Детям за 20 бесплатное чтение
© Андрей Кузнецов, 2017
© Ирина Толочко, иллюстрации, 2017
© Елена Марчукова, иллюстрации, 2017
© Алена Пятышина, фото, 2017
© ООО «Дрим Менеджмент», 2017
Про меня
- Открою секрет. Я, Арчет, вообще не поэт.
- Люди приходят на мой концерт
- и стоят со сложными щами.
- Я их не обвиняю —
- у самого такая же морда.
- потому что все время шум
- я ведь голос поколения
- все меня любят
- все меня презирают
- такой секси
- такое фу
- обязан воспитывать своего читателя
- и мне должно быть стыдно
- я должен быть возмущен
- и несу ответственность
- не заслуживаю такого внимания
- я гений
- я молодец
- я раскрутившаяся бездарность
- этот стих вообще бы не надо
- он же необходим
- ничего не смыслю в литературе
- знаю о ней все
- должен быть продуктом
- не должен быть знаменитым
- я просто киса и зая
- не имею права поматериться
- все это сука одновременно
- и все это я
- Гляжу в эти лица,
- сложные лица, хорошие лица,
- лица добрых и умных людей,
- – и понимаю, – не надо стоять на сцене.
- Надо ходить по залу,
- останавливаться перед каждым,
- и каждому говорить:
- спасибо тебе
- извини меня
- я не брошу тебя
- ты молодец
- ты можешь собой гордиться
- ты все делаешь правильно
- все будет хорошо
- он вернется
- она поймет
- друзья о тебе помнят
- одиночество – помогает
- одиночество – фикция
- я тебе помогу
- я тебя понимаю
- я тебя понимаю
- я тебя понимаю
- Поймите меня
- Наша культура
- не располагает к таким прогулкам по залу.
- И, если я стану очень известным,
- ко всем подойти не получится,
- хотя я очень хочу.
- Это не лицемерие.
- Правда хотел бы.
- Поэтому вместо аплодисментов
- у меня другая идея.
- Дайте кому-нибудь пять.
- Кому-нибудь рядом.
- Хотя бы себе.
- Звук будет точно такой же, а смысла больше.
- Можно нескольким людям.
- Понимание распространяется, как пожар.
- Я не говорю вам – беритесь за руки.
- В шеренгу проще стрелять.
- я вас прошу – ударьте с кем-нибудь по рукам
- даже если читаете это в сети
- или слышите в записи
- или видео
- тот самый буддийский
- хлопок одной ладонью
- он будет значить
- я тебя понимаю
- я тебе помогу
- а сложная морда
- это для выживания
- и вообще
- Глупо, но это работает.
- Я, честно, не собирался писать проповедь.
- Но уж как получилось.
- Помните, я сказал, что я не поэт?
- Так вот.
- Отдельно я не поэт.
- А все это вместе – поэт Арчет.
- Теперь просто дайте друг другу пять
- и живем дальше.
– 33%
- Я читаю в этом баре стихи
- за тридцать три процента от выручки.
- Кстати, вы знали, что слово «bar»
- на английском еще означает «решетка»?
- Вот старик
- у него дыра на колене
- рядом пустая пепельница
- на клетчатой скатерти.
- Слушай,
- он говорит,
- ты поэт, можешь прочесть,
- я забыл, но все знают
- что-то такое
- люблю тебя, люблю и люблю,
- я жену любил, говорит он,
- но не так, конечно,
- а ты поэт,
- прочти, как надо было
- на самом деле.
- Читаю в этом баре стихи.
- Девушка,
- расставленные ноги в колготках,
- и видно,
- как из-под юбки выглядывают
- полосы более темного капрона,
- мелкие родинки.
- Она качает коротко стриженной головой в такт,
- но музыки нет.
- Пальцы сцеплены, побелели.
- Читаю в этом баре стихи.
- Слушай, говорит он, теребя скатерть,
- это тебе ничего не стоит,
- а у меня все равно ничего нет,
- я, понимаешь, забыл, как надо любить,
- я забыл, а все помнят,
- а я…
- Читаю в этом баре стихи.
- Человек с глазами мертвого летчика
- тянет коньяк и морщится.
- Он взял коньяк
- чтобы выражение лица
- не вызвало вопросов.
- Иногда он дергает пальцем
- и жидкость сверкает алым
- в свете прожектора.
- Он не смотрит на девушку.
- Никто друг на друга не смотрит.
- Читаю в этом баре стихи.
- Аккуратная девочка с планшетом,
- лет восемнадцати.
