Восемь навыков мастера рун бесплатное чтение

© Змееглавый, Сигурд, текст

© ООО «Издательство АСТ»

Предисловие

О рунах написано немало книг,  их количество продолжает множиться. Но, к сожалению, оно не переходит в качество. По-настоящему толковых книг, в которых можно найти ответы на все вопросы по этой теме, я встречал крайне мало. И я решил: пришло время написать свою книгу, которая будет призвана послужить опорой каждому, кто хочет научиться непростому ремеслу работы с рунами, но не знает, где найти грамотного учителя.

Давайте сразу определимся с содержанием, чтобы никого не разочаровывать в дальнейшем.

Во-первых, я не стану долго рассказывать о том, что такое руны и откуда они взялись (это относится к истории и археологии). Отмечу лишь: это не только письменность древних германцев, употреблявшаяся с I–II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X–XIII век – в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна – вплоть до XIX века; это не только знаки, высеченные или вырезанные на камне, металле, дереве, кости, но и нечто большее, имеющее магическое и гадательное значение. Я считаю нужным рассказать о своем понимании, что такое руны и как мы можем их использовать себе во благо.

Во-вторых, данная книга не учебник по «гаданию» или магии. Пытаться писать подобные книги – бессмысленное занятие. Такому ремеслу невозможно обучиться заочно. Ни одна книга не сможет ответить вам ни на один вопрос. А они обязательно появятся, как бы тщательно автор ни пытался излагать материал в мельчайших подробностях. Тем более любое обучение предполагает не только штудирование теоретического материала, но и выполнение практических заданий. И ни одна книга не сможет проверить ваши результаты. Да и вообще, некоторые вещи невозможно описать словами.

Для чего же тогда вообще писать подобные книги? Не могу ответить за других авторов, но я преследую цель выстроить у моих читателей такое понимание этого явления, которое позволит самостоятельно научиться отделять зерна от плевел и выбирать нужные источники, а в результате – наработать свою базу знаний.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на такую тему, как проживание рун. В настоящее время существуют такие «гуру», которые создают целые обучающие курсы, направленные на это. В реальности же ничего сложного в этом процессе нет и быть не может. В своей книге я описал все известные мне методики и уложился в одну главу. Приведенной здесь информацции будет более чем достаточно для самостоятельного погружения в этот увлекательный процесс.

Книга состоит из трех частей. Каждая из них самодостаточна и посвящена одному из «трех китов» рунического искусства: мантика (в простонародье «гадание»), взаимодействие с богами скандинавского пантеона и, наконец, магия. Эти блоки можно изучать отдельно друг от друга в любом порядке. Но я бы рекомендовал познавать руническое искусство именно в такой последовательности, в какой они представлены в книге. Почему именно так, вы обязательно поймете, когда будете ее читать.

Часть первая

О руническом возрождении

С приходом христианства в Скандинавию руны как система письменности были вытеснены и замещены латиницей. Использование рунических знаков, как мантической – и тем более как магической – системы стало быстро уходить в прошлое. Древнее руническое искусство было предано забвению, а подаривший его нам Один, как и другие боги скандинавского пантеона, ушли в небытие.

И лишь в XX веке руническое искусство начало возрождаться, в первую очередь в Германии. Но если раньше, во времена Третьего рейха, знание рун было доступно лишь немногим, а рунические амулеты было позволительно носить лишь тем, кто доказал свою преданность фюреру, то в наше время с этим явлением знакомы даже те, кто далек от эзотерики.

Рунические наборы продаются на каждом углу, книги по теме, начиная с нулевых годов, штампуются в геометрической прогрессии, интернет заполнен специализироваными форумами. Я уже не говорю про то, что сейчас можно без проблем сделать татуировку с рунами или купить футболку с их изображением.

Люди гадают на рунах, носят амулеты, наносят загадочные (для многих) изображения на свое тело, надеясь изменить ход событий в своей жизни или повлиять на чужую волю. И при этом мало кто задумывается о том, как это вообще работает!

Что же такого в этих таинственных знаках притягательного и откуда они вообще взялись? И действительно ли они такие «волшебные», как о них говорят? На эти и многие другие вопросы я и попытаюсь ответить на страницах моей книги.

По официальной версии, как уже говорилось, руны – это алфавит древних германских племен, вырожденный из северо-италийского алфавита. Предположение, надо сказать, небезосновательное. Во-первых, рунические символы очень похожи на буквы этого алфавита. Во-вторых, у варварских племен вряд ли была своя письменность, и предположение о том, что они переняли ее у соседней древнеримской цивилизации, с которой постоянно контактировали, кажется разумным. В-третьих, археологи обнаружили далеко не один артефакт с руническими надписями. Сомнений в том, что руны – это именно алфавит, ни у кого не должно возникнуть. Собственно, свое название Старший Футарк[1], самый древний из известных нам рунический строй, получил по первым шести символам: руна Феху (обозначающая звук «ф»), руна Уруз (звук «у»), руна Турисаз (звук «тх»), руна Ансуз (звук «а»), руна Райдо (звук «р») и руна Кеназ (звук «к»).

Но вот вопрос: много ли мы знаем алфавитов, где каждая буква обозначает не только звук, но и несет в себе сакральный смысл? В Старшем Футарке содержится вся жизнь древнего германца: домашние и дикие животные, боги и противоборствующие им силы, враждебные также и людям, путешествия, землевладение, явления природы и многое другое.

Руны – это не просто буквы. В моем понимании это не что иное, как язык программирования, при помощи которого создатели нашего мира – боги – «закодировали» все, что мы видим вокруг. Еще в Библии сказано: «В начале было слово. И слово было у Бога». А слова состоят из чего? Правильно – из букв. Таким образом, изучая руны, мы изучаем язык богов. Овладев этими знаниями, мы сами сможем «программировать» окружающий нас мир. Понявший этот язык поймет, как работает любой процесс мироздания. А тот, кто освоит принцип работы механизма, сможет настроить его работу под себя.

Говоря проще, каждая руна – это ключ, который открывает нам двери к силе, действующей в нашем мире. Человечество уже давно изучило, как действуют силы в физическом мире (например, сила тока, притяжения, упругости и др.) и благополучно применяет эти знания для улучшения своей повседневной жизни. Знание силы рун, действующей на более тонких уровнях, позволяет сильно расширить свои возможности. Каждый рунический символ – это потенциальная энергия. Мы высвобождаем ее, рисуя эти знаки на материальном носителе.

Современному человеку сложно поверить в то, что какие-то символы могут быть чем-то еще, кроме письменности, но древние скандинавы знали истинную ценность рун. Земля сохранила для нас не одно доказательство использования рун как магических символов. Археологи нашли множество разных предметов с начертанными на них рунами: оружие, брактеаты (амулеты в виде медальона) и, конечно же, кольца. Руны также наносились на различные предметы быта. В большинстве случаев – как надпись, но встречаются также рунические вязи и одиночные руны. На бытовых предметах они появлялись для «модификации», т. е. придания обычному инструменту магических свойств (например, чтобы гребень не только расчесывал, но и укреплял волосы или излечивал от лишая). Куда больший интерес представляют артефакты, использовавшиеся непосредственно в магических целях. Помимо уже упомянутых брактеатов и колец, существовали также «волшебные» палочки и дощечки с нанесенными рунами. А в некоторых случаях руны наносили и на кости животных.

Немало упоминаний о применении рун в магии встречается в древних текстах – эддах[2] и сагах. Всё это, конечно, не научные труды, а лишь фольклор. И вполне возможно, что все герои и события, описанные там, вымышлены. Но разве это имеет значение? Нас в первую очередь интересует не подлинность имен и достоверность событий. Куда важнее описание способов взаимодействия с миром. В самом деле, будь руны просто буквами, о них стали бы писать в таком ключе? Если взять фольклор других народов, то почему ни в одной сказке мы не встречаем применение обычных букв в качестве «волшебных» знаков, не для написания заклинаний, заговоров и т. д., а именно как источника преобразующей энергии.

