамбалу в «Общине единой веры» неистового Виссариона…

Что же касается США, то по самым приблизительным оценкам к началу восьмидесятых годов в этой стране насчитывалось коло трех тысяч деструктивных культов, в ряды которых входило три миллиона человек[1][2]. Самыми известными и многочисленными среди них были «Церковь Объединения» Сан Мюн Муна, Миссия Божественного Света» гуру Махараджи Джи, «Общество трансцендентальной медитации» гуру Махариши Махеша, «Церковь. сайентологии» Рона Хаббарда, «Международная коммуна динамической медитации» Бхагвана Раджниша (Ошо), «Общество сознания Кришны» Свами Прабхупады, а также скандально известные секты «Народный Храм» Джима Джонса, «Ветвь Давидова» Дэвида Кореша и «Семья» Чарльза Мэнсона.

Но деструктивные религиозные, политические и террористические секты представляют собой лишь одну из разновидностей самых обычных харизматических групп, к числу которых относятся религиозные и политические движения, группы саморазвития, целительства и духовного возрождения. Поэтому мы должны глубоко исследовать феномен харизматических групп, а потом разобраться, какие факторы позволяют считать харизматическую группу деструктивной.

Изучая харизматические группы, мы попытаемся понять, почему люди примыкают к ним и в чем причины удивительных трансформаций, которые происходят с людьми, вступившими в такие группы. Возможно, мы сумеем ответить на вопросы: почему члены харизматических групп радикально меняют взгляды, образ жизни и совершают несвойственные им поступки, которые приводят в смятение всех, кто их знает? Почему они могут обрить голову и отплясывать в скверах, превратиться в «наркоманов групповых инсайтов» или с энтузиазмом продавать за гроши безделушки? Почему они могут отречься от семьи, внезапно уехать за тысячу километров, изменить имя, исчезнуть, а порой ради группы пойти на убийство или самоубийство?

Какими бы странными ни казались эти трансформации, они вполне объяснимы с точки зрения групповой динамики и социальной психологии. Психологи выделили ряд принципов, которые активно действуют во всех харизматических группах.

Все харизматические группы обладают высокой степенью сплоченности, жестко регулируют поведение членов при помощи коллективной системы убеждений и приписывают трансцендентное начало лидеру группы и групповой миссии.

Все харизматические группы обладают поразительной способностью оказывать влияние на образ мыслей своих последователей, кардинально менять их систему ценностей, мировоззрение и поведение.

Но только деструктивные секты разрушают человеческую личность и все ее связи с внешним миром, применяя психологический контроль и технологии реформирования сознания.

Мы часто удивляемся поведению членов сект, продиктованному убеждениями, которые не совпадают с нашими собственными. Мы считаем непонятным поведение бритоголовых кришнаитов, которые разгуливают по улицам в шафранных туниках, продавая «Бхагавад-Гиту» и ароматические палочки. Мы не понимаем членов сект, которые целыми днями торгуют мелочевкой. И в этом нет ничего странного. Как только человек становится членом секты, он принимает новую систему убеждений. Поскольку эта система убеждений ассоциируется с групповой сплоченностью и определенной линией поведения, он перестает считать такое поведение необычным или неправильным, пусть даже оно шокирует окружающих.

Чтобы разобраться, проявляет ли харизматическая группа характерные качества деструктивной секты, не нужно лезть в ее теологию или идеологию. Нужно акцентировать внимание на том, чем занимается группа, а не на том, во что она верит. Необходимо анализировать, как общаются люди в данной группе и как происходит обмен информацией с внешним миром, а не оценивать «правильность» групповой веры, политических взглядов или интерпретации Библии. Глупо давать оценки с позиции «я прав, а ты не прав», считать априори правильными только нашив взгляды и пытаться обратить «заблудших» в собственную веру. У каждого человека должна быть возможность самостоятельно исследовать разные точки зрения, думать, выбирать и создавать реальность в соответствии с его представлениями. Но право на меру и создание личного туннеля реальности не дает право использовать эту веру в разрушительных целях для прикрытия антигуманной деятельности. Иначе группы феминисток давно бы обезглавили сильную половину человечества, а секты сатанистов открыто совершали бы ритуальные убийства людей.

