Ярославцы – все красавцы! бесплатное чтение

Вместо предисловия

Санкт-Петербург

2018

– Извините, вам нельзя. Вход только по приглашениям. Приходите после пяти вечера, выставка откроется для всех желающих.

В октябре две тысячи восемнадцатого года я приехала в Санкт-Петербург прогуляться и решила сходить в музей «Артмуза». В этот день планировалось открытие выставки современного художника Васи Ложкина. Его работы для меня открыл брат Александр, они с супругой коллекционируют всевозможные предметы интерьера – от магнитиков до картин, с изображением котиков.

Рыжий кот – главный персонаж произведений художника, чьи картины пронизаны невероятно позитивной энергетикой и иронией.

Обнаружив, что на выставку я не попадаю, с сожалением произнесла:

– После пяти не могу, у меня поезд до Ярославля в семнадцать пятьдесят.

– Вы из Ярославля?! – удивлённо произнесла девушка, – тогда подождите немного, я сейчас вернусь.

Узнав, что на открытие приехала ярославна, меня впустили на закрытый предпоказ знаменитых картин с котиками, где я лично познакомилась с Васей Ложкиным и сделала несколько фотографий на память. Более того, организаторы попросили дать интервью питерскому телевидению. Так я оказалась в прямом эфире и поделилась эмоциями от творчества художника.

Именно тогда я узнала, что Вася Ложкин (чьё настоящее имя Алексей Куделин) имеет непосредственное отношение к Ярославлю. Незадолго до этой выставки он решил переехать из Солнечногорска, где родился. Выбор его пал на наш город, и с тех пор он живёт и творит на ярославской земле.

В две тысячи девятнадцатом году усилиями поклонницы творчества художника Юлии Самсоненко была организована выставка его работ в Ярославском музее-заповеднике. Тогда Вася Ложкин нарисовал одну из самых популярных среди ярославцев картин «Ярославцы – все красавцы» и подарил её музею.

Спустя два года в музее прошла новая выставка картин под названием «Культурный кот Ярославля», на которой картин, посвящённых нашему городу, было уже шесть.

* * * * *

Именно тогда, на выставке в Санкт-Петербурге, у меня возникла идея о том, что было бы здорово рассказать о выдающихся людях Ярославля в отдельной книге. Пусть все знают, какие интересные люди живут в древнем городе на Волге!

Окончательный облик идея обрела после моего сплава по реке Чусовой на Урале. Переплыв холодную реку и коснувшись камня-бойца «Сарафанный», я оказалась на больничной койке. И там, под капельницей, в горячечном бреду, меня осенило: пришла пора писать книгу…

Эта мысль быстро поставила меня на ноги и сразу после выписки я приступила к реализации задуманного.

Плод полуторагодовалового труда сейчас в ваших руках.

Автор книги историй

Юлия Дёмина

История первая «Ярославцы – все красавцы!»

Рис.0 Ярославцы – все красавцы!

ЯН ЛЕВИН

краевед, ресторатор, сердце города Ярославля

Санкт-Петеребург

февраль 2021

– Ресторан «Терраса», сразу за Казанским, подойдёт?

Предложение встретиться в ресторане, в котором давно хотела побывать, стало приятным дополнением к долгожданной встрече.

Ян откликнулся на моё предложение, предварительно поинтересовавшись целью книги «Ярославцы – все красавцы». Эта фраза неспроста взята мною в качестве названия книги.

Историю её возникновения я узнала из публикации Яна на Фейсбуке. Именно с его лёгкой руки она стала символичной для нашего проекта и всего города.

  • Ярославцы – все красавцы,
  • Русы кудри сто рублей,
  • Буйная голова тысячная,
  • А всему молодцу и цены нет

Это слова Елизаветы Бём, известной дореволюционной художницы. Она нарисовала открытку, а на ней написала такое послание о ярославцах. Ян купил оригинал той самой открытки тысяча девятьсот второго года и … теперь каждый ярославец считает себя красавцем.

Пишу эту историю спустя полтора года, завершая работу над книгой и слушая за окном особняка Милютина шум опадающей листвы в Инженерном сквере у Михайловского замка. Да, эта история самая непростая в галерее историй ярославцев. Ведь о Яне Левине писать можно много и всё равно будет мало.

Поэтому здесь не будет истории жизненного пути человека, всем сердцем и душой любившего Ярославль. Даже уехав жить в город на Неве, он продолжал опекать родной город.

