Гласные. Стихи бесплатное чтение

© Ольга Старушко, 2022

ISBN 978-5-0056-6323-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Рис.0 Гласные. Стихи
  • В темноте и тесноте,
  • скованы по-разному,
  • на свободу из-за стен
  • рвутся только гласные.
  • Выйдет «О», белым-бело,
  • словно поле в инее.
  • Васильками расцвело
  • «И» как небо синее.
  • Ставь им твёрдых, ставь глухих —
  • всё труды напрасныя:
  • разметут согласных их,
  • опрокинут гласные.
  • Луговую мураву
  • «У» колышет волнами.
  • Греет «Э», пока живут
  • эти звуки вольные.
  • «А» пылает как пожар,
  • ярче солнца красного.
  • И когда горит душа,
  • тянешь только гласные.
  • Петь-дышать да голосить,
  • горевать да праздновать:
  • сколько воли на Руси,
  • скажут только гласные.
Рис.1 Гласные. Стихи

Речь

  • Почитайте стихи – не глазами, а вслух.
  • Слову нужно дышать, и поэзия – дух,
  • а не буквы и строки в столбец на бумаге,
  • и поэт выдыхает не знаки, а звук.
  • Повторяйте слова, это всем по плечу,
  • наша речь, наше слово – шестое из чувств.
  • Вдох и выдох – сигналы сердечного ритма:
  • я читаю, и значит, живу и звучу.
  • Безголосые буквы лишь тень на стене,
  • а течение речи полнее вдвойне,
  • если голос поэта услышит читатель
  • и вдохнёт, чтобы звук не иссяк в тишине.
  • Только выдох и вдох оживляют слова,
  • только нашим дыханием речь и жива.
  • Говорите стихами любимых поэтов,
  • множа голосом голос, дыханье – на два.

Сладко

  • То ли сладость последней малины,
  • языков облепихи рыжьё,
  • то ли солнце, пекущее спину
  • так, что клонит сомлеть в забытьё,
  • то ли мхами и вереском стелет
  • опоздавшее лето, хотя
  • две украдкой согретых недели —
  • это август ещё, не сентябрь,
  • то ли круг паутинной обновы
  • налетел на небесную ось,
  • то ли яблоком падает слово:
  • подберёшь – и кусаешь взасос.

Пух

  • Пушка ли бухнет полдневная гулко,
  • вспухнет ли туч грозовых синева,
  • видится, чудится: бонна, прогулка,
  • мальчик, едва лепетавший слова.
  • Пух тополей пролетит над Басманной,
  • снег над Михайловским, болдинский лист,
  • пара кленовых лепажей.
  • Как рано —
  • двадцать шагов до ствола басурмана,
  • чорная Лета и стынущий гипс…
  • Здесь – чудеса: околдованный видом,
  • двадцатилетним влюбившись в Тавриду,
  • он пронесёт эту страсть сквозь года.
  • Станет ли счастлив, найдёт ли отраду,
  • если однажды запишет в тетради:
  • чести моей никому не отдам?
  • …Лето.
  • За речкой восток золотится.
  • Ангел махнул тополиным крылом,
  • видя склонённые к мальчику лица.
  • Саша родился.
  • И солнце взошло.

Слово

  • Вздыхает юг, и влажное тепло
  • пропитывает меркнущие рощи.
  • С ветвей сползает лиственная плоть:
  • сопреть, истлеть.
  • Туман идёт на ощупь,
  • похолодев, сгустится до крупы,
  • насытит воздух, скрадывая звуки.
  • И отпадёт нужда в словах.
  • Любых.
  • И онемеет лес, воздевший руки,
  • и в белом шуме будет только свист,
  • сухого снега шелест, шёпот, шорох
  • на ледяном ветру.
  • И ты таись,
  • покуда в кронах безголосых, голых
  • не забурлит от света жаркий сок
  • и почки не нальются, чтобы снова
  • свободно с языков зелёных тёк
  • немолчный лепет лиственного слова.

