Семья в приоритете. Как создать крепкую и счастливую семью бесплатное чтение

Редактор Татьяна Разинькова
Редактор Полина Кудиевская
Редактор Екатерина Долгова
Корректор Ольга Рыбина
Иллюстратор Наталья Зуева
Дизайнер обложки Клавдия Шильденко
© Виктория Боярина, 2022
© Наталья Зуева, иллюстрации, 2022
© Клавдия Шильденко, дизайн обложки, 2022
ISBN 978-5-0056-0372-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Посвящение
Любимому мужу Олегу
Когда-то ты сказал мне: «Я хочу прожить с тобой всю жизнь». Я в ответ выразила желание видеть тебя рядом самым счастливым человеком на Земле.
Ощущение счастья людям дарят близкие семейные отношения. И мы с тобой работаем над созданием такой семьи – большой, крепкой и счастливой. Наш опыт, все свои знания и наработки я изложила в книге благодаря твоей поддержке.
Нашим детям —
Софии, Анне, Александру, Дмитрию, Олегу, Виктору и Игорю
Эти книги написаны для вас, чтобы вы могли при желании ими воспользоваться.
Бабушкам и дедушкам наших детей,
моим родителям, Виктору Ивановичу и Любови Владимировне,
вы показали мне пример близких супружеских отношений, которые сохранили по сегодняшний день,
родителям мужа, Петру Ильичу и Жанне Иосифовне,
с благодарностью за прекрасного сына – моего мужа.
Эксперты книги
Шалва Амонашвили, доктор психологических наук, руководитель Центра гуманной педагогики, ректор Академии педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили, академик Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины, почетный доктор Софийского университета имени Климента Охридского, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь Гуманной Педагогики», «Рыцарь детства»
Оксана Королович, доктор философии в области психологии, перинатальный психолог, системно-семейный психолог, травматерапевт, консультант-фасилитатор системных процессов, тренер, супервизор, основатель и руководитель «Территории развития и образования от Оксаны Королович»
Николай Козлов, доктор психологических наук, профессор, основатель тренинг-центра «Синтон», ректор Университета практической психологии
Ольга Шевчук, конфликт-коуч, сертифицированный коуч МЭУК, бизнес- и семейный медиатор, тренер-медиатор, член Национальной ассоциации медиаторов Украины, автор и ведущая программ по управлению конфликтом и коммуникации, партнер Commercial Mediation Group и руководитель ОО «Центр медіації «Простір Порозуміння», адвокат
Инна Кирилюк, кандидат психологических наук, юнгианский аналитик и супервизор International Association for Analytical Psychology, член Восточного и Центральноевропейского сообщества юнгианских аналитиков (ECECJA), президент Украинской юнгианской ассоциации, детский и подростковый психолог, основатель и руководитель Центра аналитической психологии «Пространство»
Татьяна Славина, сексолог, психотерапевт, семейный психотерапевт, гештальт-терапевт, тренер НЛП, автор и ведущая общеобразовательных программ по сексологии и психологии
Мария Матюшик, врач-терапевт Института клеточной терапии, руководитель Tila clinic, специалист в области биотехнологий и превентивной медицины
Алексей Бабаянц, гуманный педагог, психолог-консультант в сфере семейных отношений, личностного развития, соучредитель и ведущий онлайн-программы для детей и взрослых «Семейный форум»
Наталья Тарченко, соосновательница группы образовательных компаний DEC, куда входят компания по образованию за рубежом DEC education, сеть школ английского языка DEC school, инновационный лагерь для детей DEC camp и школа нового формата DEC life school
Нина Веркойен, психолог, учитель осознанности, мастер йоги и медитации, энергетический коуч, автор книг
Сэм Аганов, доктор наук в области клинической психологии, личностный, бизнес- и семейный коуч, медиаконсультант и общественный спикер, специализирующийся в области финансов, бизнес-коммуникаций, академических вопросов и вопросов взаимоотношений, магистр MBA
