Бусидо. Кодекс воина бесплатное чтение

Будосёсинсю / Юдзан Дайдодзи. Хагакурэ / Ямамото Цунэтомо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования / Такуан Сохо.

Рис.0 Бусидо. Кодекс воина

© Котенко Р. В., перевод на русский, 1998.

© Мищенко А. А., перевод на русский, 1996, 1998.

© ООО «Издательство АСТ», 2021

Рис.1 Бусидо. Кодекс воина

Юдзан Дайдодзи

Будосёсинсю

Рис.2 Бусидо. Кодекс воина

Жизнь и смерть воина

Самурай должен прежде всего постоянно помнить – помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги, – что он должен умереть. Вот его главное дело.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть зла и несчастий, уберечь себя от болезней и бед и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной прекрасными качествами.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если воин будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если воин живет лишь сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем мгновении, а глядя в лица родственников, он чувствует, что ниz,xкогда не увидит их вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если воин не помнит о смерти, он будет беззаботен и неосторожен, он будет говорить слова, которые оскорбляют других, тем самым давая повод для споров. Если на это не обратят внимания, их можно будет разрешить, но если сделают упрек, спор может окончиться ссорой.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если воин прогуливается в увеселительных местах среди толпы без должной осторожности, то может столкнуться с каким-нибудь большим глупцом и будет втянут в ссору еще прежде, чем поймет это. Тогда он может бьггь убит, имя его господина – запятнано, а его родители и родственники – осыпаны упреками.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай не позволит никому заманить себя в ловушку, где он внезапно может оказаться в безвыходном положении, и потому избегнет зол и бедствий.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Те, кто забывают о смерти, склонны к нездоровым излишествам в еде, вине и женщинах, поэтому они умирают преждевременно от болезней, и даже пока они живы, болезнь делает их существование бесполезным. Но те, у которых всегда перед глазами лик смерти, сильны и здоровы в молодости, а поскольку они берегут здоровье, умеренны в еде и вине и избегают женщин, будучи воздержанными и скромными во всем, болезни не иссушают их, а жизнь их долга и прекрасна.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Тот, кто живет в этом мире, может потакать всем своим желаниям; тогда его алчность возрастает так, что он желает того, что принадлежит другим, и не довольствуется тем, что имеет, становясь похожим на простого торговца. Но если он всегда смотрит в лицо смерти, он не будет привязан к вещам и не проявит неуемности и жадности, станет прекрасным человеком.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай должен постоянно быть занят и общественным, и личным. Но когда у него появляется немного времени для себя, чтобы побыть в безмолвии, он не должен забывать возвращаться к вопросу о смерти и размышлять о ней.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай должен умереть, поэтому цель его – умереть так, чтобы своей великой доблестью поразить и друга, и врага, чтобы о его смерти пожалел и господин, и командующий, чтобы его славное имя осталось в памяти будущих поколений.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Иная участь ждет презренного труса, который наступает последним и отступает первым, который, атакуя укрепления врага, прячется за своих товарищей, чтобы уберечься от стрел. Сраженный случайной стрелой, он падает и умирает как собака, а его товарищи могут даже втоптать его в грязь. Это величайший позор для самурая. Об этом следует думать днем и ночью и никогда не забывать.

