К 100-летию образования СССР. СССР – первое в мире пролетарское государство. Каким оно было и что мы потеряли? бесплатное чтение

© Общероссийская общественная организация «Российские учёные социалистической ориентации» (РУСО), 2022

© Никитчук И.И. авт. – сост., 2022

© ООО «Издательство Родина», 2022

* * *

К 100-летию образования СССР

Идея, родившаяся среди членов РУСО, издать для современного читателя книгу, состоящую из вопросов и ответов на них, раскрывающих содержание некоторых сторон жизни Советского государства и советского народа, показалась весьма интересной и плодотворной с точки зрения ознакомления нынешнего поколения с тем, каким было советское общество, каковы были его успехи, к чему стремились советские люди. Книга может стать важным подспорьем в агитационно-пропагандистской деятельности партийных отделений КПРФ, в системе политобразования.

Предисловие

Эта книга – о стране, занимавшей шестую часть земной суши: добрую половину Европы и треть Азии. С запада на восток она протянулась почти на десять тысяч километров. Крайние ее точки так удалены друг от друга, что, когда на одной из них занимался рассвет, на другой сгущались сумерки. Вечные льды Арктики и субтропики Закавказья, знойные пустыни Туркмении и необозримые таежные массивы Сибири, заоблачные горные хребты Памира и Тянь-Шаня и ровные, как стол, степи Украины и Казахстана… Поистине бесконечно разнообразие ее ландшафта и климатических условий. Когда в долинах Средней Азии майское солнце прогревало воздух до 30 с лишним градусов Цельсия, на Крайнем Севере громоздились ледяные торосы.

Эта книга – о стране, которую нередко называли Россией. Это не точно. Россия, вернее, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) – была лишь одна, хотя и самая крупная, из 15 равноправных союзных республик, составлявших Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

260 миллионов его граждан говорили на 130 языках и пользовались при письме пятью алфавитами, что не мешало им понимать друг друга, совместно решать сложнейшие проблемы, создавать материальные и духовные ценности.

Эта книга – о стране, в 1917 году начавшей невиданный социально-экономический эксперимент – построение социалистического общества. Не будем забывать, что старт в будущее она взяла, отставая в технико-экономическом отношении от наиболее развитых капиталистических государств на 50-100 лет. Три четверти ее населения не умели даже писать и читать. Добавьте к этому чудовищную разруху, голод и нищету масс – тяжелейшие последствия первой мировой, иностранной интервенции и гражданской войн. Добавьте к этому враждебное окружение капиталистических держав, стремившихся еще в колыбели задушить первое в мире государство рабочих и крестьян.

Тогда мало кто верил в успех невиданного социального эксперимента.

Советский народ под руководством партии Ленина пошел путем, которым до него не шел никто. И он в основном построил социалистическое общество. Его успехи и неизбежные для первопроходца просчеты стали историческим опытом, полезным другим народам.

Эта книга – о стране, на долю которой приходилось примерно пятая часть мировой промышленной продукции. Она вышла на первое место в мире

– по выплавке стали и добыче нефти;

– по производству тракторов и минеральных удобрений;

– по объему капитальных вложений в народное хозяйство и по размаху жилищного строительства;

– по устойчивости темпов роста производства и благосостояния широких народных масс.

Советский Союз стал одним из лидеров научно-технического прогресса. Он занимал первое место в мире по числу научных работников и инженеров.

СССР – первооткрыватель космоса. Первый искусственный спутник Земли был советским. Советские космические ракеты первыми преодолели земное притяжение и вышли на межпланетные трассы. Гражданин СССР, коммунист – Юрий Гагарин – был первым человеком планеты, совершившим полет в просторы Вселенной.

Эта книга – о стране, которая с момента своего рождения настойчиво, неутомимо проводила политику мирного сосуществования государств с различным общественным строем, активно боролась за разоружение, за развитие широкого сотрудничества всех народов на основе равноправия и взаимной выгоды.

СССР вынес на себе главную тяжесть второй мировой войны, сыграл решающую роль в разгроме фашизма. Победа в этой войне была одержана ценой огромных человеческих и материальных жертв. Колоссальные усилия потребовались стране, чтобы залечить раны, нанесенные хозяйству, и восстановить довоенный уровень производства.

Книга состоит из нескольких разделов.

1. Общество

Что социализм дал человеку в СССР?

Социализм превратил в реальность то, о чем прежде лишь мечтали:

– он сделал народ действительным коллективным хозяином страны;

– освободил его от всех форм эксплуатации;

– ликвидировал классовые, сословные, расовые, национальные и другие привилегии и ограничения, обеспечил реальное социальное равенство;

– создал принципиально новый тип демократии, открывший перед каждым гражданином возможность практически участвовать в управлении делами производственного коллектива, села, города, всего общества;

– каждому способному трудиться гарантировал работу по специальности, покончил с безработицей и нищетой;

– открыл всем без исключения гражданам доступ к образованию, к вершинам мировой культуры;

– сделал бесплатными и общедоступными медицинскую помощь, социальное обеспечение, получение комфортабельного жилья;

– выдвинул в качестве основной задачи всестороннее гармоничное развитие личности и целеустремленно и планомерно эту задачу осуществлял;

– добился устойчивого роста производства и благосостояния, освободил человека от тревоги за завтрашний день, дал ему уверенность в будущем;

– сформулировал и на деле неуклонно проводил в жизнь политику мира и сотрудничества между народами.

Что такое равенство в СССР при социализме?

Равенство при социализме – это равные права и возможности, предоставляемые обществом своим гражданам без каких бы то ни было ограничений по национальному, расовому, религиозному, социальному признаку.

Основа равенства – общественная собственность на средства производства, ликвидировавшая деление общества на тех, кто владеет заводами, фабриками, банками, и тех, кто вынужден работать на первых. Без этого все права и свободы остаются красивой, но во многом пустой декларацией.

