Не мешайте лошади балансировать бесплатное чтение
© К. И. Стрельникова, 2019
© Е. В. Толстая, иллюстрации, 2019
© А. В. Яковлев, оформление, 2019
© ООО «Детское время», макет, 2019
Помогу животным, попавшим в трудную ситуацию
Да, это я написала объявление. Бабушка с мамой расклеили его по ближайшим дворам. Я их попросила, потому что сама не могу. Я стояла у окна и следила за ними.
Мама сказала, что должна же я кому-то помогать. Я решила помогать животным. Они мне нравятся больше, чем люди. Они ни на кого не ругаются, не задают вопросов. Они не носят носков.
С тех пор прошло четыре утра. Моё правильное утро – три собаки и две старушки. Если этот порядок нарушить, то всё пойдёт не так. На пятое утро я подошла к своему окну, и моё сердце кувыркнулось. Ну вот, так и знала! Старушек почему-то три. Это неправильно! Старушки идут по тропинке, раскачиваясь, как пингвины. Ну тогда пусть будет хотя бы две собаки. Но собака – всего одна, и та – с другой хозяйкой. Что же должно случиться?
А потом я увидела её – Лошадь. Она стояла под моим окном, возле дерева. Видно, она откликнулась на объявление. Я сразу поняла, что она попала в трудную ситуацию. У неё был ничейный вид.
– Бабушка! Приведи сюда Лошадь! – крикнула я.
– Я не могу. Она же к тебе пришла.
Вообще-то бабушка всегда меня слушается. Но иногда она бастует.
– Тогда я не пущу тебя в свою комнату! – пообещала я.
– Ну и ладно, – упрямилась бабушка. Она что-то ещё сказала, но её слова не долетали до меня. Слова бывают горячие, тёплые, остывающие. Когда слова холодные, они застывают на лету, и я их не слышу.
– Эй! Я не выхожу на улицу! – крикнула я Лошади из окна.
Лошадь поняла. Она покачала головой и ушла. А я заключила себя в комнате. Даже если бабушка будет выманивать меня едой и словами, я не открою. Я же дала слово. Обманывать – неправильно. Бабушка подышала за дверью и ушла.
На следующий день Лошадь стояла на том же месте. Несмотря на правильное утро с двумя старушками. И даже с тремя собаками!
– Я не выхожу на улицу, извини! – повторила я Лошади.
– Ты же собиралась выручать тех, кто попал в трудную ситуацию, – напомнила бабушка. Её слова немного оттаяли и доплывали до меня.
– Ну и что. Я передумала.
Лошадь всё равно ждала. Лошади терпеливые. Бабушка похожа на лошадь.
Бабушка показала объявление, которое она сорвала с подъездной двери:
«Уважаемые жильцы, уберите, пожалуйста, свои машины (а также любой транспорт), они мешают уборке территории».
– Между прочим, лошадь – это тоже транспорт, – сказала бабушка. – И её могут увезти на эвакуаторе.
Я представила Лошадь, которую везут на эвакуаторе. Потом она будет стоять среди машин. И за ней никто не придёт.
Нет, я всё равно не выйду из дома. Ни за что! Если Лошади нужно, пускай зайдёт сама.
Я внутри и я снаружи
Иногда я маленькая, а иногда – взрослая. Почти как та самая Алиса, только Алиса росла и уменьшалась снаружи, а я – изнутри. Когда я расту изнутри, мне кажется, что мне лет девяносто. Или я живу вторую жизнь. Мне скучно, я уже всё знаю. Когда я уменьшаюсь, мне как будто три года. Со мной нужно играть. Я могу цитировать наизусть целые поэмы, а могу забыть надеть носки. Со мной редко играют, потому что снаружи я – большая.
Я всё-таки выйду из дома… Нет, не выйду. На улице много людей, они шумят. Но это ещё ничего: когда идёшь пешком, людей можно обойти. Но когда едешь в автобусе, люди сидят слишком близко и от них никуда не деться. Иногда они ругаются друг на друга. Тогда мне становится страшно и хочется выйти из автобуса. Однажды нам с мамой пришлось так пройти пешком десять остановок.
А вдруг Лошадь тоже боится людей?
Хорошо, я выйду из дома, но только с бабушкой. Бабушка горячая и театральная. Она разговаривает как в театре и любит играть. Мама не театральная. Она не любит играть. Она – пока ещё взрослая.
