Средневековая Франция. С XI века до Черной смерти (1348) бесплатное чтение
© 2004, Société d’édition Les Belles Lettres 95, bd Raspail, 75006 Paris.
1 re édition, 2002
© ООО Издательство АСТ, 2022
Введение и инструкция по использованию
Средневековье сейчас снова в моде. На него любят ссылаться практически все: монархисты тоскуют по правлению «старого доброго» Людовика Святого, католики – по «настоящему христианству», экологи – по Франциску Ассизскому, сочинявшему гимны природе и всем тварям земным, и даже сторонники самоуправления регионов поминают добрым словом борьбу с катарской ересью, которая в итоге завершилась присоединением к Франции новых территорий. Нас окружает множество примеров возрождения интереса к этой исторической эпохе: от иллюстрированных журналов и комиксов до многочисленных Интернет-сообществ, романтизирующих время рыцарей и принцесс.
В то же время благодаря политике сохранения нашего культурного наследия мы вновь вспоминаем о многочисленных средневековых памятниках архитектуры, которые теперь предстают перед нами совершенно по-новому (достаточно вспомнить недавно организованную подсветку крепости в Каркассоне) или становятся местом проведения традиционных ярмарок (как в городе Провен под Парижем, а также во многих других местах). Наконец, в последнее время французские издательства стали выпускать множество книг с переводами средневековых латинских текстов, которые до этого были доступны лишь немногочисленным знатокам. Вышедшие в карманном формате серии «Средневековая литература» (Lettres Gothiques) и «Книжное колесо» (La Roue à Livres) – и это только самые популярные из них – позволили читателям познакомиться с удивительным миром словесности той эпохи, которая была представлена такими разнообразными жанрами, как поэзия, роман, жития святых, а также историческое или философское эссе.
Самые любопытные смогли удовлетворить свой интерес к Средним векам с помощью монументального труда Кристиана Амальви «Вкус Средневековья» (Le Goût du Moyen Âge). Тем не менее, многие аспекты средневековой цивилизации выглядят непонятными для современного человека, так как они совершенно не вписываются в наше представление о мире: различные названия для видов собственности (внесеньориальное владение, ленная зависимость, наследственное землевладение и др.); суждения о Боге и Божьем суде; ореол мистики, окутывающий все сферы жизни; слепая вера в устные обещания и т. д. Чтобы разобраться и не потеряться во всех этих нюансах средневековой эпохи, которая гораздо сложнее, чем ее пытаются представить различные статьи в модных журналах и организаторы культурных мероприятий, необходимы специализированные справочники, способные объяснить как смысл какой-либо картины, памятника или текста из того времени, так и их роль в том обществе – таком близком нам, но уже ставшем во многом непонятным.
В конце 1990-х годов появилось множество изданий на эту тему: «Энциклопедический словарь по эпохе Средневековья» (Dictionnaire encyclopédique du Moyen Âge), «Энциклопедический словарь по средневековой Франции» (Dictionnaire de la France médiévale), «Толковый словарь по средневековой Европе» (Dictionnaire raisonné de l’Occident médiéval) и т. д. Они дают ответы на многие вопросы и учитывают все исторические исследования, проведенные на данный момент. Однако алфавитный принцип, по которому они составлены, при всем своем удобстве может ввести в заблуждение некоторых читателей. Поэтому в настоящем справочнике мы решили придерживаться тематического принципа представления информации, благодаря чему она дана в сжатом виде, но при этом структурирована по важнейшим сферам средневековой цивилизации. Учитываются все ее аспекты: от политики, экономики и административного устройства до фольклорных традиций, повседневного быта, суеверий и религиозных обрядов.
Таким образом, настоящее издание, с одной стороны, приоткрывает завесу тайны над многими средневековыми загадками (от тамплиеров до ведьм), а с другой – позволяет читателю выйти из роли пассивного наблюдателя, ослепленного яркими декорациями современных фильмов и спектаклей о той эпохе. Также оно может помочь ответить на вопросы, возникающие после визита в музей или прочтения книги, написанной несколько веков назад.
При этом читатель сможет обнаружить вокруг себя те черты нынешней цивилизации, которые уходят своими корнями именно в Средние века: попытки католической церкви установить контроль над всеми верующими, зарождение современного гражданского общества, некоторые жесты (как, например, снятие шляпы с целью приветствия), а также множество слов из области философии, права, техники и торговли, которыми мы пользуемся до сих пор.
Выбранный временной отрезок охватывает период с начала XI в. (время начала подъема европейской цивилизации) и до ужасной эпидемии чумы, названной «Черная смерть», которая чуть не погубила Европу в 1348 г. Границы Франции за эти 350 лет много раз менялись. В этой книге мы будем рассказывать о событиях и явлениях, происходивших в тех регионах, которые относятся к ее нынешней территории.
Случается, что написание имен авторов того или иного произведения и даты каких-либо исторических событий различаются в разных источниках. Что касается дат, то в этой книге мы будем руководствоваться последним изданием (1994) «Справочника по французской литературе» (Dictionnaire des Lettres françaises), а в плане имен – «Энциклопедическим словарем по эпохе Средневековья» (Dictionnaire encyclopédique du Moyen Âge) (Paris, Le Cerf, 1997) и генеалогическими таблицами из немецкой «Энциклопедии Средневековья» (Lexikon des Mittelalters) (IX Band, 1998).
Как пользоваться данным справочником?
Разумеется, можно прочитать его целиком с начала до конца, чтобы получить полное представление о средневековой цивилизации; но также предполагается, что читатель сможет быстро найти в нем нужную информацию по конкретной интересующей его теме. Поэтому мы советуем вам:
– пользоваться оглавлением: каждая глава включает в себя разделы (с перекрестными ссылками), позволяющие найти нужные сведения по определенному вопросу. Остальные разделы главы, таким образом, предоставляют дополнительную информацию. В начале каждой главы вы найдете общий обзор по той или иной теме, в котором с разных сторон проанализирована конкретная сфера средневековой жизни и показана эволюция общества и менталитета;
– пользоваться алфавитным указателем, с помощью которого вы сможете объединить по общему понятию, термину или даже персонажу различную информацию из всех глав книги.
Библиография, включающая в себя тематические разделы, позволит вам обратиться к другим произведениям, посвященным тому или иному аспекту жизни в Средние века, чтобы найти в них более подробные сведения. Все эти разделы содержат более или менее полный список литературы по конкретной теме.