В «Песни о Риге», одной из песен Старшей Эдды[3] говорится о юном конунге Коне, который владел руническим искусством. И явно подразумевается не умение писать, а способность управлять заключенной в этих знаках силой:

  • Кон юный ведал
  • волшебные руны,
  • целебные руны,
  • могучие руны;
  • мог он родильницам
  • в родах помочь,
  • мечи затупить,
  • успокоить море[4].

Случай подобного рода употребления рун также описывается в «Саге об Эгиле». Известный скальд и викинг Эгиль Скаллагримссон во время своих странствий узнал от одного крестьянина, что дочь того тяжело больна. Эгиль сразу понял, в чем дело, когда обнаружил под постелью девушки кость, на которой были нацарапаны руны. Вырезавший их не сильно разбирался в их значении и вместо рун любви (говоря современным языком, приворота) нарисовал руны болезни. Эгиль соскоблил их, уничтожив таким образом их вредное действие, и нацарапал руны благополучного выздоровления, после чего больная сразу почувствовала себя намного лучше. При этом Эгиль предупредил, что никто не должен резать руны, если ему не ясен их смысл.

В руках же человека, сведущего в этом искусстве, руны выступают как мощное средство для достижения любых целей. Это наглядно демонстрирует песнь Старшей Эдды «Поездка Скирнира», в которой Скирнир, слуга бога Фрейра, выступает посредником в сватовстве господина к дочери великана, Герде. Так как гордая девушка держит себя неприступно, Скирнир донимает ее различными ужасами и, в конце концов, произносит: «Руны я режу – «турс» и еще три: похоть, безумье и беспокойство». Под этой последней угрозой неприступная дева сдается и вскоре соглашается подарить Фрейру ночь любви.

В «Речах Сигрдривы» (тоже одна из песен Старшей Эдды) валькирия[5] Сигрдрива говорит Сигурду, герою, пробудившему ее ото сна:

  • Руны победы,
  • коль ты к ней стремишься,
  • вырежи их
  • на меча рукояти
  • и дважды пометь
  • именем Тюра!
  • Руны пива познай,
  • чтоб обман тебе не был страшен!
  • Нанеси их на рог, на руке начертай,
  • руну Науд – на ногте.

Строки о «рунах победы» содержат прямое указание на то, как простое оружие наделялось магической силой. Требовалось вырезать нужную комбинацию рун на рукоятке. Археологи не единожды откапывали оружие, где на рукоятке была руна Тейваз, названная именем бога Тюра.

Наглядный пример применения «рун пива» мы можем наблюдать в той же самой «Саге об Эгиле». Во время одного застолья недоброжелатели пытались отравить Эгиля, добавив яд в рог с брагой, которую предложили ему выпить. Эгиль же, почуяв неладное, взял нож и воткнул его себе в ладонь. После чего принял рог, вырезал на нем руны и, окрасив их своей кровью, произнес заклинание:

  • Руны на роге режу,
  • Кровь их моя окрасит.
  • Рунами каждое слово
  • Врезано будет крепко.
  • Брагу девы веселой
  • Выпью, коль захочу я,
  • Только на пользу ль будет
  • Брага, что Бард мне налил?

После чего рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому.

И конечно же, нельзя не сказать про «Речи Высокого», входящие в состав той же Старшей Эдды, где сам Один, верховный бог скандинавского пантеона, подаривший людям знания рун, рассказывает о том, как он их добыл. (Подробнее речь пойдет об этом дальше).

К сожалению, о рунической мантике (или как сейчас модно говорить «гадании»[6]), нам мало что известно из исторических источников. Разве что отрывок из «Германии» Тацита:

«Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они. Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, – глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками».[7]

Впрочем, здесь нигде не упоминается слово «руна», так что нет никаких гарантий, что Тацит ведет свое повествование именно о них.

Руническая мантика хорошо себя зарекомендовала в наше время. Даже несмотря на то, что многие техники вопрошания рун заимствованы из системы Таро.

Строй как система

Поговорим непосредственно о руническом строе или Старшем Футарке. Руны в нем расположены в определенном порядке, и это имеет большой сакральный смысл.

Футарк представляет собой самостоятельную законченную систему сил, где каждый элемент необходим для полноценного ее существования, а совокупности этих 24 элементов достаточно для описания любого процесса мироздания. Более того, все элементы строго упорядочены, а нарушение этого уклада недопустимо.

Футарк состоит из трех родов или аттов по восемь рун в каждом. На картинке три атта – три строки. Первая руна – Феху, последняя здесь – Дагаз. Руны Отал и Дагаз могут меняться местами. В каких случаях какой порядок соблюдается – объясню позже[8].

Рис.0 8 навыков мастера Рун. Пошаговая инструкция от А до Я
Рис.1 8 навыков мастера Рун. Пошаговая инструкция от А до Я

Все движение, все изменения, любая активность в нашем мире происходят посредством применения силы. Каждая руна представляет собой один из способов проявление силы (не обязательно физической). Футарк описывает мир с позиции действия этих сил.

Любые взаимодействия между людьми или между объектами в тех или иных ситуациях – проявление тех или иных сил. Силы, проявленные в человеке, в текущий момент определяют его состояние и поведение. Как люди взаимодействуют – определяется тем, какие силы проявляет каждый человек. Или какие силы действуют в отношениях между людьми. Например, спортсмен ускоряется – сила Уруз. На его пути барьер – сила руны Турисаз. Он победил, финишировал первый – руна Соуло.

Всю систему Футарка можно назвать словами «путь» или «странствие». Типичный пример: сказки Толкина, «Хоббит» и «Властелин колец», где четко описаны странствия главных героев – хоббитов. Также этот Путь (именно Путь – с большой буквы) можно проследить и в любом другом эпосе: сказки, легенды, былины и т. д.

Я же предлагаю немного отличный вариант – более адаптированный под нашу реальность.

Первый атт. Становление или путь человека. Ребенок становится взрослым: учится добывать себе ресурсы (еда, одежда и т. д.), налаживать связи с другими людьми или, другими словами, выживать в этом мире.

Второй атт. Становление или путь героя. Это атт достижений, завоеваний. Взрослая сформировавшаяся личность ищет свое место в этом мире. Архетип героя символизирует любые достижения. Вчерашний студент стал магистром. Специалист стал начальником. Рядовой стал офицером. Атт героя заканчивается Соуло – руной победы. Становление героя предполагает любые достижения. Первый Атт показывает взросление. Второй – достижения, т. е. реализацию себя в мире.

Третий атт. Становление или путь вершителя (а в мире магииэто путь мага). Передача опыта новому поколению и увековечивание себя в истории – это Путь вершителя. Воссоединение со своим божественным началом, реализация своего предназначения, обретение свободы и последующее перерождение – это Путь мага. В зависимости от выбранного пути две последние руны меняются местами.

Таким образом, двигаясь вперед по Футарку, а точнее, по своему жизненному Пути, нашему герою приходится развивать в себе силу, доминирующую на каждом из 24 уровней, учиться применять ее.

Любое путешествие, любой «путь», любая дорога начинается с потребности обладать чем-то. А любая жизнь начинается с удовлетворения базовых потребностей: дышать, есть, пить и т. д. Все это проявление силы Фéху, т. е. силы необходимости обладать чем-то.

Когда появляется потребность, тогда появляется и внутренний «огонь», жажда, стремление получить это. Это сила руны У́руз.

Разумеется, мир не станет исполнять все наши капризы. Мы столкнемся с препятствиями. С сопротивлением окружающей среды. Все препоны – это сила руны Ту́рисаз.

Столкнувшись с препятствием, мы начинаем искать способы его преодоления. Так мы получаем знания и опыт, на который мы можем опереться в дальнейшем. Получение информации – это сила руны Áнсуз.

Когда все барьеры преодолены, дорога расчищена[9], мы начинаем движение к намеченной цели. Любое движение, всевозможный процесс – это сила руны Рáйдо.

Когда мы выходим в свет, мы, так или иначе, проявляем себя во внешней среде. Мир узнает о нашем существовании, а мы о нем. Любое проявление – это сила руны Кéназ.