- Кажется, рисует какой-то график.
- Кажется, планирует жизнь.
- Кажется, ей понятно все,
- что может произойти.
- Кажется, кажется, кажется.
- Люблю, люблю, люблю,
- говорит старик.
- Я мог стать художником, говорит он,
- если б отсюда вышел.
- Мог стать актером.
- Играл бы на саксофоне.
- Хотя и на саксофоне
- я бы проигрывал.
- Читаю в этом баре стихи.
- Публики почти нет,
- осталось только сказать
- о женщине,
- которая, сидя в углу,
- просто чего-то ждет.
- Глаза ее похожи на реку.
- Зрачки – круги на воде.
- Она – говорит старик.
- Ну что, – говорит старик.
- Какой ты поэт, – говорит старик,
- если не можешь
- самое важное в мире стихотворение?
- Он возвышает голос,
- все вокруг
- морщатся,
- они слушают, слушают, слушают,
- а я не знаю, не знаю, не знаю.
- Что ты тут делаешь? – говорит старик.
- Это место не для тебя.
- – Читаю в баре стихи, – говорю я.
- – Смотри на меня!
- Вы все смотрите.
- Я никуда не веду,
- не знаю ответов,
- а если бы знал,
- вы таких не просили.
- Я не знаю волшебных путей,
- и вся мировая культура
- не скажет,
- как сделать,
- чтоб люди
- не умирали,
- не расставались,
- не забывали о важном,
- чтобы им было, куда пойти, кроме бара,
- и чтобы они
- любили, любили, любили,
- пока снова не превратятся в звездную пыль.
- Бойся тех, кто знает, как надо —
- да. Но я не знаю, как надо.
- Я знаю только ЗАЧЕМ,
- и поэтому
- читаю в баре стихи.
- Чтобы вы знали, что должно получиться.
«Они встают…»
- Они встают.
- И уходят.
- Некоторые – парами.
- Плакали мои тридцать три процента.
- Плакали, плакали, плакали.
- Ну, что поделаешь.
Егору Сергееву
- Не хочу взрослеть! Я останусь так: в детстве, но умнее своих лет.
- Страшно. Это вроде «нашли рак». Или тихо тычется пистолет.
- Вот мое отражение. Да, прыщи. Шмотки типа «умненький неформал».
- Сколько оправдания ни ищи, знаешь, – этот мир тебя надорвал.
- «Вижу, притворяешься до сих пор. И не надоело? Не слышу? Нет?»
- Зеркала глядят на меня в упор. Молча и упрямо гляжу в ответ.
- От такого взгляда не убежать, не уйти домой, не укрыться пледом.
- Не спасают градусы и кровать.
- Угол паденья падающим неведом.
- Острый, как наточенная фреза, взгляд – сильнее, дольше, чем остальные.
- Страшно то, что это – мои глаза.
- Взрослые. Уверенные. Стальные.
- Звон! Осколки брызнули по щеке. Только оцарапали мне лицо.
- Я дезинфицирую. Все окей.
- Я же не ребенок, в конце концов.
Стена смеха
- Где-то в стране жаркой, Аравии,
- каком-нибудь Йемене,
- – или холодной,
- где девушки в шарфах
- вне зависимости от времени,
- где крику и плачу
- и возгласу
- вторит стократно эхо,
- – где-нибудь там находится
- Великая Стена Смеха.
- Очень высокой кажется,
- хотя и стоит в яме.
- Сотни тысяч бумажек
- между ее камнями.
- «Спасибо за хлеб насущный.
- И персики тоже клёвые».
- «Ты нас не очень мучил.
- Спасибо тебе, ё-мое».
- «Спасибо тебе за землю,
- за воздух, огонь и воду».
- «Спасибо, что мы поели.
- Папа нашел работу».
- «Спасибо за это тело,
- что я поимел давеча».
- «Спасибо! Всегда хотела
- увидеть живого Павича».
- «Слушай, они все поняли,
- мне подарили зиппо!».
- «Вот – я пошел по миру…
- А он – охуенный! Спасибо».
- Когда-нибудь к этой стенке
- приду (приползу) и я.
- Сюда не привозят зэка
- – вокзал-чемодан-статья.
- Сюда приходят кругами,
- и путь у каждого свой.
- Сюда приходят ногами,
- но главное – головой.
- Мне будет, конечно, страшно,
- но я, на закате дней,
- – приду и вставлю бумажку,
- я тоже вставлю бумажку,
- со смехом вставлю бумажку
- со смехом моим на ней.