Наконец, сводные таблицы, карты и графики помогут вам визуализировать и лучше усвоить нужную информацию (см. перечень карт, планов и таблиц в конце оглавления).
Благодарности
Большое спасибо художнице Брижит Парен из Высшей школы социальных наук в Париже за сорок рисунков, которые она выполнила специально для настоящего издания.
Франция в Средние века
I. Исторический обзор
Из всего средневекового тысячелетия (V–XV вв.) период XI–XIV вв. стал переходным: в это время начали проявляться многие черты современной Франции. Эти три века, последовавшие за опустошительными набегами варваров и неудачной попыткой Карла Великого построить империю и предшествовавшие большим потрясениям конца Средневековья, теперь воспринимаются как благополучное мирное время. Тем не менее, в этот же период начинается расцвет феодальной жестокости, когда крестьяне оказываются в подчинении у своего сеньора, а во время военных действий вассалам приходится приносить клятву верности («оммаж») более сильному из противников. Благодаря войнам с соседями – Фландрией и Англией – Франция расширяет свою территорию (и это происходит не постепенно, а с помощью жестоких целенаправленных нападений) и накануне Столетней войны практически достигает своих нынешних границ. В результате продолжительного экономического роста деревне удается прокормить все больше людей, понемногу просыпаются города. Однако последствия страшной эпидемии чумы (известной под названием «черная смерть»), Столетней войны и все возрастающих экономических проблем приводят к тому, что это счастливое время заканчивается.
Поворот к новому тысячелетию
Все исследователи сходятся во мнении, что примерно с 980 г. в Западной Европе начинается развитие сельского хозяйства (в этот период в деревне живет 90 % ее населения), а также рост торговли и подъем городов. Такой экономический и демографический прогресс сопровождается появлением новых социальных и политических структур. Господство Государства и Церкви утверждается в то же время, когда возникают такие общественные объединения, как сословие вассалов, церковный приход, территориальная коммуна и союз ремесленников.
Франция в 1000 г.
Франция принимает активное участие в этом глобальном процессе, который так или иначе касается всей Западной Европы и который начался благодаря целому ряду причин. В качестве предпосылок к такому экономическому подъему историки обычно называют благоприятные климатические условия, подходящие для выращивания сельскохозяйственных культур, а также ослабление территориальных притязаний со стороны викингов, турок и других мусульман. В результате в этот период мы можем наблюдать демографический рост, усовершенствование методов производства и товарообмена, а также появление новых городов и их постепенное расширение. Не оспаривая важную роль всех этих факторов, по поводу которых среди историков до сих пор ведутся ожесточенные дискуссии, мы ограничимся здесь перечислением наиболее характерных особенностей этого беспрецедентного экономического скачка.
В X–XIII вв. более высокие средние температуры, а особенно пониженная влажность облегчают работу крестьян-«корчевателей», очищающих от деревьев крупные лесные массивы. В Маконе и Пуату площадь лесов также сокращается из-за вырубки и пожаров. Кроме того, климатические условия благоприятствуют росту сельскохозяйственных культур, особенно злаков, необходимых для производства продуктов питания. Более регулярные и богатые урожаи способствуют появлению нового поколения французов, не знающего, что такое голод и лишения. В период между 950 и 1300 гг. население Франции ежегодно увеличивается в среднем на 0,4 %: это, конечно, не демографический взрыв, но в любом случае постепенный и стабильный рост. Благодаря вырубке лесов и постепенному освобождению новых пространств у этих людей появляется место для жилья. Крестьяне совершенствуют свои навыки в области обработки железа (кузнечное дело и изготовление инструментов) и использования энергии воды (водяные мельницы). Они также все активнее эксплуатируют труд домашних животных для возделывания тяжелых почв.
Церковь больше не считает мирские занятия наказанием Божьим, соглашаясь с их необходимостью для успешного развития общества. В городах дух предпринимательства заставляет торговцев искать новые пути объединения с себе подобными, чтобы получить более высокую прибыль и расширить территорию товарооборота. В сельской местности аристократия, привыкшая к роскоши, усиливает феодальное давление на крестьян: это уже не только сельскохозяйственные работы и трудовая повинность, которая требует все больше рабочих рук, но и денежный оброк. Крестьяне, поставленные в безвыходное положение и потому вынужденные распродавать излишки производства, во многом способствуют развитию местной и межрегиональной торговли. Однако в некоторых областях (Шаранта) экономический рост деревни начинается не из-за жестких условий, в которые поставлено крестьянство: местных жителей практически не привлекают для сельскохозяйственных работ из-за большого количества внесеньориальных владений (земель, не принадлежащих феодалу).
Освоение новых территорий происходит тремя разными способами, каждый из которых отражен в документах той эпохи: расширение старых мест обитания за счет сокращения плодородных земель, основание новых деревень и частичное заселение (этот процесс начинается несколько позже). Скорее всего, отправной точкой служит частная инициатива самих крестьян (Шаранта и Юго-Запад Франции). Иногда в работе по расчистке новых территорий участвуют приглашенные работники (крестьяне, не живущие в данной деревне) в обмен на участок освобожденной земли и другие привилегии, предоставляемые сеньором. Феодалы в свою очередь также организовывают расчистку новых земель, каждый раз составляя договор о разделении собственности (этих документов становится все больше после 1100 г.). Такая реорганизация деревни сопровождается все более выраженной концентрацией жилья.
Хотя в начале нашей эры и в период раннего Средневековья европейские города и находились в состоянии упадка, они тем не менее не исчезли совсем. Их экономическая деятельность свелась к мелкому ремесленничеству и скромной торговле. С XI в. уже наблюдается очевидный рост городов: множится число кварталов и строятся новые крепостные стены, чтобы включить эти территории в общую городскую юрисдикцию.
Париж постепенно становится полноценной столицей Франции. Он четко отделяется от динамично растущей городской сети, которая, однако, менее развита, чем в Италии или Фландрии. На юге страны сосредоточено множество небольших городов, тогда как к северу от Луары крупных населенных пунктов значительно меньше, но среди них есть более важные. Городские поселения появляются на пустом месте, затем их начинают обносить стенами – активнее всего это происходит на юго-западе страны. С другой стороны, в приграничных регионах (Пуату) или труднодоступных местностях (Центральный массив, Вандея) процесс урбанизации идет медленнее.
