Лабиринты Таро. Том II. Минорные арканы бесплатное чтение

Введение
Минорные арканы занимают 70% всей колоды Таро, являются её старейшей частью и не менее, если не более загадочные, чем Мажорные арканы. В русском языке их принято называть «Младшими», т. к. они не несут в себе большие архетипы, не восходят к высшим идеалам, изображают бытовые ситуации, если вовсе не лишены какой-либо сюжетной составляющей. Но мы предпочитаем их более верное название – Минорные (Minor от лат. «меньший», а не младший). Для нас, авторов книги, Минорные арканы – это полутона, оттенки архетипов, детали, которые насыщают, наполняют Таро делая эту систему действительно невероятно богатой. И перед тем, как пуститься в путешествие по колоде, т. к. мы с вами продолжаем наш путь, нам нужно вспомнить, какой путь мы уже успели пройти.
Идеи первого тома
В томе 1 мы рассмотрели арканы Таро с необычной стороны, не с историко-традиционной, когда основной упор делается на традицию общества Золотой Зари, фримасонства и тогдашнего понимания оккультных знаний, а на современные исследования в области философии, психологии, науки, метафизики, и на результаты практического прохождения и проживания арканов в Лаборатории Таро. Идея такого подхода заключалась не в том, чтобы усомниться в гениальности мистиков прошлого, но наоборот дать их творениям новую жизнь, созвучную современным реалиям. Некоторые понятия немного устарели, некоторым дали новые научные имена, некоторые идеи были пересмотрены. Мир изменился, и теперь многое из написанного мистиками прошлых веков стало не понятным. Чтение их становится тяжёлым заданием, подвластное лишь истинным любителям оккультного знания, уважающим традиции Таро. Но и без погружения в эту, несомненно, интересную сторону Таро, колоду можно понимать глубоко и прочувствовать философски, обратившись к знаниям современного мира и увидев, что концепции Таро не только не устарели, но стали ещё более глубокими, и при этом более понятными. Таро – модель мира, и чем дальше продвигается наше познание этого мира, тем сильнее и детальнее открываются карты. Надеемся, что когда у человечества будет ещё больше информации, то кажущиеся сейчас умозрительные идеи арканов, обретут обоснование и доказательства своей истинности, и даже раскроют знакомые образы с новой, неожиданной стороны.
Мы попытались дать подобное обоснование на основе имеющихся сейчас достижений, и пришли к очень интересным выводам. Эти выводы, во многом могут показаться необычными и непривычными для тех, кто занимается Таро давно, но эти выводы не противоречат любым другим принципам рассмотрения карт. В основе нашего подхода лежала попытка понять основные изначальные принципы, мы зовём их архэ. Они формируют всё наше мироздание. Это нечто более высшее, более универсальное, чем архетипы, которые связаны с человеческим коллективным бессознательным. И эти архэ напрямую связаны с природой чисел. Мы рассматривали аркан с более универсальной, вселенской, метафизической стороны, используя числовые значения арканов, не привязываясь конкретно к какой-либо колоде. Это позволило нам обосновать более современным методом, почему арканы пронумерованы именно так, а не иначе. Каждый аркан благодаря этому стал чётче, точнее, он описывает конкретную силу, природу, принцип, или закон, который скрыт за ним. В итоге мы смогли найти проявление арканов не только в философских рассуждениях, но и в нашей реальной жизни, на практике. Мы смогли привязать каждый аркан к энергиям, которые сопровождают нас на нашем пути, чтобы научиться пользоваться этим знанием для улучшения качества нашей жизни.
Важным нововведением стало разделение значения аркана как числа, и значение аркана непосредственно в изображении карты в той или иной колоде. Мы уже сказали, что постарались понять арканы через архэ, но также мы рассматривали колоду Уэйта, как особое осмысление этих архэ. Например, 7 аркан является архэ личного блага, выделения для себя значимого. У Уэйта этот аркан приобретает оттенки становления личности, индивидуальности. И действительно, когда мы начинаем прорабатывать 7 аркан и погружаемся в определение значимых для себя вещей, мы начинаем работать над развитием собственной личности, мы больше прислушиваемся к себе, а не к обществу, мы развиваем свою индивидуальность. Но индивидуальность и разотождествление с обществом не является самой сутью аркана, не является архэ, а лишь частным проявлением этого архэ. Возьмём любую другую колоду, например Таро «Поиск видений» (The Vision Quest tarot), там 7 аркан вовсе не Колесница, а Духовный воин, отправившийся на поиски собственного духовного пути. Является это индивидуализацией? Не совсем. Часто одним из этапов духовного пути является отказ от Эго, отказ от личной истории. Однако делается это не для уничтожения себя, а наоборот во благо себе, человек отказывается от чувства собственной важности, отправляясь за по-настоящему значимыми вещами. Итак, мы видим, что есть две карты, два 7-х аркана, в которых есть отличия в посыле, но внутри них всегда присутствует общий принцип. Словно Мажорный аркан состоит из общего ядра (архэ) и может проявляться по-разному на своей периферии (особенности аркана в конкретной колоде). Для того, чтобы различать в книге ядро и периферию аркана мы условились называть ядро аркана числовыми значением (например, 7-й аркан), а периферию названием карты (например, Колесница).
Одним из наших открытий в долгом исследовании Мажорных арканов было применение к ним золотого сечения. Мажорных арканов насчитывается 21 (если не считать 0), и так как они являются некоторым целым, представляющим собой модель мира, то нам интересно было взглянуть на то, как золотое сечение отражается на этой самой модели мира. Где проходит важная невидимая линия, которая для нашего подсознания делает Мажорные арканы шедевром? Оказалось, и это подробно рассмотрено в томе 1, что точка золотого сечения проходит в 13 аркане (Смерть) и делит, тем самым, Мажорные арканы на две группы: так называемые арканы земных уроков (с 1 по 12 аркан) и арканы духовных уроков (с 14 по 21). Нулевой и 13 арканы являются особыми точками. Обнаруженные арканы земных уроков исполняют ключевую роль для понимания природы Минорных арканов, о чём будет сказано далее в книге. Важно также отметить, что группы не просто названы «уроками» для красного словца. Это действительно уроки, которые мы проходим в течение нашей жизни, и усвоение которых поможет нам сделать нашу жизнь гораздо уравновешеннее, безмятежнее. Земные уроки подразумевают под собой те необходимые для нас знания о мире и себе, которые способны сделать нашу обычную жизнь приятной. Конечно, они не исключают негативные события, но дают инструменты, как справляться с негативом, уменьшая ущерб, причинённый им.
Скажем пару слов и об арканах духовных уроков. Духовные уроки – это идеи вне обычной жизни, когда у человека появляется стремление не просто наладить хорошо свою жизнь, но привнести в неё духовный смысл, некоторую возвышенную цель. Такие уроки рассчитаны лишь на тех, кто готов в своём стремлении к истине, вечности и любви преодолеть не одно испытание. Духовные уроки, в этом плане, не для всех, и проявляются совершенно иначе, чем земные. Так как Минорные арканы связаны с Мажорными, их особенности и детали мы вспомним по мере необходимости при дальнейшем изучении.
Если вы не читали первый том, рекомендуем для большего понимания сначала прочитать его, однако мы постараемся сделать так, чтобы и в этом томе у вас была вся необходимая информация, чтобы понять суть Минорных арканов.