Виктория Лямец, владелица и руководитель международного центра развития индивидуального потенциала ребенка Future Education Center 3/7 в Киеве, эннеакоуч, эксперт по гармонизации семейных взаимоотношений, развитию индивидуального потенциала, нестандартного мышления и эмоционального интеллекта ребенка
Анастасия Дьякова, советник по вопросам защищенности человека в интернете при вице-премьер-министре – министре цифровой трансформации Украины, координатор программ по защите детей от насилия в офисе Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка, основатель образовательного проекта #stop_sexтинг
Светлана Залужная, гуманный педагог, соавтор школы нового формата DEC life school, ментор по развитию лидеров и команд в образовательной компании DEC, амбассадор эмпатии в Украине
Елена Борисова, ресторатор с 18-летним стажем, управляющая сети гастрономических заведений Дмитрия Борисова Gastrofamily, счастливая жена и мама пятерых детей
Анна Гаро, семейный адвокат, семейный медиатор, кандидат юридических наук, глава комитета по семейному праву НААУ, лектор Высшей школы адвокатуры НААУ
Отец Николай (Могильный), протоиерей, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Коцюбинское Киево-Святошинского района, миссионер, популярный ведущий открытых лекций «Молодежка» в Свято-Троицком Ионинском монастыре
Виктория Могильная, журналист, общественный деятель, лектор социального проекта «Между нами», публицист, автор книги «Батюшка не танцует»
Голтис (Владимир Вукста), эксперт и консультант по здоровому образу жизни, автор уникальной оздоровительной методики «Исцеляющий Импульс», мастер и тренер по выживанию в экстремальных ситуациях
Наталья Белаиш, нутрициолог, коуч по здоровому питанию и здоровому образу жизни, выпускница института интегративного питания Institute for Integrative Nutrition (Нью-Йорк), ведущая курса по здоровому питанию в кулинарной школе Novikov School (Москва), владелица ресторана Organic Market & Food (Марбелья), автор книги рецептов «Organic каждый день. Здоровые рецепты. Вкусные блюда»
Николай Хоменко, историк, специалист по составлению родословных, руководитель генеалогических исследований
Дарья Касьянова, программный директор международной благотворительной организации «СОС Дитячі містечка Україна», глава правления Украинской сети за права ребенка, эксперт в сфере защиты прав ребенка
Маргарита Сичкарь, основательница «Школы счастливой жизни Маргариты Сичкарь» и Благотворительного фонда анималотерапии, ведущая вебинаров и мастер-классов, автор книги-инструкции «#5 секретов счастливой жизни»
Часть 1. Отношения в паре
Введение, или Книга, которой у меня не было
Узнав в очередной раз, что кто-то из друзей и знакомых подал на развод, задумываюсь: почему эти двое расстаются? Ведь я помню их влюбленными, полными надежд на благополучную и долгую совместную жизнь. Разрыв отношений сопровождается крахом ожиданий и эмоциональным потрясением. Можно ли его предотвратить? Как и отчего любовь сменяется равнодушием, а иногда и ненавистью? Чего не хватило супругам для создания крепкой семьи?..
После развода в первом браке я старалась понять, почему не сложились семейные отношения. И осознала, что подошла к совместной жизни неподготовленной: не представляла, что значит быть женой, по каким законам выстраивается супружество… У меня не было достаточного запаса знаний, потому что в нашей системе образования нет дисциплины, дающей сведения и инструменты для создания крепкой семьи. Несмотря на переживания, связанные с разводом, я хотела стать счастливой женой и мамой, поэтому начала изучать правила построения отношений между мужчиной и женщиной и воспитания детей. В течение нескольких лет я черпала информацию из множества книг и живого общения с экспертами.
Применить приобретенные знания на практике смогла, когда мы с мужем создали семью – со своей миссией, ценностями и принципами. Мы и сегодня продолжаем формировать ее культуру, претворять в жизнь общие мечты, укреплять взаимоотношения. На двоих у нас семеро детей. Семья – наша главная ценность, источник безусловной любви, поддержки, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.