Развитие торговли становится неизбежным следствием роста городов: местные рынки и региональные ярмарки с X в. начинают ориентироваться на международный товарооборот, особенно по направлениям, соединяющим Средиземное море и северные моря. Самые популярные ярмарки устраиваются в Шампани, а также в Сен-Дени под Парижем – их расцвет приходится на XII–XIII вв.
Политическое устройство стремительно развивающегося государства окончательно складывается к XI в.
Построение монархической власти
К 1000 г. государственное устройство, существовавшее в период правления династии Каролингов, осталось в далеком прошлом. Теперь вся полнота власти принадлежит королю, который пока еще называет себя одним из сеньоров. Правда, его право на престол пока не подтверждено долгой историей правления: Гуго Капет, захватив французскую корону силой, положил начало династии Капетингов лишь в 987 г.
Франция в XII в.
Настоящая власть в этот период немыслима без владения укрепленным замком: полномочия сеньора, являющегося его хозяином, ограничиваются территорией, которую он способен контролировать с помощью оружия, оспаривая свое право на владение ею перед другими сеньорами – представителями светской или церковной знати.
Еще до установления полноценной королевской власти первая попытка изменения административного устройства происходит на уровне княжеств: принцы возвращают себе сеньориальные поместья, покупая их или используя различные феодальные прерогативы, в частности документы о возобновлении права на ленное владение. Например, в районе Макона первые бумаги такого рода датируются XI в. Полномочия принцев на крепости, «принадлежащие им по праву и передаваемые им по закону», окончательно оформляются в течение следующего столетия.
Как и другие принцы, короли Франции стремятся вернуть себе право на владение отдельными замками (которые называются аллодиальными, то есть свободными от уплаты налогов). Филипп I (годы правления 1060–1108) незадолго до смерти признается своему сыну, будущему Людовику VI (годы правления 1108–1137), что замок в Монлери, который он так и не смог получить, заставил его «постареть раньше времени». Таким образом, владения французской короны, которые пока являются не слишком впечатляющими в плане размера, состоят не только из земельных участков, но также и прав на различное имущество, которые приносят королю определенный доход.
Король все более отличается от обычных сеньоров по мере того, как он постепенно расширяет свои сферы влияния. Он пользуется феодальным правом, чтобы контролировать различные княжества на территории своих ленных владений. Таким образом он оказывается на самом верху феодальной пирамиды. Вот как это объясняет аббат Сугерий в своем труде «Жизнь Людовика Толстого» (Vie de Louis le Gros): верховная власть короля основывается на том факте, что он является единственным лицом в королевстве, которое никому не подчиняется. По этой причине герцоги Аквитании, Бургундии и Нормандии признают власть Людовика Толстого над собой.
Кроме того, Жерар, епископ Камбре (в 1024 г.), а затем его коллега Адальберон Ланский (в 1024–1027 гг.) пишут о разделении французского общества на три сословия: тех, кто молится, тех, кто воюет, и наконец тех, кто работает. Один лишь король способен поддерживать баланс этой социальной структуры. Монархия понемногу обретает все более выраженное сакральное значение: не только из-за процедуры помазания на царство, но и из-за чудес, приписываемых королю, – утверждается, что монарх способен исцелять больных. Вершиной такой королевской сакрализации, ознаменовавшей приход к власти династии Капетингов, становится причисление к лику святых короля Людовика IX. Канонизированный в 1297 г., отныне он именуется не иначе как Людовик Святой.
Кроме всего прочего, представители новой династии стремятся расширить свои королевские владения и утвердить свою власть на территории Франции, вплоть до противопоставления себя Папскому Престолу, что подтверждает длительный конфликт между королем Филиппом Красивым и папой Бонифацием VIII. К тому же Капетинги укрепляют административную и правовую систему своего королевства, окружая себя множеством чиновников, обычно выбираемых среди узкого круга представителей знатных семей, и награждая их титулами бальи или сенешаля.
Тем не менее, новой династии не удается продержаться долго. После смерти Карла IV в 1328 г. Филипп де Валуа, сын Карла де Валуа и брат Филиппа Красивого, становится регентом, в то время как королева ждет ребенка. Так как у нее рождается девочка, которая не может претендовать на престол, знатные пэры и бароны объявляют Филиппа де Валуа новым королем, несмотря на притязания на корону Эдуарда III, правителя Англии.
Этот благополучный период характеризуется также сильной торговой и религиозной экспансией Западной Европы, в которой Франция принимает непосредственное участие.
Развивая свои торговые связи, европейцы, а в их числе и французы, исследуют новые пути международного товарообмена: в реестре таможенных пошлин на товары, вывозимые из Лондона, составленном между 992 и 1002 гг., уже присутствуют французские и нормандские торговцы. Они едут в Англию в основном за шерстью, которая затем отправляется во Фландрию, где местные портные шьют из нее одежду. Сохранившиеся документы торговой гильдии Сент-Омера (города на севере Франции) свидетельствуют о возросшей активности французских коммерсантов начиная с 1060-х годов. Они обеспечивают связь между двумя крупными узлами морской торговли – Средиземным морем и северными морями, занимаясь в основном куплей-продажей рабов, оружия и текстиля. Ярмарки Шампани становятся самыми популярными и наиболее динамично развивающимися во всей Европе в период между 1150 и 1300 гг.
Европа также расширяет свое влияние с помощью обращения в христианство народов, живущих на ее северных и восточных окраинах: исландцев, венгров, поляков, норвежцев, шведов и пруссов. Этот процесс осуществляется где-то добровольно, а где-то принудительно. Латинская христианская церковь окончательно отделяется от греческой после раскола 1054 г. Все богослужения теперь постепенно начинают вестись на одном и том же святом языке – латыни, а порядок проведения церковных обрядов определяется высшим соизволением папы римского.
Испанская Реконкиста (отвоевание земель, занятых маврами), начавшаяся в VIII в., продолжается и в XI–XIII вв. C XII в. она является частью крестовых походов.
Франция также участвует в крестовых походах. Первый из них был инициирован папой Урбаном II на церковном соборе в Клермоне в 1095 г. Этот поход приводит к созданию первого христианского государства в Азии – Эдесского графства, а также к взятию Иерусалима. В управлении этими новыми землями принимают активное участие французские аристократы, которые устанавливают на их территории феодальный строй.