Необходимо также обратить внимание, какими методами человека затягивают в группу и удерживают в ней. Если в процессе вербовки, на «вводных лекциях» и после вступления человека в группу к нему применяют техники психологического контроля, позволяющие заменить его «истинную» личность на «сектантскую», то есть все основания считать такую группу деструктивной сектой.

В деструктивных сектах активно применяются техники модификации поведения с внушением фобий и зависимостей. Реформирование сознания происходит незаметно на основе провоцирования когнитивного диссонанса, гипнотического транса, внушения, нейролингвистического рефрейминга, информационной перегрузки, сенсорной депривации, нейрологического переимпринтирования, тоталитарного контроля эмоций, поведения, мыслей и информации.

Глава 2

Об искателях Пути, Истины и Высшей реальности

Что же касается любого учения, провозглашающего Истину, то знай, что Истина невыразима.

«Алмазная сутра», 21.

Любое учение похоже на плот: с его помощью нужно перебираться на другую сторону руки, но это не значит, что его нужно повсюду таскать за собой.

«Мадждхима Никайя», 134–135.

Вас удручает хроническое безверие. Вы видите, что система общепринятых, экзистенциальных, принятых без доказательства, устойчивых и уютных представлений относительна и неполна, и в любой момент может рассыпаться, как карточный домик. Вы пытаетесь понять, как работает ваш мозг, создающий реальности и проецирующие иллюзии. Вы стремитесь вырваться за пределы этих реальностей и расширить сознание. Вы ищете Путь.

Незнание, догматичность убеждений и множественные иллюзии (верования, страхи и космологические представления) являются отражением культуры, в которую мы включены. Социокультурные убеждения и страхи создают барьер, за который мы не можем выйти, чтобы проверить, насколько они правильны. Так иллюзии остаются непроверенными и укрепляют страхи, которые их же и породили.

В целях выживания человек постоянно вводит себя в заблуждение, – создавая, поддерживая и укрепляя мир собственных иллюзий. Тогда почему мы так боимся смерти, которая на деле просто означает потерю иллюзий?

Никто не хочет мириться с представлением, что жизнь – это миг между рождением и смертью. Должна же быть в жизни какая-то цель! И пока мы не знаем этой цели, ее придумывают для нас пророки, предлагая веру в Своих Богов. Все религии и философские системы, в сущности пытались решить главную проблему, занимавшую умы человечества, – проблему смерти.

Западные религии обещают бессмертие в «небесном царстве», куда смогут попасть лишь официально признанные обществом праведники. Восточные религии, трезво понимая, что человеческая жизнь неминуемо заканчивается болезнью, угасанием и смертью, предлагают пассивное смирение и отрешенность.

Тимоти Лири считал любые представления (и основанные на них иллюзии) полезными, здоровыми и плодотворными, если они жизнеутверждающи. При введении в восприимчивый мозг они сплавляются с другими представлениями, идеями и мыслями, эволюционируют и становятся мощной программой выживания. Но если в программное обеспечение проникает мысль-вирус, «здоровые» представления перерождаются в «злокачественные». Сотни миллионов несчастных людей живут по таким вирусным программам, как «избранный народ», «Христос – добрый пастырь», «первородный грех», «гнев Господний», «Аллах» и «царство небесное».

В туннеле реальности таких вирусов человек со слабым иммунитетом и без внутренних ориентиров легко управляем и внушаем. Хочешь высшей реальности и высшей истины? Пожалуйста! Нужно только верить в иллюзию спасения… и не выходить за территорию, ограниченную духовными пастырями.

Жаждой бессмертия искусно манипулируют разные идеологические институты, навязывая собственные правила игры. По мнению Тимоти Лири, Бытие, первая глава иудейско-христианской Библии, откровенно излагает стратегию манипулирования псевдобессмертием, в которой добро и зло используются в качестве «вывески», прикрытия, абстракции и хитрого тактического хода.

