Моя авантюра. Очерк о поездке на Сахалин бесплатное чтение
© Вера Чередниченко, 2021
© Общенациональная ассоциация молодых музыкантов, поэтов и прозаиков, 2021
Предисловие
Закончились полтора месяца моей работы на острове Сахалин. Я уже в своём доме в Адлере. Возвращаюсь в привычный жизненный ритм. И понимаю: что-то изменилось. Что изменилось – ещё не могу полностью определить. Перечитываю свои заметки, редактирую, дополняю и… проживаю моё авантюрное путешествие заново!
Часть первая. Полёт
С подачи моей дочери, обнаружившей в интернете информацию о наборе врачей для проведения второго этапа диспансеризации населения острова Сахалин, я позвонила по указанным телефонам. Мой звонок оказался кстати. Мне предложили выслать копии документов, подтверждающих моё образование и все регалии. Мне шестьдесят шесть лет, я работающая пенсионерка, врач-офтальмолог с сорокатрёхлетним стажем по специальности, не обременена семьёй. Моя кандидатура прошла отбор, мне дали добро на сотрудничество и выслали проездные билеты. И вот я начинаю своё путешествие-работу… или работу-путешествие – пока не знаю, как правильнее.
12 октября 2019 года. Я лечу на Сахалин: Сочи – Москва, пересадка в Москве и Новосибирске, конечный пункт – Южно-Сахалинск. Лечу по добровольному желанию на полтора месяца. Этот край не изведан мною даже в литературном плане: не было оказии, кроме как география в школе и песня «А я бросаю камешки с крутого бережка далёкого пролива Лаперуза». Мне предстоит пересечь всю Россию, восемь часовых поясов. Лечу на край земли, откуда начинается день моей страны. Мне всегда хотелось посетить эти места. Но они настолько далеки от моего сегодняшнего места проживания, что для меня эта поездка – моя очередная авантюра. Дамы моего возраста чаще сидят дома с внуками, варят борщи, каши. А меня опять понесло…
И вот подо мной уже Чёрное море и тёплый сочинский берег, горы Кавказского хребта и причудливые картины из облаков. Заиндевевшее окно иллюминатора самолёта, высота – десять тысяч метров, облака из кучевых превращаются в перистые, а потом – в огромные ватные поляны, похожие на острова из льдин в северных морях.
Два часа двадцать минут полёта, и Москва встретила пасмурным небом, плюс одиннадцать градусов. Пересадка. Москва провожает меня дождём и ветром.
Я продолжаю свой полёт: Москва – Новосибирск. Высота – одиннадцать тысяч метров. Подо мною – белоснежные поля густых облаков. Передо мною в кармане переднего сидения – журнал «S7». Вверху на обложке надпись «Займись счастьем». Руководство к действию? Пророчество? Счастье – многоликое слово. В чём оно, счастье, моё счастье?! Счастье – когда тебя есть кому провожать и встречать. Счастье – когда тебе улыбаются родные лица. Счастье – когда я могу получать радость и делиться ею. Счастье – когда появляются мечты и я их реализую. Счастье – иметь друзей, слушать их критику и советы. Счастье – когда много-много-много хорошего, немного трудного, но преодолимого. Счастье – это жизнь.
Раздают обед в самолёте. Приятно. Проголодаться не успеваю. KitKat и чай с лимоном. Наслаждение! Занимаюсь счастьем.
Самолёт приступил к снижению. Пилот объявил, что в Новосибирске плюс шесть градусов и идёт снег. Видимо, пошутил! Солнце уже позади самолёта, розово-жёлтый закат, впереди – розово-голубой горизонт.
Новосибирск чуть-чуть поразил новыми лицами в аэропорту: круглые, плоские, с узкими глазами – буряты, якуты, казахи, туркмены, корейцы, китайцы, японцы. Я за сорок лет жизни в Сочи привыкла к армяно-грузинским лицам с большими, широко распахнутыми глазами. Моё первое маленькое открытие! При посадке второе открытие: много мужчин, половина – жлобисто-здоровенные лысяки, и вторая половина – худые, поджарые, с бородами и рюкзаками. Много пассажиров с маленькими детьми. Надо же, летают в такую даль семьями! В наши южные края летит всегда больше женщин – хорошо одетых, накрашенно-разукрашенных.
Новосибирский аэропорт принимает и отправляет международные рейсы, но не очень-то обустроен и ухожен. Таблетка «Аркоксиа», выпитая с утра, позволила мне без проблем преодолеть с ручной кладью ступеньки залов аэропорта.
Я в самолёте на Южно-Сахалинск. И я лечу туда, где всходит солнце и начинается новый день. Но ещё ночной перелёт. Посапывает, похрапывает салон самолёта…
Московское время: 23:40. В иллюминаторе – багряно-красная линия горизонта. Постепенно горизонт светлеет, становясь розоватым. Так начинается новый день на краю Земли!
Самолёт приступил к снижению. Женщины достали зеркала и пудреницы, мужики зевают и тупо протирают глаза.
В иллюминаторе – Татарский пролив.
Я в Южно-Сахалинске. Меня встречает представитель приглашающей стороны. Оказывается, этим рейсом прилетели и другие доктора формируемой команды – врачи из разных городов России. Нас везут в гостиницу. Заселение.
В 13:30 сбор группы, оформление документов, предварительное ознакомление с планом работы групп по районам. Короткий отдых.