Равенство немыслимо без реального права на труд. Безработица была ликвидирована в СССР в начале 30-х годов. Планомерное и неуклонное развитие народного хозяйства обеспечивало возможность миллионам молодых людей, оканчивающих общеобразовательные школы, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, получить работу по специальности.

Равная плата за равный труд, общедоступное и бесплатное медицинское обслуживание, образование и социальное обеспечение по старости, в случае болезни, при потере трудоспособности или кормильца, право на отдых – все это было законодательно закреплено и материально гарантировалось.

Иначе говоря, каждый гражданин СССР – независимо от уровня доходов или занимаемого поста – бесплатно удовлетворял многие жизненно важные потребности.

Однако это не означало уравниловки. Социалистический принцип оплаты труда – по его количеству и качеству – предполагает определенные различия в уровнях денежных доходов между разными категориями работников.

Есть и другие факторы, которые влияют на уровень жизни отдельных людей, семей или целых групп работников. К примеру, людям, живущим в суровых условиях Крайнего Севера, в отдаленных и малоосвоенных районах Сибири или Дальнего Востока, требуется значительно больше средств на постройку жилища, на приобретение одежды, транспортные расходы, даже на питание. Советское государство делало все возможное, чтобы создать благоприятные условия жизни всем своим гражданам, где бы они ни жили – в столице, в Средней Азии или в Сибири. Людям, работающим в особо трудных климатических условиях, предоставлялись определенные льготы: повышенная заработная плата, увеличенный отпуск, бесплатный проезд к месту отдыха и т. п.

Регулярно проводившиеся повышения заработной платы касались в первую очередь граждан и семей с низкими и средними доходами, что постепенно вело к сокращению разрыва между минимумом и максимумом в заработках. Этому же способствовали и повышения пенсий, стипендий, пособий, увеличение объема бесплатных благ и услуг.

В такой огромной стране, как СССР, в большом городе и маленьком поселке естественно имелись неодинаковые возможности для выбора профессии, для приобщения к культурным ценностям, для получения различных коммунальных услуг и т. п. Но государство стремилось сблизить условия и уровни жизни в городе и деревне. Многие мероприятия, разработанные Коммунистической партией и правительством и предусматривавшие улучшение быта и материальных условий жизни сельского населения, помогавшие сельской молодежи в получении высшего или среднего специального образования и т. д., претворялись в жизнь.

В СССР создавалось социально однородное общество. Насколько это было реально?

Это один из важнейших программных и практических вопросов Советского государства. Статья 19 Конституции СССР гласила: «Государство способствует усилению социальной однородности общества – стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР».

Вопрос – как покончить с социальным неравенством? – волновал многих мыслителей прошлого. «Я никогда не мог понять мысли, – писал Федор Достоевский, – что лишь одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке». Накануне социалистической революции 1917 года одна шестая часть населения России принадлежала к привилегированным классам – буржуазии, помещикам, торговцам, кулакам, то есть было то же самое, что мы наблюдаем сегодня в странах Запада, и в современной России, где пять процентов семей, стоящих на верхней ступеньке социальной лестницы, владеют 50 или даже 70 процентами богатства страны.

Национализация земли, заводов, банков, переход командных высот экономики в руки рабочего класса – все это внесло качественно новые элементы в жизнь общества. В условиях общественной собственности только личный труд, а не дедовский или отцовский капитал определяет положение человека в коллективе. Возможность получения образования, свободного выбора профессии в зависимости от индивидуальных способностей благоприятно повлияли на социальное самочувствие людей.

В СССР последовательно шел процесс уменьшения различий в условиях и уровнях жизни различных групп населения. Разница в доходах оставалась, поскольку существовал труд квалифицированный и неквалифицированный, поскольку люди отличаются по своим способностям и талантам. Но действовал принцип социализма: от каждого по его способностям, каждому по его труду. Этот принцип побуждал человека расширять свои знания, повышать свою квалификацию, работать лучше и тем самым приумножать общее достояние. После революции предлагалось ввести принцип уравниловки в оплате, но этот путь был отвергнут как теоретически и практически неверный. Опыт подтвердил, что нельзя забегать вперед, отрываться от реальной действительности, строя новое общество.

Но разница в оплате между трудом квалифицированным и неквалифицированным, во-первых, была невелика – 1:1,6 или 1:1,7, во-вторых, у каждого была возможность повысить за счет государства свою квалификацию и, соответственно, зарплату. Эту проблему решали следующим образом: с каждым годом сокращалась сфера неквалифицированного труда, минимальная зарплата систематически повышалась, низкооплачиваемые полностью освобождались от налогов, пенсия по старости выплачивалась им в размере 100 процентов от зарплаты (у высокооплачиваемых этот процент был ниже).

Другая сторона этой проблемы – разница в доходах на каждого члена семьи, например, у холостяка и у многодетной пары. Семьи, где средний доход невелик, получали пособия. А самое главное – общественные фонды, за счет которых государство предоставляло людям бесплатно различные услуги и льготы. Объем бесплатных услуг неуклонно возрастал. Они позволяли ВСЕМ людям, независимо от уровня их доходов, независимо от того, где они живут – в большом городе или селе, – получать бесплатно среднее образование, квалифицированную медицинскую помощь, приобщаться к культурным ценностям и в одинаковой мере пользоваться всеми другими социальными благами

Вот почему советским обществом был достигнут высокий уровень социальной однородности.

