Мобилизация и призыв: юридическая самозащита бесплатное чтение
© Чашин А.Н., текст, 2023
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023
Введение
Защита отечества – конституционное право и почетная обязанность каждого гражданина нашей страны. Одной из форм защиты государства выступает прохождение срочной службы в вооруженных силах. Основными целями такой службы являются:
– поддержание действующей армии в достаточно боеспособном состоянии для постоянного и непрерывного обеспечения мира и безопасности на территории страны;
– обучение военному делу и воспитание в духе патриотизма и дисциплины всего мужского населения страны для обеспечения возможного быстрого увеличения численности действующей армии в случае возникновения государственной необходимости посредством мобилизации пребывающих в запасе резервистов.
Далеко не каждый человек научен действовать грамотно и адекватно в новой для него обстановке, коей является армейский коллектив. Призывники – это, по сути, вчерашние школьники и студенты, не обладающие в своей массе достаточным объемом правовых знаний для эффективной защиты своих прав, свобод и законных интересов.
Предлагаемое читателю пособие предназначено для оказания методической помощи в организации юридического сопровождения судебного процесса по делам с участием военнослужащих, призванных или мобилизованных на военную службу, а также призывников. Внимание уделяется вопросам мобилизации, призыва, отсрочки от призыва, прохождению и увольнению с военной службы, альтернативной гражданской службе, а также затрагиваются правовые аспекты такого явления, как дезертирство.
При том, что нарушения порядка призыва на срочную военную службу, а теперь уже и порядка призыва по мобилизации, нарушения прав военнослужащих, проходящих срочную службу и службу по контракту – явление весьма распространенное, сами лица, чьи права нарушены, редко обращаются за их защитой. В судебные органы и прокуратуру, как правило, обращаются граждане, уже уволенные с военной службы в случаях грубого нарушения их прав, приведших к причинению значительного вреда физическому и (или) психическому здоровью, а также их родители. Широко распространены в современном российском обществе стали движения комитетов солдатских матерей, стремящихся извне обеспечить благополучие своих детей, проходящих срочную действительную службу в армии. Настоящее методическое пособие предназначено как для самих военнослужащих, так и для их родителей, других родственников, беспокоящихся за состояние дел своих близких, вынужденных находиться в рамках воинского коллектива.
Несмотря на исключительно практическую направленность предлагаемого издания, оно может быть использовано не только при подготовке к судебным тяжбам, но и для организации учебного процесса в средних специальных и высших учебных заведениях юридического профиля, в особенности при проведении тренингов, учебных игр и организации клинической юриспруденции.
В целом настоящее пособие является достаточным минимумом как для самостоятельной подготовки к ведению дел с участием военнослужащих, призванных или мобилизованных на военную службу, а также призывников, так и для эффективной совместной работы преподавателя и студента.
Нормативный материал дается по состоянию на октябрь 2022 г., в том числе учитывает поправки в уголовное законодательство, внесенные Федеральным законом от 24.09.2022 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
1. Призыв на военную службу
1.1. Правовые основы военной службы по призыву
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:
гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, – в Вооруженных Силах РФ и в войсках национальной гвардии РФ, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета РФ и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;
гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях (ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 14.07.2022 г.) [1]).
Согласно ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
Предметом правового регулирования ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» является установление индивидуально неопределенного круга лиц, подлежащего призыву для прохождения срочной военной службы в мирное время.
Как видно из текста пп. «а» 1 п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призванными на военную службу могут быть граждане при наличии одновременно следующих условий:
– наличие гражданства Российской Федерации;
– мужской пол;
– исполнение возраста 18-ти лет;
– не достижение возраста 27 лет (после дня, когда гражданину исполняется 27 лет, он уже не подлежит призыву на срочную военную службу);
– обязанность состоять на воинском учете;
– не пребывание в запасе.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на воинском учете обязаны состоять граждане:
– освобожденные от исполнения воинской обязанности;
– проходящие военную службу;
– отбывающие наказание в виде лишения свободы;
– женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
– постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (то есть выехавшие из пределов РФ на территорию иностранного государства на срок более шести месяцев).