Христианские государства Азии
Появляется множество религиозно-рыцарских орденов, в том числе тамплиеры (орден возник в 1128 г.) и госпитальеры (орден Святого Иоанна), целью которых становится защита паломников и новых христианских государств, а также торговая деятельность (создание первых банков). Вернувшись на родину, крестоносцы вдохновляют многих рыцарей и сеньоров также отправиться к Святой земле, и нескончаемый поток христиан устремляется с Запада на Восток. Взятие Эдессы в 1144 г. приводит к тому, что аббат Бернар Клервоский в 1146 г. объявляет во время своей проповеди в Везле о Втором крестовом походе. Монаршие особы, не участвовавшие в первом походе, присоединяются ко второму. В частности, это Людовик VII и король Германии Конрад III. Объявляя о подготовке Третьего крестового похода (последовавшего за взятием Иерусалима в 1187 г.), Папский Престол снова просит помощи монархов. В итоге в нем принимают участие Филипп Август (Франция), Ричард Львиное Сердце (Англия) и Фридрих Барбаросса (Германия), который в итоге погибает по пути в Палестину. Христианские государства Азии, населенные выходцами со всей Европы, постепенно теряют свое влияние, и хорезмийцы вновь захватывают Иерусалим в 1244 г. Король Людовик Святой становится последним монархом, участвующим в крестовых походах. Но оба его путешествия к Святой земле заканчиваются крайне неблагоприятно. В 1250 г., в ходе седьмого похода, его захватывают в плен, и затем он еще четыре года остается в Иерусалимском королевстве, помогая местным христианам. В 1270 г. он умирает в Тунисе во время Восьмого крестового похода. Падение Акры в 1291 г. приостанавливает крестоносное движение, но более или менее реалистичные планы новых крестовых походов продолжают появляться вплоть до XVI в.
Кризисы XIV в.
Какими бы ни были объяснения, которые дают по этому поводу историки, нет сомнений, что в XIV в. торможение экономического роста Европы проявляется все более очевидно.
В этот период общество уже начинает осознавать, что оно движется в сторону перенаселения. Во Французском королевстве насчитывается уже 16,5 миллионов жителей, а если брать нынешние границы Франции, то около 21 миллиона. Лучшие земли давно заняты и поделены на части в результате наследственных разделов имущества и борьбы сеньоров между собой. Последние расчистки новых территорий проводят с целью обработки менее плодородных участков земли, но снятый урожай не оправдывает огромных усилий, затраченных на его получение. Освоение новых земель приостанавливается, а объем сельскохозяйственной продукции остается на прежнем уровне, в то время как население продолжает расти. Сеньорам становится все сложнее прокормить своих работников, число которых постоянно увеличивается. Столкнувшись с этой проблемой, феодалы отказываются сокращать размер натурального и денежного оброка, который они берут со своих крестьян. Это вызывает сбой всей системы: плохие урожаи впервые за много лет приводят к голоду. Хроника Жиля Ле Мюизи описывает всю глубину и ужас одного из таких кризисов, который случился в 1315–1316 гг. и охватил всю северо-западную часть Европы.
Этот невиданный экономический коллапс снижает покупательную способность богатой аристократии, которая является основным потребителем предметов роскоши. Из-за этого крупная торговля оказывается в крайне сложном положении, а все сословие торговцев начинает опасаться за свое будущее. В 1347 г. на Европу обрушивается новая вспышка голода, и физически ослабленному населению становится еще сложнее справиться со страшной эпидемией чумы, которая начинается в 1348 г.
Бацилла Йерсена, являющаяся причиной распространения бубонной чумы, будет открыта лишь в самом конце XIX в. Ну а в 1348 г. эта болезнь, считающаяся самой страшной из всех существующих, губит примерно 40 % населения земного шара. Она попадает в Европу на торговых кораблях, которые везут в Геную и Марсель товары из Центральной Азии. Затем крысы распространяют бациллу по всему европейскому континенту. Эта беспрецедентная эпидемия разрушает всю систему социальных связей, опустошает деревни и монастыри, прерывает множество аристократических династий. Ее новые волны сильно сокращают население Европы, которое во многих регионах вернется к прежнему уровню лишь в XVII в. Страх и невежество заставляют людей искать виновников этой ужасной трагедии и вымещать на них свой гнев: в 1348 г. по всей Европе, особенно в Эльзасе, начинаются антиеврейские погромы. Другим способом борьбы с чумой становятся молитвы определенным святым, которые считаются способными исцелять от этой болезни – Cвятому Роху и Cвятому Себастьяну. На фоне этих драматических событий разгорается еще один конфликт. Он поначалу остается незамеченным, но в итоге приводит к войне, которая будет длиться целых сто лет (1337–1453 гг.).
Начавшаяся Столетняя война еще более ухудшает нерадостную ситуацию, в которой оказывается Западная Европа в первой половине XIV в.
Капетингам приходится давать отпор английским монархам, претендующим на ряд французских территорий, особенно на Гиень. Накануне эпидемии чумы англичане добиваются серьезных успехов: война начинается с их убедительных побед (Эклюз в 1340 г., Креси в 1346 г. и Кале в 1347 г.).
Эти поражения добавляются к общим потрясениям XIV в. и еще более омрачают невеселую картину, сложившуюся к концу Средних веков. Этот период часто называют «закатом Средневековья» или «временем несчастий».
Война приводит к драматическим последствиям: спаду экономики (что затрагивает как производство, так и сбыт продукции), порче урожаев и разрушению жилищ, грабежам и насилию. Отсутствие сеньоров, занятых на поле боя, дезорганизует жизнь в их поместьях и лишает крестьян их привычных защитников. Размер налогов сильно повышается – особенно это ударяет по бедным слоям населения, пострадавшим от военных действий, которые обязаны платить военный сбор, чтобы помогать своей стране в это тяжелое время. Прибыльные инвестиции уступают место убыточным вложениям – производству оружия и строительству оборонительных сооружений.
Представленный обобщенный взгляд на трехсотпятидесятилетний период, которому посвящено настоящее издание, разумеется, будет дополнен следующими главами, генеалогическими таблицами и словарем используемых терминов. Они помогут вам получить более глубокое представление об этом отрезке истории Франции.
Представленная ниже генеалогия династии Валуа не является полной.
Валуа правили Францией в период между 1328 и 1589 гг. Их старшая линия царствовала с 1328 по 1498 гг., Орлеанская ветвь – с 1498 по 1515 гг., а Ангулемская ветвь – с 1515 по 1589 гг. В этой таблице мы немного выйдем за рамки рассматриваемого исторического периода (кончающегося 1348 г.), чтобы включить правление Иоанна II Доброго.