– Бабушка! – позвала я.
Никто не ответил. Иногда бабушка теряется. Я вспомнила, что она собиралась в поликлинику. Пусть идёт, ей нельзя болеть. Когда бабушка болеет, она невкусно готовит.
Тогда дедушке приходится улучшать еду. Для улучшения еды у дедушки есть особый рецепт: три пачки перца, баночка горчицы и никаких бабушек на кухне.
Я посмотрела в окно. Возле Лошади собрались дети. Дети разноцветные. Я не очень люблю детей, потому что они шумят. Вдруг Лошадь боится шума?
Я вышла из дома.
Знакомая лошадь
Лошадь сразу пошла со мной. Она хотела, чтобы ей помогли. Её нужно было куда-то отвести, ведь где-то есть Лошадиный дом. Но я остановилась. Я вспомнила, что не надела носки, и посмотрела на Лошадь. Лошади было всё равно, она и сама была без носков. Я успокоилась.
С Лошадью идти не страшно. Она большая и молчаливая. Она – Лошадь. Она идёт и о чём-то думает, но не говорит – о чём. Я тоже немножко лошадь.
– В зоомагазин не пойдём, – сказала я Лошади. – Там меня все знают.
Лошади стало интересно, откуда меня знают. Она догадалась, что я не всегда убегала от шума.
Однажды, когда я ещё не боялась выходить из дома, я принесла в зоомагазин рака. Он нашёлся на дороге. Я потребовала срочно поместить его в воду. Продавцы придумывали отговорки: нельзя поселить рака рядом с рыбками и нечем его кормить. И посоветовали мне его сварить и съесть. Пришлось отнести рака на то же место. Не знаю, съел ли его кто-нибудь.
Лошадь фыркнула.
Вдруг я вспомнила, что нельзя никуда ходить с незнакомцами.
– Давай познакомимся, – предложила я Лошади. – Я Лиза. А ты? Ты Румба.
Лошадь не возражала. Хорошо дружить с лошадью! Ей всё равно, как ты выглядишь: толстая ты или худая, маленькая или большая. Ей всё равно, как ты учишься и какого цвета твои волосы.
– Может, в цирк? – предложила я знакомой Лошади.
Лошадь согласилась. Она была ещё молодая и довольно стройная. Все молодые должны быть весёлыми. Все весёлые должны идти в цирк.
Лошадь на балансе
Мы вошли в цирк с изнанки. Никто нас не остановил. Все были заняты беготнёй вокруг манежа. В служебных коридорах жили запахи и картонные тени. Тихо, бархатно. А если зайти в цирк с лицевой стороны, всё будет шустро, шёлково, глазасто. Лошадь шла тихо, без стука. Она стеснялась.
– Не волнуйся. Директор – мой знакомый, – успокоила я Лошадь.
Директор цирка был грустным. Я бы его уволила. Такие грустные лица не должны работать в цирке.
– Что у вас? – спросил нас с Лошадью директор.
Он даже не удивился, что Лошадь вошла без стука. Он в цирке разучился удивляться.
– У нас Лошадь безработная. И бездомная. Возьмите её к себе по знакомству, – попросила я директора.
– А мы разве знакомы?
– Да. Вы по телевизору рассказывали о цирковых животных. О главном правиле: «Не бить животных вообще никогда». И о колыбельной для лошадей. Думаю, вам я могу доверить эту Лошадь.
– Спасибо, – поблагодарил меня директор. – Но лошадь взять не могу. У меня нет для неё места.
Я огляделась:
– Ей не обязательно сидеть в вашем кабинете.
– Мне не жалко своего кабинета, пускай хоть в кресле сидит. Но я не могу. Потому что лошадь нужно поставить на баланс.
– Так возьмите и поставьте. Она сможет.
– Что сможет?
– Стоять на балансе.
– Как ты думаешь, что такое «поставить на баланс»? – поинтересовался директор.
– Вы же работаете в цирке, разве не знаете?
– Представь, что я не знаю. Объясни мне.
– Когда Лошадь балансирует. Стоит на каких-нибудь круглых или квадратных штуках и держит равновесие. Румба сможет!
Директор засмеялся:
– Нет. Это значит, что я должен записать её в бухгалтерскую книгу и потом за неё отчитываться.
