Темные духи Севера бесплатное чтение
Издание для досуга
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ МИРА
Главный редактор Р. Фасхутдинов
Руководитель направления М. Виноградова
Ответственный редактор И. Попков
Редактор Н. Махинко
Выпускающий редактор Е. Евфимовская-Мировицкая
Художественный редактор Е. Гузнякова
Корректор В. Шаймарданов
Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
© Тимофеева А. С., текст, 2023
© Фролова О., перевод на русский язык, 2023
© Марков Р.К., иллюстрации, 2022
© Мухин Н.Д., иллюстрации, 2022
© Бойтунов Д.А., иллюстрации, 2022
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023
На Крайнем Севере, где снег лежит семь месяцев в году, а температура порой опускается ниже минус 60, люди никогда не были настоящими хозяевами земли. В культурах, где белый – цвет снега – считается цветом смерти, где полярная ночь на полгода похищает солнце, где ледяная пустыня простирается на тысячи километров, земля от века принадлежала только призракам.
Загадочные бесплотные существа Севера здесь управляют миром и навязывают людям свои законы.
И, конечно, на бескрайних просторах Севера есть множество неизведанных уголков, где люди часто сталкиваются со странными, необъяснимыми явлениями.
Чучуна – не человек, не зверь
Существо, похожее на человека, но гораздо выше ростом, с лицом, покрытым длинной шерстью. Для защиты от мороза накидывает на себя содранную шкуру дикого оленя как вторую кожу. Никто не слышал его голоса, но известно, что в случае опасности он очень громко свистит, отпугивая врага. Охотится с помощью стрел, ими же защищается. Умеет хорошо прятаться и очень быстро бегает, поэтому на глаза людям попадается весьма редко.
В разных уголках света изредка видят существо, напоминающее то ли человека, то ли обезьяну. И каждый народ называет его по-своему: йети, бигфут, сасквоч, снежный человек, энжей, авдошка, алмасты и т. д. Якуты называют его «чучуна».
HOMO PONGODIESВ 1962 году в Америке некий Фрэнк Хансен показывал на ярмарках труп неизвестного существа, замороженный в глыбе льда, в гробу со стеклянной крышкой. Он рассказывал, что это существо было убито в Сибири. Известный натуралист, криптозоолог Айвен Сандерсон и зоолог Бернар Эйвельманс, изучив экспонат, пришли к выводу, что труп принадлежит живому существу. Так, Эйвельманс в статье «Предварительные заметки об образце во льду: неизвестный живой гоминид» отметил, что существо принадлежит к роду неандертальцев Homo pongonidens.
Как рассказывается в преданиях и легендах, чучуну чаще встречали в северных районах Якутии. Говорят, он обитает в труднодоступных для человека местах, в пещерах высоко в горах.
Впервые статья о чучуне для массового читателя была опубликована 26 апреля 1929 года в газете «Автономная Якутия».
Еще при царизме в Верхоянском, Колымском и Якутском округах ходили слухи, что на далеком Севере обитает никому не ведомый народ – чучуны. Этим слухам, упорно циркулирующим до сих пор, никто значения не придавал и не придает. Многие говорят, что рассказы о чучунах – просто выдумки. Но согласиться с этим нельзя. Верхоянцы знают, что чучуна – не фантазия. Ведь и очевидцы есть…
Чучуна высокого роста, крепкого сложения, одет в звериные шкуры, имеет очень длинные волосы, развевающиеся при беге, вооружен луком со стрелами, сторонится местных жителей, иногда забирается в погреба за съестным, бегает очень быстро (быстрее лошади). Отмечен один случай, когда чучуна ночью ради забавы бросал в юрту небольшие камни.
В царской России и во времена военного коммунизма за чучунами пробовали «охотиться». В разное время «охотникам» удалось убить нескольких чучун, но они скрывали это, боясь преследования за убийство.