Генеалогия воспроизведена по следующему изданию: J.F. Lemarignier, La France médiévale. Institutions et société (Средневековая Франция. Общество и административное устройство), Paris, A. Colin, 1970, p. 226.
Хронология основных событий
987: Гуго Капет приходит к власти. Начало правления династии Капетингов.
987–996: Правление Гуго Капета. У этого первого короля из династии Капетингов происходит конфликт с кардиналом Карлом Лотарингским (герцогом Нижней Лотарингии и дядей последнего монарха из династии Каролингов), который также был объявлен королем в Лане в 988 г. Благодаря предательству епископа Адальберона Ланского Гуго Капет заключает кардинала в тюрьму в 991 г. Чтобы обеспечить продолжение своей династии, он еще при жизни (едва взойдя на трон в 987 г.) коронует своего сына Роберта.
996–1031: Правление Роберта II Благочестивого. Папа римский отлучает его от Церкви за то, что он бросил свою первую жену Сусанну, дочь короля Италии, и женился на Берте Бургундской. В 1003 г. он расстается и с Бертой и женится на Констанции Прованской, дочери графа Тулузского, объединяя таким образом северную и южную часть королевства. Он защищает от врагов пока еще небольшие королевские владения Капетингов. Роберт II становится первым королем из этой династии, кому приписывают дар исцеления больных. Еще при жизни, в 1027 г., он объявляет королем своего третьего сына Генриха.
Генеалогия династий Капетингов и Валуа (годы правления 987–1350 и далее)
1023: Образование графства Блуа-Шампань.
1031–1060: Правление Генриха I. Ему приходится противостоять своей матери и придворной знати, которые хотят отдать корону его младшему брату Роберту. Чтобы уладить этот конфликт, он отдает во владение Роберту Бургундское герцогство. В 1051 г. он женится на Анне, дочери Ярослава Мудрого. Будучи опекуном герцога Нормандии Вильгельма Завоевателя, он сперва поддерживает того в борьбе со своими придворными, а затем ссорится с ним. Вильгельм побеждает Генриха в 1054 г. в ходе битвы при Мортемере.
1060–1108: Правление Филиппа I. Он правит только «малым королевством», ограниченным территорией между Парижем и Орлеаном. Новый король расширяет его благодаря присоединению к владениям короны области Гатине в 1068 г. Он в целом поддерживает политику Папского Престола, но не участвует в крестовых походах и не соблюдает супружескую верность, как того требуют христианские заповеди. Его отлучают от Церкви (впервые в 1094 г.) за то, что он сначала женился на Берте Голландской (матери будущего короля Людовика VI), а затем бросил ее и запер в башне, чтобы жениться на Бертраде де Монфор, пытаясь укрепить свою власть в столичном регионе Иль-де-Франс. За это папа отлучает его от церкви в общей сложности три раза. Понтифик желает, чтобы все христиане вступали в брак по взаимному согласию, и не признает близкородственные союзы. Филипп I проявляет политическое чутье, сумев найти компромисс в борьбе за инвеституру (то есть за разделение светской и духовной власти) с Папским Престолом. Он поддерживает аббатство Клюни в его борьбе за независимость от французского епископата и, раскаявшись в своих грехах, завещает похоронить себя в другом святом месте – монастыре Флёри-сюр-Луар.
1108–1137: Правление Людовика VI Толстого. Этот период известен нам по биографии «Жизнь Людовика Толстого» (Vie de Louis le Gros), написанной аббатом Сугерием, а также по многочисленным хроникам и 437 сохранившимся королевским указам. В своем труде Сугерий создал образ короля, всячески поддерживающего аббатство Сен-Дени (в котором он воспитывался) и защищающего Церковь. В 1122 г. Людовик VI отправляется в Овернь, чтобы помочь епископу Клермона отвоевать свои владения. Он поддерживает папу римского в его борьбе против императора Священной Римской империи Генриха V, который захватывает Шампань в 1125 г. Также он воюет с владельцами замков вокруг Парижа, королем Англии Генрихом I и его союзником графом Тибо де Блуа, чтобы расширить владения короны. Он женит своего сына на наследнице Аквитанского герцогства, чтобы еще больше увеличить территорию французского королевства.
1131: Коронация Людовика VII, второго сына Людовика VI и Аделаиды Савойской в присутствии папы Иннокентия II.
1137–1180: Правление Людовика VII Молодого. Оно начинается с женитьбы нового короля на Алиеноре Аквитанской, дочери герцога Аквитании Вильгельма X, который скончался в том же 1137 г. Владения короны все еще ограничены столичным регионом Иль-де-Франс, но власть монарха понемногу распространяется и на крупные религиозные центры, такие как Санс, Бурж, Тур и Реймс. Аббат Сугерий становится советником юного короля и отвечает за его сближение со знатными фамилиями, особенно представителями рода Блуа-Шампань. Тем не менее, его отставка и возрастающее влияние королевы-матери приводят к серьезным проблемам. Король, вмешавшись в выборы епископов, вступает в конфликт с папой и аббатом Бернаром Клервоским, который в 1146 г. в Везле объявляет о Втором крестовом походе. Возвращение Сугерия и посредничество аббата Бернара приводят к примирению Людовика VII с Папским Престолом и его участию во Втором крестовом походе (1147–1149).
Во время отсутствия монарха Сугерий объявляется регентом королевства. Алиенора, сопровождающая короля в крестовом походе, начинает изменять ему, выставляя его в дурном свете, в результате чего их брак расторгается в 1152 г. на соборе в Божанси (под предлогом близкого родства между ними). В том же году она выходит замуж за будущего короля Англии Генриха II Плантагенета. В 1155 г. на ассамблее в Суассоне Людовик VII объявляет о «Королевском перемирии», запрещая местным феодалам в течение десяти лет решать конфликты военным путем. Французское королевство все более укрепляется, а военные действия на его территории постепенно затихают. Однако последние годы правления короля омрачены борьбой с Генрихом II Плантагенетом, которому удается установить свою власть в Нормандии, Анжу, Бретани и Аквитании, управление которыми он поручает своим сыновьям – не менее храбрым воинам, чем он сам. Неспособный противостоять им всем в одиночку, Людовик VII объединяется с графами Фландрии и Шампани, а также с немецким императором Фридрихом Барбаросса (с которым он встречается в Вокулёре в 1165 г.), а затем обращается в папский арбитражный суд (что приводит к подписанию мирного договора в Иври в 1177 г.)
