Видовое разнообразие и эволюция фашизма бесплатное чтение
© Николай Сергеев, 2022
ISBN 978-5-0056-4189-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Видовое разнообразие и эволюция фашизма
Сокращенный вариант главы 1.14 «Видовое разнообразие и эволюция фашизма» из книги Николая Сергеева «Гидра»
Все либеральные демократические режимы сильно похожи друг на друга. Это обусловлено общим ходом мирового научно-технического, социального и политического прогресса.
Демократии не просто копируют друг друга, а выявляют наиболее прогрессивные формы политических, социальных и экономических отношений. Прогресс этот эволюционный и идёт в общемировом масштабе, постепенно и глобально.
Культурные, религиозные и любые другие различия народов и стран становятся всё менее значимыми, уступая приоритет общечеловеческим ценностям и общемировой культуре, впитывающей всё самое лучшее из культурных традиций народов мира.
Наука, экономика, культура становятся глобальными. Современное поступательное движение мировой цивилизации по пути прогресса имеет полезный побочный эффект – национальные различия обогащают глобальную мировую культуру, а не разобщают нации.
Фашизм – это всегда особый путь развития, противопоставленный остальному миру.
Пока демократические страны идут прямо по пути прогресса, фашистские двигаются в совершенно другом направлении – направо, налево и даже назад.
Все фашистские режимы отличаются друг от друга в гораздо большей степени, чем страны демократические, несмотря на то что политические режимы имеют общие черты, определяющие их как фашистские и даже в том случае, если прямо копируют друг друга в чем-то.
В условиях фашизма всегда огромное значение имеют исторический контекст, традиции, внешнеполитическая ситуация вокруг страны, экономические и социальные проблемы и прочее.
Политическая программа, методы и тактические цели (стратегические цели у любого фашизма одни – захват и последующее удержание власти) всегда отражают особенности идеологии конкретного вида фашизма. Когда меняются тактические цели, меняется идеология.
Фашизм эволюционирует, мимикрирует, меняет идеологию, методы воздействия на массы, но в том, что составляет непосредственно саму суть фашизма как универсального явления, он остаётся неизменен – в стремлении к тоталитаризму, экстремальному этатизму и насаждению массового культового сознания.
Различные виды фашизма могут отличаться друг от друга настолько сильно, что иногда кажется, что они вообще не имеют ничего общего. Но это только первое впечатление. Любой фашизм имеет свои особенности, напрямую связанные с существующими в стране политическими реалиями, политическим и экономическим положением численно доминирующей социальной, национальной или религиозной группы, защиту интересов которой фашизм декларирует (см. главу 1.1. «Фашизм как термин и как явление»). Эти отличительные признаки также связаны с национальным характером или религиозностью этой привилегированной группы, культурными традициями и историей народа, набором страхов и предубеждений, доминирующих в обществе.
В фашистских политических программах и идеологиях всегда присутствует амбивалентность. Это служит ещё одним из признаков, по которому идеологию можно отнести к категории фашистской. Признаком необязательным, но часто встречающимся.
Фашистская идеология может содержать одновременно антисоциалистические и социалистические элементы, антикапиталистические и капиталистические, модернистские и антимодернистские и так далее. Эти элементы могут присутствовать в фашистской идеологии в равноправной форме, что вроде бы удивительно, на первый взгляд.
Цели, сформулированные во многих фашистских политических программах и идеологиях настолько расплывчаты, что это позволяет легко манипулировать массами с учётом сложившейся в конкретный исторический момент политической конъюнктуры.
Популистские антикапиталистические лозунги итальянских фашистов и немецких национал-социалистов не помешали им наладить сотрудничество с крупным капиталом и после прихода к власти совсем забыть о своих обещаниях. Даже у более непримиримых с капитализмом румынской организации «Железная гвардия» и венгерской «Скрещённые стрелы», не получилось реализовать изначально публично объявленные цели.
Первоначально декларируемый антиклерикальный характер итальянской фашистской партии не только не мешал им сотрудничать с католической церковью, но и заключать с ней соглашения, пропагандировать среди итальянцев церковные взгляды на общество, внешний мир и политику. Антимодернистские лозунги «Железной гвардии» легко сочетались с «национальным обновлением» и «движением в потоке прогресса».