Предположения о том, кем является чучуна:
К. Линней(1707–1778)
Ученый-натуралист Карл Линней назвал это существо Homo troglodytes (человек горный). Определил его как исчезающее существо, дошедшее до нас с древнейших времен.
Г. В. Ксенофонтов(1888–1938)
По мнению известного этнографа Гавриила Ксенофонтова, чучуна – это основанный на фольклоре образ, дух тайги, гор, тундры, не существующий в реальности.
И. С. Гурвич (1919–1992)
Исследователь народов Крайнего Севера, этнограф Илья Гурвич изучал чучуну более 30 лет. Он предположил, что чучуна – это отдалившийся от своей земли и соплеменников чукча. Согласно древним обычаям этого народа, потерявшийся человек не должен был возвращаться в свое племя, это считалось грехом. Оставшийся совершенно один между небом и землей охотник дичал – от лютого мороза кожа покрывалась шерстью, он забывал человеческий язык.
Случай из реальной жизни
Дружба с чучунойЭтот случай произошел в поселке Сангар Кобяйского улуса. В начале 1970-х годов некто Софронеев, живший весь свой век охотой и рыбалкой, подружился, говорят, с чучуной. Начиналось это так.
Он выбрал место для охоты, поставил палатку, порыбачил и к вечеру собрался спать. Только он лег, как услышал, что возле палатки кто-то ходит. Тогда Софронеев взял ружье и, выглянув из палатки, долго не мог поверить своим глазам: перед ним стоял человек под два метра ростом, полностью покрытый шерстью, и ел руками его припасы, спрятанные в холодную яму. Вдруг существо вздрогнуло, будто испугавшись, и, сильно прихрамывая, ушло. Софронеев, тут же догадавшись, что это был чучуна, сначала сильно испугался. Спустя довольно продолжительное время после ухода чучуны, он, выйдя из палатки, увидел, что на землю густо накапала кровь, и в нем заговорила жалость: «Бедняга, он сильно поранил ногу». Наутро, перед уходом, он собрал остатки еды и положил их на старый пень.
Вернувшись в Сангар, Софронеев много думал о том, как чучуна здесь оказался и где так сильно поранил ногу. Как истинное дитя природы, рыбак и охотник с многолетним стажем не мог выбросить из головы эти мысли. Через день, не выдержав, он решил вернуться на то место, где они встретились. Вернувшись, он обнаружил, что от той еды, которую он оставил, не осталось ни крошки. Подумав, что чучуна может вернуться, он положил еще еды. К удивлению охотника, чучуна его боялся: только когда он отошел метров на 200 от пня с едой, тот подошел и поел. Так, оставляя пищу, охотник почти месяц подкармливал чучуну. А порой, немного очеловечившись, чучуна махал ему в благодарность рукой. Однажды, в очередной раз раскладывая еду, охотник снова встретил чучуну. На этот раз существо помахало ему уже двумя руками. После этого прощания чучуна больше не показывался на глаза охотнику. Софронеев до самой своей кончины в преклонном возрасте рассказывал, как подружился с чучуной.
А. Е. Аммосова
Иччи – неведомая сила
Иччи – это сила, пребывающая между богами Айыы и злыми духами абаасы. Она призвана защищать, оберегать человека, однако, если человек совершает непотребства, может наказать, проучить его. Согласно якутским верованиям, все на свете имеет духа иччи: звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся, травы и деревья, природные явления – ветер и алас (форма рельефа), дорога и горы, озера и реки и т. д., – все имеет своего духа. Поэтому и относиться ко всему нужно с должным уважением.
ЭТИМОЛОГИЯ:
Иччи – слово, имеющее древние корни. Так, языковеды пришли к мнению, что слово произошло от древнетюркского «иди», то есть хозяин, владелец, господин (о боге) или же от санскритского слова «идь» (властитель, владыка).
Вера в иччи называется язычеством. Язычество – древнейшая религия, возникшая первой. Сегодня вера в духов наиболее распространена среди азиатских народностей.