Сопрано
- пока я держу удар, тяну сигарету, курю взатяг —
- молись обо мне святому Мартину, защитнику всех бродяг.
- молись обо мне непорочной Деве, сожги за меня свечу.
- я сам не умею. вообще не в теме, сам я только молчу.
- ведь я же не верю – ни в сон, ни в чох, ни утренний
- птичий грай.
- я обнимаю твое плечо.
- и я не увижу рай,
- но губы твои создадут слова, латынь полетит,
- звеня, взовьются стяги и покрова немеркнущего огня,
- и, – пусть не найти на меня креста, – пройду по всему
- кругу. и, если я встречу в пути Христа, – он мне подаст
- руку.
- так будет, я знаю, и это просто, и это совсем не
- ново. читай за меня этот pater noster, пока я ищу дорогу,
- пока я гадаю по старой карте, на пальце кручу медяк…
- проси за меня у святого Мартина,
- защитника всех бродяг.
- В детстве мы все умели летать. Я же умел, тоже.
- «Ну-ка немедленно перестать, этого быть не может!»
- – взрослые говорили мне. Я ковырял стенки.
- Крылья, шуршащие на спине, гладили по коленке.
- Я знал, что крылья у взрослых есть. Только они – прячут.
- С ними ведь толком ни лечь, ни сесть, сложно ходить,
- значит, проще их под машинку стричь.
- «Смотрите, у вас на ушке… Перышко? О, я прошу простить…
- Наверное, из подушки»!
- А если кто-то и полетит – сложно парить вместе, спереди
- будет воздушный щит, сбоку крыло крестит, и турбулен —
- ция позади. Легонький, как листочек. Крылья и правила
- высоты делают одиночек.
- Но я не сдался, – и я летал: с чайками над заливом, с
- французскими летчиками до скал, с драконом одним
- игривым, с крылатыми кошками на заре… И даже
- одной ракетой. Видел, как она на земле стала лучом
- света. Летал-летал, и однажды, вдруг, проснувшись не
- очень рано, нашел изогнутый белый лук, висящий на
- сгибе крана. А рядом, в ванной, огромный меч. И нимб.
- И ключи на связке. Я – должен все это уберечь? Я сказка?
- А что в развязке?
- Сижу на крыше у голубей. Пью кофе из автомата. Небо
- над городом голубей, а облака – вата.
- От нимба пафосно прикурю. Это Ключи от Рая. А Меч —
- Возмездия. Я горю, ярко – но не сгораю.
- Господи… Я не вижу пути. Причем и назад – тоже. Что
- мне делать, куда идти, Ты еще там, Боже?
- Просто хотел, ну… «не как они», я же уже выжат…
- Слышишь? Направь меня. Подмигни.
- Но, кажется, он не слышит.
- У меня есть ангел-предохранитель.
- Каждый раз он советует мне: «Остынь. Да какой из
- тебя, извини, воитель. Ты не любишь себя? Ну, давай, —
- простынь! Простудись! Можно будет лизать варенье…
- Можно будет лежать и читать,
- читать… У тебя же отличное настроенье. У тебя же от —
- личный диван-кровать! У тебя интернет, у тебя работа, у
- тебя же девушка, идиот!»
- Только если подступит… Оно как рвота, стартовавшая
- после парада рвот.
- Я сдвигаю ангела вниз, направо. Ангел щелкает.
- Молча взведу курок.
- Вспоминаю патрон.
- Иногда кроваво.
- Иногда получается между строк.
- Прагматизм стирает.
- Цинизм увечит.
- Мизантропия дробью летит в толпу.
- Реализмы дают дофига осечек,
- Но зато попадают по существу.
- Анекдоты всегда задевают ноги,
- Размышления – мой веселящий газ,
- Разрывные – тяжелые монологи.
- В кобуре – один. Для себя. Запас.
- Через круг прицела кругом – мишени.
- Тут такой хитрожопый иньянь-женьшень – спусковому
- крючку не до прегрешений.
- Понимаешь, мой ангел,
- я сам – мишень.
- Мне все проблемы в мире по плечу.
- Я счастлив и свободен, словно птица.
- Я вырасту – и стану пикачу!
- И папа с мамой будут мной гордиться.
- Оставьте ёжика в покое! Оставьте ёжику покой.
- Не троньте ёжика рукою, не троньте ёжика ногой.
- Оставьте ёжика в покое, – вы не найдете общих тем!
- Оставьте ёжика в покое, оставьте ёжика совсем.