– Я грущу, что город теряет свой облик. Это неизбежно, но грустно всё равно…

Да, «богоспасаемый губернский город Ярославль» (оборот, тоже введённый в обиход Яном) меняется. Но дух старины в столице Золотого кольца остаётся. Благодаря Яну многие ярославцы узнали о родном городе чуть больше: о наличниках, страховых табличках, оградах, фонарях и маленьких деталях – о том, что делает город особенным. Именно об этом он писал в своих заметках – сначала на Ярпортале[1], затем на Фейсбуке, и об этом его книга «100 деталей Ярославля».

– Деталька – штучка маленькая, её так сразу и не заметишь. Но моё особенное свойство с самого детства – я эти детальки, нюансы городской среды, вижу. Но кроме того, что вижу их сам, я и другим показываю…

Мы говорили с ним чуть больше часа. О странных вопросах, которыми он задавался: почему спилили ели на площади Волкова? что изображено на карте маршала Толбухина, которую он держит в руках, стоя на площади Юбилейная? почему на башне вокзала Ярославль-Главный изображены знаки зодиака, ведь это же – часы? О детских годах, проведённых в Мурманске и Ярославле, о первом атласе, который он внимательно изучал; об увлечении картами и столицами мировых государств. Любовь к истории привела его на исторический факультет Ярославского педагогического института. А его постами на Фейсбук – такими живыми и яркими – зачитывались все, и я не исключение.

. Я не профессионал, не гид, а обычный житель города, просто люблю его и вижу свой город в оригинальном разрезе. Я рад, что мой небольшой вклад в историю города нашёл отклик у ярославцев.

Он проводил пешеходные экскурсии по городу, коллекционировал страховые доски, старинные таблички с названием улиц, домовые знаки и другие городские детали. Поддерживал музей "Мой любимый мишка", открыл антикварный магазин «Моя прелесть», защищал исторические памятники от сноса и повреждений. Создавал для города новые необычные памятники и сам их установил. Обязательно найдите на улицах Ярославля памятник потерянному бумажнику и памятник потерянному айфону!

– Решил пошутить, вызвать улыбку у человека. Когда он сам над собой смеётся – добрее становится.

В заведениях Яна любят бывать и горожане, и гости города. Ценитель пенного напитка, он открыл рестораны «Брюгге», «Хмель и Гриль», «Пинта» (даже в Праге у него «Пинта» была, и ярославцам там бесплатно наливали чешское пиво) – у каждого заведения свой собственный мир и сделаны они с душой. Это чувствуется, а потому в них всегда шумно и весело.

– В любом деле должна быть своя идея. Не банальщина какая-то, типа зарабатывания денег, а что-то бОльшее. Нашей идеей стало стремление изменить мир к лучшему…

Мне непросто писать о Яне, а наш с ним диалог переложить на бумагу кажется пустой затеей. Пусть слова тех, кто его знал, скажут о нём больше, чем мой авторский слог…

Юрий Бойко

"Ты просто уехал куда-то. А мы будем ждать твои лучи добра. И читать твои тексты.

«Прощай, со всех вокзалов поезда, уходят в дальние края. Прощай, прощай…» – кричит мне твой голос, как всегда громкий и жизнерадостный. Таким и буду его слышать всегда…"

Наталья Бурова

"Чем значительнее человек, тем заметнее пустота после его ухода. Отсутствие Яна так же сильно ощущается, как прежде ощущалось его присутствие. Пусть даже и не здесь, а там, в лесах под Питером. Даже оттуда было видно и слышно – ага, вот он. Опять что-то затевает, публикует кусочками мемуары солдата, расстраивается из-за птичек, положил начало новой коллекции – фарфоровых миниатюр. А потом – удар. Новость, в которую не хотелось верить."

Артём Топников

"Ян при жизни был вне времени. Казалось, что Флоренция Данте находится от него на таком же близком расстоянии, как современная повседневность или те же 90-е. Ян был органичен во всех своих проявлениях.

Ян любил Ярославль. Ян был воплощением жизни и жизнелюбия. Ян был воплощением мягкой силы, и его авторская реализация была куда шире общепринятого понимания этого понятия. Ян был примером. Ян был сторонником и проповедником малых дел.

И лучшая память о нем – продолжение его дела…"

Юрий Швецов

"Для меня герой – это человек, сделавший главное в своей жизни. То, с чем он пришёл на белый свет. Раскрывший в полноте таланты, исполнивший миссию. И один из главных подвигов, возможных на земле – это прожить именно свою жизнь максимально полно, да что там, на полную катушку.