В 15:00 встреча с заместителем председателя правительства Сахалинской области и министром здравоохранения Сахалина. Молодые, энергичные ребята, заинтересованные в процветании малой родины. Рассказали о своём островном регионе, об оказании медицинской помощи населению острова, о президентской программе по развитию здравоохранения в Сахалинской области, о поставленных задачах перед нашими мобильными медицинскими бригадами. Сформировано шесть бригад из специалистов разного профиля. Я врач-офтальмолог второй бригады. В бригаде также кардиолог, невролог, эндокринолог, онколог, уролог, лор-врач, врач-эндоскопист, врач УЗИ и функциональной диагностики. У каждой бригады свой маршрут.
Первый пункт назначения нашей бригады – город Северо-Курильск. Туда можно добраться только через Петропавловск-Камчатский, а потом – либо вертолётом, который летает по погоде, либо на двухпалубном морском корабле «Гипанис» (говорят, старая, ржавая развалюха!), который преодолевает 312 км морского пути от восемнадцати до двадцати двух часов (как повезёт!). На Сахалине, Курилах и Камчатке жизнь действительно зависит от погоды.
Нашей бригаде погода подарила замысловатый маршрут. В 22:30 вылет из Южно-Сахалинска во Владивосток, оттуда – в Петропавловск-Камчатский и дальше, в Северо-Курильск на остров Парамушир.
Красиво светится Южно-Сахалинск из иллюминатора самолёта. Маршрут – через Татарский пролив и Японское море. Опять перекус в самолёте: сэндвич с кетой, чай с лимоном…
Международный аэропорт Владивосток красив, но… запах в туалетах напоминает о стране. Ну почему за границей нет такого?!
Два часа в аэропорту Владивостока: бокал пива, познакомившаяся и уже сплотившаяся компания докторов-женщин, интересная беседа за столиком в кафе… И вновь полёт Владивосток – Петропавловск-Камчатский.
Это мой пятый самолёт за полтора суток. Опять взлёт, еда. Какой-то воздушный ресторан!
Два с половиной часа лёта. И вот наша бригада из девяти врачей и руководителя уже в Петропавловске-Камчатском. Всходит солнце, плюс три градуса, небо почти чистое. Уже с трапа самолёта видны вулканы. Корякский вулкан пригрел проплывающую мимо тучку, и она зацепилась за его вершину, создавая наикрасивейшую картинку.
Чуть дальше – вулкан Авачинский. Никто из нас не ожидал такой встречи с Камчаткой!
Мы загружаемся в поданный микроавтобус и едем к месту краткосрочного отдыха – в гостиничный комплекс «Лагуна», что в четырнадцати километрах от города. Открываются пейзажи гор и сопок, вулкан Вилючинский. Вдоль дороги – танцующие берёзы: их изогнули постоянно дующие здесь ветры. Гостиничный комплекс, куда нас привезли, расположился на берегу живописного озера. Здесь же – бассейны с горячими источниками. Завтрак в кафе и долгожданный отдых. Смена часовых поясов, многочисленные перелёты утомили всех.
Вылет в Северо-Курильск предполагается на завтра, на вертолёте. А пока – спать, спать, спать…
Но в 13:00 срочный сбор: вертолёт заказан на сейчас, погода может поменяться. Быстрые сборы, и вот мы уже на вертодроме.
Отдельный комплекс с посадочными площадками и десятком стоящих вертолётов. В зале ожидания вертодрома на одной из стен – географическое изображение Сахалина и Курильских островов. Глаз уже везде начинает выхватывать эту картинку, а мозг – запоминать! В дальнем углу зала, как в музее, скелет морской коровы, или стеллеровой коровы, она же капустница, с подробным описанием этого уникального истреблённого человеком млекопитающего из отряда сирен. Описание – на русском и японском языках. Морские коровы обитали в прибрежной зоне Командорских островов, но некоторые скелеты находили и у берегов Камчатки и Северных Курил. Похоже, эта морская корова была из местных!
Время посадки. Досмотр, как в аэропортах. Загружаемся в небольшой вертолёт компании «Витязь-Аэро», на чёрном борту которого нарисована красивая морда волка. Помимо нашей бригады, летят ещё человек четырнадцать гражданских. На вертолёте я летала один или два раза в жизни в давние, давние времена. Но, как и тогда, пассажиры – на боковых скамейках. Багаж – в середине салона. Хвостовая часть вертолёта даже не герметична: видны щели в корпусе. После прогрева двигателя вертикально поднимаемся в небо. Вертолёт трясёт так, что челюсти сомкнуть не удаётся: зубы начинают стучать. Так и летим – с открытыми ртами. Летим в сторону самой южной точки Камчатки – мыса Лопатка. В иллюминаторе виднеется изрезанная невысокими горами суша. Осень уже буйствует здесь. Живописные разноцветные картины открываются взору. Зеленоватые квадраты суши с обрывистыми коричневыми берегами, между ними – голубые, синие, изумрудные участки водной глади, над ними – нежно-голубое небо с большими белыми облаками. Дальше – огромные площади песочного цвета с отдельными вставками коричневого и ярко-зелёного. Впечатление, как от пустыни с оазисами! Впереди – бесконечная водяная гладь, к ней тянутся голубые ручейки. Так это же Тихий океан и впадающие в него речушки!