Психология общения для детей. Путешествие Моти по городам России бесплатное чтение

© Суркова Л., Толкачева О., текст

© Зайцева А., иллюстрации

© ООО «Издательство АСТ»

* * *
Рис.0 Психология общения для детей. Путешествие Моти по городам России
Рис.1 Психология общения для детей. Путешествие Моти по городам России

Привет! Я – Мотя. Это мое сокращённое имя, а целое – Матрёна. Мама с папой решили меня так назвать ещё до того, как я родилась. Это имя мне очень подходит! Я его люблю и всем с гордостью говорю: «Меня зовут Матрёна!» А люди удивляются и восхищаются, какое это имя редкое и красивое. Но так было не всегда: некоторые знакомые говорили моей маме, что меня будут дразнить «тётя Мотя». Но мама отвечала, что всё идёт из семьи. И если родители заложат мне любовь к моему имени и гордость за него, то не будет никаких дразнилок. Так всё и получилось. Вот какая моя мама умная!

Мне почти шесть лет. Я хожу в садик, там у меня много друзей. Но совсем скоро я стану ученицей гимназии, как моя старшая сестра Дуня.

У нас большая семья: мама, папа и шестеро детей. Может быть, ты знаком с моей сестрой Дуней и братом Стёпой? Про Дуню есть Дунины сказки и Сказки кота Киселя. А для детей постарше есть Стёпины книжки, где главный герой – мой старший брат.

Я всегда хотела, чтобы появилась книга, где главным героем буду я! И вот моя мечта сбылась! Книга, которую ты держишь в руках и сейчас будешь читать, интересная и полезная. Мы будем путешествовать по городам России! Но не только путешествиям посвящена эта книга. Я очень люблю задавать вопросы своим родителям. Ведь в этом мире столько всего непонятного! Поэтому эта книга тоже полна вопросов и ответов на них. Ты узнаешь много нового об истории нашей страны, о том, какие народы живут в России и почему каждому из нас нужна семья. Я поговорю с родителями и расскажу тебе о том, почему люди воюют, как вести себя в сложных ситуациях, как сохранить память о своих предках. А ещё я расскажу тебе о вкусностях, которые можно попробовать в разных российских городах!

Ну что, поехали?

Рис.2 Психология общения для детей. Путешествие Моти по городам России
Рис.3 Психология общения для детей. Путешествие Моти по городам России

Москва

«Так, ребята, сегодня мы с вами едем в сердце нашей Родины. Дуне задали сделать доклад на тему „Портрет нашей столицы“, а мы ей поможем! Мы поедем в Москву!» – торжественно объявила мама однажды в воскресенье.

Я посмотрела на своего брата: Стёпа был не очень рад. Тогда я оглянулась на Дуню: она была очень серьёзной и складывала в свой рюкзачок блокнот и карандаши. Но мне почему-то было очень весело, и я радостно запрыгала по комнате: «Ура! Ура! Поехали!»

Вообще родители говорят, что я у них самый весёлый ребёнок. Ведь я всегда – ну ладно, почти всегда – в хорошем настроении. Особенно я люблю поездки со своей семьёй. Для меня путешествие – это всегда какие-то приключения! Поэтому я так обрадовалась.

Рис.4 Психология общения для детей. Путешествие Моти по городам России

Но мама предупредила, что поездка будет недолгой. Мы живём не так далеко от Москвы, поэтому быстренько до неё доберёмся.

– Поедем мы в самый центр города, туда, где всё началось. Сейчас Москва – огромный город, столица России, но началась её история с небольшой крепости – Кремля. Сегодня мы увидим Кремль и постараемся представить, какой была наша столица много лет назад, – рассказывала нам мама в машине.

– Мамочка, а как мы будем рисовать портрет Москвы? Красками или карандашами? – спросила я маму (ведь я тоже решила помочь Дуне с её заданием).

– Карандаши вам тоже пригодятся, но рисовать мы будем словами! Будем рассматривать город, его памятники, вспомним историю Москвы… А пока давай потренируемся и опишем тебя! Какая ты, Мотя?

– Вредная капризуля! – выкрикнула Дуня. Она любила пошутить, но обычно я не обижалась на неё.

– Ну нет! – возразил папа. – Мотя весёлая, активная и любознательная!

– А ещё я добрая и всех люблю! – добавила я, и все рассмеялись.

– Вы правы! Портрет – это обо всём: и о минусах, и о плюсах, – сказала мама. – Вы рассказываете, каким именно вы увидели человека, город или страну. Поэтому Дуне и дали такое задание. Вроде Москва одна, а видит её каждый по-своему.

Я задумалась: а какой я увижу Москву? Но долго думать мне не пришлось, потому что мы уже приехали! И я приготовилась смотреть по сторонам и задавать маме разные вопросы. А спрашивать пришлось много!

«Крас-ная пло-щадь», – прочитала на указателе Дуня.

– Мама, а почему эта площадь называется Красной? – сразу спросила я маму.

– Потому что раньше «красная» значило «красивая». А ещё это главная площадь нашей страны. В День Победы здесь проходит парад, а зимой тут можно покататься на коньках.