- Оставьте ёжика в покое, он слишком много видел зла.
- И слишком, слишком много боли его душа перенесла!
- Оставьте ёжика в покое. И, если очень повезёт, —
- он вас запомнит. И из боя
- кусочек мяса принесет.
- Наступает сезон ведьм.
- Они надевают чулки и короткие юбки,
- перчатки,
- и длинные пальто с разрезами,
- и маечки,
- и чёрт знает, что еще.
- Наступает сезон ведьм,
- эти глаза с поволокой,
- и каждый мой шарф похож на петлю,
- состоящую из петель,
- и каждый мой шаг – по дороге благих намерений.
- Наступает сезон ведьм,
- холодает,
- и встречи с чаем и старым кино
- типа «Пушек острова Наваррон»
- не доведут до добра.
- Наступает сезон ведьм.
- Сохрани меня, господи, от их чар,
- а ведьм – от моей любви,
- ибо человек слаб,
- и мудрости, данной нам в детстве,
- никогда не хватает на жизнь.
- Наступает сезон ведьм,
- я строю воздушные замки для обороны.
- Волшебные кролики прыгают прямо с горы Брокен,
- стою
- и наматываю шарф на кулак,
- не замечая,
- – но небо полно черных точек,
- и я уже слышу крики.
- Понимаешь?
- Мы носим своих мертвецов под курткой. До дна дней.
- Если смерти смотреть в лицо, становится холодней.
- Вот приходит. Садится. Парень. Стройный, в глазах медь:
- «Я учил тебя. На гитаре… Еще научил петь».
- Другой – серый, почти белый. Тогда уже был стар:
- «Ну, да. Было такое дело… Ставил тебе удар».
- Третья с краешку, на кровати. Прямо ко мне в тыл:
- «Помнишь море? Красное платье? Конечно, ты не забыл…»
- Четвертый и пятый во тьме комнаты. Рядом. За рядом ряд.
- Их шеренги длинны, изогнуты, и все они говорят:
- «Я вам руну открыл. Райдо. Шалаш из пяти веток…
- Помнишь, ты подпевал радио? Помнишь, как я едок?
- Помнишь рано приехал в город, и я по нему водила?..
- Помнишь, сели в блестящий форд, а в нем заиграл Дилан?
- Помнишь, помнишь, ты помнишь…»
- Помню. Вас, и все эти сказки.
- Моих мертвецов шелестит, стонет хорал григорианский:
- качается, шепчет, поет, звеня ключами, цепями, пивом…
- Мои мертвецы пугают меня.
- Но делают, блин…
- счастливым?
- Мои мертвецы постоянно со мной. И этот, с глазами-медью,
- и красное платье, и старый изгой, и женщина-на-рассвете,
- и тот кто пел обо мне – обо мне! – громко, но не натужно,
- и тот, что из двух дюжин камней выбрал один нужный —
- они поддерживают меня. И на пути тоже.
- Знакомые, родственники, друзья, весь легион прохожих
- хранят.
- Я ношу своих мертвецов
- с собой, из них состоя.
- А когда замкнется мое кольцо —
- печать, приговор, статья, —
- приду к тебе, и скажу: Помнишь,
- про мертвецов? На крыше?
- Дай мне куртку. Чего смотришь?
- Там холодно так, выше…
- Я с тобой. И буду с тобой.
- Смерти нет. У меня – вышло!
- Понимаешь?
- У нас вышло.
Довольно странный текст. Не буду разжевывать
смысл, но все же поясню некоторые отсылки.
Сиена – специфическая краска. Также – школа рисования оттенками охры и местность. От воды – течет,
как мел.
Скальд – подобие менестреля-путешественника в
скандинавских странах, пробавлявшегося историями
и сагами.
Франсуа – Франсуа Вийон, отсылка на песню Окуджавы: «Господи, дай же ты каждому…»
Маяком – иногда называют Маяковского. Но это не
основное значение.
Высокая башня – привет Филлипу К. Дику, «Человек в
высоком замке».
- ______________________
- Ире, IX.I.2014. Ленинград
- .
- Я смотрю на счастье. Как мерцает
- в свете солнца золотая взвесь.
- Как дорога вьется кольцевая,
- но она окончится не здесь.
- Как идут потеки по сиене,
- как, одновременно и легки
- и громадны, в повседневной пене
- разрезают бурю маяки.
- Как лучи стремятся делать лучше.
- Лучше будет, – только подожди.
- Как дождинки созидают тучи.