И тут ты – единственный из тех, кого я знаю лично, кто этот подвиг совершил. И если доведётся нам, собравшись с силами, написать о тебе книгу, я предложил бы её назвать «Повесть о Герое нашего времени»…

Елена Вишневская

"Времени мало, чтобы жить на черновик. Вдохновляться, творить, встречаться, позволять, быть. Спасибо, Ян, за напоминание и вдохновение…"

  • И практически крик: дайте добра!
  • Хватит зло беспричинное множить.
  • Соберите, сложите у чудо-костра,
  • Жгите злобу, в попытке стреножить.
  • Алчность срочно уймите, стремление врать,
  • Воровать и наплёвывать в души.
  • Понимаю, привычно, так сложно унять,
  • Сложно слышать, меняться и слушать.
  • Но возьмите же праведное в кулачок,
  • Дайте шанс притаившимся силам.
  • И тогда даже самый простой простачок
  • Станет радостным, а не унылым.
  • Все красавцы, так проще и так важно знать,
  • Ярославль тоже был и столицей.
  • Нужно это понять, нужно это понять
  • И, как феникс, в нас смысл возродится!

История вторая «Пятьдесят девятая широта»

Рис.1 Ярославцы – все красавцы!

БОГДАН БУЛЫЧЁВ

путешественник и исследователь, амбассадор Арктики и Дальнего Востока

Арктика

2018

– Ребята, вы что, охренели?! Это Арктика. А мы – атомный ледокол!

Видео, на котором я потрогал рукой проходящий мимо атомный ледокол «Таймыр», облетело весь мир.

Мы выложили его в соцсети с комментарием: «У полярников есть традиция лизнуть проходящий мимо ледокол. Но в этот день температура опустилась до минус пятидесяти восьми – высока вероятность того, что язык прилипнет, и ты уйдёшь вместе с ледоколом в порт назначения».

На американском телевидении нашу шутку приняли за чистую монету, в очередной раз убедившись, что имеют дело с crazy Russian.

Через десять дней этот же ледокол подбросил нас до места назначения, загрузив на палубу экспедиционные машины, колёса которых не справлялись с погодными условиями при минус шестидесяти четырёх градусах по Цельсию

Это была одна из первых арктических экспедиций, куда я отправился, приняв важное решение в своей жизни – ЖИТЬ ПО МЕЧТЕ.

*****

Родился я в далёком Магадане на Колыме, рос в окружении дикой природы: медведи, рыси, горностай. Охота и рыбалка – мои привычные детские увлечения. Параллельно занимался греко-римской борьбой, получил звание кандидата в мастера спорта. Мама, Галина Семёновна, врач; отец, Юрий Евгеньевич, геолог, ради красивой девушки в красных лакированных сапогах переплыл бурную горную реку, заболел, попал в больницу, где будущая супруга его и вылечила.

Хотел стать хирургом и пойти по маминым стопам. Для меня больница была вторым домом, я с интересом включался во все процессы, в возрасте четырнадцати лет самостоятельно зашил свою собаку, распоровшую живот. Но в какой-то момент отец сместил фокус внимания на авиацию.

Я поступил в колледж гражданской авиации. Приехав из маленького города с численностью сто тысяч человек в Санкт-Петербург, обалдел. Не справился с соблазнами северной столицы, загулял и был отчислен за пропуски занятий.

Вернувшись домой, пошёл работать на базу «Мука-сахар» грузчиком. Мне хватило нескольких дней тяжёлого физического труда, чтобы понять, что разгрузка контейнеров и переноска семидесятикилограммовых мешков на спине – совсем не мечта моей жизни. Уволился и стал работать ди-джеем, выпустил пару собственных альбомов. Но душа требовала перемен, и я вновь вернулся в Санкт-Петербург, поступив в авиационное училище на лётное отделение.

Получив травму, был списан из пилотов, и крепко задумался. Тогда решил: раз я не стану человеком, который управляет самолётами, стану человеком, который управляет и пилотами, и самолётами. Перевёлся на факультет управления командными комплексами и начал писать дипломный проект, посвященный развитию самого бесперспективного аэропорта России. Пока студенты бились за Абакан, я выбрал себе аэропорт города на последнюю букву алфавита. Им оказался Ярославль.

