Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты? бесплатное чтение

Редактор Ольга Вайнер

Фотограф Маргарита Каррентс

Фотограф Екатерина Шторм

Дизайнер обложки Ольга Вайнер

Иллюстратор Евгения Чиркова

© Ольга Вайнер, 2022

© Маргарита Каррентс, фотографии, 2022

© Екатерина Шторм, фотографии, 2022

© Ольга Вайнер, дизайн обложки, 2022

© Евгения Чиркова, иллюстрации, 2022

ISBN 978-5-0055-9604-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

На берегу Леты

Геката привела души к Реке Забвения.

На берег выходят Гермес, Орфей и Персефона.

Спи и забывай

(Геката)

Тени над водой кружат.

Опусти свой взгляд,

И увидишь: тайны

Эти берега хранят.

Нет пути назад,

Ты здесь неслучайно.

Вспомни на мгновение

Крик рождения

И последний стон.

Вот он – миг прозрения

До падения

В бесконечный сон.

Спи и забывай всё,

Что было сделано.

Спи и забывай

Рис.0 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Всё, что не сбылось.

Памяти ладья цвета чёрно-белого.

Отпускай её вдаль по водам грёз,

Вдаль по водам слёз.

Видишь чашу истины?

Осуши её, и узнаешь цену жизни.

Время настаёт,

Оплатить своё – чувства все и мысли.

Слышишь голос матери?

Руки протяни и шагни за край.

Память тает, словно лёд.

Не держи её.

Спи и забывай.

Спи и забывай всё,

Что было сказано.

Что в душе другой

Не отозвалось.

Больше твоё сердце ни с кем не связано.

Отпускай его вдаль по водам грёз,

Вдаль по водам слёз.

  • Гермес:
  • Геката души привела к реке забвенья.
  • Нам это на руку – певцу без публики нельзя!
  • Иди, Орфей, и пой! Олимп верит в тебя!
Рис.1 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Кто ты

(Орфей, души)

Орфей:

Среди потерянных душ,

Бесплотных каменных лиц,

Послушно во тьму бредущих,

Забывших, кто они.

Я прохожу

По лезвию сна,

Забвенье слишком близко.

Но чтобы зазвучали имена,

Нужна лишь искра.

Искра!

Из искры разгорится пламя,

Всё увлекая за собой,

Насквозь пройдёт, напоминая,

Кто ты такой!

Кто ты такой!

Кто ты такой?..

Судьбу отрицать не сложно,

Пока ей не проиграл.

Но миру ещё возможно

Другой написать финал.

Вот он, твой шанс —

Последний аккорд!

Играй живые ноты!

И прежде, чем уйти за горизонт,

Напомни, кто ты!

Кто ты!

Из искры разгорится пламя,

Всё увлекая за собой,

Насквозь пройдёт, напоминая,

Кто ты такой!

Рис.2 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Кто ты такой!

Кто ты такой?..

Души:

Кто ты? Кто ты? Кто ты такой?

Кто ты? Кто ты? Кто ты такой?

И снова кровоточат раны

Воспоминаний там и здесь.

Проходит всё, но до конца мы —

Те, кто мы есть.

Те, кто мы есть!

Кто мы?!

Орфей:

Из искры разгорится пламя,

Всё увлекая за собой,

Насквозь пройдёт, напоминая,

Кто ты такой!

Кто ты такой?

Кто ты такой?

Кто ты?

Кто ты…

Течение Леты обращается вспять от музыки Орфея и возвращает воспоминания.

Души пробуждаются ото сна и впадают в панику.

Повсюду слышатся крики, стоны и плач душ.

Появляется Аид.

Аид:

Что здесь творится?! Что я вижу наконец!

Очнулись души! Как это возможно?!

Гермес со мною объяснится позже.