Вдруг я услышала какую-то музыку! Я подняла голову и увидела высокую башню с часами.

– Ой, что это?

– Это куранты Спасской башни – самые знаменитые часы в России. Именно их показывают по телевизору в новогоднюю ночь. Люди считают удары, и после 12 ударов начинается новый год! Но послушать куранты можно каждый день, они бьют каждые три часа. Как нам повезло, что мы оказались здесь именно сейчас!

Пока мама слушала звон часов, я перестала её мучить вопросами и заглянула в блокнотик к Дуне. Моя сестра что-то уже рисовала.

– Смотри, зубчики на стене как ласточкины хвостики! – показала мне Дуня свой рисунок.

И правда! У Дуни очень похоже получилось нарисовать стену, которая была перед нами. А ещё Дуня успела нарисовать красивый храм – у него все башенки были разные. Мама сказала, что это храм Василия Блаженного и он очень древний. Мне даже стало немножко завидно – я уже столько всего увидела, но нарисовать ничего не успела.

«Ладно, – подумала я, – вот выберу что-то самое красивое, и тогда нарисую!»

– Мотя, Дуня! Догоняйте! – крикнула мне мама и помахала рукой. – Мы идём внутрь Кремля!

– Это и есть Кремль? – уточнила я у мамы, когда мы подошли ближе к стенам.

– Да, кремлём называли крепость в старинных русских городах. Высокие и крепкие стены защищали город от врагов, – объяснила мама.

– Мы никакие не враги! Мы свои! – закричала я стенам. И нас пропустили внутрь.

Мы оказались ещё на одной площади. Она была не такая большая, как Красная. Я вертела головой и вокруг видела только церкви.

– Это Соборная площадь – центр Московского Кремля. – объяснила мне мама. – Когда-то сюда сходились все московские улицы. В самом начале Москва была крошечной, всё помещалось внутри этих стен. Кстати, сначала стены были деревянными, потом их сделали из белого камня, а попозже – из красного.

– Зачем их всё время перестраивали? – спросила я.

– Многое пережили эти стены: и пожары, и даже землетрясение, но самый главный разрушитель – это время. Первый кремль на этом месте был построен почти 900 лет назад!

– Ого, как давно!

– Но до сих пор Кремль – это сердце России, нашего государства. Тут живёт история. Смотри: вот в этом храме цари женились и крестили своих детей, а вот здесь хранили своё золото, а тут устраивали пиры и встречали заморских гостей! И теперь в Кремле работает самый главный человек в нашей стране – президент. Представляешь, какое это важное место!

Я постаралась сделать серьёзное лицо, как у президента, но вдруг увидела кое-что интересное и превратилась в обычную Мотю:

– Ой, мама! Смотри! Кто-то колокольчик сломал! – закричала я и показала маме пальцем на огромный колокол, от которого был отколот кусок.

Рис.5 Психология общения для детей. Путешествие Моти по городам России
Рис.6 Психология общения для детей. Путешествие Моти по городам России

– Колокольчик! Аха-ха! – стал смеяться надо мной брат Стёпа. Но потом он потрепал меня по голове и сказал: – Эх, малявка! Сейчас расскажу тебе всё. Я был тут с классом на экскурсии и многое помню. Это никакой не колокольчик, а Царь-колокол – самый большой в мире. Его вес 200 тонн…

– Сколько-сколько? – не поняла я Стёпу.

– Ну-у-у… – Стёпа задумался. – Это если взять сто автомобилей и поставить их на весы, то будет как раз вес Царя-колокола!

– Ага, понятно, – кивнула я Стёпе. – Тяжеленный какой! Никакая верёвка его не выдержит! Поэтому он звонил-звонил, а потом упал и разбился?

– Версия хорошая, но нет, – важно сказал Стёпа. – Царь-колокол никогда не звонил! Он треснул ещё во время изготовления, при пожаре. Но если бы он зазвонил, то его бы было слышно во всей Москве. А ещё в Кремле есть Царь-пушка! Хочешь, покажу?

Конечно, я хотела! Стёпа показал мне огромную пушку и сказал, чтобы я её не боялась. Эта пушка не стреляла.

Мне было очень интересно со Стёпой. Оказывается, мой брат тоже много всего знает, как и мама с папой. Я видела, что Стёпе тоже было интересно. Он уже не жалел, что поехал с нами в Кремль.

– А теперь мы отправимся в музей. Он называется Оружейная палата. Там мы увидим настоящие сокровища! – сказала нам мама и дала каждому билетик.

Рис.7 Психология общения для детей. Путешествие Моти по городам России

– Как в сказках? Сундуки с сокровищами? – уточнила я.

– Да, как в настоящих сказках! – пообещала мама.

– Но в сказках сокровища охраняет злой дракон, – испугалась я. – Что-то мне не хочется туда идти.

– Эх, трусишка! – засмеялся Стёпа. – Давай сюда руку и билет свой давай, проведу тебя к сокровищам!

Продолжение книги