Так с две тысячи одиннадцатого года я стал работать в аэропорту «Туношна» менеджером по развитию авиаперевозок, параллельно писал диплом. Мне было сложно привыкать к новому городу, я здесь никого не знал. Поэтому приходил в ресторан «Сквер» и заводил знакомства.

По завершении преддипломной практики я показал директору аэропорта диплом.

– Откуда у тебя есть ключи от моего сейфа? – удивлённо спросил он.

Оказалось, что мои идеи похожи на концепцию развития аэропорта, за которую руководство заплатило австрийской группе «Airport Consulting» тридцать шесть миллионов рублей. Он понял, что перед ним перспективный парень и предложил остаться. Мне хотелось вернуться в Питер, но в то же время попробовать свои силы здесь тоже было неплохим вариантом. Я остался и за три года вырос с должности менеджера до коммерческого директора аэропорта.

За это время была проделана колоссальная работа по развитию «Туношны». Мы вывели аэропорт с девяностого места на тринадцатое по объёму авиаперевозок в России. Я принимал участие в подготовке проекта реконструкции аэропорта совместно с федеральными властями. Мы вошли в федеральную программу, добились выделения шести миллиардов рублей на реконструкцию аэровокзала и взлетно-посадочной полосы. Но по политическим мотивам проект был закрыт, увы.

Я понял, что от меня мало что зависит в этом деле. А чувствовать себя винтиком в огромном механизме не хотелось.

Прошло три с половиной года – быстро, как по щелчку. Всё это время я был женат на работе. Смоделировал ситуацию: дослужусь до высокой должности, получу именные часы с благодарностью от президента, и всё – меня отправят на пенсию. Я представил, что еще десять раз по столько и жизнь пройдёт, а я так ничего и не увижу, кроме работы. Тогда я вновь задумался.

А ЧЕГО Я ХОЧУ?

Я решил, что надо попробовать жить по мечте.

Многие боятся жить «по мечте» – именно так, как хочется. Люди забывают о своих желаниях, ходят на нелюбимую работу, жалуются на жизнь, страдают от депрессий и в разочаровании умирают.

Я понял, чего я хочу.

Я хочу путешествовать и узнавать нашу страну!

Мир – это пазл, и я хочу увидеть его своими глазами, составить СВОЮ карту мира.

Меня вдохновляли примеры известных путешественников, сначала я думал проехать по маршруту молодого Че Гевары, который на мотоцикле преодолел четырнадцать тысяч километров по Южной Америке. Но подумал, что это будет нечестно по отношению к своей стране.

На тот момент я познакомился с девушкой Ладой – управляющей рестораном «Сквер», и пригласил её с собой в необычное путешествие.

Я придумал проект и назвал его «пятьдесят девятая широта». Любопытно, что на пятьдесят девятой параллели северной широты расположены Магадан и Питер – два города, ставшие знаковыми для меня: один – в котором я родился и вырос, другой – в котором сформировался как личность. Я решил, что проеду по всей стране и покажу своей девушке настоящую Россию.

– Бросай всё! Поехали!

Она согласилась.

Чтобы путешествие стало увлекательным, я решил собрать команду. Обратился в концерн Toyota с просьбой предоставить автомобили для экспедиции. Они согласились взамен на упоминания о бренде в социальных сетях. К тому моменту я не был блогером, поэтому решил использовать силу окружения.

Обратился к топовому блогеру Сергею Доле, купил у него пост за сто пятьдесят тысяч рублей, и мы устроили общероссийский конкурс для блогеров в двадцати восьми регионах, которые мы планировали проезжать. В качестве приза победителю в каждом регионе компания «РусЛайн» дарила билет в оба конца в интересный регион России, а взамен блогеры рассказывали о нашей экспедиции.

В результате копания получила семьдесят два миллиона упоминаний бренда Toyota в социальных сетях, а я получил отличные автомобили. Экспедиция состоялась – так я совершил своё первое большое путешествие от Питера до Магадана.

После этого захотелось чего-то необычного. Понимая, что Россия – зимняя страна, я задумался об экспедиции в дальнюю Арктику. В этот раз одного упоминания бренда Toyota было недостаточно, и блогеры вместе с нами отправились в поездку до Тикси.

В Арктику я взял с собой Ладу, подумав, что если она выдержит это путешествие продолжительностью сорок семь дней и ночей, то я сделаю ей предложение. В Якутске купил кольцо из местного золота с якутским бриллиантом, и, стоя на колене под Северным сиянием на южном побережье моря Лаптевых в акватории Северно-Ледовитого океана, я попросил её стать моей женой.