Появление минорных арканов
Минорные арканы развивались отдельно от Мажорных, и считается, что они намного старее их «больших» братьев. В своей сущности Минорные арканы есть обычные игральные карты. Вот только нам лишь кажется, что игральные карты нечто обычное. История игральных карт прослеживается в Восточную Азию. В Корее и Китае можно обнаружить упоминание карт уже в XII веке, существуют также упоминания IX века об игре, в которой использовались продолговатые листы [1, 2]. Игры были распространены и в Японии и Индии. Индию, кстати, некоторые считают родиной 4-х мастей карт, как изображение 4-х атрибутов бога Шивы: монеты, чаши, меча и жезла. Некоторые полагают, что это изображение 4-х индийских варн. Однако сами индийские круглые карты ганджифы состояли чаще всего из 8 и более мастей, а не четырёх [3]. Предпринимались попытки найти свидетельства, что такие игры с картами в первую очередь составляли символическую и моральную игру, однако таких свидетельств в итоге не было найдено [4]. Как карты попали в Европу неизвестно, но возможно через Персию и Египет, примерно тем же путём, что и Мажорные арканы Таро, и где-то в это же время – к XIV столетию. Мы можем предполагать это, потому что египетские карты мамлюков уже содержали карты с разделением на 4 масти, принятых в Таро [5]. Кстати, так как Коран запрещает изображать образы людей, карты были выполнены в виде орнаментов (арабески), подобный стиль мы встречаем и в первых колодах Таро [6]. Знаем мы о появлении карт в этот период времени из-за запретов. Существует запись в хронике города Берн, датируемая 1367 годом, в которой сообщается о запрете карт [7].
С приходом в Европу история карт вновь разделяется. Игральные карты начинают жить своей собственной жизнью, появляются различные масти, меняется количество карт в колоде, появляются итальянская, португальская, немецкая и французская системы, которые подстраиваются под принципы игры. Французская содержит знакомые нам масти как трефы, пики, червы и бубны и является одной из наиболее широко используемой. А наиболее близким по изображению к Таро остаётся итало-испанская версия карт, в которой сохраняются масти кубков, мечей и монет, с использованием вместо жезлов – дубинок. А Минорные арканы становятся частью Таро, и продолжают свою историю уже как единая структура.
Но если Минорные арканы развивались независимо от Мажорных арканов, то как мы можем считать их, так сказать, подчинёнными Мажорным? На наш взгляд, первоначальный смысл мастей был утрачен к моменту появления непосредственно Таро, как единой системы. На тот момент были разработаны архетипы Мажорных арканов, которые совпадали во многом с тарокки Мантеньи, и значение минорных арканов уже подстраивалось под существующую философскую концепцию. Эта концепция не раз затем перестраивалась, видоизменялась, и в итоге приобрела знакомую уже нам форму, где Минорные карты стали словно подчинёнными Мажорным.
Философия минорных арканов
Многие тарологи услышав фразу: «младшие арканы раскрывают…», автоматически продолжат, – «…ситуацию». Да, это основа основ всей практики Таро и понимания значений как Мажорных арканов, так и Минорных в традиции. Мажорные арканы подобны 22 колоннам подпирающих огромный свод мировоззрения, основанного на гуманистических принципах и архетипах. Это, скажем так, 22 принципа или правила, которые могут пригодиться в самых разных ситуациях. Мажорный аркан – это принцип, который можно применять в самых разных ситуациях, тогда как Минорный аркан – сама ситуация, явление или состояние.
Такое разделение позволяет увидеть в раскладе описание происходящего более объёмно. Минорный аркан указывает на то, что происходит, а Мажорный аркан почему это происходит.
Минорные арканы условно можно разделить на две большие группы: числовые минорные арканы и придворные. Также особенностью Минорных арканов является то, что они подразделяются на 4 масти.
Почему именно 4 масти?
Проследить истоки мастей и то, что их именно четыре на данный момент не представляется возможным. Есть лишь некоторые версии, которые каждый раз обращают нас к сакральному числу четыре. Однако почему масти именно такие, какие есть – сказать трудно, мы вынуждены иметь дело с сохранившейся традицией и выбрать для себя наиболее вероятное объяснение.
Число четыре в восточной традиции имеет огромное значение, несмотря на то что, согласно этой традиции, оно считается числом смерти, в ней же выделяется и четыре стороны света. Также мы можем сказать, что относительно человека существует четыре стороны: сзади, спереди, слева и справа. Четвёрка действительно имеет сильное значение в культуре и часто связана с понятиями чёткой системы, государства, защиты со всех сторон и т. д. Квадрат, как изображение четвёрки, ассоциируется с жёсткой, но стабильной системой и властью. Однако вне мистических и духовных традиций сложно найти проявление 4-ки, разве что четыре аминокислоты ДНК, формирующие живые существа, или же то, что некоторые психологи создают модели из четырёх психотипов человека. Но найти в этом подсказку почему мастей 4 и почему они именно такие, на наш взгляд, пока невозможно.
Но почему нам всё же стоит придерживаться именно 4-х мастей, а не создавать дополнительные или наоборот уменьшать имеющиеся? В этом плане стоит обратиться к идее пентаграммы, или природе 5 аркана, который учит нас, что мир можно познать 5-тью различными средствами или же осознать природу Целого через 5 его элементов, где пятый будет квинтэссенцией всего. Так, четыре масти минорных арканов вместе с главным, 5 элементом – Мажорными арканами – хорошо завершают эту модель Целого.
В таком прочтении получается, что каждая масть должна отражать принцип одного из 5 элементов, одного из первых арканов. Так, архэ 0 аркана воплощает собою сам ряд Мажорных арканов, одновременно являющийся всем, и при этом не являющийся мастью как таковой, т. е. о Мажорных арканах можно говорить как о нулевой масти. И подобно тому, как 0 аркан раскрывается в 21 Мажорном аркане, так и масти являются раскрытием сущности Мажорных арканов. Этот факт нам ещё пригодиться позднее.
По такой схеме первая масть будет связана с первым архэ, являющим собою принцип намерения и творения. Вторая масть будет связана со знаниями и информацией, третья масть станет символом интуиции и жизни, и последняя, четвёртая масть, закрепит устойчивую структуру, как структуру мира. Это объясняет нам почему мастей именно четыре, но не даёт понимания какие именно это масти. Сказанного ранее недостаточно, ведь это просто описание первых четырёх Мажорных арканов, а не самой масти. Значит должно быть ещё что-то.
Существует легенда, что четыре масти это четыре предмета, которые держит бог Шива в своих четырёх руках [8]. Связь обнаруживается из-за игральных карт ганджифов. Однако прямых доказательств этому нет. Тем не менее у Шивы действительно традиционно четыре-пять атрибутов: лук Аджагава, барабан Дамару в форме песочных часов, палица Кхат-ванга с черепом на конце, трезубец Тришулу или верёвка для связывания непокорных оскорбителей [9, 10]. Но по этим атрибутам сложно найти какую-то связь с мастями, не говоря уже о том, что эти атрибуты отличались в разных направлениях индуизма и других религий.
Нам остаётся только один выход: логически вывести значение мастей так, чтобы учесть все нужды. Давайте рассуждать. Для чего нам нужны Минорные арканы? Для того, чтобы малыми средствами попытаться охватить все мыслимые и немыслимые события и ситуации, которые могут, происходит с человеком. А значит, если у нас есть 4 масти, как мы выяснили ранее, то можно все события и ситуации происходящие с человеком разделить на 4-ре категории.