Что касается различия интересов, то оно не так велико. Ведь в СССР не было капиталистов и наемных рабочих. В СССР – все трудящиеся. Практика и исследования социологов говорят о другом – об утверждении общих коренных интересов. Среди них: увеличение общественного богатства, рост благосостояния и культуры народа, проведение миролюбивой политики, всестороннее развитие каждой нации и народности. Это ни в коей мере не мешало, а, наоборот, создавало необходимые условия для развития отдельной личности, для расцвета индивидуальных наклонностей и интересов.

В СССР все участвовали в управлении. Если все управляли, то кто же тогда работал?

Такая постановка вопроса исходит из предположения, что общество разделено на тех, кто работает и тех, кто управляет. Для советского общества это было неприемлемым. Один из главных лозунгов Октябрьской революции «вся власть – трудящимся» как раз и означает, что управлять делами общества должны сами рабочие, крестьяне, интеллигенты, то есть те, кто работает.

Миллионы людей участвовали в таком управлении без отрыва от своей основной работы. Это относилось, в частности, ко всем депутатам Советов. В СССР не было депутатов-профессионалов. Депутат не работал на своем производстве только в период сессий Совета или, если он член той или иной его постоянной комиссии, также во время ее заседаний. Не было «касты» депутатов, они жили и работали в трудовых коллективах.

Такая практика давала возможность депутату хорошо знать желания своих избирателей, не отрываться от них, регулярно встречаться с ними и обсуждать проблемы, которые встают перед обществом и Советами.

Формы участия в управлении многообразны. Рабочие и служащие управляли производством через свою профсоюзную организацию (вне ее поля зрения не оставался ни один производственный вопрос), через посты народного контроля, через рабочие собрания, постоянно действующие производственные совещания и т. п.

Конечно, еще не было достигнуто того, чтобы все взрослое население участвовало в управлении. Например, в рабочих собраниях систематически участвовало две трети рабочих. Политика КПСС и государства была направлена на то, чтобы как можно больше рабочих и служащих привлечь к управлению, чтобы каждый советский человек мог ощущать свою причастность к государственным делам, быть уверенным в том, что его мнение, его голос будут услышаны и учтены при выработке больших и малых решений.

Какая тенденция преобладала в СССР – централизация власти или, напротив, ее децентрализация?

В СССР эти тенденции не противостояли друг другу. Советская политическая система имела такую организационную структуру, в которой постоянно происходили как бы два встречных движения. С одной стороны, совершенствование централизованного руководства жизнью общества, с другой – расширение компетенции и инициативы низовых органов власти при растущем участии в политической жизни страны широких трудящихся масс.

Интересы социалистического государства, главная цель которого – рост благосостояния народа, требовали концентрации сил и ресурсов для наиболее эффективного их использования. С ростом масштабов хозяйственного и культурного строительства повышалась и роль централизованного управления. В сфере управления экономикой централизация необходима для выполнения важнейших общегосударственных программ, для более правильного сочетания интересов отраслевого и территориального развития, перспективного и текущего планирования.

При этом важно учитывать, что значительную, если не основную часть своего исторического развития СССР существовал в мобилизационном режиме (войны, защита рубежей, противостояние классовым недругам, восстановление разрушенного хозяйства, концентрация ресурсов на основных направлениях), поэтому централизованное, директивное управление во многом было просто неизбежно.

Но централизация – лишь одна сторона дела. Очень важное звено в улучшении руководства экономикой – это совершенствование организационной структуры и методов управления. Поэтому, с одной стороны, развивался централизм, ставя тем самым преграду ведомственным и местническим тенденциям, с другой же – развивались демократические начала, инициатива мест, разгружая верхние эшелоны руководства от мелких дел, обеспечивая оперативность и гибкость в принятии решений.

Особенно наглядно развитие демократических начал видно на примере работы органов власти на местах. В последние годы были значительно расширены права Советов на местах. В их ведение переданы все предприятия, учреждения и организации, обслуживающие местное население, а также весь государственный жилищный фонд. Они участвовали в планировании и координации деятельности заводов и фабрик, расположенных на их территории.

Другой пример – большая и разносторонняя работа профсоюзов. Практически ни один важный вопрос, касающийся производственных планов, зарплаты, норм выработки, распределения доходов, не решался без их участия. Еще один важный канал участия граждан в управлении делами общества – различные общественные организации. Вместе с профсоюзами, насчитывающими более 125 млн человек, они охватывали почти все взрослое население страны.

Удалось ли в СССР разрешить национальный вопрос?

Да! Уже на восьмой день после Октябрьской революции 1917 года, Советское правительство опубликовало подписанную В. И. Лениным «Декларацию прав народов России». В ней провозглашались: равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех национальных и религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств.

Так, с первых дней победы социалистической революции народы бывшей Российской империи были совлечены с пути взаимной вражды, неприязни и антагонизмов, и между ними стали укрепляться отношения взаимопомощи и сотрудничества. Советское государство проводило политику выравнивания уровней их экономического, социального и культурного развития.

Правильное решение национального вопроса привело в декабре 1922 года к объединению народов на добровольных началах в единое многонациональное государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который представляло федерацию из 15 союзных республик.

Взаимная помощь позволила всем республикам создать современную промышленность, национальные кадры рабочего класса и интеллигенции, добиться расцвета национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. Многие ранее отсталые народы пришли к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Например, Дагестана, многонациональная автономная республика на Северном Кавказе.

В последние годы Советской власти Дагестан вырабатывал в год без малого три миллиарда киловатт-часов электроэнергии – почти втрое больше, чем вся дореволюционная Россия. Социально-экономическое развитие Советского Дагестана можно было сравнить с самыми передовыми районами Советского Союза. Иначе говоря, многонациональный Дагестан не просто неизмеримо вырос экономически вместе с другими республиками, но и догнал тех, кто ушел далеко вперед, преодолел исторически сложившийся разрыв. Сделано это практически за сорок с небольшим лет, остальное время республике пришлось вместе со всей страной восстанавливать разрушенное двумя мировыми войнами, гражданской войной и иностранной интервенцией. Что такое четыре десятилетия для Дагестана, который, судя по результатам раскопок, представляет собой одну из колыбелей древних цивилизаций?

