До Байкала и обратно на морально-волевых бесплатное чтение
Предисловие
Я вспомнил, что мечтал поехать на Байкал.
Во времена юношества, на курсе втором-третьем техникума я горел желанием съездить не в Турцию или Египет, а прокатиться своим ходом до Байкала. Точно знал, что по окончании поеду и всё тут. Делал ли я что-то для этого? Естественно нет. Там же во время учебы так сложились обстоятельства, что пришлось работать, а потом работать вдвойне, а потом и работать после учебы и вновь учится совместно с работой. Мечты о поездке выветрились из головы как-то сами собой.
Годы прошли, жизнь немного устаканилась, появились увлечения, больше друзей и знакомых, взгляды на существование несколько раз успели смениться. В один из таких моментов пришло понимание – я забыл сделать что-то важное. Позже пришло осознание, что именно я забыл.
С этого момента мысли о поездке больше не уходили из моей головы. Прикинув расстояние, финансовое положение и многие другие менее существенные факторы стало понятно, что одному такую поездку не осилить. Я стал селить свою мечту в головы друзей и прикидывать список потенциальных попутчиков, а заодно планировать поездку и искать транспорт на поездку.
Первоначальный план был прост и надежен как швейцарские часы. Две машины – бусик и легковушка, восемь человек, около трех тысяч белорусских рублей на бензин, остальные расходы делим на всех. Вторая машина по большей части нужна была для подстраховки т.к. ехать далеко, возможность доползти до ближайшей СТО без вызова эвакуатора будет полезной.
Дорога при таком раскладе стоила бы нам тоже не особо дорого на человека, а расходы на припасы были бы не критичными. Никому не пришлось бы месяцами откладывать деньги, и поездка прошла бы без разрушения семейных бюджетов.
Я ездил в гости к друзьям и знакомым рассказывая свой план и приглашал их принять участие в поездке. Некоторых приглашал к себе или заманивал рассказами на совместных тусовках. Изначально получилось собрать компанию из девяти человек и ещё несколько знакомых из других стран если вдруг кто-то передумает.
К сожалению, по мере того как приближалось время путешествия, то одни, то другие по разным причинам отпадали. Для себя я твёрдо решил, чего бы мне это не стоило – я еду.
В конце концов нас осталось четверо, в финансы я уже не влазил, а сложность и нагрузка на меня как на водителя теоретически возрастала в геометрической прогрессии.
Попутно решая вопросы организации поездки и стараясь вернуть комплектность человеков до изначально запланированного, я нашёл в Минске бусик, в очень удручающем состоянии, но по довольно привлекательной цене, по факту я платил за вес машины в железе, а не за само транспортное средство. Это был старенький бензиновый Renault Trafic, он должен будет стать нам домом на две недели. Покупка обошлась в каких-то пятьсот пятьдесят наших родных деревянных белочек.
В своих попытках укомплектовать путешествие по первоначальной задумке я потерпел полное поражение, изначально горевшие энтузиазмом друзья со временем поугасли и находили все новые причины отказаться от поездки. Я их в этом ни в коем случае не виню, но попытки подарить кому-то приключение пришлось оставить.
Пришло время переосмыслить надвигающийся выезд и как-то мы в очередной раз встретились на вечерние посиделки с пока еще сомневающимся Саней, в узких кругах же мы называли его Белкой.
На кухне передо мной сидел невысокий коренастый парень в рубашке и джинсах, уже изрядно повеселевший от принятого внутрь алкоголя и бурно жестикулируя вслух рассуждал о моем предложении:
– Идея, конечно, супер, но сколько денег нам надо? А какой дорогой поедем? У меня отпуска две недели только, а нам ехать в одну сторону только неделю в лучшем случае. Вот как ты себе это представляешь? Я же не успею вернуться на работу.
– Денег нам надо в основном на бензин, на продукты думаю сильно не потратимся. Дорогой обычной поедем, на навигаторе маршрут выстроили и погнали, я, конечно, хотел бы в Аркаим ещё заехать, но за две недели вряд ли получится. А вот доехать до Байкала, несколько дней там почилить и обратно рвануть, это точно за две недели успеем – размеренно отвечал я.
– Да ну, не успеем, и на бензин надо миллиарды денег. Мы на бэхе твоей поедем? – продолжал он сомневаться
– Нет, бусик купил, расход десять литров на сотню, суммарно тысяч четырнадцать километров туда обратно, это нам встанет в принципе по пол зарплаты каждому скинуть – убедительно ответил я.
– Бус это конечно хорошо, – подтвердил Саня – ну в принципе зарплата, плюс отпускные, плюс я ещё заранее на откладываю, ты точно едешь? – уточнил он.
– Я? Я точно еду, мне плевать один или с кем-то. Пусть хоть никто не поедет, я и один могу. Я хочу, и я поеду. – без тени сомнения заявил я.
– Тогда решено, я тоже еду, дорожное приключение! – провозгласил он и поднял бокал.
За неделю до старта наша бригада собралась чтобы провести атаку на стеллажи местных магазинов. Я, моя жена бубочка Катя и Саня.
У нас был заранее продуманный список всего, что может понадобится. В него входила всякая полезная мелочёвка: автомобильные зарядники, провода для телефонов, коврики, ящики, сумки, походные подносы и столики с подстаканниками, батарейки и походный фонарик. Не забыли про средства личной гигиены: мыла, запасные зубные щетки.
Походный инвентарь сначала хотели взять в спорт-мастере, но прошлись и не нашли ничего, из упомянутого мною ранее списка. К тому же всё было брендовое и по конским ценам, в наши бюджеты после существенно поредевшего состава это не вписывалось.
Из дома взяли простецкие хозяйственные вещи:
Топор чтобы колоть дрова, пилу чтобы пилить то, что потом нужно было бы колоть. Чайник, кастрюлю и казан – чтобы было в чем готовить на том, что было напилено и поколото. Ложки, вилки, ножи, тарелки – чтобы было в чем и чем есть то, что было приготовлено на том, что было напилено и наколото.
Надувной матрас, диван-кровать Евгений, одеяла и теплые вещи, полотенца и подушки.
Катя ко всему прочему собрала ещё и аптечку.
Так как мы с женой на момент выезда имели удаленную работу не забыли и про два ноутбука, а чтобы с зарядкой проблем не было перед отъездом приобрели недорогой инвертер.
Не нашли только походную газовую плитку, её решили купить где-нибудь по дороге.
Всего после закупки недостающего мы вложились в четыреста белорусских рублей.
С подготовкой авто к поездке изначально были наполеоновские планы. Но мечтать, как говорится, не вредно.
Несколько месяцев я каждые выходные старался хоть что-то исправлять и чинить в купленном для путешествия бусе, но чем глубже я залазил, тем больше проблем находил. Всего перечислять нету смысла, если вкратце, то куча проблем с проводкой, тормоза, двигатель, буквально каждый сантиметр скрывал в себе какую-нибудь неисправность. А ещё, я ленился, меня буквально высасывала работа и возится в железе с одной стороны всегда было отдушиной, а с другой требовало огромного количества физической энергии. Тем не менее буквально перед выездом удалось привести авто в сносное состояние. Последние дни до старта были особенно тяжелые. С механическими агрегатами при помощи отца мы разобрались давно, а вот кузовню откладывали до последнего.
Ко всему прочему мешать стала еще и погода. Начавшиеся дожди никак не способствовали сварным работам, однако опять же при помощи отца, за что ему огромная благодарность, буквально в последний день мы закончили работу.
Отдыхать, тем не менее перед выездом времени не было. Нужно было ещё хоть как-то покрасить обезображенный сваркой кузов.
