Шатпанчашика бесплатное чтение

Предисловие

Без всякого преувеличения можно сказать, что астрология также необходима цивилизации, как и любая другая наука, так как недостаток знания астрологии означает неполноценность человеческого развития.

Данный труд – Прашна Шастра – относится к одной из ветвей Джйотиш Шастры и включает в себя (как видно из названия) 56 шлок. Автор книги Притхуяшас – сын знаменитого астронома Варахамихиры (VI в. н.э.). В данном древнем трактате в общедоступной форме объясняются все аспекты, связанные с Астрологией вопроса. Автор предполагает, что читатель знаком с начальными знаниями астрологии и первыми двумя главами Брихат Джатаки.

Притхуяшас следует линии изложения, свойственной его отцу, что очевидно по количеству шлок – всего 56. Следуя принципу ‘мало сказано, но многое подразумевается’, читатель должен тщательно изучить каждую строку. Например, первая строка в книге начинается с приветствия Солнцу – начало любого действия.

Буква अ – первая буква алфавита – обозначает Вишну, Шиву и Брахму. Происхождение слова ‘Пранава’ связывают с Солнцем. Вероятно, существует аналогия между 56 странами, которые, как считается, входили в состав Индии, и 56 шлоками данной работы. Первая из 56 стран – Анга, и в первой строке данной книги рассказывается о главе – Анга. Более подробное изучение этой строки принесет свою пользу и лишь укрепит роль этой науки в океане знания.

Оказав почтение трем божествам Брахме, Шиве и Вишну, семи планетам Солнцу, Луне, Марсу, Меркурию, Юпитеру, Венере и Сатурну, Господу Ганеше, и выразив почтение своему наставнику, Богине Сарасвати, Утпала Бхатта, великим Брахманам, на благо всего мира приступайте к изучению данного комментария к славному труду сына Варахамихиры, знатока Хорарной астрологии.

Адхйайа 1 – Общие принципы

Шлока 1 – Притхуяшас [санскр. «широко известный»], прославленный сын Варахамихиры, выразив почтение (склонив голову) Солнцу, написал свой труд по Хорарной астрологии, наполненный глубоким смыслом, для помощи людям.

Какова связь субъекта и объекта в данной Шастре? Во-первых – это вспомогательная Веда, составленная создателем. Во-вторых – это достоверное знание с помощью определения положения планет и лагны, их Хоры, Дрекканы, Навамши, Саптамши и т.д., своего собственного успеха, провала, достижения или недостижения, потери по принуждению или по другим причинам и т.п. В-третьих, – это определение успеха или провала сейчас или впоследствии с учетом благоприятных и неблагоприятных факторов. Ни один человек не примется за работу, если не будет уверен в ее перспективах. Только «дважды рожденный» имеет право изучать эту Шастру, так как ему следует изучить Веды, содержащие шесть Анг: фонетика, ритуалы, грамматика, этимология, астрономия, астрология и стихосложение.

Следуя традиции великих мужей проявлять почтение своему божеству перед началом любой работы, этот учитель Аванти поклоняется Богу Солнца на рассвете, прежде чем приступить к составлению краткого трактата по Прашне (или Вопросу) в виде афоризмов. Этот труд содержит завуалированные идеи, и написан во всеобщее благо.

Шлока 2 – Перемещение или смещение своего положения следует определять по Лагне, восходившей на тот момент времени; успех или процветание – по 4-му дому; отсутствие в собственном доме – по 10-му; возвращение [домой] – по 7-му. На момент [вопроса] следует учитывать положения нескольких планет. Время возвращения будет соответствовать входу планеты в 4-й дом.

В данной шлоке автор упоминает четыре угловых точки или Кендры, а именно, 1-й, 4-й, 7-й и 10-й дома Зодиака, и соответствующие им значения.

