Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатное чтение

© Покровская С.В., Цветкова Н.А., 2021

© «Издание книг ком», о-макет, 2021

Введение

Семейное воспитание – ключевой процесс в формировании личности ребёнка. Его главная и общая задача – подготовка ребёнка к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная – усвоение им необходимых для этого знаний, умений и навыков. Задача настолько не простая, что, размышляя над ней, Иммануил Кант в своё время писал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать».

Семья, родители должны обеспечить:

– заботу о здоровье ребёнка;

– развитие его способностей, склонностей, интересов;

– помощь в процессе обучения;

– помощь в социализации – умении жить и трудиться в обществе;

– трудовое воспитание: формирование ответственности, готовности к активной созидательной работе;

– помощь в выборе профессии, развитие творческого начала в личности ребёнка;

– формирование навыков установления и поддержания гуманных, эмоционально-нравственных отношений с окружающими людьми; толерантного общения;

– половое воспитание, подготовку к будущей семейной жизни;

– подготовку к самовоспитанию и саморазвитию в период взрослости.

На качество семейного воспитания влияет множество факторов: биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность семьи, её социальное положение и уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение взрослых к ребёнку, уровень педагогической грамотности родителей. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

В сложном, стремительно меняющемся сегодняшнем мире быть хорошим родителем очень непросто. Помимо задач, которые решали родители в доцифровую эпоху, современные родители должны справляться с вызовами, которые привнесла в жизнь виртуальная реальность интернет-пространства, сделавшая доступными не только полезные источники информации, но и множество деструктивных соблазнов, а также существенно изменившая стиль социальной коммуникации, способы обучения, инструменты достижения жизненного успеха. Всё это привело к тому, что семья, взаимоотношения в ней и её воспитательный потенциал подвергаются изменениям кардинального характера, так что в организации эффективного семейного воспитания на первый план выдвигается педагогическая просвещённость родителей, что, в свою очередь, обуславливает актуальность анализа имеющихся к настоящему времени данных научных исследований, приведённого авторами монографии[1].

Значимой характеристикой демографической ситуации последних десятилетий является ежегодное увеличение числа детей с нарушениями в развитии. По данным статистики, в 2020 году в России было более одного миллиона обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на всех уровнях образования, а также почти 680 тысяч детей-инвалидов[2].

Согласно определению, данному в ст. 2 ФЗ № 273 (это основополагающий законодательный акт, регулирующий процесс образования детей с ОВЗ в РФ), ребёнок с ОВЗ – это ребёнок, имеющий недостатки в физическом и(или) психическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Рассматриваемое определение предполагает достаточно много нарушений (сенсорных, двигательных, психических). Дефекты могут быть постоянными или временными: в первом случае проблемы со здоровьем препятствуют ведению обычного образа жизни и вынуждают ребёнка адаптироваться к разным сферам жизни с учётом имеющихся у него особенностей, а во втором случае дефект и вызванные им ограничения могут не носить хронического характера, и у ребёнка есть вероятность восстановления прежних возможностей.

Из имеющихся в настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике различных классификаций нарушений в развитии (В.В. Лебединского; В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова; О.Н. Усановой) наиболее часто применяемой классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина[3], в которой выделены следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание двух или трёх нарушений).

Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуются специальные условия образования, социальной адаптации и воспитания. Общая задача семьи, родителей и государственных институтов (детских дошкольных учреждений, школ, коррекционно-реабилитационных центров) – как можно лучше приспособить ребёнка с ОВЗ к самостоятельной жизни. Её решение требует от всех участников воспитательного и образовательного процессов согласованных усилий, в том числе в направлении помощи родителям в изучении информации медицинского и психолого-педагогического характера: о методах и перспективах лечения болезни и коррекции нарушений, о психологических особенностях детей с ОВЗ и их воспитания. Поэтому просветительская составляющая социально-психологической помощи родителям детей с ОВЗ является важной и востребованной.

Опыт консультативной работы с семьями показывает, что для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья очень важным является не только знакомство с особенностями воспитания ребёнка с ОВЗ, но и психологическая помощь в повышении общего уровня педагогической компетентности в таких вопросах, как детско-родительские конфликты, качество внутрисемейной коммуникации, сплочённость в детской подсистеме семьи – среди братьев и сестёр. Тем более, что в большинстве семей с ребёнком с ОВЗ есть и другие, здоровые, дети. В этой связи указанным аспектам семейного воспитания в монографии уделено особое внимание.

Кроме анализа обширного объёма литературных данных, приведены материалы, многократно использованные в консультативной работе с семьями здоровых детей и детей с ограниченными возможностями и доказавшие свою эффективность на практике. Эта информация может быть полезна как для специалистов, работающих с семьями детей с ОВЗ, так и для родителей, настроенных на самостоятельное продвижение в освоении родительского мастерства.

Глава 1. Здоровье семьи, детей и родителей: что главное

1.1. Внутренняя картина здоровья. Принципы здорового образа жизни. Характеристики здоровой семьи

Что мы знаем о здоровье? Что оно – важнейшая ценность каждого человека. Что состояние здоровья определяет все стороны жизни и деятельности.

Обычно под здоровьем понимается просто отсутствие болезней. Однако Всемирная организация здравоохранения дополнила это понимание и предложила рассматривать здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия[4]. Это определение даёт представление о том, как надо планировать и организовывать свою жизнь, чтобы в любом возрасте чувствовать себя здоровым.

В таблице 1 рассмотрены четыре фактора, обеспечивающие здоровье.

Во-первых, это образ жизни, который человек создаёт себе сам – он более чем на 50 % определяет состояние здоровья. Во-вторых, это наследственно обусловленные биологические факторы – от них здоровье зависит на 20 %. Ещё на 20 % здоровье зависит от третьего фактора – внешних экологических условий проживания. И, наконец, четвёртый фактор – состояние медицины; его влиятельность составляет 10 %.

Таблица 1. Содержание и диапазон влияния факторов обеспечения здоровья человека

Рис.0 Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Рис.1 Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Из таблицы 1 видно, что основные усилия по обеспечению здоровья каждый человек должен направлять на создание и поддержание здорового образа жизни.

Владение приведённой в таблице 1 информацией необходимо, чтобы сформировать и у взрослых, и у детей внутреннюю картину здоровья (ВКЗ). Внутренняя картина здоровья представляет собой особое, эталонное, отношение человека к своему здоровью, когда человек осознаёт ценность здоровья и активно стремится его сохранить, предпринимая для этого осознанные усилия. Внутренняя картина здоровья мотивирует человека, задаёт направление усилий на создание определённых условий жизни и их строгое поддержание[5].

Если у человека нет внутренней установки на здоровый образ жизни, то медицина, даже самая современная, не может гарантировать ему сохранение хорошего здоровья. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя», – писал выдающийся кардиохирург академик Н.М. Амосов в своей замечательной книге «Раздумья о здоровье»[6].

Всемирная организация здравоохранения предлагает перечень из десяти правил организации здорового образа жизни[7].

1. Наладить сбалансированное питание.

2. Создать условия для спокойного здорового сна.

3. Обеспечивать условия для полноценного отдыха.

4. Наслаждаться общением с детьми и близкими людьми.

5. Не забывать об уходе за собой.

6. Регулярно заниматься спортом.

7. Освоить методы релаксации (медитация, йога).

8. Заботиться о домашних животных – источнике радости.

9. Позитивно оценивать новые впечатления.

10. Отказаться от вредных привычек.

Анализ перечня показывает, что из десяти правил ровно половина – это забота о теле, а другая половина – забота о состоянии психики, причём главным инструментом этой заботы являются отношения в семье, с близкими людьми и детьми.

Какой же должна быть семья, чтобы она являлась ресурсом здоровья для своих членов? Признавая уникальность каждой семьи, известный семейный психолог Вирджиния Сатир сформулировала десять характеристик здоровой семьи[8]. Вот они:

1. Каждый член семьи воспринимается как равный другим. Это не значит, что ребёнок наравне с родителями принимает участие в управлении семьёй, в принятии финансовых и других «взрослых» решений; но каждый член семьи, и ребёнок в том числе, имеет право высказать своё мнение, свои желания и быть услышанным; никто не подвергается игнорированию, ничьи потребности не считаются несущественными.