Со временем мне захотелось поделиться личным опытом с широкой аудиторией. Я решила написать книгу, которой у меня не было, когда я в ней нуждалась. К этой ответственной работе, которая продолжалась в течение полутора лет, я привлекла более 20 экспертов в различных сферах семейной жизни, провела свыше 50 интервью, подготовила около 20 публикаций в СМИ, использовала по меньшей мере 300 литературных источников, которые содержат современные научные исследования по данной теме. Так появилась книга «Семья в приоритете». С первых страниц она настраивает читателя на вдумчивое чтение, на дальнейшую работу над собой и улучшением своих семейных отношений.
На литературный труд меня, во-первых, подвигли материнские чувства. Я писала книгу с любовью и мыслями о наших детях, желая, чтобы у них было достаточно знаний, когда они захотят создать собственные семьи.
Во-вторых, таким образом я следую своей миссии – «Счастливое общество через счастливую семью». Меня не оставляет равнодушной тот факт, что институт брака переживает кризис: за последние сорок лет в мире количество разводов увеличилось вдвое, в обществе не культивируются традиционные семейные ценности… Надеюсь, моя книга найдет отклик в ваших сердцах, а предложенные инструменты помогут вам строить близкие, наполненные любовью семейные отношения.
Книга «Семья в приоритете» – для вас, если вы:
– встречаетесь, помолвлены, мечтаете создать счастливую семью;
– имеете семью и хотите ее усовершенствовать;
– находитесь на грани развода, переживаете из-за семейных проблем и хотите наладить отношения в паре;
– развелись, но надеетесь создать новый союз и сделать его гармоничным.
Она адресована всем, кто настроен вместе с любимым человеком старательно трудиться над созданием и сохранением брака, кто заинтересован в собственном личностном развитии и духовном обогащении своих взаимоотношений.
Предлагаю вам взглянуть на семью как на организацию, которая нуждается в руководстве, распределении обязанностей, постановке задач и т. д. Именно супруги – как основатели – закладывают фундамент и становятся во главе семейной династии из нескольких поколений. Для этого им предстоит пройти несколько важных этапов.
На первом они познают себя и друг друга; учатся общаться, договариваться и выходить из семейных конфликтов, преодолевать семейные кризисы не только без потерь, но и с приобретениями. Для достижения наилучших результатов семье предстоит научиться грамотно распоряжаться своим человеческим, интеллектуальным и финансовым капиталом. На втором этапе родители рожают и в дальнейшем ответственно и осознанно воспитывают детей, всесторонне развивают и готовят их к самостоятельной жизни как личностей с уникальным набором талантов и способностей.
На третьем – супруги проводят аудит отношений и выходят на зрелое партнерство, чтобы впоследствии изучить историю своей семьи, осознанно определить семейные стратегические ориентиры: принципы и ценности, на основе которых сформулировать семейную миссию, распределить роли и обязанности. На четвертом этапе муж и жена фиксируют договоренности и подписывают важные документы. При благоприятном сценарии совместной жизни это семейный договор, в случае развода – брачный договор, на случай смерти – завещание. Затем составляют планы реализации общих замыслов и стратегию развития семьи на десятилетия. В последующем вместе со старшим и младшим поколениями супруги создают свою «семейную команду» и по сходным с корпоративной культурой принципам развивают семейную культуру, учреждая общие для всех членов семьи проекты и следуя семейным традициям.
Это похоже на правила бизнеса, – скажете вы. И будете правы! Разница лишь в подходах. Владельцы бизнеса имеют стратегию, а супруги зачастую заключают браки спонтанно, без понимания того, какие задачи они как муж и жена будут решать и в каком направлении двигаться. Это приводит к неосознанной, стихийной семейной жизни. В ссорах и противостояниях партнеры теряют энергию, которую могли бы направить на созидание и взаимную любовь. И все это из-за отсутствия знаний о стратегии развития семьи. Чтобы ее создать, для начала необходимо выяснить, нужна ли вам семья, какое место она занимает в вашей жизни, является ли для вас приоритетом.