Наиболее явные отличия одного фашизма от другого обусловлены особенностями социальной базы, на которую опирается конкретный фашизм. Именно от этого, прежде всего, зависит фашистская идеология и соответствующие методы пропаганды.
Социальная база и бенефициары фашизма не всегда совпадают, а если сформулировать этот тезис точнее, то они крайне редко совпадают.
Социальной базой нацизма в Германии являлся рабочий класс, безработные и городские обыватели, основной боевой силой – ветераны войны, отставные военные и люмпен-пролетариат, а бенефициаром был крупный финансовый и промышленный капитал.
Итальянский фашизм опирался на крестьянство и мелких землевладельцев, городской средний класс, боевиками были бывшие коммунисты и социалисты, ветераны войны и отставные военные, а бенефициарами – крупные землевладельцы и сельскохозяйственные производители, городская буржуазия и аристократия.
Испанский фашизм, так же, как и итальянский, использовал в качестве своей социальной базы крестьянство и «средний класс», но включал также городскую буржуазию. Боевой силой были действующие испанские военные. Бенефициаром была аристократия, католическая церковь и крупные землевладельцы.
Чили пережила в XX веке последовательно две фашистские диктатуры – левую и правую. Социалисты выступали от имени рабочего класса и крестьянства, людей труда вообще. При Пиночете численно доминирующая группа – это всё население страны, за исключением социалистов, коммунистов и вообще левых. Сторонники Пиночета – это был всё тот же чилийский народ, но уже разочаровавшийся в социалистах и марксистском варианте социализма. Боевой силой социалистов были вооружённые рабочие отряды, а у Пиночета чилийские военные. Бенефициары левого фашистского режима – партийная номенклатура, у военной хунты – монополисты, включая иностранные компании, владеющие предприятиями добывающей промышленности страны, крупные землевладельцы.
Вражда фашизмов в разных странах, является правилом, а не исключением. Вызвана она не только экономической, внешнеполитической или иной конкуренцией, но также различиями в идеологии, в своём понимании правильной интерпретации фашизма, тоталитаризма и социального государства, а также различиями в оценке прошлого, во взгляде на будущее страны и всего мира.
Муссолини противился желанию нацистов присоединить Австрию, он одно время даже открыто говорил о необходимости защиты этой страны от «прусского варварства». Итальянские фашисты снабжали оружием австрийское правительство Энгельберта Дольфуса, чтобы в Австрии было создано независимое от влияния Германии национальное фашистское государство по итальянскому образцу.
Муссолини в 1933 году даже обещал Дольфусу, что в случае разгрома в Австрии нацистов и социалистов, австрийское правительство сможет рассчитывать на прямую военную поддержку фашистской Италии в борьбе против нацистской Германии.
В качестве предупреждения присоединении Австрии к Германии, Муссолини действительно выдвинул свои войска на Альто Адидже. Италия и Германия оказались на грани настоящей, а не дипломатической войны. Весь мир затаил дыхание в ожидании вооружённого конфликта между двумя фашистскими государствами.
В последствии этот конфликт, который мог стать причиной новой большой европейской войны, был обыгран в фильме Чаплина «Великий диктатор», где диктатор Хинкель (пародия на Гитлера) вступил в конфликт с диггатиче (диктатором) соседней страны Бактерия по имени Бензино Напалони (пародия на Муссолини), придвинувшим свои войска к границе государства Остерлих (намёк на Австрию), ставшую предметом раздора между двумя фашистскими диктаторами.
Муссолини в 1933 году проявлял личную инициативу в переговорах по заключению договора о дружбе с Советским Союзом, для уменьшения влияния Третьего Рейха в Европе. Дуче утверждал, что СССР и Италия очень похожие страны, в особенности своей внутренней и внешней политикой, государственной экономикой. Единственное, что, по мнению Муссолини, следовало бы сделать Советскому Союзу, это немного изменить свою идеологию в направлении корпоративизма итальянского типа и расширения возможностей для государственного капитализма.
Итальянский фашистский вождь мечтал о дружбе со Сталиным и превращении СССР в классическое фашистское государство, он часто говорил о том, что в советской стране фашизм уже практически создан, осталось лишь немного изменить идеологию большевиков.
