Воззрение жентонг в изложении Джецуна Таранатхи бесплатное чтение
Местная религиозная организация «Буддистский центр „Калачакра“»
Перевод с тибетского Дмитрия Устьянцева («Сущность пустоты-от-другого», «Двадцать одно различие относительно глубокого смысла», «Украшение мадхьямаки-жентонг») и английского Вагида Рагимова («Сутра сердца праджняпарамиты», «Краткий комментарий к „Сутре сердца“»)
© Перевод. Дмитрий Устьянцев, 2021
© Перевод. Вагид Рагимов, 2010
© Местная религиозная организация «Буддистский центр „Калачакра“», 2022
© ООО ИД «Ганга». Оформление, 2022
Издание посвящается:
Памятная круглая дата – 660 лет со дня ухода Всеведущего Долпо Сангье и 730 лет со дня его рождения
Выражаем сердечную благодарность досточтимому Ламе Йонтену Гиалтсо за то, что он выступил инициатором перевода этой книги, оказывал всяческую поддержку и давал ценные консультации переводчикам и редакторам.
Благодарим за спонсорскую помощь Тимашкова Василия, чья щедрость позволила выйти этой книге в свет и открыла возможность чтения и изучения драгоценного текста традиции Джонанг впервые на русском языке.
Джецун Таранатха, над головой которого восседает Долпопа Шераб Гьялцен
Биография Джецуна Таранатхи (1575–1634)
Джецун Таранатха обрел рождение в Караге в 1575 году в роду великого тибетского переводчика Ра Лоцавы Дордже Драга. При рождении ему было дано имя Кунга Ньингпо. В возрасте одного года он заявил:
Я – мастер Кунга Дролчог.
Но это несколько лет держали в тайне, и только в возрасте четырех лет его привезли в монастырь Кунги Дролчога – Чолунг Джангце, где он был официально признан его воплощением. Затем начались годы интенсивного обучения и практики под руководством великих мастеров, многие из которых были учениками Кунги Дролчога.
Под руководством Джампа Лхундруба Таранатха изучал и осваивал различные дисциплины сутры и тантры. От Доринга Кунги Гьялцена он получил множество тантрических учений и посвящений, главным образом традиции Сакья раздела ламдре. Драгтопа Лхаванг Драгпа передал Таранатхе много тайных наставлений, в том числе шесть йог и махамудру, в результате чего в уме юного Таранатхи возникло высшее изначальное осознавание. Джедрунг Кунга Палзанг, племянник Кунги Дролчога, унаследовавший монастырский комплекс Джонанг, передал Таранатхе учения Калачакры и защитника Дхармы Махакалы, которые получил от дяди. От Лунгрига Гьямцо Таранатха получил множество передач, в том числе посвящение и объяснение Калачакра-тантры, тайные наставления по шести йогам Калачакры согласно традиции Джонанг и собрание сочинений всеведущего Долпопы Шераба Гьялцена. После чего Таранатха достиг высших результатов в практике шести йог.
Когда Таранатхе было четырнадцать лет, в Тибет прибыл индийский йогин Буддагуптанатха, впоследствии ставший одним из основных учителей Таранатхи. Сам Таранатха говорил, что своим пониманием учений Тайной мантры обязан лишь доброте Буддагуптанатхи. В те времена Тибет посещали и другие буддийские и небуддийские индийские йогины и ученые, такие как Балабхадра, Нирванашри, Пурнананда, Пурнаваджра, Кришнабхадра и другие. Некоторые из них даровали Таранатхе глубинные наставления, обучили его науке и перевели вместе с ним на тибетский язык санскритские рукописи. Часть переводов Таранатхи включена в тибетские канонические собрания кангьюра и тенгьюра.
В 1588 году Джедрунг Кунга Палзанг передал Таранатхе трон держателя традиции Джонанг, хотя официальная церемония возведения состоялась только в 1595. Таранатха принял на себя ответственность возрождения и распространения глубинных учений всеведущего Долпопы. Он был полон решимости защитить от опасности исчезновения бесценную линию передачи.