Образование самурая

Самурай находится во главе трех сословий общества и призван управлять, он должен быть хорошо образован и глубоко понимать причины вещей.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Во времена внутренних войн молодой воин отправлялся сражаться в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет, несколько лет обучаясь военному делу до этого. У него не было времени сидеть за книгой или брать в руки кисть для письма, он часто оставался почти неграмотным. В те времена было много самураев, которые не могли написать ни одного иероглифа. Ведь вся их жизнь была полностью отдана Пути самурая.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Нынешнему воину, в отличие от воина эпохи внутренних войн, безграмотность непростительна.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Не следует осуждать самих детей за отсутствие образованности. Это полностью вина их родителей, которые по незнанию или пренебрежению не осуществляют подлинной любви к детям.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Хотя для бусидо в первую очередь требуются сила и мощь, обладать только ими – значит быть всего лишь грубым самураем.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай должен знать грамоту и, если у него есть время, учиться стихосложению и чайной церемонии.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если он не учится, он не сможет постичь причины вещей, как прошлых, так и настоящих. И каким бы опытным и мудрым он ни был, он обязательно когда-нибудь окажется в большом затруднении, если у него недостаточно знаний.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай должен быть прилежным в учении. Но если он плохо использует свои познания, становится самоуверенным и свысока смотрит на неграмотных, если он поклоняется всему иностранному, если он настолько предвзят, что не понимает: что-то может в настоящее время и не подходить для Японии, каким бы хорошим оно ни казалось, то его знания далеки от совершенства. Он должен учиться, помня об этом.

Сыновняя почтительность

Тот, кто является самураем, должен вести себя в строгом соответствии с долгом сыновней почтительности.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Каким бы способным, умным, красноречивым и добрым он ни был рожден, все это бесполезно, если он непочтителен.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Бусидо требует, чтобы поведение человека было правильным во всем. Если нет проницательности во всем, не будет и знания должного. А тот, кто не знает должного, едва ли может называться самураем.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай понимает, что родители подарили ему жизнь и что он – часть их плоти и крови.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Когда честный родитель, воспитавший детей с искренней добротой и оставивший им всю собственность, удаляется на покой, нет ничего особенного и достойного похвалы в том, что дети должны ухаживать за ним и относиться к нему со всей внимательностью.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Сколь много мы ни делали бы для любящих родителей, мы не можем не чувствовать: как бы хорошо мы ни исполняли сыновний долг, этого всегда недостаточно. Это – обычная сыновняя почтительность, в ней нет ничего выдающегося.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Бывает родитель злой и своенравный, всегда ворчит и повторяет, что все в доме принадлежит ему, не дает детям ничего и постоянно поносит их. Но даже к такому сварливому родителю следует относиться с почтением и, не выказывая никаких признаков раздражения, потакать его плохому характеру и утешать в его престарелой немощи. Полностью отдавать свои силы такому родителю – вот подлинная сыновняя почтительность.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай, поступая на службу к господину, глубоко осознает Путь верности и проявит его не только тогда, когда его господин процветает, но и когда тот в беде.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай не покинет господина, даже когда из ста всадников у него останется десять, а из десяти – один, будет защищать его до конца, считая свою жизнь ничем в сравнении с воинской верностью.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Слова «родитель» и «господин», «сыновняя почтительность» и «верность» различны, смысл их одинаков. Древние говорили: «Ищи преданного вассала среди почтительных».

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Невозможно представить, чтобы человек был непочтителен к своим родителям и в то же время был предан своему господину.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Неспособный исполнить сыновний долг перед родителями, давшими ему жизнь, едва ли будет преданно служить господину, с которым он не связан кровными узами, из одного лишь почтения.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Когда такой непочтительный сын поступает на службу к господину, он будет осуждать любые недостатки своего хозяина, а если он будет чем-то недоволен, то забудет о своей преданности и исчезнет в минуту опасности или предаст своего господина, сдавшись в плен врагу.

Правила самурая

Правила для чиновников и воинов

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Чиновники-самураи, они должны мыть руки и ноги вечером и утром и принимать горячую ванну, чтобы всегда быть чистыми.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай должен каждое утро приводить волосы в порядок и правильно брить лоб.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай должен всегда носить подобающую случаю церемониальную одежду, иметь при себе два меча и веер на поясе.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Принимая гостя, самурай должен относиться к нему с этикетом, приличествующим его рангу, и избегать пустых разговоров.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если самурай не исполняет свои прямые обязанности и где-то служит, он не должен бездельничать, но должен читать и совершенствоваться в письме, изучая древнюю историю и правила воинских домов; короче говоря, вести себя так, как положено самураю.