- Тучи превращаются в дожди.
«Что я сам, и что могу я дать им, – скальд, остановившийся…»
- Что я сам, и что могу я дать им, – скальд, остановившийся
- в селе?
- Не герой, а просто наблюдатель. Я – наместник ветра на
- земле.
- Ржавчина серебряного века. Франсуа, которому дано.
- Я на этом свете много бегал. Постою, подумаю в окно.
- Я стою один в высокой башне, в пыле пыли тысячи
- удач.
- И стараюсь показаться старше, чтобы луч не превратился
- в плач.
- Я – свеча. И ветер. И спасатель. За окном беснуется
- пассат.
- Я свечу в бушующем закате, молча собирая конденсат.
- Только бы не лопнула трахея в этом расцветающем
- огне.
- Пламя – это все, что я умею.
- Так ориентируйтесь по мне!
- Все, чего прошу я – только верьте.
- В море бедствий, слова и побед —
- корабли курсируют на рейде,
- самолеты кружатся на рейде,
- ветры собираются на рейде…
- А потом – слетаются на свет.
- Боже,
- храни детей,
- которым за двадцать
- Им умирать,
- а потом еще расставаться
- Аскеру дай голос,
- прохожим слух
- Дай отдохнуть
- неспящему после двух
- Сделай так, чтобы раз
- в девятнадцать лет —
- Крайний поезд,
- последний шальной билет
- Дай сибариту
- трубочку и бокал
- Сделай,
- чтобы кофе не убегал…
- Но больше – люби
- поэтов и нищебродов,
- выходцев из гонимых
- Твоих народов:
- Геев и хиппи,
- готов и растаманов
- странных, накуренных
- и постоянно пьяных
- что-то рисующих, пишущих и читающих,
- всех, ничерта в этой жизни не понимающих —
- Это для них я иного прошу отмерить
- Лучше других
- твои Дети умеют
- верить.
Истории
- От первого символа по витражам оконным расходятся
- нити, сети и прочий хлам.
- Через стекло я вижу в небе драконов. Драконы рвут
- законы напополам.
«Я часто вижу людей, которые не отсюда. Если честно, и…»
- Я часто вижу людей, которые не отсюда. Если честно, и
- «люди»-то не совсем.
- Так мог смотреться волко-рожденный Будда. Временами
- у них из глаз пробивает чудо, и если большое – это
- заметно всем.
- Понятно, такому чуду не место в офисе, а место в чаще,
- средневековом лесу.
- По нелюдям даже видно – ну так и просится, клубком
- свернется, выставит переносицу, бесится, грузится,
- ждет, – а когда спасут?
- Но – не торопятся. Где-то они застряли… Может, забыли
- дорогу, ушли на стрит? Из глаз несется магия цвета
- стали, уничтожая рампы, канаты, тали – все, на чем
- эверленд стоял и стоит.
- Оборотни, лешие и вампиры, единороги, ведьмы и маги
- роз, – кто вас бросил в этом обычном мире, зачем
- подкинул за кулисы Шекспиру, чего вас Оберон еще не
- унес?
- Волшебницы работают по кафешкам, жрицы баристами
- трудятся – ритуал.
- А боги, без шуток, – боги! – читают нечто и пишут
- нечто такое, что дух поменьше да поумнее на паклю бы
- изорвал.
- Эта вот дева – она же явно эльфийка. Этот мальчик, – маленький,
- но дракон.
- Хочется крикнуть: ну парень, какого фига? Да как же ты не
- летаешь, а пишешь фики?
- Ты можешь летать, ведь это тебе легко!
«Не думаю, чтобы вас случайно забыли…»
- Не думаю, чтобы вас случайно забыли…
- Вашим, ребята, несвойственно забывать.
- Вы – разведка.
- Пора возвращаться? – или
- все уже завязло в болотном иле,
- все уже завяло, и штиль, и гладь…
- Так что вы сидите? Какого сигнала ждете?
- Сигнала не будет. Не было все века.
- Вы не вернетесь сами.
- Но вы вернете.
- Вернете всё.
- Ловите своих на взлете.
- Дракон дракона видит издалека.
P.S: Не претендую на оригинальность, с теплом – Дане
Сидерос, Лемерт, Княжне, Джеку-фонарщику, прочим любителям, исследователям Существ, – и, конечно, самим
Существам.
Мне не нравится, что в основном тексты про подменышей и найденышей сводятся к мысли: «Бедный
хроменький единорожка, эк тебя занесло».
Перестрахуюсь, уточню прозой.