Хотя в то время в Джонанге пользовались руководством по практике шести йог Калачакры, составленным учеником сердца Долпопы, Чогле Намгьялом (1306–1386), лишь немногие понимали глубину философских взглядов Долпопы и его духовных сыновей. Таранатха считал изложенное Долпопой воззрение жентонг тайным, глубинным учением всех будд и бодхисаттв. Хотя сам Таранатха не признавал какой бы то ни было возможности опровергать другую философскую систему, он чувствовал потребность защитить истинные взгляды Долпопы путем опровержения ошибочных воззрений и утвердить правильное толкование согласно линии преемственности Долпопы.
В тот период учитель Таранатхи, Джампа Лхундруб, посоветовал ему восстановить большую ступу Джонанг Кумбум, построенную Долпопой около 260 лет назад. Таранатха с большим усердием приступил к этому проекту.
Однажды утром перед окончанием реставрационных работ у него возникло чудесное видение: земля и небо были заполнены бессчетным множеством людей, которые двигались в одном направлении. Вместе с ними он пришел в красную треугольную долину, в центре которой находилась невероятно красивая хрустальная гора. Гора была наполнена ступами различных размеров, и в каждой из них бессчетное множество будд и бодхисаттв проповедовали Дхарму. С неба падали цветы, и возникали другие чудесные знамения. Все люди совершали подношения хрустальной горе и в унисон повторяли молитвы. Исполнившись благоговения, Таранатха спросил, что это за гора, и получил ответ, что это ступа Дханьякатака, где Будда впервые даровал Калачакра-тантру. Позже Таранатха пришел к выводу, что это видение было обусловлено интенсивной работой многих людей над восстановлением ступы Джонанг Кумбум.
В 1604 году разразился крупный политический конфликт между областями Джанг и Цанг. Монастырь Джонанг был в непосредственной опасности нападения. Медитируя у ступы Джонанг Кумбум, Таранатха пришел в отчаяние, видя, что все его усилия по возрождению учения Джонанг могут оказаться напрасными, а традиция может быть уничтожена. В силу чего Таранатха пожелал удалиться в ретрит, подальше от всех проблем, создаваемых заблуждающимися, охваченными страстями людьми. Но ему явился Долпопа и вдохновил на продолжение работ, заверив, что его усилия не будут напрасны.
Следующей ночью Таранатха обратился с молитвой к Долпопе, и ему явился Бодхисаттва, который произнес особое четверостишие. В результате Таранатха осознал истинный смысл учения жентонг Долпопы, и все его сомнения рассеялись. Он почувствовал, что теперь в его руках великий ключ, которым можно отворить двери всего Учения Будды.
Свое постижение Таранатха выразил в тексте «Украшение мадхьямаки-жентонг» – одном из его важнейших трудов, полностью посвященном разъяснению воззрения. По словам Таранатхи, он получил несколько пророчеств от Долпопы и лицезрел его много раз как наяву, так и во сне.
– Я, знаток воззрения великого всеведущего Долпопы, сохраню его истинные намерения, —
сказал он.
Так в 1618 и 1619 годах он неоднократно видел дворец правителей Шамбалы в Калапе и самих царей, а также слушал их учения. Он полагал, что эти видения – результат его веры в то, что абсолютным взглядом всех сутр и тантр является мадхьямака-жентонг. Немного ранее, в 1615 году, могущественный правитель Цанга, Деси Пунцог Намгьял, предоставил земельный участок и все необходимое, включая рабочих, для начала строительства монастыря, который должен был стать центром учений окончательного смысла доктрины Будды. Этот монастырь, строительство которого было завершено в 1628 году, стал резиденцией Таранатхи, названной Тактен Дамчо Линг.
Незадолго до ухода Таранатха назначил своего ученика Сангье Гьямцо преемником в монастыре Тактен Дамчо Линг и сделал много предсказаний касательно традиции Джонанг и серьезных политических конфликтов, которые охватят Тибет. К несчастью, Сангье Гьямцо ушел вскоре после Таранатхи. Тогда другой ученик великого мастера, Кунга Ринчен Гьямцо, был назначен главой монастыря и возглавлял традицию Джонанг в течение следующих пятнадцати лет.