Итак, с чего же начинал Дагестан? Суммарная мощность электростанций – тысяча киловатт, пять тысяч промышленных рабочих, по 16–18 часов в сутки занятых тяжелым и малопроизводительным ручным трудом, почти поголовная неграмотность всех тридцати коренных народностей (у многих из них даже не было письменности), отсутствие квалифицированных кадров, острейший дефицит пригодной для обработки земли, воды для орошения – вот с каким багажом приступил Дагестан к социалистическим преобразованиям.

Первая проблема, которая неизбежно возникает при этом, – где взять то, чего нет? Для создания современной экономики нужны средства, специалисты, энергоресурсы, сырье, оборудование. Есть горные реки, где можно построить гидроэлектростанции, водохранилища для орошения, но кто будет строить, чем оснащать, за счет чего финансировать? В недрах есть нефть и природный газ, но как их взять?

Вся промышленная продукция старого Дагестана – несколько миллионов рублей в год (в советское время – миллиард). Сельское хозяйство с трудом обеспечивало потребности населения. Было совершенно очевидно, что одних внутренних источников накопления недостаточно. Они были настолько мизерны, что не могли служить даже основой экономического и социального развития. Нужна помощь. Дагестан такую помощь получил от других народов, и прежде всего русского, когда вошел в состав Союза Советских Социалистических Республик.

В Дагестане и других республиках был взят курс на создание современного хозяйства, на его гармоничное, комплексное развитие в составе общесоюзной экономики. С этой целью скудные средства, которыми на первых порах располагала страна, планомерно перераспределялись в пользу тех, кто больше всех нуждался в помощи, в частности в пользу Дагестана.

В республику из разных районов СССР ехали специалисты, сюда переводились промышленные предприятия, поступало оборудование, строительные материалы и т. д. И вот что особенно важно это был не просто благородный порыв отдельных людей, а продуманная государственная политика. Создавались не случайные очаги промышленности, земледелия, образования, а полноценное и жизнеспособное хозяйство, неотъемлемая часть общесоюзной экономики. Без этого успехи, которых добился Дагестан, были бы невозможны. Такой вывод подтверждает опыт ряда государств, с помощью капиталистического Запада построивших отдельные промышленные предприятия, но так и не добившихся ни реальной экономической самостоятельности, ни радикальной перестройки своего хозяйства на современной основе.

Больше миллиарда рублей (почти полтора миллиарда долларов) – такова стоимость производственных фондов дагестанского советского сельского хозяйства. Это десятки тысяч тракторов, комбайнов, автомобилей, современные элеваторы и фермы, птицефабрики и опытные хозяйства. Это совершенно новый для горцев характер труда.

Число промышленных рабочих превысило 160 тысяч человек, студентов высших учебных заведений – 25 тысяч. По уровню образования, по технической оснащенности производства, по размаху жилищного строительства и службы здравоохранения, по развитию науки и культуры Дагестан опередил многие капиталистические страны, от которых он полвека назад отставал на столетия. И такие изменения произошли и в других союзных республиках.

Насколько в СССР равноправие женщин реально в семье и обществе?

Женщины по Конституции СССР имели равные права с мужчинами, возможности для получения образования и профессиональной подготовки. И они использовали это право. Общеобразовательный уровень женщин в возрасте до 35 лет был даже несколько выше, чем у мужчин. Среди студентов вузов 50 процентов – девушки. В принципе перед ними был открыт путь к любой профессии (исключение – производства с тяжелыми и вредными условиями труда).

В своей знаменитой лекции, прочитанной в Кембриджском университете, английский ученый и писатель Ч. П. Сноу говорил, что одна из ошибок Запада состоит в том, что там считают женщин неспособными к научной деятельности и тем самым вдвое сокращают возможный приток талантов. В СССР таких ошибок не делали. Два научных работника из каждых пяти в СССР – были женщины. Женщины руководили каждым вторым учреждением здравоохранения, каждым вторым предприятием торговли. Они возглавляли примерно четыре тысячи заводов и объединений, 200 тысяч цехов и лабораторий, 200 тысяч производственных смен.

В стране всюду действовало правило: равная оплата за равный труд, равные возможности для продвижения по службе для каждого члена общества.

Каковы были достижения советской науки?

В СССР с самого его начала его существования развитию науки и образования уделялось огромное внимание. При этом исходили из завещания Ленина, который говорил: «Нужно взять всю науку, технику, все знания… Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем». Еще в мае 1913 г. в газете «Правда» была напечатана небольшая по размерам статья Ленина «Одна из великих побед техники», в которой дана целая программа развития научно-технической мысли в социалистическом государстве. После создания Советского государства перед наукой была поставлена задача – сделать достижения дореволюционной науки достоянием все советского народа. В течение нескольких лет в молодой Советской России появилось несколько десятков научных центров, создававшихся при жизни и под пристальным вниманием В. И. Леннина, в том такие из них как институт по изучению мозга и психической деятельности, ЦАГИ, институт физико-химического исследования твердого вещества, физико-математический институт, Радиевый институт и др.

В последующие годы были созданы Национальные Академии наук во всех союзных республиках, тысячи научно-исследовательских институтов, в которых трудились сотни тысяч советских ученых. Советская наука выдвинулась на передовые рубежи в целом ряде отраслей знаний, в том числе в области освоения ядерной энергии не только для военных, но и для мирных целей, в области освоения Космоса. Советский Союз первым построил атомные электростанции, атомный ледокол «Ленин». Бурно развивалась ракетостроение и космонавтика. Советский Союз первым осуществил запуск искусственного спутника земли, советский человек, Юрий Гагарин, первым побывал в космосе. Советская космонавтика имела грандиозные планы освоения ближнего и дальнего Космоса. В частности, впервые была создана околоземная станция «Мир», советские аппараты в числе первых побывали на Луне, на Марсе и Венере, на других планетах Солнечной системы, были запущены зонды для исследования дальнего Космоса.