Как ни прискорбно, но любая монотеистическая религия по определению примитивна, поскольку создана для того, чтобы сфокусировать человеческое сознание на иерархии улья. Эта религия провозглашает, что есть лишь один Бог и лишь одна реальность. Следовательно, существуют только две точки зрения: правильная (и единственная), если она совпадает с точкой зрения власти улья, и еретическая, если она оппозиционна. Единственное, что требуется, – это подчинение. Слово «ислам» означает «подчинение». Основная поза в христианстве – коленопреклонение. Да будет воля Твоя!

Монотеизм не причиняет вреда законопослушным и религиозно настроенным гражданам, которые страстно желают снять с себя бремя ответственности и переложить ее на плечи всемилостивого Бога. Но монотеизм наносит огромный вред тем, кто эволюционирует дальше. Когда развитые личности совершают открытие, что «все едино», они начинают понимать, что «все реальности, которые я ощущаю, создает мой мозг». Это открытие пугает, поскольку новоявленный обладатель многоуровневого тела и сознания должен принять на себя всю власть и ответственность, которые безраздельно принадлежали Богу.

Принцип соответствия не позволяет считать священные писания лжеучениями, поскольку мы должны их толковать на трех уровнях: историческом, назидательном и духовном. Остается лишь одно: считать их ценными этологическими документами, помогающими определить эволюционную стадию развития общества, в котором они создавались.

Есть лишь один Бог, который создает вселенную и делает траву зеленой. Этот Бог – ваш мозг. Вы, как операторы собственного мозга, создаете модели вселенной и туннели реальности, метафоры восприятия и карты маршрутов, по которым хотите идти. Но мы упорно продолжаем считать божественное чем-то экзистенциальным, чем-то фактическим существующим, пусть даже где-то там. Но, как сказал Джозеф Кэмпбелл: «Бог – это всего лишь наше представление, это наш символ непостижимого и трансцендентного».

Слепая вера в официально указанного и провозглашенного Бога не предполагает духовного развития, она сдерживает расширение сознания и грозит смертью разуму, потому что узко понимаемый Бог всегда очерчивает территорию дозволенного. Стремление к духовному развитию и конструированию иллюзий часто совпадает с задачами харизматических лидеров установить господство над территориями и душами.

Когда человек перестает конструировать жизнеутверждающие иллюзорные реальности в поисках лазеек для духовного выживания, его духовные поиски могут оборваться в мрачных туннелях тоталитарных режимов, из которых, как потом выясняется, человек очень редко выбирается сам. Одним из таких тоталитарных туннелей реальности может стать харизматическая группа и деструктивная секта.

Глава 3

Что такое харизматическая группа

На протяжении истории человечества в разных уголках мира появлялись самые разные «пророки», обладавшие достаточной харизмой, чтобы привлечь к себе последователей. Что такое харизма? Во-первых, это редкое качество или умение общаться, приписываемое тем людям, которые демонстрируют исключительную способность увлекать за собой толпу. Во-вторых, это божий дар или приобретенная в результате самообучения психическая способность вызывать чудесные изменения в человеческом поведении. Итак, чтобы «пророк» мог стать харизматическим лидером, он должен обладать даром убеждения и способностью побудить людей к выполнению некой трансцендентной миссии, используя все доступные ему средства (в том числе и телевидение).

По мнению социолога Макса Уэбера, если харизматический лидер хочет достичь успеха и сохранить непререкаемый авторитет на протяжении долгого периода времени, он должен создать упорядоченную социальную структуру и обслуживающую ее систему негласных законов.

Трансцендентность миссии типичной харизматической группы отражается в ее обрядах и ритуалах, поэтому лидер должен создать базовые групповые традиции. Эти традиции, в которых лидер объявляется воплощением святости, предписывают группе руководствоваться неким стандартом поведенческих норм, чтобы успешно выполнять групповую миссию. Эти нормы распространяются на личную жизнь каждого члена группы и на совместную групповую деятельность. Любая социальная структура жизнеспособна на протяжении длительного периода времени только тогда, когда она организована, создает новые инициативы, следит за соблюдением порядка и разрешает повседневные конфликты. Поэтому в харизматической группе необходимо создать административный аппарат и четко обозначить иерархию власти. В состав харизматической группы могут входить десятки, сотни и даже тысячи членов. Члены такой группы (а) коллективно разделяют определенную систему убеждений; (б) проявляют высокий уровень социальной сплоченности; (в) придерживаются строго установленных норм группового поведения; (г) приписывают харизматические (и даже божественные) качества лидеру группы и даже самой группе как социальному институту.