Обязательно в дорогу кинул запаску и некоторые запчасти: запасной бензонасос и свечи, а также комплект инструмента, два буксировочных троса и провода для прикуривания. На наше несчастье, в спешке забыл взять домкрат и канистру для запасного топлива, забегая наперед, домкрат нам не пригодился, а под канистры приспособили несколько баклажек из-под воды.
Итак, я загрузил всё в машину, не забыв ещё и необходимые для покраски расходники и инструмент, взял собаку, пожитки и распрощавшись с отцом двинулся в сторону Гомеля в гараж недалеко от точки выезда. С этого и началось моё путешествие.
Финальные сборы и первые километры
Заехав на заправку и оценив всё безобразие, я позвонил Паше, предупредив что через пару часов буду у него. А кто такой Паша?
Бросив попытки пополнить команду ребятами которые уже бесповоротно шли в отказ, я связался с несколькими друзьями и знакомыми которые потенциально были готовы на подобную авантюру. Одним из таких людей и был Паша. Он как раз уволился какое-то время назад и пока был в подвешенном состоянии. Сейчас он ждал документы для трудоустройства в одну Польскую контору и ничем не был привязан к месту. Единственное, что его смущало это отсутствие денег. Меня же это совсем не смущало, нам либо втроем долбить через пол континента, либо вчетвером. А как показывает практика чем больше народу, тем веселее.
Договорились мы буквально по телефону, пару дней поломавшись он согласился, и с вечера был готов помогать мне красить машину. Он ждал меня у калитки своего частного, глядя на ту телегу, на которой я приехал он со смехом сказал:
– Вот на этом мы собрались путешествовать?
– А ты видишь тут другую машину? – переспросил я долговязого худощавого парня.
– Хм… думаю будет интересно. Сразу в гараж?
– Нет, сначала забираем Катю, она тоже помогать будет, а потом гоним на гараж, думаю часов до двух ночи справимся, потом к нам домой, отоспимся и поедем собирать. А после сборки закуп и за Белкой. Часам к восьми вечера надо быть на границе, чтобы завтра уже перескочить в Россию – вкратце я описал план на сутки вперед.
– Все предельно ясно, погнали.
До гаража добрались около десяти вечера. На работу ушло куда больше времени чем планировалось. До шести утра мы успели обработать сварные швы, замазать щели уплотнителем, загрунтовать и зашпаклевать машину и покрасить её. Покраска, конечно, получилась ужасно, но, чтобы автомобиль не выбивался из общего потока в глазах сотрудников ДПС этого было более чем достаточно. Да и в таком виде он стал намного приятней внешне чем был.
Под утро, когда уже ни у кого не было сил мы вызвали такси и вернулись домой. Там случилась довольно забавная история.
Зайдя в подъезд, мы направились в квартиру, наша съемная “однушка” находится на третьем этаже. Катя как обычно пошла по лестнице, а мы с Пашей переглянулись и шагнули в лифт, который учтиво ждал нас на первом этаже. Нажав на кнопку, я уже подумывал о том, как будет мягко и уютно в кровати, загоревшийся огонек на кнопке номер 3 весело моргнул и погас, прерывая мои размышления. За ним погас и свет в кабинке как раз в тот момент, когда двери лифта закрылись и вокруг наступила тишина. Паша констатировал:
– Заебись, приехали.
Подтверждая эту мысль, откуда-то сверху донеслась ругань и шаги человека, который так и не дождался лифта.
После нескольких безуспешных попыток открыть двери, мы позвонили диспетчеру, с которым состоялся следующий ниже диалог.
Сонный и раздраженный женский голос на той стороне недовольно продекларировал:
– Диспетчер, слушаю! – обладатель голоса явно надеялся докимарить свою смену и почапать домой, наслаждаться дешевым вином из ближайшего магазинчика.
– Здравствуйте, мы застряли в лифте – по фактам разложил Паша
– Адрес? – явно желая побыстрее закончить диалог вопрошала женщина
– Космонавтов 96 – включился в разговор я
– Бригада выезжает, ожидайте – закончил голос в трубке и прервал связь.
– И сколько ждать? – спросил в пустоту Паша.
Я промолчал, а что сказать то? Довольно прохладное сентябрьское утро, мы уставшие и грязные, надышавшиеся краски и лака. Выбраться отсюда не можем. Мы сели на дно лифта подыскав не загаженное место и стали залипать в видосики на ютюб периодически обсуждая ситуацию.
Бригада приехала примерно через час. Безымянный спаситель приоткрыл двери лифта, ослепил привыкшие к темноте глаза фонариком, так же строго и устало как женщина по телефону сказал: "Ожидайте", после чего удалился. Звуки спасения раздавались то сверху, то снизу, после чего в лифте загорелся свет и огонек на кнопке "3", а лифт бодро дернувшись поехал на выбранный этаж.
Пересказав всё Кате, которая так и не легла спать, ожидая нас, мы легли спать.
Каждая минута теперь была на счету, в том числе и отдыха. В полдень надо было вставать, и релоцироваться в гараж чтобы собрать машину после покраски. Работы немного, но на пару часов точно.
Проснувшись, быстро собрались с Пашей и рванули в гараж. Катя тем временем осталась собирать вещи и встречать бабушку, которая согласилась пожить у нас в квартире с котиками и пёселем, было очевидно, что всех животных нам с собой не взять и надо было чтобы кто-то за ними присмотрел в грядущие две недели нашего отсутствия.
В гараже начали с того, что вставили боковые стекла. Потом повесили бампера, подключили задние фонари, которые были сняты во время сварочных движений. Многие вещи просто придумывали на ходу, например не найдя крепление переднего бампера просто закрепили его на пару деревянных брусков. Забегая, наперед могу сказать, что бампер ни за поездку ни сейчас так и не отвалился. Разве что уже на острове мы укрепили конструкцию парой веревок :D
Сборку, как и ожидалось, закончили за пару часов. Времени на проверку узлов и агрегатов уже не оставалось и около трех часов дня мы двинулись в город. По пути купили перекусить и погнали за Саней. Примчали к нему и пока ехали поняли, что потерял один из передних поворотников и ещё неплохо было бы заменить дворники. Ну и всякую мелочёвку на рынке тоже можно прикупить в дорогу.
Забрали Белку, который сходу констатировал:
– А из далека смотрится очень даже неплохо!
Что подтвердило мою уверенность – по крайней мере из-за внешнего вида ДПС нас не остановят.
Вместо поворотника приобрели диодную полоску, которая довольно неплохо встала вместо штатного указателя поворотов.
Возвращаясь домой за Катей чтобы приступить к финальному этапу наших сборов, я заметил, что повторители как-то довольно быстро моргают, для себя сделал заметку что вероятно какой-то из задних поворотников видимо плохо работает после сборки. Но времени на исправления уже не было. Надо было встретится с проводником в семь вечера у границы, и мы уже опаздывали.
Когда всё было погружено, и мы уже ждали к Катю к нам присоединился ещё один попутчик, собака Бэтька:
– Она поедет с нами, она так на меня смотрела и ещё поскуливала, что я просто не смогла её оставить – оправдывалась Катя.
Ну, никто и не против.
Собственно команда нашего дальнего “плавания” получилась следующая
Я Семён Сергеевич – так сказать капитан и по совместительству механик. Катя – моя супруга, и ответственная за инвентарь и провиант. Паша – кок, идеолог и организатор досуга. Саня, он же Белка – штурман, логист и долевой финансист. Ну и конечно карликовый пудель Бэтька – можно сказать, талисман.