2. Доверие, честность и открытость являются важными, и это признают все члены семьи. Именно наличие честности рождает доверие, а наличие доверия даёт всем членам семьи уверенность в будущем, в том, что семья поймёт и поддержит в любой трудной жизненной ситуации.

3. Общение в семье конгруэнтное, то есть каждый человек искренен в выражении своих чувств. Это значит, что в семье никому не надо «носить маску», пряча свои истинные чувства за приклеенной улыбкой и неискренними уверениями в любви и преданности. Свобода в выражении чувств очень важна для сохранения телесного здоровья, ведь хорошо известно, что болит душа – заболеет и тело, потому что негативные чувства, загнанные внутрь, обязательно выразят себя, «выстрелив» в какое-нибудь соматическое заболевание.

4. Члены семьи поддерживают друг друга. Это значит, что к ресурсам семьи – таким как деньги, время, внимание – имеют доступ все члены семьи; что ресурсы распределяются на основе уважения потребностей каждого члена семьи; что даже если эти ресурсы совсем небольшие, то их распределение не идёт «в одну корзину», а по возможности учитывает потребности каждого – и ребёнка, и взрослого.

5. У каждого члена семьи есть часть ответственности за семью. Это значит, что каждый член семьи осознаёт, в чём его ответственность: у папы, например, – обеспечить стабильность семейного очага, финансами в первую очередь, у мамы – создать тепло семейного уюта, у ребёнка – быть ответственным за своё поведение и учёбу. Каждая семья распределяет ответственность по-разному. Здесь главное – коллективное взаимодействие, общность и сплочённость в обустройстве семейной жизни и заботе о благополучии каждого члена семьи.

6. Отдыхают, получают удовольствие и веселятся все вместе. Это значит, что в семье умеют находить такие виды отдыха, которые доступны всем членам семьи; что родители с удовольствием играют с детьми, проявляют выдумку в том, как организовать вечерние часы отдыха, выходные дни и каникулы. Ведь из любой деятельности можно сделать приятное событие: будь то выпечка блинчиков вместе с дочкой или починка сарая на даче вместе с сыном.

7. В семье существенны традиции и ритуалы. Значение традиций нельзя недооценивать, они служат прочным цементом, который позволяет устранять психологические трещины в семейной жизни. Например, невозможно держать обиду, если приближается Новый год, а семья традиционно празднует его дружно и весело, – приходится невольно просить прощения и забывать обиды.

8. Члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них. Это значит, что все в семье понимают: идеальных людей – и взрослых, и детей – не бывает; у каждого свой темперамент, своя скорость реакций, свои способности. И нельзя ругать от природы медлительного ребёнка, что он одевается не так быстро, как его очень стремительная мама; нельзя требовать от дочери успехов по математике, если у неё не математический, а гуманитарный склад ума.

9. Члены семьи уважают право каждого на личные переживания, privacy. При открытости и честности отношений каждый член семьи имеет право на попытку справиться со своими переживаниями самостоятельно. Это право не означает, что допустимо держать в тайне от членов семьи информацию, которая может нанести вред здоровью самого члена семьи, его близких или разрушить отношения (не могут замалчиваться нарушения установленных в семье правил и принципов).

10. Чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются. Это очень важное качество семьи. Ведь в социуме – на работе и в школе – мы получаем так много разных эмоций, не всегда положительных, чаще скорее отрицательных, что нам буквально необходимы домашние психотерапевты. Нам нужно, чтобы нас выслушали, успокоили, придали уверенности, помогли мудрым советом.

Семью, обладающую перечисленными характеристиками, В.Сатир назвала здоровой. Такая семья обеспечивает своим взрослым членам уверенность в том, что в трудных жизненных обстоятельствах никто из них не останется в одиночестве, что семья поймёт и поддержит. Ребёнку такая сбалансированная семья обеспечивает:

а) доверие к окружающему миру, ведь любящие родители – это первые и главные представители взрослого мира;

б) условия для формирования устойчивой адекватной самооценки, позволяющей ребёнку верить в свои силы и не отчаиваться при столкновении с трудностями.

Как показывает наша консультативная практика, приведённый перечень характеристик здоровой функциональной семьи полезно использовать в семейном консультировании в качестве ориентира для гармонизации отношений в семье.

Наличие гармоничных семейных отношений особенно важно для родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Ведь от них требуется особенно много усилий, поскольку семья испытывает многочисленные повседневные трудности, редко встречающиеся в жизни других семей.

В сбалансированной, функциональной семье каждое отдельное «я», опираясь на сплочённое «мы», приумножает свои силы, и преодоление трудностей становится возможным.

1.2. Продуктивные и непродуктивные реакции членов семьи на болезнь ребёнка

Ввиду важности и актуальности вопроса оказания максимально эффективной помощи семьям детей с ограниченными возможностями изучению таких семей посвящено немало исследований[9][10][11][12].

Болезнь ребёнка является серьёзным испытанием и для него самого, и для его семьи. Чтобы успешно пройти это испытание, необходимо решение нескольких задач:

1) формирование у родителей и других членов семьи адекватной/продуктивной реакции на болезнь ребёнка;

2) организация качественного лечения ребёнка;

3) обеспечение такой организация жизнедеятельности семьи, которая сделала бы семью ресурсом психологической поддержки ребёнка;

4) выбор родителями гармоничного стиля воспитания ребёнка;

5) организация обучения ребёнка и его социализации.

Все они крайне непростые и требуют серьёзных изменений в жизни семьи.

Решение важнейшей задачи – лечения ребёнка – зачастую оттесняет на второй план такие проблемы, как понимание внутреннего мира ребёнка и учёт его особенностей в процессе семейного воспитания, а также проблемы собственного здоровья и развития родителей и других членов семьи.

Задача специалиста, работающего с семьёй ребёнка с ОВЗ, помочь родителям понять, что без решения задачи по формированию у них и у других членов семьи адекватной/продуктивной реакции на болезнь ребёнка все остальные задачи не могут быть решены в полной мере.

Сформировать адекватную реакцию – значит создать в семье ситуацию, когда родители не парализованы негативными переживаниями, а готовы действовать разумно и эффективно. Безусловно, мгновенно справиться с нахлынувшим чувством родительского горя, неизбежно возникающим, когда родители узнают о наличии серьёзной болезни у ребёнка, невозможно.

Хотя реакции на болезнь ребёнка во многом зависят от личностных особенностей родителей, их эмоционального состояния, уровня интеллектуального развития, уровня культуры и образования, существует достаточно закономерная структурная последовательность реагирования в виде обычно описываемых при горевании этапов шокового состояния, переживания и принятия.

Переживание – это особая внутренняя деятельность человека, большая внутренняя работа, цель которой – восстановить утраченное душевное равновесие, найти эмоциональные ресурсы, чтобы обрести способность принимать правильные решения, не превращаться в навсегда застрявшую в горе жертву ситуации. Продукт работы переживания всегда есть нечто внутреннее и субъективное: душевное равновесие, осмысленность, умиротворённость, новое ценностное сознание[13].

Группа ученых из Санкт-Петербурга показала[14], что динамика принятия родителями болезни ребёнка может быть описана в формате концепции четырёх стадий, приведённой Э. Кюблер-Росс в книге «О смерти и умирании»[15].

Стадия шока и отрицания по типу «этого не может быть» – первая реакция родителей. Сначала это состояние приносит некоторую пользу, потому что смягчает боль, однако в дальнейшем может вызвать трудности. Если через некоторое время, невзирая на очевидность, родители продолжают отрицать наличие болезни у ребёнка, то они могут слишком давить на ребёнка, принуждая его делать то, что ему не по силам. Они могут отказываться от адекватного лечения (порой сложного и тяжёлого) и бесконечно ходить по врачам, добиваясь приемлемого для них диагноза.