Несмотря на разницу в идеологии и ритуальном поведении, вес харизматические группы объединяет одна общая черта, которая характеризует процесс вступления в группу и опыт членства. Харизматические группы всегда возникают в тот период, когда общество с его традиционной системой ценностей не в состоянии решить серьезные социальные проблемы, которые встают перед личностью. Чаще всего люди вступают в харизматические группы в период сильного стресса – когда испытывают хроническую неудовлетворенность, переживают кризис отношений или ощущают, что не могут себя реализовать. Харизматические группы обычно привлекают новых членов, со давая атмосферу безусловной любви, признания и поддержки и предлагая особое мировоззрение, которое обещает решить все их экзистенциальные проблемы. Вступление в такую группу сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, глубокими изменениями в восприятии и, как правило, приносит эмоциональное облегчение. Антистрессовое действие и улучшение общего эмоционального состояния позволяет новообращенному члену считать группу состоятельной, а её миссию – великой.

Лидер труппы воспринимается как авторитетная фигура, обладающая знанием и способная разрешить все проблемы человечества. В процессе взаимодействия с последователями лидер группы сам начинает верить в то, что ему предназначена великая миссия спасения человечества, и любое действие оправдывает групповой философией трансцендентальности его миссии. Это позволяет ему предъявлять такие требования к последователям, которые объективному постороннему наблюдателю кажутся противоправными и оскорбительными. Опираясь на догму или свод принципов, которые получены от лидера, группа с большой серьезностью относится к решению повседневных задач и участию во внутри групповых мероприятиях.

Чем ближе завербованные в группу люди сходятся с остальными членами группы и чем сильнее разделяют групповые ценности, тем благополучнее в эмоциональном плане себя чувствуют; напротив, если они эмоционально отделяются от группы, то начинают испытывать глубокий эмоциональный стресс. Такие эмоциональные «качели» укрепляют в них желание подчиниться групповым нормам, поскольку конформизм подспудно сопровождается улучшением их эмоционального состояния.

Групповые нормы поведения обычно регулируют все сферы жизнедеятельности последователей (включая сферы сексуальных наклонностей, общения и интеллектуальных стремлений). Эти стандарты поведения определяют, что «правильно» и «неправильно», допустимо или недопустимо, желательно или нежелательно. Поскольку во всех этих сферах последователи предпочитают действовать сообща, они не считают ни коллегами, ни друзьями посторонних людей, не принадлежащих к данной группе, и стараются держаться от них подальше. Каждый член группы постоянно стремится добиваться все более высокого уровня признания группы и в полной мере соответствовать групповым ожиданиям.

Чтобы оставаться стабильной, харизматическая группа должна быть сплоченной социальной системой. В 1947 году Курт Левин определил групповую сплоченность как «некое силовое поле, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться». Сплоченность предполагает привлекательность группы для ее членов и глубокую взаимную симпатию между членами группы, которая укрепляет их связь друг с другом и порождает доверие. Для сохранения доверия между членами группы и их доброго отношения друг к другу нужно манипулировать их действиями, взглядами, и изгонять бунтарей, которых делают козлами отпущения. Все действия членов группы внимательно отслеживаются гласно или негласно назначенными наблюдателями. Члены группы подчиняются групповым нормам, безотчетно опасаясь ухудшения эмоционального состояния и подавленности, которые ассоциируются с сомнениями в истинности групповых ценностей. Фактически, основой групповой сплоченности служит эмоциональный аспект в системе групповых межличностных отношений.