Старт произведен 24 сентября около шести вечера. Точка выезда, г. Гомель, Беларусь. На границу мы уже явно не успевали. Связался с проводником и обрисовал ситуацию. Очень хотелось сегодня уже быть в России, в обычные времена никакой проблемы бы не было. Но сейчас, в разгар ужасной пандемии и локдауна пришлось идти на крайние меры. Косвенные основания для пересечения границы были у всех. Мы с Катей могли бы поехать к её отцу в Москву, мы это и сделаем так что это даже не ложь. У Сани тётка в Геленджике, а Паша вроде как работает на стройке в Брянске.
Но мы решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Имен и подробностей переезда я затрагивать не буду, так же, как и точных локации.
То ли в неверии в происходящее и неуверенность в прохождении первой же преграды на пути, то ли в связи с усталостью от не самых простых сборов до точки встречи с проводником ехали практически в тишине изредка разговаривая на отвлеченные темы. Погода тоже не располагала. Практически везде был довольно сильный ливень, что побуждало меня сильнее сосредоточиться на дороге. Резина сейчас установлена скажем так, плохая, я рассчитывал её купить в одном из первых попавшихся нам крупных городов России.
Очень быстро наступила ночь. Сильный ливень барабанил в лобовое стекло, дворники работали на максимальной скорости. Я, чуть наклонившись вперед вглядывался в темноту и прислушивался к урчанию двигателя. Ребята изучали дорогу и будущий маршрут в телефонах, только Паша дремал в задней части буса.
Атмосферу первых часов поездки разбавил патруль ГАИ. Причем нас не остановили для проверки документов. Бдительные инспекторы, за что им конечно же респект, проехав мимо нас по встречной полосе в зеркало заднего вида увидели, что у нашего транспорта не горят габариты. Развернулись, нагнали и поспешили отчитать. После проверки документов пригласили меня в патрульную машину, где состоялся очевидный и не совсем приятный для меня диалог. На своих машинах я предпочитаю иметь весь не обходимый по законодательству комплект документов, включая и пройденный техосмотр. Но здесь пришлось бы поменять лобовое стекло, и покупать дверные ручки, которых на него уже днем с огнем не сыщешь. И кузов варить аккуратней, в общем проще было бы купить другую машину. В своё оправдание хотел бы заметить, что все осветительные приборы работали исправно.
– Семён Сергеевич, почему габариты не горят? – вопрошал инспектор
– Так горели же, вот только с покраски выехал, срочно нужно по делам было, вот и еду. – приврал я
– А техосмотр чего не пройден? Машина то год уже у вас – давил на мое чувство законопослушности инспектор
– Да он стоял целый год, не ездил никуда, движок сначала перебрал, потом тормоза, заварил вот только на этой неделе, обстоятельства товарищ инспектор – продолжал оправдываться я
– Погода плохая, видимости никакой, а вы едете без огней габаритных сзади. А если догонит кто? Быстро ваша срочная поездка закончится. Аварийка хоть работает? – упрекал меня сотрудник ГАИ
– Работает конечно! – ответил я, не зная на самом деле, работает ли аварийка сзади.
– Значит так, предупреждение вам на первый раз, дальнейшее движение только с включенной аварийной сигнализацией. Забирайте документы. – принял решение служитель закона и вручив мне документы выпустил в непогоду.
Я что-то невнятно ответил и пошел за руль. Включил аварийку и двинули дальше.
С проводником мы встретились около полуночи. Коротко побеседовав и разъяснив ситуацию нам предложили дождаться утра и перебираться со следующей группой. В нас ещё теплилась надежда попасть в Россию сегодня, поэтому мы сказали, что подумаем и будем на связи. На всякий случай уточнили точку сбора и другие варианты. Покумекав, некоторое время было принято решение поискать ещё людей на связи, которые могли бы ускорить нам переправу. К сожалению, попадались довольно мутные ребята, с которыми сотрудничать совсем не захотелось. Крутнувшись до ближайшего ларька, заранее приобрел страховку на две недели, чтобы быть полноправным участником дорожного движения в России и не париться больше на этот счет.
Таким образом с момента выезда было пройдено 343 км за шесть часов. 24 сентября плавно перешло в 25-е и около часа ночи мы завалились спать на ближайшей АЗС.
Ночь была не спокойная, судя по всему, заправка с кафе является местом притяжения местной молодежи. Время от времени вокруг нас появлялись парни и девушки навеселе прерывая сон.
Проснувшись рано утром, мы двинулись в оговоренное место на встречу с проводником.
На месте сбора нас встретил старенький УАЗик без стекол и несколько людей, мнущихся вокруг.
– Привет! – проговорил, двигаясь к нам знакомый со вчера молодой парень, – Сейчас подождем ещё пару людей и двигаем.
– Понял – ответил я, закрыл дверь и сказал Сане – Подготовь деньги, чтобы потом не мешкать сильно.
– Всё уже готово – серьезно проговорил Саня и указал на одну из ниш в торпеде, где была скручена сумма, полагающаяся за помощь.
Внезапно сдвижная дверь жилого отсека открылась и к нам в машину уверенно стала загружаться дама средних лет.
– Женщина, а вы куда, собственно, направляетесь? – возмутился Паша.
Женщина промычала что-то невнятное, напористо продолжая продвигаться в машину.
– Вам туда, – указал Саня на стоявший спереди УАЗик
Женщина какое-то время переваривала информацию, потом попятилась, недоверчиво закрыла дверь и двинулась к "бобику”, уделив особое внимание отсутствующим задним стеклам.
Через пару минут нарастающего напряжения, мы получили сигнал от проводника – выдвигаемся.
Пульс участился, накануне нас уверили, что дорога хорошая, была. Ливни, льющие последние дни изрядно размыли некоторые места. Плохая резина и мои навыки езды по бездорожью, которые можно свести к одной простой истине "не отпускай газ, вали пока не встанешь, делай рулем туднды сюнды", заставляли немного нервничать. Пройти переход надо было быстро, без остановок на долгие вытягивания. Пограничники могли начать патрулировать в любой момент. С другой стороны, я понимал, что полноприводный УАЗик и наша не маленькая компания быстро вытащит машину из любой грязи.
“Бобик” медленно пошел вперед, почти сразу ныряя в глубокую лужу. Я проследовал за ним и успел только подумать "слишком медленно". Рев мотора в совокупности с полной остановкой подсказал, что мы закапываемся. "Какой позор" мелькнула мысль у меня в голове, надо отдать должное проводнику он сразу выскочил и кинул мне конец троса, а я, вылезая из кабины заметил не опущенный ручник и подумал ещё раз "Какой позор". Таким образом буквально на первой же луже я ударил в грязь лицом.
Зацепили бус, прыгнул на водительское место и снявшись с ручника сразу поехал, причем без помощи впереди идущего бобика, что сразу порадовало и придало уверенности. Мы расцепились сразу после лужи, я бросил проводнику:
– Иди ходами, не тормози, иначе встану.
– Хорошо! – согласился он.
Мы разбежались по машинам и двинулись дальше, без особых приключений, пока на нашем пути встречались только глубокие размытые колеины и выбоины замаскированные в грязи. Бус уверенно шел вперед. Почти сразу я понял, что вторая передача слишком короткая и перешел на третью, не давая двигателю передышки. Поддерживая повышенные обороты, удавалось лавировать между ямами вошлап(не по колее , а на возвышенностях по краям) и постоянно выискивая зацеп. Так мы проскочили большую часть обходного пути.
Ближе к концу началась дорога через поле, которую размесили колеса транспорта покрупнее чем наши легковушки. Дорога становилась всё хуже и хуже принимая вид бесформенной грязи, исполосованной вдоль и поперек глубокими следами. Почти пролетев это место бобик резко снизил скорость, и мы все-таки встали, вынужденные притормозить и потеряв зацеп. Снова быстрые и слаженные движения, выскочили с проводником одновременно, он снова бросил мне конец троса, ободряюще крикнул:
– Хорошо идем! Тут расцепляться не будем, ещё метров сто, я буду тянуть если вдруг просядешь сразу вытащу.