Правила для армии и битвы

Самураю необходимо самозабвенно изучать и практиковать фехтование, владение копьем, верховую езду, стрельбу из лука и мушкета и всё, что необходимо для военного дела, чтобы быть дисциплинированным и непоколебимым.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай – это чиновник на случай беды, и когда в государстве возникает смута, он должен отбросить в сторону обычные правила для самурая и служить командующим при своем господине, другие вассалы становятся командирами и солдатами.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Различные методы ведения войны в таком походе называются правилами для армии, и об этом следует помнить.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Затем следуют правила ведения битвы, методы управления армией, когда она вступает в сражение с врагом.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если все происходит согласно составленному плану – будет победа, если нет – поражение.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Наилучший самурай тот, кто искушен во всех типах правил. Поэтому самое важное здесь следующее: все самураи должны понимать и помнить, что невозможно занять высокий пост без глубокого изучения правил.

Боевой дух

Рис.4 Бусидо. Кодекс воина

Самурай никогда не должен пренебрегать боевым духом, в любое время и при любых обстоятельствах.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Наша страна отличается от других земель тем, что даже последние из людей – крестьяне, торговцы и ремесленники – хранят старые ржавые мечи, и в этом проявляется воинский дух великой Японской империи.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Эти три сословия не являются солдатами по призванию, но во всех военных семьях распространен обычай, что даже последние из слуг самураев ни на мгновение не расстаются с коротким мечом.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай должен всегда носить пояс. А самые преданные не расстаются с тупым или деревянным мечом, принимая горячую ванну.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если самурай так поступает даже в своем доме, насколько же больше это необходимо, когда отправляешься куда-нибудь, ведь на пути всегда может встретиться какой-нибудь пьяница или глупец, который внезапно начнет ссору. Старая пословица гласит: «Покидая свой дом, веди себя так, как будто видишь врага».

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если ты самурай и носишь на поясе меч, ты никогда не должен забывать о боевом духе. Тогда разум твой сосредоточен на смерти.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай, который не обладает боевым духом, подобен крестьянину или торговцу в обличье воина, даже если у него на поясе – меч.

Правильное и неправильное

Воин должен глубоко понимать эти два качества. Если он знает, как делать одно и избегать другого, он обрел бусидо.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Правильное и неправильное – это не что иное, как добро и зло, и хотя не отрицается, что различие между словами незначительно, поступать правильно и делать добро считается утомительным, а поступать неправильно и делать зло – легким и приятным, поэтому естественно, что многие склоняются к неправильному и злому и не любят правильное и доброе.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Но быть непостоянным и не различать правильное и неправильное противоречит разуму, поэтому тот, кто различает их и при этом поступает неправильно, является не самураем, а грубым и неотесанным существом. Причина тому – неумение управлять собой.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Если посмотреть глубже, мы увидим, что все беды идут от трусости. Поэтому самураю необходимо воздерживаться от неправильного и стремиться к правильному.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