Орфей… Неунывающий храбрец…

  • Персефона:
  • Аид, не надо!
Рис.3 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?
  • Аид:
  • Молчи и отправляйся во дворец,
  • Теперь ты не поможешь ему больше.
  • Аид Орфею:
  • Очнись и вспомни, в чём твоя вина!
  • Любви венец из лавра предпочёл.
  • Теперь твоя жена бледна и холодна.
  • Ведь ты не мир спасать сюда пришёл.
  • Орфей:
  • Ни к чему меня жизни учить.
  • И не только мир нужно спасти.
  • Персефона бледнее здесь тысячи лиц.
  • Если любишь её – отпусти!
Рис.4 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Она мой свет

(Аид)

Пойми, она – мой свет.

Её прекрасный лик

Во мраке этих стен —

Цветок среди руин.

Стезя моя темна,

Всё пепел да зола,

Но больше мне мила

Вблизи её тепла.

Свободу дать хотел бы ей,

Но потерять боюсь сильней!

Я справлюсь с этим злом.

А ты, решив играть со мной,

Самонадеянный герой,

Не пожалей потом!

Ты знаешь, счастье лжёт.

Обманывает нас.

Поманит, позовёт —

И нет его тотчас.

А Персефону ждёт

Важнейший из даров:

Во благо ей пойдёт

Покой моих оков.

Её держать не стану я.

Когда пойму – она моя,

Открою к свету дверь.

А ты, решив играть со мной,

Самонадеянный герой,

Смотри не пожалей!

Не пожалей!

Рис.5 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Забирай своё, убирайся прочь,

Ты и так натворил здесь бед.

Вам, героям, всем бы вокруг помочь,

От самих же спасенья нет!

Я люблю, это верно, и самому

Мне не в радость держать в плену.

Но уйдёт она по решению

Моему, а не твоему!

Её держать не стану я.

Когда пойму – она моя,

Открою к свету дверь.

А ты, решив играть со мной,

Самонадеянный герой,

Смотри не пожалей!

Смотри не пожалей!

  • Аид:
  • Ты заберёшь на землю Эвридику.
  • Запомни же условие моё:
  • Как поведёшь её наверх – смотри вперёд.
  • А обернёшься – потеряешь безвозвратно.
  • Орфей:
  • Условие простое. И понятно,
  • Что в нём ловушка кроется для нас.
  • Аид:
  • Так откажись. И пусть закончится рассказ:
  • «Он мог её спасти,
  • Но струсил и не спас».
  • Теперь идём.
  • Суда над ней приходит час.

В павильоне Суда

Суд

(Аид, Минос, Радамант)

Аид:

Давно забыта справедливость на земле,

Как будто создана она не для людей.

Берут от жизни всё, не помня о цене,

Пока не истечёт для них последний день.

Минос:

А под землёй все молчаливы и равны.

Живым остались и чины, и злата звон.

Здесь твоя правда не зависит от сумы,

А честь к бесчестию не ходит на поклон.

Вместе:

На справедливый суд

Дороги все ведут,

Где обретут заслуженный финал.

Награда или кнут —

Последствия найдут

Того, что ты при жизни выбирал.

Ты выбирал.

Рис.6 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Радамант:

В земных судах круговорот мирских идей.

Там невиновным быть страшнее во сто крат.

Когда решает всё неравенство людей,

Предельно ясно, кто был прав, кто виноват.

Аид:

А нам дела твои видны со всех сторон,

Подумай дважды, если ходишь в подлецах.

Здесь кем бы ни был, ты не обойдёшь закон.

Поскольку правда не в словах, а на весах.

Вместе:

На справедливый суд

Дороги все ведут,

Где обретут заслуженный финал.

Награда или кнут —

Последствия найдут

Того, что ты при жизни выбирал.

Ты выбирал.

Минос:

Час суда настал,

Был ты стар иль мал,

Богат иль беден,

Честен или плут —

Радамант:

Ответишь здесь сполна

За все свои дела,

Когда их цену назовут.

Аид:

Свершится справедливый суд.

Вместе:

На справедливый суд

Дороги все ведут,

Где обретут заслуженный финал.

