Менеджмент цифрового университета. Комплексный подход к организации педагогического процесса бесплатное чтение
Методические рекомендации для руководителей и преподавателей университетов.
Издание подготовлено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований № 20-013-00382-а
«Проектная актуализация концепции цифрового университета: комплексное административно-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях новых социально-технологических вызовов информационной эпохи»
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета
А. М. Аллагулов
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогического образования и социальных технологий, заведующий кафедрой социальной работы и педагогики Тверского государственного университета
И. Д. Лельчицкий
© «Пробел-2000», 2022
© Коллектив авторов, текст, 2022
© Markus Winkler, фото на обложке, 2022
Вступление
Это издание – результат трехлетнего исследовательского проекта. Мы подготовили его в формате, который совмещает в себе научный доклад (обзор результатов исследования) и методические рекомендации, стараясь свести огромной массив информации в краткий вид.
Пандемия COVID-19 резко актуализировала потребность в возможностях цифровых технологий и их использование в образовательном процессе. Но следует учитывать, что дистанционное обучение не равнозначно цифровому. Потенциал и возможности цифровых технологий намного глубже, а их инструментальное воплощение шире – это цифровые лаборатории и тренажеры, дополненная и виртуальная реальность, цифровые двойники, цифровые платформы, электронный документооборот, умный кампус на базе интернета вещей, блокчейн, искусственный интеллект и многое другое.
В рамках данного исследования цифровой университет рассматривается как интегративный методологический конструкт. Цифровой университет – это комбинация четырех элементов: цифрового формата обучения, цифровой среды, цифровых ресурсов и цифровой платформы.
Такая трактовка позволяет иначе взглянуть на положение вещей, на цифровую зрелось университетов и высшего образования, на формулирование политики цифровой трансформации и даже на нормативную базу. Для педагогов такой подход будет полезен тем, что поможет реализовывать свою практическую деятельность в более комплексном виде.
Цифровая трансформация – это только начало пути, результатом которого станет переход университетов к модели 4.0, соединяющей в себе физический и биологический домены. Высшее образование уже не будет прежним: изменятся структуры, деятельность и мышление человека. Текстовая культура станет лишь частью этой анатомии и будет широко дополнена сложными вычислениями, моделированием, проектированием, алгоритмизацией. На смену Человеку Читающему (галактике Гутенберга) придет Человек Программирующий (галактика Тьюринга).
Будущее лучше, чем кажется.
Руководитель проекта,доктор педагогических наук, доцент,Неборский Егор Валентинович
Благодарности
Авторы исследования выражают благодарность всем тем, кто принимал участие в наших опросах, интервью, помогал нам в сопровождении, давал бесценные советы – коллегам, студентам, аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, администрациям университетов и всем неравнодушным людям.
Сердечное спасибо Лубкову Алексею Владимировичу ректору Московского педагогического государственного университета, Мерзляковой Галине Витальевне ректору Удмуртского государственного университета, Сухановой Татьяне Владимировне директору Института стратегии развития образования, Ивановой Светлане Вениаминовне научному руководителю Института стратегии развития образования, заведующей кафедрой ЮНЕСКО.
Мы искренне благодарим за техническую и административную поддержку Серову Екатерину Анатольевну, Расторгуеву Елену Андреевну, Бондареву Наталью Викторовну, Салоникес Елену Юрьевну, а также Институт международного образования в лице Замерченко Наталии Ивановны и Кузнецова Андрея Владимировича.
Хочется выразить признательность за сотрудничество и ценные идеи Блинову Владимиру Игоревичу, Сергееву Игорю Станиславовичу.
И, разумеется, нашим рецензентам: Аллагулову Артуру Минехатовичу и Лельчицкому Игорю Давыдовичу.
Спасибо Плигину Ивану Алексеевичу за техническое оформление макета и высочайший профессионализм книгоиздателя.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований в рамках проекта № 20-013-00382-а «Проектная актуализация концепции цифрового университета: комплексное административно-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях новых социально-технологических вызовов информационной эпохи». Спасибо экспертам фонда и всем сотрудникам, сопровождавшим проект.
Раздел 1
Социо-технологические вызовы
Развитие цифровых технологий влечет за собой изменение не только в отдельных областях жизни человека, но и в социально-технической инфраструктуре общества в целом, открывая перспективы новых практик, ценностей и норм.