На стадии отрицания родители испытывают растерянность, оцепенелость, дезорганизацию и беспомощность. Некоторые родители, когда им сообщают диагноз ребёнка, как бы «отключаются» и почти перестают воспринимать информацию. Другие родители демонстрируют «магический», или «фантастический», тип мышления. В его основе лежит представление о том, что, если родители очень постараются, состояние ребёнка чудесным образом улучшится. Это улучшение должно стать «наградой» за старательно выполняемую работу, помощь другим или участие в каком-нибудь добром деле. Родители могут присоединяться к благотворительным или волонтёрским организациям. Ещё одно характерное проявление этой стадии – обращение к религии или ожидание чуда.

Затем наступает стадия гнева и обиды. По мере того как родители осознают, что чудесного исцеления не произойдёт, возникает гнев. Это может быть гнев на Бога («Почему именно я?»), на самого себя или на супруга – за то, что он произвёл на свет больного ребёнка, или за недостаточную помощь с его стороны. Часто гнев проецируется на специалистов, которые, по мнению родителей, не оказывают ребёнку достаточной помощи или плохо его обучают. Гнев может развиваться и из раздражения, причиной которого становятся недоброжелательные соседи, отсутствие адекватной помощи, усталость от долгого пребывания в больницах и т. д. Чрезмерное чувство вины, когда родитель винит в болезни себя самого, часто трансформируется в депрессию.

Каждый родитель имеет право выразить свой вполне понятный и объяснимый гнев. Но это нелегко для людей, воспитанных в представлении, что гнев – негативная эмоция, которую необходимо скрывать и подавлять. При этом ситуация, когда члены семьи избегают открыто выражать свои эмоции, опасна в том смысле, что невозможность выразить переживания отчуждает их друг от друга и может усилить их депрессию.

Выражение гнева часто выполняет очистительную, облегчающую функцию и помогает снизить чувство тревоги. Когда же родители понимают, что их гнев не может изменить состояние ребёнка, и полностью осознают хроническую природу его болезни или его нарушений и их последствия для всей семьи, на место гнева приходит следующая стадия – вины и навязчивостей.

Стадия вины и навязчивостей. Почти все родители страдают от чувства вины за болезнь ребёнка. Эти переживания могут быть разной интенсивности и проявляться явно или в завуалированной форме.

Родители винят себя за плохую наследственность, за недостаточно грамотную беременность, за несправедливое отношение к будущему ребёнку (если беременность была нежелательной), считая, что это отношение спровоцировало болезнь. В общем, винят себя за самые мелкие и незначимые проступки. Все эти переживания являются естественными и возникают почти всегда.

Иногда переживание вины затягивается у родителей на многие годы – тогда необходимо обращение к психотерапевту.

На этой стадии может возникнуть депрессия. Для многих родителей депрессия – временный эпизод, хотя нередко она принимает характер «хронической скорби». Тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребёнка, и от её способности справляться с трудностями. На этой стадии родители испытывают опустошённость и безразличие ко всему. Эта реакция означает, что родитель начинает против собственного желания признавать реальность нарушений. Таким образом, это является началом процесса адаптации.

Стадия принятия и реорганизации. Принятие ситуации характеризуется следующими изменениями, происходящими в семье:

– родители способны относительно спокойно говорить о проблемах ребёнка;

– родители способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребёнку и поощрением его самостоятельности;

– родители способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы лечения и обучения ребёнка;

– у родителей восстанавливаются личные интересы, не связанные с ребёнком;

– родители способны что-либо запрещать ребёнку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины;

– родители не проявляют по отношению к ребёнку ни чрезмерной опеки (гиперпротекции), ни чрезмерной ненужной строгости, то есть в семье формируется гармоничный стиль воспитания.

Работая с родителями детей с ОВЗ, мы убедились, что обсуждение указанных стадий служит своего рода инструментом диагностики и помогает родителям определить своё актуальное состояние, увидеть цель своей внутренней работы по принятию ситуации.

У разных родителей длительность проживания каждой стадии разная. К сожалению, наблюдаются семьи, где родители (оба или по отдельности мать и отец) застревают на одной из первых трёх стадий. Главные причины этого – сопротивление самой мысли, что жизнь стала сложнее, но не закончилась; склонность считать себя жертвой, усвоенная от представителей предыдущих поколений (от своих родителей и пра-родителей, в семьях которых детей с ОВЗ не было, но сознание жертвы, сформированное другими драматическими обстоятельствами, присутствовало); крушение семьи из-за нежелания одного из родителей быть членом семьи, где у ребёнка ОВЗ.

В зависимости от того, как родители проживают стадии адаптации к болезни ребёнка, у них вырабатывается устойчивое отношение к ребёнку. Вот какие типы отношения могут сложиться.

Принятие ребёнка и его ограниченных возможностей здоровья: родитель принимает заболевание своего ребёнка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и поддерживает ребёнка и проявляет по отношению к нему любовь и привязанность. Родители вовлекают ребёнка в домашние дела, стараясь сформировать у него полезные бытовые привычки, навыки самообслуживания. Девиз такого родителя: «Это мой ребёнок, и моя задача – помочь ему».

Реакция отрицания: родитель отрицает, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья, что его заболевание оказывает эмоциональное воздействие на родителей. Амбициозные планы относительно образования и профессии ребёнка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признаёт для своего ребёнка никаких ограничений.

Реакция чрезмерной защиты и опеки: родители наполнены чувством жалости и сочувствия к ребёнку, переживают особенно тесные, эмоционально наполненные отношения с ним. Чрезмерная опека выражается в том, что родители стараются всё сделать за ребёнка и таким образом инфантилизируют его, считают социально несостоятельным, не дают развиваться его потенциальным способностям. Родители отстраняют ребёнка от семейных дел, он воспринимается как неприспособленный и неумелый.

Скрытое отвержение ребёнка: родители скрывают своё отрицательное эмоциональное отношение за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, становятся педантично «зацикленными» на своей роли матери/отца.

Открытое отречение, отвержение ребёнка: родители воспринимают ребёнка с отвращением, причём полностью осознают свои враждебные чувства. Внешне это проявляется как нежелание родителей общаться с ребёнком. Родители не интересуются его занятиями, его потребностями и желаниями и чувствуют себя несчастными. Их преследуют ужасные и нелепые идеи. Например: «Я никогда не буду счастливой, потому что мой сын никогда не будет здоровым», «Моей семье никто не может помочь, и это нам наказание за грехи». Чем более человек подавлен, тем в большей степени он поддаётся таким идеям; он с трудом припоминает аргументы, противоречащие этим утверждениям, поскольку память также определённым образом страдает, услужливо снабжая его исключительно пессимистическими воспоминаниями.

Первые два из перечисленных типов отношений, несмотря на их противоположность, являются положительными для ребёнка, так как они позволяют ему принимать участие в жизни семьи и обеспечивают возможности его разностороннего развития. Негативные реакции родителей, чрезмерная защита, протекция, скрытое или открытое отвержение, отречение задерживают развитие ребёнка и негативно влияют на формирование его личности.

Родителям ребёнка с ОВЗ нет никаких оснований ругать себя за периоды растерянности, шока и других острых переживаний. Эти периоды неизбежны. Задача родителей – сократить их, прожить их как можно быстрее. При этом не замыкаться в себе, а придерживаться в своих воспитательных усилиях следующих принципов (приводимый перечень полезно иметь в кабинете психолога-консультанта в качестве материалов, которые родители получают после консультации):

1. Любить своего ребёнка таким, каков он есть.

2. Быть примером для своего ребёнка в наличии оптимистичного взгляда на мир.

3. Прививать ребёнку сознание того, что жизнь – самая большая ценность.

4. Строить планы на будущее, намечать жизненные цели самим и учить этому ребёнка.

5. Поддерживать высокий уровень активности и самостоятельности у самих себя и у ребёнка.

6. Повышать уровень своей педагогической грамотности, чтобы быть способным выработать оптимальный стиль воспитания ребёнка на основе понимания психологических особенностей ребёнка, сформированных под влиянием болезни. («Ребёнок должен являться серьёзной причиной совершенствования представителей семьи»[16].)