Дровосек

  • Народился только позавчера:
  • буквы эр блестит наточенный серп,
  • месяц – лезвие того топора,
  • что несёт за горизонт дровосек.
  • В чернолесье в самый раз топоры —
  • гарь очистить от упавших берёз.
  • Снизу ветер пробирает до слёз.
  • Сверху звёзды точно гвозди востры.
  • И подлесок, и метёлки травы
  • схватит иней: за его серебро
  • им наутро не сносить головы,
  • нажитое рассыпая добро.
  • Эх бы снег, да рановато ещё
  • засвистать ему – и знать, потому
  • дровосек пока уходит во тьму,
  • заложив топор за право плечо.

Кратко

  • Кра-кра. И через паузу – кра-кра.
  • С ветвей берёзы грай летит вороний.
  • Где на тропинке грязь была вчера,
  • сегодня иней выделяет корни.
  • Кра-кра, не унимается, кра-кра,
  • смотри же под ноги, потом смотри на небо:
  • что здесь оставить, что с собою брать,
  • с кем быть, что выть, кому воды и хлеба,
  • медяк луны на веки, серебра
  • осклизлого на потные ладони —
  • кра-кра, определись, орёт, кра-кра.
  • Но клич его в тумане вязнет, тонет:
  • так дребезжит забытый телефон —
  • коробка эбонитовее птицы —
  • и, заземлённый, сетует, что он
  • ни вниз, ни вверх не может дозвониться.

Холод

  • Скальда клятвой не сковать ни с кем.
  • Рунный звук из рук его – ручей.
  • Сколько слёз напрасных на песке
  • ни роняешь, скальд своих речей
  • не прервёт. Не пьёт вино вождя,
  • нити новых песен находя.
  • Дождь ласкает скалы долгий век.
  • Смолкнет скальд – сгустится стылый снег.
  • Потому и плачет, и поёт,
  • пусть обет тебе и не принёс.
  • Вот и сердце не вмерзает в лёд,
  • вот и свет струится от волос.

Дмитрию Мельникову

I

  • Травой взойти в сени высоких, светлых,
  • травой и быть – нехоженой, лесной.
  • И слушать скрип стволов, их споры с ветром,
  • расти под солнцем, пахнущим сосной.
  • Под утро обомлеть, как грянут птицы
  • немалым хором славных певчих сил.
  • И видеть снизу блики: свет дробится
  • и колется сквозь мириады игл.
  • А если дождь случится, то по капле
  • ловить, и бить поклоны, навзничь лечь —
  • и снова встать, и жадно пить.
  • Не так ли
  • мы открываем рты, ловя родную речь?

II

  • Как ходит дубрава?
  • По метру за век.
  • Из кроны латунной, тяжелой
  • падёт на траву под листву или снег
  • калёный лоснящийся жёлудь.
  • Сорока-воровка его подберёт
  • зимой пропитания ради,
  • но ворон пугнёт у плакучих берёз,
  • тряхнёт черно-белое платье,
  • и жёлудь, без шляпки уже, кувырком
  • достигнет земли под брусникой.
  • Укрытый корнями, укутанный мхом,
  • весной из-под снега возникнет
  • упрямый дубок, раздвигая цветы,
  • и прель, и сосновую хвою.
  • Он жив, хоть и падал с такой высоты.
  • И к осени листья удвоит.
  • Кудрява всё выше его голова —
  • окрепнет и встанет над чащей.
  • Однажды и мы проронили слова.
  • И пусть их кто хочет растащит.

III

«Я мёрз, рука моя болела…»

Дмитрий Мельников

  • До темноты обшивку для пристройки —
  • сырой доски тяжёлые хлысты —
  • сложил стопой: так складывают строки
  • на чистые тетрадные листы.
  • Пил чёрный чай.
  • Натруженную руку
  • берёг как мог, растапливая печь,
  • массировал и на весу баюкал,
  • грел об стакан.
  • Лилась родная речь.
  • Бумага, грифель – всё верней, чем гаджет.
  • Он скажет, как никто сказать не смог.
  • И отпечатки пальцев в хлопьях сажи
  • остались на линейках между строк,
  • да след кошачьих лап, едва заметный,
  • по рукописи – пеплом (не горят),
  • да тени лип в неверном лунном свете
  • холодного, как вечность, декабря.