Если ты ДРАКОН, так, с*ка, ЛЕТАЙ. Простите, вырвалось.:)
Весна
- Когда до осени было пятнадцать дней, доктора сказали,
- – завтра лучше не будет.
- Надо быть уверенней и сильней… Носили воду
- в пластиковой посуде,
- а она скулила, как плачут псы взаперти, обо всем своем
- небудущем сожалея,
- и плита, давно лежащая на груди, становилась тяжелее.
- И тяжелее.
- У нее был мальчик, выпавший с первым снегом. Но
- потом вернулся. Выдержал до конца.
- И пока ходила – радовался побегам, а потом стирал
- слезинки с ее лица.
- И она – с его. Потом отключились руки.
- Он уехал к ней и с ней разделил кровать,
- успокаивал по ночам, облегчая муки, не давал сдаваться,
- плакать и умирать.
- Рождество. Морозы были по минус сорок, но она смотрела
- только из-за окна.
- И ослепла. Метастазы пошли в подкорок, на глаза упала
- мутная пелена.
- Через пятеро суток боли, в последних числах, под куранты
- зачем-то снова пыталась встать.
- Осознала, что загадывать нету смысла.
- Поняла, что не умеет уже мечтать.
- Бесконечные иголки, штифты и трубки, терапия, рвота,
- капельницы и сны,
- Ни слова, ни сожаления, ни поступки не помогут дожить
- до первого дня весны.
- Никогда не поздно все начинать сначала, только если
- ты еще не пришел к концу.
- И она не причитала и не кричала, а сказала через ломкую
- хрипотцу:
- «Я люблю тебя. Прости, что все время плохо. Принеси,
- пожалуйста, сока или воды».
- Он погладил ее по носу. Четыре вдоха. «Мы не будем
- пасовать из-за ерунды».
- Он ушел.
- И она пошла, замирая слепо. Но любовь верна, доверчива
- и ясна.
- Он вернется к ней со стаканом воды на небо.
- Все, конечно, будет.
- И будет опять
- Весна.
- Он сорвался в Питер с одной сигаретой.
- И разорванным рюкзаком,
- на котором скрепками выбил кредо:
- The Road is our Home!
- Он подумал: «Эти тупые танцы.
- Все по кругу. И всюду врут.
- Только объявления новых станций
- – это искренне. Мой маршрут».
- Он писал тогда: «Я устал до рвоты
- от рутины и болтовни.
- Социальные сети, смартфоны, фото…
- Вот… друзья. Ну и где они?»
- Он стоит на перроне. Презрев запреты,
- напевает. Семнадцать лет.
- Он сорвался в Питер с одной сигаретой,
- – а я почему-то нет.
- Потому что я – в Питере…
- Потерпите.
- Я почти что собрал рюкзак.
- Я найду свой собственный честный Питер
- и поеду туда.
- Вот так.
- Мы переспали случайно. Утром
- я что-то делал, звонил кому-то,
- и, может быть, через полчаса – заметил её глаза.
- Густые волосы, высокие скулы.
- Вспомнил, как мы вчера уснули.
- Что было до этого, прошлым вечером.
- Как долго мы болтали о вечном.
- Коса. И мини. Длинные ноги.
- Манера все время шутить о боге,
- футболка в обтяжку, молния сзади,
- стоны на автостраде.
- – Наверно, хватит уже шататься.
- Тебе хоть есть уже восемнадцать?
- – Мне? Конечно. Намного больше.
- – Прекрасно. Идти можешь?
- И вот – нагая в лучах утра.
- Смотрит так непривычно мудро,
- так странно, что расхотелось есть.
- Говорит:
- – Я твоя смерть.
- И почему-то поверил сразу.
- забил на логику, доводы разума,
- не вынул даже бритву Оккама,
- а взял и спросил прямо:
- – Когда?
- – Не то что бы очень скоро.
- Еще как минимум лет сорок.
- Может и больше. Не бойся. Не съем.
- Я маленькая совсем.
- – А я ведь спрашивал. Спрашивал ведь!
- – У тебя совершенно летняя смерть.
- Не бойся. Я не хочу тебе зла.
- Просто раньше зашла.
- Ты так боишься, боишься меня,
- ты все тупее день ото дня,
- не спишь до одури, морды бьешь,
- – ты так умрешь раньше, чем умрешь.
- Куришь, дуешь, читаешь дрянь,
- все время груб, постоянно пьян,
- типа талантливый и ершистый,
- а на деле – боишься жизни.