– Хорошо, – кивнула я.
– Что?
– Вы умеете смеяться. Ладно, работайте пока в цирке.
Директор поблагодарил меня и засмеялся ещё раз. Ему понравилось смеяться. Надеюсь, это войдёт у него в привычку.
– Я знаю, кто вам поможет! – воскликнул цирковой директор.
Он дал нам с Лошадью визитную карточку, а сам позвонил кому-то и сказал:
– Настя! К тебе сейчас придёт лошадь Румба. С ней девочка. Мне кажется, они обе вам подходят.
Доктор с копытами
На визитке был написан адрес Лошадиного дома. Мы шли туда долго. Тротуары были широкие, и можно было обойти людей. Но мы не могли, потому что пришлось спрашивать у людей дорогу. Оказывается, не все они шумят. Люди попадались и серые, и цветные. С разными словами: и с тёплыми, и с холодными. Но я не у всех спрашивала дорогу, а только у тех, у кого неподжатые губы. Сквозь поджатые губы слова не могут выйти и получаются каменными, железными, острыми. А если губы не поджаты, то слова – круглые, зефирные, мягкие. Словам легко.
Сначала я увидела манеж, где лошади красиво ходили. Потом к нам подошла девушка и сказала, что её зовут Настя. Она – лошадиный тренер.
Настя красивая. Она работает в Лошадином доме. Раньше я думала, что все красивые работают в салонах красоты. Но оказалось, что они работают и в конюшнях. А здесь конюшни лечебные. Вместо докторов – лошади. Лошади лечат. Настя помогает лечить лошадьми.
Мне дали шлем и разрешили покататься, но не на Румбе. Мою Румбу осматривали ветеринары. Я быстро научилась управлять незнакомой лошадью. Лошади всё понимают. Они не люди.
Потом Настя поговорила с ветеринаром и сказала мне:
– Поздравляю! Румбу приняли на работу. Она будет лечить людей.
Значит, Румба – лечебная лошадь. Доктор с копытами. Я задумалась, хорошо ли это для Лошади. Теперь у Румбы есть дом. Она будет жить в конюшне и правильно питаться. Её будут причёсывать, чистить и выгуливать. Она сможет общаться с друзьями и ржать. Если она замёрзнет, ей дадут лошадиное пальто.
Я пошла прощаться с Румбой. Она стала владелицей собственного уголка в Лошадином доме. У неё был обогретый вид. Я шепнула ей кое-что на ухо, она кивнула и подышала на меня. Мне стало тепло, как будто на меня накинули лошадиное покрывало. И в этом покрывале я пошла домой. Наверное, бабушка уже нашлась. Или её нашёл дедушка. А может, и мама пришла с работы. Мама всегда ходит в носках.
Мама скажет: «Что же ты опять босиком?» И… тоже снимет носки.
А я расскажу про Лошадь, попавшую в трудную ситуацию.
Лошади помогают людям. А я помогла Лошади.
Летающая Яна
Теперь моя жизнь разделилась на лошадную и долошадную. В лошадной жизни мне теплее и понятнее. Я учусь держать равновесие на лошади. Балансировать. Это надо делать вместе с лошадью. Если всадник балансирует неправильно, лошадь тревожится. Всадник и лошадь должны стать одним целым. Так говорит Настя.
Я балансирую. И лошадь балансирует. Мы находим равновесие с миром.
Румба боится верёвок, боится повода. Поэтому с ней трудно тренироваться. Наверное, её когда-то напугали верёвкой. Но мне не нужна другая лошадь. Бросать друзей – неправильно. Особенно если им страшно.
В Лошадином доме я познакомилась с Яночкой. Яночка умеет летать. Её приводят родители лечить лошадьми. Яночка почти не умеет ходить. Её сажают на лошадь, чтобы она хоть иногда приземлялась. Но она всё равно не разучилась летать.
Все, кто умеет летать, должны попасть в цирк. Я думаю, её надо показать директору цирка. Тот, кто управляет цирком, немножко управляет чудесами.
Теперь я одна выхожу на улицу и езжу в транспорте. Но Яночка не может сама. Она большая только снаружи. А с родителями идти к директору цирка нельзя. Это неправильно, как утро с тремя старушками вместо двух.