О тексте «Сущность пустоты-от-другого»
Долпопа Шераб Гьялцен и Джецун Таранатха – выдающиеся представители традиции Джонанг. Долпопу обычно называют Всеведущий (Кункьен), а Таранатху – Превосходный (Джецун). Долпопа написал фундаментальный труд о воззрении жентонг «Горная Дхарма: Океан определенного смысла. Особое и окончательное сущностное наставление»[1]. В этом трехтомнике, описывающем воззрение с позиции Основы, Пути и Плода, он установил истинность доктрины пустоты-от-другого посредством цитирования многочисленных индийских письменных источников, а также привел убедительную аргументацию на возражения оппонентов и тем самым обосновал пустоту-от-другого (жентонг), а не пустоту-от-себя (рантонг) в качестве окончательного воззрения.
В своем сжатом тексте «Сущность пустоты-от-другого» Джецун Таранатха провозглашает жентонг в качестве наивысшего из воззрений четырех буддийских философских школ и проводит сравнение воззрений различных школ буддийской мысли относительно статуса дхарматы и дхармы, где основная тема – установление истинного в каждой из этих школ. Школа обширного изложения утверждает, что все явления истинно установлены, но лишь отдельные мельчайшие частицы и отдельные моменты сознания истинно существуют, в то время как грубые объекты, состоящие из частиц, а также потоки ума, состоящие из моментов сознания, истинно не существуют. Школы сутры, только ума и срединного пути не проводят различия между истинным существованием и истинным установлением. Школа срединного пути также делится на обычный и великий срединный путь. Школа обычного срединного пути отрицает даже истинное установление абсолютного, дхарматы. В великом срединном пути утверждается, что абсолютная истина (самовозникающая изначальная мудрость, татхагатагарбха и т. д.) является истинно установленной.
О тексте «Двадцать одно различие относительно глубокого смысла»
В «Двадцать одном различии относительно глубокого смысла» Таранатха представляет взгляды выдающегося ученого XV века Шакья Чогдена, принадлежащего к традиции Сакья, а затем приводит опровержения этих взглядов на основе воззрений великого мастера традиции Джонанг Долпопы Шераба Гьялцена.
Исходя из важности фигуры Шакья Чогдена в XV‑XVI веках и его несогласия с воззрением Долпопы Шераба Гьялцена, Таранатха смоделировал диспут между этими учителями. Таранатха объясняет, что, согласно Долпопе, самовозникшая изначаль-ная мудрость является неизменным и постоянным базовым элементом, свободным от измышлений и непостоянных функционирующих явлений.
О тексте «Украшение мадхьямаки-жентонг»
«Украшение мадхьямаки-жентонг» содержит краткие, но невероятно глубокие наставления Джецуна Таранатхи о воззрении. В этом тексте приводится аргументированное и ясное объяснение такой сложной для понимания темы, как отсутствие противоречий относительно трех поворотов колеса Дхармы в контексте условного и безусловного смысла, а также установление того, почему третий поворот является наивысшим. Джецун Таранатха разделяет школы читтаматра и мадхьямака и объясняет последнюю в традиции пустоты-от-себя (рантонг) и пустоты-от-другого (жентонг).
Более того, у тех, кто недостаточно хорошо понимает воззрение жентонг, может возникнуть ложное представление о том, что оно схоже с небуддийскими учениями. Таранатха и здесь дает исчерпывающие обоснования. Также автор объясняет, как воззрение рантонг на самом деле устанавливает воззрение жентонг.
О тексте «Краткий комментарий к „Сутре сердца“»
Заключительный текст сборника посвящен комментарию Таранатхи на «Сутру сердца» – фундаментальный труд по воззрению пустоты. Хотя традиционно «Сутру сердца» рассматривают с позиции только второго поворота колеса Дхармы и общего срединного пути, Таранатха указывает сущност-ные моменты текста, в которых говорится о воззрении великого срединного пути – жентонг.