Любой союз уникален, но проблемы в отношениях общие для всех. Справиться с ними по силам каждому. Для этого нужно знать, как это сделать, и быть готовыми принимать новые жизненные вызовы как задания, которые требуют выполнения. Этому и посвящена моя книга.
Семья – многогранный творческий проект, над которым следует целенаправленно работать. Она сама собой не появится и не дается крепкой и благополучной раз и навсегда. Улучшения происходят только благодаря осознанным усилиям и переменам в отношениях, которые вы сами инициируете. Становитесь экспертами по семейным отношениям, архитекторами и дизайнерами своего благополучия. Обучаясь использовать опыт бизнес-управления в семейной жизни, вы приобретаете огромные возможности для построения счастливой семьи.
Будьте готовы осознанно, с открытым сердцем, трудиться над созданием семьи, уделять ее развитию время и внимание. Делайте это с таким же усердием, как если бы вы стояли у руля самого главного проекта своей жизни, который ведете к успеху.
1. История семьи: от прошлого к будущему
1.1. Что такое семья?
Задумывались ли вы когда-нибудь, что делает людей счастливыми, независимо от того, где они живут, к какой религии и этносу принадлежат, сколько зарабатывают? Что приносит ощущение полноты жизни?
Ученые Гарварда на базе университетской Медицинской школы провели масштабное исследование, которое началось в 1938 году, продолжалось почти 80 лет и охватило более 700 человек. Обработав десятки тысяч анкет опрашиваемых, исследователи выяснили три основных секрета счастья:
– теплые отношения с людьми;
– качество близких отношений;
– стабильный и гармоничный брак.
То есть людей делают счастливее и здоровее хорошие отношения – с семьей, друзьями, сообществом [1].
Социология трактует семью как малую социальную группу. Это интимная среда существования, в которой люди связаны кровным (или близким к кровному) родством. Некоторые толковые словари, определяя термин «семья», включают в ее состав всех родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных. Это приводит нас к пониманию семьи как группы, между несколькими поколениями которой существуют родственные связи. Всех ее представителей соединяют незримые узы, которые дают каждому из них ощутить свою принадлежность к энергетической семейной системе, собственным корням, большому семейному роду, свою причастность к прошлому и будущему, вселяют в него чувство собственной значимости и ценности как части уникальной семейной истории.
Семья – это еще и социальный институт, то есть структурная единица, «кирпичик», из которого строится общество, и прочность его зависит от прочности каждой отдельно взятой семьи. Семья – это первооснова и мини-модель социума для нового человека – ребенка, место, где он учится строить отношения с людьми.
Институт семьи – принятая обществом форма постоянной совместной жизни мужчины и женщины, связанной с продолжением рода. Институт семьи включает в себя правила образования семьи, нормы взаимоотношений, распределение ролевых обязанностей и прав, систему символов, в которых общество фиксирует свои представления, связанные с семейной сферой жизни [2].
Семья как институт начала формироваться еще в эпоху диких племен и в ту пору была единственной возможностью выжить, сохранив единство. Как сообщество людей она эволюционировала от низшей формы к высшей, от времен зарождения жизни к цивилизации, от групповой семьи в эпоху первобытнообщинного строя к индивидуальной, которая существует и в наши дни. Семья видоизменялась на каждой ступени развития общества.
Книга в помощь: Юваль Ной Харари «Sapiens. Краткая история человечества»
Какие семьи создавали доисторические люди? Для людей, одетых в шкуры и вооруженных дубинками, естественными были беспорядочные половые связи. Постепенно отношения между мужчинами и женщинами все более регулировались. С появлением родов возник групповой брак, а затем мощной социальной нормой, которая послужила укреплению семьи, стал запрет на кровосмешение.