7. Развивать семейную сплочённость; грамотно распределять ответственность за разные сферы жизнедеятельности семьи между матерью, отцом, другими родственниками.

8. Знать и уметь пользоваться социальными источниками поддержки.

Поиск источников поддержки для родителей ребёнка с ОВЗ может стать довольно сложной задачей, поскольку прежние родственные и социальные связи могут быть разрушены по многим не зависящим от родителей причинам. Помощь психолога при решении данной проблемы может быть весьма полезной. Мы в своей консультативной практике часто и с хорошими результатами используем метод визуализации социально-психологических сетей, ранее подробно описанный нами в применении к ситуации утраты источников поддержки при разводе супругов[17].

1.3. Различия в реакциях матери и отца на наличие у ребёнка болезни/ограниченных возможностей здоровья

Основное внимание специалистов, как правило, сосредоточено на матерях, их переживаниях и способности выполнять всё необходимое для заботы о здоровье и воспитании ребёнка. Ведь именно мать более активно общается со специалистами и вообще является первой помощницей и главной защитницей больного ребёнка[18].

Однако и другие члены семьи – отцы, братья и сёстры, дедушки и бабушки – также испытывают воздействие появления в семье ребёнка с ОВЗ. Перспективы его лечения и воспитания сильно зависят от готовности семьи сплотиться, быть друг другу поддержкой, разделить ответственность, не перекладывая её исключительно на плечи матери.

Мужчинам в обществе традиционно приписывается рациональная роль, женщинам – эмоциональная. Рациональная роль предписывает её исполнителю быть независимым, эмоционально сдержанным, способным мыслить логически и решать проблемы. Эмоциональная роль, напротив, предполагает внимание к чувствам и эмоциональным потребностям, склонность к зависимости, подчинённости.

В последние десятилетия границы гендерных ролей размываются, происходит перераспределение ролей[19], и как следствие этого возрастает значение отцов в воспитании и уходе за детьми[20], начиная с младенческого возраста. Отцы интересуются своими детьми с самого рождения, стремятся даже с новорождёнными проводить много времени и проявляют чувствительность к настроению и самочувствию ребёнка не меньшую, чем мать.

В то же время существуют некоторые различия в поведении отцов и матерей, возникающие вскоре после рождения ребёнка.

Матери больше времени посвящают уходу за ребёнком, отцы – игре с ним. Из игр отцы предпочитают подвижные игры, а матери чаще играют с детьми в ладушки, прятки и т. п. При этом отцы, как и матери, в играх с ребёнком приспосабливаются к его уровню развития, что указывает на одинаковую чувствительность обоих родителей к возрастным возможностям ребёнка, а также на то, что отец вполне способен заботиться о маленьком ребёнке и полноценно общаться с ним[21][22].

Освоение супругами родительских ролей, необходимое после рождения первенца в семье, предполагает определение зон материнской и отцовской ответственности, принятие каждым из родителей на себя новых обязанностей. С этого момента отношения между супругами существенно изменяются, определяясь их отношениями с ребёнком и к ребёнку.

Несмотря на радостное возбуждение, переживаемое супругами во время вынашивания женой ребёнка, после его рождения вскоре наступает усталость, появляется тревожность, страх совершить ошибку и амбивалентные чувства, связанные с потерей прежнего уровня свободы. Поэтому период сразу после рождения ребёнка характеризуется наличием в семье стресса.

Этот естественный стресс многократно усиливается, если рождается больной ребёнок. Вся семья переживает это событие, как острую драму, испытывая сильный, долговременный, затрагивающий все сферы жизнедеятельности стресс.

В основе психологических реакций родителей на больного ребёнка лежит так называемый «феномен экспектаций», под которым понимается совокупность ожиданий родителей от ребёнка и от своего поведения по отношению к нему. На уровне бытового сознания экспектации выступают в виде некоторой системы представлений о том, как ребёнок будет себя вести, каким он будет, как будут вести себя супруги в новых ролях матери и отца.

Эти представления, даже если они не в полной мере осознаются и вербализируются, выступают в виде важной программы родительского поведения и развития ребёнка. Более того, многочисленными исследованиями показано, что ребёнок так или иначе воплощает родительские экспектации, независимо от того, высказываются они или нет[23].

Рождение больного ребёнка аннулирует прежние экспектации, а новые в этот момент ещё не сформированы. Отсутствие экспектаций порождает шоковую реакцию. Родители не представляют, чего следует ждать от ребёнка, а чего не следует, как надо вести себя по отношению к нему и т. д. Если период шока затягивается, то у родителей могут сформироваться отрицательные ожидания в отношении больного ребёнка как бесперспективного и не оправдавшего надежд, что приведёт к их родительской безынициативности и отстранённости.

Отцы и матери с самого начала по-разному реагируют на известие о нарушениях у ребёнка[24]. Отцы, как правило, реагируют менее эмоционально и задают врачам вопросы о необходимом лечении, о долгосрочных последствиях болезни, о необходимых для лечения и ухода финансовых средствах. Матери проявляют более эмоциональную реакцию и тревожатся о том, где взять достаточно сил, чтобы лечить, ухаживать, организовывать коррекцию. Это говорит о том, что отцы воспринимают известие о нарушениях у ребёнка как рациональный кризис, матери – как эмоциональный кризис.

Такова общая тенденция, но, разумеется, можно встретить реагирующих очень эмоционально отцов и матерей, реагирующих рационально-прагматично.

Процесс принятия больного ребёнка весьма сложный и неоднозначный по своему содержанию; он зависит не столько от характера заболевания ребёнка, сколько от особенностей личностей родителей. Общей же закономерностью является то, что первыми начинают принимать больного ребёнка матери. Во многом это определяется формирующимся механизмом материнской привязанности и безусловным характером материнской любви. Кроме того, как показали исследования, женщины оказываются более подготовленными психологически к рождению больного ребёнка, чем мужчины[25].

По своей психологической сущности принятие ребёнка означает отношение к нему как к объекту безусловной любви, бескорыстной заботы и ответственности за его судьбу. Ребёнок осознаётся как источник счастья и вдохновения.

Отметим, что разница в реакциях на рождение ребёнка наблюдается и при рождении здоровых детей. Отношение отцов к ребёнку отличается большей рациональностью. Отец чаще всего любит ребёнка за что-то (Э. Фромм назвал такой тип любви «условной любовью» в отличие от безусловной материнской любви)[26]. Именно поэтому принятие больного ребёнка отцами выглядит более противоречиво и драматично.

Отцы больше, чем матери, озабочены социально приемлемым поведением своих детей (особенно сыновей), а также их успехами в социуме. Поэтому они больше, чем матери, беспокоятся о долгосрочных последствиях болезни своего ребёнка и больше расстраиваются в случаях, когда признаки болезни заметны внешне. Эти отцовские переживания сильнее выражены, если больной ребёнок – сын, поскольку отцы в большинстве своём именно на сыновей возлагают амбициозные ожидания по типу «сын – продолжатель моего рода, моего дела». Крушение надежд зачастую приводит к тому, что отец полностью отстраняется от общения с сыном с ОВЗ, в то время как в общении отцов с дочерями с нарушениями такой ситуации обычно не возникает[27].

Реакция отца на больного ребёнка очень важна, поскольку в большинстве семей именно отец является наиболее влиятельным человеком, особенно если он – единственный добытчик, обеспечивающий материально-финансовое благополучие семьи. Поэтому его позиция относительно больного ребёнка может в значительной степени определять и реакции других членов семьи.

Как показано в ряде исследований[28], наблюдается чёткая взаимосвязь между уровнем принятия ребёнка со стороны отца и общим отношением к ребёнку в семье. Если отец занимает позицию отстранённости или отвержения ребёнка, то матери очень трудно наладить взаимодействие с ним по уходу за ребёнком. Под давлением стресса такой отец выбирает стратегию ухода и избегания, делая общий климат в семье тягостным, безрадостным, тревожным. Всё бремя заботы о ребёнке ложится на мать и других членов семьи, что вызывает у них гнев и раздражение. Напряжение в семье возрастает, запуская негативную дисфункциональную семейную динамику: семья теряет сплочённость, позитивная наполненность супружеских отношений выхолащивается, управление семьёй становится ригидным.