На нашем пути нам попадаются разные люди, с которыминам приходится вступать во взаимодействие, договариваться – иначе не получить желаемого. Любые взаимодействия, договоры, союзы, сделки – это сила руны Гéбо.

Наконец, когда мы получили желаемое, наступает удовлетворение. Теперь мы сыты и довольны. Так проявляется сила руны Ву́ньо.

Итак, ребенок повзрослел. Он теперь знает, как устроен мир. Он уже способен выживать самостоятельно. НО: когда-то спокойная жизнь заканчивается. Эпидемии, войны, стихийные бедствия, неурожай и последующий голод – все это заставит человека покинуть свое уютное гнездышко и вступить в бой. Если справишься – станешь героем. Если нет – умрешь. Так начинается второй атт – становление героя.

В основе любой инициации лежит один и тот же принцип: принцип смерти. Те, кем мы были раньше, умирают. Мы возрождаемся новом качестве. Второй атт начинается с Ха́галаз – руны разрушения.

Спокойная жизнь закончена. Мир бросает нам новый вызов. И мы вынуждены принять его, иначе нам не выжить. Обстоятельства толкают нас идти вперед. Так проявляется сила руны Нáутиз – принуждение.

Однако у нас нет опыта, нет знаний о том, как и куда двигаться дальше. Нам нужно сесть и подумать. Плюс нас одолевает страх, мы впадаем в оцепенение. Так проявляется сила руны И́са – остановка, замирание.

После того, как мы все обдумали, мы принимаем окончательное решение и начинаем действовать. Начинается новый этап нашей жизни. Это проявление силы руны Йéра – начала нового цикла и подведение итогов завершившегося.

Новые начинания обычно даются нелегко. Нас постоянно мучают сомнения. А получится ли? А действительно ли это нужно? А на верном ли мы пути? Если мы поддаемся сомнениям, то нас отбрасывает назад. Если преодолеваем, то делаем следующий шаг в неизвестное. Так проявляется руна Э́йваз – эволюция через преодоление.

Преодолев себя, мы получаем новые знания, приобретаем новые качества. Таким образом, мы меняемся и уже никогда не будем такими, как прежде. Так проходит «посвящение» в герои. Это сила руны Перт – необратимая трансформация, инициация.

Получив новый опыт, поняв, что нам теперь все по силам, мы нарабатываем чувство собственной безопасности. Мы понимаем, что мир вовсе не так враждебен, как нам кажется. И боги нас хранят. Это сила Áльгиз – руны защищенности и покровительства Высших Сил.

Завершает второй атт руна Сóуло – победы и могущества. Собственно, она и отвечает непосредственно за становление героя. Мы прошли все испытания, мы смогли. Теперь можем насладиться своими достижениями. Мы теперь уверены в своих силах и понимаем, что, сумев пройти этот этап однажды, справимся с этим всегда.

Уверенность, обретенная воином во время прохождения второго атта, вместе с полученной силой (Соуло), дают ему понимание, что он всего может добиться сам. Более того, для простых смертных он уже не просто человек, а герой, избранник богов, наделенный Силой. Судьба бросает ему новые вызовы, и он с радостью принимает их, понимая, что нет предела совершенству. Новые победы – это еще больше Силы и славы. И, конечно же, еще больше власти. А какой воин не мечтает стать королем?

Третий атт начинается с Те́йваз – руны бога Тюра. Он известен в первую очередь по мифу, где описывается его жертва ради спасения мира. Для того чтобы сковать могучего волка Фенрира, которому суждено вырасти и проглотить Солнце, Тюр пожертвовал своей рукой, сунув ее хищнику в пасть. Никто из богов больше не отважился это сделать.

Таким образом, у новоиспеченного героя появляется желание покорять новые высоты: побеждать более серьезных врагов, захватить другую землю и т. д. И ради достижения своих целей он готов идти даже на смерть. Готовность жертвовать ради достижения цели, как и само целеполагание – это сила руны Тейваз.

Покоряя новые высоты, накапливая больше опыта, мы «расширяемся». Больше силы, влияния, авторитета и т. д. Все это – проявление силы руны Бéркана, руны расширения во все стороны, стирания границ.

Постоянное движение, стремление к цели приводит к переменам. Мы меняем нашу тактику, когда понимаем, что наши действия не приближают нас к результату. При этом мы меняемся и сами, отказываясь от своих вчерашних амбиций, и ставим более реальные приземленные цели. Мы можем поменять даже направление своей деятельности, когда, однажды попробовав, поймем, что нам это не нужно. Постоянное стремление вперед и перемены, возникшие вследствие этого – все это проявление руны Э́ваз.

Постоянно меняясь и совершенствуясь, мы все яснее видим свой путь, свое предназначение. Отбрасывая мнимые цели и желания, навязанные извне, человек понимает свои истинные устремления. Тем самым становится – настоящим. Обретает свое истинное «Я». Так проявляется руна Мáназ.

Найдя себя и свой путь, мы больше не ступаем куда глаза глядят. Нам больше не нужно искать направление Пути. Теперь Путь ведет нас. Нам остается только следовать этому зову. Так проявляется Лáгуз – руна потока и следования.

Продолжая двигаться по нашему пути, мы открываем в себе новые таланты, скрытые качества, способности, которые раньше не могли проявиться. Тогда же рождаются новые замыслы, идеи и т. д., которые мы начинаем воплощать в жизнь. Мы «распускаемся» как цветок. Так проявляется И́нгуз – руна раскрытия потенциала.

Следующие две руны в разных источниках стоят в разных позициях (23 и 24 соответственно), но ошибки здесь нет. Все дело в том, как мы заканчиваем свое странствие. Возможны два варианта:

Мы достигаем своей цели, обретаем то, что искали. Кто-то уходит на пенсию, кто-то садится писать мемуары, а кто-то просто встречает старость. Так или иначе, все мы отойдем в мир иной, после чего переродимся в новом теле и начнем новый путь. А кто-то, возможно, захочет уже сейчас начать новое путешествие, бросить себе новый вызов. Мы свободны, перед нами открыты все дороги.

Наше странствие закончено. Мы обрели что-то свое: «королевство», учение, религию или просто собственное понимание жизни. Нам больше не нужно никуда идти (а может, и невозможно). Мы становимся «мастерами» и понимаем, что скоро придет наш срок уйти на покой. Остается только вписать свое имя в историю и жить вечно: в памяти потомков, на страницах книг, в мифах и легендах, которые будут слагать о нас после нашей смерти. У нас вскоре появятся ученики, последователи, адепты и т. п. Мы все им передаем, готовим себе смену и уходим на покой. Однако умрет лишь наше физическое тело – а имя будет жить вечно. Здесь мы уже не перерождаемся. Мы остаемся здесь навсегда, и люди поклоняются нам, как богам.

Так проявляются руны О́тал и Дáгаз. Руна наследия, традиции, рода, вотчины – одним словом, того, где мы ощущаем себя своим (Отал) и руна кардинальных перемен, обнуления и полной свободы действий (Дагаз). В первом случае последовательность будет такая: сначала Отал, потом Дагаз, во втором – наоборот.

Возникает резонный вопрос. Рун всего 24, а возможных вариантов проявления сил может быть сколько угодно. Как понять, какая руна проявляется в какой ситуации? Все очень просто.

Во-первых, каждая ситуация может быть описана несколькими рунами, не обязательно одной. Например, я сейчас печатаю текст – руна Райдо. Я нахожусь в творческом порыве – руна Ансуз. Позже вы его увидите и узнаете обо мне – руна Кеназ. При этом я даю вам знания – это руна Гебо. И так далее. При желании можно найти и все остальные руны, силы которых во мне так или иначе сейчас проявлены.

Во-вторых, что самое главное, каждая руна – это архетип. Или по-другому: ключ, который открывает дверь от смыслов, которые за ней скрываются. Этот архетип включает в себя бесконечное множество вариантов проявления этой силы в нашем мире в любую эпоху.