В 1865 году шотландский этнолог Джон Мак-Леннан опубликовал исследование «Первобытный брак», в котором ввел применительно к первым видам семейных отношений понятия «эндогамия» и «экзогамия». В эндогамной семье существовали свободные половые связи внутри рода. Но первобытные люди, прогрессируя в развитии, заметили, что союзы между близкими родственниками приносили потомство со слабым здоровьем. Браки внутри одного рода попали под запрет. Так возникли экзогамные семьи – мужчины и женщины образовывали пары между родами, а не внутри одного рода.
Пример эндогамии – браки Габсбургов, одной из могущественных монарших династий Европы. Они правили в период Средневековья и Нового времени. Несколько поколений представителей этого правящего дома создавали союзы с близкими родственниками, что привело к вырождению династии. В семьях Габсбургов на свет появлялись дети с генетическими отклонениями и болезнями, например, гемофилией (несвертываемостью крови). Это наследственное заболевание называют «болезнью королей».
В Японии процветала древнейшая в мире династия Сумэраги. Постоянное «вливание свежей крови», то есть заключение браков с представителями других семейств, обеспечивало наследников японского престола хорошим здоровьем. Династия существовала более 2500 лет.
Самый молодой вид брака – моногамный. Он возник благодаря частной собственности, то есть такой вид семьи начал формироваться, когда у главы семьи, мужчины-отца, возникла необходимость передавать накопленные блага по наследству и таким образом удерживать в роду собственность (прежде всего, земельные владения). Тогда же закрепилось неравенство между мужчинами и женщинами. Ведущая роль и власть в семье принадлежали мужу-господину, от жены же требовалось вести хозяйство, продолжать род и соблюдать супружескую верность. Принимать участие в общественной жизни, иметь собственность женщина права не имела.
Всю историю человечества огромное влияние на институт семьи оказывала религия. Французский историк Фюстель де Куланж в книге «Древний город» пишет: «В эпоху зарождения жизни на Земле именно религия заложила основы древней семьи, то есть семья была скорее религиозным, а не родственным сообществом. Также она являлась первичным социальным носителем религии». Тысячелетиями жизнь семейной пары зависела от религиозных традиций, верований и практик определенного племени, общины или селения. Обряд бракосочетания проводили жрецы, представители культа или священнослужители, брак считался священным таинством, союз супругов был нерушимым до конца их жизней. Религия диктовала социополовые роли, правила воспитания детей, образ жизни семьи и т. д., и это вмешательство имело как позитивные, так и негативные последствия. Так, в средневековой Европе жена должна была быть верной, смиренной, покорной мужу и послушной во всем. Во времена святой инквизиции бытовало мнение, что женщина – более порочное, «грязное» создание, чем мужчина. Разводы допускались церковной и светской властью крайне редко, только среди правителей и представителей знати. С одной стороны, это приводило к крепким семейным отношениям, с другой – к ущемлению прав женщин. «…Разводиться – дело противное как природе, так и закону: природе, поскольку рассекается одна и та же плоть; закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять», – говорил святитель Иоанн Златоуст в беседах о семье и супружеских отношениях.
Христианство освящает единобрачие, ислам поддерживает полигамию. Наряду с моногамией, традиционной для европейских стран, в наши дни существует и полигамия, то есть многоженство и многомужество. Его корни следует искать в родоплеменной эпохе, где абсолютно нормальным считалось, что сильный воин, ловкий охотник имеет несколько жен, которых может содержать. Полигамные семейные отношения строятся по патриархальному принципу и распространены, в основном, в мусульманском мире. Вопросы семьи и брака, а также статуса женщины там регламентирует Коран.
Многоженство, или полигиния, – форма брака, при котором мужчина имеет нескольких жен. Сегодня на планете существует даже так называемый «пояс многоженства», который простирается от Сенегала на западе до Танзании на востоке. От 35% до 50% женщин этих регионов состоят в браке с многоженцем.
Один из самых известных многоженцев в истории – библейский царь Соломон. Он имел 700 жен и 300 наложниц! Для сравнения, у пророка Мухаммеда, основателя ислама, было всего 15 жен.