Этнограф Семен Николаев-Сомоготто пишет, что духи владеют человеческим языком, так же мыслят и чувствуют.
Иччи очень обидчивы, поэтому, чтобы не обижать и не злить их, якуты поклоняются всему: и животному, и растительному миру. Того, кто обидел дитя природы, иччи проклинают, в жизни его появляется множество трудностей. Если же он согрешил очень сильно, духи могут даже лишить жизни.
Старайся не обижать иччи:
• Корми землю и огонь божеской пищей.
• Не оставляй мусор на земле, не бросай в воду.
• Не плюй в огонь, не бросай в него мусор, не перемешивай угли колюще-режущим предметом.
• Не кричи, не разговаривай громко на природе.
• Не добывай на охоте слишком много животных, не убивай их мучительно.
• Не разрушай птичьи гнезда, не ломай деревья и травы.
• В дороге не забывай привязывать разноцветные салама-л оскутки на священное дерево, оставляй гостинец.
• Не свисти в доме.
• Ни с кем не ссорься и не ругайся в доме, это может привлечь злых духов.
• Не ломай стены дома, не повреждай их колюще-режущими предметами.
Описание основных духов:
Хозяин огня – Хатан Тэмиэрийэ – оберегает и защищает человека. Кроме того, огонь очищает от грязи и болезней.
Хозяйка земли – Аан Алахчын Хотун – имеет добрый нрав, близкий божественному, отдает всю свою заботу, чтобы люди жили хорошо на Срединной земле.
Духи трав и деревьев – дети Эрэкэ-джэрэкэ – ходят следом за человеком, защищая и оберегая его.
Дух леса – Баай Байанай – крупный дух, повелитель всех лесных зверей и птиц. Он ожидает от человека гостинца, радуется даже малому, добродушный. Якуты верят, что, растрогавшись от радости, он может одарить человека богатой добычей.
Дух воды – Кюех Боллох Тойон – от этого духа напрямую зависит удача рыбака. Дух воды любит, чтобы рыболовные снасти содержались в чистоте. Поэтому рыбаки и неводчики окуривают снасти.
Дух дома – Джиэрдэ Бахсы – оберегает семью, не пускает в дом нечисть, защищает его.
Дух двора – Элэс Батыр – знает все, что происходит в семье, защищает всех обитателей дома, не пускает в него нечисть.
Дух хлева – Няджы Нянгха – защищает от негативного влияния хлев, оберегает скотину.
Дух коновязи-сэргэ – Тойон Тюсюмэл – призван защищать и оберегать дом и двор, всех его обитателей, изгоняет нечисть, все дурное.
Дух дороги – Мосол Тойон, его жена Буомча Хотун – эти духи открывают дороги тем, кто понравился, а тем, кого невзлюбили, путей не показывают.
Случай из реальной жизни
Как заигрывал дух землиЭтот случай произошел летом то ли 2007, то ли 2008 года. У нас есть летник с большим озером, сплошь заросшим одним камышом. Так и называется – Хомустах, то есть Камышовое. Там стоят дома трех семей. Каждое лето собирались мы, детвора, веселились и резвились. Бабушка все время нас одергивала, мол, что вы ночи напролет шумите-кричите, смотрите, как бы не побескоили духов-иччи.
