Глаголы красоты бесплатное чтение

© Бахтина И.В., 2021

© Издательство «Aegitas», 2021

Об Авторе

Ирина Бахтина – парикмахер-стилист, имиджмейкер, психолог, художник-модельер. Преподаватель Open Academy International Vinokurov & Friends.

Моя история успеха началась, как и у многих, с детского несчастья. Маленькую меня приводили в парикмахерскую возле дома, сажали в кресло – и мое отражение в зеркале превращалось в мальчика. Тогда в моем представлении короткие стрижки должны были быть мужскими, а девочки должны были носить женственные локоны. Но моя обычная стрижка была настолько короткой, что разочарованию не было предела. Каждый поход в парикмахерскую заканчивался слезами.

Рис.0 Глаголы красоты

Тогда я подумала, что, когда, вырасту, стану парикмахером и изменю этот мир – сделаю красивыми всех, кто этого хочет, но у кого это не получается!

Вскоре родители не захотели больше позориться в парикмахерской и выбрали другой способ стрижки привередливой дочери – дома на зеленой табуретке. Эта злосчастная табуретка по сей день хранится на чердаке моего загородного дома.

В первом классе мне на голову прицепили бант, как будто гвоздиком прибили. Непонятно, на чем он держался. Даже когда я стала подростком, родители остались равнодушными к моей внешности и продолжали стричь меня коротко, так как летом я каждый месяц посещала пионерские лагеря. Именно там я увидела девочек, подобных мне – их родители тоже считали, что с короткими волосами дети с меньшей вероятностью подцепят вшей. Мысль сделать нас всех красивее не давала мне покоя.

До девятого класса я боролась с родителями, парикмахерскими и сама с собой, чтобы выглядеть хоть немного красивой в своем представлении, и вот наконец-то наступил момент истины! Появились УПК, учебно-производственные комбинаты, где каждый школьник выбирал себе профессию.

Я с удовольствием окунулась в парикмахерское искусство, тщательно изучила теорию, и первая из всей группы взяла в руки машинку, ножницы и расческу. Первую стрижку я сделала в 14 лет полулысому дедушке.

Моей первой учительницей была стилист из салона «Чародейка» Натали Немцова. Увидев мои смелость и любопытство в профессии, она похвалила «золотые руки» и сказала, что из меня выйдет очень хороший парикмахер. Я не боялась стричь, и моему интересу к волосам не было предела.

Все, о чем я мечтаю, находится по ту сторону страха, и я перехожу туда, позволяя своим мечтам стать реальностью.

Работая стилистом, ты понимаешь, что у тебя есть возможность прикоснуться к людям, до которых ты даже не мечтал когда-нибудь дотронуться. Наша профессия позволяет работать со звездами и миллионерами наравне с простыми людьми – и эффект может быть одинаково потрясающим. Не думайте, что у богатых людей лучше развит вкус. Дело не в статусе, а в том, как правильно создать каждому человеку свой органичный имидж.

По моему опыту, знакомство с человеком всегда начинается с визуализации. Да, мы встречаем по одежке! Человек может быть модным, но не быть стильным. Он может быть стильным, но не модным – и это говорит о подаче его имиджа.

Кстати, очень важно знать и различать, что такое имидж, мода и стиль. Даже большинство профессионалов чуть-чуть путают эти термины, так что в этой книге мы однозначно разберемся в понятиях.

Наша задача – убедительно рассказать, что элементы имиджа не могут существовать по отдельности. Невозможно сделать человека красивым, просто изменив стрижку и цвет волос, если он при этом плохо, безвкусно одет, у него неухоженное лицо и он не следит за осанкой.

Мы, стилисты, должны научить наших клиентов правильно обращаться со своими внешними данными. Глобально это означает, что нужно добиться гармонии всех деталей внешнего вида: телосложения человека, его одежды, прически, макияжа, даже запаха! Это как приготовить салат – вкусный и с красивой подачей.

