Абхазия. Прогулки рука об руку бесплатное чтение
© Дмитрий Кругляков, 2023
© Надежда Давыдова, 2023
ISBN 978-5-0056-4419-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предвкушение
На берегу Черного моря, примыкая водами реки Псоу к южной оконечности Краснодарского края, а Главным Кавказским хребтом к Карачаево-Черкессии, вытянулась в сторону Грузии маленькая страна, уникальная экосистема, край мандаринов, галечно-песчаных пляжей и чистого моря.
Это Абхазия, частично признанная республика, хотя многие считают ее Россией, что неудивительно: валюта одна и та же (абхазский апсар можно найти лишь в национальном банке, но он интересен только коллекционерам), все говорят на русском языке и каждый второй, если не первый, имеет российское гражданство. Но все же это не Россия, а другая страна со своим уставом, негласными правилами и законами, красиво завуалированными легко сбивающими с толку легендами…
Отправляясь на новогодние каникулы в Абхазию, мы тешили себя надеждами, памятуя душевные отзывы наших друзей о поездке в Адыгею с компанией «База Земля», предложившей этот заманчивый по всем параметрам экскурсионный тур. А потому не готовились, поправ основное правило путешественника, требующее изучать место предстоящего отдыха, за что, собственно говоря, и поплатились. Так как для нашего туроператора этот выезд был экспериментом, пробным шаром или, если быть точнее, обычным корпоративом (по нашему глубокому убеждению), легшим на плечи ничего не сведущих туристов, с неоднократным изменением программы и прочими неурядицами, о которых, признаться, и упоминать даже не хочется. Но оставим их на совести организаторов, а сами предадимся воспоминаниям…
Очамчира
Конечным пунктом нашего маршрута после пересечения границы, местом отдыха и постоянного базирования на все дни экскурсионного тура был тихий населенный пункт Очамчира (Ochamchire), возникший на месте древнегреческого полиса Гюэнос, впервые упомянутого в VI веке до н.э. греческим мореплавателем и географом Скилаком Кариандским, и являющийся в наши дни одним из древнейших городов Абхазии.
Однако своей однотипной застройкой, а именно двухэтажными домами с традиционными, радующими глаз, открытыми галереями-верандами и разбитыми подле садами с мандариновыми деревьями, украшенными словно елка огненными шарами, и стройными рядами небольших виноградных угодий, Очамчира, по сравнению с тем же Сухумом, больше напоминает крупное село, нежели привычный мегаполис. Город сильно пострадал во время Грузино-абхазской войны 1992—1993 годов, ожесточенные бои велись здесь за каждый клочок земли, а потому в округе очень много разрушенных и пустующих зданий. Поэтому и особых достопримечательностей здесь нет, окромя заброшенного здания ж/д вокзала, имеющего типичную для всех аналогичных объектов Абхазии архитектуру, да тенистой хвойной аллеи, тянущейся вдоль берега моря из центра в сторону Сухума.
Нет тут и привычных для больших городов звуков, лишь шум прибоя, всплеск волн, полирующих о прибрежный песок каменистую мелюзгу и опустевшие раковины, шорох шин машин, проносящихся за окном отеля, да завывание ветра в кронах деревьев в минуту ненастья под мелодичную капель дождя. А по утру робкие лучи январского солнца, щупающие еще непрогретую землю, радостный гомон проснувшихся птах и скромные бутоны шиповника, спешащего отряхнуть свои лепестки от зимней спячки. Пройдет еще совсем немного времени и наступит долгожданная весна, устилая луга, долины и межгорья ярким первоцветом, заискрятся ручьи, сбегая серебряными нитями с горных вершин, станут полноводными горные реки, а плодородная земля подарит первый урожай.
Ведь, по древней легенде, этот райский уголок, территорию нынешней Абхазии, Бог берег для себя, но отдал трудолюбивому абхазу, проникнувшись щедростью его души, хотя тот и опоздал на встречу с Господом, так как был занят гостем, выпроводить которого абхазу не позволили правила гостеприимства. Лучезарная улыбка, сверкающие радостным блеском глаза и добрые слова приветствия – главные отличительные черты настоящего абхаза. И это истинная правда, без преувеличения!
Таковых здесь большинство, взять хотя бы водителя такси Виталия и его жену Ларису, которые радушно пригласили нас к себе домой на чашечку кофе, а заодно накормили вкусным обедом и угостили прекрасным домашним вином. Либо Медею, гостеприимную хозяйку кафе-ресторана «Акиафурта», у которой для каждого найдется и вкусная домашняя еда, и теплое слово, и задорная песня. Или продавщиц магазина возле АЗС. И многих-многих других. Хотя бывают и исключения, потому как души абхазских мужчин, по словам Медеи, изранены войной. Поэтому, если вы не хотите попасть под их горячую руку либо быть «обласканы» бранным словом, лучше вам попросту отступить. И при этом неважно, кто из вас был прав, а кто виноват. И правила гостеприимства тут уже ни при чем, как и мораль легенды, повествующей про абхаза, укрывшего в своем доме кровного врага, тем самым спасая ему жизнь.
