Введение в Ведическую Астрологию бесплатное чтение

Посвящение
В ночь Дивали 1944 года под звуки праздничных хлопушек и в свете тысяч свечей дипак в нашу жизнь вошел Прадип.
«Впитав всю ценность молока и отвергнув бесполезность воды, своей отвагой он осветил весь небосвод».
Сегодня дорога от Шриниваспури до промышленного района Дели Окхла носит название Капитана Гоура Марга в память о его доблестном уходе 14 декабря 1971 года. Вспомним о нем и выразим свою гордость.
Эта книга посвящается памяти моего младшего брата
КАПИТАНА ПРАДИПА КУМАРА ГОУРА
Благодарность
Книга, которую вы держите в руках, была успешно издана благодаря упорству и преданной работе доктора Удая Канта Мисры. Он заслуживает самой сердечной благодарности.
В каждой строчке книги слышится голос К. Раджу Наира, который проделал тяжелую и неоценимую работу по ее верстке. К. Раджу Наир – астролог и преданная духовная личность. Это человек множества талантов, и книга многое обрела благодаря его усилиям.
Равиндре Кумару – офицеру артиллерии – книга обязана своей главой по анализу гороскопа с помощью современных техник. Я очень благодарен ему за это.
Студенты Школы Бхаратья Видья Бхаван – каждый сделал свой вклад, чтобы книга получилась такой замечательной.
Большое разнообразие тем, охваченных здесь, стало возможным благодаря тому, что я учился у Шри К.Н. Рао. Я очень надеюсь, что мой труд будет отвечать его высоким стандартам.
Предисловие
Астрология – это язык звезд. Astro означает «звезды», а logos – «язык». Именно различные нюансы, широта и глубина, а также охват этого завораживающего языка и составляют астрологию.
Астрология делится на три главные ветви: Скандха Трайя или Хора (астрология индивидуума), Ганита (математика) и Самхита (астрология обществ). Книга, которую вы держите в руках, познакомит вас с каждой из этих разделов астрологии. Для всех тех читателей, которые серьезно увлекаются этим предметом и стремятся узнать о нем как можно больше, в вводной части представлен аутентичный обзор мира астрологии со всеми перспективами и выдающимися достижениями этой науки. Наше путешествие по этой Веданте начинается с приветствия Махариши Парашары и Варахамихиры, мудрецов, передавших нам астрологическое знание.
Время неумолимо движется вперед. Прекрасный восход становится днем, а затем превращается в сумерки. Ночь наступает для того, чтобы возродиться новым днем. Время движется вперед твердо, мягко и неумолимо. Человек наблюдает, как его будущее становится настоящим, а настоящее исчезает в бесконечной бездне прошлого. Настоящее постоянно обдумывает будущие планы и бесконечные способы, как сделать будущее ярче. Здесь и приходит на помощь астрология. Она помогает синхронизировать свои шаги с поступью времени, гармонизировать взаимоотношения человека с его судьбой. Именно астрология способна распознать «Позолоченных оленей» похоти и алчности и предотвратить похищение Ситы. Применение астрологии и ее история могут оказаться невероятно захватывающими для современного мобильного молодого поколения 21 века. Эта замечательная Веданга объясняет, что Бхарата – это Кармабхуми, которую наши мудрецы и Риши сделали сильной и несокрушимой выполнением Тапа, Джапа и Тиртха. История откликается словами Икбала: «Хай Баат куч аиси ки хасти миттхи нахин хамари».
Необходимо прочитать и приложение об астрологии в период Моголов. Здесь объясняется та глубина и точность, которой обладала астрология во времена правления Моголов – Бабура, Хумаюна, Акбара и Джехангира. Это самый мирской из всех образовательных предметов.
Также изучите основы теории Кармы и увидите, как могут сосуществовать судьба и свобода воли.
В разделе о Самхите книга знакомит читателя с невероятной астрометеорологией. Вы узнаете и восхититесь мудростью Риши, широтой применимости их наблюдений даже в современном мире. Говоря об астрометеорологии, необходимо отметить, что именно К.Н. Рао, наш многоуважаемый Гуру, снова и снова доказывает применимость этой древней техники в наше время.
В разделе о Ганите вы узнаете, как анализировать гороскоп с помощью традиционных и современных техник.
Я с большим удовлетворением представляю второе, пересмотренное и расширенное издание этой книги. Ее хорошо приняли, а я и в дальнейшем буду совершенствовать ее. А вы, мои читатели, можете оставить свои замечания и пожелания к ней.
полковник А.К. Гоур
Нью-Дели, Пауш Пурнима, 2063 Викрам Самват (3 января 2007)
Об авторах
Полковник А.К. Гоур родился в Лакнау 9 марта 1938 года в религиозной семье брахманов. Он окончил Университет Дели и в декабре 1957 года вступил в артиллерийский полк. Прослужив родине 3 десятилетия, в феврале 1989 года он ушел в отставку.
В детстве мать учила его почитать бога, подчеркивая беспомощность человека управлять своей судьбой. Эта вера была доведена до совершенства под руководством Шри К.Н. Рао, в школе которого А.К. Гоур окончил курс «Джйотиш Вишарада» и поступил в Институт астрологии Бхаратья Видья Бхаван. Во время учебы он был блистательным, искренним и преданным студентом астрологии и написал очень много астрологических статей в разные журналы, в частности в «Астрологический журнал», журнал астрологических исследований Шри К.Н. Рао.
На сегодня полковник А.К. Гоур является самым старшим членом факультета после Шри К.Н. Рао, и его влиятельность очевидна по тому, как мастерски он владеет этой великой наукой под названием Астрология. Он регулярно совершает паломничества и выполняет хаваны согласно его индуистской вере, а также вспоминает свое путешествие в Кайлас Манасаровар в 1990, как одно из самых замечательных моментов жизни.