Мне разрешили покатать Яночку по кругу. Я вывожу Румбу из конюшни. Я веду Лошадь, а Яночка лежит на лошадиной спине животом.
Яночка очень красивая, но не знает об этом. Мне не нравятся люди, которые знают о том, что они красивые. Собаки не знают, что они красивые, поэтому они смотрят на нас, а не на себя.
– Можно выйти на поляну? – спросила я.
Настя разрешила. Поляна находится рядом с конюшней. Над травой порхают разноцветные мысли и запахи.
– Как Яночка летает? – спрашиваю я у Яночки.
Она складывает руки крыльями, машет ими быстро-быстро.
– Я парю, – смеётся Яночка.
Она редко разговаривает. Некоторые думают, что Яночка не знает слов. Это не так. Её слова находятся в плену, их трудно освободить. Иногда она говорит словами, которые никто не понимает. А я понимаю этот иноземный язык. Я могу быть её переводчиком.
– Пойдём в цирк? – предлагаю я.
– Цирк! – соглашается Яночка.
Мы сворачиваем с поляны на дорогу.
Но нас догоняют. Настя, родители Яны и мальчик-спортсмен смотрят на нас.
– Они хотели сбежать! – говорит мальчик в высоких сапогах и с кнутом.
Это неправда. Врать – неправильно. Я объяснила Насте, что хотела познакомить Яночку с директором цирка. И Яночка подтвердила.
– Но она же ничего не понимает! – кивнул мальчик на Яну.
Этот мальчик не знал никакого другого языка, кроме своего. Поэтому я перевела слова Яночки.
Родители Яны со мной согласились и отпустили нас в цирк. Только сказали, что они будут идти позади нас на всякий случай. Настя тоже пошла, ей захотелось навестить знакомого директора.
Необычная профессия
Директор цирка, как только нас увидел, сразу стал улыбаться. Мы вошли втроём: я, Лошадь и Яночка.
– Ну, что у вас новенького?
Румба решила поздороваться и подала директору переднюю ногу. Это Настя её научила.
Директор пожал лошадиную ногу и не испугался грязи. Тот, кто не боится грязи, всегда остаётся чистым.
– А у нас – летающая девочка, – похвалилась я. – Как ты летаешь, Яночка?
Яночка показала.
– Прекрасно. Что же мне с вами делать? – спросил нас директор, но мы не знали.
Вместе с директором я стала изучать список цирковых профессий. В списке были яркие названия: клоун, эквилибрист, силач, акробат, иллюзионист, воздушный гимнаст, наездник, дрессировщик, канатоходец, жонглёр… Мне понравилось слово «шпрехшталмейстер». Это такой ведущий, объявлятель номеров. Но я буду берейтором. Он обучает лошадей, он объездчик.
Никакого подходящего занятия не нашлось для Яночки. Я поняла, что директор цирка управляет сначала артистами и только потом – чудесами. Директор задумчиво качал ногой. И вдруг я заметила, что он без носков. Я снова поверила в директора цирка.
Пока мы рассматривали список профессий, Яночка испарилась. Интересно куда? Яночка не знала, что не везде можно парить, она куда хотела, туда и летела.
– Пойдём её искать, вдруг она улетит в клетку к тиграм! – заволновался директор.
Мы нашли Яночку в слоновнике. Она сидела на полу и хлопала в ладоши. Она разговаривала со слонами на своём языке, и они в ответ махали ушами. Слоны понимали её слова. Они – не люди.
Директор показал нам арену. Там тренировались гимнасты. Настя и родители Яны сидели в пустом зале и восхищались трюками.
Румба тихо стояла рядом с нами и боялась. На полу лежали верёвки и канаты, которые пугали Румбу.
Директор подозвал артистов и что-то им сказал. Он никогда не поджимал губы, и его слова были свободными, круглыми. Они долетали до всех.
– Пусть Яночка померяет вот этот блестящий жилет, – предложил он.
Яночке жилет понравился.
– А теперь пусть покажет, как она умеет летать.
Яночка замахала руками и постепенно, плавно стала подниматься в воздух. В воздухе она засмеялась и захлопала в ладоши.
– Я парю! – сказала она и подлетела ещё немножко.
– Так вот же кем она станет! Точно. Мне как раз не хватало этой профессии! – хлопнул себя по лбу директор.
– Как она называется? Испытатель блестящих жилетов? – спросила я.