1180–1223: Правление Филиппа II. Ему дают прозвище Август («Великий»), так как он сильно расширяет владения французской короны в ходе ожесточенных сражений с крупными феодалами и Плантагенетами. В 1196–1198 гг. он проводит административную реформу, устанавливая новую иерархию отношений между придворными чиновниками. Он вступает в затяжной конфликт с Плантагенетами: Ричард Львиное Сердце, победив в битве при Фретвале в 1194 г., закрывает ему путь в Нормандию, строя крепость Шато-Гайар. Но после смерти Ричарда в 1199 г. английская корона переходит к слабому Иоанну Безземельному, который уже не может противостоять французам. В 1202 г. Филипп Август объявляет о конфискации английских владений на территории Франции, так как Иоанн женился на Изабелле Ангулемской, уже являвшейся невестой его вассала Гуго де Лузиньяна. Гуго обращается за помощью к Филиппу, который обвиняет Иоанна в предательстве. Из-за этого конфликта, а также благодаря нескольким победам французов к владениям короны в 1202–1205 гг. добавляются Нормандия, Мен, Анжу, Турень, Берри и Пуату. Еще одной важной вехой становится победа в битве при Бувине (27 июля 1214 г.), где Франция сражается против коалиции, в которую входят император Священной Римской империи Оттон IV Брауншвейгский, король Англии Иоанн Безземельный, а также граф Фландрии. Кроме того, Филипп Август проявляет себя как талантливый организатор – он реформирует судебную и административную систему королевства. Он продолжает традицию своих предшественников, участвуя в Третьем крестовом походе (1190–1191 гг.), и укрепляет династию Капетингов, вводя понятие «королевской крови». Его бурная личная жизнь портит его отношения с Папским Престолом: в 1180 г. он женится на Изабелле де Эно, которая приносит французской короне область Артуа (в качестве приданого). В 1193 г., через три года после ее смерти, он берет в жены Ингеборгу Датскую, с которой вскоре расстается, увлекшись Агнессой Меранской. Папа Иннокентий III отказывается признавать этот брак.
1212: Конфискация Булонского графства.
1216: Провал английской экспедиции: Будущий король Людовик VIII, которого некоторые английские аристократы желают видеть королем Англии, безуспешно пытается покорить ее. После проигрыша в битве при Линкольне в 1217 г. ему приходится отказаться от своих претензий на английские территории, что официально закрепляется в подписанном им Кингстонском договоре.
1223–1226: Правление Людовика VIII Льва. Женившись в 1220 г. на Бланке Кастильской, он отбирает у Плантагенетов Пуату (в 1224–1225 гг.) и часть Гаскони (в 1224 г.) Он принимает участие в крестовом походе против альбигойцев и захватывает Авиньон (в 1226 г.).
1226–1270: Правление Людовика IX Святого. В 1226 г., когда умирает Людовик VIII, наследнику исполняется всего 12 лет, поэтому регентом королевства до 1234 г. является королева-мать Бланка Кастильская, которая сохраняет сильное политическое влияние до 1242 г. Расширение владений короны продолжается благодаря приобретению графства Макон в 1239 г., а затем походу в Пуату в 1242 г. В том же году победы при Тальебуре и Сенте приводят к длительному перемирию с Плантагенетами.
1246: Карл Анжуйский, брат Людовика IX, становится графом Прованса.
Виньетка из рукописного документа о подписании перемирия между Францией и Англией (Cambridge, Corpus Christi Coll. 16, f° 162)
1249–1250: Людовик IX участвует в крестовом походе в Египет. После победы при Дамиетте его берут в плен в Мансуре. Вынужденный вернуть Дамиетту, он проводит четыре года в Иерусалимском королевстве, поддерживая местных христиан. Вернувшись во Францию в 1254 г., он решает провести политическую и социальную реформу, которая начинается с указа об административном реформировании Французского королевства. Полномочия короля значительно расширяются.
1252–1270: Продолжение правления Людовика IX.
1259: Подписание Парижского договора. Людовик IX заставляет короля Англии Генриха III Плантагенета официально отказаться от своих притязаний на Нормандию. Также Генрих отныне владеет областями Лимузен и Перигор как вассал короля Франции.
1264–1266: Карл Анжуйский завоевывает юг Италии и Неаполь.
1268: Выходит «Книга ремесел» (Livre des métiers) Этьена Буало, прево Парижа, в которой подробно описывается работа парижских ремесленников и организация их союзов.
1270: Во время Восьмого крестового похода Людовик IX умирает в Тунисе. Филипп III, также участвующий вместе с отцом в крестовом походе, провозглашается новым королем прямо во французском военном лагере. Он в спешке заключает десятилетнее перемирие с маврами, чтобы поскорее вернуться во Францию.
1270–1285: Правление Филиппа III Смелого. Эти пятнадцать лет отмечены бесконечными войнами между сторонниками Филиппа и последователями его дяди, Карла Анжуйского. Интересы нового монарха сосредотачиваются на южных областях страны: в 1271 г. к владениям короны присоединяются графства Тулуза, Пуату и Овернь (наследство дяди короля, графа Альфонса де Пуатье). Кроме того, к королевству присоединяются графства Перш и Алансон (наследство брата короля Пьера) и приобретаются графства Немур и Шартр. В 1274 г. Филипп уступает область Конта-Венессен папе Григорию X. Вслед за своим дядей Карлом Анжуйским король мечтает покорить Сицилию. После Сицилийской вечерни, завершившейся изгнанием французов со всей территории острова, Папский Престол отлучает от Церкви короля Арагона Педро III, считая того ответственным за незаконный захват Сицилии, и отдает ее Карлу де Валуа, сыну Филиппа Смелого. Последний отправляется в Арагонскую экспедицию, которая завершается поражением в Каталонии и его смертью в Перпиньяне в 1285 г. В этом же году философ Эгидий Римский пишет трактат «О правлении государей» (Du gouvernement des princes), где он дает наследнику французского престола ряд политических и моральных наставлений. Это сочинение еще долго пользуется успехом по всей Европе.
Другой пример виньетки из документа о подписании перемирия между Францией и Англией (там же, f° 52v)
1285–1314: Правление Филиппа IV Красивого. Его основной задачей становится ослабление влияния крупных феодалов и борьба с властью Папского Престола.
1291: Падение Акры – последнего христианского государства на территории Азии.
1293: Выходит ряд судебных указов.
1294–1298: Военные действия против Англии.