«Чвути» означает падение со своего положения. Под Вилагной или Лагной подразумевается знак, восходивший на момент вопроса. Потерю своего положения следует рассматривать по Лагне или Асценденту.

Хибука означает 4-й дом. Дом человека (жилище), друзей, счастье, его возрастание и наоборот, следует смотреть по этому дому.

Отсутствие человека или поездку заграницу (в другие страны) следует определять по Мадхье или 10-му дому.

Возвращение человека на родину оценивается по 7-му дому. Каким образом? В соответствии с природой рассматриваемого знака: подвижный ли он, фиксированный или двойственный.

Таким образом, если Лагна на тот момент времени находилась в подвижном знаке или аспектировалась своим собственным управителем или любой благоприятной планетой, и при этом не соединялась или не аспектировалась зловредной планетой, только в этом случае произойдет вышеупомянутое «падение» и никак иначе. Подобным образом «падение» не произойдет, если фиксированный знак не аспектирован или не соединяется со зловредными планетами. Как же обстоит дело с двойственными знаками? Будет ли «падение» иметь место или нет? Если знак аспектирован своим управителем, или влияние благоприятных аспектов на него преобладает над неблагоприятными аспектами, падение произойдет. В противном случае, нет. Подобным образом, если 4-й дом соединяется или аспектирован своим управителем или благоприятной планетой, ожидается приобретение недвижимости и пр., в противном случае, – их упадок.

Далее, касательно «отсутствия» человека, то оно произойдет, если 10-й дом попадает в подвижный знак и под аспект неблагоприятной планеты. И наоборот, если дом связан или аспектирован благоприятной планетой или своим управителем, «отсутствия» не произойдет.

Подобным образом, если 7-й дом имеет такое же положение, «возвращения из-за границы» не произойдет. В противном случае, если 7-й дом связан или аспектирован благоприятной планетой или своим управителем, следует предсказать «возвращения из-за границы». Количество дней до его возвращения будет соответствовать количеству градусов, которые прошла планета в 4-м доме. Или же человек вернется в течение такого количества дней, которые потребуется планете, чтобы войти в 4-й дом.

Шлока 3 – Бхава, аспектированная своим управителем или любой благоприятной планетой, определенно будет процветать. При расположении зловредной планеты или ее аспекта на любую Бхаву следует предсказать разрушение этой Бхавы. Данное правило одинаково приемлемо для времени вопроса и рождения.

В данной шлоке автор дает подсказку, как определить благоприятность и не благоприятность 12 домов, а именно тело, благосостояние, младших братьев и сестер, друзей и родственников, врагов, обман, смерть, процветание, призвание, доходы и расходы. Управители 12 знаков, начиная с Меша: (1) Марс, (2) Венера, (3) Меркурий, (4) Луна, (5) Солнце, (6) Меркурий, (7) Венера, (8) Марс, (9) Юпитер, (10) Сатурн, (11) Сатурн и (12) Юпитер, соответственно. Марс, Солнце, Сатурн и убывающая Луна считаются неблагоприятными планетами. Меркурий также считается неблагоприятным, если связан с одной из них. Остальные планеты считаются благоприятными.

Все планеты распределяют ¼ своего взгляда на 3-й и 10-й дома, ½ взгляда – на 5-й и 9-й дома, ¾ взгляда – на 4-й и 8-й дома, и полный аспект – на 7-й дом. Таким образом, в каждом случае они дают плоды сообразно силе своего взгляда. Так, Бхава, аспектированная или связанная со своим управителем на момент вопроса, даст прирост. То же самое произойдет в том случае, если указанная Бхава связана или аспектирована благоприятной планетой – Юпитером, Венерой, Меркурием или полной Луной. И наоборот, если Бхава соединяется или аспектирована неблагоприятной планетой – Солнцем, Марсом, Сатурном или Меркурием, который соединяется с одной из них, или с убывающей Луной, – Бхава будет повреждена. Такие результаты следует ожидать при подобном положении планет в карте на момент вопроса, зачатия или рождения.