Джецун Таранатха
Сущность пустоты-от-другого gzhan stong snying po
Монограмма Калачакры по линии Джецуна Таранатхи
Ом свасти
Здесь мы исследуем сущность Великой колесницы[2] срединного пути безусловного смысла[3]. Этот текст состоит из трех частей:
I. Описание общего представления философских воззрений[4];
II. Исследование воззрения срединности;
III. Устранение ошибок впадения в крайности, приписываемых другими относительно срединности.
I. Описание общего представления философских воззрений
Традиции небуддийских воззрений
Взгляды и воззрения других небуддийских традиций[5] не имеют пути к Освобождению[6], тогда как наши буддийские взгляды и воззрения обладают связью с путем Освобождения. И хотя небуддисты не имеют пути к Освобождению, некоторые из них обладают, а некоторые не обладают учениями [для достижения] высших состояний[7] [внутри циклического существования сансары]. Нигилисты, такие как «далеко заброшенные»[8] и прочие, которые отрицают действия и их результаты и т. д. и которые проповедуют вредоносные действия[9] в качестве своего главного учения, не имеют даже чистого пути к высшим уровням. Однако перечисляющие[10], обнаженные[11], некоторые следующие высшему божеству или медитирующие небуддисты обладают путем к высшему состоянию, поскольку они рождаются людьми или богами Сферы желания[12] посредством отказа от порочного и совершения добродетельного, рождаются в Сфере форм[13] посредством развития медитации четырех медитативных погружений[14], а также рождаются в Сфере без форм[15] посредством развития четырех бесформенных медитативных сосредоточений[16].
Причина, по которой небуддисты не обладают путем к Освобождению, состоит в том, что они не избавляются от разума[17], который воспринимает «я» как самость[18], от так называемого восприятия индивидуальной самости. Дело в том, что
• кроме наличия устойчивого представления, воспринимающего «я» как самость, непрерывно происходящую из безначального цикла существования, в своих философских трактатах они утверждают, что именно эта самость-я существует со многими различными атрибутами, и медитируют на ее смысл;
• они не обладают никаким противоядием от такого восприятия самости[19] и вследствие этого не могут избавиться от него;
• а также это восприятие самости является причиной для всех остальных беспокойств[20].
Однако лучшие из небуддистов все же имеют путь к высшим состояниям, поскольку у них также есть истинные взгляды, медитация и поведение:
• медитация на грубом непостоянстве рождения, старения, болезней, смерти и т. д.;
• знание этой жизни и всей Сферы желаний как страдания;
• утверждение того, что грубые явления, такие как материальная форма, не обладают истиной;
• малые желания и знание допустимого;
• любовь и сострадание;
• невозмутимая медитация на равенстве врагов и друзей и т. д.;
• избавление от четырех корней [падения в низшие миры][21] и т. д.
Традиции буддийских воззрений
Традиции буддийских философских воззрений делятся на четыре части: школа обширного изложения, школа сутры, школа только ума и школа срединного пути. Первые две относятся к традиции Малой колесницы слушателей, а вторые две – к традиции Великой колесницы. Что касается позиционирования их как «малой» и «великой» колесниц, то они называются так вследствие принятия собраний текстов Малой колесницы как окончательных слов Будды и принятия как окончательных слов Будды собраний текстов Великой колесницы [соответственно]. Таким образом, согласно тому, что они известны как традиции Малой колесницы и традиции Великой колесницы, их [приверженцев] называют «последователями Малой колесницы» и «последователями Великой колесницы».
Однако что касается позиционирования отдельных индивидуумов как принадлежащих к Малой колеснице или к Великой колеснице, то четкой определенности относительно традиции философских воззрений нет. Поскольку
• те, кто зарождают в своем потоке ума мысли и действия, связанные с Великой колесницей, являются последователями Великой колесницы;
• а те, кто зарождают в своем потоке ума мысли и действия, связанные с Малой колесницей, являются последователями Малой колесницы;
• если же в потоке ума не зарождается ни того, ни другого, тогда какие бы тексты ни читали и за какие бы писания ни держались, не являются последователями ни Великой колесницы, ни Малой колесницы.