Конечно, она сказала «да». А если бы сказала «нет», я бы её там и оставил…

В свадебное путешествие мы отправились в Европу. Но это не было обычным автопутешествием. Мы решили установить рекорд – проехать пятнадцать тысяч километров с самой западной точки Европы – мыса Рока – до Магадана. И сделали это за семь дней и двадцать два часа.

Проезжая через Амстердам, столкнулись с вандализмом: хулиганы разбили лобовое стекло нашего авто и украли всю видеоаппаратуру стоимостью более двух миллионов рублей. Но этот инцидент стал прорывным в моём блогерстве. Когда я выложил LIVE-видео с неподдельными эмоциями моего негодования по поводу случившегося, оно набрало больше ста тысяч просмотров. Пять лет назад, когда я радовался тысяче, эта цифра была мега-успехом. Я понял, что именно «лайф» даёт охваты и стал снимать сюжеты реальной жизни путешественника.

На сегодняшний день на нашем канале YouTube больше полумиллиона подписчиков, нас признали арктическим СМИ номер один, так как мы даём больше, чем кто-либо ещё, упоминаний об Арктике.

Побывав в одиночку на Северном полюсе, я понял, что путешествовать одному крайне некомфортно, ведь тебе не с кем разделить эмоции. Это было в апреле две тысячи восемнадцатого года, когда я решил установить мировой рекорд и совершить кругосветное путешествие на велосипеде. По ранее действовавшим правилам, кругосветным считалось путешествие, во время которого человек пересекает все меридианы Земли. Я сказал «окей» – и поехал на Северный полюс.

Северный полюс – самое стерильное место, где нет никаких звуков. Находясь один, посреди огромного белого НИЧЕГО, ты слышишь только два звука: гулкий звук своего сердца, которое долбит как басы в «приоре» у кавказца, а второй – внутренний голос, который осторожно шепчет где-то в глубине черепной коробки:

– Старик, что мы тут делаем?! Тут же белые медведи!

Думаю, в такой момент можно сойти с ума.

Меня спасло наличие спутниковой связи, я позвонил своей жене Ладе:

– Привет, а я на Северном полюсе!

– Молодец! Я в тебе не сомневалась.

Мне необходимо было поделиться эмоциями, в благодарность за это я вытоптал её имя на снегу и приступил к выполнению кругосветного путешествия.

Оно заняло …. всего две минуты.

Я совершил самое быстрое в мире кругосветное путешествие на велосипеде! Северный полюс – это ледяная шапка, которая находится в постоянном движении, и чтобы пересечь все меридианы, пришлось погоняться за центром полюса две минуты. После моего рекорда был изменён регламент совершения кругосветного путешествия.

Это был единственный раз, когда я отправился в поездку один. Произошло это не по моему желанию, а в связи с некоторыми обстоятельствами, не позволившими мне взять команду людей. Когда человек, изначально предложивший спонсорство, за неделю до поездки просто передумал, решив поехать на полюс сам. Мне пришлось напрячь все свои возможности, за пять дней найти новых спонсоров и утереть нос знаменитому Олегу.

Сейчас нас поддерживают крупные мировые бренды, а я – амбассадор Toyota. Мы представляем из себя большой экспедиционный центр, в котором собрана лучшая в мире команда для арктических экспедиций. Мы соединили всю Евразию от края до края, доехав до мыса Дежнёва, и вернулись обратно за двадцать дней – сделали то, чего до нас ещё никто не делал.

Наша команда занимается крупными международными, социальными, экологическими проектами. Мы создаём экологическую карту загрязнения архипелагов Северного – ледовитого океана, снимаем сериалы про Арктику, фильмы про малочисленные народы, бываем в тех местах, где девяносто девять процентов людей не смогут побывать никогда.

Рис.2 Ярославцы – все красавцы!

Сейчас готовим важный проект «Москва-Нью-Йорк», старт которого запланирован на лето две тысячи двадцать второго года.

Мы планируем в новой международной экспедиции установить два мировых рекорда: первый – на колесной технике добраться из Москвы до Нью-Йорка, а второй – пересечь Берингов пролив на колесной технике. Идея проекта родилась, когда я узнал о том, что в тысяча девятьсот девяносто седьмом году англичане решили на колесной технике проехать из Лондона до Нью-Йорка, но в Берингове проливе их вездеход раздавило льдом, самих путешественников удалось эвакуировать.