Целый ряд советских ученых стали лауреатами Нобелевской премии, среди них Н.Н. Семенов, П.А. Черенков, И.Е. Тамм, И.М. Франк, Л.Д. Ландау, Н.Г. Басов, А.М. Прохоров, П.Л. Капица, Ж.И. Алферов.

К сожалению, все это в прошлом. Нынешняя «демократическая» власть России совершенно по-другому относится к ученым и науке, ее роли в развитии общества. Реорганизации, проведенные в сфере образования и науки, привели к печальным результатам, прежде всего катастрофически снизилось финансирование этих отраслей, от чего снизилась эффективность и образования, и науки, многие НИИ уничтожены, уничтожены научные школы, в бедственном положении находится сама Академия наук России, сами ученые, сотни тысяч ученых вынуждены покинуть страну и работают за рубежом. В России не осталось в живых ни одного лауреата Нобелевской премии.

У власти предержащих другие принципы – грабить богатства страны ради собственной наживы, подвергая все вокруг себя разрушению и уничтожению.

2. Государство, партия, профсоюзы, детские и молодежные организации

Почему в СССР была одна партия? Совместим ли социализм с многопартийной системой?

То, что в Советском Союзе была лишь одна политическая партия – Коммунистическая, объясняется конкретными историческими условиями.

До Октябрьской революции в России было много политических партий. Одни из них открыто поддерживали царизм, другие проводили реформистскую политику. И только одна партия – коммунистов-большевиков – ставила своей целью коренное революционное переустройство общества путем уничтожения экономического, социального, политического и прочих неравенств. Программа коммунистов отвечала интересам подавляющего большинства народа.

Коммунисты представляли интересы прежде всего рабочего класса. Были и другие демократические силы, отражавшие, в частности, взгляды части крестьянства. Так, довольно влиятельной силой была партия социалистов-революционеров (эсеры). Коммунисты не только не отказывались от совместных действий с эсерами, но и считали необходимым вступить с ними в союз.

И после победы Октябрьской революции Коммунистическая партия проявила готовность продолжать этот союз. Несмотря на то, что она располагала абсолютным большинством в избранном Вторым Всероссийским съездом Советов, высшем органе государственной власти – Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (среди его членов было 62 коммуниста, 29 левых эсеров и 10 представителей еще трех партий) и потому имела право на создание однопартийного кабинета, она предложила левым эсерам принять участие в формировании правительства.

Под давлением рядовых членов партии, многие из которых склонны были примкнуть к большевикам, лидеры левых эсеров ответили согласием на это предложение, заявив, что «обязуются проводить советскую политику». В правительство вошло семь их представителей.

Однако вскоре обнаружилось, что эсеры не собирались сотрудничать с коммунистами в осуществлении программы социалистических преобразований. Уже в марте 1918 года они по собственной инициативе вышли из коалиционного правительства, а затем, в июле того же года, подняли в Москве вооруженный мятеж против Советской власти.

Мелкобуржуазные партии не были «разогнаны», как утверждают некоторые западные историки. Они сошли с политической арены, скомпрометировав себя перед народом. Сам ход исторических событий вынудил коммунистов взять на себя ответственность за судьбы страны.

Однопартийность совсем не обязательный признак социалистического общества. В ряде стран социализма, например в Болгарии, Польше, ГДР и других, функционировали многопартийные системы в рамках народного фронта, который объединял в каждой стране демократические партии и общественные организации, выступавших за строительство социализма. Многопартийные системы социалистических стран отличало от буржуазной многопартийности то, что в них ведущая роль принадлежала коммунистическим и рабочим партиям.

Почему на выборах в Советы в СССР выставлялся только один кандидат?

Этого не требовало советское законодательство (оно не ограничивало числа баллотирующихся кандидатов), так сложилась традиция. Главное, что кандидат выдвигался трудовым коллективом, в котором он работал, который его знал. Кандидат не был, как сейчас, паровозом для других, кого надо «протащить» за счет этого «паровоза».

И в буржуазных государствах, в том числе и в современной России, от каждой партии в избирательном округе обычно баллотируются не два и не три, а всего лишь один кандидат. Общее количество кандидатов на каждое депутатское место, как правило, соответствует количеству партий, принимающих участие в выборах. В СССР была одна партия – Коммунистическая, и если она выставляла своего кандидата, то тоже одного на место.

Могут возразить, что в капиталистических странах баллотируются и независимые кандидаты. Это верно. Но и в СССР были независимые кандидаты, хотя их так не называем. В СССР кандидат в депутаты вовсе не обязательно должен быть членом партии. Кандидаты выдвигались и от беспартийных граждан. Обычно в ходе предвыборной кампании между представителями Коммунистической партии, профсоюзов, комсомола, многочисленных общественных организаций достигалось согласие, по какому избирательному округу и от кого будут баллотироваться кандидаты. В результате такой договоренности коммунисты непременно поддерживали беспартийною кандидата. Например, в результате выборов в местные Советы в 1980 году было избрано 2274699 депутатов, среди которых членов Коммунистической партии было 979805, или 43,1 процента.

Кому в СССР предоставлялось право избирать и быть избранным, и кто такого права был лишен?»