– Аплодисмейстер. Вот как она будет называться!
Яночка приземлилась и ещё потренировалась аплодировать. Потом директор дал нам бесплатные билеты и попросил погромче хлопать на представлении.
Оказывается, Аплодисмейстером можно работать, даже сидя в зрительном зале. Родители Яночки очень обрадовались и обещали помогать ей в работе.
Тогда Настя сказала, что такие работники нужны и в Лошадином доме, где лошади устраивают соревнования.
Румба подошла к лежащей верёвке и потрогала её копытом. Она прижала уши к голове, чтобы показать, что ей страшно. Потом перешагнула через верёвку и фыркнула. А потом вдруг пошла прямо по верёвке. Она ровно и аккуратно переставляла ноги, как настоящий канатоходец. Мы с Настей хотели подойти к Румбе, но директор остановил нас:
– Тихо, тихо. Не мешайте лошади балансировать!
Румба дошла до конца верёвки и весело мотнула головой.
– Умница! – похвалили мы нашу храбрую Лошадь.
Яночка громко хлопала в ладоши. Настоящий Аплодисмейстер!
Обнимите лошадь
Назад Румба шагала весело. Ей хотелось поскорее сообщить обо всём своим друзьям в конюшне. Я обняла Лошадь. Хорошо обнимать лошадь! Это как обхватить руками большое тёплое счастье. Надо обнять лошадь, если не хватает счастья.
Мне тоже хотелось домой. Надо рассказать бабушке с мамой о директоре цирка, который не носит носков. Он улыбается. Изобретает летучие жилеты и новые профессии. Он управляет артистами и немножко чудесами.
Я побежала на автобус, в котором много людей. Бабушка с мамой заждались. Ждать трудно, я знаю. Как будто стекленеешь во времени, сначала снаружи, а потом внутри. Нужно объяснить бабушке и маме, что я не потерялась. Я – есть. И пускай под моим окном ходят старушки и собаки в любом количестве. Всё равно я завтра пойду обнимать лошадей.
Я скажу маме, что Румба уже не боится верёвки. И что я немножко помогла Лошади. Лошадь лечит Яночку. Значит, я помогла Яночке.
Перед сном я думаю о том, что расскажу своей Лошади о людях. Ей интересно.
Есть люди, которые всегда ходят в носках. Наверное, даже спят в носках. Не обнимают лошадей. Носят шарфы, шершавые перчатки и капюшоны. Закрывают себя на замки. Держат слова зажатыми ртами.
Есть люди тёплые, не пустые, не случайные. Они играют, греют, помогают летать. Приносят гостинцы, выпускают слова, как мыльные пузыри. Есть люди разных цветов и тканей. У них шёлковые шарфы развеваются по ветру.
А есть ещё другие люди. Они боятся ходить среди всех. Они летают. Учатся балансировать среди людей. Они видимые. Они – есть.
А может, Лошадь и так всё знает. Она рассказывает о нас своим друзьям. Перед сном лошади стоят в лошадиных пальто, без носков, и беседуют о людях.
Звонок из цирка
Наступает такой день, когда тебя зовут к телефону и кричат:
– Тебе звонит директор цирка!
Ты идёшь через весь двор Лошадиного дома и стараешься не очень торопиться. Ты чувствуешь, что все незнакомцы повернулись к тебе. Повернулись вдруг! Они только что тебя заметили. И даже та Горделивая Шапка, сидящая на женщине. Вон та, которая смотрела на тебя как на что-то игрушечное. Шапки не должны себя так вести, какими бы они ни были. И эта женщина под шапкой сама вдруг уменьшилась. Иногда, чтобы человека заметили, нужен звонок Директора Цирка!
Мне повезло. Некоторым маленьким людям приходится придумывать кого-то большого и важного себе в помощь. Это чтобы стать заметнее. Они потом рассказывают всем про своих необыкновенных друзей. Такое не считается обманом, они же сами в это верят.