Информация из внешнего мира фальсифицируется и редактируется, а ее подача строго дозируется, чтобы как можно сильнее сгладить противоречия между взглядами группы и общества в целом. Чтобы предотвратить дестабилизацию и заручиться преданностью членов, группа может придерживаться взглядов, которые не просто игнорируют реальность, но и противоречат большинству общественных норм. Явным показателем того, что идеалы группы заслуживают доверия, служит приход новых членов, поэтому многие группы ведут политику агрессивной вербовки.

«Пограничный контроль», который практикуется группой, призван защитить ее от внешней агрессии. Группа вынуждена бороться, чтобы сохранить собственную целостность и обрести признание или, по крайней мере, заслужить к себе терпимое отношение со стороны общества в целом, ибо в группе обычно представлено небольшое и инакомыслящее меньшинство. Чтобы защитить членов от ассимиляции, в группе насаждается подозрительное отношение к обществу в целом, а также к его представителям, не разделяющим ценности группы. Собственно говоря, всех людей делят на последователей и «чужаков», причем последние не считаются полноценными людьми, а если так, то ради стабильности группы как социальной системы их официально разрешено обманывать и ими можно манипулировать.

Харизматические группы могут входить в конфликт с окружающим обществом. Они пренебрегают интересами семей новообращенных, придерживаются агрессивной и даже параноидальной политики в отношении посторонних людей, которые подозреваются в недружественном отношении к группе. Идеологические позиции группы идут вразрез с идеологией общей культуры. С одной стороны, они манипулируют эмоциональной потребностью последователей принадлежать к сплоченной социальной системе. А с другой – предлагают последователям довольно причудливую идеологию, позволяющую окружить группу психологической стеной. Таким образом лидеру удается создать закрытую систему. Эта система успешно затягивает членов в глубокую воронку социального контроля, который требует абсолютной преданности и отказа от обычных социальных норм.

Исследуя поведение многих харизматических лидеров, психологам удалось выяснить, что, помимо харизмы, чаще всего они обладают незаурядным умом, находчивостью и предприимчивостью. Как правило, это ловкие, изобретательные, проницательные и образованные люди. Среди лидеров или в руководстве многих современных сект есть бывшие военные психологи, которые в свое время занимались разработкой психологических приемов ведения войны и прекрасно освоили техники воздействия на человеческое сознание. Многие лидеры стремятся управлять людьми так, чтобы они не подозревали, что ими управляют. Они умело внушают последователям веру в собственное могущество и контролируют их поведение через эту веру. Чаще всего они ощущают собственную неполноценность, и поэтому отчаянно цепляются за возможность утвердиться за чужой счет. Демонстрируя внешнюю власть над людьми, они отвлекаются от глубокого внутреннего конфликта.

Дальнейшее развитие харизматических групп, как правило, происходит по одному из следующих сценариев. Они могут стать бюрократическими организациями, когда харизма лидера-основателя приписывается иерархическому руководству группы. Они могут ассимилировать в общество, если руководство не придерживается тактики самозащиты и изоляции. Они могут войти в прямой конфликт с обществом из-за идеологических разногласий и агрессивной позиции с обеих сторон, что потенциально может привести к преступной деятельности группы. Во избежание негативных последствий эти группы могут переселяться в отдаленные места.

Глава 4

Что такое деструктивная секта

Не играйте с масками реальности, пока не научились обращаться с реальностью масок.

Р. А. Уилсон

Заглянув в толковый словарь, можно узнать, что «секта» – это религиозная община, или группа, отколовшаяся от господствующей церкви и отправляющая специфический культ, а «культ» – это религиозное служение божеству и связанные с этим обряды, то есть некая религиозная практика поклонения и обожествления. Секты как общины, более или менее радикально порвавшие с официальными, или государственными, церквями, весьма часто расходятся с ними не только в метафизических, но и в этических вопросах. Везде, где в той или иной форме существует официальная религия или в основу государственных (общественных) отношений положены определенные этические принципы, этика неотделима от политики. Поэтому секты часто бывают оппозиционны не только по отношению к церкви, но и по отношению к государственному и социальному порядку. В том же толковом словаре читаем, что сектой может называться и вполне светская группа лиц со своим собственным культом. Согласно второму определению, «секта» – это узкий круг людей, которые обособились от общества и замкнулись на узком круге интересов, поклоняясь определенной эстетической или интеллектуальной программе, тенденции или харизматической личности.