Миндаль

  • Чернела грубая кора,
  • но розовая пена
  • цветов, увиденных вчера,
  • закрыть её успела.
  • И свет сиял, и был покой
  • над морем и над сушей,
  • и от миндальных облаков
  • мне становилось лучше,
  • но снова дождь и снова шторм,
  • и помрачнели дали.
  • Ты не рассказывай мне, что
  • с тем деревом миндальным.
  • Пускай оно во сне горит
  • как розовое пламя
  • и греет, греет изнутри,
  • как мы не сможем сами.

Одуванчики

  • Будет ветер, будет град.
  • Перепутана трава.
  • Не удержишь – улетят
  • слишком лёгкие слова.
  • Станут сами по себе:
  • не твои уже – ничьи.
  • По ночам их станут петь,
  • повторяя, соловьи.
  • И когда находит стих,
  • как июньская гроза,
  • отпусти их, отпусти.
  • На ветру стоять нельзя:
  • побелеет голова.
  • Полетят среди дождей
  • одуванчики-слова,
  • отрываясь от людей.

Коло

  • Гроза была ещё вчера,
  • сминая и смущая.
  • За солнцем вслед идёт жара,
  • тяжёлая, большая.
  • Уже вот-вот солнцеворот:
  • ромашковой глазуньей
  • к июлю поле полыхнёт
  • из росного июня.
  • Гроза тучнеет изнутри —
  • Не выдоено вымя.
  • И электричеством искрит,
  • как поезд на Владимир.

Роса

  • Выйдешь, скрипя зубами, впиваясь в ночь —
  • ночь, да такую, что все соловьи пьяны.
  • Не шелохнувшись, берёзы глядят в окно:
  • чёрные пряди под синим огнём луны.
  • Вот тебе май, одуванчиков млечный дым,
  • волны сирени – до третьего этажа.
  • Ландыш за сердце берёт, и такое с ним
  • делает, что ни вздохнуть, ни зубов разжать.
  • Вынут всю душу пением.
  • Лепестки
  • звёздные пряны – пала уже роса.
  • Вот тебе май, и запомни его таким:
  • сердце на части, не выплаканы глаза,
  • три соловьиных октавы, огонь тоски,
  • жгучая боль от счастья.
  • И седина в волосах.

Вороново

  • Я помню: было страшно, горячо —
  • и беспросветно, сумрачно, бескрыло.
  • По ворону на каждое плечо
  • тогда-то мне судьба и посадила.
  • А я так вожделела соловьёв,
  • чтоб изойти на звук медовым горлом.
  • Но мне сказали – это не твоё.
  • И я послушно всё, что пело, стёрла.
  • На каждое движенье сгоряча,
  • на всякое, пусть малое, усилье
  • лёг наговор: молчать-молчать-молчать.
  • Носила эти аспидные крылья
  • так долго, что теперь вросли в плечо
  • и вытекают в грифель карандашный.
  • Пускай вокруг темно и горячо,
  • но мне не страшно петь.
  • Уже не страшно.

Луч

  • Когда он настанет, последний из дней,
  • и я замолчу, уходя,
  • пусть вечер июня почудится мне
  • и запахи после дождя.
  • Без этого мы и при жизни мертвы.
  • И как же пронзителен вдруг
  • от пасынков дух помидорной листвы
  • на коже темнеющих рук!
  • Не думать о том, для чего я живу,
  • не помнить, что сказано мной.
  • Есть луч золотой, пронизавший траву,
  • и влага, смирившая зной.
  • Тяжёлые головы роз.
  • Виноград,
  • цветущий на юной лозе,
  • тутовник, и дрок, и морские ветра:
  • все краски и запахи все,
  • пока ещё можно смотреть и дышать —
  • отпущенный срок невелик —
  • впитаю.
  • Так пьют, никуда не спеша,
  • мелисса, тимьян, базилик.
  • И будет неважно, о чём прошепчу
  • потом, растворяясь вдали,
  • поняв, что подобно воде и лучу
  • касалась нагретой земли.