Благоприятные планеты, расположенные в нескольких домах, начиная с «тела», «благосостояния» и т.д. способствуют их процветанию, в то время как зловредные планеты в таком положении ведут к их разрушению. Благоприятные планеты в 6-м доме уничтожают врагов. Все планеты, находясь в 12-м и 8-м домах, не приносят хороших результатов.

Шлока 4 – Если в Лагне находится благоприятная планета, или если восходящая Навамша является благоприятной, или когда Лагна или восходящая Навамша оказываются знаком Ширшодая, можно предсказать успешный исход делового начинания. В противном случае, если в Лагне находится зловредная планета или восходящей Навамшей владеет малефик, или если восходящий знак или Навамша оказываются знаком Приштодая, результатом станет провал. При смешанных показателях следует сказать, что успех будет достигнут после преодоления больших трудностей.

В данной шлоке автор дает возможность ученикам предсказать успех или провал любого начинания на момент вопроса. Если на тот момент времени восходила любая из благоприятных планет – Меркурий, Юпитер, Венера или полная Луна, – Варга благоприятной планеты или знак Ширшодая, попытка наверняка будет успешной. Здесь учитываются следующие Варги: Раши, Хора, Дреккана, Навамша, Двадашамша и Тримшамша. Они образуют Варгу определенной планеты. Раши Ширшодая и Приштодая, ночные и дневные знаки объясняются следующим образом:

Четыре знака, начиная от Меша до Дхану и Макара обладают силой в ночное время. Эти ночные знаки, за исключением Митхуны, восходят спиной вперед. Остальные знаки восходят головой вперед. Знак Мина одновременно восходит и головой, и спиной1. Если на момент вопроса восходит знак Ширшодая, деловое начинание окажется успешным, в противном случае, – нет. Другими словами, дело ожидает провал, если восходит неблагоприятная планета, Варга неблагоприятной планеты или Раши Приштодая. Или же начинание вероятно будет завершено после преодоления очень больших трудностей, если в Лагне Раши или Лагне Варги находятся и благоприятные, и неблагоприятные планеты, если восходит знак Мина, или знак Ширшодая, который при этом связан со зловредной планетой, восходит неблагоприятная Варга в знаке Ширшодая, Раши Приштодая связан с благоприятной планетой, или восходит благоприятная Варга в знаке Приштодая. Успех или неудачу любого начинания следует определять после тщательного сравнения соответствующих сил Лагны или определенной Варги.

Шлока 5 – Полная Луна, на момент вопроса расположенная в Лагне и аспектированная Юпитером или Венерой, будет указывать на благополучное восстановление или возврат потерянного предмета. Тот же результат можно ожидать, если сильная благоприятная планета занимает 11-й дом.

В данной шлоке автор дает подсказку, при каких условиях возможно возвращение утерянного предмета. Луна считается полной во вторую половину – 10 дней лунного месяца, то есть, от 10-го Титхи Светлой половины до 5-й Титхи темной половины Яванесвары.

В первую половину – десяти дней лунного месяца, начиная с 1-го Титхи Яркого периода, Луна обладает умеренной силой. Во время второй половины периода в десять дней Луна находится на пике своей силы. Луна обладает слабой силой в последние 10 дней лунного месяца. Однако, если она получает аспект благоприятной планеты, она всегда будет сильная. Как было сказано выше, если полная Луна располагается в Лагне и одновременно аспектирована Юпитером или Венерой, она помогает немедленно вернуть потерянную вещь. Если сильная благоприятная планета занимает 11-й дом, она также ускоряет возврат потери. В астрологическом трактате «Джатака» подробно описан расчет силы по направлению, движению и времени.