– Понял! – подтвердил я, запрыгивая в кабину.
Сделали ровно так как сказано, последнюю сотню метров этой бесформенной каши прошли в сцепке, там, где я терял зацеп бобик подтягивал, и мы без остановок выбрались из этого кошмара.
За месивом началась хорошая лесная дорога с глубокими ухабами в которых полностью терялась из виду сопровождающая машина. Мы расцепились на въезде. Расслабившись, я ехал и уже понимал, что почти на месте, машина без проблем встречала небольшие лужицы на дне ухабов и весело влетала наверх. Я стал раззадориваться, ловя этот неповторимый вайб приключения и бездорожья, когда начинает казаться, что слышишь, как двигатель весело урчит после каждого препятствия. И тут резкий удар прервал все веселье. Практически в эйфории, когда мы, уже беззаботно и весело перекрикиваясь скакали по холмикам одна из впадин скрывала ещё более глубокую рытвину. Она практически стала роковой и могла прервать наше путешествие. После удара обороты резко скакнули вверх, звук из-под капота стал сопровождаться резким жужжанием, которое не сулило ничего хорошего. Мы выскочили на верхушку холма, я заглушил двигатель, выбежал из машины и открыл капот.
Первое что бросилось в глаза это отсутствие аккумулятора. Силой удара его выбросило из крепления прямо под колесо. Я нашел аккумулятор в метрах двадцати позади. Корпус был разбит, электролит растекся шлейфом от места удара.
– "Аккумулятор, не страшно" – подумал я – "До деревни нас дотащат, там найдем аккум и поедем. Но что за звук?"
Подобрал аккумулятор (а чего ему пропадать? Можно обменять или получить скидку на новый), и возвращаясь к машине нашел одну из клемм. Ещё раз осмотрел подкапотное. В целом ничего страшного не произошло, аккумулятор за собой потянул провода, их я тоже нашел на дороге. Главное, чтобы ничего не закоротило. Составляя план дальнейших действий у себя в голове, я сел в водительское кресло, перед этим поставив аккумулятор в салон и обмотав пакетом.
– Вылетел аккумулятор, – констатировал я.
– Это мы заметили, а что дальше то делать? – встревожено спросила Катя.
– Сейчас позвоню проводнику, он говорил мы уже почти на месте, договорюсь чтобы дотянул до деревни, там поищем аккумулятор, я все подключу и продолжаем дорогу.
– А кроме аккума ничего не пострадало? – засомневался Саня.
– Вроде нет, клеммы только оторвало – пояснил я.
– А что тогда за звук был? – все ещё сомневался он.
– Не знаю, разберемся на месте, главное сейчас убраться с этой дороги.
Позвонив проводнику, благо наши сотовые вышки тут ещё дотягивались, объяснил ему ситуацию. Из трубки послышался понимающий голос:
– Сейчас я быстро людей тогда довожу, и возвращаюсь за вами, пара минут.
– Хорошо, ждем.
– Мы своих не бросаем, не переживайте.
Только я повесил трубку как услышал звук приближающегося двигателя. Так быстро? Не может быть. Только не патруль… Затаив дыхание мы ждали, кто же появится из-за деревьев. Это был не патруль. Нам на встречу выехал здоровый “Хантер”, из окна показалась голова:
– ОСВОБОДИ ДОРОГУ ТЫ ТУТ НЕ ОДИН ЕЗДИШЬ! – очень неприветливым тоном выкрикнула голова.
– Я сломался, не могу отъехать, сейчас подъедут оттащат. Можешь сам помочь – огрызнулся на крики я.
– СЪЕБАЛ С ДОРОГИ! – ещё более агрессивно крикнула голова
– Ты ебанутый? Говорю не могу отъехать, сломался. Объезжай или помоги съехать в сторону. – закипая выпалил я, с нажимом на слово объезжай.
Глаза головы округлились, пару секунд лицо трансформировалось, наполняясь пониманием.
– Аааааа, понял, подождите своих, вас вытащат, тут своих не бросают. – заключила голова, подтверждая слова проводника.
Хантер сдал назад, вырулил на высокую обочину, без каких-либо проблем объехал нас и двинул по своим делам. Собственно, не понятно зачем был тогда весь этот спектакль если наша недвижимость не была помехой изначально.
Возвращение спасителя мы ждали не долго. Проводник вернулся за нами минут за десять.
В третий раз зацепились за бобик и уже только на его тяге петляя по лесной дорожке выехали к деревне. Там по паре улиц добрались к какому-то старому и большому то ли хлеву, то ли гаражу колхоза.
– Я вас тут схороню, надо подождать часов до девяти. Чтобы патрули проехали. Что сломалось? – спросил проводник.
– Аккумулятор разбился, вылетел на яме. Есть у вас какой-нибудь? Нам бы до ближайшего города доехать. – виновато пояснил я.
– Ага, понятно-понятно… Есть у меня, может живой и найдется. Я их собираю и сдаю. Свой только мне отдашь. Какой-нибудь точно будет на один раз завестись.
– И пару клемм если можно, оторвало их, я нашел, но одна сломалась.
– Найду, не переживай. Ладно я быстро. вы пока машину от грязи оботрите, чтоб не светится сильно на трассе – завершил разговор Проводник и уехал.
– А чем мыть то? – озвучил Паша общие мысли.
Командование операцией взял на себя Белка.
– Смотри сколько травы вокруг мокрой, сейчас нарвем, оботрем, будет как с мойки. Помню в армии мы и не в таких говнах лазили… – ностальгически сказал он.
– Давай без армейских историй – отвлекаясь от осмотра окрестностей прервала его Катя.
– Ну тогда рви траву и помогай – отрезал Саня, демонстрируя как это делается.
Он, загребая лапами сорвал здоровенный пучок травы, а потом приступил к обтиранию лобового стекла, смывая с него ком грязи. Паша последовал за ним, я же занялся полевым ремонтом.
Нашел оторванные силовые провода и прикрутил их на место, осмотрел подкапотное на наличие других не явных повреждений. Кажется, всё остальное было в норме. Через какое-то непродолжительное время вернулся проводник, с парой клемм и аккумулятором. Вручил мне. Клеммы оказались старые, советские, под запрессовку провода в них, покумекав немного удалось их установить.
Водрузив на место аккумулятор, была безрезультатная попытка завестись, привезенный аккумулятор был полностью разряжен. Я достал заранее подготовленные провода для прикуривания, и мы подзарядили аккумулятор от бобика. К этому времени машина уже была более-менее очищена от приключений на бездорожье.
Вторая попытка завести машину сработала, но из-под капота донесся тот самый скрежет, испугавший меня изначально. Оценив подкапотное, был определен источник шума. Провода аккумулятора идут в защитном железном щитке прямо возле ремня ГРМ, когда аккумулятор полетел вниз провода изогнули щиток и он начал тереться об ремень. Устранив и эту маленькую неприятность, автомобиль был готов к продолжению пути до ближайшего города, где можно было бы купить новый аккумулятор.
Когда всё было кончено пришло время выдвигаться. Проводник проинструктировал нас:
– Смотри, едешь по этой дороге, на перекрестке повернешь направо дальше прямо. И выедешь прямо на трассу, там уже по указателям доберетесь до ближайшего города.
– Спасибо. И за сопровождение, и за помощь, вот оплата, я тут накинул немного в качестве благодарности – сунул я ему купюры.
– Приятно иметь с вами дело – заключил Проводник и бодро прыгнув в бобик удалился.