А.К. Гоур – это самый любимый учитель Института астрологии Бхаратья Видья Бхаван. Его педагогические принципы и стиль преподавания делают астрологию самым простым предметом для изучения. Благодаря своему армейскому прошлому, он строит свои уроки таким продуманным образом, чтобы студенты могли понять, обдумать и применить на практике новую тему, в чем и заключается красота его преподавания.
А.К. Гоур является автором обширного исследования «Астрология профессий» , которая поможет студентам и их родителям определиться с будущей карьерой. В книге «Транзит: небесный почтальон» он раскрывает секреты предсказательной астрологии определения времени событий. Книга «Введение в Ведическую астрологию» стала результатом большого спроса людей после успеха книги «Джйотиш Правешика», изданного на хинди. «Введение в Ведическую астрологию» – переработанная версия этой книги с новыми главами по астрометеорологии, традиционным и современным техникам анализа гороскопа, астрологии и науке, Панчанге и т.д. Эта книга откроет глаза всем тем, кто до сих пор не верил в астрологию, особенно из научного сообщества.
Книга написана очень простым, понятным языком и очень систематизировано для широкого круга читателей, облегчая понимание этой великой науки, переданной нам нашими великими Риши, и закона Кармы. Ирония заключается в том, что этим законом управляют не поддающиеся контролю планеты, которые являются глазами Бога.
Мы уверены, что от прочтения этой книги читатели получат большую пользу и мудрость, и она поможет им постичь смысл жизни.
Доктор Удай Кант Мисра начал изучать астрологию в возрасте 9 лет. Астрология изучалась в его семье уже много поколений, и это помогло ему мастерски овладеть этой великой наукой.
В Институте Бхаратья Видья Бхаван д-р Удай Кант Мисра преподает с 1995 года. Он не только хороший астролог, но и мастер Искусства жизни Шри Шри Шри Рави Шанкара, тренинги по которой регулярно проводит.
Д-р Удай Кант Мисра очень хорошо знает ведические Самскары. Он всегда излучает свет и делает всех, кто с ним общается, лучше. Он преподает с большой любовью и азартом. У него замечательный стиль преподавания. Он внедряет традиционные ценности в современную прогрессивную мысль, создавая уникальное сочетание.
Имея инженерное образование, он ведет математические разделы астрологии в очень простой и понятной для студентов манере так, что они никогда уже не забывают эти расчеты, даже если не очень сильны в математике. А его памятки по дашам, Накшатрам и пр. становятся для серьезных астрологов помощниками на всю жизнь.
Д-р Удай Кант Мисра хорошо знает индуистские обряды и ритуалы. Он выполняет Врата (голодание) и Ануштаны согласно писаниям, регулярно совершает пуджи и хаваны, и его глубокие познания можно наблюдать во время празднований Навратри, когда он выполняет хаван с Дургой Саптшати. После ухода из Центра развития телематики он переехал в Патну, где стал ректором Университета знания Арьябхатта Патны.
Предисловие к 3-му изданию
Книга «Введение в Ведическую астрологию» началась с маленькой брошюры под названием «Общая астрология». По просьбе читателей брошюру переработали, дополнили и издали в виде книги. Так появилось «Введение в Ведическую астрологию». Ее приняли с большим энтузиазмом, что отразилось в издании «Джйотиш Правешика» на хинди. Читатели попросили подробнее раскрыть тему Панчанги и объяснить ее практическое применение. Также поступали пожелания объяснить Шодаша (16) Санскар, индийские фестивали и Парвы. Эти темы вошли в книгу «Джйотиш Правешика», а затем и во «Введение в астрологию».
Третье издание «Введения в Ведическую астрологию» было тщательно переработано и дополнено и является уникальным. Главы о Шодаша Санскарах, Мангала доше и т.д. были составлены д-р Мисрой, когда он еще преподавал в Бхаратье Видье Бхаван. Впоследствии они были переведены им же на английский язык. По моему мнению, это первая книга по астрологии, соавтором которой стал ректор.
Кропотливая вычитка и корректура Шри Санджая Варшнея и Шри Анлиа Гупты исключила практически все ошибки в книге.
Я также выражаю благодарность Шри Амриту Джаину за создание такой красивой книги.
Книга была представлена в благоприятный день Гуру Пурнима.
полковник А.К. Гоур
Гуру Пурнима
2071 Викрам Самват, (12 июня 2014)
Глава 1 – Махариши Парашара, Ведавьяса и Майтрейя
Махариши Парашара – это источник всех астрологических знаний, переданных человечеству. Сам он говорит:
«Знание об астрологии явилось от Господа Брахмы, создателя, который передал его Нараде Муни. В свою очередь, Нарада Муни передал это знание Шаунаке Риши и другим Риши. Махариши Парашара говорит, что получил знание от этих Риши. Со всей присущей ему скромностью он говорит своему ученику Риши Майтрейе, что передает ему, как самому способному ученику, то же самое знание и в той же самой форме, в которой ему удалось постичь его из всей той мудрости, что излилась на него».
Махариши Парашара обучал своего ученика Риши Майтрейю в форме вопросов и ответов. Всем, кто изучает астрологию, следует больше узнать об этих двух личностях.
Махариши Парашара
Махариши Васиштха был манаса-путра, сыном, рожденным из ума Брахмы. Он был семейным жрецом знаменитого правителя Дашаратхи, отца Господа Рамы. Одно его имя вызывает образы божественности и кроткой благодетели. Арундхати была его преданной супругой. Старшим из 100 сыновей Махариши Васиштхи был Шакти. Шакти женился на Адришьянти, религиозной, благонравной, почтительной женщине. Она преданно заботилась о своем свекре и свекрови.