В свершении правильного есть три степени. Например, человек отправляется в путешествие вместе с соседом, а у его спутника есть сто золотых монет, которые он, чтобы не нести с собой, оставляет в доме у этого человека до своего возвращения. При этом он никому ничего не говорит. Во время путешествия спутник вдруг умирает, так что не остается вообще никого, кто бы знал о деньгах. Иной, только из сочувствия или сострадания, и без всяких злых мыслей, сразу же сообщает об этом родственникам и возвращает им деньги. Поистине, этот человек поступает правильно.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Другой пример. Предположим, что сосед, отдавший деньги, был мало с кем знаком, а родственников у него вообще нет, так что о деньгах никто не знает и даже никто не будет и спрашивать. И если тот человек, у кого их оставили, не слишком чист душой, он может счесть их подарком судьбы и подумать, что не будет ничего плохого в том, чтобы никому не говорить о них и оставить их у себя. Но потом он вдруг устыдится своих грязных мыслей и вернет деньги. Это – правильный поступок из чувства стыда, порожденного разумом.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Наконец, может случиться так, что кто-либо из семьи или из слуг вдруг узнает о деньгах, и человек, утаивший их, приходит в ужас от того, что о нем могут подумать или сказать в будущем, и потому возвращает все. Таков правильный поступок из чувства стыда, связанного с другими людьми. Но здесь мы можем спросить, как бы он поступил, если бы никто не знал о деньгах. Поэтому едва ли мы можем назвать его тем, кто, даже не зная, что является правильным, делает это.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Кодекс правильного поведения гласит, что в первую очередь мы должны чувствовать стыд из-за презрительного отношения своей семьи, слуг и друзей, затем из-за презрения знакомых и других людей и потому избегать неправильного и поступать правильно. Тогда это станет привычным, и со временем мы приобретем склонность к предпочтению правильного и ненависти к неправильному.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Рожденный храбрым спокойно бросится в битву под стрелы и пули. Исполненный верности и долга, он сделает свое тело мишенью и будет спешить, являя своей исключительной доблестью прекрасный пример для очевидцев.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

У кого-то при виде опасности дрожат колени и сердце, но он идет вперед, ибо стыдится оказаться единственным среди своих товарищей, кто дрогнул в наступлении, он боится потерять лицо. Так он укрепляет свою решимость и спешит вслед за храбрецом.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Тот, кто значительно слабее рожденного храбрым, после нескольких битв привыкает и обретает опору, так что со временем его храбрость укрепляется, и он становится воином ничуть не худшим, чем рожденный храбрым.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

В свершении правильного и доблести нет иного начала, кроме чувства стыда. Ибо если человек говорит о неправильном, что это не имеет значения, и поступает неправильно; если, видя труса, он лишь смеется и тоже говорит, что это не имеет значения, – как же тогда возможно обучить такого?

Храбрость

Рис.5 Бусидо. Кодекс воина
Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

В бусидо есть три первостепенных качества: верность, правильное поведение и храбрость. Мы говорим о верном воине, справедливом воине и храбром воине, и только тот, кто наделен всеми тремя добродетелями, является наилучшим воином.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Верного и справедливого воина не так уж трудно отличить по его обычному, каждодневному поведению, но, казалось бы, едва ли в нынешние мирные и спокойные времена столь же легко отыскать храброго.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Храбрость проявляется не только тогда, когда человек надевает доспехи, берет в руки копье и алебарду и идет в бой. Увидеть, обладает он ею или нет, можно даже тогда, когда он сидит на циновке и живет повседневной жизнью. Ибо рожденный храбрым будет предан господину и почтителен к родителям; когда бы у него ни появилось время, он будет использовать его для учения и совершенствования в боевом искусстве.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Храбрый будет твердо остерегаться праздности и внимательно расходовать каждую монету. Считающий это отвратительной скупостью ошибается, ибо самурай тратит много только там, где это необходимо.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Самурай не делает ничего, что противоречило бы указаниям господина или презиралось бы родителями, вне зависимости от его собственных желаний.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Будучи преданным своему господину и родителям, самурай хранит себя в надежде совершить в один из дней выдающийся поступок, а потому он умеряет себя в еде, вине и увлечении женщинами, этом величайшем обмане для человека, чтобы сохранить свое тело здоровым и сильным.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Строгое самоограничение есть начало доблести.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Тот, кто не отважен, лишь внешне предан господину и почтителен к родителям, не имея никаких искренних побуждений таким оставаться.

Рис.3 Бусидо. Кодекс воина

Безразличный к указаниям господина и предпочтениям родителей, он склонен к бессмысленным блужданиям там, где их не должно быть; он делает то, чего не следует делать, и во всем ставит на первое место свои желания.

Продолжение книги