Вдохновляться

Образование – как дорогое нижнее белье. Его не видно, но с ним чувствуешь себя уверенно.

О книге

Я выбрала дело своей жизни в раннем детстве и с тех пор делаю людей красивыми. Профессия парикмахера не ограничила меня работой с волосами. Прежде всего я работаю с людьми. Наверное, поэтому мое второе образование – психологическое и третье – имиджмейкер. Ведь красота волос человека неотделима от красоты его личности и образа в целом. Знаете, люди редко хотят просто сменить стрижку. Чаще всего они хотят изменить свою жизнь.

Моя сильная сторона – вдохновлять других. В какой-то момент я стала преподавать парикмахерское искусство и вдруг поняла, что во время своих мастер-классов значительную часть времени уделяю не техникам стрижки и окрашивания, а теории создания индивидуального стиля, имиджа человека. Я поняла, что учу не только работать с волосами, но и работать с людьми. Слушать их, понимать природу желаний и не просто слепо выполнять просьбы клиентов, а вместе с ними добиваться воплощения мечты. Эту информацию ученики всегда встречают с живым интересом, и я понимаю, что она нужна начинающим специалистам в моей области.

Скорость нашей жизни такова, что нужно непрерывно учиться, чтобы всегда быть актуальным и востребованным специалистом. Вместе с тем, информация очень быстро устаревает, и нам приходится искать новые знания. Зачастую в работе нужно быть специалистом сразу в нескольких областях. И напротив, крайне редко такие «пограничные» знания дают в учебных заведениях и на курсах парикмахерского искусства.

Так родилась идея учебника, в котором были бы собраны самые необходимые теоретические основы для работы специалиста в области имиджа, стиля и моды. Родилась идея достаточно короткого учебника, чтобы было легко найти время его прочесть, и достаточно емкого, чтобы захотеть сохранить его дома на полке или в своей тумбочке с инструментами в салоне красоты.

Конечно, я не писатель, а парикмахер, поэтому мне самой пришлось учиться оформлять свои мысли и опыт в слова. Я не смогла бы написать эту книгу вне атмосферы творчества, практики и дружеского общения с моими единомышленниками и друзьями. Тем приятнее, что в итоге у нас получился не сухой учебник, а вполне легкая и полезная книга для всех, кто интересуется модой и хочет создать свой неповторимый, органичный образ. Для всех, кто хочет быть красивым.

Название «Глаголы красоты» выбрано не случайно. Красота – вовсе не конечная точка, не финиш в гонке, не устойчивое состояние. Красота – это процесс, действие. Чтобы быть красивыми и чувствовать себя таковыми, нужно делать, а что именно – я расскажу в этой книге.

Хватит решаться – просто сделай это!

Знать

«Новая мода возникает из призывов к свободе, красоте и значимости».

З.Фрейд

Мода

Как и следовало ожидать, слово «мода» латинского происхождения. Modus – мера, образ, способ, правило, норма. Исторически за понятием «мода» закрепились правила сочетания разнообразных одежд в одном костюме.

Мода задаёт правила поведения и манеры ношения одежды, причёски, макияжа и образа в целом, которые со временем изменяются.

Это если совсем коротко, а если развернуть тему, обнаружится много интересного. Например, все мы знаем, что мода склонна меняться с течением времени. Потребовалось почти два века для того, чтобы мода из обращения человека с предметами одежды преобразовалась в цель его действий, заявление о своих притязаниях на определенную роль в обществе.

Мода в обществе

Лучше умереть, чем быть немодным – мнение, отражающее настроение большинства.

Рис.1 Глаголы красоты

Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. О психологии и социологии моды написано множество фундаментальных трудов, но мы возьмем из них только самое необходимое для достижения нашей цели – формирования целостного образа красивого и успешного человека.