Как применять руны

Каким образом современный человек может применять руны? Понимание рунического строя как системы дает нам как минимум понимание себя и своего окружения. Осознания своего места в этом мире, наконец. Старший Футарк, как уже упоминалось, описывает все процессы мироздания. Как внешние, так и внутренние (каждой отдельно взятой личности). Ведь древний постулат «что внизу, то и наверху» никто не отменял.

А за счет чего, собственно, достигается понимание? Все очень просто. Каждая руна – это сила. Каждый рунический символов описывает определенный тип взаимодействия различных энергий во Вселенной. Или, говоря проще: кто, как, с кем или с чем взаимодействует[10]. Все в мире так или иначе оказывает взаимное влияние. С помощью рун можно посмотреть: как люди взаимодействуют между собой, как влияют друг на друга и на окружающий мир в разных ситуациях, к какому результату это может привести, т. е. какие конкретно энергии проявлены в отдельно взятом человеке. И как это скажется на его состояние, настроение, чувства и т. д.

Таким образом с помощью рун можно узнать, каких именно качеств или умений нам не хватает для достижения цели. Ведь три атта старшего Футарка описывают ВСЕ процессы в нашем мире. Любая эволюция в любой сфере происходит именно так[11]. Поняв, на каком из 24 шагов мы застряли, мы сможем понять, куда и как нам двигаться дальше. Как это происходит чисто технически? Очень просто.

Берем любую ситуацию (учеба, работа, семья и т. д.), смотрим с помощью рун, что происходит в настоящее время, какие энергии проявлены (получая реальную картину, а не наши догадки), что послужило причиной возникновения ситуации (если нужно) и в каком направлении ситуация развивается, т. е. к какому результату все идет. Далее возможны три варианта:

• если все понятно, то делаем выводы и принимаем решения; если нужно, спрашиваем у рун, к каким результатам приведут те или иные наши действия;

• если не понятно, то спрашиваем у рун совета, как нам решить вопрос наилучшим для себя способом;

• спрашиваем, какой здесь для нас вызов, т. е. чему нам нужно научиться, какие качества в себе развить, чтобы получить желаемое. Если бы мы были готовы это получить, то уже получили бы и без подсказок. Если не можем, значит – либо не хватает чего-то, либо мы сами себе этого не позволяем. В данном случае можно отдельно задать рунам вопрос о том, что именно нам мешает.

Кому-то достаточно будет и этого. Если недостаточно, то применяем руническую магию для коррекции ситуации.

Таким образом, заниматься рунической магией вовсе не обязательно. Научившись лишь вопрошать руны, можно многое узнать и многого добиться самостоятельно. Существуют даже специальные рунические расклады, которые показывают, как поэтапно достичь цели и обойти все возможные препятствия. Не говоря уже о медитациях и «проживании» рун, когда при полном погружении и воссоединении с их энергиями можно найти ответы на многие вопросы.

О важности изучения в контексте северной магической традиции

Первое, что должен уяснить каждый, кто хочет всерьез изучать руническое искусство, это тот факт, что здесь нет никаких правил и догм. Точнее, они, скорее всего, существовали, но до нашего времени не сохранились. Насильственная христианизация Скандинавии практически полностью уничтожила все доступные письменные источники. Руническая письменность, как уже говорилось, была полностью вытеснена латиницей. А в каких-то регионах за применение рун даже полагалась смертная казнь. Единственные источники, которыми мы располагаем на сегодняшний день, это: сборники скандинавских мифов, рунические поэмы[12] и, конечно же, археологические находки с нанесенными на них рунами и камни с руническими надписями, сохранившиеся до наших дней[13].

Отсюда вывод: любые утверждения современных эрилей[14] – не более чем их личный взгляд и их личный опыт. И как бы ни были логичны приводимые доводы, никто не имеет права выдавать их за истину в последней инстанции. Она известна лишь богам, и они вряд ли станут делиться знаниями со всеми желающими.

Еще необходимо добавить, что изучение рунического искусства без погружения в традицию и культуру народов, которым мы обязаны его появлению, просто невозможно. Как нельзя в совершенстве овладеть каким-либо мастерством (хоть боевым, хоть писательским, хоть магическим – любым) без изучения традиций народа, его породившего. Например, невозможно стать мастером кунг-фу, занимаясь только по книжкам или видео-урокам. Несомненно, какие-то навыки освоить получится, но как хорошо их ни оттачивай, настоящим мастером вас это не сделает.

Кто-то может поспорить со мной, но для меня его слова будут равнозначны шуму ветра. Назвавший сам себя кем-то – самозванец. Настоящим мастером является лишь тот, о ком говорят как о мастере. У кого-то и на этот счет найдутся возражения. Они могут заявить, что у них, мол, есть дипломы, сертификаты и прочая макулатура. Но по факту все это лишь бумажки – они не имеют ничего общего с настоящим мастерством.

Любое искусство – это целая жизнь. Это знания, которые были накоплены целыми народами с глубокой древности. Лишь изучая культуру и быт того народа, искусством которого мы хотим овладеть, с головой погружаясь в их традиции, можно достичь настоящего мастерства. И любая магическая традиция тоже не является исключением. Хочешь стать мастером фэн-шуй – проникнись традицией древних китайцев. Ну а если интересны руны, то добро пожаловать в мир северных богов и викингов!

Еще Фрейя Асвинн, одна из первых авторов, начавших возрождение Северной магической традиции в наше время, в своей книге «Мистерии и магия Севера» писала:

«Я убеждена, что руны – это зафиксированный в особой форме свод традиционных знаний, накопленных народами Северной Европы с глубокой древности. И мне хотелось бы со всей определенностью установить соответствия между рунами и элементами германской мифологии и доказать раз и навсегда, что вне этой традиционной мифологической системы применять руны не имеет смысла»[15].

И я абсолютно согласен с госпожой Асвинн и другими «традиционными» авторами. Для того чтобы ощутить эти силы по-настоящему, придется серьезно погрузиться в изучение Северной Традиции. Ведь для северян руны были не просто инструментом. Для них это было целое мировоззрение, выраженное в знаках, каждый из которых символизировал один из аспектов жизнедеятельности тех народов. Для северян руны были неотъемлемой частью их жизни.

Очевидно, что для понимания смысла древних рунических символов необходимо понять мировосприятие людей прошлого. Ровно настолько, насколько это возможно. А для того чтобы использовать руны в настоящем времени, следует замечать проявление древних знаков в современном мире и проецировать их смысл, что называется, здесь и сейчас.

Так и рождается современное понимание рун – древние знаки обретают новый смысл. Но от этого сами руны не теряют свою подлинную суть. Как уже упоминалось выше, рунический алфавит представляет законченную систему мироздания, а каждая руна отражает определенные ее аспекты. Время меняет лишь декорации – сам сценарий жизненного Пути всегда остается неизменным. С помощью рун мы можем описать и исследовать любые стороны окружающего мира. А вместе с этим и нашего внутреннего мира тоже. Это было актуально в древние времена, это актуально сейчас, это будет актуально всегда.

Восемь навыков мастера рун

Пожалуй, самая важная «инструкция», дошедшая до наших дней – это так называемые восемь навыков мастера рун, обозначенные самим Одином в «Речах Высокого». Любой уважающий себя современный эриль должен обладать этими навыками. Иначе он не имеет права называть себя эрилем (или руническим магом, или мастером рун – не так важна терминология, как сама суть). В оригинале это звучит так:

  • Veistu hvé rísta skal?
  • Veistu hvé ráða skal?
  • Veistu hvé fáa skal?
  • Veistu hvé freista skal?
  • Veistu hvé biðja skal?
  • Veistu hvé blóta skal?
  • Veistu hvé senda skal?
  • Veistu hvé sóa skal?

Я не знаю ни слова на древнеисландском языке (впрочем, на современном тоже), потому не могу перевести самостоятельно. Остается только довериться переводу из источника, достоверность которого у меня не вызывает сомнений. Для меня это книги Антона Платова[16]:

  • Умеешь ли резать?
  • Умеешь читать / разбирать чужие надписи?
  • Умеешь окрасить?
  • Умеешь искать истину с помощью рун?
  • Умеешь призывать богов и просить их?
  • Умеешь приносить жертвы?
  • Умеешь направить магию рун через расстояние?
  • Умеешь прекратить ее действие?