Не станет исключением и сфера университетов и высшего образования, традиционно являющаяся узловой точкой сборки академического знания, его трансфера в бизнес или повседневные практики, научных исследований, культурных достижений и ценностных ориентиров, а также площадки для обсуждений развития общества в различных его сегментах.
Для понимания траектории изменений, затрагивающих университеты и высшее образование, прежде всего, следует обратиться к анализу социо-технологических вызовов, которые выступают в роли триггера для трансформационных преобразований.
Многие области профессиональной деятельности человека содержат рутинные операции и алгоритмы, выполнение которых может взять на себя искусственный интеллект: автопилоты могут управлять составами и автотранспортом; дроны могут осуществлять доставку грузов, мониторинг состояния сложнодоступных объектов, участвовать в спасательных и военных операциях; искусственный интеллект может диагностировать заболевания и определять эффективное лечение, персонифицировать обучение, диагностировать и отбирать кандидатов на должности и т. д.[1]
Для социально-экономической структуры общества это может означать, что по мере того, как цифровой труд будет становиться все более распространенным, бизнес все чаще будет сокращать издержки и уровень заработных плат своих сотрудников, а снижение доходов и рост безработицы повлекут за собой снижение потребительского спроса и, как следствие, замедление роста экономики.[2]
Следуя логике потенциала искусственного интеллекта, совершенно очевидно, что чат-боты, например, могут взять на себя роль наставника и коуча, помощника по персональному подбору контента и учебных материалов,[3] функции, которую традиционно реализовывал педагог в процессе взаимодействия со студентами. Боты уже сегодня создают страницы в социальных сетях и оставляют комментарии.[4]
Отдельным риском следует обозначить развитие эмпатии искусственного интеллекта, позволяющего заменить человека там, где это казалось невозможным.[5] Иными словами, возникает перспектива замена ряда функций педагога роботами.
С развитием цифровых технологий каждая из функций, которую ранее реализовывал педагог, начинает расширяться и усложняться и совершенно очевидно, что в новых условиях их реализация отдельно взятым человеком, ограниченным временем, психическими ресурсами и навыками становится физически все менее возможной. Это может привести к выделению функций педагога в отдельные профессии – разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, тьютор, игромастер, модератор, архитектор образовательных экосистем, педагогический дизайнер и т. д. Приблизительный перечень профессий и их функционал уже структурирован в атласе новых профессий.[6]
Развитие печати живых тканей, биоандроидов и новых возможностей эмпатии искусственного интеллекта может повлечь за собой диссонанс в восприятии человеком себя, своей самости, своей сущности и биологически неживых существ, но поступающих, реагирующих и думающих, как биологически живые существа.
Ни религия, ни философские течения, ни государства не смогут предложить серьезную альтернативу, когда человек окажется лицом к лицу со своим творением, во многом превосходящим его самого даже там, где до недавнего времени это казалось невозможным. Снижение спроса на академическое знание, научные исследования, просвещение – все это может стать результатом потери идентичности человеком.
Социальная аномия – как результат постепенного погружения человека в мир алгоритмов и роботов, которые станут заменителем живого, человеческого общения, деловой и бытовой коммуникации.
В то же время, следует учитывать тот факт, что человек – существо бисоциальное, обладающее биологической и психологической потребностью в коммуникации, выстраивании отношений, сложных социальных ситуаций и процессов. Период жесткого локдауна по всему миру во время начала пандемии COVID-19 обнаружил рост стрессовых состояний, психических нарушений и увеличение приема алкоголя студентами, когда они находились запертыми в общежитии или дома.[7]
По этой причине данный вызов хотя и может способствовать некоторому разделению людей, но, скорее, может привести к дроблению на небольшие социальные группы, а не полной автономности каждого, отдельно взятого человека.
Одним из серьезных рисков по степени последствий является вторжение в частную жизнь человека, нарушения его личных границ, фактическое аннулирование достижений предыдущих эпох. Тотальный контроль чреват не только возможностью возникновения новых форм контроля и тоталитарных политических режимов, но и вторжением в сферу психики человека, деструктивным влиянием на его волю, что повлечет за собой серьезные процессы в области регулирования поведения, способствующего росту и развитию человека, а следовательно, может повлечь деградацию человека как биологического вида.