Советская Конституция наделяла правом участия в выборах и свободного выражения своей воли каждого гражданина страны, начиная с 18-летнего возраста. Осуществлению этого права не могло помешать ничто – ни расовая или национальная принадлежность, ни уровень образования, ни материальное положение, ни род занятий в прошлом или настоящем, ни то, исповедует ли человек какую-либо религию или не исповедует никакой, и т. п.

Это право граждан строго охранялось законом. Закон устанавливал, что жалоба на отказ внести фамилию человека в списки избирателей рассматривался народным судом не позже, чем через три дня; решение же суда подлежало исполнению немедленно.

Списки избирателей составлялись по месту постоянного или временного жительства людей. При этом не имело значения, находится ли человек в другом городе в гостях или в служебной командировке. Перед каждыми выборами процедура составления списков повторялась заново, чтобы полнее учесть все возможные перемены.

В списках избирателей указывалась фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес. Никаких заявлений о включении в отдельные списки, как это практикуется сегодня в России и других буржуазных странах, советские граждане не делали.

Учет избирателей возлагался на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов. Им помогали активисты-общественники от предприятий и организаций, расположенных в данном городе или селе. Они уточняли списки, обходя квартиры избирателей, выясняли, кто в день выборов будет в отъезде, кто по состоянию здоровья не сможет выйти из дома (такому человеку избирательную урну привозили на квартиру).

Избирательные участки создавались также на больших железнодорожных станциях и в портах, в больницах и домах отдыха, в воинских частях и на судах, находившихся в плавании. Словом, где бы ни находился в день выборов человек, он имел практическую возможность использовать свое право голоса.

Право быть избранным в органы власти гражданин также получал в 18 лет. Конституция делала исключение только для Верховного Совета СССР: его депутатом можно было стать в 21 год.

В отличие от многих стран, где для избрания в органы власти или занятия некоторых государственных должностей нужно или родиться гражданином данного государства или быть им в течение определенного времени, в СССР любой человек независимо от времени приобретения гражданства имел равные с остальными права, включая право быть избранным в Верховный Совет. Иными словами, человек, бывший вчера иностранцем, получив советское гражданство, в результате следующих же выборов мог стать членом советского парламента.

Законодательство не устанавливало никаких ограничений при реализации прав гражданина быть избранным в органы власти. В то же время никто не имел права выдвигать свою кандидатуру сам. Таким правом были наделены только партийные и общественные организации, общие собрания коллективов заводов, фабрик, колхозов, учреждений, воинских частей. На собраниях предлагать (или отводить) кандидатуры могли как общественные организации, так и отдельные граждане. В конечном же счете все решали избиратели.

Кто же лишался права избирать и быть избранным? Конституция устанавливала лишь одно ограничение: для лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными. Никаких других ограничений избирательного права советское законодательство не предусматривало.

Кто и как в СССР обеспечивал и контролировал правильность проведения выборов?

Порядок проведения выборов, голосования и подсчета голосов, все связанные с избирательными кампаниями вопросы детально оговаривались советским законодательством. Он был прост, удобен и понятен избирателям, делал невозможными подтасовку результатов выборов, какое-либо давление на свободное изъявление воли избирателей, невыполнение записанных в Конституции принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В СССР не было постоянного аппарата для проведения избирательных кампаний. Перед каждыми выборами образовывались избирательные комиссии. В их состав выдвигались партийные и беспартийные представители заводов и фабрик, сельскохозяйственных артелей и кооперативов, воинских частей, общественных организаций и т. д. Комиссии, таким образом, – были массовыми организациями народа. Они прежде всего были ответственными за организацию и порядок на выборах, за правильность их проведения.

Центральная комиссия контролировала единообразие соблюдения законодательства о выборах на всей территории страны. Она распределяла денежные средства, выделенные государством на избирательную кампанию, проверяла, как комиссии на местах обеспечены помещениями, транспортом, связью и т. д. Для выборов в Совет Национальностей (советский парламент был двухпалатный – Совет Союза и Совет Национальностей) образовывались специальные комиссии, главная задача которых – обеспечить правильность избрания депутатов в эту палату советского парламента от каждой союзной и автономной республики, автономных областей и округов с установленной для них Конституцией равной нормой представительства.

Окружные избирательные комиссии регистрировали кандидатов в депутаты от своего округа, контролировали деятельность участковых избирательных комиссий и по их протоколам подсчитывали результаты голосования.

Участковые избирательные комиссии непосредственно организовывали голосование и подсчитывали голоса избирателей. При опечатывании избирательных урн перед голосованием и при их вскрытии по его окончании должны были присутствовать все члены участковой избирательной комиссии. Никакой электронной техники для голосования, никакого дистанционного голосования в СССР не применялись, голоса подсчитывались непосредственно членами комиссий вручную. На всех этапах выборов могли присутствовать представители предприятий и общественных организаций, органов печати, радио, телевидения. Протоколы о результатах голосования представлялись в окружные и затем в центральную комиссии.

В 1979 на очередных выборах в Верховный Совет СССР в составе 174547 избирательных комиссий по всей стране было более 1 миллиона 600 тысяч членов. Среди них свыше 50 процентов составляли рабочие и крестьяне, 48 – женщины, 34 – молодежь в возрасте до 30 лет, 55 процентов – беспартийные.

Таким образом, организовывали и контролировали проведение выборов сами избиратели, представители народных масс, всех социальных групп населения. Никакой другой формы контроля за проведением выборов в СССР не было.

Что имелось в виду под руководящей ролью Коммунистической партии?

Прежде всего то, что она выступала как политический вождь народа, определяла направление развития общества.

Коммунизм строился на базе революционной марксистско-ленинской теории. Научный подход лежал в основе управления всеми процессами его строительства, в том числе и создание научно-технической базы общества. В этом случае большое значение приобретала теория научного коммунизма. Советское общество двигалось к коммунизму непроторенным путем, велось строительство общество, какого еще не было. Поэтому так важно было творчески обогащать марксистско-ленинскую теорию, обобщать опыт социалистического и коммунистического строительства в СССР и в других странах соцлагеря, умело соединять теорию с практикой. От этого во многом зависело дальнейшее успешное развитие советского общества.