Галеаццо Чиано говорил о том, что итальянский фашистский тоталитаризм уже на десять лет ушёл вперёд по пути, которым должны последовать и обязательно последуют все остальные страны. По его мнению, весь мир должен безоговорочно принять доктрину Муссолини, усердно учиться пропаганде у фашистов, внимательно изучать и перенимать успешный опыт итальянцев по созданию государства совершенно нового типа.
Были сделаны первые реальные шаги к сближению Советского Союза и фашистской Италии: участились взаимные визиты дипломатических, культурных, а главное военных и военно-морских советских и итальянских делегаций, в октябре 1933 года с дружественным визитом Неаполь посетила советская морская эскадра.
В союзе с СССР Муссолини видел реальный инструмент сдерживания влияния нацистской Германии в Европе. Дуче приходил в неистовство, когда читал в европейских газетах про то, что Третий Рейх, продолжая традиции Италии, стал самым передовым фашистским государством, центром наступающего нового фашистского мира. Муссолини в беседах с приближёнными, называл Гитлера бездарным клоуном, а нацистов пустоголовыми дикарями.
В своих речах, обличающих германское варварство, Муссолини в конце 1934 года называл немецкий национал-социализм продуктом язычества и пережитком первобытного строя, «расизмом из психиатрической лечебницы», который только примитивно подражает итальянскому фашизму.
Часто в рамках даже одного государства существовал целый набор различных фашизмов, враждебных друг другу.
Фашисты всегда стараются полностью «зачистить» политическое поле внутри страны от «неправильных» фашистов, полностью истребить сторонников другого фашизма, по причине того, что самую лютую ненависть фашисты испытывают не к своим реальным политическим врагам, а к «предателям» – идеологически близким фашистским движениям другого вида. Причина такой ненависти очевидна – внутривидовая борьба среди различных фашизмов происходит из банальной конкуренции на одном и том же политическом поле, из-за борьбы за одних и тех избирателей, составляющих общую социальную базу идеологически похожих фашистских политических движений.
Ненависть к идеологически похожим – характерная черта не только фашистских, но вообще любых тоталитарных сообществ, главной объединяющей силой в которых является культовое сознание его членов и универсальный набор догм. Доказательством тому служат различные религиозные войны и массовый террор по отношению к еретикам. Ненависть такого рода всегда взаимна. Например, адепты двух разных религиозных течений, в рамках одной конфессии, всегда обвиняют друг друга в ереси.
В Австрии сначала к власти в феврале 1934 года пришли сторонники «классического» корпоративистского фашизма – австрофашисты (хеймверовцы). Но уже через пять месяцев австрийские национал-социалисты, при поддержке гитлеровской NSDAP свергли хеймверовцев и убили австрийского канцлера Энгельберта Дольфуса. Нацисты устроили настоящую охоту на австрофашистов, которая закончилась полным истреблением последних уже после аншлюса Австрии.
В Венгрии сторонники корпоративистского фашизма итальянского образца (хунгаристы) в 1944 году были свергнуты своими противниками, венгерскими нацистами (нилашистами), во главе с Ференцом Салаши.
В Румынии противоборство между «классическими» фашистами и национал-социалистами привело к взаимному истреблению и кровопролитной гражданской войне.
Первые фашистские партии в Европе, созданные в 1919—1925 годах, родились в странах, переживших либо коммунистические революции, закончившиеся возникновением советских правительств, либо реальные попытки захвата власти коммунистами, хоть и не увенчавшиеся успехом, но напугавшие своей жестокостью. Данное обстоятельство подтверждает то, что они были созданы в противовес росту популярности социалистических движений, в условиях страха от возможного прихода к власти коммунистов.
Как не трудно заметить из приведённых примеров, большое количество европейских стран в 1919 – 1945 годах проходила следующие стадии:
– Среди людских масс резко увеличивается популярность коммунистических организаций и политических партий, с последующими попытками захвата власти коммунистами, иногда увенчавшимися успехом (Баварская Советская Республика, Финская Советская Республика, Бременская Советская Республика, Венгерская Советская Республика, Эльзасская Советская Республика и прочие).