Итак, секта – это группа, которая характеризуется специфическим ритуалом поклонения богу или личности, изоляцией от «враждебной» социальной среды и наличием харизматического лидера.

Хотя странные убеждения и ритуалы секты еще не свидетельствуют о ее деструктивном характере, в современном мире слово «секта» приобрело крайне негативный оттенок и ассоциируется с опасной группой людей, возглавляемой «пророком», психопатом, шарлатаном, или бандитом.

Как уже говорилось, в деструктивных сектах к последователям систематически применяются современные методы психологической обработки и приемы воздействия на сознание, активно используются техники модификации поведения, эксплуатируется внутренне присущий человеку групповой конформизм и подсознательная потребность подчиняться авторитету. Кроме того, в деструктивных сектах широко практикуется обман, фальсификация и запугивание. Это позволяет поэтапно разрушить личность и, манипулируя мыслями, чувствами и поведением последователей, реформировать их сознание. В деструктивной секте нарушаются права человека. Активно воздействуя на сознание и подсознание людей с помощью ряда специальных техник, о которых мы будем подробно рассказывать, им прививаются фобии и зависимости, лишающие последователей возможности покинуть секту.

На сегодняшний день существует множество техник воздействия на нервную систему и мозг человека, то есть на человеческую нейрологию.

Все, что человек думает, помнит, осознает, чувствует и узнает, – это результат деятельности мозга. Каждый человек обучается и чувствует по-своему, потому что в процессе развития нервной системы в его памяти запечатлевается определенная информация (импринт). Каждый импринт определяет позитивный или негативный фокус для последующего формирования условных рефлексов (обуславливания). Именно импринты и условные рефлексы определяют, как человек воспринимает реальность. С помощью специальных техник человека можно ввести в состояние так называемой импринтной уязвимости, когда он становится повышенно внушаемым, и полностью его перепрограммировать. Создавая новые импринты и новые условные рефлексы, можно изменить систему представлений, сознание, восприятие реальности и модели мышления. Мозг как бы «переключается» и начинает работать иначе. Сознание человека изменяется и человек воспринимает лишь ту реальность, которую ему навязали. Начинается процесс автоматической фильтрации: сигналы, которые не вписываются в его новый туннель реальности, экранируются, а информация, которая хорошо увязывается с навязанной ему системой представлений, воспринимается как единственно верная. Применяя к людям методы нейрологического воздействия, секта «стирает» истинную личность и создает «новую» с «новым» сознанием[3].

Когда человек долгое время живет в «искусственной» реальности деструктивной секты, он теряет индивидуальность и живет в скорлупе «искусственной» личности, созданной сектой. Каждая личность характеризуется определенным набором убеждений, моделей поведения, стилем мышления и эмоциональными реакциями. В условиях психологической обработки и колоссального социального воздействия реальная личность человека, сформированная родителями, воспитанием, образованием, друзьями и его свободой выбора, насильно подменяется новой сектантской личностью. Человека погружают в такую социальную среду, где он вынужден отказаться от прежнего «Я». Чтобы функционировать в новой групповой реальности, он должен принять новый облик, который одобряется группой. Любая реальность, которая может напомнить ему о его прежней личности и вернуть прежнее представление о себе, искусственно устраняется. Даже если поначалу человек умышленно подыгрывает окружению, чтобы остаться в группе, со временем он неизбежно пропитывается тоталитарной идеологией, которая меняет его предыдущую систему представлений. Такой процесс изменения можно запустить в течение нескольких часов, но для его стабилизации, как правило, необходимо несколько недель. Любая тоталитарная система, и, в частности, деструктивная секта, стремится разрушить индивидуальную целостность человека и его самостоятельность в принятии решений.

1 Бахрошин Н. Похитители душ. «Собеседник», 9, 1996 г.
2 Glenn Collins, “The Psychology of the Cult Experience,” The New York Times (March 15, 1982).
3 Т.Лири, «Семь языков Бога».
Продолжение книги