Загрузившись в бус мы продолжили наш путь до ближайшего города, по пути остановившись у придорожного магазинчика. Нам нужна была российская сим-карта чтобы оставаться на связи. Помимо сим-карты приобрели ещё несколько полезных девайсов: небольшую походную плитку, газовые баллоны на весь маршрут, дополнительное зарядное для телефонов. Дальше двигались практически в тишине. В основном переговариваясь о дальнейших действиях и предполагаемом маршруте.
Мы не планировали каких-то конкретных остановок, наметили только конечную цель озеро Байкал. Единственными ориентирами были три фактора: сейчас мы не хотим ехать через Москву, мы едем по верхней части России (если смотреть по карте) до Омска, обратно едем по центральной части и напоследок заезжаем в Москву. Так, изредка переговариваясь прибыли в небольшой городок, нашли магазин автозапчастей, заменили аккумулятор и клеммы на более подходящие. Казалось бы, все уже должно быть хорошо, но нет. Прямо на выезде из городка предательским накалом загорелась лампочка зарядки.
– Да ёбаный ты… – недовольно пробурчал я. Вышел из машины и снова полез под капот. Скинул минусовую клемму с аккумулятора, и машина заглохла.
– Сука! – выругался я, без зарядки далеко мы не уедем – Катя, подай тестер!
Катя порылась в закромах машины и протянула мне тестер. Я померял напряжение и убедился, что на холостых зарядки нет.
– Дай газу! – скомандовал я
Катя подняла обороты двигателя, я скинул клемму с аккумулятора, машина продолжала работать. Померял напряжение, 14 вольт, значит на оборотах зарядка есть. "Похуй, едем" подумал и сел в машину.
– На оборотах зарядка есть, на холостых нет, до какого-нибудь крупного города с ремонтом генераторов доедем. Или реле просто купим на рынке я поменяю. – выдал я свой вердикт и вырулил на дорогу не принимая возражений.
Очередная поломка, скорее всего вызванная сорвавшимся аккумулятором, подпортила только что поднявшееся настроение. Ещё и снова поливший дождь накладывал свой отпечаток. Паша отправился отдыхать в заднюю часть салона, мы же включили музыку и просто ехали, переговариваясь по большей части о том, где сделаем первую остановку. Все эти неурядицы существенно замедлили нас, планируя проезжать около тысячи километров в сутки, мы уже отставали от графика. Решили, что следующая точка остановки – Смоленск. Нам нужен был крупный город, в котором можно было бы купить недорогую зимнюю резину. Сейчас до Смоленска оставалось около часа езды…
До Смоленска добрались быстро, пока ехали перекусили заранее приготовленными Саней по "собственному секретному рецепту" бутерами и первым делом помыли машину на ближайшей само мойке. Хоть мокрая трава и довольно эффективно очищала грязь, по нам все ещё было видно, что пробирались мы далеко не по асфальтированной дороге. Пропетляв по Смоленску в поиске магазина с шинами, нашли некий Шинный двор, из всего ассортимента была только одна подходящая резина, её и купили. Подходила она нам с натяжкой, но других вариантов не было, а ездить по городу теряя время в пробках для нас было непозволительной роскошью.
Паша, проезжая по Смоленску ударился в ностальгию:
– О, вот по этой дороге я каждый день на работу ездил, а вот тут у нас стройка была. О, а вот такую же заправку мы под Москвой заливали, один в один! Смоленск хороший город, но блин, грязно тут. Хотя есть очень красивые места, мы тут с мужиками…
Почти всю дорогу он рассказывал про разные случаи, которые происходили с ним пока он работал в России.
Завершив дела в Смоленске, приняли решение дальше двигаться без остановок. Цель на сегодня была Ярославль. До него оставалось немного не мало около десяти часов езды по навигатору при наилучшем раскладе и почти семьсот километров. К полуночи должны были добраться.
Приключений на этом промежутке не было, мы двигались медленно, но, верно, периодически останавливаясь на дозаправку и по нужде. Все ещё лил дождь.
В какой-то момент улетел один из новых дворников из-за раскрутившейся гайки. Благо старые при замене я оставил под капотом. Быстро заменил, поджал гайку и поехали дальше.
Дорога здесь была хорошая и скучная, Паша и Катя отдыхали после утренних приключений, а Саня держался из последних сил чтобы и я не заскучал. Музыка настроению не помогала, затянувшие небо тучи тоже только усугубляли наше состояние. За ленивыми разговорами решили, почему бы не включить стендап и послушать веселые рассказы. Через десять минут прослушивания и понимая, что Саня то и дело отрубается, а мои глаза предательски стали слипаться я нажал на паузу и снова завел разговоры. Нет я ещё не устал, но размеренный голос, переводивший шутки Билла Бёра действовал убаюкивающе, утраивая усыпляющий эффект унылой осенней картины дождливой дороги и ровного звука гула мотора.
Несколько раз, до Москвы, нас остановили патрули ДПС, без особого интереса убеждаясь, что с документами всё хорошо. Отдельно взятые персонажи заглядывали внутрь и спрашивали закреплено ли сиденье пассажира. Мы естественно говорили, что закреплено, умалчивая при этом, что закреплено оно верёвками. Ведь мы подготавливались впопыхах. Пассажирское сиденье от старенькое БМВ е28 я забросил с остальными вещами просто по наитию. Та скамейка, которая была установлена по заводу никак не подходила для дальней дороги, да и места занимала прилично. Паша, кстати, довольно успешно маскировался под пледом и некоторые патрули его даже не замечали в задней части, тем самым лишая нас возможности получить больше неудобных вопросов.
Так как в саму Москву решили не заезжать, то на подъезде свернули на дорогу “А113”, надеясь миновать пробки. Как бы не так. Этот план не сработал. Продолжавшая ухудшаться погода в Подмосковье дошла до своего пика. Уже стемнело и лил проливной ливень, то тут то там приходилось останавливаться, а проезжая с десяток километров мы замечали виновников пробок, стоявших возле машин с помятыми крыльями и боками.
Нервы стали сдавать. До первой стоянки было ещё около трех сотен километров, а наш ритм только снижался. Ко всему прочему раскаленные до бела водители вокруг которые не планировали проторчать ближайшие несколько часов в пробках перешли на более агрессивную манеру езды.
– Да куда ты сука лезешь! – выкрикнул Саша, в ответ на маневр очередного "спешуна" – Не пускай его, мы так никуда не вообще не приедем!
– Мы никуда не приедем если зацепим тут кого-нибудь – сдержано отвечал я.
Вымещая накопившееся напряжение на не самых приятных персонажах, мы добрались до выезда со злосчастного объезда. Под Ростовом были уже через пару часов, а в Ярославль заехали к полуночи. Пока ехали искали место для ночлега, хотелось остановится возле какой-нибудь реки или озера.
Ярославль ночью просто потрясающий. Прямо в начале города есть комплекс из нескольких заводов который светится как новогодняя гирлянда. Зрелище завораживающее, особенно после долгого пути в темноте. Этот свет, излучаемый тысячами лампочек, очаровал всех нас и развеял весь негатив, скопившийся за день. Далее продвигаясь центральными улицами, мы увидели множество ночных иллюминаций и здоровенный мост через Волгу, который тоже не оставили нас равнодушными. А затем, уже на небольших улочках, сопровождаемых по обеим сторонам красивыми парками и рассаженными деревьями мы резко провалились в темноту. По навигатору мы ехали к реке, но приблизившись к лесной полосе стало понятно, что местность частная и въехать нам не удастся. Искать ночью проезды мы уже были не в состоянии и просто свернули с дороги в лесок чтобы устроится на ночлег.
Первым делом выбрав место, на новой походной плитке приготовили перекусить, выпили по бутылочке пива за успешно пройдённую первую тысячу километров, за все приключения, которые пережили за сутки и разложились спать.