1297: Филипп IV добивается у папы Бонифация VIII канонизации Людовика IX, которого отныне называют Людовиком Святым. Это способствует укреплению династии Капетингов.
Король решает завоевать графство Фландрия. После длительных военных действий французы терпят окончательное поражение при Куртрэ в 1302 г.
1302: Первое заседание французских Генеральных штатов, учрежденных по инициативе короля.
1302–1303: Выходит трактат богослова Иоанна Парижского (1255–1306) «О королевской и папской власти» (Du pouvoir royal et pontifical), в котором он выступает за отделение церкви от государства, поддерживая Филиппа IV. Этот период также характеризуется открытым конфликтом между королем и папой Бонифацием VIII из-за указа 1302 г., в котором утверждается, что король Франции не подчиняется кому бы то ни было: «Король является императором в своем королевстве» (указ переиздается в 1314 г.). Король пытается пополнить казну с помощью повышения налогов, конфискации имущества евреев, изгнанных из королевства в 1306 г., а также денежных реформ. В 1308 г. это вызывает крупные общественные волнения в Париже. Филипп IV способствует избранию нового папы римского, которым становится француз Климент V. В 1309 г. свежеизбранный понтифик переносит свою резиденцию в Авиньон и таким образом ставит Папский Престол в подчинение французскому королю. Филипп Красивый вместе с Климентом V инициирует процесс против тамплиеров (1307–1314 гг.) и упраздняет их рыцарский орден (в 1311 г.), конфискуя часть его имущества.
1314–1316: Правление Людовика X Сварливого. С самого восшествия на престол новый король сталкивается с серьезным противодействием крупных феодалов, действующих по указанию его дяди Карла де Валуа, который требует расправы над советниками Филиппа Красивого. Из-за этого в 1315 г. Людовик приказывает повесить бывшего первого министра Ангеррана де Мариньи. Как и его отец, он ищет всевозможные средства для пополнения казны, поэтому не стесняется конфисковывать имущество евреев и товары ломбардских торговцев, а также предлагает крестьянам, работающим в его владениях, получить свободу, заплатив выкуп. Людовик X учреждает ежемесячные заседания Королевского совета, во время которых секретарь регистрирует все принятые решения и обсуждаемые вопросы. Женившись в 1305 г. на Маргарите Бургундской, он затем берет в жены Клеменцию Венгерскую. Уже после его смерти она рождает сына Иоанна I, который умирает, прожив всего несколько дней. В итоге новым королем становится брат Людовика X Филипп Длинный.
1316–1322: Правление Филиппа V Длинного. Он получает корону благодаря новому правилу, согласно которому женщины не имеют права наследовать французский трон (введенному для того, чтобы отстранить от власти племянницу Филиппа, Жанну Наваррскую). Несмотря на сложное экономическое и социальное положение в стране (в 1315–1316 гг. северо-запад Европы охватывает страшный голод), ему удается завершить процесс централизации власти и утверждения верховного господства короля, начатый его отцом. Филипп заключает мир с Фландрией (в 1320 г.) и Англией. Он регулярно выслушивает мнение представителей знати, созывая заседания Государственной ассамблеи (например, в 1317 г. для признания своей коронации). Ему не удается помешать крестьянским погромам против евреев в 1320 г. и против прокаженных в 1321 г. Он умирает, не оставив наследника мужского пола.
1322–1328: Правление Карла IV Красивого. Из-за правила, не позволяющего женщинам наследовать французский престол, дочери Филиппа V не допущены к короне после его смерти. Его брат Карл IV посвящает себя реорганизации финансовой и судебной системы королевства. При этом ухудшение отношений с Плантагенетами становится предпосылкой к началу Столетней войны. Также не оставив наследника мужского пола, Карл Красивый становится последним представителем старшей линии Капетингов.
1324: Философы Марсилий Падуанский и Иоанн Жанденский публикуют трактат «Защитник мира» (Defensor pacis), чтобы продемонстрировать право государя на высшую власть, ведь он является защитником мира и представителем Бога на земле. Это произведение изначально адресовано императору Священной Римской империи Людвигу IV Баварскому, но им начинают активно пользоваться короли Франции, чтобы утвердить свою власть перед Папским Престолом, который отлучает от Церкви обоих авторов трактата.
1328–1350: Правление Филиппа VI де Валуа, сына Карла де Валуа. Король Англии Эдуард III (годы правления 1327–1377) не допущен к французской короне из-за недавно принятого правила, запрещающего наследовать трон по женской линии. Более того, согласно феодальному праву он приносит в Амьене вассальную присягу французскому монарху за свои континентальные владения.
1328: Учет приходов и дворов Франции (первая перепись населения Французского королевства).
1328: Победа в битве при Касселе (графство Фландрия).
1337–1453: Столетняя война. В 1337 г. Эдуард III решает отстоять свое право на французскую корону с оружием в руках, что и приводит к началу войны.
1340: Война за Бретонское наследство.
1340: Победа англичан в морском сражении при Слёйсе.
1346: Англия одерживает еще две победы – при Креси и Эгюийоне.
1346: Выход указа Филиппа VI, запрещающего уничтожение лесов с целью освобождения новых территорий.
1347: Англичане захватывают Кале.
1347–1350: Эпидемия чумы в Европе (названная «черной смертью») после своей первой вспышки то отступает, то возвращается новыми волнами, уничтожая примерно 40 % населения.
1347: На заседании Генеральных штатов обсуждаются требования представителей городов. После этого Филипп VI отдает власть над Нормандией, Бургундией и Дофине наследнику престола Иоанну II, который получает имя Дофин (с 1349 г.).
1348: Антиеврейские погромы в Эльзасе. Евреев обвиняют в заражении колодцев и распространении чумы.
1350–1364: Правление Иоанна II Доброго. Герцог Корнуольский по прозвищу Черный принц пленяет короля в Пуатье, и в 1356 году Иоанна доставляют в Лондон.
1358: Жакерия – крупное крестьянское восстание, прокатившееся по всем окрестностям Парижа.
1360: В Бретиньи подписывается мирный договор. Наследник престола Карл V отдает английскому королю Эдуарду III территории на севере Франции и область Гиень, а также предоставляет выкуп в размере 3 миллионов золотых экю за освобождение Иоанна Доброго. Король выходит на свободу, но должен оставить в заложниках двух своих сыновей. Так как один из них, Людовик Анжуйский, совершает побег в 1363 г., королю приходится вернуться под стражу англичан. Он умирает в плену.