Любая ситуация или событие состоит из первых 2-х вещей: объективных событийных фактов и проживания этих фактов человеком. В каких-то ситуациях мы больше обращаем внимание на то, что происходит, так сказать, снаружи, во внешнем мире, а в других более важно, что мы ощущаем и чувствуем внутри себя. У нас есть внешние события и внутренние чувства по этому поводу. Поэтому мы можем говорить о дихотомии «внешнее – внутренне». Теперь нам осталось найти ещё одну дихотомию. Человек такое существо, которое не просто является участником событий, но ещё он в них чего-то хочет, на что-то надеется или что-то предполагает относительно развития событий. Проще говоря, у человека всегда есть какие-то ожидания. Не в плохом смысле, как это принято сейчас считать, а в самом прикладном: просыпаясь от звука будильника мы ожидаем увидеть свой будильник, и сильно удивимся, если окажется что пищал всё это время, например, наш друг. Но часто наши ожидания и правда не соответствуют реальности, поэтому второй дихотомией мы возьмём «ожидание – реальность». Это будут оси, по которым мы можем создать схему и выделить нужные нам категории. Так у нас получается как раз 4 основных категории события: внешнее ожидаемое, внешнее реальное, внутреннее ожидаемое и внутреннее реальное (см. рис. 1)
Рис. 1
Внешнее ожидаемое означает, что мы хотим, чтобы ситуация развивалась определённым образом. На предстоящие события у нас какие-то планы, мечты, а на события, которые происходят сейчас, мы реагируем так, что хотим их изменить усилием собственной воли. Представляет такой тип рассмотрения ситуации масть Жезлов. Эта масть в основном связана с нашими желаниями и планами о том, какой должна быть наша жизнь, какое положение мы должны занимать и т. д. Это наши желания, воля и статус, который мы достигаем в обществе. Такое рассмотрение масти соответствует 1 элементу пентаграммы (1 аркан).
Внешнее реальное раскрывает ситуацию с позиции того, что по факту, объективно происходит во внешнем мире, какие у нас на самом деле есть ресурсы, возможности, что можно действительно сделать, а не то, что нам хочется. Этому ракурсу рассмотрения ситуации соответствует масть Пентаклей. Она связана с 4 элементом (4 аркан).
Внутреннее ожидаемое показывает нам ситуацию изнутри, и раскрывает не столько саму ситуацию, сколько нас самих в ней, наши истинные мотивы, чувства, эмоции, то что говорит нам наше подсознание, что хочет от нас в ситуации наше глубинное Я. Этому аспекту соответствуют кубки и связаны они с 3 элементом (3 арканом), т. к. затрагивают нашу интуицию и самую живую суть нашей личности.
Внутреннее реальное объясняет для себя всё, с чем имеет дело. Это анализ ситуации, её осмысление. Внутреннее реальное не о собственном фантазийном мире, а о попытке осознать в глубине самого себя происходящее вовне. Однако особенность этой масти в том, что хоть и есть стремление к реальному, внешняя среда в ней проявляется меньше, и в основном она работает не с внешним реальным, а со сделанными внутри выводами о реальности и внешнем мире. Поэтому это масть скорее установок, предубеждений и других видов мысли. Соответствует 2 элементу (2 аркану), и показывает двойственную природу знания, скорее вгоняя в сомнения, чем в ясность.
При таком рассмотрении мастей у нас получается визуальное распределение мастей, где появляются две диагонали: решения и понимания. Они показывают, что, объединяя полностью противоположное, можно чего-то достичь. Когда внутреннее оценивается реально, но дополняется ожиданиями изменить эту самую реальность, появляется эффективный метод по принятию решений, изменении своей жизни и умении ею управлять. Если ориентироваться только на внешнее, то спокойно можно заработать психосоматические заболевания, выгорание и попросту жизненный кризис, т. к. при всех успехах не будет ощущения счастья, ибо для этого необходимо учитывать внутреннее. Если же объединять внутренние ожидания с внешними, то без учитывания реальности можно впасть попросту в иллюзию. А если пытаться принимать решения без учитывания планов на будущее, за которые отвечает внешнее ожидаемое, то уж точно эффективного в этом будет мало. Именно поэтому диагональ решения проходит так, как показано на рисунке.
Когда же сопоставляются внутренние ожидания с тем, как в реальности проявляется среда, приходит осознание себя, своего места в мире, своих возможностей и т. д. Зацикливание исключительно на внешнем или исключительно на ожиданиях вводит человека в заблуждения, поэтому диагональ понимания там, где она изображена на рисунке.
Рассмотрим, как это влияет на масти. Жезлы и Мечи по такому принципу распределения мастей являются по отношению друг к другу противоположными, первые мечтают изменить мир сделав его таким, каким человек ожидает, вторые сомневаются, что такое вообще возможно, ведь факты говорят об обратном. Здесь проявляется борьба принципов 1 и 2 аркана, когда 1 аркан готов создавать во что бы то ни стало, а 2 аркан его сдерживает, пытаясь сохранить имеющееся, не дать его разрушить. Но также Жезлы и Мечи имеют нечто общее – диагональ решения. Это значит, что обе эти масти показывают нам к какому решению мы склоняемся, что руководит нами в принятии решений и действий, а также основные мотивы, которыми мы руководствуемся в принятии решений. Будь то сомнения, знания или опыт (мечи) или же мечты, желания и вера в себя (жезлы). Мечи указывают на принятие решение исходя из имеющихся знаний, фактов, или же предубеждений или ментальных установок. Жезлы указывают на решение, принятое на основании видения желаемого будущего и принятие решений на основе того, чего хочется в итоге достичь.
Подобным образом противоположны друг для друга Пентакли и Кубки. Пентакли показывают исключительно реальность такой, какая она есть, а Кубки внутреннее состояние и глубинные ожидания от собственной жизни. И, разумеется, практически всегда это словно два совершенно разных мира. Но и здесь их кое-что объединяет. Они находятся на диагонали понимания. Кубки помогают нам понять наши внутренние потребности, истинные желания, которые, например, в Жезлах могут быть и ложными, навязанными извне, т. к. Жезлы сосредоточены на внешней среде. Кубки в отличие от этого дают нам понимание наших истинных потребностей, на которые ничего стороннего не влияет, и благодаря этому мы можем лучше понять себя. И точно такую же роль выполняют Пентакли, только по отношению к среде. Если Мечи часто могут выдумать факты, потому что изнутри им кажется, что всё именно так, то Пентакли показывают какова реальность на самом деле, ощущаемая не изнутри, а снаружи. Здесь в этом хорошо проявляются архетипы Матери и Отца, соответствующие 3 и 4 арканам. Мать, как та, что любит нас такими, какими мы являемся, и Отец заставляющий нас соответствовать социуму и трезво смотреть на мир. Материнская интуиция в Кубках и отцовская рациональность в Пентаклях, а также изменчивость и непредсказуемость 3 аркана в Кубках и стабильная структура, дающая защиту в Пентаклях благодаря энергиям 4 аркана.
Традиционно масти рассматриваются так: Жезлы – статус, воля, желание, Пентакли – материальные блага, Мечи – мысли, и Кубки – эмоции и чувства. Можно заметить, что традиционное понимание карт не меняется, если подойти к мастям так, как решили подойти мы, а наоборот более глубоко раскрывает природу масти и её значение в нашей повседневной жизни, и, даже больше, решает две проблемы, которые есть у традиционного описания.