– После подавления коммунистического мятежа или после падения коммунистического режима – непродолжительный демократический период и возникновения новой угрозы захвата власти коммунистами (часто при активной финансовой и организационной поддержке местных коммунистов со стороны Коминтерна и СССР)
– Увеличение популярности и, возможно, даже приход к власти «классических» фашистов.
– Последующее смещение с политической арены «классических» фашистов националистами или сразу приход националистов.
В некоторых европейских странах, успех различных видов национал-социалистических партий в их борьбе с «классическими» местными разновидностями фашизма, монархо-фашизмами, крестьянскими, военными видами фашизма и прочими, был обусловлен тем, что у националистического социального фашизма всегда более обширная социальная база и более действенные методы пропаганды.
Народные массы наиболее восприимчивые именно к националистическим и левым идеям. Идеи социальной справедливости и национального единства всегда находят отклик в душах большинства людей. Конкуренты национал-социалистов в этих странах попросту не смогли мобилизовать массы и если приходили к власти, то исключительно на волне популярности итальянского фашизма, а также благодаря усилиям старых политических элит, напуганных опасностью коммунистических революций.
В одной только Франции, ещё до оккупации её Третьим Рейхом, существовало сразу двенадцать больших и малых фашистских организаций, конкурирующих между собой за внимание французов. Наиболее многочисленными и широко известными были четыре основных направления: французский вариант итальянского корпоративистского, так называемого «классического» фашизма, который назывался «франсизм», французская версия национал-социализма, представленного многочисленной Parti Populaire Français (Французской народной партией), французский вариант испанского франкизма, именуемый «кагуляры» – Organisation secrète d’action révolutionnaire (Секретный комитет революционного действия) а также аристократический монархо-фашизм – «Action française» (Французское действие). Были ещё «Les Croix de Feu» (Огненные кресты), «Camelots du Roi» (Королевские молодчики) и ещё шесть мелких фашистских движений. Все эти движения враждовали между собой. Сейчас сложно даже представить, какой винегрет из фашистских движений и политических партий был представлен избирателю в политическом меню Третьей Французской Республики.
Лишь во второй половине двадцатого века сменился тренд – к власти в странах «третьего мира» стали приходит военные фашистские режимы, которые сначала получали власть путём военного переворота, а затем начинали постепенную фашизацию страны, разрабатывали под свои нужды идеологии, создавали массовые политические фашистские организации, органы государственной пропаганды, реформировали государственный аппарат.
Фашизм не конструируется из абстракций и не создаётся на пустом месте, он лепится из уже существующих конкретных страхов и настроений в обществе, обид и унижений, исторических мифов и религиозных предрассудков. Муссолини утверждал, что он не изобретал фашизм, а вытащил его из умов итальянцев.
После Второй мировой войны дискредитировавший себя беспримерной жестокостью национал-социализм перестал быть идеалом, к которому стоило бы стремиться политикам.
Нацизм с его концлагерями и воинственным национализмом, приведшим Европу к очередной мировой войне, бросил зловещую тень на правый, а в особенности на праворадикальный националистический фашизм как возможный вариант «третьего пути» (движения «третьего пути» – политические течения не связанные ни с либерализмом, ни с коммунизмом).
Возрождение нацизма стало невозможно, по крайней мере, в Европе, на многие десятилетия после приговоров Нюрнбергского трибунала и целого ряда других, менее масштабных судебных процессов над нацистами.
Политики-популисты стали искать другие идеи, которые могли бы мобилизовать массы не хуже классического итальянского фашизма или немецкого национал-социализма, но не связываемые в массовом сознании напрямую с фашистскими европейскими политическими режимами первой половины XX века.
Вакантные места на мировой политической сцене, которые освободили поверженные немецкий нацизм, итальянский фашизм и другие разновидности раннего европейского фашизма, постепенно стали занимать новые фашистские политические движения, идеологически отмежевавшиеся от своих предшественников. Тем не менее и эти послевоенные разновидности не смогли скрыть свои основные родовые фашистские черты.
Левый фашизм
Как социалисты вышли в 19 веке из профсоюзной среды, так и европейские фашисты вышли из среды социалистов.