Перед тем как продолжить, еще раз напомню: нет никаких правил и нет истины. Есть лишь предположения. И я сейчас попробую описать свое видение этих восьми навыков. Мне это кажется логичным.

Умеешь ли резать?

В то время, когда человечество узнало руны, не существовало ни ручек, ни карандашей, ни даже чернил. Руны вырезали на древесине, либо высекали на камнях. Это базовый навык – уметь вырезать руны, т. е. уметь писать. Что, в принципе, логично. Если не можешь нанести символ, то все остальное не имеет смысла.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на внешний вид самих рун. Они все состоят из прямых либо косых черт. Нет ни одной руны, которая содержала бы горизонтальную черту. Я уже не говорю про отсутствие волнистых линий. Почему это так – остается загадкой. Возможно, так было принято для удобства нанесения рун на внешние носители (особенно на камни), а возможно, в этом был какой-то сакральный смысл.

В современной литературе встречаются так называемые «рунические матрицы», по которым каждая руна пишется, как по шаблону. Некоторые авторы предпринимают попытки разложить руны на графические элементы[17]. Это, конечно, увлекательное занятие (однажды и я пытался вывести хоть какую-то закономерность), но никаких реальных подтверждений этим теориям не нашлось. Все это современный новодел. Я не рискну публично называть это бредом, но меня не удовлетворила ни одна из этих теорий. В каждой из них полно нестыковок. Останавливаться на них подробно не стану – много чести авторам.

Умеешь читать / разбирать чужие надписи?

В литературном переводе это звучит как «умеешь разгадывать?». Имеется в виду умение читать руны, понимать их значение. При всей простоте это очень важный навык. Чем лучше мы понимаем смысл каждой руны, тем сложнее будет нас обмануть.

В настоящее время некогда сакральные знания превратились в предмет торговли и развлечения. Что повлекло за собой много недобросовестных «магов» и самых обычных шарлатанов. В интернете можно без труда найти картинки какого-нибудь онлайн (и даже офлайн) эзотерического магазина, где под видом амулетов на богатство / здоровье / защиту и т. д. продаются всякие разные побрякушки с нанесенными на них руническими формулами и гальдраставами[18]. В лучшем случае, это бесполезная вещица, в худшем – эти предметы могут принести вред их обладателю. Например, доводилось мне видеть в каком-то эзотерическом интернет-магазине медальон с Агисхьяльмом[19] или так называемым «шлемом ужаса» под видом «руны омоложения и привлекательности»!

Я уже не говорю про то, сколько денег придется отдать за такое барахло. Особенно это стало актуально во время распространения коронавируса. Когда под видом рунических амулетов, защищающих от COVID-19, стали продавать абы что. Любой, кто хоть немного знает руны, сразу увидел бы подвох, но неискушенные, особенно те, кто склонен поддаваться панике, запросто поверят.

В интернете полно готовых решений любых проблем. Просто нанеси эту картинку (руническую формулу, или вязанку, или гальдрастав) на клочок бумажки, и все проблемы разрешатся. И я вовсе не хочу сказать, что эффект будет нулевой. Если все сделать правильно, то, скорее всего, все сработает. Вопрос в том, что заложено в руническую формулу. И на деле все может работать совсем не так, как нам хочется. Нам ведь ничего не известно ни о компетентности, ни о добросовестности того, кто пообещал нам решить все проблемы, ему ничего не мешает завить, что его гальдрастав сделает вас богатыми, а заложить в него программу крадника, который уведет у вас все ваши деньги ему в карман. А может, и не только деньги. Мне приходилось видеть такие гальдраставы, где автор (их составитель) перечислял назначения всех рун, но при этом о каких-то просто умалчивал. И я не думаю, что причина здесь исключительно в его забывчивости.

Лишь зная истинный смысл рун, можно обезопасить себя. Как говорил упомянутый выше Эгиль Скаллагримссон: «Рун не должен резать тот, кто в них не смыслит. В непонятных знаках всякий может сбиться»[20].

Умеешь окрасить?

Согласно мифам, нанесенные руны окрашивались собственной кровью. Для чего? Для того чтобы придать им силу или, как принято говорить на современном языке, «активировать». Другими словами, «включить зажигание». Ведь кровь – это жидкость, дающая жизнь. Просто так нарисованные руны так и останутся не более, чем картинками. Действовать они начнут только после активации. Если бы это было не так, то каждый столб у нас бы действовал как руна Иса, и тогда бы весь мир превратился в один сплошной ледник. А что было бы, если бы каждый знак «№» действовал как руна Хагалаз (они внешне похожи), я даже представить боюсь.

Хотя активировать руны кровью вовсе не обязательно. Судя по моим наблюдениям, она нужна только при очень сложных задачах, где требуется много энергии. В более простых случаях можно обойтись чем-нибудь попроще. Например, дыханием или силой стихий. А если достаточно сил, то и собственным намерением[21].

Умеешь искать истину с помощью рун?

Четвертый навык, на первый взгляд, может показаться сложным для восприятия, но суть его проста. Здесь речь идет о рунической мантике или, говоря проще, «гадании».

Для чего это нужно? Уверяю вас, вовсе не для того, чтобы узнать, что вас ждет завтра или любит ли Вася Машу. При желании можно узнать и это, но в первую очередь мантика нужна для того, чтобы провести диагностику. Подойдет ли выбранная руническая формула для решения вашей задачи? Как она отразится на вашем здоровье / финансах / благополучии? Какой результат вы получите от ее применения? Это если вы собираетесь решать проблемы с помощью рунической магии. Если нет, то можно спросить, что вам мешает достичь своих целей и что может помочь; что произойдет, если поступить так или иначе; насколько вы готовы для работы, на которую хотите попасть, ваши сильные и слабые стороны и многое другое.

Умеешь призывать богов и просить их?

Здесь начинается самое интересное. Если раньше мы слепо применяли новое «вооружение», то теперь пришло время познакомиться с теми, кто выдаст нам «лицензию». А вы что думали? Можете менять мир и судьбы людей направо и налево и при этом остаться «безнаказанными»? Так не бывает.

Согласно мифам, Один для того, чтобы познать тайну рун, провисел вниз головой на мировом древе, «прикрепив» себя к его стволу своим копьем, девять дней.

От нас с вами, конечно, таких жертв никто не требует, мы же не боги. Однако заручиться их поддержкой придется. Если, конечно, не хотите все потерять, а то и вообще сгинуть раньше времени.

Умеешь приносить жертвы?

В литературном переводе этот навык звучит как «готовить жертвы», но это не совсем так. Слово «блот» не предполагает принесение в жертву какого-то животного или своего врага. Это было распространено во времена древних германцев. Вероятно, поэтому и звучит слово «жертва». Переводчики мифов вряд ли ставили перед себой цель написать инструкцию по применению. Совершить блот – это значит разделить пищу с богами. Представьте, я приду к вам домой и сразу с порога начну что-то требовать? Куда вы меня пошлете? А если я буду слишком настырный, что вы сделаете со мной? Представили?

А теперь – другая картина: я постучусь к вам в дверь, вежливо попрошу разрешение войти и предложу вам распить бутылку дорогого коньяка или виски? Или отведать пирога, который я сам любезно испек для вас. Думаю, реакция будет другой. Вот и с богами примерно то же. Не забываем: что внизу, то и наверху.

Общий смысл седьмого (Умеешь направить магию рун через расстояние?) и восьмого (Умеешь прекратить ее действие?) навыка, думаю, всем понятен, мои комментарии здесь излишни.

Теперь, когда хотя бы стало понятно, какими компетенциями должен обладать каждый мастер, давайте перейдем к более детальному рассмотрению каждого навыка. Посмотрим, как всему этому можно научиться и как это применять на практике.