- Так вот. Не надо про «смерти нет».
- Я есть. Мне нравится черный цвет.
- Коты. Истории. И цветы.
- И мне нравишься ты.
- Сейчас я уйду. Но, вы, люди, поймите
- – ваш ангел смерти – ваш ангел хранитель.
- Я стану иной, несущей покой —
- но запомни меня такой.
- Не бойся жить. И меня тоже.
- У меня не такая страшная рожа.
- Ну, чего чашку в руках крутишь?
- – Ты останешься? Чай будешь?..
- Каин ходит по городу. Ловит себе такси, но никто не
- берет, – и Каин сидит на сумке. Бесконечный кашель.
- Каин замерз, осип, – а никто не подбирает. Такие суки.
- Ливень лупит по асфальту и по земле, и по грешным,
- и по праведным, и по лужам, и по Каину, не первую сотню
- лет убежденному, что зонтик ему не нужен.
- Все вода. И кровь – вода, и слеза – вода, все течет, но
- все в пределах семи нот. Соломон сказал по теме, хоть
- был урод – суета сует и всякая х*ета. Широка ты
- и обильна, земля Нод.
- «Всякий, встретившийся со мною, убьет меня». Каин,
- стоя на обочине, ловит тачку. «Ты свинья, Господь, – он
- думает, – ты свинья. Ну чего ты ждал? Я все-таки был
- мальчик.
- Я же все-таки люблю его, как могу! Я же все-таки за —
- видовал понарошку. Где мой брат? Скажи, – и не гони
- пургу! Где мой брат? Я так ищу его, сколько можно».
- И повсюду грязь. В ней тонут носы сапог. Не запнуться
- б – под ногами какой-то кабель… И молчит, и смотрит
- в сторону старый Бог, и никто не знает, где он теперь —
- Авель.
- Катафоты на оплечье и на груди. И судьба – не просто
- жалкая сотня строчек. «Я найду, – бормочет Каин – и он
- простит».
- И ему мигает фарами – заходи! – тормозящий у обочины
- дальнобойщик.
- Мы сидели, курили – и снова пошел дождь. Так все время —
- стартует, когда от него не ждешь. Я чертыхнулся, вынул
- новую сигарету и сказал:
- – Чувак, не мог обойтись без этого?
- А он тупил, качал ногой неритмично, повернулся – и не
- ответил. Ну, как обычно.
- Но мне это надоело, сигареты переводить, я огрызнулся:
- – Чего молчишь?
- – Не нуди.
- – Ну правда, все время льет, постоянно льет.
- – А то, что дело, думаю, не твое…
- Он, в общем, закрытый парень, сколько я зависаю с
- ним. Не любит больших компаний, никакой никогда тусни.
- И даже вдвоем замыкается, как полезешь немного
- вглубь – сразу становится
- необычайно груб. Но при этом отходчивый – посидел,
- помолчал, выбросил сигарету, прямо под ноги, на причал,
- сфокусировал взгляд поодаль, на корабле,
- и говорит:
- – Настроение на нуле.
- – А почему?
- – Не знаю. Штормит меня. Наверное, три, а то и четыре
- дня.
- – У вас, столиц, вообще тяжелая жизнь…
- – Вот только ты с сочувствием отвяжись.
- – Ну держал бы, не знаю, как-то себя в руках.
- – А я и держу. Не видишь? Держу пока.
- – Это вот? – я кивнул на сереющий небосклон, – Это
- держишь?
- – Держу-держу, – ухмыльнулся он. – Последний раз, как
- я не сдержал депрессию, описан в «Медном Всадни —
- ке». Было весело. Это стоит неэпического труда…
- И я полюбил смотреть, как течет вода. Люблю стоять
- под дождем, чтоб текло за шиворот, – это лучше бухла и
- всякого там ширева, люблю, как ливень шумит, а потом
- стихает, люблю, как все вокруг говорят стихами, как
- капля бьется на две, касаясь травы… Смотрю – и ощущаю
- себя живым…
- Тут он понял, что выражается поэтично и сбил эффект:
- – Врубаешься? – апатично.
- – Д-да. Вроде да. И ты так четыре дня?
- – Четвертый век. А впрочем, одна фигня. Ты все, докурил?
- – Де-ю’ре или по факту?
- – Ты к мусорке что ли?
- – Ну да. Неудобно как-то…
- – Чего тебе неудобно? Я разрешил.
- – А может, я воспитанный.
- – Не шурши.
- Он тоже встал, задернул пальто на’туго.