В соответствии с пп. 50–51 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, по сост. на 14.10.2021 [2]) граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
а) состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в военном комиссариате, а в поселении, муниципальном или городском округе, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами), – в органах местного самоуправления. При этом граждане, не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющие регистрации по месту пребывания, для постановки на воинский учет представляют заявление. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и запасе Федеральной службы безопасности РФ, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти;
б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче), паспорт гражданина РФ и водительское удостоверение при его наличии;
в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания для постановки на воинский учет;
г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы (учебы) или должности;
д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из РФ на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в РФ;
е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче), а в случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания.
Но, конечно, не все граждане обозначенного пола и возраста реально призываются на воинскую службу. Это происходит потому, что существуют институты освобождения и отсрочки от призыва на воинскую службу, которые будут подробно рассмотрены в следующем разделе настоящего пособия.
1.2. Освобождение и отсрочка от призыва
Согласно ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются либо не подлежат призыву граждане:
– признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (требования к состоянию здоровья призывника закреплены в Положении о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (ред. от 29.06.2022);
– проходящие или прошедшие военную службу в РФ;
– проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
– прошедшие военную службу в другом государстве, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
– имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень (кандидата или доктора наук);
– являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов;
– отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
– имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
– в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
В некоторых жизненных обстоятельствах у молодого человека нет желания выполнить свой долг перед Родиной, выражающийся в исполнении обязанности пройти срочную воинскую службу по призыву. В большинстве случаев отсутствие этого желания можно оценить как последствия неверного духовно-патриотического воспитания и нравственной деформации молодой личности. Служить в Российской армии нужно, в том числе и по призыву. Но бывают исключительные ситуации, когда из-за превратностей судьбы срываются планы на будущее, например потому, что молодой перспективный человек не поступил с первого раза в престижный вуз. Что делать: идти учиться в платный университет с низким качеством образования или на не приглянувшуюся специальность с учетом отсутствия конкурса или выждать год и поступить в выбранный вуз, получить требуемую специальность и стать высококлассным специалистом, который может принести много пользы государству и обществу? Желательно, конечно, выбрать второй вариант. Но венный комиссар с нами вряд ли согласится, и призовет юношу на срочную службу. Подобные ситуации учащаются по причине реформирования отечественной системы образования, одним из побочных эффектов которой является увеличение количества классов средней школы. Если ранее молодой человек оканчивал среднюю школу в семнадцать лет и имел две попытки поступить в институт до первого призыва, то сегодня средний возраст выпускника школы приходится на восемнадцать-девятнадцать лет, а второй шанс для поступления обрезается военкоматами. Целью этого раздела является разъяснение призывникам законных возможностей избежать призыва на военную службу (отсрочить его), если сложившиеся у них жизненные обстоятельства диктуют пройти военную службу позднее (например, после окончания института, выступлений на важных спортивных соревнованиях, на которые второй раз можно и не попасть, решения проблем личного плана, что немаловажно по причине исключительной влюбчивости именно лиц призывного возраста).
Как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 21 октября 1999 г. N13-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца первого подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с запросом Советского районного суда города Омска» [3] согласно ст. 59 (чч. 1 и 2) Конституции РФ защита Отечества – долг и обязанность гражданина РФ; гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым граждане проходят военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту), т. е. в настоящее время в РФ действует смешанная система комплектования Вооруженных Сил.
В качестве основной формы реализации конституционной обязанности по защите Отечества названный Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву, которому, согласно п. 1 его ст. 22, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, а также граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.
При этом ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает категории лиц, которым по тем или иным основаниям (состояние здоровья, семейное положение, характер и место работы, обучение в образовательном учреждении и т. д.) может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, т. е. в пределах возраста от 18 до 27 лет временно отложен срок призыва. Предоставление отсрочки не означает освобождения от военной службы по призыву. По своей юридической природе отсрочка является составным элементом установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан.
Согласно ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам в следующих случаях.
(а) Признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, – на срок до одного года.