В марте 1919 года в Милане, а затем и по всей Италии стали создаваться первые фашистские организации, которые называли себя боевыми союзами. Политическая программа нового движения была социалистической: ликвидация монархии, отмена титулов, введение налога на крупный капитал, установление 8-ми часового рабочего дня, гарантированные государством социальные льготы для рабочих и служащих, упразднение обязательной воинской повинности, аграрная реформа по принципу «Земля тем, кто её обрабатывает», то есть конфискация земли у крупных землевладельцев и передача её итальянским крестьянам.
Все первые фашистские организации в Германии, которые возникли в 1919 – 1922 году были левые. Созданный в марте 1918 года слесарем Антоном Дрекслером политический рабочий кружок, ставший в 1920 году национал-социалистической рабочей партией Германии, был не только националистическим, но и левым.
Когда Адольф Гитлер присоединился к сторонникам Дрекслера, нацистская партия насчитывала всего 6 человек, а будущий фюрер стал седьмым её членом, в программе новой партии в качестве политических целей присутствовали: социализм, сильное государство, возрождение армии и возвращение Германии территорий, потерянных в результате поражения в Первой мировой войне.
После окончания Второй мировой войны на политическую сцену первым вышел штрассеризм. Штрассеризм, называемый по имени своего главного теоретика Грегора Штрассера, представляет собой разновидность левого национал-социализма.
Грегор Штрассер был фактическим руководителем социалистического крыла нацистской партии и длительное время возглавлял пропагандистский отдел NSDAP. Гитлеровская партия получила огромную популярность в стране именно благодаря левым нацистам, руководимым Грегором, их исключительно эффективной пропаганде среди немецких рабочих и городского среднего класса, ориентированной больше на идеи социализма, чем на национальную исключительность и расовую нетерпимость.
Численность национал-социалистической партии Германии выросла более чем в 50 раз всего за девять лет, с 1924 года по 1933 год. Грегор Штрассер, не уступая Гитлеру в ораторском мастерстве и организаторских способностях, занял положение второго человека в партии, практически сразу после провала «пивного путча» 8—9 ноября 1923 года.
Штрассер был категорически против расизма и настаивал на левом, пролетарском пути нацистской партии. Он яростно критиковал соглашательскую политику Гитлера по отношению к крупному финансовому и промышленному капиталу, потомственной немецкой аристократии.
После союза Гитлера с немецкими банкирами и промышленниками, Грегор открыто называл Гитлера предателем интересов рабочего класса Германии и говорил о том, что партия, оставаясь национальной и рабочей, перестаёт быть социалистической. На этой почве между Штрассером и Гитлером возник длительный незатухающий конфликт.
Грегор Штрассер был арестован сторонниками Гитлера в «ночь длинных ножей» и был убит в тюремной камере 30 июня 1934 года.
Младший брат Грегора Отто, будучи ранее убеждённым социал-демократом и даже активным членом немецкой социал-демократической партии, в 1925 году вступил в нацистскую партию и сразу стал заметной фигурой в NSDAP, выполняя сначала роль секретаря своего старшего брата, а впоследствии исполняя обязанности редактора газеты «Berliner Arbeiterzeitung» (Берлинская рабочая газета), созданной годом ранее братом Грегором.
Газета, руководимая Штрассером, в своих публикациях призывала к национализации промышленности и банков. Отто Штрассер часто подчёркивал идеологическую близость национал-социализма и российского большевизма. Преклонение Отто перед СССР вызывало сильнейшее раздражение у части нацистов, так называемого «гитлеровского крыла» NSDAP.
Выйдя из NSDAP, Отто Штрассер начинает объединять вокруг себя бывших нацистов, покинувших партию по причине политических разногласий с Гитлером, Гиммлером и их сторонниками, а также немцев, не решившихся вступить в нацистскую партию, по то же причине. Отто вместе со своими сторонниками создаёт, в противовес Гитлеру национал-социалистическую организацию «Schwarze Front» (Чёрный Фронт – Боевой союз революционных национал-социалистов), постоянно критикует Гитлера и Гиммлера, называет себя подлинным немецким национал-социалистом.
После разгрома сторонниками Гитлера левого крыла нацистской партии, большая часть внутрипартийной оппозиции, избежавшей физического уничтожения, вынуждена была покинуть Германию.
