Сопровождение ребенка 5–7 лет с ОВЗ в условиях коррекционно-образовательного процесса бесплатное чтение
© Цветков А.Н., оформление, 2019
© Танцюра С.Ю., Курышина Е.Ю., текст 2019
Введение
Дети с нарушениями в развитии как граждане государства имеют право на образование. Это закреплено в Конституции РФ, Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», перечне мер по реализации Федеральных законов от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 24. 11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в приказе Минздравсоцразвития России от 16.11.2004 № 195 «О Порядке введения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи».
Согласно этим документам каждый ребенок с нарушениями в развитии должен получать образовательные услуги.
Коррекционно-образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо организовывать в соответствии с принципами:
– индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает создание предпосылок к реализации обучения, ориентированного на каждого ребенка;
– целостного ориентирования в индивидуальных планах во время обучения;
– обучения шаг за шагом – предполагает разделение некоторых обучающих задач на более мелкие;
– коллективного и социального обучения в ДОО или в школе – нужно создавать ситуации объединения детей с нормативным развитием и с нарушениями в развитии (организовывать совместные игры, праздники).
Сопровождение коррекционно-образовательного процесса и разработка индивидуальных адаптированных программ осуществляются всеми специалистами. Адаптированная программа – часть основной общеобразовательной программы; в ней отражена система коррекционно-развивающей работы. Ее цель – обеспечение стартовых возможностей детей с ОВЗ при взаимодействии педагогов и родителей.
Система коррекционно-развивающего обучения в дальнейшем получает свое развитие в школах, тем самым обеспечивается преемственность дошкольной и школьной ступеней образования.
Коррекционная работа требует совместного планирования коррекционно-образовательной деятельности: учитель-логопед и учитель-дефектолог составляют индивидуальную программу развития каждого ребенка.
Сопровождение детей с ОВЗ в условиях интеграции и инклюзии
Почти 200 лет в нашей стране развитие систем массового и специального образования шло параллельно. На рубеже XX–XXI вв. отмечаются две важные тенденции: первая – создание единого образовательного пространства; вторая – интеграция, которая становится ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ОВЗ. В связи с этим все более актуальна проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка с особенностями в развитии в ходе его интеграции в социум и образовательную среду.
Состояние здоровья детей с ОВЗ препятствует освоению образовательных программ. Им необходимы специальные условия обучения и воспитания. К детям с ОВЗ относятся дети-инвалиды, дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Обучаются они интегрированно: в общеобразовательной школе в специальном классе.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих согласованно. Служба сопровождения – объединение специалистов разного профиля, осуществляющих этот процесс.
Цели психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрированно обучающегося в общеобразовательном учреждении, – обеспечение оптимального развития ребенка и его успешная интеграция в социум.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ:
– предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
– содействовать в решении актуальных проблем развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями);
– осуществлять психологическое обеспечение образовательных программ;
– развивать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) учащихся, родителей и педагогов;
– составлять индивидуальный план для обучающихся;
– проводить наблюдение за динамикой индивидуального развития детей.
Основные нарушения развития детей с ОВЗ:
– замедленное и ограниченное восприятие;
– недостаточное развитие моторики, речи, мыслительной деятельности, познавательной активности;
– пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
– недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Если под понятием «сопровождение» подразумевать помощь, поддержку и обеспечение, можно считать, что процесс, методы и службы сопровождения зародились вместе с созданием системы специального образования и существуют в России также почти две сотни лет. Если для системы массового образования сопровождение ребенка с ОВЗ – относительно новое явление, то в специальном образовании (дефектологии) оно лишь трансформирует свои форму и содержание в связи с социально-экономическими преобразованиями и изменением отношения его членов к лицам с особенностями в развитии.
«Интегрируемый» ребенок – воспитанник, имеющий нарушения в развитии и способный успешно посещать занятия в ДОО и уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Концепция интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена множеством теоретических подходов к отдельным проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин «интеграция» рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе), либо интерпретируется в обобщенном виде (как «включение в общий поток»).
Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ОВЗ в систему массового образования служит принцип обеспечения равных прав и возможностей в получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной). Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ОВЗ в систему общественных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется. Социализация – совокупность процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.
Существуют два подхода к социальной интеграции.
Первый предполагает адаптацию лиц с ОВЗ к обществу, окружающим условиям. Он односторонен и узок. Следуя данному подходу, невозможно добиться желаемых результатов, ведь процесс социализации личности двусторонний. Кроме того, индивид в этом процессе должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным его участником.
Второй предполагает кроме подготовки лиц с ОВЗ к вхождению в социум подготовку общества к их принятию. Если какие-то аспекты первого подхода уже разрабатываются, то пути реализации второго только нащупываются, к ним только-только подступают.
Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе с нормативно развивающимися сверстниками). Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически связать обучение детей с нормативным и ненормативным развитием.
В настоящее время в России реализуются две основные модели педагогической интеграции: интернальная (интеграция внутри системы специального образования) и экстернальная (предполагающая взаимодействие специального и массового образования).
Формы экстернальной интеграции – специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в одном классе учащихся с ОВЗ и нормативно развивающихся. Первую форму лучше использовать детям определенной категории, а вторая подходит для учащихся с небольшими нарушениями развития.
Для успешности педагогической интеграции необходимо:
– учитывать возможности ребенка;
– удовлетворять запрос родителей, оказывать им помощь и поддержку;
– организовать службу психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-сопровождения).
В системе интерналъной интеграции ППМС-сопровождение детей с ОВЗ может осуществляться в разных формах, в числе которых:
– создание внутри- и межшкольных психолого-педагогических и медико-социальных служб;
– деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов в школах;
– организация диагностических классов;
– использование разных вариантов обучения (цензового, коррекционно-развивающего, надомного);
– создание центров ранней профориентации и профессиональной подготовки.
Деятельность службы ППМС-сопровождения в специальной школе должна быть сфокусирована на помощь учащимся, родителям и педагогам.
Помощь детям с ОВЗ осуществляется на разных этапах сопровождения: диагностики и последующего консультирования для обеспечения конструктивного отношения к процессу обучения, прогноза будущего и поиска решения личных проблем с учетом реальных и потенциальных возможностей и потребностей воспитанников.
Помощь родителям: их информирование, выработка у них реалистического восприятия имеющихся у ребенка нарушений.
В некоторых случаях оценка ребенка родителями значительно отличается от результатов обследования других участников коррекционно-образовательного процесса. Например, в некоторых случаях члены семьи хотели бы, чтобы он был интегрирован, несмотря на то, что специалисты возражают. В этом случае целесообразно следовать желанию родителей и дать им возможность посмотреть на ребенка в условиях массового детского сада или школы, чтобы в дальнейшем, после их убеждения, направить его в соответствующую образовательную организацию.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОО
С введением инклюзивного образования в России в ДОО увеличивается количество детей с ОВЗ. Как показывает практика, большинству воспитанников с нарушениями в развитии не подходит общая образовательная программа детского сада. В связи с этим воспитатели и другие специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды, инструкторы по физкультуре и проч.) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса.
Трудности, выявленные в процессе взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ:
– незнание приемов и методов работы с детьми с ОВЗ педагогами, работающими с данной категорией детей;
– невозможность осуществлять индивидуальный подход к детям с ОВЗ из-за большого количества воспитанников (30 чел.) в группах детского сада;
– низкий темп образовательной деятельности детей с ОВЗ.
Согласно диагностическим данным специалистов ДОО, у детей с ОВЗ зачастую встречаются следующие затруднения в процессе освоения программы и в общении со сверстниками:
– отсутствие мотивации к познавательной деятельности;
– низкий темп выполнения заданий;
– необходимость постоянной помощи взрослого;
– низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение), речи, мышления (классификация, аналогии), самооценки, мелкой и крупной моторики;
– трудности в понимании инструкции;
– инфантилизм;
– нарушения координации движений;
– повышенная тревожность;
– высокий уровень психомышечного напряжения.
Исходя из того, что основная цель ДОО – социализация ребенка, которая, в свою очередь, невозможна без эффективной организации деятельности всех участников образовательных отношений, возникает следующий вопрос: «Как обеспечить полноценное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОО?»
Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОО предполагает обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей и их родителей. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемого, результатами которого служат решение и действие, ведущие к прогрессу в развитии ребенка. Субъектом или носителем проблемы развития воспитанника с ОВЗ выступает не только он сам, но и его родители и педагоги.
Этапы психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО представлены в приложении 1.
При сопровождении ребенка с ОВЗ в ДОО определяются задачи по его индивидуальному развитию, в числе которых:
– проведение диагностики;
– осуществление социальной ориентации;
– обеспечение социально-психологической поддержки, помощи (психологические консультации, коррекция семейных установок, мотивов поведения).
По теории сопровождения (Е.И. Казакова), носителями проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и его ближайшее окружение – так называемый субъектный четырехугольник.
Статистические данные свидетельствуют о росте заболеваемости дошкольников, что связано с плохим состоянием здоровья беременных женщин, неблагоприятными условиями их труда и быта, падением уровня жизни населения, ухудшением экологической обстановки. Таким образом, очевидно, что необходимо создать службу сопровождения, направив ее деятельность на более глубокую работу с детьми, имеющими серьезные проблемы в здоровье.