Шлока 6 – Если на момент вопроса планета занимает свою собственную Навамшу и аспектирует свою собственную Навамшу в Лагне, 5-й или 9-й дом, можно предсказать, что предмет вопроса связан с минералами. Если же такая аспектирующая планета занимает Навамшу другой планеты, вопрос связан с животными. Если аспектирующая планета находится в чужой Навамше и аспектирует чужую Навамшу в Лагне, 5-й или 9-й дом, вопрос связан с растениями.

В данной шлоке автор раскрывает метод, с помощью которого можно определить, является ли украденная, утерянная, удерживаемая в кулаке вещь или вещь, о которой человек в данный момент думает: минерального, растительного или животного происхождения. Если планета находится в своей собственной Навамше и аспектирует свою собственную Навамшу, которая восходила в Лагне на момент вопроса, следует полагать, что человек думает о минеральном предмете. Под словом Дхату или «минералом» следует понимать любую породу от золота до глины или грязи. Идея заключается в том, что подобное утверждение можно сделать, если планета, занимающая свою собственную Навамшу, аспектирует Лагну Навамши, которая также принадлежит ей. Такое же предсказание можно сделать, если упомянутая планета не аспектирует свою собственную Навамшу, восходящую в Лагне, но смотрит на свою навамшу в 5-м или 9-м доме. Следует отметить, что все три Навамши, восходящие в Лагне, 5-м и 9-м доме, будут носить одно и то же имя.

В зависимости от планеты, находящейся в Навамше следует различать Дхамья и Адхамья. Если в ней находится Амша неблагоприятной планеты, то это Дхамья. Если в ней находится Амша благоприятной планеты, то это Адхамья. Дхамья определяют так: «Знание Дригбала, Честабала, нескольких условий или Авастх планет и их результаты – есть Дхамья»

Если планета находится в Навамше другой планеты и аспектирует свою собственную Амшу в Лагне или один из домов Триконы, можно констатировать, что человек думает о Джива или любом живом существе, начиная от человека до рептилии. В зависимости от Навамши, в которой находится изначальная планета, следует определиться между двуногими, рептилиями и т.д.

Знаки Митхуна, Канья, Тула, первая половина Дхану и Кумбхи указывают на Дэв или Богов, людей, птиц и всех двуногих. Знаки Меша, Вришабха, Симха и вторая половина Дхану – четвероногих животных. Знаки Катака, Вришчика, Макара и Мина – рептилий. Из них Мина не имеет ног, а остальные – многоногие.

Если планета расположена в Навамше другой планеты и аспектирует Лагну, 5-й или 9-й дом, и восходит Навамша другой планеты, можно предположить, что человек спрашивает о Мула, то есть, о дереве или чем-то подобном. Дальнейшие уточнения определяются по природе аспектирующей планеты. Здесь Мула включает в себя любые растения от деревьев до травы. Растет ли это растение на земле или в воде можно определить по Навамше, в которой находится эта планета. Знаки Катака, Макара и Мина – водные. Все остальные – наземные. Чтобы точно определить, о чем думает человек, сопоставьте следующее.

Шлока 7 – В случае нечетных знаков, девять Навамш по порядку представляют собой минералы, растения и животных, повторяясь трижды. Для Навамш в четных знаках порядок обратный. Определите, является ли Лагна четной или нечетной. То, что представляет собой восходящая Навамша, можно вычислить способом, указанным выше. Это лишь краткое объяснение. Более подробное изучение сможет лучше разъяснить этот вопрос.

Так заканчивается первая Адхйайа 1 «Хорадхйайа» трактата «Шатпачашика», составленная Притху-яшасом, сыном Варахамихиры.