Я шла по двору и росла. Росла в чужих глазах. Теперь я боялась, что не войду в помещение. Кажется, моя голова уже возвышается над крышей Лошадиного дома. Я положила шлем на скамейку и аккуратно сняла сапоги у входа. Это важно. Все должны заметить, что на мне – длинные сапоги для верховой езды. Потому что директор цирка не будет звонить всем подряд. Только особенным людям в особенных сапогах! Я пригнулась и вошла в пристрой для людей. Он маленький, потому что в Лошадином дворе лошади – главнее людей. В пристрое согревались конюхи, а лошадиные тренеры составляли расписание. Здесь пахло деревянными щепками, хорошими словами и шоколадной стружкой, висели портреты знакомых лошадей с именами. Под портретами начёрканы автографы. Не лошадей, а художников. Чужих сюда не пускали. Я – своя.
Настя, лошадиный тренер, протянула мне старую телефонную трубку.
– Да-да, – отвечала я. – Да-да.
Единственный мой знакомый, у которого нет мобильного телефона, – цирковой директор. Для него это – третье главное правило.
Не надевать носков без крайней необходимости. Не бить животных вообще никогда. Не носить с собой телефон ни в какую. Вот три его главных правила.
Разговор был очень серьёзным, и Настя с конным доктором не могли дождаться, когда я договорю.
– Ну что? – спрашивал конный доктор, переминаясь с ноги на ногу.
– Ну что? – кружилась Настя вокруг телефона.
– Завтра – премьера! – выдохнула я, и они с доктором обрадовались, а я – не знаю.
– Ты огорчена?
– Нет.
– Переживаешь?
Я пожимаю плечами. Мне непонятно. Будто в сердце влетела тревожная птица и захлопала крыльями.
У моего друга завтра – первое представление…
Настя распахнула дверь и крикнула на весь двор:
– Румба завтра впервые на арене! Она будет заменять заболевшую цирковую лошадь.
Ровно 91 день Румба ходила в цирк. Сначала она знакомилась с новыми друзьями – с лошадьми, людьми и остальными артистами. Потом её пригласили на тренировки. И вот уже 21 день и 8 часов Румба живёт в цирковой лошадиной квартире.
– Наверняка ты хочешь с ней поговорить перед премьерой? – спросил меня директор.
– Да-да, – ответила я и выпустила тревожную птицу наружу.
– Она – тоже!
Внутри меня кричали и кипели радостные слова, но почему-то не выходили из меня.
На каждое представление я могу брать с собой двух людей. В этот раз позову деда. Дед много работает и никуда не ходит, если его не поведут. Ещё я возьму с собой… нет, маму не возьму. Кто-то из нас стал слишком самостоятельным, и теперь мама сама может пойти куда хочет. А потом она громко смеётся. Мне за неё неудобно перед людьми, а уж перед лошадьми – тем более. Бабушку брать нельзя. Если взять бабушку, то она будет отвлекать от меня деда. Она будет всё время болтать с дедом, деду придётся ей отвечать, а кто будет разговаривать со мной?
Я вытянула ногу, чтобы красиво надеть сапоги. Сапог не было. Я постояла на пороге, раздумывая, где ещё они могут быть. Вещи вечно оказываются не там, где я их оставила. Это шутки вещей.
Не помню, встретила ли я сегодня утром хоть одну собаку? А хоть одну старушку? Вроде нет. В последнее время я перестала их считать. Видимо, зря. Может, утро с самого начала пошло не по правилам.
– Ах да! – как будто что-то вспомнила я и приложила руку ко лбу. Сама отошла в сторону и стала звонить маме.
Да уж, эта мама! Наверное, это она стала слишком самостоятельной! Лишь бы уйти подальше за территорию. Если у мамы в термосе есть кофе, а в сумке – книжка, она может обжиться на любой скамейке. Она может обустроить там себе почти уютный угол, как в поезде. С бутербродами-кружками, тапочками-салфетками. Никто и не поверит, что она не живёт там уже дня два.
А, вот и мама. На ходу дожёвывает бутерброд и дочитывает книжку. Я боюсь, что она меня не видит. Мама, я здесь!
Мама видит, что я стою на пороге, как на острове, босиком.
– Что, сапоги ушли без тебя? Наверно, кто-то перепутал, – мама огляделась. – Ничего, всё равно пора переодеваться. Пойду принесу твои ботинки.
Спящие ботинки
Мама возвращается без ботинок, но с двумя незнакомыми женщинами. Дети этих женщин потеряли свою обувь. Мне нравится, что ребёнок Горделивой Шапки тоже потерял ботинки.