Первая проблема – это то, что хоть масти номинально и означают вышеописанное, на деле же тарологи каждую отдельную карту масти трактуют иначе. Например, 9 мечей, которая по традиции масть мыслей, связана с чувством страха, тревоги, переживания. На практике не получается действительно чётко и однозначно различить, где эмоции, а где мысли, где материальные блага, а где только желания этих благ. Наш вариант с разделением на 4 группы, описанные ранее, исправляет эту проблему, объясняя почему в масти якобы «мыслей» появляются чувства.
Вторая проблема, когда мы спрашиваем у карт совета, простое разделение на желания, мысли, чувства и материальные блага недостаточно. Очень часто негативные эмоции воспринимаются как символ того, что ситуацию стоит менять, негативные мысли предлагают изменить на позитивные, взглянув на ситуацию под другим углом. Но такие советы даются уже самим тарологом, трактовка эмоций, мыслей, желаний и даже имеющихся у вас ресурсов, исходит уже не от самих карт, а от системы ценностей таролога. Если он считает, что эта эмоция или мысль – неприемлемы, то он посоветует изменить это. И, по сути, получается, все зависит от того какой таролог вам встретится и будет ли он разделять те же ценности, что и вы. Точно также и вы, если будете делать расклады, невольно можете передать своё мировоззрение и восприятие «позитивных» и «негативных» карт кверенту, а его мировоззрение может в корне отличаться от вашего. Если отойти от привычных «эмоции, мысли, желания, блага», в пользу описания ситуации и того какой диагонали соответствует карта, то можно человеку сказать: вы принимаете решение на основании того-то и того-то, ваше истинное я хочет того-то, а ситуация объективно выглядит вот так. Так вы больше можете рассказать о самой ситуации, в которую попал кверент, оставляя его самого решать, как именно он к этому относится: хорошо или плохо. Хочет он что-то менять или его всё устраивает.
Очень важно то, что Таро – это подсказка о ситуации или событии с такой точки зрения, с которой человек возможно не видит или сомневается в собственном видении. Таро, даже если даёт какой-либо совет, то скорее, как раскрытие альтернативы, но не как чёткое руководство к действию. Мажорные арканы недаром в 22 уроках учили тому, как взять жизнь под свой собственный контроль, самому начать писать свою историю, и ясно перед собой видеть мир, с которым мы взаимодействуем. Этот же принцип продолжает работать и в Минорных арканах, и в раскладах. Показать, но ничего не навязывать, формируя у кверента навык ответственности и самостоятельного принятия решений.
Иногда у карт хочется спросить каково состояние человека, что он сейчас чувствует, о чём думает и т. д. Схема с двумя дихотомиями также здесь будет на пользу.
Дело в том, что психологи выделяют несколько типов «Я», наиболее важные это следующие 4 типа «Я»:
– Я-внешнее, то, что мы показываем миру, какими мы кажемся или хотим казаться окружающим, это ещё называют «персона»;
– Я-внутреннее, то, что мы ощущаем, наши эмоции, чувства, всё то глубинное, что мы можем и не показывать миру, сохраняя для себя;
– Я-идеальное, то какими бы в идеале мы хотели быть, наши представления о себе, ожидания и требования к самим себе;
– Я-реальное, то каким наше Я в итоге является.
Не трудно заметить, что все четыре Я без труда можно сопоставить с уже выделенными дихотомиями «внешнее-внутреннее» и «ожидаемое-реальное».
Так, если вы в раскладе пытаетесь узнать состояние человека, и вам выпадают Жезлы, можно смело сказать, что человек сфокусирован сейчас на том каким он хочет быть (Я-идеальное) и как это отразиться вовне (Я-внешнее). Если выпадают Пентакли, то человек сейчас находиться в более прагматичном настроении, он пытается оценить то, что он действительно может и кем является (Я-реальное) и как это влияет на то, как его видят и оценивают окружающие (Я-внешнее). При выпадении Мечей внимание человека погружено в «самокопание», он сильно сосредоточен на внутренней жизни (Я-внутреннее) практически не заботится о том, что про него скажут люди, но оценивая себя довольно самокритично (Я-реальное). В Кубках человек также полностью погружен в себя (Я-внутреннее), но скорее погрузился ещё глубже в поиски своих идеалов (Я-идеальное). Диагональ развития помогает из трезвого понимания своей внутренней природы (Мечи: Я-реальное + Я-внутреннее) выстроить будущий образ себя в социуме и стремиться к нему (Жезлы: Я-идеальное + Я-внешнее). Диагональ конфликта может вскрыть несоответствие своих собственных представлений о себе (Кубки: Я-идеальное + Я-внутреннее) к тому, кем человек является в действительности (Пентакли: Я-реальное + Я-внешнее), однако такой конфликт может привести к проработке множества внутренних подавленных состояний, эмоций, конфликтов и служит для решения психологических проблем. Номинал1 карты покажет на каком этапе человек в этих состояниях.
Итак мы с вами довольно подробно разобрали причину использования именно 4-х мастей. Но почему атрибуты выбраны именно такие для описания 4-х аспектов рассмотрения ситуации? Здесь всё сводится к понятным символам, глифам. Жезл как опора, помогающая двигаться вперёд и как средство защиты своих интересов, жезл также символ власти и статуса. Меч, является одним из уникальных продуктов человека, и всегда ассоциировался с мужеством, достоинством, благородностью и честностью. А такие качества присущи людям с ясным умом и закалённым духом. Меч, необходимо закалять на огне и проводить через множество испытаний, чтобы он стал прочным и острым, так же и ум человека должен столкнуться с немалым количеством трудностей, чтобы набраться опыта и мудрости. Пентакли, изображаемые в виде монет, по сути говорят сами за себя, как самый наглядный образ ресурса. Ну и последний образ, образ Кубков, восходит к идее живительного нектара, напитка вечной молодости и бессмертия, которые в итоге помогают герою обрести внутреннюю гармонию и покой. Однако в любой другой колоде могут использоваться другие символы, при этом ядро масти останется прежней.
К вопросу о стихии масти
Большинство тарологов привыкли считать, что каждой масти соответствует одна из основных стихий: огонь, вода, земля и воздух. Раньше в этом было больше практического значения, т. к. в алхимии бытовала убеждённость, доставшаяся ещё со времён античной Греции, что в основе нашего мироздания лежат пять основных стихий: четыре уже упомянутые и объединяющая их, загадочный эфир. Этот же подход мы видим в Таро в целом, где есть 4 масти и вне мастей – Мажорные Арканы, которые и символизируют собою этот самый эфир. Это настолько соединено с Таро, что некоторые колоды и вовсе отказываются называть масти привычными жезлами и мечами, а называют их «2 огня», «5 воздуха» и т. д.
Однако при такой мощной связи нет чёткого определения, а какая стихия какой масти соответствует. Есть конечно такие, казалось бы, бесспорные параллели, когда кубки или чаши отождествляются со стихией воды, а пентакли со стихией земли. Но с жезлами и мечами происходят серьёзные разногласия. Большинство воспринимают жезлы как огненную стихию, ведь жезлы представляют наши желания, которые словно горят внутри нас. Другие же считают, что чтобы сделать мечи, нужен огонь, а если жезл, который чаще всего изображается деревянным посохом, будет огненной стихией – он же просто сгорит! Поэтому, есть такой подход, когда мечи – это огонь, а жезлы – воздух.
Чтобы оставить эти разногласия в прошлом, предлагаем задуматься: а что нам конкретно даёт понимание стихий? Не является ли это просто попыткой подстроить магические традиции под современные реалии?