Одна вторая

  • В танго
  • как в жизни: здесь всё спонтанно,
  • несмотря на обилие правил.
  • Если начать с азов,
  • он и она приглашают друг друга глазами,
  • от ближнего столика или через пол-зала.
  • Без слов.
  • Представьте, что между ними натянут
  • бикфордов шнур, с обеих сторон сгорая.
  • Танго
  • взрывается в ритме одна вторая.
  • В танго
  • два сердца грохочут, удваивая удары.
  • Он и она образуют целое: пару,
  • двуглавое существо с четырьмя ногами.
  • Между телами не вставить и лист бумаги.
  • Быть вместе – главное в танго,
  • и это не тайна.
  • Подошв, припудренных тальком,
  • не отрывают от пола, скользят по-кошачьи,
  • ласкают его и гладят:
  • очо, болео, ганчо,
  • хиро, очо кортадо…
  • Прижавшись щекой к щеке, она ему так доверяет,
  • что закрывает глаза
  • и делает шаг назад
  • в ритме одна вторая.
  • Он делает шаг вперёд:
  • мужчина всегда ведёт.
  • Это танго.
  • Просто обнимешь другого и делаешь шаг, но
  • здесь принято уходить после лучшего танца.
  • Этим он говорит без слов: я мог бы остаться,
  • но так хорошо мне не будет ни с кем, дорогая,
  • кроме тебя.
  • Она отвечает: знаю.
  • И не неволю.
  • Хлопает дверь – акцентом на сильную долю
  • ритма одна вторая.

Липовый мёд

  • Хоть режь его, хоть ешь его ломтями —
  • густейший зной стоит и росы тянет
  • из почвы.
  • И почти кипит июль.
  • Подпёрли липы небеса, белея
  • вдоль старой позаброшенной аллеи
  • и от жары сомлели во хмелю,
  • и липнет к пальцам цвет – воздушный, сладкий.
  • Оставь меж листьев жёсткие крылатки,
  • а венчики, их с пчёлами деля,
  • срывай, шальным не оставляя грозам.
  • Смешаешь с лепестками дикой розы
  • и настоишь на мятных фитилях
  • ратафию.
  • Иванов день всё ближе.
  • Не взят никем, в траве расплылся жижей,
  • заплесневел по шляпку белый гриб.
  • Отнимет спирт у розы, липы, мяты
  • их сок, и цвет, и мёд.
  • И в день девятый
  • глотни его, почуяв жар внутри.
  • И нипочём теперь любое лихо.
  • Иди: не клят, не мят и шит не лыком,
  • бери что можешь.
  • Отдавай что зря.
  • Есть две недели для цветенья липы.
  • Ты только их и помни, поелику
  • всё явственней дыханье ноября,
  • когда старик свезёт на тачке ульи
  • в гараж – а пчёлы грезят об июле —
  • зима ему оскалилась в лицо.
  • И волосы её полощет в небе
  • и обирает липы ветер, гневен,
  • и им орёт на сотни голосов.
  • Но я тяну одну и ту же ноту:
  • вернётся день, где полны мёдом соты,
  • и ты пчеле лепечешь: не ужаль,
  • чтоб ангельских цветов, крылатых, белых
  • душа, коснувшись, пела и горела —
  • хоть режь меня, хоть ешь меня с ножа.

Глина

  • Камнетёс завидует гончару:
  • мой резец по мрамору твёрже рук,
  • слабых рук, которыми месят глину.
  • Что же нем и холоден мрамор тот,
  • что граню я истово, а поёт
  • тёплым голосом свисток его соловьиный?
  • Жажду я гармонии на века.
  • Мрамор отшлифовывает рука:
  • чтобы ни погрешности, ни щербинки.
  • А у него в руках – прах. Комки.
  • У него – безделицы, черепки,
  • что едва домой донесёшь от рынка.
  • Камень устоит. Всех переживёт.
  • И граню его я за годом год
  • яростнее, чтобы стал совершенней.
  • И твержу себе: не напрасен труд.
  • Пусть не вдруг, не сразу – когда умру,
  • кто -нибудь уменье моё оценит.
  • Вспомнит, как я правил свои резцы,
  • мерил плиты, чтоб вознеслись дворцы,
  • чтобы храмы высились горделиво.
  • Только дразнит звук на чужих устах,
  • этот свист насмешливый: к праху прах,
  • всё одно когда-нибудь станем глиной.
  • От неё тепло домовой печи,
  • из неё и кровля, и кирпичи,
  • и свистулька, сделанная с любовью.
  • Глина оттого льнёт к простым рукам,
  • что сулит бессмертие простакам.
  • Мрамор окончателен.
  • Он – надгробье.
  • Даже если тёсанную плиту
  • водрузят на должную высоту,
  • то пропорций, строгости и симметрии
  • не оценит ветер, набравший в рот
  • праха: посвистит, да и занесёт
  • глиной труд того, кто боялся смерти.
  • …А гончар выходит на солнцепёк.
  • Гладят руки глину, берут в комок:
  • и готова, точно живая, птаха.
  • И в неё достаточно подышать,
  • и она поёт, как поёт душа,
  • что сильнее зависти или страха.