Стоял сумрачный, облачный день. Мы, дети, стали играть возле заброшенного хлева в «шпионов и милицию». «Шпионы» кинулись врассыпную от «милиционеров». Я спрятался возле большого пня за хлевом и сидел, потихоньку осматривая окрестности. Вдруг, посмотрев направо, я увидел, что там, как и я, за пнем спрятался человек. Не признав его, я решил окликнуть: «Эй, ты кто? Шпион или милиционер?» Человек не ответил. Я, решив подразнить его, пошел в его сторону со словами «я милиционер». Человек вскочил и кинулся от меня бежать. Я, даже не задумавшись, бросился за ним. Только слышно, как под ногами у меня хрустят, ломаясь, сухие сучья. А тот человек бежит тихо-тихо, даже ветки на деревьях не шелохнутся. Я, кажется, бегу за ним, да спотыкаюсь обо все, что попадется. Наперегонки выбежали мы на небольшую полянку, а за ней сразу началась чащоба. Мне было интересно узнать, кто это, поэтому я продолжил погоню. А человек словно растворился в чаще. И тут только у меня мурашки побежали по коже, испугавшись, я что есть мочи пустился обратно. Видать, я довольно долго за ним гнался. Так, убегая, я пролетел мимо места игр, вышел вообще в другом конце аласа, и, увидев ребят, что есть сил кинулся к ним. Не стал ничего рассказывать, чтобы не пугать друзей. Через несколько дней мы снова собрались поиграть. На этот раз я участвовать не стал, отошел в сторонку. Вдруг один мальчик куда-то запропастился. Игру остановили. Спустя продолжительное время мальчик прибежал и не мог слова выговорить от испуга, только заикался. Мы тут же стали его успокаивать и расспрашивать. Мальчик был «милиционером». Как оказалось, он тоже погнался за тем самым темным человеком, пробежал аж 2–3 километра. Когда он почти его догнал, человек растворился под пригорком. Увидев это, мальчик что есть сил бросился обратно к нам.
Вот с тех самых пор мы перестали громко шуметь в лесу.
Из журнала «Неведомая сила»
Сюллюкюн – дух гаданий
Этот дух может угадывать судьбу. Многие сравнивают его с русским чертом, рогатым, с носом в форме свиного пятачка и копытами на ногах. На самом же деле Сюллюкюн абсолютно иной – маленького роста, с вытянутой головой, без волос и бровей, с широким, как у жабы, ртом, узкими покатыми плечами. Как говорится в легендах, он, как и человек, в своей стране обзаводится семьей и детьми, строит дом и держит скотину.
ДНИ ТАНХАСогласно якутским верованиям, в январе, в дни гаданий Танха, сюллюкюны выходят из воды на несколько дней, а затем возвращаются в свою страну. Сначала являются печники: готовят заброшенные дома, растапливают очаг, а затем выбираются их близкие, семьи, дети, старики. В это время наступают дни Танха, приходит пора узнавать судьбу.
Защита от нечисти в дни Танха:
• Для защиты от сюллюкюнов над дверью, окнами, на воротах загонов и хлевов приколачивают крестики из щепок.
• Остерегаясь ухода человеческих душ, не оставляют белье на улице.
• Не берут воду из проруби.
• Не затевают свадеб и сватаний, так как это месяц свадеб чертей.
• Не говорят лишнего.
ЭТИМОЛОГИЯ:
Как отмечает доктор филологических наук Рифкат Ахметьянов, «сюллюкюн» (як.), «шуликун» (старослав.), «шулейкин» (коми), «шулгэн» (башк.), – все эти слова происходят от китайского «шуй-лун-хуан». Шуй-лун-хуан в китайской мифологии – это водяной дракон, дух-повелитель рек, морей, облаков.
Танха Хаан – божество, обитающее на седьмом небе, творящее судьбу человека, определяющее его предназначение.
О том, как наши предки спрашивали лично у сюллюкюнов о своей судьбе, теперь мы знаем только из преданий.
Так, в давние времена, чтобы узнать о своем будущем, якуты, не страшась лютых январских морозов, прятались в заброшенном балагане посреди аласа в ожидании сюллюкюнов.
Если повезет, то в этот балаган заходили странные существа, непохожие ни на человека, ни на зверя, и беседовали о всех грядущих изменениях, о погоде, обо всем на свете. Таким образом, спрятавшийся и сидящий тихо человек мог узнать свою судьбу.