Модный процесс – это производство символов престижной современности. Это индустрия, в которой работаем мы, стилисты, наряду с создателями моды и ее распространителями (инфлюэнсерами). Все усилия модных специалистов направлены на то, чтобы сформировать образ человека, который в ближайшее время будет определяться всеми как наиболее успешный и обеспеченный.

Иными словами, мода предлагает ролевую модель лидера. Следовать моде могут себе позволить только смелые и обеспеченные люди. Даже далекие от мира моды мужчины, приверженцы классики, зачастую предпочитают появляться в обществе с модными женщинами – и это говорит о многом. Вспомните хотя бы многочисленные союзы деловых людей с супермоделями и популярными актрисами.

Даже если вы далеки от мира моды и не стремитесь исполнять все ее капризы, игнорировать модные тенденции весьма недальновидно – таким образом вы лишите себя возможности быть в теме, демонстрировать свою адекватность и способность взять лучшее из современной культуры.

Перечислим еще несколько функций моды, которые влияют на жизнь каждого из нас:

Проявление вкуса

Люди, создающие моду, всегда экспериментируют. Яркое, эмоциональное, творческое сочетание силуэтов, форм и цветов задает новые стандарты моды, критерии актуальности.

Так под влиянием эстетического вкуса человека формируется эталон, в соответствии с которым человек может изменять свой внешний вид, демонстрировать или, наоборот, скрывать черты характера, устанавливать необходимую социальную дистанцию.

Подражание

Для моды характерно следование актуальным трендам, копирование образов популярных персон. Соответственно, частая смена форм и силуэтов в одежде, увлечение цветовой гаммой в волосах, макияже, маникюре. Это может быть подражание из уважения и подражание из соперничества, то есть стремление быть похожим на «своих» и непохожим на «чужих».

Протест

Внешнее проявление неприятия господствующих в обществе ценностей характерно для групп людей, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Любопытно, что «антимода» этих протестантов зачастую становится массовой – именно так в моду вошли: рокеры, байкеры, хиппи, рэперы, панки и даже советские стиляги.

Образ жизни

Мода как массовое поведение определяет наше стремление казаться не менее значительным, чем другие. В конкретный период времени люди выделяют для себя наиболее привлекательные тенденции и активно стремятся им следовать – например, отказаться от сахара, носить одежду в спортивном стиле, жить на природе, брать животных из приютов и т. п. Между модой и человеческой натурой существует взаимосвязь. С одной стороны, мода происходит от природы человека, а с другой стороны, человек сам является субъектом моды. Что побуждает человека быть в курсе модных тенденций?

Вот короткий список:

• себялюбие;

• потребность в привлекательности;

• стремление быть первым или новатором;

• подражание кумиру;

• скука и усталость от настоящей моды;

• любознательность;

• желание быть отличным от других или оригинальным;

• протест против обычаев и подражательства.

Легко заметить, что стремления человека по отношению к моде могут быть диаметрально противоположными: лидировать – следовать, быть оригинальным – подражать, поддерживать – протестовать. С одной стороны, каждый хочет сохранить свою индивидуальность, но с другой – стремится идентифицировать себя с другими членами общества. В этом заключается дуализм моды.

Дух времени управляет модой!

Мода в одежде

Защита человеческого тела от холода, палящего солнца, ветра и воды перестала быть основной задачей одежды настолько давно, что сейчас уже кажется, будто пещерные люди хвастались друг другу обновками из шкур. Красивая одежда победила удобную, поглотила ее, подчинила себе. Для современного человека даже специальная спортивная или рабочая одежда из технологичных тканей и с максимально функциональным кроем – важный объект творческой деятельности.

Листайте журнальчики!

Создание своего гардероба – способ самовыражения и самореализации. То, как мы одеваемся, можно считать одним из самых достоверных проявлений нашей личности. Процесс выбора человеком одежды связан с осознанием того, как он будет выглядеть в глазах других людей, как будет чувствовать себя в том или ином обществе. И мужчины, и женщины, выбирая одежду, должны решать целый ряд вопросов: кто они, какой эффект хотят произвести на публику, с кем собираются себя сравнивать. Одежда из предмета необходимости превратилась в предмет потребления и способ влияния.