В древние времена правители Сурья-Ванши (потомки Солнца), особенно правителя Айодхья, были очень могущественными. Одним из них был великий царь Трибандхана, которого также называли Анаранья. Его единственный сын, Сатьяврата, был очень предан своему отцу, но один из мифов называет принца заносчивым и дерзким, с извращенным умом. Однажды, движимый слепой страстью, он соблазнил дочь Брахмана, которая в ближайшем будущем должна была выйти замуж. Его поступок сильно разгневал всех брахманов, и те обратились с жалобой к царю. Проступок принца был настолько низким, что, посоветовавшись с семейным жрецом (который был ни кем иным, как преподобным Риши Васиштха), он приказал сыну немедленно покинуть царство.
Вспыльчивый принц, не желая признавать собственные ошибки, обвинил Риши Васиштху во всех своих бедах. После чего Риши скрылся в густом диком лесу и неистово молился. Следствием его молитвы стал великий голод. Во время этого голода Раджа Риши Вишвамитра1 сел на берегу реки Каушики и погрузился в медитацию, а его семья сильно голодала за время его отсутствия. Вишвамитра был заядлым соперником Махариши Васиштхи. В отличие от Махариши Васиштхи Вишвамитра был Брахмариши (брахманом, которого повысили до статуса Риши), и ему даровали титул Раджа Риши, так как он был сыном Гаади, благородного великого правителя Кшатриев. К Вишваматри мы еще вернемся чуть позже в этой главе.
Мы остановились на том, что семья Раджи Риши Вишвамитры сильно страдала в его отсутствии из-за голода, вызванного глубокой медитацией Риши Васиштхи. Прознав про тяжелую участь этой семьи, принц Сатьяврата поспешил им на помощь. Он взял на себя обязательство каждый день охотиться и приносить им еду. Однажды, когда принцу не удалось найти добычу, из простого чувства мести он убил Нандини, корову Риши Васиштхи, и накормил ее мясом голодающую семью Вишвамитры, но не рассказал им о том, что сделал. Нандини была очень дорога Риши Васиштхе, так как ее матерью была Камадхену, и она унаследовала все ее качества. Узнав о гибели Нандини, Риши Васиштха пришел в ярость и проклял принца тут же стать чандалой (неприкасаемым) и страдать от Тришанку [пронизывающий конус] из-за трех грехов: заносчивое поведение с отцом, соблазнение и насилие над девушкой, убийство священной коровы.
Бывший принц, а ныне чандала бродил по лесам. Прознав про жалкое существование сына, его отец позвал его обратно и передал ему царство, а сам ушел в леса молиться. Оставаясь чандалой, Сатьяврата стал царем по имени Тришанку. Он женился, и у него родился сын по имени Харишчандра. Однажды он вознамерился вознестись на небо живым в физическом теле. Тогда он призвал к себе Махариши Васиштху (т.к. тот продолжал быть семейным жрецом) и заявил, что он, Сатьяврата, желает быть отправленным в Девалоку в теле человека (т.к. его земная жизнь еще не закончилась). Сам Махариши Васиштха и его сын Риши Шакти объяснили царю, что вознесение в Девалоку в человеческом теле нарушает Божественный закон, чего нельзя допускать ни в каком случае, а вместо этого следует обратить искренние раскаяния своему отцу.
Однако есть и другая версия мифа о желании царя вознестись на небо в физическом теле человека. Согласно этому мифу, будучи изгнанным из отцовского царства, Сатьяврата столкнулся с большой проблемой, т.к. его отец правил всем миром. У него не оставалось другого выбора, как только отправиться либо в ад, либо на небеса – только эти два места оставались вне владычества его яркого отца. Поэтому он попросил Махариши отправить его на небо. Как уже говорилось выше, Сатьяврата не только был наказан Махариши, но и должен был молить прощения за все свои злодеяния. Но Тришанку был слишком горд для этого. Вместо того чтобы раскаяться, он обратился к Радже Риши Вишвамитре за исполнением своего эксцентричного желания.
Сжигаемый стремлением доказать свое превосходство над Брахмариши Васиштхой и помня, как Сатьяврата поддержал его семью в его отсутствие, Раджа Риши Вишвамитра согласился исполнить просьбу Сатьявраты. Так Риши Вишвамитра совершил для этого большую торжественную ягью, благодаря которой царь Сатьяврата, будучи в физическом теле, поднялся в небо.
Увидев это нелепое вознесение, боги не просто остановили его, но и велели Сатьяврате опуститься обратно на землю. Разгневавшись на то, что Сатьяврате запретили войти в Девалоку, Риши Вишвамитра вновь применил свою силу и закрыл царю обратный путь в Мритьюлоку (земля). Но на этом он не остановился и, пылая гневом, начал создавать новые небеса вокруг висевшего вниз головой Сатьявраты между небом и землей! Боги снова обратились к Риши Вишвамитре, указав тому, что и этот поступок противоречит Божественному закону и что ему следовало немедленно прекратить нарушать его, так как именно Риши вместе с Богами считались охранителями этих законов. Осознав, что делает, Риши Вишвамитра остановился, так и не завершив своего намерения, а Сатьяврата так и остался висеть между землей (Мритьюлока) и небом (Девалока). С тех пор его стали называть Тришанку.