Для комфортного насколько это возможно сна с нами было чудо белорусской мебельной фабрики диван-кровать Евгений (почему он так называется мы не знаем, но именно под таким именем он продавался). Три подушки которые составляли по факту весь диван идеально подходили для путешествий. Мы уже не раз в этом убеждались и этот не стал исключением. Катя, Паша и Саня удобно могли разместиться в задней части, я же улегся в разложенном водительском кресле. Сытые разговоры по немного сошли на нет, и мы уснули, набираясь сил для следующего долгого дня.
Дух дорожного приключения
Спалось тепло, уютно и долго. Последствия двух прошедших дней и сильный недосып нужно было компенсировать. Разложенное водительское кресло бусика оказалось довольно комфортным и в качестве кровати. Хотя, у меня есть способность засыпать где угодно просто сталкиваясь с поверхностью, да и к комфорту я не требователен. Возможно, искушенному человеку такой ночлег покажется пыткой. Совокупность же перечисленных факторов и общая усталость, удобренная порцией пива, позволила сполна насладиться сном.
Проснулись все примерно одновременно, сегодня особо не суетились, спокойно завершая утренние ритуалы. Пока ребята готовили завтрак и наводили уют в жилой части, собирая наспех собранные вещи и раскладывая их по углам, я принялся за техобслуживание.
Всё ещё беспокоили задние фонари и барабанящая боковая дверь. Из фонарей еле-еле накалом горели габариты, а дверь я криво установил ещё дома. К тому же после приключений на бездорожье я так и не заменил клеммы на новые, купили мы их ещё вчера, но менять их я не стал. А ещё я надеялся, что после замены клемм решится и проблема с зарядкой.
Поправив наскоро сооруженную "химию" под капотом и удостоверившись, что лампочка зарядки все ещё тускло горит стало понятно, что дело в реле генератора или диодном мосту. Обидно было то, что реле я заменил буквально за месяц до выезда. Подумав немного, принял решение заехать в магазин автозапчастей в любом большом городе у нас на пути и купить другое реле, либо если найдется мастерская, то просто отдать им генератор на ремонт, а самим погулять по окрестностям.
Тем временем ребята уже приготовили завтрак. Сегодня были макороны быстрого приготовления. Да, не самая полезная стряпня, но по утру перед долгой дорогой очень даже ничего. И времени много тратить на готовку не надо.
Пока я разбирался с задними фонарями и успел заставить нормально гореть стопы и противотуманные фонари, ребята под руководством Кати уже успели навести уют в кабине. Получилось не дурно. Диван расположился у стенки напротив двери. Пассажирское кресло возле сдвижной двери, его ребята установили на запаску и привязали веревками. Теперь оно стояло повыше и сидеть в нем стало удобней. Столики стояли в передней части кабины, задняя же полностью была выделена под припасы, сумки и инструменты. Места было много, и в задней части можно было как сидеть в кресле, так и лежать на диване (если, конечно, нет проблем с укачиванием).
Осталось сделать что-нибудь с дверью и отправляться. Помимо раздражающего на кочках лязга из неё дуло через щели, так что эту проблему желательно было решить пораньше. Нехитрыми манипуляциями подвигав туда-сюда замки нашел более-менее нормальное положение.
Пока я крутил замки Паша с Саней уплотнили верхнюю направляющую, чтобы дверь меньше стучала. Водрузили дверь на место, ещё раз проверили что стало лучше, заварили в дорогу горячего кофе и распрощались с местом первой стоянки. Как оказалось позже мы зря не рискнули и не углубились в лес, дорога была вполне сносной и до подъезда к небольшому озерцу было буквально рукой подать.
Стоянка наша располагалась между Ярославлем и деревней Липовцы. Мы метили на озерцо “ЯрБайкал” и немного промазали, натыкаясь на шлагбаумы и знаки частной территории.
Выехав из леса, мы решили сразу двигаться в сторону Костромы, не возвращаясь в Ярославль чтобы попасть на другой берег Волги, на трассу P132. То, что эта идея неудачная мы поняли буквально через пару километров. Новенькая асфальтированная дорога закончилась и начался какой-то кромешный колдобинный ужас. Не добравшись и до первой деревни, мы развернулись и поехали обратно ещё раз насладившись прекрасными видами города, только уже в дневном свете. Мы проехали по центральным улицам Заволжского, Красноперекопского и Фрунзенского района которые оставили только положительные впечатления. Любуясь типичной для городов постсоветского пространства, но в то же время с какими-то собственными изяществами архитектурой мы попали на трассу до Костромы.
Вчерашний ливень успокоился, всё ещё было пасмурно и местами моросило, но то тут то там выглядывало солнышко.
Изрядно ободренные и набравшиеся сил мы уверенно двигались вперед. Весело болтали о прошедшем пути, о всяких беззаботных вещах и просто наслаждались видом из окон. Листва на многих деревьях уже пожелтела, выстраивая причудливый пейзаж, мотор монотонно урчал, наводя уже не уныние, а задор. Постов ДПС мы пока не встречали, да и движение тут тоже было не особо насыщенным, всё вокруг доставляло истинный кайф дорожного приключения.
ДЗЫНЬ! Что-то громко ударилось о дно машины с моей стороны.
– Это ещё что? – заволновался Саня.
– Может быть камень, смотри вон везде щебень валяется после ремонтов – ответил я.
– Ну… может быть – сказал Саня подозрительно, но уже без гримасы беспокойства.
– Да не парься, дракон обслужен, все нормально будет – успокоил его я, хотя сам конечно заметочку в голове оставил.
– Ага, но с фонарями вон и генератором жопа какая-то – с сомнением ответил мне Саня.
– Семён, хоть на гужевой повозке тебя в Китай привезет – ответил Паша с типичным для него оптимизмом.
На меня это возымело нужный эффект, я быстро отбросил унылые мысли о возможных неполадках и увлекся дорогой. Тем не менее на ближайшей заправке осмотрел машину и не заметив ничего подозрительного, отчитался перед всеми, что всё хорошо.
В Костроме мы были около трех часов дня, первой остановкой тут наметили торговый центр, надо было купить ещё припасов в дорогу. Быстро побродили по типичному продуктовому отделу закупились еще быстрыми завтраками, хлебом и мясными продуктами чтобы сделать ещё бутербродов в дорогу. В хозяйственном отделе Катя купила резинки для крепежа грузов, на которых в последствии удобно расположились вещи вторичной надобности.
Следующей остановкой заехали в крупный автоцентр, нужно было купить немного автохимии для обслуживания в дороге и комплект лампочек в задние фонари. Т.к. после утреннего обслуживания габариты всё ещё горели плохо, последний вариант был обработать контакты специальным очистителем (чистить их просто щёткой я уже пробовал) и заменить лампы. Там же на остановке это и было проделано, эффект стал заметен сразу. Не загорелся только правый габарит. Во время замены лампочек произошёл глупый казус из-за моей криворукости. Заменить я хотел только несколько лампочек, и мы с Белкой не покупали весь комплект. Когда уже новые лампы заняли свои места в фонарях я с таким энтузиазмом чистил клеммы, что выронил всю конструкцию на асфальт и разбил все лампочки в нем включая новые. Саня посмотрел на меня как на идиота, я посмотрел на себя как на идиота и проговорил:
– Ну, все менять так все. – заключил я и отправил Саню купить ещё лампочек
– Богатого нашел? – ответил он.
– Ага, ты самый богатый токарь в Беларуси, ты сам говорил – хихикнул я.
– Я говорил, что я среднестатистический Беларус – съязвил Саша и пошел-таки покупать новые лампочки.