Награда или кнут —

Последствия найдут

Того, что ты при жизни выбирал.

Ты выбирал.

  • Минос:
  • Вершится суд над душой нимфы Эвридики.
  • Возложите деяния на весы.
  • Душа Эвридики:
  • Что… Что со мной?
  • Где я?
  • Что происходит?!
  • Орфей?.. Орфей!!!
  • Аид:
  • Остановите процесс. Уведите душу.
  • Её судьба ещё не решена.
  • Эвридика вспомнила тебя, Орфей.
  • Разве не этого ты желал?
  • А ты подумал, мир спасая,
  • Какую причинишь ей боль?
  • Условие моё ты знаешь.
  • Теперь решенье за тобой.
  • Орфей:
  • Сейчас землёю смерть и голод правят.
  • Что толку мне вести её в кошмар?
  • Аид:
  • Спокоен будь, Олимп вас не оставит.
  • Для них ты, видно, ценный экземпляр.
  • В разрухе, на земле после погрома,
  • Герою скоро сыщется работа.
  • Орфей:
  • Допустим, так. А как же Персефона?
  • Аид:
  • А Персефона – не твоя забота.
Рис.7 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Капкан

(Орфей)

Проложена легко была дорога

До цели прямиком,

И вот она – цель.

Почувствовал себя почти что богом

И получу, чего хотел.

Но здешний воздух полон наваждений

И боли незаживших ран,

В нём сны и миражи моих сомнений

Переплетаются в капкан.

Самообман, словно стена!

Перед глазами пелена.

Правду во лжи скроет туман.

В чём же здесь мой

Самообман?

Мой самообман…

Героем быть, не знающим вопросов,

И горы двигать без труда

Мне было на земле легко и просто,

Казалось, это навсегда.

Но здешний воздух полон сожалений,

И по следам открытых ран

Крутые виражи моих решений

Переплетаются в капкан.

Самообман, словно стена!

Перед глазами пелена.

Правду во лжи скроет туман.

В чём же здесь мой

Самообман?

Мой самообман…

Вернуть свою любовь хотел.

А может, это лишь предлог?

Чтоб доказать, что для меня предела

Не установит даже бог…

Самообман, словно стена!

Перед глазами пелена.

Правду во лжи скроет туман.

В чём же здесь мой

Самообман?

Мой самообман…

Рис.8 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Будь, кем захочешь!

(Геката, миражи: Эвридика, Персефона)

Ты во сне,

Или это наяву – решаешь сам,

Нити судьбы застыли.

Ты искал

Ответы, я тебе их дам:

Из них выбирай любые.

Будь, кем захочешь,

Сотвори сам свой ад!

Скоро решится,

Кем тебя запомнят.

Три ипостаси спорят в голове.

На чьей ты стороне?

Эвридика:

Ты любим

Прекрасной девой, музами храним,

Всевидящих богов достойный сын.

Всегда покорен и послушен им

Отныне.

Персефона:

Ты герой!

Спаситель мира, избавитель мой.

И даже боги жалки пред тобой.

А твоё имя сквозь века стеной

Застынет!

Геката:

Или ты

Не принят ни богами, ни людьми.

Твой голос путь откроет в новый мир,

Как первый выстрел будущей войны

Меж ними!

Будь, кем захочешь,

Сотвори сам свой ад!

Скоро решится,

Кем тебя запомнят.

Три ипостаси спорят в голове.

На чьей ты стороне?

На чьей ты стороне?

Рис.9 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Ты во сне,

Или это наяву – решаешь сам.

Нити судьбы застыли.

Ты искал

Ответы, я тебе их дам.

Из них выбирай любые…

Спи и выбирай.

Будь, кем захочешь,

Сотвори сам свой ад!

Скоро решится,

Кем тебя запомнят.

Три ипостаси спорят в голове.

На чьей ты стороне?

На чьей ты стороне?