Рассердившись на свое поражение, Раджа Риши Вишвамитра проклял сыновей Брахмариши Васиштхи. Чтобы отомстить за унижение, которое повлекли за собой его тщетные попытки, он отправил в обитель Риши Васиштхи жестокого демона Рудхиру. Пока Риши Васиштхи не было дома, Рудхира проглотил Шакти Риши и убил остальных его 99 братьев. Вернувшись домой, Махариши Васиштха не находил себе от горя и решил покончить со своей жизнью. Его жена Арундхати решила последовать за ним. Но жена Риши Шакти Адришьянти остановила их от этого поступка. Она рассказала, что вынашивает ребенка Шакти Риши, и Махариши Васиштха услышал, как еще нерожденный ребенок сладким голосом поет шлоку из Веды. Тогда пред ними предстал Господь Вишну в образе человека и поведал Махариши Васиштхе, что этот ребенок станет великим преданным Господа Шивы и принесет спокойствие своему покойному отцу и его братьям («питарам»). Именно этого внука Махариши Васиштхи и звали Парашара («остроконечная стрела, бьющая далеко в цель»).
Махариши Парашару усердно воспитывали. Он стал великим преданным Шивы, и Шива даровал ему множество благ. Парашара сильно досадовал на Рудхиру и демонов (Ракшасов) за их низкие, достойные порицания поступки и решил покончить с ними. Чтобы добиться своей цели, он принялся выполнять очень мощную «Ягью». Ракшасы дюжинами стали появляться и погибать в огне «Ягьи». Риши Васиштха посоветовал своему внуку прекратить насилие и простить Ракшасов, так как прощение – знак реализованной души. Тогда Риши Парашара остановил свою гневную «Ягью», а Махариши Пуластья2, гуру и прародитель Ракшасов, в знак благодарности за прощение передал ему знания всех Шастр.
Махариши Парашара отточил свое знание астрологии настолько, что однажды, пересекая реку Ямуна на лодке, подсчитал, что, если в это самое мгновение зачать ребенка, то он станет настоящим благом для всего мира. Тогда лодочник предложил для зачатия свою дочь Матсья-Гандху («та, что пахнет, как рыба»). С согласия девушки Риши Парашара оплодотворил ее прямо в лодке. Тогда Матсья-Гандха утратила свой дурной запах и стала Сатьявати. Ребенок, предопределенный джйотиша, стал нашим Риши Ведавьясой. Однако его настоящее имя было не Ведавьяса, а Кришна-Двайпаяна. Он был иссиня-черного цвета, подобно Господу Кришне (отсюда «Кришна»), и рожден на острове Двипа (отсюда «Двайпаяна»).
Ведавьясу также называют Бадраяна, так как в местечке, где он рос, было много кустов Бадри. Свое имя Ведавьяса он получил потому, что оно означает «тот, кто распространил Веды».
Махариши Ведавьяса
Однажды милосердный Махариши Ведавьяса увидел, как одно маленькое насекомое мечется в панике. Тогда он спросил, отчего такая паника, и насекомое ответило, что очень скоро его раздавят огромные колеса приближающейся колесницы. Ведавьясаджи сказал, что тому следует приветствовать смерть, так как она освободит его от уз бесполезной жизни насекомого. Насекомое согласилось с этим, но усомнилось: «А что если после смерти я приму рождение твари еще хуже насекомого?» Тогда Риши Ведавьяса, исполненный милосердием, пообещал насекомому сопровождать его на протяжении разных жизней до тех пор, пока оно не примет рождение Брахмана, формы человека.
Ведавьясаджи сдержал свое обещание, и насекомое, проделав кармическое путешествие через жизни в различных формах, приняло рождение в семье Брахмана, и в этой жизни от почтенного Махариши Ведавьяса он получил посвящение «Сарасвати Мантры». После этого ему было велено пойти в тиртху (священное место паломничества) под названием «Бахудака» и устранил все сомнения торговца Нандбхадры. Сам Нандбхадра выполнял в той тиртхе расширенную Тапа. Сомнения, которые его терзали, и сегодня терзают многих из нас. Что же это за сомнения? Нандбхадру озадачивало то, что некоторые люди, будучи очень религиозными и преданными Богу, сталкивались с ужасными превратностями судьбы. Каждый день становился для них днем испытаний и страдания. С другой же стороны, были люди, мошенники и негодяи высшего порядка, нисколько не почитавшие ценность жизни, процветали и наслаждались всеми ее благами.
Такое очевидное противоречие постоянно сбивало Нандбхадру с толку. Сын брахмана удивительным образом объяснил торговцу космический закон Кармы и Кармапхалы. По завершении этой миссии он должен был вернуться в мир в новом рождении. Тогда мальчик дотронулся до прокаженного больного и остался молиться Богу Солнца в той же самой тиртхе, где и умер.
В следующей жизни он принял рождение от Кушару и Митры. Будучи сыном Митры, его назвали Майтрейей. Махариши Парашара обучил астрологии этого юношу, которого с такой любовью оберегал его сын Ведавьяса.
Отрывки обучения астрологии мы находим в «Вишну Пуране» в форме вопросов и ответов, а трактат по этому знанию известен нам под названием «Брихат Парашара Хора Шастра».
Мы коротко рассказали вам легенду о Махариши Парашаре и Майтрейе. Всем студентам, изучающим астрологию, следует ее знать. Кроме этого, если вы желаете познать астрологию, следует изучать индийское наследие, изложенное в «Пуранах» и «Упанишадах». «Шримад Бхагавадгита» может стать великолепным началом в этом занимательном путешествии, так как содержит суть всех Упанишад.
Глава 2 – Астрология – наследие Индии
Веды и Даша Аватара
Астрология – это одна из ветвей Вед, поэтому ее называют Ведангой, что означает «ветвь Вед». По своему подходу она энциклопедичная и синтезирует все отрасли знания. Так как астрология является частью Вед, давайте узнаем, что они из себя представляют.
Веды – это наше наследие. В них хранится сущность всех знаний. Для того чтобы понять реальность Вед, важно знать Ведическую Схему Вселенной.