(б) Занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Для того, чтобы воспользоваться этим правом на отсрочку, необходимо в военный комиссариат представить доказательства наличия следующих условий:
– существования лица, указанного в приведенном перечне. Это обстоятельство доказывается представлением личных документов лица или их нотариально заверенных копий;
– нуждаемость в постоянном уходе (надзоре) за лицом, входящим в приведенный перечень, (должна быть подтверждена документально – заключением медико-социальной экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4]);
– наличие указанной в приведенном перечне степени родственной связи. То есть призывнику необходимо предоставить документы, подтверждающие тот факт, что он является сыном своих отца или матери (достаточно свидетельства о рождении), супругом жены (предоставляется свидетельство о браке), родным братом брата или сестры (предоставляются свидетельства о рождении обоих лиц), внуком дедушки или бабушки (предоставляются свидетельства о рождении призывника и его родителя, происходящего от лица, нуждающегося в постоянном постороннем уходе). К сожалению, призывник не всегда может предоставить все необходимые документы. Например, если в постоянном постороннем уходе нуждается бабушка призывника, а иных лиц, имеющих возможность оказать осуществлять такой уход, нет (то есть у призывника нет родителей), свидетельства о рождении родителей с большой вероятностью могут быть утрачены. При таких обстоятельствах документы следует восстанавливать, а если это невозможно (при утрате архивов органов ЗАГС и иных случаях) – подавать заявление в суд об установлении юридического факта. Приведенный перечень лиц, постоянный уход за которыми может служить основанием для отсрочки от призыва на срочную военную службу, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Следовательно, постоянный уход за такими родственниками, как тётя, дядя, дочь, сын, двоюродный брат или сестра, прабабушка, прадедушка не является основанием для предоставления отсрочки. Кроме прочего думается, что указание на такое лицо, как усыновитель, в статье закона несущественно, так как при усыновлении органами загс на основании судебного решения выдается свидетельство о рождении, в котором усыновитель значится в качестве отца усыновленного ребенка и юридически считается таковым. Если же лицо воспитывало ребенка без наличия судебного решения об усыновлении, оно является не усыновителем, а отчимом. Поэтому не будет основанием для отсрочки от призыва на срочную военную службу необходимость постоянного ухода за опекуном, попечителем, приемным родителем, мачехой или отчимом;
– отсутствие иных лиц, имеющих возможность оказывать уход за нуждающимся родственником. Согласно ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [5] родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Следовательно, если у призывника есть несовершеннолетний родной брат (сестра), нуждающийся в постоянном уходе, то в первую очередь обязанность осуществлять такой уход лежит на их родителях, но не на самом призывнике. Поэтому осуществление постоянного ухода за несовершеннолетним братом (сестрой) со стороны призывника при наличии живых родителей не будет признано призывной комиссией достаточным основанием для реализации права на отсрочку от призыва на срочную военную службу. Существенным условием для получения этого вида отсрочки будет отсутствие каких-либо родственников тех же степеней родства, которые указаны в перечне, кроме призывника – так сформулирован текст правовой нормы. Но следует обратить внимание на то обстоятельство, что в пп. «б» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» речь ведется о других лицах, обязанных «по закону содержать указанных граждан». Однако действующее национальное законодательство не содержит нормативно-правовых предписаний, которые могут стать основанием для того, чтобы какой-либо родственник был понужден судом или иным государственным органом к осуществлению постоянного ухода или надзора за нуждающимся лицом. Лишь Семейный кодекс РФ содержит правовые нормы, обязывающие, как уже отмечалось выше, обеспечивать жизнедеятельность своих детей, не достигших возраста восемнадцати лет. Все прочие взаимные права и обязанности родственников, обеспечивающие нуждающегося человека, ограничиваются алиментными обязательствами. По сути – это только обязанность производить в пользу нуждающегося родственника ежемесячные определенные судом денежные выплаты (алиментные платежи). Но речь не идет о том, что один родственник должен лично осуществлять постоянный уход за другим, нуждающимся, родственником. Поэтому любая конкретная жизненная ситуация применительно к сложившимся условиям и с учетом упомянутых положений отечественного законодательства может быть истолкована таким образом, что даже при наличии любого количества родственников у нуждающегося в постоянном уходе лица, такой уход должен осуществлять именно призывник, так как это дело сугубо добровольное и подобная обязанность (исключая наличие родителей у несовершеннолетнего лица) ни для кого не предусмотрена законом. Если призывная комиссия придерживается иного мнения, необходимо её решение обжаловать в судебном порядке;