Как, чем и куда наносить

Здесь на первый взгляд не должно возникнуть никаких сложностей. Всего-то запомнить названия рун и их начертание и суметь воспроизвести нужный символ самостоятельно. Каких-то конкретных алгоритмов нанесения рун не существует, потому чертим, как умеем. Руны от этого как-то иначе работать не станут. Если мы понимаем, что рисуем определенный магический символ, а не что-то еще, то все должно получиться. Единственное, на чем стоит заострить внимание – при нанесении символа на носитель не должно быть никаких разрывов, иначе велика вероятность, что такое «художество» не будет иметь никакой магической силы.

И тут должен возникнуть резонный вопрос. Вернее, два.

Имеет ли значение, чем наносить?

А куда, собственно говоря, наносить-то?

Ответ на первый вопрос однозначен – нет. Чем угодно. Нужно только учитывать, что если, например, рисуете слюной, то она очень скоро высохнет, и руны перестанут работать. Выбор инструмента (как, впрочем, и носителя) зависит от того, как долго планируется действие рун.

Ответить на второй вопрос сложнее. Тут все будет зависеть от объекта или субъекта воздействия. Если предполагается воздействие на человека (в том числе и на себя самого), то имеет смысл на него самого и нанести. На руку или на ногу, неважно. Тут больше имеет значение эстетика – на лице вы вряд ли будете себе что-нибудь рисовать. Если требуется исцеление или просто снятие боли, то можно нанести прямо на больное место и ограничить сферу действия. Как это сделать – это уже вопрос седьмого навыка. Можно также нанести и на фото (желательно, чтобы человек там был один) или на вольт. Тут важно правильно задать координаты. Как именно это будем сделано, не имеет значения. При этом важно понимать, что чем прочнее будет носитель, тем дольше он будет сохраняться (а значит, и дольше работать). Если воздействие кратковременное, то можно нанести на себя, а потом смыть.

Для более длительного действия имеет смысл нанести руны на камень или на деревянную плашку и носить это при себе, либо взять с собой, когда потребуется, и убрать в укромное место, если будет не нужен.

В рамках первого навыка еще имеет смысл подробно остановиться на изготовлении собственного рунического набора. Инструмент, который мы регулярно используем в своей работе, тем более в магических практиках, очень важно выбрать правильно, а еще лучше изготовить самостоятельно. От этого зависит не только ваша работоспособность, но в некоторых случаях и ваше здоровье. Любая личная вещь напитывается энергетикой своего хозяина. Как на жесткий диск компьютера, на нее записывается все, что чувствовал хозяин в то время, когда держал ее в руках.

Это хорошо заметно на предметах, имеющих отношение к религии, особенно в монотеистичеких конфессиях. Например, нательные кресты или четки (т. е. предметы, имеющие постоянный контакт с телом). Однажды взяв в руки чужие четки, я испугался: они словно ожили у меня в руках и изо всех сил пытались вырваться. На самом деле здесь нет ничего сверхъестественного – просто энергетика моя и хозяина этих четок вошли в сильный диссонанс.

Однако еще большее значение имеет тот посыл, который был заложен человеком, изготовившим предмет. Если мастер был в плохом настроении, ему нездоровилось, испытывал гнев и т. д., то весь этот негатив передается создаваемой им вещи. А впоследствии и новому обладателю.

Ярким примером тому служит история мастера по изготовлению катан, Мурамаса Сэндзо, жившего во времена самураев. Родившийся в середине четырнадцатого века, он был человеком раздражительным и вспыльчивым, и его мечи заслужили славу «жадных до крови». Ими опасно было владеть и сражаться. Они жаждали крови, и самурай, покупавший такие мечи, всегда попадал в неприятные истории. Все провоцировал меч, жаждущий крови.

Таким образом, если вы хотите работать со своим инструментом продуктивно и без вреда для себя, то я вам рекомендую изготовить свои руны самостоятельно. Изготовленные в рамках промышленного производства, купленные в магазине, помимо возможных неприятностей, описанных выше, могут иметь и ряд других недостатков: неточная графика, искусственные материалы, изображение рун может быть экранировано синтетическим лаком. Они, скорее всего, будут работать, но малоэффективно. Лучше создать свой набор самостоятельно из натуральных материалов. Ведь в этом случае руны будут изготовлены лично вами специально для вас. А сам квест по поиску и добыче нужных материалов и инструментов покажет богам ваше истинное желание.

Материал можно выбрать любой: дерево, камень, косточки плодовых деревьев, натуральная глина. Мне приходилось видеть даже руны, нанесенные на маленькие ракушки. За неимением других возможностей можно даже просто нарезать 24 квадратика из бумаги и начертить на них руны ручкой. Это тоже должно сработать. В принципе, если нет других вариантов, то это может быть временным решением. Однако если вы хотите всерьез заняться изучением рунического искусства, то имеет смысл потрудиться и изготовить что-нибудь более надежное.

Я свой первый рунический набор изготовил на деревянных плашках, полученных от знакомого столяра, вырезав изображения специальным ножом. И набор служит мне уже несколько лет. Есть у меня еще один, изготовленный из абрикосовых косточек, но его я использую исключительно для магических целей. Ничего сложного в изготовлении таких наборов нет. Сейчас расскажу, как это сделать.

Сразу надо оговориться, что набор из камней изготовить намного сложнее. Во-первых, для этого придется найти 24 подходящих камня приблизительно одинакового размера. Во-вторых, камни, они живые – с ними придется договариваться отдельно, чтобы дух каждого из них разрешил его использовать в ваших интересах. А это уже навыки из области шаманизма, что выходит за пределы моей книги и вообще рунического искусства. Я уже не говорю про необходимость владеть информацией о свойствах камней, что вне пределов рунического искусства.

Деревья, разумеется, тоже живые, и вовсе не обязательно быть шаманом, чтобы знать это. И, разумеется, с ними тоже нужно договариваться, чтобы получить разрешение срезать ветку. Однако здесь все проще. Вовсе не обязательно использовать ветки живого дерева – достаточно поднять мертвую ветку с земли. Или найти подходящий брусок в магазине стройматериалов или в столярке. Смотрите только, чтобы это было именно натуральное дерево, а не что-то еще. Уверяю вас, в начале пути этого будет более чем достаточно. Какое именно дерево использовать, я вам не подскажу – не разбираюсь. Здесь можно воспользоваться «инструкцией», полученной от Тацита: «Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками…[22]», – т. е. берем любое плодоносящее дерево – не ошибемся.

Когда нужный материал будет найден, древесину следует распилить на 24 одинаковых плашки (лучше лобзиком или ножовкой по металлу). Какого именно размера и какой формы будут эти плашки, не имеет значения. Главное, чтобы их удобно было доставать из мешочка и держать в руках. Достаточно будет 0,5 см в толщину и 3–4 см в диаметре, если плашки круглые, и 3 см в ширину и 4 см в длину, если прямоугольные.

Древесина должна быть сухой. Для обработки понадобятся наждачная бумага, острый нож (желательно специальный по дереву), а также краска (можно использовать лак для ногтей; на косточках я рисовал руны обычным маркером). Можно использовать аппарат для выжигания, если таковой имеется. Так даже будет проще. Перед обработкой заготовки желательно пропитать льняным маслом или обработать воском. Пропитка и последующая просушка может занять несколько дней. Ничего страшного в этом нет. Спешка здесь вовсе ни к чему.

Для тех, кто решил заняться вырезанием, приведу инструкцию из книги Кеннета Медоуза «Магия рун». Там все очень грамотно написано – как говорится: ни прибавить, ни убавить:

Перед началом резьбы нанесите карандашом очертания руны на поверхность заготовки. Это будет шаблон для работы. Вырезая каждую руну, шепчите ее название и старайтесь ощутить ее внутренний потенциал. Ощущайте силу, втекающую ее форму вслед за движениями лезвия. Вертикальные линии следует вырезать тремя отдельными надрезами. Нарисуйте карандашом очертания руны для резьбы. Сначала прорежьте центральную черту сверху вниз или вдоль каждой линии. Горизонтальные зарубки у вершины и основания каждой черты ограничивают ее длину. Затем вырежьте треугольные полоски справа и слева от центральной черты. В заготовке образуется V-образная выемка для раскрашивания, Первый надрез обозначает центральную черту. Перед вторым надрезом сделайте горизонтальные зарубки у вершины и основания центральной черты. Второй надрез должен проходить чуть справа от центральной черты и под углом к ней – так, чтобы в итоге удалить треугольную щепку. Третий надрез должен проходить чуть слева от центральной линии и под углом к ней. Таким образом, в дереве возникает V-образная бороздка. Диагональные линии следует вырезать таким же образом, в основном слева направо. Раскрашивание проводится нанесением краски в желобок с помощью палочки для коктейля (от себя добавлю – можно использовать шприц). Краску нужно наносить понемногу, по капельке за один раз, до тех пор, пока все бороздки не заполнятся. Если немного краски вытечет на поверхность, вытрите ее тряпочкой. Нанося краску, снова шепчите название руны. Краска должна как следует просохнуть.[23]

С абрикосовыми косточками все намного проще. Их нужно промыть, обработать наждачной бумагой, пока не станут гладкими, и потом можно наносить руны. Повторюсь: я наносил обычным маркером, вы можете использовать, что хотите.