Веды
Слово «веда» происходит от корня «вид», что означает «знание». Изначально существовал единый трактат под названием «Веда», который Риши Ангираса расширил. Ангираса или Ангира Риши объединил несложные ежедневные ритуалы и некоторые эзотерические практики в труд под названием «Атхарва-Ангираса», который стали называть «Атхарваведа».
Исходную «Веду» расширил, пояснил и составил заключение Кришна Двайпаяна (Ведавьяса). Новыми Ведами стали:
– Ригведа – молитвы и стотры;
– Яджурведа – Карма-канда (ритуалы) и молитвы;
– Самаведа – «Сама» означает «спокойствие ума». Эта Веда объясняет сложные разделы «Ригведы». Она составлена в лирической, приятной и легко запоминающейся манере.
– Атхарваведа – Риши Ангираса уже провел тщательную кропотливую работу над этим трактатом. Он содержит ритуалы и эзотерические оккультные практики.
Шесть Веданг:
– Шикша (фонетика);
– Калпа (ритуалы);
– Вьякарна (грамматика);
– Нирукта (этимология);
– Чханда (мантры);
– Джйотиша (астрология).
Ведическая система
Веды – хранилище знания. Наши праотцы в древние времена, приблизительно в 500-750 веках до Рождества Христова, собрали знание, крупица за крупицей. Сотни мудрецов и Риши сделали свой вклад. Не стоит забывать, что в те времена знание сохраняли только в памяти. В те времена не было книг, из которых мы черпаем знание сегодня. Риши хотели сохранить это знание для потомков и распространить его среди всего населения. Знание всегда классифицировалось по сложности, и воспринимается оно строго в зависимости от интеллектуального уровня человека – ведь не каждый сможет стать профессором, доктором или инженером. Сохранение и распространение Ведического знания – очень захватывающая история. Давайте познакомимся с ней.
Сохранение и распространение
В те далекие времена, все, что вы хотели познать, нужно было запоминать. «Шрути» и «Смрити» – слушание и запоминание – были единственным способом передачи и сохранения знания. Самый простой путь запомнить что-то – зарифмовать это, сложить в песню. Такой способ подходит и для запоминания большого объема информации. Короткие яркие истории очень хорошо помогают простым людям, не обладающим большими интеллектуальными способностями, сохранять информацию, развивать мышление, проницательность и абсолютное понимание человеческой природы. Люди того времени понимали такое различие, пожалуй, лучше, чем любой управленец нашего поколения. Поэтому они синтезировали весь процесс и создали то, что сегодня мы называем Ведической системой.
В данной системе знание в своем высшем виде хранится в Ведах, в форме «Рича» и «Сукта». Язык и выбор слов позволяет корректно интерпретировать каждую Ричу или Шлоку разными способами. Это было сделано намеренно, так как некоторые части знания предназначались для людей, достигших определенного уровня зрелости, интеллекта и развития, а в руках несведущего человека могли оказаться опасными для общества. Именно по этой причине «Веды» знали только «реализованные» Гуру. Для того чтобы сделать сложные фрагменты «Веды» понятными для людей с более низким уровнем умственного развития, были составлены «Упанишады» (которые также называют «Веданта» – конец «Веды») и «Бхашья» (комментарии).
Чтобы знание стало доступным более широкому кругу людей, Риши составили «Пураны» и два бессмертных классических текста: «Рамаяна» и «Махабхарата». Здесь особое ударение делается на мифах, в каждом из которых заложена определенная мораль, а также посыл к гуманизму и саморазвитию.
Для нужд самого неразвитого слоя общества, в который относили детей, деревенских жителей, рабочих и домохозяек, были составлены мифы «Панчатантра», «Хитопадеша» и «Джатака». В «Пуранах» объясняется эволюция человечества, которую сопоставляют с аватарами (инкарнациями Вишну). Такое сопоставление мирских событий и небесных явлений является отличительной чертой индуистской мысли и философии. Эволюция формы земной жизни следует той же последовательности, что и Даша Аватара, 10 проявлений высшего Бога. И это не случайность. Давайте ближе познакомимся с этими аватарами.
Первый аватар – это Матсья, рыба с одним рогом на голове. Эта рыба предупредила земных существ о надвигающемся наводнении «Пралайя»3. Вишну в форме рыбы велел царю4 приготовить лодку и собрать на ней каждой твари по паре, семена различных растений и Сапта-Риши5. После Пралайи именно эти люди и возобновили процесс создания. В «Библии» есть похожая история о Ноевом ковчеге. Но не нужно забывать, что «Библии» 2000 лет, а Ману6 опустил свою лодку примерно на 30-40 тысяч лет раньше! Такая же история есть и в Священном Коране. В нем сказано, что на третий день создания была построена лодка 300 футов в длину и 40 футов в высоту, на которой все уверовшие смогли бы спастись от жестокого шторма, охватившего землю и погрузившего ее под воду. Этот аватар Вишну положил начало творению Богов.
Следующим этапом эволюции стало начало отступления воды от суши и зарождение земноводных. Аватаром Вишну на этом этапе стал Курма, черепаха. Это было время великого пахтанья океана7. Во время это процесса Курма держал на своей спине гору Мандрачала, которую боги использовали в качестве мутовки.
На третьем этапе эволюции стала зарождаться земляная масса. Аватар этого этапа – Вараха, дикий вепрь. Этот вепрь поднял Землю из воды и поместил ее точно на ее изначальную орбиту. Землю представляют как женскую форму, и говорится, что она пожелала стать супругой Вараха Бхагавана.
Следующий этап эволюции связывают с появлением получеловека–полуживотного аватара Нарасимхи, что стало предвестником переход от животного мира к человекому. Нарасимху описывают, как человека-льва.
