О физкультуре и спорте. Аналитическая записка бесплатное чтение
© Внутренний Предиктор СССР, 2022
ISBN 978-5-0059-1050-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ: ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ И ПО-РАЗНОМУ СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЛЮДЯХ, НА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И НА ЕГО ПЕРСПЕКТИВАХ
Начнём с того, что в 1979 г. на выпускном курсе вуза перед поездкой на военные сборы перед получением офицерских званий по линии военной кафедры мы проходили медкомиссию. Несколько человек пройти медкомиссию и получить разрешение на прохождение военных сборов не смогли, а в группе не допущенных медиками наиболее ярко выделялись члены институтских сборных команд по различным видам спорта.
Потом попалась публикация в СМИ о том, что средняя продолжительность жизни выдающихся спортсменов на 10 и более лет меньше2, нежели средняя продолжительность жизни болельщиков, и это при том, что изрядная доля болельщиков ведёт нездоровый образ жизни, предпочитая «спорт-бар» тренажёрному залу, бассейну, прогулкам на природе.
Спорт высоких достижений в наши дни это: берём малолетнего ребёнка, которого не жаль родителям, и начиная с возраста 5 – 6 лет его «дрессируем», загружая 6-ти и более часовыми ежедневными тренировками на протяжении всего детства и юности, не оставляя времени ни на что иное, что необходимо для того, чтобы человеческий детёныш вырос действительным Человеком. Кто не сломался или чьи родители не поумнели – становится к 15 – 22 годам (в зависимости от вида спорта) чемпионом; к 25 – 35 годам (в зависимости от вида спорта) спортивная карьера заканчивается, после чего человеку предлагается жить по способности, к чему он в большинстве случаев не готов: нет каких-либо профессиональных знаний, а интеллект и кругозор не развиты настолько, чтобы войти в какую-либо профессию, не связанную со спортом. Кроме того, организм изношен даже в том случае, если в спортивной карьере не было травм, оставивших после себя сколь-нибудь серьёзных последствия. Если же к тренировкам добавляется «биохимия», то к 35 годам к изношенности организма добавляются медицинские проблемы, вызванные «биохимией». Вопрос о том, как спортивная «биохимия» сказывается на психике – редко когда вызывает интерес, хотя есть публикации, авторы которых утверждают, что препараты «спортивной биохимии» могут вызывать немотивированную агрессивность и антисоциальное поведение. Переход же от образа жизни спортсмена высоких достижений к образу жизни обычного человека не всегда возможен вследствие необратимости структурных изменений в организме и невозможности перестройки физиологии в зрелом возрасте.
Всё это в совокупности приводит к тому, что если оценивать статистику состояния здоровья представителей спорта высоких достижений, то профессиональный спорт высоких достижений можно охарактеризовать словами – индустрия производства инвалидов, даже если исключить из рассмотрения тех, кто стал инвалидом в результате получения тяжёлых травм на тренировках или соревнованиях3.
Но спорт высоких достижений это не только извращённый смысл жизни, навязанный спортсменам культурой общества, родителями и тренерами, но и социальное явление, затрагивающее так или иначе всех членов общества. В этом социальном явлении на публику выносится так называемая «честь страны»:
– наш спортсмен на пьедестале почёта, государственный флаг под потолком спортзала или на флагштоке стадиона, звучит гимн страны – фанаты в слезах восторга;
– фанаты проигравших – в слезах переживания поражения;
– кареты скорой помощи спешат к тем, кто не смог безболезненно пережить восторга или разочарования.
Но возникают вопросы: стала ли жить страна-победительница лучше, стала ли жить проигравшая страна хуже?
Ответ на оба эти вопроса отрицательный: эмоции, связанные со спортивным событием, для психики подавляющего большинства болельщиков значимы на протяжении не более двух недель с момента события. Но ни экономика, ни наука, ни системы образования и здравоохранения ни в одной из стран в результате победы спортсменов, а равно поражения в спортивных состязаниях ни лучше, ни хуже не становятся.