Казнить нельзя помиловать

  • Известнейшая из амфиболий
  • античности.
  • Окаменевший слепок
  • слов пифии, которым верят слепо.
  • Горячий воздух рвётся из щели
  • в земле.
  • Треножник над разломом.
  • Дева,
  • вдохнув дурмана восходящей пневмы,
  • бормочет непонятные слова.
  • Оракул в храме Аполлона в Дельфах.
  • Здесь предсказанья тёмные ловя,
  • тотчас несут их толковать поэтам.
  • И запросто прочесть и так, и этак:
  • двусмысленность придётся извинять.
  • Шипит битуминозный известняк
  • и выделяет в воду этилен
  • на глубине, где плещет ключ Кастальский.
  • Три тысячи таких тягучих лет
  • оракула сладкоречивый тлен
  • вдыхали вдоволь.
  • Крез утратит царство.
  • И до него бесчисленные все:
  • цари и Фив, и Спарты, Одиссей,
  • изгнавший по навету Телемаха,
  • наследника, осиротив Итаку —
  • толпятся у треножника, дрожат
  • и вожделеют золота и славы,
  • не замечая, что стекает яд
  • с губ пифии, жующей листья лавра,
  • и газ летучий – грёз её виновник.
  • Плесни из амфоры, прошу, ещё вино мне.
  • Того нельзя ли, этого нельзя,
  • а скот у храма в жертву принеся
  • двенадцатого гекатомбеона
  • и заучив приятные на слух
  • загадки, греки верили, что злу
  • звук преградит дорогу, как Пифону.
  • Ах нет, я вру: в Додоне сын Лаэрта
  • не понял шелест дуба в древней роще —
  • там смерть от рук сыновних напророчил
  • оракул: место, а не голос чей-то.
  • Ещё оракул – собственно слова,
  • формулировка.
  • Правда такова,
  • какой хотим мы, обмануться рады.
  • И буквы на дощечках нацарапав,
  • пройдоха-жрец всучит нам перевод.
  • А что же до кастальских пенных вод
  • и вечной болтовни про вдохновенье —
  • всё дело, виночерпий, в этилене.
  • Ты только погляди: кто там в летах?
  • На склоне лет и моралист Плутарх
  • был удостоен жреческого сана
  • в дельфийском прорицалище, в том самом,
  • где изначально пифия раз в год
  • вдыхала газ и бредила.
  • Но вот
  • не только в день рожденья Аполлона,
  • а ежедневно стали ждать словес,
  • и газ весь улетучился.
  • Исчез.
  • Мукой ячменной жертвенник в колоннах
  • чадил.
  • Жрецы курили лавр вотще.
  • Торчал пупом земли священный камень,
  • но всё темней казался смысл речей —
  • и ничего из них не почерпнуть.
  • Плутарха занимало: почему
  • не прорицает более стихами
  • служительница Аполлона в Дельфах?
  • Поэзия, мой Ганимед, как дева
  • небрежна стала в метре и в словах.
  • А перифразы, написал Плутарх,
  • отёрши пот с чела, уже не в моде.
  • Двусмысленности цели не находят,
  • стихи никто не учит наизусть.
  • И сладость пневмы выдохлась.
  • Боюсь,
  • ты сам решаешь, в чём твоя стезя:
  • сказать нельзя.
  • И не сказать нельзя.