Следующим аватаром Вишну был карлик. Мы знаем, что в начале времен люди были карликами, и даже сегодня аборигены отличаются невысоким ростом. Этим аватаром был Вамана, Господь Вамана, который отправился к царю Бали и попросил у него три пяди земли. Бали был демоном, который одолел всех Девата и стал повелителем Вселенной из чистого раздутого эго. На просьбу Ваманы Бали ответил утвердительно. Тогда Вамана в два шага отмерил всю Вселенную, и Бали пришлось предложить свою голову, чтобы тот смог сделать третий шаг.
Эволюция продолжалась, и продолжала увеличиваться животная природа человека. Чтобы защитить человеческую мягкость и устранить животную грубость, в мир пришел Парашурама. Он очистил землю от жестоких царей и их армий.
Следующим аватаром был Бхагаван Рама, который должен был показать живой пример «Пурушоттама» (от «Пуруша», человек, и «Уттама», лучший из них). Поэтому его называют лучшим из всех людей. Он также показал пример, как вести жизнь согласно кодексу «Марьяда». Так явился человек самодисциплины.
Следующим аватаром был Бхагаван Кришна. Он стоит на вершине эволюции. В то время он произнес обширный кодекс жизни всем сомневающимся, который записал Арджуна. Это было сделано в самом эпицентре поля битвы, и сегодня это самая известная книга – «Бхагавадгита».
Девятым аватаром стал Будда (пробудившийся). Он учил человечество ненасилию, чтобы привнести в жестокую и алчную человеческую расу немного благоразумия.
Десятому аватару еще предстоит проявиться. Его называют Калки. Считается, что он заберет нас в Сатья-югу (эру истины).
Как соотносятся эти аватары с астрологией? В «Парашара Хора Шастре» сказано, что планеты пришли в этот мир и проявили себя в следующих инкарнациях:
Солнце – Рама
Луна – Кришна
Марс – Нарасимха
Меркурий – Будда
Юпитер – Вамана
Венера – Парашурама
Сатурн – Курма
Раху – Вараха
Кету – Матсья
В следующей главе мы будем подробнее говорить о каждой планете. В Ведической системе «Пураны» относят «Ведангу» под названием «Астрология» к Ведической вселенной. Эта связь есть еще одна интересная грань индийского доблестного наследия. «Пураны» рассказывают нам о Вселенной и особенном месте Бхарата-варша8 в этой Вселенной. Далее они объясняют, почему Джйотиш (астрология) приходилось развиваться именно в этой особой части Вселенной. И сейчас мы узнаем, что такое Ведическая Вселенная, что особенного в Бхарата-варше и каково было последовательное развитие Джйотиш в Бхарата-варше.
Ведическая Вселенная
В каждой из 18 Махапуран содержится та или иная информация о Вселенной. Обратимся к «Вишну Пуране». Здесь Махариши Парашара отвечает на вопросы Риши Майтрейя об описании Земли.
Майтрейя: «О почтенный Брахман, ты рассказал мне о создании Сваямбхува (тот, кто рожден из самого себя). Теперь я хочу, чтобы ты поведал мне описание земли: сколько на ней океанов и островов, царств и гор, лесов и рек, божественных городов, их размеры, население, природу и форму».
Парашара: «Ты, Майтрейя, услышишь от меня краткое описание земли, так как для подробного ее описания мне не хватило бы и века. Семь главных континентальных островов – это Джамбу, Плакша, Шалмали, Куса, Краунча, Шака и Пушкра. Они окружены семя великими морями: море соленой воды (Лавана), море сока сахарного тростника (Икшу), море вина (Сура), море очищенного масла (Сарпи), море простокваши (йогурта) (Дадхи), море молока (Дугдха) и море пресной воды (Джала)».
Посмотрите схематичное изображение этого описания.
Рис. 1 – География Семи континентов
Махариши Парашара продолжает:
«Джамбудвипа находится в центре всего, а в центре самого континента находится золотая гора Меру. Высота ее – 84 000 йоджан9, а глубина ниже поверхности земли – 16 000 йоджан. Диаметр ее пика – 32 000 йоджан, а диаметр в основании – 16 000 йоджан, что делает ее похожей на семенную коробочку лотоса земли.
Бхадрашва, Бхаратаварша, Кетумала и Уттаракуру располагаются, соответственно, на востоке, юге, западе и севере.
Обратимся к «Матсья Пуране», которая так описывает эти четыре страны:
«Слово «Бхадрашва» означает «чудесный конь». Белого дракона свято чтят в китайской религии, фольклоре и искусстве, а Бхадрашва обозначает Китай. Бхаратаварша также называли Хаймавата Варша, юг Гималаев. Кетумала – это земля реки Ванкшу к западу от горы Меру. Уттаракуру был обширным районом от Алтайских гор до северного океана.
Считается, что гора Меру имела четыре грани, благодаря чему ее сравнивали с четырехликой Праджапати10. Восточная грань горы была белой, обозначая брахманские качества, южная грань была желтой, обозначая вайшья, черную западную грань связывали с шудрами, а красную северную – с кшатриями. Центр, на котором находилась сама Меру, называли Илаврита.
Рассмотрим подробнее Бхаратаваршу, обращая особое внимание на то, почему и каким образом эта страна стала инструментом сотворения Астрологии Веданга. Процитируем «Вишну Пурану».
«Страна, лежащая к северу от океана и к югу от заснеженных гор, называется Бхарата, так как ее населяют потомки Бхарата. В длину она простирается на 9 000 лье и является землей Кармы, вследствие которой люди отправляются либо на небеса, либо достигают освобождения».
Говорят о четырех преимуществах Бхараты:
1. Нет другой такой страны на земле, как Бхарата.
2. Бхарата даже выше небес, поэтому Боги на небе желают принять рождение в Бхарате.