В современном мире, даже если многоженство и разрешено законом, не каждому мужчине оно по карману. А вот правители государств могут себе позволить содержать большую семью: экс-президент ЮАР Джейкоб Зума – супруг восьми жен, четвертый король Бутана Джигме Сингье Вангчук женат на четырех сестрах, а восьмой король Эсватини Его Величество Мсвати ІІІ – муж тринадцати женщин.
При полиандрии (многомужестве) одна женщина состоит в брачном союзе с несколькими мужчинами. Такие семьи встречаются на сравнительно небольших территориях – у народов, проживающих в Гималаях, Непале, отдельных районах Китая и Северной Индии.
Все названные формы брака возникали в связи с потребностью выживания, социальной и экономической целесообразностью:
– в результате потерь мужского населения в войнах и высокой смертности от эпидемий и природных катастроф;
– в связи с нехваткой природных ресурсов;
– как необходимость ограничивать рождаемость;
– с повышением роли государства в формировании института семьи.
Исторически так сложилось, что брак, семья были инструментом в руках привилегированных классов для контроля над народом. Семейные люди реже покидали страну, по месту жительства отбывали военную службу, зарабатывали и платили налоги в государственную казну или дань завоевателям. Семья «привязывала» человека к месту обитания и делала уязвимым перед властью.
Но брак выполнял и общественно важные функции, в первую очередь – защищал собственность. Браки заключались из прагматических соображений, по договоренности между родственниками. Как пишет Джеймс Холлис в книге «Грезы об Эдеме», «общее социально-историческое назначение брака заключалось в том, чтобы привнести стабильность в общество, а вовсе не осчастливить отдельных людей».
Война Алой и Белой розы (XV век, Англия) закончилась благодаря объединению двух враждующих династий, Ланкастеров и Йорков, в единую – Тюдоров. Король Генрих VII женился на наследнице Йорков Елизавете, положив конец распрям, которые длились тридцать лет.
На протяжении столетий родители имели право «продавать» дочерей женихам, заключая выгодную социальную, политическую и экономическую сделку.
Ярчайший пример – «тесть Европы» Ярослав Мудрый. Князь Киевской Руси установил родственные связи почти со всеми европейскими правителями, обеспечив брачные союзы для десяти своих детей (из династии Рюриковичей).
Между правящими династиями Европы столетиями создавались и крепли родственные связи. Поэтому многие европейские правители состоят в отдаленном родстве. Например, дети британской королевы Елизаветы Второй имеют принадлежность не только к династии Виндзоров (Великобритания), но и к Ольденбургской династии (Норвегия и Дания).
Иногда гармоничные отношения между мужем и женой — известными личностями с высоким социальным статусом – становились для них мощным личностным ресурсом. Это позволяло супругам выполнять важнейшие жизненные задачи, исторически значимые для целых народов и государств. Такие браки принято называть сакральными (от латинского sacralis—священный).
Примером может служить семейный союз падишаха Империи Моголов Акбара Великого и принцессы раджпутов Хиры Кунвари, известной также как Джодха. Акбар вошел в историю Индии как мудрый правитель. Он упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий, призывал индусов к единству и ввел в ислам обычаи из других религий, разрешил народу строить индуистские храмы, церкви и синагоги. Супруга императора при дворе была очень влиятельной женщиной и носила имя Мариам уз-Замани, что означало «правительница века». Она принимала участие во всех начинаниях Акбара и, кроме него, была единственной, кто имел право издавать собственные указы.
При Акбаре Великом и Джодхе культура и искусство Индии достигли своего расцвета. Это время называют золотым веком Империи Моголов, или веком Акбара.