Рост масштабов и сложность задач коммунистического строительства требовали постоянного совершенствования политического, организационного и идейного руководства всей громадной созидательной работой. Это могла выполнить только Коммунистическая партия, вооруженная марксистско-ленинским ученьем. Партия в соответствии с этим ученьем направляла деятельность народа на достижение общей цели – построение коммунистического общества.

Могли ли члены КПСС публично высказывать собственное мнение?

Разумеется, могли. Но сказать так – не все сказать. Устав КПСС не только давал такое право каждому члену партии, но и обязывал его «развивать критику и самокритику, смело вскрывать недостатки и добиваться их устранения, бороться против парадности, зазнайства, самоуспокоенности, местничества, давать решительный отпор всяким попыткам зажима критики, выступать против любых действий, наносящих ущерб партии и государству, и сообщать о них в партийные органы, вплоть до ЦК КПСС».

Каковы взаимоотношения государства и профсоюзов были в СССР?

Советские профсоюзы и профсоюзы в капиталистических странах действовали в принципиально различных условиях, и потому к ним нельзя подходить с одной и той же меркой.

Советские профсоюзы действовали в условиях государства трудящихся, главной целью которого являлось систематическое повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся. А потому интересы профсоюзов и государства совпадали.

Государство оказывало профсоюзам материальное содействие, обеспечивало их помещениями для работы. Оно передавало профсоюзам санатории, обеспечивало лечебным питанием трудящихся. Под эгидой профсоюзов находилось более 300 тысяч дешевых производственных столовых. Государство выделяло профсоюзам и средства для культурно-просветительной и спортивной работы.

Профсоюзы имели широкие права. Все вопросы груда и заработной платы решались государственными органами только совместно с представителями профсоюзов. Профсоюзы прямо и непосредственно участвовали в управлении производством: более 70 управленческих функций администрации предприятий не могли осуществляться без согласия профсоюзных комитетов, 20 – находились в полной компетенции профсоюзов. Профсоюзы участвовали в разработке и в реализации планов развития народного хозяйства страны.

При участии высшего органа профсоюзов (ВЦСПС) разработаны «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде», «Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза», законы о государственных пенсиях, правительственные постановления о повышении заработной платы и другие государственные акты.

Государство передало в ведение профсоюзов часть общегосударственного бюджета, ассигнуемую на социальное страхование. Профсоюзы сами составляли бюджет социального страхования и им распоряжались. В 1980 году, например, этот бюджет был определен в 34,5 миллиарда рублей (на 6,6 % больше, чем в 1979, и в 2 с лишним раза больше ассигнований на оборону). За счет бюджета соцстраха оплачивались больничные бюллетени, оплачивалась полная или частичная стоимость путевок в санатории и дома отдыха, содержались больные в профилакториях, выдавались различные пособия и т. п.

От кого защищал рабочего советский профсоюз?

От ведомственного бюрократизма некоторых администраторов, которые искажали политику партии и государства в вопросах производственной демократии, которые в ряде случаев пренебрегали трудовым законодательством и условиями коллективных договоров.

Защитительная функция деятельности профсоюзов состояла также в том, чтобы без их согласия не мог быть уволен ни один работник; ни один цех, ни одно предприятие не могло войти в строй, пока профсоюз не давал на это свое «добро», а «добро» это зависело от того, в частности, насколько на этом предприятии будут соблюдены все технические требования, связанные с охраной труда рабочих и служащих.

Руководители производства назначались государственными органами. Но каждое такое персональное назначение могло вступить в силу только при согласии соответствующего профсоюза. Профсоюзу предоставлялось право требовать увольнения администратора, если он нарушал законодательство о труде или обязательства по коллективному договору.

Запрещались ли в СССР забастовки?

Забастовки в СССР не запрещались. Их не было не из-за запретов, а из-за того, что они лишены смысла. Есть иные, куда менее болезненные пути, ведущие к удовлетворению справедливых требований рабочих и служащих.

Ведь и в капиталистических странах бастовать начинают тогда, когда исчерпаны другие способы разрешения конфликта между рабочими (или служащими) и предпринимателями (или буржуазным государством). К этой крайней мере прибегают, как говорится, не от хорошей жизни. Но в обществе, разделенном на антагонистические классы, часто иного выхода нет.

Ради чего люди бастуют? Чтобы добиться повышения заработной платы и улучшения условий труда, отмены увольнения товарищей и прекращения произвола предпринимателей или администрации.

В Советском Союзе таких побудительных мотивов не было. Главная задача государства – в максимально полной мере удовлетворять материальные и духовные запросы трудящихся. Все предприятия принадлежали народу, а их администрация представляла не частных владельцев, а государство трудящихся. Заботиться об улучшении условий труда – была ее прямая обязанность. И выполняли ее руководители под контролем профсоюзов, ежегодно заключающих с администрацией коллективные договоры от имени трудовых коллективов. Любое ущемление прав или интересов рабочих было бы нарушением и государственной политики, и трудового законодательства, и коллективного договора. Была отработанная и весьма эффективная процедура пресечения подобных действий, исключающая необходимость в забастовке. Скажем, администрация уволила рабочего без согласия профсоюза. Потерпевший обращался в суд и его немедленно восстанавливали на работе даже в том случае, если увольнение было обоснованным.

Напомним, что в СССР без участия профсоюзов не принимался ни один закон, ни одно решение, так или иначе касающееся трудовых отношений. Иначе говоря, трудовое законодательство, нормы и расценки в СССР – это не нечто данное сверху и навязанное трудящимся, а обобщение их коллективного мнения. Они были хозяевами всего, чем располагала страна.