Если же отец активно включается в заботу о ребёнке, наградой ему становится чувство удовлетворения и сплочение семьи.

Некоторые отцы маскируют свои эмоциональные проблемы стремлением вести себя невозмутимо, контролируя свои эмоции. Им трудно выражать горе и печаль, поскольку выражение этих чувств они воспринимают как признак слабости, как «немужественное» поведение, которое, по их мнению, усугубляет горестное состояние жены, поскольку она не может положиться на эмоционально неуравновешенного мужа. Эта «стойкость» со временем приводит к эмоциональному выгоранию (подробно описано в главе 6), переходя в апатию и затем агрессию.

У отцов больных детей часто возникает зависимость от суждений специалистов. Они тяжело переживают эту зависимость, поскольку перестают чувствовать себя хозяевами собственной жизни и компетентными родителями. Будучи воспитанными как «деятели», способные активно противостоять любой проблеме, отцы, оказавшись бессильными перед болезнью/ нарушениями развития у ребёнка, испытывают разочарование в себе. Их самооценка падает, появляется тревожность и неуверенность не только по отношению к болезни ребёнка, но и по отношению к другим сферам деятельности, включая профессиональную[29].

К сожалению, из ложных представлений о мужественности многие отцы, несмотря на переживаемые стрессы и их негативные последствия, отказываются от психотерапевтической помощи.

Многообещающей эффективной формой помощи отцам являются группы поддержки, где отцы получают необходимую информацию, обсуждают свои общие проблемы в благоприятной и дружелюбной обстановке, развивают более позитивное отношение к своим детям с особыми нуждами.

Матери детей с ОВЗ гораздо активнее обращаются к специалистам за психологической помощью. По данным психологов, работающих с этой категорией клиентов, у более чем 70 % женщин, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, отмечается чрезвычайно амбивалентное отношение к собственному ребёнку[30]. Прежде всего, это проявляется в чувстве постоянной немотивированной тревоги за ребёнка: женщины страдают от постоянного ощущения какой-то опасности, того, что вот-вот должно произойти что-то неприятное. Матери отмечают, что до рождения ребёнка они не были ни тревожными, ни мнительными.

Тревога начинает проявляться в конце первого года после рождения ребёнка. Многие констатируют у себя в первое время после рождения ребёнка острое чувство собственной незащищённости и слабости. Оно переживается так же, как и неспособность защитить собственного ребёнка. Возникает чувство, что и он, ребёнок, тоже беззащитен и его легко потерять, ибо с ним в любую минуту может произойти что-то непоправимое. Возникает состояние тревожного ожидания. Чувство собственной слабости и невозможности защитить своего ребёнка лишний раз усиливает чувство вины матери перед ним[31].

Противоречивость отношения к собственному ребёнку проявляется в том, что он одновременно рассматривается и как объект особой любви, и как источник собственных душевных страданий[32]. Именно последнее, по оценке большинства матерей, является причиной частых приступов раздражения по отношению к ребёнку. Эти приступы через какое-то время приводят к ощущению вины.

Больше трети матерей отмечают, что на втором году жизни постепенно формируется чувство стеснения собственного ребенка. Оно провоцируется в основном за счёт недоброжелательного и праздного любопытства окружающих на улице, в общественных местах и в транспорте. Чтобы избавить себя от излишне назойливого внимания, многие родители не пользуются общественным транспортом, выходят гулять с ребёнком вечером, ограничивая его контакты со здоровыми сверстниками, боясь агрессии со стороны последних. В качестве особой характеристики переживаний родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями развития, следует отметить неприязнь к здоровым детям, страх, что они могут обидеть их дочь или сына.

Многие матери говорят, что вид здоровых детей вызывает у них ощущение несправедливости, хотя они понимают, что факт рождения больного ребёнка нельзя рассматривать в категориях «справедливо – несправедливо». Но тем не менее ощущение несправедливости у них постоянно присутствует.

Иррациональный страх за ребёнка дополняется таким же иррациональным чувством вины перед ним. В большей степени чувство вины переживают матери. Это чувство в определённой степени распространяется и на отца ребёнка. Чувство стеснения и чувство вины перед ребёнком формируют переживание собственной материнской неполноценности. Ход рассуждений таких матерей прост. Задавая себе постоянно вопрос: «Может ли нормальная мать стесняться своего ребёнка?», она, безусловно, отвечает «Нет». «Стало быть, если я стесняюсь своего ребёнка, значит, я ненормальная, неполноценная мать». Это только усиливает чувство вины.

Таким образом, постепенно формируется сложный комплекс переживаний в отношении ребёнка, в который входит чувство постоянного страха за него, чувство вины и ощущение стеснения. Безграничная любовь к ребёнку делает этот комплекс ещё более иррациональным, превращая его в порочный круг.

Опыт показывает, что самостоятельно преодолеть такое сложное и травмирующее переживание может далеко не каждая мать. В подавляющем большинстве случаев необходима квалифицированная психологическая помощь.

Зачастую матери не пользуются подобной помощью потому, что не знают о её существовании. Другая причина отсутствия обращений к психологу в том, что матери сначала рассматривают собственную проблему как медицинскую, не имеющую психологического содержания, и только позже осознают, что многих совершённых ими ошибок можно было бы избежать при соответствующей помощи со стороны специалиста, ведь именно на ранних стадиях переживания стресса из-за рождения больного ребёнка закладываются и фиксируются неадекватные стили отношения к нему, в не меньшей степени осложняющие процесс его психического развития, чем само заболевание.

1.4. Внутренняя картина болезни; факторы, оказывающие влияние на её формирование; психологические особенности ребёнка, обусловленные наличием болезни

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей повышает эффективность медицинской и психологической помощи. Этой проблеме уделялось большое внимание на разных этапах развития клинической медицины[33].

А.Р. Лурия сформулировал понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ)[34]. Под ней он понимал ощущения больного, его самочувствие и знание о причинах и сущности болезни. Он представлял ВКБ в виде огромного внутреннего мира больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия, эмоций и конфликтов.

Содержание ВКБ влияет на течение болезни, на отношения в семье, на успеваемость ребёнка, на его общее психическое и психологическое состояние и нередко оказывается причиной душевных конфликтов у ребёнка, которые приводят иногда к неврозам, присоединяющимся к основному заболеванию.

В зависимости от содержания ВКБ может быть либо положительным, либо отрицательным фактором в том, как заболевание проявляется, как проходит лечение. То есть либо способствовать лечению, либо мешать.

Понятие внутренней картины болезни так же важно, как и понятие внутренней картины здоровья (ВКЗ). Оно задаёт родителям направление усилий создания условий, при которых внутренний мир ребёнка помогал бы ему выздоравливать, социально адаптироваться.

Основными компонентами внутренней картины болезни являются:

– эмоциональное реагирование на болезнь, – отношение к лечению, – отношения с родителями, – отношение к школе, – тема смерти в переживаниях детей.

Разумеется, восприятие детьми их собственной болезни существенно разнится в зависимости от их возраста[35].

В возрасте от 7 до 11 лет описание ребёнком болевых ощущений в основном касается отдельного органа и имеет глагольную форму: «стреляет», «ноет», «сжимает» и т. д. Редко упоминаются сила и продолжительность боли; болезнь «не вызывает никаких чувств»; болезнь не влияет на отношения с друзьями и близкими людьми; дети не знают возможных причин болезни. На вопрос, что поможет выздороветь, отвечают: «не знаю»; «врач»; «лекарства»; «после лечения я буду полностью здоров».