В размышлениях алхимиков и откровениях оккультистов прошлого есть конечно множество полезных идей, в конце концов именно их изыскания и подарили нам Таро, однако это не значит, что их слова, понятия и выражения были абсолютно точны и остаются актуальными по сей день. Они, за неимением научных данных о нашем мире, подбирали более близкие и понятные им образы. Сейчас мы знаем, что наш мир не состоит из смеси 4-х стихий и эфира, а что на самом элементарном уровне существует 12 типов частиц (6 кварков и 6 лептонов), которые создают самые разнообразные вещества, а также, насколько нам сейчас известно, существует ещё 4 поля взаимодействия. Для интереса эти 4 поля взаимодействия являются: гравитация, электромагнетизм, сильное и слабое взаимодействие [11].
Гравитация удерживает нас с вами на земле, Луну на земной орбите, а наша планета кружится вокруг Солнца. Электромагнетизм даёт нам источник энергии. Но самое удивительное то, что вообще всё в мире в большей степени обязано сильному и слабому взаимодействию, т. к. сильное взаимодействие удерживает ядро атома вместе, а слабое – не даёт другим частицам врезаться нечаянно в это ядро. Именно эти две силы позволяют существовать атому, а от этого и всему тому, что из них состоит. А состоит из них, как известно, абсолютно всё, что мы можем видеть, трогать, слышать, чувствовать.
Учёные ещё собираются открыть особенности нашей Вселенной на самом элементарном уровне и там нас будут ожидать, скорей всего, новые мистические открытия, и совершенно новое понимание мироздания. А пока мы можем работать только с тем, что нам известно. И сейчас мы видим, что как бы нам ни хотелось приписать стихии четырём силам взаимодействия, это сделать получится с большой натяжкой. В конце концов: кто из них вода? Ведь каждая из этих сил – является волной!
Конечно, мы можем сказать, что алхимики не смотрели настолько глубоко, а оперировали более земными понятиями, тем не менее, уходя от элементарных частиц, которых мы ещё можем очень обобщённо сгруппировать и посчитать, мы приходим к химии, в которой на нас обрушивается вся таблица Менделеева, насчитывающая уже 118 химических элементов! Это чуть больше, чем четыре стихии. И дальше, ближе к нашим реалиям, количество самых разных объектов никак не умещается в 4 или 5 стихий.
Можно, конечно, согласиться с тем, что стихии и вовсе принадлежат духовным мирам, более тонким, что это особые силы, и мы лишь через магические обряды и особые ритуалы можем взаимодействовать с ними. Однако, вы можете заметить, что множество шаманов, магов и духовных практиков по-своему трактуют стихии, каждый привнося в понимание стихий свой личный опыт, который может в итоге не работать для другого. Тем самым, какая нам практическая польза от стихий в Таро? Можете лично для себя поэтизировать каждую масть и соединять её с той или иной стихией, но вряд ли это будет иметь практическую пользу, кроме как удовольствия от красивых образов и метафор.
Проекция Мажорного аркана
Мы подробно рассмотрели причину выделения 4-х мастей, но почему вообще нам нужны какие-то Минорные арканы и какое именно количество будет достаточно – ещё предстоит выяснить.
Вопрос о необходимости Минорных арканов в Таро действительно интересный, ведь существуют практики использования исключительно Мажорных арканов. И, если Мажорные арканы являются моделью мира, то о чём ещё мы можем говорить? По идее всё уже должно быть включено в них.
Мы пошли ещё дальше и сказали, что Мажорные арканы относят нас к 22 основным принципам, формирующим всё наше мироздание. Сам фундаментальный принцип прост и сложен одновременно, его можно буквально уместить в одно слово, однако смысл и проявления его будут бесконечны и до конца непознаваемы. Всё потому что архэ не возникли исключительно для человека, они появились для всего, в том числе и для человека. И когда человек обращается к ним, те приобретают форму архетипов, они становятся философской идеей, которая уже более понятна нам. Так из огромного масштаба смыслов, которые содержит в себе архэ, Таро локализуется на тех смыслах, что характерны для человечества. Однако и в таком варианте, архетипы слишком сложны и необъятны. Любые практики и медитации затрагивают лишь часть архетипа, ибо человек не в состоянии познать всю широту архетипических образов одномоментно. По теории этой книги 22 Мажорных аркана являются 22-мя уроками, которые мы можем пройти в нашей жизни. Но как пройти уроки и выучить то, что совсем не понимаешь? Как понять то, что самой природой не задумано быть понятым до конца? Тут и приходят на помощь Минорные арканы.
Нам для познания себя и мира вокруг дано мышление, а мышление – это умение разделять. Разделять Целое на части, чтобы в итоге потом по маленьким кусочкам восстановить общую картину. Зная такую нашу особенность, система Таро идеально её использует. Мажорный аркан как бы объясняет самого себя через отдельные жизненные ситуации и показывает как он может проявляться. И мы, тем самым, попадая в различные жизненные ситуации способны по крохам восстанавливать общий смысл урока аркана. Если бы аркан мог рассказывать сам о себе, то он бы использовал примеры того, как он может проявляться в тех или иных ситуациях. Именно для этого и нужны Минорные арканы.
Мажорный аркан в этом плане похож на солнечный свет, который прошёл через призму и распался на отдельные волны показав нам, что белый свет состоит из 7 цветов. Подобным образом Мажорный аркан содержит в себе 4 аспекта анализа ситуации, и раскрывается в Минорных арканах. Этот процесс мы называем в книге проекцией аркана. Потому что суть аркана как бы накладывается на ситуацию, которую описывает Минорная карта. Тем самым Минорные Арканы Таро являются производной какого-то, а забегая вперёд, даже нескольких Мажорных карт.
Здесь нужно уточнить, может сложиться впечатление, что Минорные арканы более могущественны и сильны, т. к. связаны не с одним, а с несколькими арканами (конкретно, каждый числовой Минорный аркан формируется 5 Мажорными, а дворовый – 4-мя). Однако это будет ошибочно. Представьте себе, что вы зашли в лес, и решили пособирать листья для гербария, вы собрали для одной страницы гербария 5 листьев разных деревьев, что растут в этому лесу. Будет ли ваш гербарий по объёму больше и значительнее, чем сам лес? Нет, потому что вы собрали 5 частей, 5 конкретных фрагментов, лишь напоминающих обо всём потенциале леса. И когда вы посмотрите на один из листов, вы вспомните, что есть такой тип деревьев и часть его у вас. Точно также и Минорный аркан лишь собрание частей принципов, конкретная картинка, которая, как мозаика, собирается из фрагментов. Но сам фрагмент, лишь малая часто того, что может и чем является то большое, частью чего он является.
Как известно, Минорные арканы можно поделить на числовые карты и дворовые. В первом случае карты пронумерованы от 2 до 10, а роль единицы выполняет Туз. Во втором случае это 16 фигурных карт с изображением Короля, Королевы, Рыцаря и Пажа соответствующих мастей. Наиболее правдивым ответом на вопрос: «почему именно так?», будет: «так сложилось исторически». Однако мы, продолжая развивать теорию структурности Таро, всё же попытаемся объяснить почему именно столько и именно так.
Начнём с того, что если Минорные арканы показывают нам жизненные ситуации, то они явно должны быть связаны с арканами земных уроков, т. е. с 1 по 12 аркан включительно. А 8 духовных уроков, которые являются скорее более глубоким осмыслением природы земных уроков, не столько указывают на ситуацию, сколько окрашивают её. Слово «окрашивает» здесь как нельзя кстати, ведь слово «масть» означает цвет. Поэтому арканы земных уроков проецируют себя на номинал карты, а арканы духовных уроков на масть. Получается земной урок приводит пример что и как может происходить, а духовный урок в этом же примере указывает на то под каким углом стоит его рассматривать.