Отто Штрассер бежал сначала в Австрию, затем в Чехословакию, а в 1941 году в Швейцарию. В эмиграции в разные годы он учреждает ряд новых организаций: «Комитет действий германской революции», «Германское народно-социалистическое движение», «Германский фронт против гитлеровского фашизма», «Движение за свободу Германии» и «Немецкий национальный совет». Он пишет программные статьи, заложившие основы современного левого национал-социализма.
В своих работах Отто призывал к тотальной мировой войне с капитализмом и масонством, при тесном сотрудничестве с СССР. Он утверждал, что основой национального социализма может быть лишь уважение других «национальных социализмов», у других народов, в других странах. Штрассер поддерживал создание еврейского государства и признавал за евреями право на собственный национал-социализм.
По мнению Отто Штрассера, классический марксистский классовый подход к пониманию общества, экономических и общественных отношений слишком упрощён. Поэтому он считал, что ни социал-демократы, ни коммунисты никогда не смогут создать подлинное социалистическое государство без учёта такого важного объединяющего людей фактора, как национальное самосознание народных масс, без важного объединяющего людей принципа – национальной самоидентификации.
Отто Штрассер считал, что ощущаемая каждым человеком принадлежность к определённой нации является главной составляющей идентичности человека, не тождественна чисто биологическим критериям, а также юридическим категориям – подданству или гражданству. Человек может быть рождён француженкой и австрийцем, но чувствовать себя немцем или жить в далёкой Бразилии и точно также считать себя немцем. Штрассер полагал, что в том, и в другом случае такого человека следует безоговорочно относить к немецкой нации, вопреки расовой теории Ханца Гюнтера, положенной в основу государственной идеологии Третьего Рейха.
Отто утверждал, что единственный путь к созданию государства социальной справедливости – национал-социализм. В своих статьях он писал о необходимости создать такую государственную идеологию, которая точно бы воспроизводила традиционное представления народа о социальной справедливости.
Штрассер настаивал на том, что нужно создать такое социально ориентированное государство, которое бы не только соответствовало бы национальным особенностям, менталитету народа, его пониманию собственной истории, но и полностью соответствовала его традициям в сфере политических и экономических отношений, экономики и культуры. Именно по наличию таких особенностей социального государства Штрассер определял «не просто социализм, а настоящий национальный социализм».
В экономике и политике он предлагал существенно увеличить роль самоуправления в профессиональных организациях и профессиональное представительство в органах власти (корпоративизм).
С окончания Второй мировой войны и до настоящего времени штрассеризм популярен по всему миру.
Во Франции штрассеровцы объединились в «Groupe Union Defense» (Группа совместной обороны) и «Renouveau Francais» (Французское Возрождение). В Великобритании с начала 1970-х левые национал-социалисты оформились как самая заметная часть партий движения «National Front» (Национальный Фронт) и в отдельную партию «National Party» (Национальная Партия). Аналогичные партии и движения существовали в Дании, Швеции, Бельгии, Нидерландах и многих других европейских странах. Особенно популярен штрассеризм был в Италии в 1970—1990 годы.
Даже в Германии, прошедшей через денацификацию, последние пятьдесят лет периодически возникают подобные штрассеровские организации.
Члены VSBD (Народно-социалистическое Движение Германии) после запрета в 1982 году, влились в «Nationalistische Front» (Националистический Фронт). Параллельно возникла «Freiheitliche Deutsche Arbeiterpartei» (Свободная Германская Рабочая Партия).
В настоящее время мы наблюдаем рост национал-социалистических движений штрассеровского толка в Америке, Австралии и Новой Зеландии.
Одним из популярных видов левого фашизма, кроме штрассеровского национал-социализма, являются также национал-большевизм и национал-синдикализм.
Современные национал-большевики, считая своими предшественниками синдикалиста Жоржа Сореля и национал-социалиста Отто Штрассера, тем не менее дистанцируются от них, рекламируя своё движение в качестве абсолютно нового, лишённого недостатков предыдущих традиционных социальных националистов (национал-социалистов и национал-синдикалистов).
Создатель этого направления Эрнст Никиш и его соратники включали в понятие «национал-большевизм» марксистские идеи, заменив в них диктатуру одного класса, на диктатуру всего народа, составляющего по их определению «единое целое». Они умудрились совместить национал-социалистические принципы и большевистскую идеологию.