В возрасте от 12 до 15 лет дети описывают боль через эмоции и сравнения; эмоции: грусть; тоска, жалость к себе, сожаление; переоценивают тяжесть заболевания; болезнь не влияет на отношения с друзьями и близкими людьми; главные причины возникновения болезни: неправильное питание и поведение. На вопрос, что поможет выздороветь, дают следующие ответы: «соблюдение предписаний врача»; «лекарства»; «помощь близких»; «не верю, что после лечения я буду полностью здоров».

У детей в возрасте от 16 до 18 лет «эмоциональные» ответы почти отсутствуют, описания становятся чёткими, определёнными, с использованием медицинских терминов, с указанием на интенсивность и длительность ощущений; болезнь «не вызывает никаких чувств»; болезнь не влияет на отношения с друзьями и близкими людьми; главные причины возникновения болезни: неправильное питание и поведение, наследственность, «нервные переживания». Поможет выздороветь: «сотрудничество с врачом»; «надежда и упорство»; «организация здорового образа жизни»; «избегание нервных перегрузок»; «профилактика болезни»; «после лечения я буду стараться поддерживать здоровье».

В ситуации заболевания «мир больного ребёнка сужается до размеров палаты (комнаты), и восприятие мира его родителями сужается до самого ребёнка»[36]. В этот период дети особенно остро чувствуют, признаётся ли за ними право совершать выбор, влиять на текущие события; доверяют ли родители действиям медицинского персонала; верят ли в себя и свои силы либо всецело уповают на «судьбу», снижая тем самым собственную ответственность за происходящее, словно транслируя ребёнку: «Сложившаяся ситуация не подвластна контролю…» Не стоит также забывать, что, заболев, ребёнок может начать относиться к родителям по-другому, воспринимая их не такими «всесильными», как раньше, испытывая злость за то, что те позволили случиться тому, что случилось.

Дети, не имеющие в прошлом опыта преодоления длительной болезни, несколько абстрактно представляют себе, для чего нужно быть здоровым. И такие понятия, как «болезнь» и «здоровье», начинают приобретать для ребёнка понятный смысл только в тот момент, когда ограничения в связи с госпитализаций и тяжестью диагноза лишают его возможности жить, как прежде. Например, посещать учебное заведение, выполнять физические нагрузки, поддерживать старые дружеские связи, принимать участие в активных играх и т. д.

И чем старше ребёнок, тем сложнее ему принять ситуацию, в результате которой произошли изменения, отделяющие его от прошлого образа жизни.

Отягощать ситуацию может то, что на определённом этапе развития у ребёнка складывается идеальный образ себя, на который он начинает ориентироваться и стремится ему соответствовать. Болезнь же вносит существенные коррективы в этот процесс, влияя на внешний облик ребёнка, его поведение и характер взаимоотношений с окружающими (близкими родственниками, другими взрослыми, сверстниками и т. д.), снижая удовлетворённость собой, изменяя самооценку.

Как формируется ВКБ? Главным источником формирования являются родители.

Во-первых, ребёнок, как сверхчуткая антенна, улавливает переживания родителей по поводу его болезни, по поводу перспектив лечения, по поводу его будущего.

Негативное содержание ВКБ характеризуется наличием у ребёнка множества страхов[37].

Родителям важно помнить, что самый прямой причиной появления у ребёнка страхов являются такие личностные особенности самих родителей, как тревожность и мнительность. Матери, ввиду более тесного биологического и эмоционального контакта с детьми, склонны в большей степени, чем отцы, передавать свои страхи. Причём матери чаще передают детям беспокойство и страхи, а отцы – мнительность, сомнения в правильности своих действий. Вместе это и порождает тревожно-мнительный способ реагирования у детей на болезнь: вслед за родителями их мучают страхи, опасения, дурные предчувствия, сомнения.

Большинство страхов родители передают детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее, опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания: родители специально запугивают ребёнка, чтобы добиться его послушания.

Во-вторых, на содержание ВКБ существенно влияют отношения ребёнка с родителями. Все больные дети по мере взросления начинают понимать, что для семьи их болезнь является серьёзной проблемой, большим испытанием.

Представления детей о переживаниях родителей по поводу их болезни достаточно разнообразны: от «мои родители волнуются» до «в моей семье сейчас горе».

Исследования российских учёных показали, что больные дети чувствуют себя намного ближе к отцу, чем здоровые. Для больных девочек мать существенно ближе, чем для мальчиков. Это говорит о достаточно сложных отношениях, возникающих во время болезни между ребёнком и его семьёй[38].

Установлено, что большинство детей, поступающих на госпитализацию в связи с тяжёлым заболеванием (исследования проводились в детском онкологическом центре), считают, что родители, вся семья относятся с состраданием к их положению. Тем не менее, многие дети противопоставляют себя и семью, считают себя покинутыми. У детей с частыми госпитализациями устанавливаются следующие отношения с родителями[39]:

– деспотичное поведение, полное игнорирование интересов семьи, подчинение всех членов семьи обслуживанию «себя и болезни» (32 %);

– безразличное отношение к семье, уход в свои проблемы, связанные с болезнью (28 %);

– полная зависимость от семьи, полное послушание, чувство вины перед родителями (18 %);

– отношения в семье не изменились или изменились адекватно ситуации (22 %).

В этой связи медики и психологи рекомендуют родителям больных детей уделять внимание не только лечению, но и воспитанию ребёнка, выбирая оптимальный воспитательный стиль с наличием у ребёнка не только прав, но и обязанностей, не только получения заботы, но и самостоятельности.

Следующим компонентом жизни ребёнка с ОВЗ, формирующим ВКБ, является отношение к школе. Школа является важным фактором социализации ребёнка и подготовки его к взрослому будущему. У тяжелобольных детей в силу сложившихся обстоятельств (частые госпитализации, массивная терапия, влияние болезни на интеллектуальные функции) и различных ограничений очень часто возникают школьные проблемы.

Самыми важными проблемами, отражающимися на взаимоотношениях со школьной жизнью, являются: – невозможность посещения школы или частые пропуски;

– снижение успеваемости, трудности в усвоении материала;

– вынужденная изоляция от школьного коллектива, а иногда непонимание со стороны одноклассников.

В связи с этим школа для больных детей является очень важным символом здоровья и полноценной жизни. Больные дети оценивают школу более положительно, чем здоровые, и неслучайно школа занимает существенное место в представлении о будущем у больных, чего нельзя сказать о здоровых детях.

Рекомендации психологов родителям: использовать инклюзивное образование, невзирая на имеющиеся трудности и преграды на этом пути; быть последовательным и настойчивым в организации обучения в школе.

Следующий важный компонент ВКБ – представление о будущем. У больных детей оно связано с прогнозом болезни, поэтому больные дети, как правило, оценивают своё будущее хуже, чем здоровые. При этом девочки более оптимистичны в отношении своего будущего, чем мальчики, хотя и считают, что в будущем вероятность выздоровления меньше. Старшим детям будущее представляется более плохим, чем младшим.

Таким образом, формирование такой ВКБ, которая помогала бы лечению болезни, адаптации ребёнка в социуме, – задача сложная. Поэтому лечение, воспитание, обучение ребёнка с ОВЗ обязательно должно осуществляться в условиях взаимодействия родителей, сотрудников образовательных учреждений, психолога, социального работника, медика. Важна открытость, гуманность, профессионализм, ответственность в отношениях.

Родители совместно со специалистами должны стремиться к тому, чтобы:

– создать в семье атмосферу доброжелательности и психологической безопасности;

– принимать ребёнка безоценочно;

– сравнивать успехи ребёнка только с его же достижениями, а не с другими детьми;

– ориентироваться на сохранённые у ребёнка навыки, его положительные личностные качества как потенциал для коррекции;

– удерживать позитивный взгляд на развитие ребёнка, не акцентировать внимание на особенностях;

– постепенно знакомить ребёнка с его реальными особенностями, развивать таланты, склонности, интересы, что будет формировать у ребёнка позицию самоуважения и самоценности.

Задачи обучения и программа коррекции подбираются индивидуально с учётом сохранных и нарушенных функций, ведущей особенности развития, диагноза, уровня речевого развития, интеллекта, двигательных возможностей. Эту работу выполняет психолог, сопровождающий семью.