Мама просит резиновые сапоги у Насти. Она знает, что я ни за что не надену чужие некрасивые сапоги, поэтому надевает их сама. Я надеваю мамину обувь. Мамины сапоги я могу вытерпеть.
Дети, которые остались без обуви, сидят на скамейках. Их ноги болтаются, проветриваются на свободе. Взрослые ушли на поиски обуви. А я вошла в Лошадиный дом. У Цезаря обуви нет. Тропик пьёт воду. Мерлин просит яблоко. Глафира тоже ничего не знает. У Шоколада на загородке надпись: «Овсом не кормить 2 дня». Марианна балуется: высовывает из стойла голову и толкает меня в плечо ворсистой мордой. Но я пока не играю.
В Лошадином доме всегда каменная прохлада. Только вверху, возле узких окошек, вертится солнечный дым. Я дохожу до конца конюшни, где есть тёмный пустующий угол. В углу застрял солнечный луч. Под стрелкой луча стоит девочка, на вид ей лет восемь. Но я знаю, что она старше внутри. У неё взрослые глаза. Она молчит возле стены и сторожит целый отряд обуви. Ботинки, сапоги, кроссовки, боты и ботильоны разных размеров выстроены в длинный ряд и присыпаны соломой. Среди них вытянулись и мои особенные длинные сапоги. Рядом приткнулись мои грустные обычные ботинки.
– Отдай, пожалуйста, мои сапоги, – говорю я девочке.
– Тише! Я не могу. Они спят, – объясняет девочка.
Я понимаю, что не могу спорить с человеком, который укладывает спать обувь. Надо же сначала разобраться. Может, это какой-то научный опыт. Поэтому я просто смотрю, как спят сапоги. Но быстро устаю.
– Тогда разбуди их, – говорю я. – Им надо идти домой.
– Нет, им никуда не надо, – шёпотом спорит девочка.
Это мне не нравится.
– Они – мои, – говорю я. – И мне лучше знать.
Я понимаю, что это слишком игрушечное убеждение, это слова не моего размера. Но не могу придумать ничего своего, когда я не в своих сапогах.
– Давай я заберу свои сапоги и ботинки, а с остальными разбирайся сама.
Но девочка не отдаёт мои вещи.
Мне не хочется ругаться в Лошадином доме. Лошади всё понимают, они очень чуткие. У них нет обуви, но есть чувство справедливости. Мерлин уже прислушивается к нашему разговору. Он – любитель секретов.
Я слышу, как по улице бегают чьи-то родители. У них возмущённые шаги и птичьи голоса. Кажется, я различаю корябающий голос Горделивой Шапки. Он процарапывается сквозь окна.
Незаметно появляется моя мама. Она любит прошмыгнуть через амуничник, чтобы пройти всю конюшню от начала до конца.
Мама смотрит то на меня, то на девочку. Как бы не стала возмущаться!
– Она считает, что ботинки спят, – быстро объясняю я маме.
Мама задумчиво смотрит на обувной строй:
– Похоже, что это так.
Вслед за моей мамой приходит мама девочки и начинает уговаривать её раздать всем ботинки.
Девочка упирается.
– Вы уж извините. Она и дома все тапочки и туфельки спать укладывает. Понимаете? Она в кровать не ляжет, пока ей не скажешь: «Туфельки спят!»
– Да… их спать не уложишь, если уж они разошлись, – соглашается мама, и каждый по-своему понимает, о чём это.
Мама кивает подбородком и салатовым бутербродом. Икар из своего стойла дотягивается до бутерброда губами. Маме приходится выпустить хлеб из руки. Другой рукой она держит дверь. В дверь стучатся родители, которые бегали по улице, но мама пока сильнее.
– Послушай, – говорит девочке моя мама, не отпуская дверную ручку, – у меня дома есть чудные тапочки. Просто волшебные! Я их тебе подарю. А ты за это отдашь нам эту обувь.
Девочка вся светится при слове «тапочки».
– Правда?
– Конечно.
– А какие?
– Такие… с собачками.
– С собачками никогда не спят! – обиделась девочка и перестала светиться.
Мама проиграла. Есть вещи, которые нельзя доверять взрослым. Они всё равно не смогут ничего решить, такие уж они. И чем больше они говорят, тем меньше им верят. Потому что слова нужно складывать правильно, будто кубики с картинками.
– Тише! – сказала я всем. – Туфельки спят! Нам нужно выйти, а то мы их разбудим.