Национал-большевики считают, что освобождение рабочего класса от гнёта эксплуататоров возможно лишь в том случае, если социалистическая революция соединится с национальной, а следовательно, лишь объединение классовой борьбы с национальным освобождением народа может иметь успех.
В 1930 году Никиш написал программу национал-большевистского движения, в которой определил основные направления борьбы против либерализма, капитализма, и против «варварского азиатского большевизма».
Никиш призывал вернуться к природе, к естественному состоянию человека. Для этого он считал необходимым максимально сократить промышленное производство и осуществить принудительное переселение городских жителей в деревню. Он считал, что нужно силой заставить горожан учиться простому крестьянскому труду.
Также, по мнению Никиша и его последователей, необходимо было отменить деньги и частную собственность, заставить людей жить в общинах, воспитывать в гражданах чувство коллективизма и необходимости отдать свою жизнь делу служения народу и государству.
Идеи Никиша получили своё развитие в последующих программах коммунистических и национал-социалистических движениях по всему миру. Особенно бурно развитие национал-большевизм получил в Азии в период с 1943 по 1979 год.
Я был сильно удивлён, когда узнал о том, что в России несколько лет назад была создана национал-большевистская партия. Один мой знакомый привёз из Москвы газету «Лимонка», которую издают доморощенные русские национал-большевики. Если честно, я ничего не понял из написанного. Очень много пафоса и эмоций. Наверное, чтобы почувствовать написанное (а понять это невозможно), необходимо находиться на одной эмоциональной волне с авторами. Полагаю, что из этой идеи в России вообще ничего выйти не может. Ни хорошего, ни плохого. По моему скромному мнению, идеи национал-большевизма крайне далеки от русского народа.
Молодой Мао Цзэдун положительно высказывался об идее совмещения национальной и социалистической революций. На основе этой идеи, а также присущего китайцам национализма и китаецентризма, было создано новое марксистское учение, которые мы сейчас называем «маоизм».
Маоизм был не первой попыткой скрестить «ежа и ужа», совместить национальную революцию с социалистической, но, как я полагаю, наиболее удачной.
В основу маоизма вначале была положена теория «новой демократии», объединяющая основные принципы как буржуазной демократии, так и социализма. В доктрине Мао нашлось место многим принципам, ранее предложенным теоретиками фашизма, например, аграрный социализм, корпоративизм.
После 1949 года произошли поворот в политике КПК и серьёзная ревизия теоретической платформы партии. В стране была провозглашена пролетарская диктатура, целью которой назывались обычные для коммунистической партии цели – социалистическая индустриализация и построение в кратчайший срок социализма. Но главным отличием от аналогичных программ других азиатских коммунистических партий того времени, было то, что достижение объявленных целей должно происходить непременно с учётом китайской национальной специфики, истории и традиций китайского народа, особенностей его менталитета.
Позднее многие азиатские левые партии будут копировать китайский опыт и заимствовать некоторые элементы маоистской идеологии. Несмотря на отказ Китая от «новой демократии», сейчас в мире существует несколько «классических» маоистских политических движений и партий. Такие, например, как «Sendero Luminoso» (Сияющий путь) в Перу, коммунистическая партия Филиппин и маоистская партия Непала.
Камбоджиец Салот Сар, более известный в мире под именем Пол Пот, в 1949 году, ещё будучи студентом, познакомился с идеями национал-большевизма. Во время учёбы в Парижском университете он посещал студенческий кружок национал-социалистов. Его друг Иенг Сари познакомил Пол Пота с национал-социалистом Кенг Ваннсаком, оказавшим на будущего камбоджийского диктатора огромное влияние. Позднее Пол Пот вместе с Иенг Сари, Рат Самоён и Кенг Ваннсаком организовали в 1950 году свой собственный марксистский кружок.
Придя к власти в 1975 году это бывшее студенческое братство молодых камбоджийцев на практике реализовала свои идеи построения национального аграрного социализма. Они показали наглядно, чем заканчиваются мечты о справедливом социальном тоталитарном государстве, построенном на фашистском принципе «принуждение во благо».