  • Орфей засыпает.
  • Появляется Гермес.
  • Фурии уносят спящего Орфея во дворец Аида.
  • Гермес: Геката! Что ты сделала с Орфеем?
  • Надеюсь, он спит…
  • Геката:
  • Он спит.
  • Гермес… Тебя здесь быть уж не должно,
  • Раз получил отказ ты от Аида.
  • А может, дело то не решено?
  • Откройся мне, ведь я тебя не выдам.
Рис.10 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Наше ли дело?

(Геката, Гермес)

Геката:

Так что задумал ты на этот раз?

Гермес, я знаю, ты – изрядный плут.

Ну, говори, никто не слышит нас,

Похоже, ты не зря остался тут.

Гермес:

О, сколько можно, многоликая,

Спорить нам?

Мне ясно виден в этих томных глазах обман,

И потому, хотя придумал умнейший план,

Тебе вмешаться я в него не дам.

Вместе:

Наше ли дело – лезть в чужие дела?

Нрав богов порочен от начала дней.

Знает каждый дурак:

Если себе не враг —

Ссориться не стоит с теми,

Кто сильней.

Но кто сильней?

Геката:

И как узнаю я, что план умён,

Когда не хочешь ты его открыть?

Вдруг неудача, и сорвётся он?

Потом вовек не сможешь убедить.

Гермес:

О, сколько можно, многоликая,

На ножах быть нам?

Доверься же моей гениальности!

На женской жалости любовь

Даёт ростки всегда,

И плана лучше не изобрести.

Геката:

Наше ли дело – лезть в чужие дела?

Нрав богов порочен от начала дней.

Знает каждый дурак:

Если себе не враг —

Ссориться не стоит с теми,

Кто сильней.

Но кто сильней?

Рис.11 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Геката:

Так что там с Персефоной?

Говори скорей!

Гермес:

Ей от Аида не уйти, прекрасно знаем мы.

Но от трагической судьбы её спасти должны,

Чтоб стали домом стены злой тюрьмы,

Мы поменяем точку зрения ей, и вот:

Злодей становится героем, и наоборот.

Любовь слепа и ничего не поймёт.

Во имя жизни на земле этот ход.

Он благо всем принесёт.

Он благо всем принесёт!

Вместе:

Да, наше дело – лезть в чужие дела!

Нрав богов порочен от начала дней.

Знает каждый дурак:

Если себе не враг —

Ссориться не стоит с теми,

Кто сильней.

Но кто сильней?

  • Геката:
  • О да, Гермес, ты всех умней!

Геката уходит.

  • Гермес:
  • Я всех умней…

По тонкой грани

(Гермес)

Гермес:

Когда две силы в неразумном бою

Сошлись, и гнев богов не остановить,

Кому-то нужно устоять на краю,

Найти сквозь хаос путеводную нить.

Я сразу понял нашей жизни секрет:

Здесь каждый увлечён какой-то игрой.

А в этих играх правил попросту нет.

И непонятно, кто злодей, кто герой.

Рис.12 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

По тонкой грани

Между судьбой и мечтой

Мы ходим сами

Или ведём за собой,

Но выбирая,

Всё или ничего,

Не потерять бы себя самого.

У добродетели дорога трудна,

Зато потом не в чем себя упрекнуть.

А подлость – та всегда идёт на ура,

Но наполняет смутной тяжестью грудь.

И те капканы, что нам ставит Судьба,

Одной тропинкой точно не обогнуть.

Наш бедный мир распят меж зла и добра,

В нём середина – благороднейший путь.

По тонкой грани

Между судьбой и мечтой

Мы ходим сами

Или ведём за собой,

Но выбирая,

Всё или ничего,

Не потерять бы себя самого.

Не потерять бы.

Я уповаю на ту силу, что сотни лет

Соединяет с чёрным белое, тьму и свет.

Все ставки сделаны,

Осталось узнать ответ —

Спасёт наш мир любовь

Или нет…

По тонкой грани

Между судьбой и мечтой

Мы ходим сами

Или ведём за собой,

Но выбирая,

Всё или ничего,

Не потерять бы себя самого.