Для хранения вашего рунического набора понадобится вместилище. Классический вариант – мешочек, сшитый из натурального материала, например из кожи или ткани. Мешочек может быть простым либо украшенным вышивкой, различными символами – это неважно. Как вы будете его изготавливать: вручную или на швейной машинке, – не имеет значения. Мешочек должен иметь шнурок для завязки. Например, я просто наделал отверстий у «горловины» и просунул туда шнурок. Вы можете поступить точно так же, можете придумать свой способ.

Кеннет Медоуз рекомендует как можно чаще носить с собой этот мешочек, чтобы руны смогли «привыкнуть» к вам. А во время сна класть его под подушку. И здесь я его поддерживаю. Такие нехитрые манипуляции позволят вам скорее войти в резонанс с рунами как с Силой вообще и конкретно с вашим набором в частности.

В разных источниках говорится, что свой рунный набор нужно освятить, оживить, активировать и другие страшные слова. Я же считаю, что все эти пляски с бубном совершенно лишние, в начале пути как минимум. Наша задача сейчас изготовить свой первый рунический набор. Цели сотворить магический инструмент для серьезной работы мы пока не преследуем. Такие ритуалы необходимы, но применяются они в большинстве случаев в рунической магии.

Многие со мной не согласятся и будут яростно доказывать, что ритуалы освящения и активации здесь тоже нужны обязательно, но уверяю вас: если вы слышите руны, то сможете получить от них ответ независимо от того, как и кем они были изготовлены. А для тех, кто не слышит и не понимает, любые ритуалы бесполезны.

Я призываю пока не заморачиваться на тонкостях, иначе можно уйти в такие дебри, из которых потом выбраться будет сложно. И как следствие, вы никогда не начнете практиковать. А то и вовсе плюнете на все, подумав, что это слишком сложно для вас. Давайте для начала разберемся с тем, что вообще представляют собой руны, как они работают и как мы их можем применить. Каждый желающий стать настоящим мастером рун впоследствии сам разберется, до каких уровней ему углубляться.

В идеале нужно учитывать все: и свойства деревьев или камней, куда будут нанесены знаки, и цвет краски, и ваш личный настрой при изготовлении, и пространство, и даже фазы Луны. Все это имеет значение. И, разумеется, для того чтобы создать работающий магический инструмент, его нужно будет «оживить» и зарядить. Но заклинаю всех: не забивайте себе голову подобной информацией СЕЙЧАС!

«Научиться разгадывать»

Как я уже говорил, каждая руна – это архетип, который включает в себя бесконечное множество вариантов проявления этой силы в нашем мире в любую эпоху.

Что есть архетип? Это образ, сложившийся в коллективном сознании людей. А за этим образом скрываются множество смыслов. Отступление от них будет отступлением от самой традиции.

Для того чтобы научиться понимать значения рун, необходимо, во-первых, выяснить, что подразумевал под собой архетип каждой из них изначально, во-вторых, спроецировать это значение на окружающий нас мир.

Как это сделать? И просто, и сложно одновременно. Простота заключается в том, что для этого нужно всего лишь найти первоначальное значение каждой руны и понять, что означал этот образ для древних германцев – народа, эти магические символы на свет явившего. Сложность в том, чтобы сделать это максимально точно.

Что нам для этого нужно? Для начала читать первоисточники, изучать культуру и быт древних германцев вообще и скандинавов в частности. Попытаться понять, как воспринимали мир жители тех времен, смотреть на мир их глазами.

Можно, конечно, прочесть значения рун в современных книгах, но это будет малоэффективно. Во-первых, книги, написанные на эту тему после 2000-х годов, большей своей частью не представляют никакой ценности. Недобросовестные авторы нагло копируют тексты друг у друга или из интернета. В лучшем случае, пересказывают оригинал, в худшем – нагло выдирают куски текста, вставляют в текст, компилируют и печатают в типографии (автора сейчас не вспомню, но видел и такое). Другие же авторы вообще не придерживаются традиции и пишут какую-то самодеятельность, при прочтении которой хочется схватиться за голову[24].

Во-вторых, каждый практик видит руны по-разному. Ведь они открываются ему в его собственном мире, согласно его мировосприятию. Именно поэтому каждый описывает свое понимание. Логику некоторых значений, что мне попадались на глаза, я вообще не могу понять. Хотя у меня богатый опыт работы с рунами, особенно в их мантическом (предсказательном) аспекте. Однако это вовсе не значит, что кто-то из этих авторов заблуждается.

Следовательно, каждый должен наработать свою собственную базу знаний. Заучивание «чужих» значений рун ничего не даст. Их важно не просто понимать логически – их нужно чувствовать, видеть их проявление во внешнем мире. А для этого их нужно прожить, пропустить их энергию через себя (как это сделать, это уже другой вопрос). Только тогда они будут разговаривать с каждым из нас на языке, понятном именно нам. Тогда уже не придут мысли о том, что руны «врут», «говорят ерунду», либо вообще «отказываются говорить». Они никогда не отказываются говорить и никогда не врут. Все дело в том, что не каждый способен их услышать.

«А как же нам наработать свою базу знаний в таком случае?» – спросите вы. Резонный вопрос. Для этого нужны отправные точки, на которые можно опираться. Ими и послужат нам архаичные значения рун. Это тот скелет, на который мы будем самостоятельно наращивать мясо. Почему-то многие авторы этого не понимают.

Благо, названия рун нам известны. Хвала богам, не все первоисточники были уничтожены во времена насильственной христианизации Скандинавии, они являются ключом ко всему. Они и есть та самая опора.

Кто заложил первичный смысл в значения рун?

Что мы можем узнать о жизни древних германцах? К сожалению, немного. Вся информация, которой мы располагаем, взята преимущественно из сочинений древнеримских авторов. Наиболее информативны труды историка Публия Корнелия Тацита и императора Гая Юлия Цезаря: «Германия» и «Записки о галльской войне»[25].

Античный мир на протяжении долгого периода времени ничего не знал о германцах, будучи отделенным от них кельтскими и другими племенами. Самые ранние сведения о германцах сообщил миру Юлий Цезарь, завоевавший в I веке до н. э. Галлию. Армия Цезаря вышла к Рейну и столкнулась с германскими племенами, которым галльская земля также пришлась по нраву. Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» описал, в том числе и свои битвы с ними.

Однако в данном случе этот труд для нас почти не представляет ценности. Во-первых, «Записки о Галльской войне» вышли в свет предположительно в 50-е года I века до н. э., а первые рунические надписи датированы I веком н. э. Далеко не факт, что германцы, которых знал Цезарь, использовали руны. Тем более в оккультных целях. Во-вторых, описания жизнедеятельности германцев у Тацита сильно отличается от того, что мы читаем у Цезаря. Налицо явный прогресс. Особенно в религиозной сфере. А ведь это имеет большое значение! И вот почему.

Согласно сочинению Цезаря, «…у них нет друидов для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям. Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, – именно: в Солнце, Вулкана и Луну; об остальных богах они не знают и по слуху…[26]».

