Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Часть 1 бесплатное чтение

Рис.0 Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Часть 1
Рис.1 Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Часть 1

© ООО «ТЦ Сфера», 2010

© Пятница Т.В., Башинская Т.В., 2010

Введение

Значительную часть детей, страдающих моторной алалией, составляют дошкольники, имеющие первый уровень речевого развития (по Р.Е. Левиной). При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний.

Моторная алалия – комплексная (медико-психолого-педагогическая) проблема. В фокусе внимания логопедии находится определение принципов и методов коррекционного воздействия. Очень важен комплексный подход к формированию речи при алалии, способствующий становлению всех функций речи, развитию и улучшению познавательной деятельности, учитывающий закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языковой системы.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, в ходе спонтанного развития состояние речи ребенка не остается неизменным, но оно резко отличается от онтогенетического развития нормально говорящих детей по количественным и качественным показателям. Основная задача начальных этапов логопедической коррекции – создание стимулов, «пусковых механизмов», позволяющих в дальнейшем усваивать детям с моторной алалией языковую систему в целом.

Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий многочисленные направления и разнообразные ее виды: коррекционные, воспитательные, обучающие, развивающие. Формирование речи, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещенных с речью, обогащение словаря и представлений об окружающем мире, активизация познавательных процессов и многое другое – вот основные аспекты работы по преодолению алалии, особенно на начальном этапе.

В зависимости от периода работы и уровня речевого развития доля самостоятельной речи ребенка варьируется. Начиная работать с детьми с алалией, следует помнить об опасности перегрузки их психики при резком усилении коррекционно-педагогического воздействия. При первом и втором уровне речевого развития у детей с моторной алалией занятия по активизации речи должны быть строго дозированы и методически выверены. Вне специальных логопедических занятий следует снижать требования к речи ребенка, повышать внимание к развитию познавательной активности, моторики, эмоционально-волевой сферы, творчества.

С развитием речевых возможностей усиливается контроль над речью ребенка со стороны взрослых, повышаются требования к качеству самостоятельного высказывания. По достижении третьего уровня речевого развития обучение нужно проводить в соответствии с программой развития детей с общим недоразвитием речи с учетом специфики речевого развития и структуры дефекта.

Методика графомоторной стимуляции речи при моторной алалии

Задачи и этапы коррекционной работы

Коррекционная работа по преодолению моторной алалии подразделяется на три этапа.

На первом этапе в центре внимания – воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.

На втором — формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений и их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия.

На третьем — формируется связная речь – особо сложная коммуникативная деятельность, коммуникативные умения, автоматизация грамматических структур.

Учителю-логопеду необходимо учитывать неоднородную картину нарушений нервно-психической деятельности у детей с алалией и в каждом конкретном случае выбирать наиболее рациональные формы организации работы. Конечная цель логопедической коррекции – нормализация языкового механизма у детей с алалией, овладение ими закономерностями его функционирования.

Прогноз моторной алалии определяется после оценки комплекса факторов. Он благоприятен, если у ребенка отмечаются такие показатели:

• слабая выраженность неязыковых расстройств;

• благоприятная микросоциальная среда;

• потребность в речи;

• наличие медико-педагогического сопровождения.

Положительная динамика при моторной алалии выявляется при учете следующих факторов:

– ранняя диагностика недоразвития и раннее начало коррекции[1];

– своевременное предупреждение вторичных отклонений развития;

– учет нормального онтогенеза;

– системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития;

– дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей ребенка;

– формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу;

– единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Предлагаемая нами методика базируется на наблюдении и изучении речевых и двигательных особенностей детей, страдающих моторной алалией.

Из данных научно-методической литературы известно: «ранее всего начинают функционировать двигательный анализатор и его кора, организующая активное движение. Это область наиболее отчетливо дифференцируется уже к рождению, к 1-му году достигает высокого развития, а между 2 и 4 годами приобретает структуру, сходную со структурой взрослого человека» <…> «Отсутствие специфических раздражителей из внешнего мира ведет к недоразвитию тех областей мозга, в которых осуществляются анализ и синтез этих раздражителей. <…> Кожно-двигательный анализатор продолжает развиваться и даже обнаруживает некоторое увеличение своих размеров. Это связано с сохранностью сигнализации рецепторов кожи, сухожилий и мышц» [22].

Так, стараясь повторить слово, дети произносят аморфные звуки, ударный гласный звук или ударный слог: «ляля» – «~а», «нога» – «га», «молоко» – «ко». Побуждая ребенка произнести слово или фразу правильно, получаем «сбой» последовательности звуков, слогов, слов и сильное его утомление. Это говорит о том, что нервные импульсы, участвующие в построении речевой программы, слабые и непродолжительные. Какие же механизмы на практике могут помочь выработать сильный и продолжительный речевой импульс?

Обратим внимание на моторные возможности таких детей. Имея достаточный объем игровых или бытовых движений, ребенок затрудняется в 2-, 3-кратном повторе одинаковых элементарных действий, повтор чередующихся простых движений ему и вовсе недоступен. Особые трудности у малышей вызывает воспроизведение любого звука или голосовой реакции в момент движения (хлопка, броска). Звук произносится чуть раньше или чуть позже действия, но не в момент.

Вот и ответ! Совместив момент речи с моментом действия, открываем многогранные возможности воздействия на механизм развития речи.

Жизнь человека подчинена ритму жизни планеты: смене времен года, частей суток, а деятельность организма ритму биения сердца и выброса нервных импульсов. Поэтому коррекционная работа должна базироваться на развитии чувства ритма, умении управлять ритмическим рисунком, подстраиваться под ритм чужой речи, формировать речь на основе ритма. Наиболее приемлемой для детей формой овладения ритмом являются детские стихи и песни. У детей велико чисто мышечное ощущение стиха. «Преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей» [21].

В соответствии с этим были разработаны методики по координации речи с движением. Применительно к детям, страдающим моторной алалией, наиболее эффективными оказались упражнения по синхронизации речи с движениями крупных суставов руки – плечевого и локтевого. С помощью имеющихся в литературе разнообразных видов игровых заданий была создана методика графомоторной стимуляции речи при моторной алалии.

Основная идея предлагаемой методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линия) с моментом начала речи (голосовой реакцией).

Детская психика устроена таким образом, что при эмоциональном возбуждении у ребенка повышается двигательная активность, а это в свою очередь вызывает у него чувство радости.

Практика показывает, что активные движения локтевого и плечевого суставов руки вызывают наиболее сильный двигательный импульс, который легко совмещается с непроизвольным резким выдохом. В атмосфере игры и веселья резкий непроизвольный выдох сопровождается непроизвольной голосовой реакцией. Совмещение последней с резким движением способствует включению в работу механизма управления речью.

Прочувствовав возможность свободного непроизвольного произнесения звука в момент движения (броска), дети охотно совершенствуют свои речевые возможности, подбирают различные эмоциональные возгласы, подражая педагогу. Постепенно голосовая реакция преобразуется в слоги и короткие слова. Одновременно с совершенствованием речевых возможностей усложняются и преумножаются движения руки, переходя от активизации плечевого и локтевого суставов к мелкой моторике пальцев. Постепенная модификация естественной голосовой реакции в речевые звуки, слоги, слова помогает выстраивать грамматически верную развернутую речь.

1 См.: Пятница Т.В., Башинская Т.В. Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с моторной алалией // Логопед. 2008. № 7.
Продолжение книги