Не потерять бы…

Рис.13 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

ДВОРЕЦ АИДА

Покои Персефоны

  • Персефона:
  • Весь этот плач и стоны, там, снаружи…
  • Как жуткое слияние голосов!
  • Всё это…
  • Тень:
  • Души. Край теней разбужен
  • Орфея пением.
  • Больше не дарит снов река забвения.
  • И неизвестно то, когда подарит вновь.
  • Персефона:
  • Но… Как же души?
  • Как же им помочь?
  • Тень:
  • Персефона:
  • Оставь меня.
  • Ну! Вон! Поди же прочь!
Рис.14 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Оступилась

(Персефона, миражи душ)

Кажется мне —

Все закрылись двери.

Стены тюрьмы моей – толща льда,

И каждый миг прибывает в ней через щели

Вода —

Слёзы душ,

Что им не выплакать никогда.

И в этом моя вина!

Оступилась

И падаю вниз,

А за мной целый мир

Разлетелся в осколки

Изо льда.

Дорого обошёлся каприз —

У свободы моей

Оказалась жестокой цена.

Жестока свободы цена!

Каждый их крик

Моё сердце ранит.

Каждая боль – это моя боль.

Там, на земле,

Все мечты они потеряли,

Но и здесь не нашли покой!

И в этом моя вина!

Оступилась

И падаю вниз,

А за мной целый мир

Разлетелся в осколки

Изо льда.

Дорого обошёлся каприз —

У свободы моей

Оказалась жестокой цена.

Жестока свободы цена!

Миражи душ:

И в этом твоя вина!

Персефона:

Жестока свободы цена!

Оступилась…

Крылья свободы над головой

Прошуршали эхом из сна.

Путь по обломкам

Передо мной —

Всё, что я исправить должна…

Всё это моя вина!

  • Оступилась
  • И падаю вниз,
  • А за мной целый мир
  • Разлетелся в осколки
  • Изо льда.
  • Дорого обошёлся каприз —
  • У свободы моей
  • Оказалась жестокой цена.
  • Жестока свободы цена!
Рис.15 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?
  • Входит Аид
  • Персефона:
  • Где Орфей? Что ты с ним сделал?!
  • Аид:
  • Считаешь меня беспредельно суровым?
  • Цел и невредим твой Орфей.
  • И кажется, рад, что отправится скоро
  • На землю с любимой своей.
  • Ведь ты так хотела?
  • А данное слово получше других я держу.
  • Но слышишь за окнами жуткие стоны?
  • О них я тебе расскажу.
  • Все души очнулись и рвутся на волю.
  • Прибавилось миру проблем!
  • За это мы скажем спасибо Герою!
  • И тем, кто был с ним…
  • Но совсем не зол на тебя я.
  • Возможно, ты лучше
  • Поймёшь теперь жизни уклад.
  • И смерти. Порой неудача
  • Удачи полезней в сто крат.
  • Останься со мной, и узнаешь ты,
  • Кто миру друг, а кто – враг.
Рис.16 Рок-опера «Орфей». Часть II. Кто ты?

Будь со мной

(Аид)

Весь мир в моих руках.

Я знал,

Что этот час придёт.

Я ждал.

Давно предсказанный итог,

Он воплотился точно в срок.

Но только эту власть отдам,

Её сложу к твоим ногам.

Теперь одной тебе решать —

Кого губить, кого спасать…

Целый мир

Будет нашим

От низов до высот!

Этой власти на стражу

Встанут огонь и лёд.

Лишь сошлись взгляды наши,

Он уже стал иной!

Будь со мной!

Будь со мной.

Земных чудес недолог век.

Дороги все ведут ко мне.

Не стоит слишком дорожить

Тем, что так просто сокрушить.

Но чтобы продолжалась жизнь,

Всего лишь слово мне скажи.

Продолжение книги