А потому, столкнувшись на практике с такой ситуацией, мы оказались в ловушке собственных иллюзий и навязанных гидом стереотипов, облаченных в красивую обертку древних сказаний. Радостное упоение от новогодних праздников рухнуло в одночасье и тотчас переродилось, увлекаемое новыми событиями. Наша групповая поездка, не успев начаться, была досрочно завершена, перейдя в плоскость индивидуального тура, программу которого пришлось верстать буквально «на коленке». Но все это было столь стремительным, что казалось неправдоподобным, а потому было быстро вытеснено новыми эмоциями. И все сразу встало на свои места, даже несмотря на неудавшуюся попытку примирения с моей стороны, ибо, как говорят мудрые абхазы, умение прощать и признавать собственные ошибки отличает настоящих мужчин от глупцов, продолжающих терзать свои души мнимыми обидами.
Вид в сторону порта
Дом с галереей-верандой (ул. Омара Бейгуа)
Здание ж/д станции
Станционные здания
Декор ж/д станции со стороны платформы
Декор антаблемента и капителей
Ильич, мозаика, заброшенная автобаза
Дом с фасадным навесом (ул. Омара Бейгуа)
Жилой дом, сандрик с раковиной (ул. Адлейба)
Крейсер «Аврора» и голубь мира, мозаика
Панно «Всадники», чеканка (ул. Вайнахская)
Жилые дома на улице Адлейба
Жилые дома в районе ж/д станции
Лариса и Виталий Мацапия
Заброшенный дом (ул. Леонтия Лабахуа)
Фонтан «Море» с рыбами, раковинами и мозаикой
Вечер, закат
Осколки войны: забытая гостиница
Краски раннего январского утра
Слип для спуска лодки
Юный серфингист
Шумные волны
Морские буны
С шишками хвойных великанов
На набережной возле Музыкальной школы
Автобусная остановка, декор фасада, мозаика
Пальма на фоне заснеженных гор
Колоритные руины
Щенята, граффити
«Старик» у моря
Морские «глазуньи», фонтан «Море»
Суккулент в изящном горшке
Фонтан «Губки»
Сочный апельсин
Фонтан «Золотые рыбки»
Пламенеющий закат
Новый Афон
Новый Афон, известный с III века как Анакопия (Трахея), некогда был крупным торговым городом, крепостью, а в конце VIII века – даже столицей Абхазского царства. В 1875 году монахами, прибывшими с греческой афонской обители Святого Пантелеймона, у подножия Афонской горы был заложен мужской Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, быстро ставший важным религиозным центром черноморского побережья, а в наши дни также и одним из наиболее посещаемых мест, включенных в обязательную программу практически всех экскурсионных туров по Абхазии.
Комплекс монастыря включает шесть храмов, в том числе 5-купольный собор Святого Пантелеймона, возвышающийся в центре прямоугольника, образованного келейными и хозяйственными корпусами обители. Там же встроенные храмы: наиболее узнаваемой является надвратная церковь Вознесения Господня, а также колокольня с музыкальными курантами, подаренными российским императором Александром III во время своего визита с супругой в монастырь в 1888 году.
Однако, отправляясь в Новый Афон, нужно понимать, что это не только православная святыня, расположенная несколько в стороне от основной инфраструктуры города, но и множество других интересных исторических объектов, разбросанных по склонам двух соседствующих гор: Афонской и Иверской. Прежде всего, Новоафонская пещера, обнаруженная в 1961 году местным жителем, художником-самоучкой Гиви Шалвовичем Смыром, осмотр которой (продолжительность экскурсии полтора часа) осуществляется путем подвоза туристов по подземной железной дороге. И храм Симона Кананита, заложенный на берегу реки Псырдзха то ли в IX, то ли в X веке на месте погребения святого, преданного мученической смерти по повелению царя-язычника Адеркия (Аркадия), и дополненный белокаменными вкраплениями в ходе реставрационных работ в конце XIX века.
Интерес представляет также Новоафонский водопад, возникший в результате мелиорационных изысканий монахов Новоафонского монастыря, превративших бурные воды Псырдзхи в тихую заводь с плотиной, низвергающей мощный поток пышным водяным занавесом. Ныне недействующая ж/д станция Псырцха с боковыми ж/д туннелями, расположенная за водопадом, частично нависая своим живописным, круглым в плане, павильоном над руслом реки, и ставшая, по заверениям нашего гида, излюбленным местом фотографов со всего света, ищущих красивые виды заброшенных зданий. Пешеходный туннель, проложенный в толще горной складки, оригинальное продолжение улицы Ладария, и выводящий к мосту через реку Псырдзха, все той же одноименной ж/д станции и гроту Симона Кананита.
Ново-Афонский монастырь
Вид на море и окрестности монастыря
Отрок Иисус в храме, фреска, собор
Собор Святого Пантелеймона XIX в.
Матерь Божия, фреска, купол собора
Св. Николай останавливает казнь, фреска
Ангел, фреска в арке надвратного храма
Колокольня с музыкальными курантами
Больничная церковь мученика Иерона
Вдохновение
Царские врата, тропа Грешников
Вход на задворки монастыря (ул. Курортная)
Ножка вазона, некогда украшающего парапет