Человек сам себя одевает, и именно здесь происходит его столкновение с модой. Сегодня быть модным – значит найти среди множества ориентиров и тенденций те элементы, которые могут составить образ целостной личности, внешне и внутренне верной себе.

Моду нужно понимать и чувствовать. Понимание – отнюдь не врожденная способность, она складывается из наблюдений за культурными новинками. Чувство моды невозможно без эстетического вкуса, который можно развить через «насмотренность». Анализируя модные журналы, образы популярных персон, музыку и кино, работы фотографов и другое искусство, вы быстро найдете общие черты для каждого сезона – это и есть проявления моды. Скорее всего, вы везде увидите джинсы и кроссовки, но в позапрошлом сезоне, например, были актуальны джинсы на бедрах, в прошлом – на талии, а в текущем – кроссовки надеты исключительно с платьем. Легко сделать вывод, что, поступив, как представлено в самых новых материалах, вы будете выглядеть остромодно.

И тут самое время задаться вопросом – что из предлагаемого модой подходит именно вам? Было бы заблуждением считать, что мода ориентируется на индивидуальность человека. Если вам, в силу особенностей фигуры, никогда не шли джинсы на талии, они не станут выглядеть на вас лучше, войдя в моду. Актуальность кислотного фиолетового цвета никак не отразится на том, что вам он критически не к лицу. Модная сумочка будет выглядеть нелепо на фоне костюма из морально устаревших вещей. Одна модная вещь в образе может стать суперудачным акцентом, но для этого весь образ должен быть построен безупречно с точки зрения индивидуального стиля человека.

Идеальный образ сезона создается через гармонизацию всех его элементов. Нужно чтобы все детали одинаково подходили лично вам и при этом не противоречили модным тенденциям, а поддерживали их. Такова связь между индивидуальным и модным стилем.

У меня большой опыт профессионального общения и с мужчинами, и с женщинами. Если бы каждый из них обдумывал свой наряд и приспосабливал моду к своим взглядам, характеру, манерам, привычкам, то исчезло бы скучное однообразие модных нарядов, за которыми наглухо скрывается индивидуальность.

Лидеры моды – это люди со вкусом в любом социальном классе. Если они подчиняются модным капризам, то неизменно выглядят с «шиком».

Элегантность, харизма, глубокое понимание и приятие себя и своих особенностей, желание сохранить и подчеркнуть индивидуальность, приспособить к своим потребностям все самое лучшее в моде – все это слагаемые индивидуально-неповторимого стиля.

Известные модельеры – это не просто люди, которые делают моду. Это уникальные личности, которые готовы экспериментировать и постоянно менять устоявшиеся привычки, вносить в повседневность новые идеи и краски. Именно поэтому имена самых известных дизайнеров одежды знают даже далекие от мира моды люди: творчество модельеров отражает этапы исторического развития общества и поощряет возникновение новых тенденций.

Почему меняются вкусы людей в одежде, обуви и аксессуарах? Почему люди вдруг перестают носить то, что устраивало их, казалось красивым и удобным? Мода меняется при соблюдении двух условий:

1. к этому готово общество;

2. есть вдохновляющий момент.

Настроения общества чаще всего определяют исторические события и социальные процессы, а также глобальные события (например, войны и технические революции). За вдохновение отвечают люди. Это могут быть заметные в обществе персоны, видящие мир моды по-новому и пытающиеся донести свое восприятие до других. Или же специально обученные мастера, которым надоели каноны. Главное, что на определенном историческом этапе появляются личности, которые легко манипулируют вкусами и чувствами окружающих, предлагая идеальные наряды под требования времени и витающее вокруг настроение.

Продолжение книги