987–996: Правление Гуго Капета.
989: Церковный собор в Шарру инициирует движение «Мир Божий» для прекращения феодальных междоусобиц в определенные даты и в дни религиозных праздников.
990: Аббат монастыря Сен-Бенинь в Дижоне Вильгельм Вольпианский (скончался в 1031 г.) пишет устав аббатства Клюни.
993–994: Церковный собор в Сен-Польене утверждает «Мир Божий» на всей территории Франции.
994–1049: Настоятель аббатства Клюни Одилон Клюнийский вводит в начале XI в. праздник «День поминовения усопших», отмечающийся 2 ноября, и превращает свою обитель в образцовый монастырь, где царит культ умерших.
996–1031: Правление Роберта II Благочестивого.
999–1003: Волей императора Священной Римcкой империи Оттона III Герберт Орильякский принимает титул папы римского под именем Сильвестр II. Воспитанный на античной и арабской культурах, с которыми он познакомился, проходя обучение в испанских библиотеках, он становится одним из первых ученых-энциклопедистов Средневековья.
1004: Смерть Аббона Флёрийского, аббата монастыря Флёри-сюр-Луар, крупного духовного центра. Будучи советником короля Роберта II, он умирает во время восстания монахов в Ла-Реоле. Так как его причисляют к лику святых, один из его учеников составляет его жизнеописание. Аббон Флёрийский оставил множество трудов в области богословия, грамматики, истории и других наук.
После 1007: Реконструкция аббатства Сен-Филибер в Турню.
Около 1009: Строительство монастыря Сен-Мартен на горе Канигу (со сводчатыми перекрытиями).
1002–1018: Реконструкция собора Сен-Бенинь в Дижоне.
Начало XI в.: Выходит сочинение богослова Бернара Анжерского «Чудеса в аббатстве Cвятой Веры в Конке» (Miracles de Sainte Foy de Conques).
1015–1018: Строительство Страсбургского собора.
1019–1020: Строительство перекрытий собора в Сен-Жени-де-Фонтэн (Восточные Пиренеи).
1019–1021: Ассамблея в Вердене-сюр-Ле-Дуб: аббатство Клюни получает контроль над движением «Мир Божий».
1022: В Орлеане проходят процессы над еретиками-манихейцами, которых приговаривают к сожжению.
1024: Епископ Жерар де Камбре пишет о разделении общества на три сословия: тех, кто молится, тех, кто воюет, и тех, кто работает.
1024–1027: В своей «Поэме о короле Роберте» (Poème au roi Robert) епископ Адальберон Ланский также поднимает тему о трех классах общества.
1031–1060: Правление Генриха I.
1037–1067: Строительство монастырской церкви в Жюмьеже (Нормандия).
1040: Монах Рауль Глабер (скончался в 1047 г.) в аббатствах Клюни и Сен-Жермен-д’Осер пишет «Хронику 1000 г.» (Chronique de l’an Mil).
1042: Ассамблея в Арле вводит «Божественное перемирие» с четверга по субботу и в дни некоторых религиозных праздников (эти решения поддержаны ассамблеей в Нарбонне в 1043 г.).
1049–1109: Гуго из Семюра служит настоятелем аббатства Клюни.
1054: Раскол церкви на Западную и Восточную ветви из-за разногласий в области дисциплины, ведения служб и теории богословия, последовавший за взаимным отлучением от Церкви кардинала Гумберта Сильва-Кандидского и патриарха Михаила Керулария.
1060–1108: Правление Филиппа I.
1060–1120: Строительство церквей, которые станут впоследствии крупными объектами паломничества: Cвятого Марциала в Лиможе, Cвятой Веры в Конке и Cвятого Сатурнина в Тулузе.
Около 1062–1080: Строительство аббатств в Кане: Святой Троицы и Святого Этьена.
Около 1065–1100: Выходит «Песнь о Роланде» (Chanson de Roland).
Около 1068: Начало реконструкции аббатства Флёри в Сен-Бенуа-сюр-Луар.
1075: Выходит «Диктат папы» (Dictatus Papae), составленный Григорием VII (папа римский в 1073–1085 гг.) и закрепляющий верховенство духовной власти понтифика: папа объявляется единственным главой Церкви, а его полномочия распространяются на весь мир. Он стоит над всеми епископами и светскими правителями, которых может снять с занимаемого места или отлучить от Церкви, если они не соблюдают правила, установленные Богом и Папским Престолом.
1075–1122: Борьба за инвеституру. Так как «Диктат папы» запрещает королю или императору назначать епископов или настоятелей монастырей, это ставит вопрос о разделении светской и духовной власти. Начинается долгая борьба Папского Престола с императорами Священной Римской империи, которая затронет всех монархов Западной Европы.
1075–1122: Строительство собора Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Отныне этот город наряду с Римом и Иерусалимом становится одним из основных мест паломничества христиан.
Романская капитель колонны церкви в Перси-Ле-Форж (Бургундия)
1080: Строительство башни в Удане.
1084: Святой Бруно Кёльнский (скончался в 1101 г.) основывает монастырь Гранд-Шартрёз под Греноблем, где проповедуется аскетический и полуотшельнический образ жизни.
1088–1130: Строительство церкви аббатства Клюни по просьбе Гуго из Семюра (настоятеля аббатства в 1049–1109 гг.).
1095: Поездка папы Урбана II во Францию и провозглашение Первого крестового похода на церковном соборе в Клермоне.
1096–1132: Строительство базилики Святой Марии Магдалины в Везле.
1097–1098: Осада и взятие Антиохии крестоносцами.
1098: Основание аббатства Сито Робертом Молемским, создателем ордена цистерцианцев (белых монахов).
1099: Взятие Иерусалима крестоносцами.
1108–1137: Правление Людовика VI Толстого.
1115: Святой Бернар основывает аббатство Клерво, настоятелем которого он пробудет до своей смерти в 1153 г. Благодаря ему орден цистерцианцев все более укрепляется, а представители христианского духовенства начинают вмешиваться в решение дипломатических вопросов.
1121: Пьер Абеляр (скончался в 1142 г.) возрождает традиции схоластики в своем произведении «Теология Высшего блага» (Theologia Summi boni). На церковном соборе в Суассоне его осуждают за отход от традиционных христианских позиций.
1119: Основание религиозно-рыцарского ордена тамплиеров в Иерусалиме возле Храма Соломона.