- Вышло солнце.
- И началась радуга.
- Допустим, девушку с черными волосами и родинкой
- зовут Катя. Да так и есть, вроде бы.
- Вот Катерина сидит и думает: «Как я перед ним разденусь?»
- Кажется, в чем тут сложность?
- Просто Катя – она феникс.
- Ну, обычная девушка, ходит в платье, сажает пятна
- на локти и на подол…
- А как разденется – все понятно.
- Нормальный такой феникс. Прикоснешься и обожжет.
- И Катя все время думает:
- «Ой, не выпить бы лишний шот!»,
- и «Что ему можно позволить?
- Нет! А вдруг он сейчас поймёт?!»,
- «Я буду, обязательно буду лёд».
- Он кинет ей лёд.
- Катерина возьмет бокал.
- Куда-то пойдет,
- услышит «Я в душ пока».
- Застынет с бретелькой в пальцах,
- уже раздевшись почти на треть,
- – и станет думать,
- расправив крылья,
- зажигая столбы пыли:
- остаться – или гореть.
- Воскресает Рыжая в пять утра.
- Тянет руки, переплетая пальцы.
- Рыжая ответственна и мудра,
- слева на груди у нее дыра —
- спишем это на недостаток кальция.
- Рыжая встает, и, свистя дырой,
- шлепая ногами, стремится в ванну.
- Банки и флакончики – целый строй…
- Как ни удивительно, но порой
- Рыжая красавица. Это странно.
- Надевая алое, в тон, белье,
- Рыжая не смотрит туда, где лифчик.
- День уже практически настает.
- Рыжая задумчиво запоет,
- тихо намяукивая мотивчик.
- Рыжая мурлычет его весь день,
- ждет, что боль уймется и станет легче.
- Скрещивает руки, ныряет в тень,
- на вопросы – морщится: «Дребедень!
- Нет, не кровь. Конечно же, это кетчуп».
- Но пятно на платье ее растет,
- и от боли Рыжая сводит брови.
- Не поможет бинт, не поможет йод,
- голубой, из песенки, вертолет…
- И всегда тошнило от вида крови.
- Вдруг – «Привет! Звоню тебе от ребят,
- там на вписке не было интернета,
- встретимся? Чего ты молчишь? А я…»
- Рыжая ощупывает себя,
- ищет край. А края дыры – нету.
- Заросло. И зажило. И сбылось.
- Рыжая, как пламя. Она горит.
- «Ты же хочешь, Рыжая, ладно, брось.
- Детка, я же вижу тебя насквозь…
- Я же знаю, что у тебя внутри».
- И когда ты уже решил уходить без боя,
- и когда опустил оружие до земли,
- и когда упал – появились такие двое,
- и один был белый, как содранные обои,
- а второй – эскизом Дьявола из Дали.
- И который белый тебя уцепил за локоть,
- А который черный поправил тебе рюкзак.
- А над горизонтом вставала копоть.
- Ты просил тебя заштопать… Или не трогать…
- Они заглянули в больные твои глаза.
- И один говорит. (Второй иногда кивает,
- серебристые крылья задумчиво теребя):
- «Это всё, что сильнее не делает – убивает.
- Ты и так уже сильный, опаснее не бывает.
- Идиот.
- Ты почти убил самого себя».
- Ты хотел ответить, но рот залепило коркой
- от засохшей крови. Ты снова пошел вперед,
- понадеявшись, на отсутствие твари зоркой
- с пулеметом, ну, или мины. Шагал под горку
- каблуками давя сухой красноватый лед…
- Ты пришел в себя в лазарете. Как будто Лазарь.
- И ни смысла, ни оружия не нашел,
- но какой-то… такой, окуджавно-зеленоглазый,
- белоснежный врач, сияющий и чумазый,
- рассказал, что все
- закончилось
- хорошо.
Подлец
- Из осыпающихся бумаг,
- из древних волшебных книг.
- Выходят двое. Выходит маг,
- и я, его ученик.
- Мы долго шагали по Ойкумене. Когда выводили крыс,
- когда истолковывали знаменья за мясо и за кумыс, когда
- ловили тупую нежить, когда вызывали дождь, когда
- помогали ловить и вешать, когда исцеляли лошадь…
- Мой маг – скрывающийся шаман, ведун и колдун, ведь —
- мак, а я – такой же, факир, шептун, – не мастер,
- а просто так. Ему, наверное, двадцать пять, по-нашему
- он – старик, а мне пятнадцать, и я стрелять умею. Но не