Из Москвы до Магадана мы поедем на автомобилях, в Магадане пересядем на вездеходы, на них доедем до Чукотки, переплывём Берингов пролив протяжённостью восемьдесят километров, до дорог общего пользования Аляски – на вездеходах, а там пересядем на автомобили и – до Нью-Йорка.

Для того чтобы наш проект не выглядел как экспансия русских в Америку, мы делаем его большой международной командой. С собой берём топовых мировых блогеров из других стран, которые будут рассказывать о нашей стране и её необычных местах, популяризируя Россию во всем мире. Также у проекта есть дипломатическая миссия – он станет новой страницей в российско-американских отношениях. Мы хотим соединить и подружить наши страны.

Мы поедем через российские города-побратимы Америки и Канады, и от мэров российских городов передадим привет мэрам городов США и Канады: от мэра Ярославля – мэру Берлингтона, от мэра Москвы – мэру Нью-Йорка. Есть договоренности на правительственном уровне России. С нами едет Валдис Пельш, который будет снимать большой фильм для Первого канала.

Мы задумали показать всему миру, какая у нас великая страна.

И всё это стало возможным, когда я в один день решил жить по своей мечте…

Мечтайте и действуйте!

  • Несгибаемый камень так точит вода,
  • Сталь воде только так уступает.
  • Но рождаются люди (жалко лишь иногда),
  • Покорители, новь зарождают.
  • Им вода не вода, ветер им нипочём,
  • Брудершафты с природой испили.
  • И шагают с добром, и с открытым лицом,
  • Будто всё на Земле покорили.
  • Пусть же грянет в веках от высот и глубин,
  • Что есть парень, влюбившийся в Волгу.
  • Путешественник он, от груди до седин.
  • Дай же Бог, пусть философ надолго.
  • Он поймёт и расскажет, упрямостью лих,
  • Чем прекрасны и льды, и равнины.
  • Он философ, друзья, не балбес и не псих,
  • А такие же неповторимы!

История третья «Рождение радио»

Рис.3 Ярославцы – все красавцы!

СВЕТЛАНА АГАМОВА

коммерческий директор холдинга «Артвис-медиа»

Ярославль

1993

– Ура! Нам дают кредит!

Ставка в сто восемьдесят процентов годовых по валютному кредиту и двести тридцать процентов по рублёвому не пугала. В те времена вообще ничего не пугало. Нами двигало сильное желание делать то, чего в городе ещё не было…

В тысяча девятьсот девяностом году появилась первая коммерческая радиостанция в Москве – «Европа плюс». Её в тогда ещё Советский Союз привезли французы. Президент французской радиосети «Kiss FM» Жорж Полинский вдохновился перестройкой Михаила Горбачёва и решил запустить «первое музыкальное радио» в СССР.

История европейской радиостанции, отличной от радио «Маяк», сильно заинтересовала ярославца Вячеслава Андронова. К тому времени он получил образование в военном институте связи в Санкт-Петербурге и решил, что Ярославль станет одним из первых городов России, в котором появится «Европа плюс».

Надо сказать, что о коммерческом радио в те времена слышать не слыхивали, да и начать вещание было ой как непросто. Необходимое оборудование пришлось приобретать в США, а стоило оно безумных денег. Меня пригласили на должность бухгалтера в новую компанию.

Когда принесли счёт со списком оборудования для оплаты, я не понимала практически ни одного слова: микшерные пульты, фейдеры, антенно-фидерные устройства, тракты… Что это?!

Я попросила объяснить значение специфических терминов и рассказать весь производственный процесс, ведь, не зная процесса производства, наладить учёт невозможно ни в одной сфере. Оказалось очень познавательно. Уверена, многие даже не подозревают, когда слушают радио, о том, как устроен процесс доставки музыки до радиослушателей. Я и сама об этом не догадывалась. Кажется, что включай музыку и дари радость слушателям, больше ничего и не надо. Но всё совсем не так.

Радиовещание со времён Маркони и Попова сильно изменилось. Сейчас это не просто сигналы точного времени, а сложный процесс взаимодействия большого количества людей, процессов и механизмов. Но тогда мы об этом даже не подозревали….

Вещание началось спустя два года, в октябре девяносто пятого.