Феолент

  • Девочка в платье-матроске читает Пушкина.
  • Не наизусть – на ощупь.
  • За слогом слог.
  • Великолепие водное и воздушное
  • служит ей фоном: закат, но ещё светло.
  • Белой ротонды подкова, паря над скалами,
  • держит в объятиях тёмный гранитный знак.
  • Водит ребенок пальцем вдоль строк, лаская их.
  • Сквозь балюстраду хлещет голубизна.
  • Как передать, чтобы вы это тоже видели?
  • Ожил случайный снимок, заговорил:
  • лестница мимо Георгиевской обители,
  • блик по металлу хромированных перил.
  • Словно вне времени платье-матроска детское,
  • даль неоглядна, выгнут небесный свод.
  • …И на уступе Пушкин стоит с Раевскими —
  • ровно за два столетия до того.
  • Вечность густая настолько, что можно пить её.
  • Чайки мелькают, и ветер несёт их стон.
  • Конь от обрыва попятился, бьёт копытами,
  • ржёт и храпит.
  • Приседает, крутя хвостом.
  • Юн и порывист, ещё не записан в гении,
  • Пушкин от груды камней не отводит взгляд,
  • слыша рассказ: Артемида и Ифигения,
  • тавры и смерть чужеземцев, Орест, Пилад.
  • Позже возьмётся перечитать Овидия
  • и с Муравьёвым-Апостолом вступит в спор…
  • Камни стены монастырской плющом увиты,
  • дымкой укрыта линия дальних гор.
  • Точка на карте, в которой сошлось столь многое:
  • греческий парус и тысячелетний крест,
  • флаг на корме – Андрея или Георгия,
  • флотских архангелов – символы этих мест.
  • Всё, что ниспослано нам и сполна отпущено,
  • ждёт лишь касания.
  • Вот же они, азы:
  • пальцем водить по граниту, читая Пушкина
  • и от усердия высунув
  • русский
  • родной
  • язык.
Рис.2 Гласные. Стихи

Тёмная комната

  • Не лайкай инстаграмные1 посты:
  • всё пиксели.
  • Но нет, как ни искал бы,
  • аналоговой полной черноты,
  • в которой можно только с красной лампой.
  • Ах, как мы превращали негатив
  • в купаемые в ванночках спечатки…
  • И можно было, сколько захотим,
  • хранить былую память на сетчатке.
  • А если слово падает, как свет
  • на бром и серебро фотобумаги,
  • сквозь негатив туда, где света нет,
  • чтобы явить себя в солёной влаге?
  • Потом промывка, а за ней фиксаж —
  • и вот он, образ, резок, не расплывчат.
  • Так, слово обронив, знакомый наш
  • жжёт красный свет.
  • Печатает.
  • Химичит.

Наоборот

  • Чтобы прочесть это, к зеркалу поднеси.
  • Что нам порядок, которым буквы ложатся в строки?
  • Гладь по изнанке, переплетения трогай.
  • Слово – из кокона. Из скорлупы. Но сил
  • стоит отчаянных вызвать его наружу.
  • И понимать происшедшее изнутри,
  • глядя в лицо ему – странно: покой нарушит,
  • перекроит тебя, и на живую нить
  • смечет по новой, иглою сомненья клюнув.
  • Ходят по свету, вывернув душу, люди.
  • А разорвётся – некому починить.
  • Еле ухватишь ткань. И за лоскуты
  • будешь держаться что мочи – нема, разъята.
  • Смотрит в тебя из текста другая ты.
  • Вденет в иголку нить, и кладёт заплаты.
  • А залатает, нить проведя в иглу,
  • глянет другая ты на тебя из текста:
  • что онемела? Слово приходит вслух,
  • нити и лоскуты собирая вместе.
  • Некому починить? На разрыв пиши.
  • Вывернув душу, люди по свету бродят.
  • Колют сомненья? Метанья твоей души
  • и называются жизнью: скроили вроде
  • странно, и не до покоя, когда в лицо
  • смотрит иная сущность, обескуражив.
  • Черпая силы, кокон (или яйцо)
  • молча представь. И слова в глубине. Отдашь им
  • всё до последнего вздоха – отдашь что есть.
  • Буквы в обратном порядке ложатся в гранки.
  • Переплетения трогай. Гладь по изнанке.
  • И поднеси это к зеркалу, чтобы прочесть.