Кроме того, имеются случаи:
• когда придерживаются воззрений Великой колесницы, но вступают на путь Малой колесницы;
• когда придерживаются воззрений Малой колесницы, но вступают на путь Великой колесницы;
• когда придерживаются Великой колесницы и вступают на путь Великой колесницы;
• когда придерживаются воззрений Малой колесницы и вступают на путь Малой колесницы.
Кроме того, имеется большое количество тех, кто придерживается воззрений, но не вступил на путь, и нет никого, кто бы вступил на путь, но не обладал воззрениями.
Школа обширного изложения (вайбхашика)
Среди четырех традиций буддийских философских воззрений школа обширного изложения утверждает, что:
• два [аспекта] сознания – ум[22] и ментальные факторы[23];
• десять объектов[24] – форма и т. д., [то есть видимая форма, звук, запах, вкус, обоняемое, осязаемое, а также чувственные способности глаза, уха, носа, языка и тела];
• несоотносимые формирующие факторы[25], такие как порождение и разрушение;
• три несоставных [явления][26] – пространство[27] и т. д.;
• прошлые и будущие явления[28] субстанциально установлены[29], и каждое [явление] обладает факторами истинного установления[30].
Они утверждают, что грубые явления и явления, являющиеся непрерывными потоками, истинно не существуют[31].
Они говорят[32], что сознание происходит из истинно установленных объектов и чувственных органов[33] и что глаз действительно видит форму[34].
Среди них те, кто придерживаются лучших воззрений, кашмирские последователи вайбхашики и другие, утверждают, что все составные[35] явления являются непостоянными в том смысле, что они распадаются на моменты, а также они утверждают, что индивидуальная самость[36], кроме того, что является лишь приписываемой сознанием, не существует субстанциально[37]. Сторонники худших воззрений, такие как саммитьи и другие[38], утверждают, что хотя составные явления непостоянны вследствие конечного разрушения, они не распадаются на моменты.
Поэтому они утверждают, что все виды функционирующих явлений являются длящимися[39]. Они утверждают, что хотя постоянная, единая и независимая самость, какой ее представляют небуддисты, не существует, в общем, простая самость-я является субстанциально[40] и истинно установленной.
Хотя на самом деле и не обладают путем к Освобождению вследствие ошибочного воззрения относительно самости, они обращаются за прибежищем к Трем драгоценностям и соблюдают нравственность, побуждаемые стремлением к Освобождению, а также [практикуют] слушание, размышление и медитацию, и тем самым постепенно становятся обладателями удачи достижения Освобождения.
Последователи обширного изложения утверждают, что семь разделов «Ясного знания»[41] являются словами Будды.
Однако они говорят, что многое в собрании сутр обладает скрытым смыслом и требует истолкования.
В итоге они утверждают, что воззрения и практики следует принимать в соответствии с системой, имеющейся в шастре «Разъяснение подробностей» Васумитры[42].
Школа сутры
Последователи школы сутры утверждают, что среди вышеперечисленных явлений:
• Несоставные [явления] и несоотносимые формирующие факторы являются «номинально существующими»[43], то есть приписываются сознанием и, следовательно, истинно не существуют.
• Потоки материальных частиц и потоки сознания не являются истинно установленными.
• Прошлые и будущие явления также являются лишь номинально существующими.
Лишь мельчайшие материальные частицы и моменты сознания настоящего момента времени являются неделимыми и истинно установленными.
• Глаз не видит визуальную форму.
• Даже сознание глаза не видит непосредственно форму. То, что воспринимается сознанием глаза, является возникновением проявления формы, являясь сознанием в аспекте формы. Однако, чтобы этот аспект возник, есть внешний объект, видимая форма и т. д., которые проецируют свой аспект [для сознания].
• Семь разделов «Ясного знания»[44] и т. д. – это не слова Будды.
• Поскольку такие трактаты, как «Разъяснение подробностей» [Васумитры], содержат ошибки, философские воззрения должны [выстраиваться] в соответствии с собраниями сутр[45]