Когда с очередным обслуживанием было покончено мы взяли путь на Киров. Это было финальной точкой нашего маршрута на сегодня. О самой Костроме на самом деле сказать особо нечего, типичный город европейской части России, мы не планировали здесь ничего осматривать и возможно многое упустили. Поздний выезд этим утром и задержка на обслуживание не оставили нам возможностей насладится городом. Лишь очередной раз пересекая Волгу поразились тем какое широкое у неё русло. При том что здесь оно далеко не самое крупное, как например в Ульяновске или в окрестностях Казани.
Следующие пол тысячи прошли без приключений. Путь лежал по трассе P98 до городка Судиславль. После него дорога лежала через длинный лесной массив до небольшого скопления деревенек, стоявших на разливе, где Волга распадается на реки Нея и Унжа. Здесь густая грива с одной стороны распахнулась, открывая вид на поля и текущую в далеке реку.
К этому моменту уже начинало темнеть, а количество транспорта на дороге, казалось, становилось всё больше. При свете дня хоть и с моросящим изредка дождиком проблем в движении мы не испытывали, но, когда темнота начала сгущаться, дальнобойщики стали ехать колонами по три-четыре машины, а за ними выстраивалась вереница из легковушек. Это побуждало больше напрягать зрение и в целом испытывать некий стресс, когда то и дело нервные водители выходили на опасные обгоны. В обоих направлениях трафик машин уплотнялся, и скорость наша заметно упала. К девяти вечера мы заехали на заправку за рекой Ветлуга, близ городка Шарья. Освежились, заправили бак бензином и себя порциями кофе. Примерно прикинули успеем ли мы сегодня до пункта назначения.
– Нам ещё триста километров до Кирова. – глянув на навигатор озвучил я.
– При таком темпе сегодня, наверное, не доедем, ты как норм? – глотнул кофе и спросил меня Саша.
– В целом норм, пару часов ещё точно без проблем проедем.
– Я могу сесть за руль – предложил он.
– Не, по темноте точно не надо, видишь, что на дороге твориться, дальнобои эти… Лучше я сам пока.
Да, посадить кого-нибудь за руль было неплохой идеей. Я смог бы больше отдыхать. Но проблема в том, что пока я не стану уверен в способностях водителя отдыхать не смогу, и буду вдвойне напряжен, контролируя и дорогу, и водителя. Поэтому сегодня лучше буду ехать сам, а там посмотрим.
– А я бы хотел за рулем ехать – мечтательно отозвался Паша, прерывая мои размышления – всё замечаешь на дороге, кайфуешь.
– Ну может попозже, днем и на дороге по свободней. – вслух задумался я, – Постов ДПС тут на порядок меньше, чем до Москвы было. Водить же ты умеешь, прав просто нету?
– Ага – подтвердил Паша.
– У меня и права и водить умею, зачем рисковать то – слегка возмутился Саша.
– Ну если хочет, чего нет то…
Наш разговор прервала вернувшаяся из туалета Катя с Бэтькой. После того как все расселись, я вырулил с заправки и продолжил путь двигаясь по темной трассе к последнему на сегодня пункту нашего путешествия.
А сам задумался. Сколько ещё смогу двигаться в таком графике? С короткими перерывами на сон и не вылезая из-за баранки. При нашем плане мы должны были приехать на Байкал к четвергу 30 сентября, максимум пятнице 1 октября. Тем не менее уже было заметно, что средняя скорость движения ниже, чем рассчитывалась, тут и там приходилось по долгу тянуться со скоростью 80 км/ч, только на некоторых участках получалось разогнаться до сотни. При малых пробегах это не существенная разница, но на расстоянии в общей сложности около 7000 километров, это практически экономия одного дня. Если садить Сашу на четыре-шесть часов днем, то я смогу ехать дополнительные несколько ночью, что компенсирует недостаток скорости. С другой стороны, как говориться тише едешь дальше будешь. Я не был уверен в Сашиных способностях к вождению. Особенно за рулем неизвестного ему автомобиля, с прямо скажем некоторыми проблемами, на незнакомой дороге с постоянно меняющимся стилем вождения у других участников дорожного движения. Под Смоленском, например, водители были просто немного агрессивнее белорусских, но при этом внимательнее. До Москвы водители были в основном размеренно гнавшими по трассе со средней скоростью, только иногда приходилось уступать какому-нибудь люксовому кроссоверу, летящему под две сотни и из далека мигавшему фарами в зеркала заднего вида. В Подмосковье машины вокруг нервно дергались с полосы на полосу выискивая более быстрый путь подальше от города. Далее на дороге были в основном дальнобойщики, которые грузно гонят свои прицепы, практически не обращая внимания на то, что происходит вокруг, да маленькие машинки, суетящиеся под ними.
Ко всему прочему сама дорога постоянно менялась. Несмотря на то, что в европейской части России ландшафт благоприятный и сами дороги являются просто длинной прямой без каких-либо экстремальных поворотов или склонов и подъемов, то тут, то там можно было наткнуться на ямы и выбоины. Где-то по был ремонт дороги, где-то появлялся крутой склон или резкий подъем. В некоторых местах казавшийся на навигаторе плавный поворот оказывался резким.
В общем пока я не был готов пустить кого-либо за руль. Миновав пару сотен километров усталость начала брать верх, дальнобойщики все чаще останавливались на придорожных парковках и у кафе освобождая дорогу. Казалось, это было нам на руку, пустая дорога позволяла ехать быстрее, но с другой стороны повышенное напряжение и сосредоточенность последние несколько часов вытянули последние силы и меня стало тянуть в сон. Сбоку по очереди посапывали то Саша, то Паша. Катя сзади давно прилегла на диван и дремала, а Бэтька спала, скрутившись возле неё калачиком. В эту ночь Катя планировала оформить пару десятков товаров на зарубежном маркетплейсе, поэтому решила выспаться заранее.
Около полуночи стало понятно, что дальше ехать уже невозможно. Все очень устали, а до Кирова оставалось ещё около часа. Подвергать опасности ребят тем, что мы в любой момент можем оказаться на обочине довольно глупо. И я стал высматривать ближайшие места до ночлега. Речки, которые были чуть раньше, я проехал, надеясь дотянуть до Кирова, в итоге мы просто нашли съезд в лесок возле дороги и остановились там.
Ночлег в жилой части машины в этот раз устроили быстрее, заварили ужин, перекусили. Я откинул кресло и снова улёгся в водительском кресле, Катя же перебралась наперед, подключилась к розетке и включив ноутбук приступила к работе. Сзади сквозь сон доносилось похрапывание Паши и отвечающего ему что-то таким же похрапыванием Саши.
Сегодня мы проехали всего шестьсот с лишним километров, что очень сильно отодвинуло нас от первоначального плана. До Иркутска оставалось ещё 5-6 дней пути. Если мы не поднимем темп, то все что успеем это посмотреть на озеро, развернуться и поехать обратно. Меня это никак не устраивало, да, у нас всего две недели, но хотелось бы побыть на самом большом озере как можно дольше. Все-таки следующая такая поездка может не случиться очень долго. Прерывая размышления меня поглотил сон.
Догнать себя
Этой ночью было холодно. То и дело я просыпался чтобы завести двигатель и прогреть машину. Больше всего замерзало лицо. В передней части салон никак не был утеплен, и я непроизвольно закрывал лицо одеялом, шарфом или тем, до чего мог дотянуться.
Утром Катя тоже пожаловалась, что в передней части холоднее, чем сзади.
Проснулись мы около восьми часов утра. Долгого сна как вчера мы себе уже позволить не могли.