Работа нашего консультативного центра показала, что эффективным инструментом просвещения родителей являются Памятки, подготовленные специалистами. В них мы формулируем принципы, которые служат ориентирами родителям в их взаимодействии с ребёнком в воспитательном процессе.

ПАМЯТКА «Для родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».

1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

2. Помните, что, несмотря на особенности, ребёнок живёт по общим закономерностям развития. Ребёнок – личность со своими правами, надеждами, мечтами, достоинствами.

3. Принимайте активное участие в процессе реабилитации ребёнка на основе знаний обо всех тонкостях болезни и перспективах коррекции; понимайте внутреннюю картину ребёнка.

4. Добейтесь согласования своих родительских позиций, распределите зоны ответственности и не пренебрегайте потребностями взрослых членов семьи.

5. Поддерживайте в семье открытость в общении, укрепляйте семейную сплочённость.

6. Цените и соблюдайте семейные традиции и ритуалы.

7. Умейте пользоваться поддержкой соответствующих специалистов и различных социальных источников.

Глава 2. Ответственное родительство

2.1. Характеристики современного родителя, необходимые для грамотного осуществления воспитательного процесса

Современное общество предъявляет довольно высокие требования к родителям. Соответствовать этим требованиям, полагаясь на собственный детский опыт, родители не могут, поскольку за последние два-три десятилетия дети сильно изменились: они растут в совсем другой среде, сформированной реалиями цифровой революции и произошедшими глобальными социально-экономическими трансформациями.

Именно поэтому так существенна роль просветительских мероприятий для родителей, цель которых – помочь каждому из них стать родителем просвещённым, осознающим свои ценностные ориентации, установки и ожидания, свои родительские чувства и позиции и потому быть способным контролировать и корректировать те из них, которые могут породить ошибки в воспитательном процессе.

На тренингах, семинарах, лекциях, круглых столах, которые психологи проводят в школах и специализированных центрах помощи семье, родители знакомятся с научно обоснованными представлениями об эталонном образе современного родителя, с тем, какие навыки он должен иметь и какие законы семейного воспитания знать.

Отвечая на вопрос «Каким должен быть хороший родитель, что он должен уметь?», можно на основе анализа многочисленных публикаций[40][41] и своих наблюдений выделить следующие характеристики[42].

Хороший родитель:

– умеет любить своего ребёнка; это значит, что он умеет чувствовать потребности своего ребёнка и понимать его желания; умеет разделять с ним его переживания и эмоции;

– умеет быть последовательным, осуществляя своей родительской долг; для хорошего родителя быть хорошим отцом или хорошей матерью – это самая большая жизненная ценность, и никакие профессиональные, карьерные и иные амбиции не могут заслонить от него важность родительской роли;

– умеет чётко сформулировать цели воспитания: знает, какие качества он хочет сформировать и развить в своём ребёнке; какие навыки привить, какое мировоззрение в него заложить, к каким духовно-нравственным ценностям устремить;

– умеет в общении со своим ребёнком учитывать закономерности и уникальные особенности его психологического развития;

– умеет ясно, логично, чётко формулировать свои требования к ребёнку; эти требования должны соответствовать возрастным и личностным возможностям ребёнка, учитывать его потребности; умеет предъявить их в форме предложения к кооперации, сотрудничеству;

– умеет похвалить своего ребёнка;

– умеет находить формы наказания, не унижающие личность ребёнка, и помнит, что наказание не главный метод воспитания, что поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание;

– умеет принимать адекватные решения в каждой конкретной ситуации, требующей его родительского вмешательства;

– умеет выбирать методы и приёмы воспитания, оптимально соответствующие возникшей проблемной ситуации, и грамотно их использовать;

– умеет видеть свои родительские недостатки и начинает воспитание с самого себя, понимая, что воспитание – это процесс двухсторонний, затрагивающий одновременно и воспитателя, и воспитуемого. Хороший родитель прилагает сознательные усилия к тому, чтобы изменить самого себя, поскольку он уважает «одно из священных прав человека, рождающегося в мире: право на правильное и доброе воспитание» (К.Д. Ушинский)[43].

Из этого перечня следует, что главным направлением педагогических усилий родителя должно быть стремление найти баланс в трёх важнейших компонентах воспитательного процесса: требование – похвала/поощрение – наказание.

Фундаментом такого баланса является умение любить своего ребёнка. Если в основе отношений родителей с ребёнком не лежит любовь, всё остальное покоится на фальшивом и зыбком фундаменте (страхе, подчинении, чувстве вины и т. п.). Для полноценного, гармоничного взаимодействия нужна любовь безусловная, основанная на принятии ребёнка, а не на оценке его личностных качеств и побед. Безусловная любовь-принятие даёт ребёнку чувство защищённости, необходимое для нормального развития.

Детям с ограниченными возможностями здоровья родительская безусловная любовь нужна, конечно. Именно в ней – их опора, среда, в которой они смогут наиболее эффективно осуществить процесс адаптации к своим особенностям.

Условная любовь основывается на убеждении родителей, что ребёнок должен заслужить их любовь своим примерным поведением, выполнением требований и т. п. Любовь выступает как благо, которое не даётся само по себе, а требует труда и старания. Этот тип родительского отношения провоцирует у ребёнка возникновение тревоги и неуверенности.

Способы выражения любви многообразны, язык любви в каждой семье свой. Но всё-таки в каждом языке любви есть четыре важнейших компонента: 1) приветливые взгляды; 2) ласковые прикосновения; 3) внимание; 4) слова поощрения, похвала. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Контакт глазами. Ребёнок, встречая взгляд родителя, становится внимательнее. К сожалению, некоторые родители выразительно смотрят на ребёнка только в те моменты, когда критикуют, поучают, попрекают, отчитывают («Ну-ка посмотри мне в глаза, что ты ещё натворил?!»). В такие моменты в их глазах ребёнок видит гнев, раздражение, осуждение и вряд ли чувствует родительскую любовь. Ещё более удручающей является привычка родителей не смотреть на своего ребёнка («Видеть тебя не хочу!»). Тогда как грамотный родитель, даже прибегая к какому-либо наказанию, сохраняет в глазах любовь и не наполняет взгляд злобой.

Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что ребёнок пугается и теряет уверенность в любви родителя к нему. Воспитанный в атмосфере злобных взглядов человек, став взрослым, будет при общении в собственной семье или в социуме избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или некомфортна, а также в моменты, когда он будет чувствовать себя неуверенно. Он вряд ли будет использовать контакт глазами для выражения привязанности своему супругу и детям. Понятно, что такому человеку не избежать коммуникативных трудностей.

Потребность в контакте глазами присуща человеку от рождения: установлено, что младенцы, лишённые любящего взгляда матери, чаще болеют, хуже развиваются[44]. Тревожные, неуверенные дети особенно нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глазами. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребёнка даже лучше, чем сказанные слова. Если потребности в контакте глазами удовлетворены, то ребёнок обаятелен, он не отводит взгляд при контакте с окружающими; с ним хочется общаться.

Физический контакт. Это ещё один способ наполнить эмоциональный резервуар ребёнка ощущением любви. Вирджиния Сатир, много и успешно работавшая с семьями, рекомендовала родителям обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что «четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день»[45], причём не только ребёнку, но и взрослому.

В физическом контакте с родителями нуждается ребёнок любого возраста. У мальчиков эта потребность выражена ничуть не меньше, чем у девочек. По мере того, как мальчики растут, они становятся всё более нетерпимыми к родительским ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, и здесь родителям важно не пропустить такие моменты.

Для девочек физический контакт особенно важен к 11-ти годам, когда наступает время подготовки к юности. Физический контакт с отцом – важный инструмент формирования у девочки сексуальной идентичности. Для девочки важно чувствовать себя «в порядке». У уверенной в своей привлекательности девушки юность с большой вероятностью пройдёт относительно безболезненно, без травм отверженности со стороны представителей противоположного пола. А чем хуже её мнение о себе, тем легче она будет поддаваться влиянию сверстников, в том числе негативному.