Еще один способ гадания – подслушивание у проруби. Предки садились у проруби в полночь, накрывшись теплым одеялом, и ждали сюллюкюнов.
Духи воды, выйдя из проруби, бегали вокруг сидящих и, пребольно ударяя по голове, рассказывали судьбу. Кто выдерживал такое испытание, тот и узнавал свое будущее.
Только крепкие духом использовали эти способы гадания. Потому как, если гадающий испугается и начнет кричать, причитать, даст знать о своем присутствии, то век этого человека сильно укоротится.
Гадание на воске
Свечной воск, раскрошив, нагревают в большой ложке на пламени другой свечи и выливают в посуду с холодной водой. Затем разгадывается значение получившейся фигуры. Например, если фигура похожа на машину или самолет, то это к дальней поездке.
Гадание на иголке
Две иголки, натерев жиром, кладут в посуду с холодной водой. Если иголки соприкасаются друг с другом, это означает укрепление отношений с любимым.
Чтение книги
В этом гадании может участвовать несколько человек. Берут толстую книгу на якутском языке, зажигают свечу. Гадающий задает вопрос про себя. Закрыв глаза, наугад раскрывает книгу и указывает пальцем строчку, это и будет ответом на вопрос.
Гадание на бумаге по тени
Плотную бумагу сминают в ладони, задавая вопрос «Что меня ждет в этом году?», и поджигают над блюдом на пламени свечи. Как только бумага перестанет гореть, рассматривают ее тень через пламя свечи на стене.
Монеты сюллюкюнаСюллюкюны бывают очень богаты. Они могут оставлять золотые монеты в местах, где бывают. Нашедший их человек должен потратить деньги в течение трех дней, а после монеты превращаются в тину. Есть такое поверье: если в дни Танха найдутся деньги, вами же спрятанные и забытые, то это приравнивается к нахождению монет сюллюкюна, а значит, весь следующий год вы не будете знать нужды.
Реальный случай из жизни
Подслушивание сюллюкюновВ старые времена якуты, готовясь к Танха, завозили сено на несколько дней, в доме ставили поленницу, долбили новую прорубь, а старую расчищали, во дворе начисто выгребали снег, молодежь готовилась слушать Танха. Предки говорили, что сюллюкюны – это духи, способные говорить на человеческом языке.
Когда я был маленьким, мой старший брат Николай, живущий у нас Василий Мастер и сын старшего дяди Егор собрались идти слушать танха. Я с интересом наблюдал за их сборами. Братья свернули одеяло на заячьем меху, толстую обрядовую подстилку в клетку из конской шкуры и вышли, ничего не говоря.
В тот вечер отец отодвинул столы, поставил прутовые стулья у дальней кровати. В балагане как будто сразу стало просторнее. Собравшиеся устроили перетягивание палки между мальчишками, остальные начали играть в «колечко». В самом разгаре игр вдруг вернулись, запыхавшиеся, братья. Наспех покидав верхнюю одежду на кровать, они без разговоров подошли греть руки к печке. Было заметно, что они смертельно напуганы. Родные попытались их расспросить, но ребята молчали. Может, их сдержало присутствие детей.
Позже я узнал у матери, что приключилось с братьями. Гадальщики вначале вышли в летник и стояли, прижавшись к коновязи-сэргэ, пока не продрогли, но так ничего и не услышали. Затем сели вокруг проруби. Пока сидели, по льду проехали всадники, напоив лошадей. Один всадник, приговаривая «лето будет дождливым», поливал гадальщиков водой, и это было похоже на дождь. Потом он сказал: «Вот я, настоящий злой дух. Вы что тут сидите, решили, выдержите мой рассказ?» и, вскрикнув вороном, ударил чем-то очень крепко по спине. Слушатели с испугу бросили прочь одеяло и кинулись что есть духу домой. Никто не посмел оглянуться, поэтому так и осталось тайной, что там произошло и кто это был.