Я пошла к выходу через всю конюшню. Девочка подумала и пошла за мной.
Наши мамы остались, чтобы раздать родителям заспанную обувь.
– Меня зовут Эмма, – решила представиться девочка. – И я знаю секрет.
Я не стала спрашивать, какой это секрет. Тем более что я о нём догадываюсь. Мерлин подслушал и закивал головой.
Люди на улице пожужжали, потопали и разошлись, унося обувку. Они поджали губы. Они не поняли… Бывают секреты вещей. Бывают шутки вещей. Не каждый готов в это поверить. Но есть кое-кто, понимающий секреты вещей. Тот, у кого в сундуке светящиеся перчатки, клоунские носы, звёздный порошок и другие всегдашние для него предметы.
Я надеваю обычные ботинки. Они совсем выспались. Мне кажется, что дорога стала прочнее. Я пробую её ногой. Я ступаю по ней увереннее, чем раньше.
Мне навстречу бегут собаки. Раз – собака… Два – собака. Три!
Я знаю, чья очередь идти со мной в цирк.
Для чего дедушкам цирк
– Бегемота видел? – спросила я у дедушки дома.
– Хм-м-м… – сказал дедушка.
«Хм-м-м» означало многое. Например: видел, но издалека; видел в зоопарке; видел по телевизору; видел, когда был маленьким, и ещё что-нибудь.
Человек, который ни разу не видел живого бегемота, – ни разу не видел древнего зверя. В жизни у каждого должен быть свой бегемот! Тот, кто ещё не завёл знакомство с бегемотом или с клоуном, должен пойти в цирк. Дедушка не был здесь 38 лет. Это 456 месяцев. Это 13 881 день! Непонятно, для чего человеку столько работать, если он даже не может сводить себя в цирк? А кто-то ходит туда каждый день. На работу.
Вот идёт рядом обычный человек и обычно едет с тобой в автобусе. А по вечерам он надевает парик. И в этом апельсиновом парике он становится клоуном. Ему надо насмешить 20 рядов. Клоуны меня не смешат. Но не пугают. Они и не обязаны насмешить всех 1980 человек, которые пришли на представление. Просто без клоунов цирк не живёт.
Клоуны тоже немного доктора, как лошади. Они излечивают от печали. Ещё клоуны – немного силачи, они поднимают настроение. Нет, силачам такое не по силам.
Эмма сказала, что хочет стать клоуном, ведь тогда у неё будут весёлые туфли. Бывают клоуны-женщины – клоунессы. Но я бы не выбрала такую профессию. Будут ещё надо мной смеяться каждый день!
Мы пришли пораньше. За 1 час и 49 минут до представления. Я сказала Эмме, что мне нужно поддержать друга перед выступлением. Дедушка попросился с нами за кулисы. Он мечтал увидеть бегемота в нерабочей обстановке.
– Где закулисы? – спросила Эмма, как будто это название страны.
А это – внутренний карман цирка, там много чего понапрятано. Там, за кулисами, кругами бегал директор.
Он распоряжался налево и направо. Для артистов у него специальные слова, которые нам не понятны.
– Ну? – спросил он меня на бегу. – Как живёшь? Всё в порядке?
– Вот, – ответила я и показала, кого привела.
– Прекрасно! – обрадовался директор. – Румба тебя ждёт.
Мы с Эммой и дедушкой подстроились под директорский бег. Навстречу – золочёные тумбы, чёрные ящики, блестящие обручи, клетки, звёзды, решётка, табличка: «Вход запрещён! Хищники!».
Эмму и дедушку я оставила возле гримёрной. Эмма села на ящик с двойным дном. «Что, если она провалится?» – начала думать я, но не додумала.
Директор добежал со мной до денника, где стояла Румба. Он понимал, что нас нужно оставить одних.
Румбу уже нарядили. На ней была концертная попона. Увидев меня, она вздохнула.
Я вошла к ней, и она положила голову мне на плечо.
– Будет много звука. Много света. И много людей, – сказала я ей. – Но ты ведь уже перешагнула через верёвку, Румба.
Если бы все-все могли перешагнуть через свой страх, как через верёвку!
Румба помнила. У лошадей верная память. В их памяти – дороги, музыка, люди и ароматы. Даже те, что встречались их предкам много лет назад.