Осмотрелись и оказалось, что стоянка наша в этот раз совсем не живописная, в следствии того, что место искали из последних сил. Это была территория за каким-то лесоперерабатывающим предприятием с невысоким и очень редким заборчиком, который не мог нести никакой роли обеспечения безопасности. В нескольких метрах от места ночлега ютился деревянный и неухоженный сортир. Не уверен, что им пользуются заводские ребята, но и нам не особо хотелось.
Вооружившись телефоном, Катя отправилась искать чтобы красивого запечатлеть на память, нашла странные бордовые ягодки и маленькие поганки. А по возвращению похвасталась полученными кадрами и рассказала интересную ночную историю:
– Сижу в общем работаю, листинги составляю, и слышу ходит кто-то не далеко, тут возле нас тропинки всякие, видимо лесники да грибники ходят. Один из них нас заметил и в окно заглянул, а я же в костюме лисы, закрученная вся. Я на него в ответ повернулась, у него глаза расширились испугался и припустил от машины. – весело жестикулируя и скорчив напоследок рожу поделилась Катя.
– Ага, подумал, наверное, что звери лесные уехать от сюда собираются – в тон Кате гыгыкнул Саша.
– Да чё вы, норм место, вон раз грибники ходят значит есть тут что-то, и толчёк! Толчёк ты видел? Всё для людей! – поддержал Паша беседу.
– Ага, и лис из машины – вставил свои две копейки я.
Сегодня собирались быстрее, я по обыкновению занялся обслуживанием машины. Проверил масло, тормозуху, новые клеммы и скрепленные вчера провода. В последний раз решил заняться задними фонарями чтобы уже закончить с этим. Химия для обработки контактов ещё оставалась и можно было сейчас в начале дня решить этот вопрос пока ребята оттачивали навыки готовки в полевых условиях до совершенства.
Привычным движением разобрал задние фонари, прошелся металлической щёткой по контактам, обработал ещё раз очистителем и диэлектриком. Но перед сборкой вспомнил старый дедовский метод, которому отец научил меня ещё когда я владел первым мопедом и потом успешно применял его на более серьёзном ИЖ-Юпитер, выкупленным отцом у соседа за смешные по тем временам деньги.
Способ заключается в том, что контакты, особенно если они сжимаются, лучше всего чистить вставленной между ними монеткой. Это эффективно работало при чистке кулачков контактной системы зажигания. По старым временам монетка должна была быть пятикопеечной, мол она медная была. Я в душе не чаю из чего сейчас делаются монетки, но я взял нашу белорусскую 1 копейку, она поменьше, и по цвету вроде на медь похожа.
Вставив её между контактов, провел в одну сторону, во вторую… Сверкнули искры. Я чертыхнулся и пошел отключать аккумулятор. Дедовский способ я вспомнил, а то, что при работе с электрикой надо снять клемму нет. Дочистил контакты у фонаря, прошелся ещё раз диэлектриком и собрал всё водрузив на место.
Под капотом проверил предохранители, вроде все целые, подключил аккумулятор.
– Паш, пошли посмотришь всё ли горит? – задал вопрос я.
Паша уже закончил с готовкой и ребята уминали пахучие завтраки.
– Ага, погнали – подтвердил Паша обойди сзади машины.
Я поочередно включал все огни, нажимал на тормоз и повороты
– Горит, не горит, а сейчас горит, о мигает, не мигает. Так какие-то огни снизу горят, теперь не горят.
– С двух сторон?
– Да, с двух – заключил Паша.
– Супер, наконец-то.
Из ремонта оставалось только разобраться с генератором. На этот случай пока я ел свою порцию быстро заварной картошки с сосисками, между делом серфил интернет в поиске какой-нибудь компании по генераторам или просто автомагазину или авторынку, где можно купить запчасти. Генератор простая деталь, снимается и разбирается быстро, весь необходимый инструмент тоже есть. Если просто купить нужные запчасти я смогу всё починить сам даже в полевых условиях. Вопрос только в том, что именно сломалось, тратиться на лишние запчасти не хотелось.
Судя по выдаче поисковиков в Перми, недалеко от въезда в город, был как раз офис компании "Стартеры/Генераторы", туда и решено было держать путь.
Через час после пробуждения мы были собраны и двинулись вперед. По моим подсчетам мы отставали сейчас примерно на 7-8 часов от графика из-за задержек в начале. Но в целом это не было большой проблемой.
Раз уж до Кирова накануне я не дотянул, сегодня было решено объехать его и не заезжать в город, во избежание возможных дорожных заторов и потерю скорости в городской черте.
Хоть местность была унылая, настроение у всех было приподнято, мы ехали по всё ещё живописному лесному массиву, разговаривали обо всём и ни о чем. Комментировали учащающиеся склоны и подъемы. Местность все больше становилась холмистой, зеленые ели сменялись желтыми березами, и мы наблюдали причудливый природный калейдоскоп за окнами. Даже серое небо не портило эту картину, а дополняло её, придавая глубины и контраста. Как будто на сером холсте художник ещё не закончил своё произведение, которое, как и наше приключение только набирало обороты. Как будто он сам ещё не знал, что хочет нарисовать над этими яркими зелёно-жёлтыми мазками.
Примерно через час мы остановились на дозаправку и утренний туалет, насладились видом на Белохолуницкий пруд, который на самом деле являлся крупным озерцом.
От заправки двигались практически без остановок до самой Перми. Дорога, как и весь путь до этого была хорошая, скорость нигде не теряли, спокойно плыли в потоке и слушали музыку. Периодически затягивали разговоры о работе, быту, отношении близких и друзей к нашему путешествию.
– Мужики на работе, когда я им рассказывал, что мы едем на старом «Рено», сказали, что даже до России не доедем – посетовал Саня.
– Ну, они и не доедут – коротко ответил я.
– Да они тотализатор хотели устроить, на какой день мы вернемся, говорят мол куда мы сунемся, вон лучше б на юга слетал – продолжил Саша.
– А что на югах? – недовольно буркнул я, – ну море, солнце, а смысл? Душой там отдохнешь?
– Ага-ага, и дорожного приключения нету, а у нас ведь не только цель Байкал увидеть! А самое настоящее большое дорожное приключение чтобы было – подтверждал Саня
– Мг, а ведь и тянуться на юга, на моря не посмотрев, что тут есть, под боком, вокруг. Вот в США я слетал, да красиво там, есть места, парков национальных много, ландшафт другой и климат, меняется всё быстро. Не как у нас. Там несколько сотен миль в сторону, и ты уже не в жаркой Калифорнии, а в холодных горах. Но ведь не только за красивыми и самобытными местами люди едут в путешествия, а ещё чтобы в дороге осмыслить что-то, поднять и обсудить с собой темы, о которых в бешенном ритме жизни не успеваешь даже подумать – размышлял я.
– Так, ведь и не думает никто о том, что у нас тоже красиво – тихо включился в разговор Паша.
– А зачем думать? Всё придумали за тебя. Вот реклама каждый день про путевки в Египет, вот будильник каждый день, вот работа каждый день, встал-поел, пошел работать, на работе думать не о себе надо, а о работе, ну, и отпуске в Египте, как в рекламе. А дома уже сил нет думать, надумался. Включаешь телевизор или компьютер, там тоже думать не надо, там тоже за тебя уже подумали, вот эту зубную щетку купи, вот этот смартфон, вот за тебя в очередном шоу думают о том, как одеть тётю валю покрасивше. А ты потом как она оденься, зачем думать? Даже чтобы подумать о том, что надо думать, нужны силы, а их у большинства нету, или они не думают о том, что их нету. А раз не думают, то и не делают. Вот мужики твои на работе, они тотализатор хотели делать? Так надо было устроить, мы бы всю поездку отбили за их счет. Я хочу доехать, я доеду, и вас довезу. – закончил я свою мысль.