Стало быть, в Советском Союзе не было почвы для возникновения ситуаций, заставляющих трудящихся бастовать. И была возможность разрешать частные конфликты, не прибегая к забастовкам.

Были ли в Советском Союзе законы, ограничивающие права профсоюзов?

За все более чем 70 лет Советской власти не было издано ни одного закона, хотя бы частично ограничивающего права профсоюзов. Напротив, права их постепенно расширялись. Профсоюзы не подлежали регистрации в государственных органах, их деятельность и бюджет государством не контролировался. Они были самостоятельными в своей работе и действовали в соответствии с Уставом профессиональных союзов СССР и уставами отраслевых профсоюзов.

Какие в СССР были детские и молодежные организации? Их место и роль в обществе?

Советская власть с самого начала объявила: Все лучшее детям! Для этого строились детские ясли и сады, школы, Дворцы художественного и технического творчества, Дворцы пионеров, школы олимпийского резерва, пионерские лагеря отдыха и т. д.

После Октябрьской революции 1917 года в 1922 году была учреждена пионерская организация. В 1924 году пионерская организация была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Леннина. Первый Всесоюзный слёт пионеров состоялся в 1929 году в Москве. Первые отряды детской коммунистической организации располагались на предприятиях, либо по месту жительства пионеров. Лишь в 1934 году дружины пионеров были переведены в школу, для работы с ними была введена педагогическая должность старшего вожатого-руководителя пионерской дружины. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Леннина – объединяла все пионерские организации СССР, возглавлял организацию Центральный Совет во главе с секретарем ЦК Ленинского комсомола ЦК ВЛКСМ.

Задачи пионерской организации сводились к следующему:

учиться коммунизму;

бороться за знания;

формировать активную позицию пионера.

Коммунистическая партия и комсомол доверили пионерским организациям и дружинам право иметь Красное знамя, пионерскому отряду – Красный пионерский флаг. Это были символы верности юного поколения делу Октябрьской революции, делу Коммунистической партии, символом верности Родине, чести и сплоченности пионеров.

Пионер воспитывался через любовь и уважения к В. И. Леннину и его делу, через уважительное отношение к общегосударственной цели – построению коммунистического завтра, и таким образом формировалась личность советского человека.

Девиз пионера – один из важнейших идеологических символов пионерской организации. Он выражал самую главную идею пионерского движения. На призыв: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»

Каждый вступавший в ряды пионерской организации давал Торжественное обещание: «Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации перед лицом своих товарищей, торжественно обещаю и клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия Советского Союза, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Важное поручение пионерской организации заключалось в подготовке себе достойной смены, знакомить ребят с Законами пионеров, стремиться, чтобы каждый октябренок вступил в пионерскую организацию. При пионерском отряде создавалась октябрятская группа. Отряд выделял вожатых октябрятских звездочек, каждый пионер отряда участвовал в работе с октябрятами, стремился, чтобы малышам было интересно, весело. Вовлекал их в пионерские дела, помогал выполнять правила октябрят.

Пионерская практическая деятельность сводилась к следующему:

– сбор макулатуры, металлолома,

– смотр строя и песни,

– помощь пенсионерам (тимуровское движение),

– военно-спортивная игра «Зарница»,

– Всесоюзные соревнования дворовых команд по футболу «Кожаный мяч», по хоккею с шайбой «Золотая шайба»,

– командная игра с мячом Пионербол, «Снайпер»,

– юные помощники инспекторов дорожного движения,

– юношеские добровольные пожарные дружины,

– «Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов),

– юные натуралисты.

Подавляющее большинство пионеров проводило школьные каникулы в пионерских лагерях. В СССР функционировало до 40 тыс. летних и круглогодичных пионерских лагерей, где ежегодно отдыхало около 10 млн детей. Самым известным из них был Всесоюзный пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Артек», основанный в 1925 г. и имевший международный статус. Второе место занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубренок» (Минская область, БССР).

Наступление фашизма в мире потребовало от советского народа укрепления обороноспособности Родины. В начале 30-х годов во многих пионерских организациях страны создаются пионерские полки и батальоны, совершившие длительные походы по местам боев гражданской войны. В середине 30-х годов среди пионеров развернулось движение за овладение оборонными значками БГТО, БГСО, «Будь готов к ПВХО», «Юный ворошиловский стрелок», «Юный всадник», «Юный моряк» и др. Проводились военные игры, в которых пионеры овладевали воинскими специальностями.

В первые же дни Великой Отечественной войны в стране развернулось движение тимуровцев. Тимуровцы взяли на себя нелегкие заботы по организации быта своей семьи, семей воинов, сражавшихся на фронте: готовили к зиме дрова, ухаживали за малолетними детьми, готовили пищу. Незаменимыми помощниками стали тимуровцы в госпиталях: помогали санитарам, поварам на кухне, читали раненым письма, газеты и давали концерты художественной самодеятельности.

Пионеры работали в кружках – выполняли военные заказы: шили кисеты и наволочки, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи в подарок воинам. Танковые колонны и отдельные боевые машины были построены на средства, собранные пионерами: «Пионер Башкирии», «Пионер» (Горьковская область), «Московский пионер», «Таня» (Новосибирск), «Юный пионер» (Куйбышев), «Школьник Свердловска», «Ташкентский пионер», «Пионеры Ростова». В небе Родины сражались пионерские эскадрильи: «Арзамасский школьник», «Пионер Дагестана», «Юный истребитель», «Ярославский пионер», «Таганрогские пионеры», «Карельский пионер», «Пионер Сибири», «Пионер Коми АССР», «Пионер Узбекистана» и др.

Продолжение книги