Возникают резонные вопросы: а как же Тюр или Тиу, чьим именем названа руна Тейваз? А Ингви или Фрейр, чье имя носит руна Ингуз? Я уже не спрашиваю про руну Ансуз, название которой переводится как «ас»[27].

В этом плане «Германия» Тацита представляет куда больший интерес. А если к этому добавить еще и сведения, полученные путем археологических раскопок (которых в наше время набралось уже немало), можно составить более-менее ясную картину жизни древнегерманских племен.

Прежде чем ответить на вопрос, что же представляла собой жизнь типичного германского племени, надо разобраться, в какой местности и в каких условиях жили эти племена. Согласно представлениям древних авторов, вся территория Германии была сплошь покрыта лесами и болотами. Тацит подытожил впечатления, которыми с ним делились римляне одним предложением: «Хотя страна кое-где и различается с виду, все же в целом она ужасает и отвращает своими лесами и топями». Другие древнеримские авторы, описывающие сражения между германскими племенами и римлянами, подтверждают эти слова. Можно наугад открыть книгу любого автора – везде ландшафт «поля боя» описан одинаково: леса, болота, горные хребты.

Неудивительно, что в подобной местности отсутствовали городские поселения (как в современном, так и в древнеримском понимании этого слова). Тацит описывает жилища древних германцев так: «Хорошо известно, что народы Германии не живут в городах и даже не терпят, чтобы их жилища примыкали вплотную друг к другу. Селятся же германцы каждый отдельно и сам по себе, где кому приглянулись родник, поляна или дубрава. Свои деревни они размещают не так, как мы, и не скучивают теснящиеся и лепящиеся одно к другому строения, но каждый оставляет вокруг своего дома обширный участок, то ли чтобы обезопасить себя от пожара, если загорится сосед, то ли из-за неумения строиться… Все, что им нужно, они сооружают из дерева, почти не отделывая его и не заботясь о внешнем виде строения и о том, чтобы на него приятно было смотреть… У них принято также устраивать подземные ямы, поверх которых они наваливают много навоза и которые служат им убежищем на зиму и для хранения съестных припасов…»[28].

Логично было бы предположить, что основным источником пропитания жителя такой деревни служили сельское хозяйство, охота и рыбалка. Логично, что ведение сельского хозяйства требует обширных полей, доступных к обработке, а также пастбищ для скота. И не менее очевидно, что в условиях быстрорастущего населения (контрацептивы тогда еще не изобрели) регулярно шел поиск новых плодородных земель. Ведь количество ртов росло, а участки земли, пригодной для выращивания урожая, не увеличивались. И если принять во внимание суровый климат той местности, то можно смело предположить, что неурожаи и голод для жителей той эпохи были привычным делом.

1 Для тех, кто не в курсе: существует множество других рунических алфавитов, но нас будет интересовать именно древнегерманский, названный Старшим Футарком («Старший» потому, что позднее был переделан в Младший, содержащий меньше символов). Этот строй самый древний из ныне известных, а значит, именно в этих символах заключена первозданная сила. Другие строи изобретались с целью упрощения письменности. При этом изменялось само написание букв, а количество символов уменьшалось. В то время активно развивалась торговля, а на место захватнических войн вышло искусство вести переговоры и умение заключать договоры. Что, в свою очередь, потребовало ведение деловой переписки и заключения торговых и политических сделок. С этой целью и был изобретен новый алфавит. И, несмотря на то что «младшими рунами» также записывались магические заклинания, сам алфавит был создан для других целей (Здесь и далее – прим. авт.).
2 Эдды – основные произведения германо-скандинавской мифологии.
3 «Старшая Эдда» – поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории.
4 Здесь и далее, если не указано иное – Перевод с древнеисландского А. И. Корсуна.
5 Валькирия – в скандинавской мифологии дева-воительница, которая пролетает над полем битвы и забирает воинов, павших в бою, в небесный чертог бога Одина – Вальхаллу.
6 Признаться, я ненавижу это слово, ибо оно извращает саму суть понятия. Гадают цыганки на вокзале и девочки в «крещенский вечерок», руны же используются совсем иначе. Слово «гадание» предполагает, что ответ придется угадать, а руны просто говорят, как есть. Не всегда их ответы понятны – иногда действительно приходится «угадывать», точнее, разгадывать, что они хотят сказать. Но это уже зависит не от рун, а от способности вопрошающего.
7 Здесь и далее. Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии. Глава 10. Электронный ресурс. – URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm
8 Разумеется, объясню так, как мне кажется верным.
9 Кстати, руна Турисаз еще говорит и о расчистке путей. Эта сила действует одинаково в обе стороны. Сила действия равна силе противодействия – третий закон Ньютона.
10 Опять вынужден повторяться, но повторение, как известно, мать учения.
11 Разумеется, такая система мироописания не единственная. Систем можно изобрести сколько угодно. Как я люблю говорить: любая система, если она закончена и логична, имеет право на существование.
12 По большому счету ценность представляет только самая древняя из них – Англосаксонская руничесая поэма. Две другие, Норвежская и Исландская, были написаны намного позже, и содержат они только руны Младшего Футарка, которых всего 16, а не 24. Они могут служить лишь как дополнения, раскрывающие смысл некоторых старших рун.
13 Нет стопроцентной гарантии, что названия самих рун верны. Ведь сам язык давно мертв, а все современные интерпретации есть не что иное, как попытка воссоздать его.
14 Эриль – рунический маг.
15 Асвинн Фрейя. Руны и сила женщины. Тайна северных мистерий. М.: Эксмо, 2019.
16 Платов А. В. Руническое Искусство: практика. Учебный курс. М.: Сам полиграфист, 2012.
17 Аля, каждая руна – это соединение энергий огня (руна Кеназ) и льда (руна Иса). А как же тогда быть с такими рунами, как, например, Феху и Ансуз, которые содержат две параллельные линии? В то время, как линии руны Кеназ расположены под углом. Я бы не рекомендовал тратить время на изучение подобных материалов, ибо даже при поверхностном рассмотрении сразу видна их абсурдность.
18 Гальдраставы – магические знаки, появившиеся в эпоху раннего Средневековья в Исландии. Представляют собой множество переплетенных рун. В настоящее время под гальдраставом понимается любая руническая вязанка, т. е. рисунок, состоящий из переплетения рун, составляющих единый символ. Подробнее об этом поговорим в третьей части книги, полностью посвященной рунической магии.
19 Тяжелый защитный амулет, закрывающий своему владельцу любые возможности обмена энергией с внешним миром. Применяется в самых крайних случаях, когда есть реальная угроза жизни. Целесообразно использовать преимущественно во время ведения боевых действий. При ликвидации угрозы амулет в идеале сразу же должен быть уничтожен. Или, по крайней мере, запрятан в укромное безопасное место. Например, специальную коробку для хранения подобных предметов, стенки которой надежно защищены от проникновения энергии подобных предметов за ее пределы.
20 Сага об Эгиле // Исландские саги / Ред., вступ. статья и примеч. М. И. Стеблин-Каменского. – М.: Гослитиздат, 1956.
21 Сейчас я привожу краткий обзор. В дальнейшем о каждом навыке и его практическом применении будет рассказано подробно.
22 Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии. Глава 10.
23 Медоуз Кеннет. Магия рун. Гранд-Фаир, 1998.
24 Те же самые «рунические матрицы», деление рун на составные части, «пустая» 25 руна, невесть откуда взявшийся «Утхарк» (рунический строй, который начинается с руны Уруз) и т. д.
25 Тацит никогда не был в Германии – все сведения записаны им с чужих слов. Насколько можно верить такому источнику, сказать сложно, но другими мы все равно не располагаем. Поэтому давайте возьмем все, что сможем прочесть в «Германии» (впрочем, как и в других трудах того времени) за аксиому. Нужны же нам хоть какие-то отправные точки.
26 Здесь и далее. Гай Юлий Цезарь. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне / Гай Юлий Цезарь, М. М. Покровский; под редакцией М. М. Покровского. – М.: Юрайт, 2025.– 362 с. Книга VI, Глава 21.
27 Асы – общее название скандинавских богов.
28 Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии. Глава 16.
Продолжение книги