Тогда работало три менеджера. На их предложения: «Не хотите ли заказать рекламу на радио?» (это было единственным источником дохода радиостанции) клиенты на другом конце провода, по-видимому, крутили пальцем у виска. Люди просто не понимали, что такое реклама, а уж реклама на радио была вообще чем-то совершенно фантастическим.

Ирина Дёмина

менеджер по продажам рекламы на радио

– Сначала было тяжело…

Мы были первые, никто ничего не знал, тренингов никаких не проводилось, учились на собственных ошибках, собирали информацию по крупицам.

Первый вопрос, который пришлось решать, придя в «Артвис», – где брать клиентов?

Я пошла самым очевидным путём – стала звонить своим друзьям. Именно среди них – своей первой лояльной аудитории – я и получила первый заказ. Сумма была внушительной – десять миллионов рублей! Успех здорово приободрил меня на начальном этапе работы, и я стала смелее. Позднее уже, проходя обучение, узнала о своём преимуществе – вкрадчивом голосе, который очаровывает клиентов и позволяет наладить партнёрство на долгие годы. А подавляющее большинство рекламодателей «Артвис» – это наши друзья на протяжении всего времени существования компании.

Много было разного за четверть века – и смешного, и даже страшного.

Однажды я нашла по объявлению какую-то фирму, чей офис находился за баней № 1. Когда пришла на встречу, поняла, что организация специфическая, но отступать не захотела. Меня встретили бритоголовые «качки» с золотыми цепями на бычьих шеях в майках – борцовках и пригласили в маленькую комнатку без окон. Двое сели, двое встали, один остался стоять в дверях, скрестив на груди руки-банки. Я протянула главарю трясущимися руками прайс размещения на «Европе-плюс», а самой страшно. Заплетающимся языком произнесла привычный текст, меня выслушали и сказали «Приходите завтра».

Если вы думаете, что я больше не пришла, то ошибаетесь. На следующий день я вернулась за ответом. Мне вручили букет цветов и передали ответ директора:

– Спасибо, но в рекламе на радио наши услуги не нуждаются.

Это был самый красивый отказ в моей истории общения с рекламодателями.

* * * * *

Кроме сложностей с потенциальными рекламодателями нам пришлось разбираться, как работать с государством и получать лицензии для вещания. Ведь на каждую частоту федеральная конкурсная комиссия рассматривает концепции вещания соискателей и выносит свой вердикт. К слову, эта процедура неизменна и по сей день.

Своё вещание в Ярославле «Европа плюс» начала на привычной для советских слушателей частоте УКВ и на абсолютно новой частоте 105,1 в новом диапазоне FM.

В тысяча девятьсот девяносто седьмом году на российский рынок вышла радиостанция Voice of America – легендарный «Голос Америки», штаб-квартира которого рассылала по коммерческим радиостанциям приглашения на семинар. Владислав Агамов (брат Вячеслава Андронова) поехал на трёхдневный тренинг в Санкт-Петербург, где получил важные знания о работе радио, которые невозможно было получить где-либо ещё. В СССР такому просто не учили. Это абсолютное новаторство.

Вскоре Владислав решил открыть еще одну радиостанцию – «Русское радио». Новый офис заработал в здании института «Гипродвигатель», на девятом этаже, по соседству с офисом «Европы плюс».

Радио жило за счет размещения коммерческой рекламы. Это было новшеством и потому наталкивалось на непонимание людей. Но благодаря работе менеджеров и отклику на первые ролики мы понемногу стали выходить на самоокупаемость.

Первая реклама была очень эффективной. Люди, услышав о стоматологии в Брагине, ехали через весь город лечить зубы именно туда. А цветочная фирма, заказав ролик на три дня, уже к обеду первого дня звонила с просьбой снять рекламу из эфира – все запасы цветов ушли за полдня.

Несмотря на скептицизм и консерватизм, с которым приходилось сталкиваться на начальном этапе работы, всё же первые результаты вдохновили. И это стало началом триумфального шествия «Артвис» и радио в регионе.

Ирина Глазунова

директор по продажам «Артвис»

– Ты что, всё ещё в «Артвис» работаешь?

Люди закатывают глаза и удивлённо взмахивают руками.

Я пришла в «Артвис» сразу по окончании института и мне не хочется отсюда уходить. Работа очень интересная, коллектив прекрасный, все работают по многу лет, и эта работа для меня – второй дом. Когда в одном месте собирается большое количество креативных людей, то работать в коллективе, где весело, задорно и с огоньком проходит каждый день, сплошное удовольствие!