Так как мы уже коснулись логики масти, продолжим объяснение проекции с неё, а затем перейдём к номиналам. При формировании масти мы сталкиваемся с двумя проблемами. Первая: если 8 арканов духовных уроков каким-то образом проецируются на масти, то почему мастей всего 4, а не 8, под стать количеству уроков? Вторая: если мы описываем возникновение масти через 2 дихотомии (внешнее/ внутреннее и реальное / ожидаемое), то эти дихотомии как-то должны быть прописаны в Мажорных арканах. Потому что Мажорные арканы претендуют по нашей теории на общую модель мира, и соответственно мы не можем взять какие-то две новые дихотомии, о которых и речи не было в Мажорных арканах.
И действительно эти две проблемы заставляют сильно задуматься, однако, с другой стороны, являются ответом друг на друга. Арканов духовных уроков 8, потому что нужно 8 полюсов, чтобы обозначить дихотомии и диагонали, которые раскрывали нам сущность каждой масти. Каждый полюс должен быть прописан в арканах, т. к. арканы есть полная модель мира, и используя некие дихотомии, мы всегда берём их из архэ. Посмотрим на это внимательно и детально.
Ранее на рисунке мы выделили 4 линии: две оси дихотомий и две диагонали. Каждая из них имеет свой полюс, который даёт какие-то особые характеристики масти, итого 8 полюсов.
Полюс «Внешнее» мы можем выделить благодаря существованию принципа созидания (19 аркан). Созидание, т. е. создание чего-то, само по себе предполагает проявление вовне. Недаром символом 19 аркана является Солнце, которое постоянно одаривает нас своим светом и позволяет жизни вообще существовать. Урок Солнца в том, что есть некоторая способность человека действовать вовне, принося удовольствие себе и окружающим. Поэтому Солнечная энергия будет характера и для жезлов, и для пентаклей.
Полюс «Внутреннее» мы можем выделить благодаря уроку рефлексии и самоанализа (18 аркан). Архетип Луны – внутреннее Я, о котором и велась речь при описании дихотомий. Поэтому лунная энергия будет проецироваться на Мечи и Кубки.
Полюс «Ожидаемое» есть не что иное как надежда, урок, который мы познаем в 17 аркане. Звезда является отражением нашего идеального Я, нашего поиска собственного предназначения, путеводной звезды, являющейся и символом этого аркана. Этот аркан будет влиять на Кубки и Жезлы. Но стоит помнить, что это лишь фрагментарная проекция. Звезда по своим проявлениям гораздо более объёмная.
Полюс «Реальное» появляется за счёт того, что нам известен принцип поиска истины, через разрушение ложных ожиданий, иллюзий (16 аркан). Реальность может оказаться для нас иногда болезненной, мы можем воспринимать себя королями и ожидать к себе должного отношения, но реальность скидывает с нас корону и мы, как и герои карты Башня, летим вниз с созданного нами пьедестала. Поэтому Башня будет влиять на Мечи и Пентакли. И здесь особенно интересно, для понимания принципа Башни, что это не идея разрушения ради разрушения, а очищение от иллюзий и шаги к объективной реальности (пентакли), которая может оказаться даже прекраснее, чем любые наши иллюзии.
Для уточнения особенностей и полезности мастей мы вводили также диагонали. Диагонали не столько описывают суть масти, т. к. это сполна делают две оси дихотомии, сколько показывают, что можно с помощью правильной работы с мастью достичь.
Диагональ понимания представляет собой полюс чистой объективной и отстранённой реальности (пентакли) и полюс абсолютно субъективной, не подверженной внешнему влиянию природы человека (кубки). В таком случае объективная реальность – это то, с чем мы сталкиваемся и вынуждены преодолевать таким, каким оно есть. То ещё испытание (20 аркан)! А субъективный внутренний мир человека, не что иное как частное проявление аркана Мир.
Диагональ решения представляет собой полюс полного сосредоточения на собственных ожиданиях и тем, чтобы они непременно осуществились вовне (жезлы), и полюс рационального взвешивания известных фактов, опора не на желания, а на имеющийся опыт (мечи). При кажущейся замечательности Жезлов они, однако, могут привести к излишнему потаканию своим желаниям, и полному отключению эмпатии. Желание может осуществиться, но какой ценой? Об этом предупреждает 15 аркан. В случае же с Мечами потенциал у такого подхода довольно хороший, но только в том случае, если учитывать самые разнообразные факты и интегрировать в себя опыт других людей. В таком случае будет успех, о чём и говорит 14 аркан, и в целом даёт такой позиции умеренный подход в принятии решений.
Таким образом выходит, что суть масти складывается из 4-х фрагментов Мажорных арканов.
Жезлы связаны с первым арканом, проводят Солнечную энергию, наполняют мечтами Звезды, но также чреваты излишним эгоцентризмом, что может привести в ловушку Дьявола.
Мечи связаны со вторым арканом, проводят Лунную энергию, часто выступают разрушителями мечт по Башне, но в целом могут привести к пониманию, как сбалансировать противоречивые факты с помощью Умеренности.
Кубки связаны с третьим арканом, проводят Лунную энергию, напоминают нам о нашем внутреннем зове и предназначении по Звезде, и в целом могут помочь нам обрести свой внутренний Мир и целостность.
Пентакли связаны с четвёртым арканом, проводят Солнечную энергию, разрушают ложные представления о мире по Башне, и часто являются испытанием по 20 аркану, преодоление которого, поможет нам стать сильнее.
Проекция на номинал
Раскрывая секреты колоды, мы не должны забывать, что символизм, заложенный в них стремиться к бесконечности. В томе 1 мы говорили, что колода чем-то напоминает пианино: оно имеет ограниченное количество клавиш, с помощью которых можно создавать бесконечное количество произведений. То же самое справедливо для карт: разложив их в раскладе, мы можем открыть для себя новые знания и даже увидеть мир с совершенно новой точки, выстроить новую философию. Описывая в книге один из таких способов построения философской картины мира, мы не можем не упомянуть о малом и большом круге Таро. Считается, что Мажорные арканы вернее располагать в спираль, где с 1 по 10 будет совершён малый круг, а с 11 аркана по 21 завершится большой круг. Малый круг заканчивается Колесом судьбы, завершая один цикл и тут же начиная другой. Этот цикл, отрезок жизни, некий этап, прослеживается и в 10 числовых минорных арканах. Благодаря этому мы можем воспринимать числовые минорные арканы последовательными шагами, продвигающими нас в нашем пути, в нашем повествовании о самом себе. И каждый этот шаг связан с каким-то глобальным жизненным уроком, который мы проходим в Мажорных арканах. Поэтому номинал числового аркана будет связан непосредственно с Мажорным арканом того же номера.
Так, числовой минорный аркан образуется за счёт 5 фрагментов Мажорных арканов: четырёх, что создают масть и одного, что проецируется на номинал карты. Например, 6 жезлов, будет содержать в себе фрагменты Мага, Солнца, Дьявола, Звезды и архэ 6 аркана.
Однако в редких случаях проявляется не 5 фрагментов, а всего четыре: туз жезлов обладает фрагментом Мага как масть и как номинал; двойка мечей связана со Жрицей также мастью и номиналом; тройка кубков с Императрицей на уровне масти и номинала; и четвёрка пентаклей с Императором через масть и номинал. Во всех остальных случаях будет участвовать 5 проекций Мажорных арканов. Эти четыре редких случая показывают нам развитие и естественное движение арканов: от появления желания (жезлы) через сомнение ума (мечи) к гибкости чувств (кубки) и утверждению реальности (пентакли).