3. Бхарата – это земля карма-бхуми, свершения действий.
4. Семена всех плодов человеческой жизни засеваются в почву Бхараты.
Мудрецы объявили Бхаратаваршу карма-бхуми, где человек получает карма-пхала11: Карма и карма-пхала попадают в сферу астрологии. Те, кто назвал Бхарату карма-бхуми, должны были и составить свод правил, которые бы управляли кармой и карма-пхалой. Эти мудрецы и стали родоночальниками астрологии.
Бхаратаварша стала карма-бхуми благодаря «покаянию» и «джапе» сотен Риши на протяжении сотен лет. Эти люди, обладающие безграничным интеллектом и проницательностью, эти провидцы разработали очень сложную, но хорошо сбалансированную систему «причины и следствия», в которой причины могли быть видимыми и невидимыми. Была также разработана система «Кармической компенсации» благих и неблагих действий. Как работает эта система и как ее следует применять, можно узнать из Веданги, которую мы знаем, как Астрология.
Итак, в этой главе мы узнали следующее:
1. Веды – это наше наследие. Астрология есть Веданга.
2. Аватары Вишну проявлялись для того, чтобы сформировать ход эволюции и управлять ею. Эти аватары сопоставляются с планетами.
3. В «Пуранах» подробно описывается эволюция астрологии, которая зарождалась и развивалась в Бхаратаварше по следующим причинам:
– Бхаратаварше приписывают качество Карма-бхуми, место, где достигается карма-пхала.
– Для того чтобы она стала карма-бхуми, выполнялись особые тапа.
– То, как привести карму в гармонию с окружающей средой – как физической, так и ментальной – и каким образом такая карма отразиться на карма-пхале, записано в Веданге под названием «Джйотиша».
Глава 3 – Планеты, знаки и созвездия
В самом своем начале астрология основывалась на созвездиях. Созвездия мы можем наблюдать в ночном небе. Они составляют Зодиак. Зодиак имеет форму эллипса. Эклиптика (видимый путь Солнца по небосклону, который является плоскостью движения орбиты Земли вокруг Солнца) перерезает небесный экватор под углом 23½°. В данной точке находится созвездие Ашвини. Здесь же начинается и знак Овен. Для удобства эту точку взяли за начало Зодиака. Ее также называют первой точкой Овна. Все измерения в Зодиаке начинаются именно отсюда.
Древние Риши разделили 360° Зодиака на 27 секторов по 13°20’ каждый. Каждый из этих 27 секторов называется «накшатра». Каждую накшатру называют по имени главной звезды, которая находится в этом секторе. В среднем Луна проходит по одной накшатре в 13°20’ за один день. Мы также не забываем, что в Зодиаке есть и другие планеты, вращающиеся вокруг Солнца. С помощью этих созвездий можно определить их точное положение. Планеты и созвездия можно увидеть на небе, поэтому Джйотиш называют наукой, которую можно увидеть физически, это глаза Вед.
Со временем Зодиак поделили на 12 равных секторов по 30° каждый. Секторы назвали знаками Зодиака (раши). Такое деление Зодиака являлось дополнительным, так как знаки не имели никаких видимых ориентиров, положение планет продолжали соотносить с созвездиями.
Риши, которые толковали «Джйотиша Шастру», основываясь на собственном опыте, описали подробные результаты, которые можно ожидать при расположении планет в том или ином созвездии. Вся доктрина Джйотиш базировалась на системе созвездий, к которой для удобства добавили знаки Зодиака или Раши.
Созвездия и планеты можно увидеть в небе, но знаки нет. Не существует каких-то ориентиров, по которым можно определить знак. В «Вамана Пуране» есть очень интересная история об этом.
Однажды Девариши Нарада12 спросил у Пуластья Риши13, почему Сати, дочь Праджапати Дакши и жена Шанкара Бхагавана14, встретившись со смертью, переродилась дочерью Гималая, чтобы вновь выйти замуж за Шанкару Бхагавана. Пуластья Риши рассказал историю о Ягье Дакши. Однажды, в благоприятный день Девотхапини Экадаши, когда Боги проснулись, Дакша пригласил их вместе с Риши и женами принять участие в ягье. Васиштха и Арундхати, Атри и Анусуя, Каушика и Дхрити, Гаутама и Ахалья, Бхардваджа и Амая, Ангира и Чандра с радостью приняли его приглашение. Сати пришла одна на ягью отца, на которую не пригласили ее супруга. Дакша оскорбил Бхагавана Шанкару, и опечаленная и разгневанная дочь предпочла покончить с жизнью, нежели быть свидетелем оскорбления. Так она и поступила. Тогда Шанкара Бхагаван пришел в ярость и разрушил Ягью Дакши.
На следующий вопрос Нарады Пуластья Риши объясняет Кала-рупу Бхагавана Шанкары так:
«Послушай о Кала-рупе Шанкара Бхагавана. Ашвини, Бхарани и одна чарана Криттики формируют знак Меша (Овен). Это голова Шанкара Бхагавана. Управитель Ашвини – Ашвини Кумара. Управитель Бхарани – Яма (Бог смерти). Управитель Криттики – Агни (огонь). Этим знаком управляет Марс». Подробное описание согласно Пуластья Риши сведено в таблице 1.
В изучении созвездий, планет и раши особое значение уделяется созвездиям и их управителям. Мы знаем, что Луна проходит одно созвездие за один день. Мы также знаем, что 3-е, 5-е и 7-е созвездия, считая от Джанма Накшатры15, дают неблагоприятные результаты. Следует отметить время восхода Солнца и определить господствующее в это время созвездие. Если это 3-е (Випата), 5-е (Пратихари) или 7-е (Вадха) созвездие, следует читать мантру Дэваты этой накшатры. В этом заключается практическое применение астрологии.