Служба сопровождения – объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения ребенка с ОВЗ. Она определила основные принципы сопровождения детей в условиях ДОО. Перечислим их.
• Рекомендательный характер советов сопровождающего. Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимости самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем. Именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений: все решения службы сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается не только за педагогами, но и за родителями, ближайшим окружением. Специалист по сопровождению должен решить проблему, которая возникает в ДОО или в школе в процессе сопровождения, максимально привлечь членов семьи к данной проблеме.
• Непрерывность сопровождения: поддержка может быть прекращена в случае решения проблемы, но в отношении детей с ОВЗ это невозможно, поскольку они находятся под постоянным воздействием факторов риска и должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода становления.
• Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа команды специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель. Схема сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОО представлена ниже.
Схема. Сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОО
Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, но и формирование социального интереса к «особым» дошкольникам у всех родителей воспитанников инклюзивной группы. Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне («Мой сын нуждается в специальной книге, специальном стуле, специальном устройстве двери и т. д.») можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета потребностей лиц с ОВЗ.
Для реализации включения детей с ОВЗ в образовательную среду ДОО мы разработали модель инклюзивного образования, включающую следующие направления:
– работа с детьми с ОВЗ;
– с педагогами;
– с родителями;
– с социальными партнерами.
Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, нормативно развивающимися воспитанниками и их родителями в системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление отрицательных установок, принятие «особых» детей, понимание их потребностей. В этих условиях у детей с особенностями в развитии формируются социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Воспитанники с нормативным развитием и с ОВЗ достигают определенной степени социальной зрелости. Первые начинают понимать, что люди с особенностями в развитии не хуже и не лучше других. Это важная составляющая инклюзивного образования.
Одним из условий эффективной работы ДОО в области развития инклюзивной культуры, политики и практики выступает качественное управление процессом включения «особого» ребенка и его семьи в образовательную среду. Перед руководством детского сада, вступающего на путь инклюзии, встает задача адаптации всех участников образовательного процесса (родителей, детей, педагогов) к меняющимся социальным условиям.
Таким образом, содержание деятельности по сопровождению детей с ОВЗ в ДОО включает в себя:
– обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;
– обсуждение сложившейся образовательной ситуации;
– разработку и реализацию общей стратегии, заданной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении его в данное образовательное учреждение.
Задачи службы сопровождения инклюзивной ДОО:
– разрабатывать задачи сопровождения;
– конкретизировать последовательность подключения того или иного специалиста, создавать необходимые условия, подбирать коррекционные программы, тактики, технологии сопровождения, наиболее адекватные особенностям ребенка с ОВЗ и в ситуации его включения в среду нормативно развивающихся сверстников.
Кроме задач, определенных методическими рекомендациями, инклюзивная практика актуализирует еще одну задачу – сопровождение всех детей группы, в которую включен ребенок с ОВЗ.
Сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях школы
Проблема психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ становится все более актуальной. Усложнение образовательных программ, ослабление физического и психического здоровья детей с ОВЗ приводят к тому, что значительная часть воспитанников с особенностями в развитии начинает испытывать трудности в усвоении знаний, социальной адаптации, у них появляются нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении.
Примерный план психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях школы представлен в приложении 2.
Массовая и специальная школы разделили сферы своих компетенций. В этой ситуации дети со слабо выраженными нарушениями в развитии, не имеющие возможности получать специализированную педагогическую помощь, вынуждены обучаться в условиях массовой школы без адекватного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
Сегодня в массовых школах (особенно в малых городах и сельской местности) обучаются много детей с проблемами в развитии. Это естественная, а иногда вынужденная (в силу разных обстоятельств) интеграция в среду нормативно развивающихся сверстников.
Включение ребенка с ОВЗ в общие образовательные учреждения предполагает проведение предварительной коррекционной работы, направленной, прежде всего, на подготовку к интегрированному обучению, а также постоянное сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции. Нужно также обеспечить детей с особенностями в развитии специальными техническими средствами и необходимым оборудованием. Важна предварительная подготовка педагогического коллектива и родителей перед поступлением ребенка с ОВЗ в общеобразовательные учреждения.
Интегрированное обучение может осуществляться в разных формах:
– обучение одного ребенка с проблемами в развитии в обычных классе или группе общеобразовательного учреждения;
– обучение в ресурсном классе, где дети с ОВЗ занимаются по адаптированной образовательной программе с учащимися с нормативным развитием (например, по таким предметам, как рисование, физкультура, музыка), посещают мероприятия школы вместе со всеми. Задача ресурсного класса – перевести детей с ОВЗ в массовый или специализированный класс, учитывая возможности каждого ребенка.