Начало моей работы на радио пришлось на пик популярности радиостанций. Желающих разместить рекламу на радио было хоть отбавляй, мы работали на входящем трафике. Впору было крикнуть, как в Макдональдс: «Свободная касса!»

Безусловно, за двадцать лет мир изменился, и наши рекламодатели тоже. Но на их место приходят новые – интернет – магазины, онлайн – аптеки и другие бизнесы из интернета. Они хотят выйти на новый уровень взаимодействия с аудиторией. Благодаря рекламе на радио бренд становится узнаваемым, а быть «на слуху» – важно.

Приходится преодолевать сопротивление юных маркетологов, которые считают, что за пределами интернет – пространства жизни нет. Но такая позиция в корне неверна. Большинство целевой платежеспособной аудитории – это люди старше сорока лет, а среди них очень много людей, которые доверяют радио, их нет в социальных сетях, не все разбираются в мобильных приложениях и музыкальных сервисах. А радио слушают: когда едут за рулём автомобиля, совершают велозабеги, копают огород или жарят шашлыки.

Сейчас многие думают, что музыку слушают в подкастах, а FM-радиостанции обречены. Но не нужно забывать, что радиостанции – это готовый музыкальный продукт. Даже собственный плейлист со временем надоедает. В нашем распоряжении радиостанции, из которых можно выбрать любую на свой вкус. Кроме того, у большинства так называемой «олдскульной» аудитории сильна эмоциональная связь с любимой радиостанцией: есть любимые шоу с привычными ведущими, любимые голоса, живые шутки – то, что задаёт по привычке настроение с утра и на целый день. Мобильные приложения с этой задачей справиться не могут.

По рейтингам компании «Медиаскоп», данные которой мы используем в работе, совершенно очевидно, что аудитория музыкальных сервисов уступает аудитории национальных музыкальных радиостанций. «Маруся», «Искатель» – новые радиостанции, которые очень популярны среди населения.

Люди слушают радио по-прежнему!

Главное оружие радио – оно везде. Оно окружает нас повсюду: на улице, в фитнес-зале, в лесу и на даче. Такой широкой доступностью не может похвастать ни один музыкальный сервис. Радио бесплатно и повсеместно – оно там, где не работает интернет.

Дополнительный плюс радио – его оперативность. Мы можем записать аудиоролик сегодня и выпустить в эфир уже завтра. Под каждого заказчика можем создать спецпроект, учитывающий интересы целевой аудитории и специфику товаров и услуг рекламодателя. Даже если спрашивают «Можно ролик на одну секунду?», улыбнёмся и найдём ответ. Мы очень заинтересованы в эффективности рекламной кампании каждого заказчика, и наши клиенты с нами долгое время.

Радио? Однозначно!

Я всегда с гордостью отвечаю на вопрос друзей:

– Да, я работаю в «Артвис»!

* * * * *

Однажды под Новый год в офисе «Русского радио» случился пожар. Посчитав это неким знаком, Владислав предложил объединить радиостанции в одно агентство, заодно сменить локацию. Так мы переехали в дом пятьдесят семь на улице Большой Октябрьской, где базируемся и сейчас.

Из команды первых ведущих с нами до сих пор Андрей Климушкин и Владимир Игнатов, остальные ребята уехали в Москву и Питер, но тёплые отношения мы поддерживаем до сих пор.

Вскоре мы стали прирастать новыми радиостанциями: «Шансон», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Маруся FM», NRJ…. За эти годы мы создали крупный региональный медиахолдинг. В Ярославле нашей компании «Артвис-Медиа» принадлежат одиннадцать радиостанций – редкое явление для регионального рекламного агентства. И ещё двадцать две радиостанции в трех городах: Рыбинск, Переславль и Кострома. Кстати, в этих городах расположены мачты для вещательного оборудования, собственниками этих объектов также являемся мы.

За годы работы число сотрудников компании выросло в несколько раз. Вещание «Европы плюс» запускали всего несколько человек, сегодня наш коллектив состоит из более чем семидесяти сотрудников.

Рабочий процесс в компании автоматизирован: от заказа рекламы на сайте до выхода роликов в эфир. Это позволяет уделять внимание качеству трансляций и создавать интересные проекты.

На радио приходят новые люди, но и «старички» с нами остаются, ведь любовь к радио – одна и на всю жизнь!

ЧТО ТАКОЕ РАДИО?

Продолжение книги