Таблица 3.1 – Части тела, раши, созвездия и их управители
– Часть тела – голова
Раши и ее управитель – Овен (Марс)
Созвездие – Ашвини (4 пады = 13°20’), Бхарани (4 падаы= 13°20’), Криттика (1 пада = 3°20’). Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Ашвини Кумара, Яма, Агни
– Часть тела – лицо
Раши и ее управитель – Телец (Венера)
Созвездие – Криттика (3 пады), Рохини (4 пады), Мригашира (2 пады). Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Агни, Брахма, Чандра (Луна)
– Часть тела – руки
Раши и ее управитель – Близнецы (Меркурий)
Созвездие – Мригашира (2 пады), Аридра (4 пады), Пунарвасу (3 пады). Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Чандра (Луна), Шива, Адити
– Часть тела – плечи
Раши и ее управитель – Рак (Луна)
Созвездие – Пунарвасу (1 пада), Пушья (4 пады), Ашлеша (4 пады), Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Адити, Брихаспати, Сарпа
– Часть тела – сердце
Раши и ее управитель – Лев (Солнце)
Созвездие – Магха (4 пады), Пурва Пхалгуни (4 пады), Уттара Пхалгуни (1 пада), Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Питра, Бхага (Солнце), Арьяма (Солнце)
– Часть тела – желудок
Раши и ее управитель – Дева (Меркурий)
Созвездие – Уттара Пхалгуни (3 пады), Хаста (4 пады), Читра (2 пады), Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Арьяма (Солнце), Солнце, Твартха (Вишвакарма)
– Часть тела – пупок
Раши и ее управитель – Весы (Венера)
Созвездие – Читра (2 пады), Свати (4 пады), Висакха (3 пады), Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Твартха (Вишвакарма), Паван (воздух), Индрагни (огонь Индры)
– Часть тела – низ живота
Раши и ее управитель – Скорпион (Марс)
Созвездие – Висакха (1 пада), Анурадха (4 пады), Джьештха (4 пады), Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Индрагни (огонь Индры), Митра (Солнце), Индра
– Часть тела – половые органы
Раши и ее управитель – Стрелец (Юпитер)
Созвездие – Мула (4 пады), Пурва Ашадха (4 пады), Уттара Ашадха (1 пада), Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Ракша (демоны), Вишвадева, Джала (вода)
– Часть тела – бедра
Раши и ее управитель – Козерог (Сатурн)
Созвездие – Уттара Ашадха (3 пад), Шравана (4 пады), Дхаништха (2 пады), Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Вишвадева, Вишну, Васу
– Часть тела – ноги
Раши и ее управитель – Водолей (Сатурн)
Созвездие – Дхаништха (2 пады), Шатабхишаджа (4 пады), Пурва Бхадрапада (3 пады), Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Васу, Варуна, Эка-пада-аджа (Шива)
– Часть тела – ступни
Раши и ее управитель – Рыбы (Юпитер)
Созвездие – Пурва Бхадрапада (1 пада), Уттара Бхадрпада (4 пады), Ревати (4 пады), Всего 9 пад или 30°
Управитель созвездия – Эка-пада-аджа (Шива), Ахирабудхнья (Шива), Пуша (Солнце)
Глава 4 – Гармонизирующий эффект астрологии
Самые ранние писания индийского культурного наследия рассказывают о проницательности древних мудрецов, которые завещали нам познать следующее:
а) Человек – это творение действия. Жить значит действовать.
б) Любое действие порождает противодействие. Это вселенская истина. Красота Ведической мысли заключается в том, что действие и противодействие не обязательно следуют друг за другом, как на физическом уровне. Противодействие может оставаться скрытым и проявиться лишь через какое-то время. Это часть стройной системы, но разделенной, по сути, на карму и карма-пхалу 16.
в) В человеке заложено стремление узнать свое будущее. Насколько хорошо сможет хрупкий человек, обладающий недалекими интеллектуальными способностями, понять и принять будущее или насколько он способен приблизиться к этой божественной системе, и отражено в астрологии.
г) Суть существования есть гармония. Чтобы прожить жизнь, наполненную смыслом, человек должен находиться в гармонии со своим окружением, работой, желаниями и семьей. Астрология – это наука, которая помогает человека гармонизировать свою жизнь.
Астрология ориентирована на действие. Это Веданга, так как Бхаратаваршу17 называли местом «карма-бхуми», где созревала «карма-пхала».
Бхаратаварша есть карма-бхуми, которая развивалась и очищалась посредством Тапа18 и покаянием. Это единственная страна, население которой регулярно посещают Тиртха19. В «Шива Пуране» купание в определенных реках связывают с некоторыми видимыми астрономическими явлениями. Положение Солнца и Юпитера в определенных знаках считается особенно благоприятным. Когда обе планеты попадают в Водолей и Телец, паломники направляются к Ганге в Аллахабаде. Когда Юпитер оказывается во Льве, а Солнце – в Водолее, паломники направляются к Годавари. Такое паломничество являлось частью продуманного плана, согласно которому люди из разных уголков страны могли встретиться вместе, вместе помолиться и таким образом благословить общество на хорошие поступки.
В этом отношении Бхарата отличалась от остальных стран: здесь люди могли посвятить себя бескорыстной работе во имя общего развития и просветления, и над ними бы не смеялись. Для того же, чтобы приступить к самосовершенствованию и сделать первые шаги к самореализации, необходимо гармонизировать свои желания со своими способностями. Именно это лежит в основе всей философии Кармы и Карма-пхалы, а в гороскопе выражено посредством комбинации домов, в эпицентре которых находится 10-й дом – «карма-бхава»20.
На примере гороскопа посмотрим, каким образом можно достичь гармонии своих желаний и способностей.