Итак, у нас есть 10 этапов, которые мы проходим в нашей жизни, связанных с 10 жизненными уроками. Колесо Фортуны, которым заканчивает 10 этап, непрозрачно намекает нам на то, что все эти этапы есть круговорот и за каждой 10-кой снова последует Туз.
Но ведь жизненных уроков 12! Как так, что два последних урока не проявляются в числовых Минорных арканах?
Одна из версий, почему такое происходит это необычность этих двух арканов. Конкретно мы говорим об 11 (Справедливости) и о 12 (Повешенный) арканах. Согласно тому 1, после того как мы проходим 10 урок, урок личной истории, дальше мы, можно так сказать, взламываем жизненный устой, нарушаем цикл. Одиннадцатый аркан помогает перестать быть просто наблюдателем собственной жизни, а призывает отслеживать закономерности развития событий и менять их. В 12 аркане человек способен идти дальше и создавать свою собственную новую систему, группу, не подчиняясь кому-то свыше. Эти два урока проходят в жизни не все, они характеры для людей с лидерскими качествами, или тех, кто такие в себе воспитывает, и, по сути, они не являются частью цикла, поэтому и не могут быть вписаны в цикл 10 шагов.
Другая версия, что, по идее, должно быть 12 числовых арканов. Чуть позже, когда мы непосредственно подойдём к этой теме вплотную, мы раскроем какие возможности перед нами есть и как можно трактовать карты. Во многом это будет связано с особенностью дворовых карт, речь о которых будет в соответствующей главе.
Минорные арканы в раскладах
О философии и значении мастей и конкретных минорных карт мы ещё поговорим, и углубим детально особенности каждой карты, но перед тем, как приступить к этому, нужно осветить ещё один пункт: разницу значений карты вообще и её проявления в раскладах.
Новичкам в Таро часто предлагают просто посмотреть на картинку, изображённую на карте, и трактовать её. Этот подход, несмотря на кажущуюся простоту, эффективен.
Карты Таро, как мы знаем из тома 1, имеют 4-ре функции. Одна из этих функций, использовать символьный язык для разговора. Образно говоря, карта может говорить с вами, через символы, которые изображены на ней, и через ассоциации, которые возникают у вас во время расклада.
Если, при изучении философской стороны карт, вам в принципе достаточно просто прочитать эту книгу и подумать о её содержании, то для хороших раскладов необходима развитая интуиция и хорошо развитое ассоциативное мышление. Значения карт в раскладах могут быть весьма разнообразными, иногда они напрямую говорят то, что заложено в смысле карты, а иногда могут быть именно помощью в виде картинки. Так, например, однажды делая расклад на «подходят ли выбранные духи кверенту», на одной из колод выпала карта с изображением персика. Было предположено, что духи сладкие и содержат запах персика, и в одном из описаний состава этих духов, действительно фигурировал именно персик. Тем не менее это вовсе не значит, что каждый раз стоит обращать внимание на персики в этой карте. Возможно такое значение больше никогда не повторится.
Как так? Ответ в понимании Таро как инструмента с бесконечным числом значений. И с некоторыми сочетаниями и посылом карт вы, возможно, столкнётесь всего раз в жизни. Тем не менее, значение карты никогда не будет в корне противоречить её смыслу, но может приобретать совершенно неожиданные формы. Допустим, Туз мечей, о котором мы поговорим чуть позже, обычно будет говорить о прояснении ситуации, но в конкретном раскладе может говорить о хирургической операции. Ассоциативный ряд довольно ясен – нож, значит будут резать. И хоть сама масть и не подразумевала настолько конкретное значение, тем не менее мы понимаем, что при операции, станет более ясно что происходит и как это исправить, так что ситуация действительно проясняется. Найти нужную ассоциацию и отыскать настолько конкретную подсказку карты поможет, на удивление, вовсе не магия, а банальная осведомлённость.
Чем больше таролог знает о ситуации, тем больше его интуиция может подсказывать ему ассоциативные образы, и тем чётче будет описание ситуации и, соответственно, возможный прогноз. Свою интуицию можно развивать и делать довольно чёткие прогнозы, исключительно на ассоциативном ряде. Лучше всего это делать параллельно с общей трактовкой карты. Кверенту можно сказать сначала общее значение, а затем рассказать о своих интуитивных предположениях. Если кверент вам подтвердит ваши догадки, вы сможете отслеживать свой прогресс. Тем не менее, ассоциативный подход всегда будет содержать долю риска, даже если вы тренировали свою интуицию достаточно хорошо. Наиболее безопасный способ трактовки расклада таков, когда вы чётко отделяете, что именно говорят карты и что пришло вам через ваши ассоциации дополнительно, чтобы ненароком не рассказать своему кверенту вовсе не совет от эгрегора карт, а свои собственные представления о мире.
В отличие от Мажорных арканов, которые мы поделили на 4-ре уровня, в минорных мы будем рассматривать всего два уровня: философию карты, т. е. её значение, области, которые она освещает, и практику, где поделимся интересными практическими наблюдениями, на что наиболее часто карты могут указывать и какие советы давать. Но, помните, что любая детализация лишь пример, и непосредственно в вашем раскладе карта может говорить совершенно иначе. Остаётся только пробовать и наблюдать за тем, как колода взаимодействует непосредственно с вами.
Минорные числовые арканы
ФИЛОСОФИЯ: ТУЗЫ
Всё имеет своё начало. Представьте, что вы взяли кисть, макнули её в краску, и легко прикоснулись к мольберту – на холсте появилась точка, через мгновение которая, благодаря движению кисти, станет линией, вносящей свой незаметный глазу, но весомый вклад в будущее полотно. Туз является этой точкой, наполненной краской и готовящейся стать линией. Туз точно также концентрированно содержит в себе энергию, ресурс, который впоследствии будет частью линии. Много краски – из одной точки можно протянуть более длинную линию, мало краски – линия будет слабой и быстро закончится. Туз – это энергия. Энергия может пойти на пользу, а может и навредить. Это как бензин, которым можно заправить машину, а можно и поджечь все вокруг. Это калорийная еда, которая может дать человеку силы, а может принести лишние килограммы.
Тузы формируются соединением 5 Мажорных арканов: как номинал – 1 арканом (Маг), и в зависимости от масти ещё 4-мя.
Будучи проекцией первого элемента (аркана), Туз проявляется в виде чистой энергии, которая выделилась из ничто (0 аркан), она проявляется хаотично, ярко и сильно, и на данный момент не находится ни под чьим управлением. Необходимо научиться с этой энергией управляться, не подчинить её себе, но уметь направить в нужное русло. Именно этому и учит нас Маг – мастерски понимать свои желания, конкретизировать их до одного ёмкого слова, а затем освобождать энергию для направленного действия.
Идея, желание, бытие, или проще говоря, логос, появляются из небытия, из непроявленного, из пустоты. Этот акт превращения 0 в 1, когда не было ничего и вдруг появилось нечто, которое, удивительным образом было частью этого самого ничто, можно назвать одним словом – появление. Появление чего-то, чего ещё не было. И этим словом охарактеризованы все тузы. Каждый из которых показывает появление чего-то конкретного.