Привычная нам форма семьи называется нуклеарной1, или двухпоколенной. Она состоит из одного «ядра» – родителей и их детей, не состоящих в браке. Эта форма семьи возникла в индустриальном обществе. Патриархальная семья (где глава отец и родственники нескольких поколений ведут одно хозяйство) постепенно трансформировалась в детоцентрированную семью (посвященную рождению и воспитанию детей), а в последние десятилетия – в постсовременную (или супружескую) семью, цели которой шире продолжения рода [3].
В индустриальных странах прошлого столетия женщины получили равные с мужчинами права не только в обществе, на производстве, но и в быту: представители обоих полов стали равными партнерами в семейных отношениях. Для создания союза супругам уже не требовалось одобрения родственников. «Брак предполагал дружеское общение, секс, теплоту и поддержку, – пишет в книге „Третья волна“ футуролог и социолог, один из авторов концепции постиндустриального общества Элвин Тоффлер. – Вскоре это изменение функций семьи отразилось в новых критериях при выборе супруга. Они были сведены к одному слову: ЛЮБОВЬ».
Книга в помощь: Элвин Тоффлер «Третья волна»
Благодаря личной свободе, новым взглядам на взаимоотношения, в ХХ веке получили распространение новые формы брака:
– официально незарегистрированный брак;
– дистанционный брак (супруги могут проживать даже в разных странах);
– открытая семья, в которой партнеры могут вступать в сексуальные связи с другими семейными парами и вместе воспитывать детей;
– прерывающаяся семья – супруги могут не видеться друг с другом или с ребенком очень длительное время;
– однополый брак – в брачных отношениях состоят лица одного пола;
– временная семья – существует на протяжении установленного контрактом срока, по его истечении брак продлевается либо расторгается.
В связи с этим может создаться впечатление, что в нашем динамичном мире проверенная временем традиционная (классическая) семья теряет актуальность. Однако альтернативные формы – лишь вариации традиционных типов брака. Общество хоть и допускает эти формы в определенной социальной среде, но официального признания они не получили. Наиболее популярным типом остается традиционная семья – супружеская пара с детьми или без.
1.2. Зачем современному человеку семья?
В разные времена и у разных народов семья и брак зависели от условий жизни и культурных установок. В них вкладывали множество смыслов и функций, а заключение брака основывалось не на чувствах. У современных людей уже нет жесткой необходимости вступать в семейные отношения и поддерживать их длительное время. От брака больше не зависит выживание, нет социального давления на неженатых и незамужних людей, часто встречаются бездетные пары. Однако семьи по-прежнему создаются, браки заключаются, люди стремятся совместно с партнерами проживать, воспитывать детей и вести общее хозяйство. Почему влюбленные ХХІ века хотят быть вместе? Для чего нужна семья современному человеку?
Homo sapiens – от природы существо социальное. Человек – неотъемлемая часть общественного организма и не может жить вне сообществ, как малых, так и крупных.
Антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар в 1990-х годах провел на приматах исследование, результаты которого опубликовал в монографии «How Many Friends Does One Person Need? Dunbar’s Number and Other Evolutionary Quirks». Он изучал неокортекс и выявил прямую зависимость между социальной активностью и размерами коры мозга. То есть чем «общительнее» вид обезьян, чем шире их круг социальных связей, тем больше неокортекс2, а значит, тем эволюционно ближе к человеку этот вид приматов.
Данбар задался вопросом, сколько социальных связей имели первобытные люди. Анализ средних размеров поселений древних племен показал, что их численность не превышала 150 человек. Так появилось понятие «число Данбара» – оптимальное количество социальных связей, которые человек способен поддерживать. Узкий круг общения, в котором нуждается человек, чтобы не испытывать психологических проблем, составляет 12 человек. Это среднее число членов семьи: пара, их родители, дети, сестры и братья.
Сегодня люди, как и тысячи лет назад, нуждаются в обществе и социальных связях. Но для чего мы объединяемся с себе подобными и как выбираем круг общения?