Смысл вышеприведенной Шлоки объясняется следующим образом. Знаки Меша, Митхуна, Симха, Тула, Дхану и Кумбха – нечетные, остальные знаки – четные. Если восходит нечетный знак, Лагна или (восходящая) Навамша 1-ая, 4-ая или 7-я, то человек думает о Дхату, минерале. Если восходящая Навамша 2-ая, 5-я или 8-я, он думает о Мула, растении. Если Навамша Лагна 3-я, 6-я или 9-я, то он думает о живом существе. Если же восходящий знак четный, а восходящая Навамша 1-я, 4-я или 7-я, то человек думает о каком-то живом существе. Если Навамша 2-я, 5-я или 8-я, его вопрос связан с растением. Если Навамша 3-я, 6-я или 9-я, то с минералом. Пол определяют по Навамше, восходящей в Лагне.

Некоторые считают, что тройки деканатов представляют, соответственно, Дхату, Мула и Джива в нечетном знаке, а в четном знаке в обратном порядке. Это не убедительно, так как сам автор говорит: «Объект определяется по Амшаке (Навамше).

Адхйайа 2 – Путешествия и возвращения

Шлока 1 – Если на момент вопроса один из знаков – Вришабха, Симха, Вришчика или Кумбха – оказывается в Лагне, можно предсказывать получение должности или места (недвижимости). Не стоит ожидать путешествия и возвращения, смерти или потери собственности, исцеления от болезни, поражения.

В этой главе автор комментирует тему «Путешествия и возвращения». В первой Шлоке он дает ключ к определению получения статуса, совершения путешествия и возвращения, жизни и смерти, исцеления от болезни и поражению от рук врага.

Если на момент вопроса восходит любой из фиксированных знаков – Вришабха, Симха, Вришчика или Кумбха, – астролог может утверждать, что человек, задающий вопрос, укрепится в каком-то положении, поэтому не стоит ожидать какого-то движения, то есть, ни поездки, ни возвращения, ни смерти, он не потеряет ничего из своей собственности (ни минералы, ни растение, ни животное). Если вопрос связан с перемещением человека, живущего за границей, следует утверждать, что этот человек не переедет в какое-либо другое место. Если человек болен, то он не исцелится. Если у него проблемы с врагами, то он не потерпит от них поражения и т.д.

Шлока 2 – Если в Лагне находится любой из подвижных знаков, следует предсказать обратное. Если восходит двойственный знак, результат будет смешанным. Если Лагну или Луну аспектирует благоприятная планета, можно ожидать успех. В противном случае, если восходящий знак или Лагну аспектирует неблагоприятная планета, результатом станет неудача, провал.

Если восходит один из подвижных Раши, а именно, Меша, Катака, Тула или Макара, можно ожидать результаты, обратные тем, что были обозначены в Шлоке 1. Вопрошающий не получит положения или назначения, будет часто переезжать с места на место, может умереть, может потерять свою собственность, он может исцелиться от болезни и потерпеть поражение от рук врагов. Если восходит любой из двойственных знаков, а именно, Митхуна, Канья, Дхану или Мина, результаты будут смешанными. В первую половину Лагны двойственного знака можно ожидать результаты, заявленные для фиксированных Раши. Во вторую половину знака – результаты для подвижных Раши. Это происходит потому, что первая половина находится ближе к неподвижному Раши, а вторая – ближе к подвижному Раши.

Благоприятные планеты, аспектирующие Лагну и Луну, даруют большие блага. И наоборот, если Лагна и Луна аспектированы зловредными планетами, результаты будут неблагоприятными. Соответственно, если Лагна или Луна аспектирована и бенефиком, и малефиком, то следует ожидать смешанные результаты.

1 Близнецы, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Водолей восходят над восточным горизонтом, начиная с их передней или головной части, поэтому их называют на санскрите «ширшодая» или «созвездиями, восходящими с головы». Овен, Телец, Рак, Стрелец и Козерог поднимаются над восточным горизонтом, начиная со своего заднего конца, и называются на санскрите «приштодая», или «созвездиями, восходящими задом наперед». Рыбы восходят своими начальной и конечной частями одновременно и называются «убхёдая» или «созвездием, восходящим с обоих концов». Прим. ред.
Продолжение книги