Туз жезлов – появление желания
Жезлы мощная сила «хочу», это само желание и волеизъявление в одном флаконе. И Туз жезлов – это появление этого желания на свет. Таково влияние первого аркана. Туз жезлов также сформирован проекциями Солнца, Звезды и Дьявола.
Дьявол придаёт Тузу жезлов сильную эгоцентричность. Человек действует только в угоду себе и хочет, чтобы всё было по его задумке. Говорит и о зачатке амбиций, стремлении к власти во что бы то ни стало. Дьявольское стремление, сочетаясь с идеалами Звезды, даёт, однако, и хороший навык – Жезлы в целом отвечают за нашу силу воли, но в Тузе сила воли ещё слабая, но очень амбициозная. Человек уверен, что справится, чувствует в себе потенциал, но не знает, как именно его использовать и от того, лишь на 10-тую часть использует всю ту мощь, которая действительно в нём заключена. В этом и парадокс: сила вроде бы есть, но способности реализовать её ещё нет, от того, со стороны выглядит это нелепо.
Жезлы, находясь под влиянием аркана Солнце, показывают активную, бодрую суть всей масти. В случае конкретно туза, получается, что это нечто вроде мощного всплеска энергии, готовящегося вырваться солнечного протуберанца. Туз – это толчок, а Туз жезлов – толчок для действий вовне. Человек вдруг резко становится активным, поднимается с места и начинает суетиться, часто без толку, если вовремя не направить энергию в нужное русло. Это шанс осуществить свои желания, но огромная вероятность упустить всё из-за несобранности. Дело в том, что, как и Солнечный ребёнок Мажорного аркана, Туз характеризуется нетерпеливостью, и неадекватной оценкой временных промежутков вообще, потому что для начала ещё толком не существует такой вещи, как протяжённость. Поэтому часто под влиянием Тузов вообще, может казаться, что нечто свершится быстрее, чуть ли не прямо здесь и сейчас. Иногда это действительно может говорить о мгновенном решении ситуации, но чаще всего это лишь начало. Позиция неопытности, когда известно, что хочется и что хочется очень даже сильно, но при этом совершенно не понятно, как именно действовать. Ещё одним проявлением Солнечной харизмы в Тузе является энтузиазм, который может стать заразительным. Туз жезлов уникален тем, что рождаясь внутри нас, он, однако, направлен и вовне, постепенно влияя и на наше окружение.
Это самое начало, первые проблески желаний, любых, но главное – это именно очень сильное желание, подобно детскому требованию, не удовлетворение которого приводит к истерике. Управлять этим резким всплеском энергии, искрой жизни практически невозможно, она настолько подавляет, что попросту сбивает с ног. Действия, совершаемые в таком состоянии необдуманные, необузданные, эгоистичные, и очень часто разрушительные. Однако, в целом это, естественно, хорошая энергия. Ибо, что может быть прекраснее, чем страстное желание?
Звезда отдельно даёт Тузу идеал, высоту, к которой хочется стремиться, наполняет ожиданиями, мечтами и надеждами, а также помогает преодолеть первые неуверенные шаги в своём развитии, так чтобы человек, ощутив своё желание, не просто желал его, но и чувствовал, что оно исполнимо.
Туз мечей – появление мысли
Хорошо чего-то желать, испытывать желание, но хотелось бы не просто сгорать от страсти, но и как-то понимать от чего конкретно мы сгораем, т. е. помимо всепоглощающего чувства желания, нам надо конкретно понять по отношению к чему возникает подобное чувство. Иными словами, чтобы сфокусировать намерение, нам нужно мысленно визуализировать то, что мы собираемся хотеть и в итоге получить. Этим занимается Туз мечей. Он рождает мысль, конкретное понимание «что есть что». В целом это способность называть вещи своими именами. Вербализация, т. е. использование языка, является фундаментом всей масти Мечей.
Большинство тарологов используют слова «ясность» или «прояснение» ситуации, как описание карты, это хорошие слова, но на наш взгляд ещё более точные это «определённость» или «понимание» ситуации. Мечи помогают определить суть того или иного события, составить о нём представление и интерпретировать его относительно своих знаний и опыта. Туз мечей означает появление понимания о событии.
Масть мечей образуется на стыке полюсов внутреннего и реального (арканов Луны и Башни). Чтобы понять как это вообще возможно, нам придётся столкнуться с очень сложным словом – интериоризация. Дословно с французского это означает переход с внешнего на внутреннее, и в этом переходе заключается всё самое главное, что мы должны знать о нашей психике. Сейчас всё подробно рассмотрим.
Дело в том, что мы воспринимаем мир не непосредственно. Нам кажется, что мы видим дерево, скамейку, зайчика на ней, и нет ничего более реального чем это. Если мы не сильно доверяем своему зрению, мы можем подойти и пощупать, или даже послушать шелест листьев. Всё это докажет нам, что эти предметы есть и они именно такие, какие есть. Однако, в действительности, из внешнего мира к нам долетают странные сигналы, которые возбуждают наши нейронные клетки находящиеся в мозгу. В таком состоянии нейрон передаёт электрический импульс, а затем высвобождает химические элементы, которые впоследствии станут причиной нового электрического импульса в следующем нейроне, и так по кругу по длинной цепи, пока сигнал, который мы назовём «я что-то вижу», не дойдёт до того нейрона, в котором хранится, например, память о деревьях. Затем этот нейрон «с деревом» посылает информацию обратно по этой же цепи, но уже с образом дерева. И мы получаем картинку дерева в нашем глазу [12]. Если вам кажется описанное сложным и непонятным, не отчаивайтесь, вряд ли кто-либо вообще понимает как именно такое возможно, тем не менее именно так это и работает.
Главное, какое осознание о нас самих это нам даёт? То, что на самом деле мы не взаимодействуем с миром напрямую, а взаимодействуем с описанием и визуализацией этого мира, сделанным нашим мозгом. Наша психика нон-стоп делает виртуальную копию мира снаружи, и все дальнейшие осознания и понимания происходят у нас уже через эту виртуальную копию, модель мира. Этот процесс постоянного создания и корректировки внутренней модели мира и является интериоризацией.
Масть Мечей и отвечает за то, как выглядит в тот или иной момент эта модель мира. А конкретно Туз является моментом появления нового факта о жизни снаружи во внутренней модели мира. Говоря заумно: Туз мечей – это акт интериоризации.
Давайте подойдём к этому действительно сложному понятию с такой метафорой. Представьте себе, что мы – это зеркало. Отражение в зеркале не существует само по себе, но отражает всё, что происходит в мире вне этого зеркала. Когда перед зеркалом появляется объект, он тут же отражается в зеркале. Появление в зеркале отражения объекта подобно появлению копии реального объекта в психическом пространстве человека. А всякая копия реального объекта есть по сути мысль. Поэтому Туз мечей – это появление мысли (о том или ином объекте реального мира).
Влияние на мечи Башни даёт этой масти часто негативную окраску, тем не менее, на самом деле, Башня помогает уничтожить иллюзию, и в Тузе мечей она это делает так, что у нас появляется некое новое знание, какие-то новые данные о том или ином, которые могут совершенно изменить наше понимание всей ситуации. Помимо Башни и Луны, масть образована арканами Умеренность и Жрица. Оба этих аркана дают карте сдержанность и желание уравновесить, привести в порядок свои мысли, чётко осознать их и определить их смысл.
Самое главное, что нам советует Туз мечей, это отдать отчёт в новой полученной информации и начать следить за развитием событий. Принимать решения, а затем действовать согласно им с внутренним пониманием того почему совершается то или иное действие.
Туз кубков – появление отношения