Рыба

  • Челюсти рыбы, дуги,
  • смежны с рядами жабр.
  • Рыбе не надо думать,
  • как ей и чем дышать.
  • Рыба живёт где глубже.
  • В этот её эон
  • весь кислород, что нужен,
  • в Тетисе растворён.
  • Рыбу достало слушать
  • шум глубины в ушах.
  • Рыба ползёт на сушу.
  • Делает первый шаг.
  • Рыбий рефлекс – зевота.
  • Так нам сигналит мозг:
  • предок земных животных
  • взять и вдохнуть не мог.
  • Навыку вдоха – сотни,
  • сотни мильонов лет.
  • Рыбе он был как зонтик
  • или велосипед:
  • жаждали жабры влаги.
  • Ты, разевая рот,
  • не понимаешь блага
  • вычленить кислород
  • из атмосферной смеси,
  • произнося слова.
  • Действуешь на рефлексе.
  • Знай, что в тебе жива
  • рыба.
  • Гордись удачей,
  • толщей воздушной сжат,
  • где говорить и значит —
  • существовать, дыша.

Иглы и шипы

  • На тёмный тис, на куст понтийской иглицы
  • и можжевельник на семи ветрах
  • из туч, рождённых морем, снег посыплется.
  • И те, кто причинял нам боль вчера,
  • эндемики или пришельцы с Юга
  • укутаны: и юкка, и ююба,
  • которую зовут Христовы тернии.
  • Твои, Таврида, колкие растения —
  • акации и их сестра гледичия,
  • щетинистые сосны, барбарис,
  • уже обезоружены.
  • Борись
  • за неприкосновенность!
  • Но в отличие
  • от ежевики, буйволовой ягоды,
  • опунции и артишока, падуба
  • не рань в ответ,
  • а стань неуязвим,
  • лишь холодностью отвечая им.

Уроки каллиграфии

  • А я могу понять и ветер, и поток,
  • и чарки по реке на пальмовые листья.
  • А после встать к станку и поработать кистью,
  • допив ещё глоток
  • и повторив глоток.
  • Хмельных дрожжей вкуси, пускай лоза не слива —
  • иные времена, иные берега.
  • Лишь об одном прошу: не говори красиво.
  • Жизнь тем и дорога,
  • как прежде, дорога,
  • что ускользает от старательных и трезвых,
  • но мастер тушь и кисть готовит наперёд,
  • и держит под рукой, под настроенье врезать —
  • а там уж как пойдёт.
  • А там уж как пойдёт.

Цвет

  • Наши ветви полыхнут белым или розовым,
  • и от сладости такой – кругом голова.
  • Пусть испытывает март поздними морозами,
  • но сначала – завязи, а потом – листва.
  • Просыпалась сон-трава, светом изумлённая,
  • и весну на севера звали журавли.
  • Даром что внезапный снег и туман просоленный:
  • мы ветрам наперекор раньше всех цвели.
  • С нами горлица и дрозд, с нами хлопоты у гнёзд:
  • смел миндаль и абрикос, алыча смела.
  • Столько жизни, столько сил – вон акацию спроси —
  • что бутоны, что шипы прямо из ствола.
  • А вдогонку всё дружней яблони с черешнями,
  • мы роняем лепестки: собирай в горсти!
  • Что бы ни было потом, помни пору вешнюю:
  • прежде чем зазеленеть, надо отцвести.

Обрезка

  • Лоза должна страдать под лезвием.
  • Иначе
  • безжизненная плеть обломится, суха.
  • И режут виноград, пока он не заплачет,
  • и тонок аромат весеннего дымка.
  • Стреляет сок, шипит, пузырится на срезе,
  • когда летит в огонь былых побегов плоть.
  • А солнце всё смелей, и всё быстрей железо:
  • успей, пока слеза по лозам не течёт.
  • Иное не мертво – прихватишь по живому,
  • и струйкой из ветвей восходит сквозь туман
  • кипящий белый пар.
  • Так воспаряет слово,
  • когда горишь в огне и от восторга пьян.
  • Всё лишнее – отсечь.
  • Проснутся почки рядом,
  • и будут лист и гроздь, как подоспеет срок.
  • Терпения и сил проси у винограда,
  • а снявши урожай, благодари за сок.