Внимание – это способ выражения родительской любви, который требует времени. Уделить внимание ребёнку – значит полностью сосредоточиться на нём, не отвлекаясь ни на что другое, чтобы ребёнок не сомневался в любви родителя к нему. В такие моменты ребёнок чувствует, что он единственный в своём роде, он для родителя важный, особенный.

Типичная трудность современных родителей – недостаток времени, в том числе для проявления внимания к ребёнку. Задача специалиста, работающего с семьями, – помочь родителям осознать, какие ценности являются для них первостепенным: где на шкале ценностей находится семья, супруг, дети. Если ребёнок является одной из первостепенных ценностей, то времени может не хватить на что угодно, но только не на внимание к ребёнку.

Внимание к ребёнку родитель выражает в процессе совместных игр, походов, задушевных бесед. Ребёнок, которому уделяют внимание, приобретает способность и потребность делиться со взрослым своими переживаниями и в дальнейшем делает это, в том числе в кризисные периоды своей жизни.

Похвала, добрые слова являются и прекрасным способом выражения родительской любви, и лучшим способом поощрения ребёнка.

Многие авторы книг для родителей подчёркивают, что в похвале следует различать два аспекта[46]. Первый – то, что взрослый говорит ребёнку. Второй – то, что ребёнок говорит сам себе, те выводы, которые он делает из родительской похвалы. Похвала окажет своё позитивное влияние на ребёнка только тогда, когда первый аспект реалистичен и объективен (родитель не льстит ребёнку, а отмечает его реальные достижения), а второй – позитивен и продуктивен.

Оценочная же похвала бесполезна с точки зрения перспектив личностного развития ребёнка, так как она не ведёт, в конечном счёте, к выработке собственных критериев оценки поведения и деятельности, выступающих основой саморегуляции.

Три важных правила формирования продуктивной похвалы: 1) похвала должна оценивать действия ребёнка через описание его результатов и их последствий, усилий ребёнка и его чувств; 2) похвала не должна содержать сравнения ребёнка с другими детьми; 3) похвала должна предоставлять ребёнку возможность самому выработать критерии оценки и произвести её.

Если же родитель хвалит ребёнка оценочно, то ребёнок довольно быстро начинает понимать: если есть похвала, то будет и выговор, потому что за одни результаты хвалят, а за другие осуждают. И со временем ребёнок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать её («А почему ты меня сегодня не похвалила?»). Ребёнок становится нацеленным не на результат, а на получение похвалы. Наконец, он может заподозрить, что родители неискренни, то есть хвалят его из каких-то своих соображений[47].

Грамотная реакция родителя на успехи и примерное поведение ребёнка состоит в том, чтобы родитель выразил ребёнку свои чувства, используя местоимения «я» и «мне» вместо «ты»[48]. Например, в ответ на сообщение дочери «Мама, я сегодня в школе помогала учительнице собирать тетради и поливала цветы!», мама говорит: «Я очень рада! (Вместо: «Какая ты у меня молодец!»)

И, конечно, и в похвале, и в критике родители должны соблюдать «золотое правило» коммуникации: «оценивать (позитивно или негативно) можно только поступки ребёнка, а не его самого».

На родительских тренингах часто звучат опасения родителей, что отсутствие общепринятой похвалы («Какой ты у меня молодец! Самый лучший!» и т. п.) разовьёт у ребёнка комплекс неполноценности. Однако надо иметь в виду, что уже с самого раннего возраста ребёнок вполне может сам оценить себя и свои способности, если родитель хвалит его за конкретный поступок. Важнее, чем использование традиционной похвалы, станет внимание родителей к тому, что у ребёнка получается действительно хорошо, и поощрение его результатов.

1 Цветкова Н. А. Трансформация семейных ролей как ведущая тенденция современного этапа развития института семьи. – Школа будущего, 2018. – № 4, С. 41 – 46.
2 edu.gov.ru›activity/main_activities/limited_health
3 Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002.
4 Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 28.
5 Цветкова И. В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья. – Психологические исследования, 2012, No. 1(21), 11.
6 Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова: раздумья о здоровье. – М.: АСТ, 2005.
7 Психология здоровья: новое научное направление // Психология здоровья / под редакцией Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – С. 30.
8 В прижизненных публикациях Вирджинии Сатир этого списка нет; его привели в своём докладе на 13’Th IFTA World Congress» in Istambul, Turkey, on 09 – 11 November, 2002 (XIII Всемирный конгресс Международной Ассоциации Семейной терапии, Стамбул, Турция, 9–11 ноября 2002 г.) её ученики и последователи.
9 Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб., Речь, 2003.
10 Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
11 Ткачева В. В. Гармония семейных отношений. – М: Гном, 2000.
12 Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005.
13 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001.
14 Шац И. К. Больной ребёнок и его семья: формы и возможности психологической помощи. Учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2016.
15 Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – М.: София, 2001.
16 Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение, изд.8. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
17 Цветкова Н. А. Консультативная работа с семьями в ситуации развода методом визуализации социально-психологических сетей. – Развитие личности, 2013. – № 4. – С. 160–170.
18 Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии// Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 15–31.
19 Цветкова Н. А. Трансформация семейных ролей как ведущая тенденция современного этапа развития института семьи – Школа будущего, 2018. – № 4, С. 41–46.
20 Бурмистрова Е. А, Бурмистров М. Ю. Современная семья. Психология отношений – М.: ДАРЪ, 2016.
21 Эпштейн М. Отцовство. – М.: Никея, 2014.
22 Лоргус А. Книга об отцовстве. – М.: Никея, 2015.
23 Сорокин В. М. Психологическое содержание реакций родителей на факт рождения больного ребенка. – Вестник Санкт-Петербургского университета, 2008. – Сер 12, вып.3, С. 167–171.
24 Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2008.
25 Степанова Н. А., Лещенко С. Г., Хаидов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. – С. 254.
26 Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. Перевод Л.А.Чернышевой. – М.: Педагогика, 1990.
27 Ткачева В. В. Технология психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М.: Психология, 2006.
28 Шац И. К. Больной ребёнок и его семья: формы и возможности психологической помощи. Учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2016.
29 Ткачёва В. В. Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М.: Национальный книжный центр, 2014.
30 Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Амфора, 2012.
31 Усанова О. Н. Специальная психология. – СПб., Питер, 2006.
32 Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб., Питер, 2003.
33 Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов / под ред. Николаевой. – М.: Академический проект, 2009.
34 Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. – М.: Медицина, 1977.
35 Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб.: Питер, 2000.
36 Дунай В. И., Чепик Ю. И. Психология больного ребёнка: курс лекций. – Минск: БГУ, 2006.
37 Александрова О. В., Ткаченко А. Е., Кушнарева И. В. Психологические особенности детей и подростков в восприятии ими болезни на разных этапах её течения // Педиатр. – 2018. – Т. 9. – № 3. – С. 124 – 127.
38 Специальная педагогика/ Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Амфора, 2012.
39 Шац И. К. Больной ребёнок и его семья: формы и возможности психологической помощи. Учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2016.
40 Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М.: Знание, 1986.
41 Гарбузов В. И. От младенца до подростка: размышления о развитии и воспитании рёбенка / В. И. Гарбузов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: РЕСПЕКС, 1996. Заслуженюк В. С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М., 1996. Махов, Ф. С. Кого мы растим. Беседы о материнском и отцовском воспитании. – М., 1999.
42 Евдокимова С. Л., Цветкова Н. А. Семейное воспитание, книга 2: Как стать хорошим родителем. – Астана, 2012.
43 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1988.
44 Драпкин Б. З. Семейная психотерапия (метод психотерапии материнской любовью). – СПб.: Речь, 2001.
45 Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
46 Гиппенрейтер Ю. Б. О воспитании детей. Пособие для родителей. – М: ЭКСМО, 2016.
47 Гордон Т. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training – PET). – М.: КЛАСС, 2001.
48 Винникотт Д. В. Разговор с родителями. – М.: КЛАСС: http//AvidReaders. ru.
Продолжение книги