Магарач

  • Ранит оса дозревающий виноград,
  • винная мушка роится в кистях тяжёлых.
  • Скоро окрепнут просоленные ветра,
  • осень с цепи спуская.
  • Грядёт пора
  • бронеголовых мстителей-богомолов,
  • время купания в свете, косых теней
  • и захмелевших бабочек-адмиралов,
  • позднего сбора итогов, мускатных дней,
  • винного камня в осадке на самом дне,
  • ножек тягучих на гнутом стекле бокала.
  • Вот богомол на правом моём плече,
  • он ещё юн и зелен, полупрозрачен.
  • В солнечных пятнах, где воздух погорячей,
  • бойся, оса, его зубчатых лап-мечей,
  • бейся, оса, застывай в янтаре лучей.
  • И «Магарач» истекает соком,
  • совсем горячим.

Склон

  • На склоне лет пусть будет виноградник,
  • за рядом ряд стекая вниз с холма
  • в долину, и уходит там в туман
  • страницей разлинованной тетради.
  • Пусть молкнет гул досужих голосов,
  • а море громко дышит, остывая,
  • и в скалы бьёт вода его живая,
  • и солнце в облака просыплет соль.
  • Пусть будет свет, рассеянный, но яркий,
  • и осторожным трогает теплом
  • за бок айву, упавшую на грядки,
  • и бражник воздух завихрит крылом.
  • И в небе пусть круги нарежет сокол.
  • И грозди сняты точно на Покров
  • янтарные, и время каплет соком:
  • густое и горячее, как кровь.

Стойкость

  • Когда уже, кажется, лето сдано и потеряно,
  • кровавит шиповник, и медью трясёт держи-дерево,
  • и взмылены волны – их ветер ведёт под уздцы —
  • в степи, среди сизой полыни, с дождём оживающей,
  • в засаде нет-нет да ещё поджидают товарищи:
  • колючие жёлтые бешеные огурцы.
  • Взведённый на товсь —
  • только тронь —
  • он взрывается, брызжется,
  • стреляет в упор семенами и солнечной жижицей:
  • пригорок не взят, значит, рано сдаваться ещё.
  • И тут же цветёт, даром что непогоды осенние,
  • и плетью – бросок.
  • Так упорно идёт в наступление,
  • что вдруг и на резком ветру по щеке —
  • горячо-горячо.

Внутри

  • Живущий в матерьяле
  • лишь раскрывает рот —
  • и сразу ливень жалит,
  • и солнце тучи рвёт,
  • распахивает руки —
  • и тянутся уже,
  • белея, жезлы юкки
  • из вороха ножей.
  • Лишь ступит в пыль степную —
  • улитки, унизав
  • как бусины, вплотную,
  • висят на стеблях трав.
  • Всё к месту, неслучайно:
  • когда горит закат,
  • обугленные чайки
  • в зрачках его летят.
  • Не знают мер и сроков
  • ночных дерев листы.
  • Дворов пустынных строки
  • в ежиных запятых,
  • ритмичный стук сандалий —
  • вещей привычный ход.
  • Останься в матерьяле,
  • и он – произойдёт.

Бумага

  • Не суй мене, господи, куды мене не просят,
  • а когда на что сгожусь – ведомо тебе.
  • Пятернёй за волосы – так и лезет проседь,
  • но никак не научусь верить да терпеть.
  • Умирать четырежды – было, знамо дело.
  • Откачают, стало быть, здесь трудись, душа.
  • Одесную от тебя я бы встать хотела,
  • ну а выйдет по грехам – то тебе решать.
  • В Херсонесе колокол безъязыкий, немый,
  • а вдоль моря черепки, глина меж камней.
  • Сверху чайки косяком плавают по небу,
  • вот и мне бы в небеса, да куда же мне?
  • Для чего-то ты меня вылепил из праха:
  • мял и гладил, стискивал, форму придавал.
  • Сколько дней ни отпусти – лучше петь, чем плакать,
1 Инстаграм – организация, запрещённая на территории России
Продолжение книги