Согласно теории американского психолога Абрахама Маслоу, одна из основных человеческих потребностей – потребность в любви и принадлежности (семье, дружбе и близком окружении). Она третья по счету после физиологических нужд (в пище, питье, сне, кислороде и т.д.) и потребности в безопасности. Поэтому мы склонны создавать отношения с теми, с кем нам комфортно, безопасно и тепло. Постоянно взаимодействуя с людьми (и удовлетворяя базовые потребности), человек становится личностью. И первой колыбелью для него является семья: она прекрасно подходит для удовлетворения всех потребностей в комплексе.
Ученые выделяют такие функции семьи:
репродуктивная: рождение детей;
воспитательная: воспитание детей, реализация родительских чувств;
хозяйственно-бытовая: организация домашнего хозяйства, удовлетворение бытовых потребностей членов семьи;
рекреационная: восстановление физических сил;
эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите;
духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение; социальная: социализация и социальный контроль;
сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей [4].
В идеале семья – это любимые и родные люди, готовые поддерживать, давать кров, пропитание и возможности для личностного развития, любящие и принимающие нас такими, какие мы есть. В семье сохраняется связь между поколениями, формируется личность с ее установками и ценностями, закладывается фундамент для успеха человека в будущем. От родителей, бабушек и дедушек, дядей и теть, старших братьев и сестер дети перенимают знания, умения и навыки, становятся частичками социума. Поэтому семья является общественной ценностью.
1.3. Семья в XXI веке. Кризисы и прогнозы
Семья и государство неотделимы друг от друга. Семье принадлежит исключительная роль в развитии государства.
Это базовая структурная единица общества, то, что объединяет людей, скрепляя династии, религии, культуры. Для благополучия всего общества и уверенности в будущем государство должно оказывать семье законодательную и социальную поддержку.
Однако в XXI веке институт семьи во всем мире переживает кризис: с увеличением количества разводов все больше детей воспитываются одним родителем, а распад семьи негативно влияет на удовлетворенность жизнью и состояние здоровья обоих супругов.
По статистике, в мире за последние 40 лет люди стали разводиться в два раза чаще (данные ученых университета Калифорнии за 2018 год).
По данным Евростата, которые основываются на информации из 26 стран, за период с 1965 по 2017 годы:
– уровень браков в ЕС снизился с 7,8 на 1000 человек в 1965-м до 4,4 в 2017-м;
– уровень разводов увеличился с 0,8 на 1 000 человек в 1965 году до 2 в 2017 году.
За последние полвека количество разводов выросло на 150%, а заключаемых браков – сократилось почти на 50%.
В 2018 году самые низкие показатели разводов были зарегистрированы на Мальте (0,7 развода на 1000 человек),
самые высокие – в Латвии и Литве (в обеих странах – 3,1 развода на 1000 человек),
за ними следуют Дания (2,6) и Швеция (2,5).
Самые высокие общие показатели брака – на Кипре (7,8 свадеб на 1000 человек) и в Румынии (7,4),
самые низкие – в Люксембурге (3,1), Италии (3,2) и Португалии (3,4) [5].
Наиболее распространенные причины разводов во всем мире:
– напряженность морально-психологических, эмоциональных отношений, материальные и жилищные проблемы,
– злоупотребление спиртными напитками,
– супружеская измена,
– нежелание одного супруга иметь детей,
– плохие взаимоотношения с родителями супругов,
– алкоголизм и наркозависимость,
– компьютерная зависимость и отсутствие по этой причине внимания к партнеру,
– финансовые затруднения, физическое и психическое насилие в семье,
– потеря интереса супругов друг к другу.
Потребительство – враг семейных отношений. Современные люди живут в потребительском обществе: они ориентированы, в основном, на получение материальных благ и достижение комфорта. Это негативно отразилось и на семейных взаимоотношениях. Многие не могут создать семью именно потому, что рассчитывают что-то получить от партнера и брака, не желая отдавать взамен, не готовы вкладываться в развитие отношений, это и обрекает семью на распад.
Технологическая революция, информационная перегруженность, зависимость от интернета, компьютерных игр и соцсетей также оказали пагубное влияние на институт семьи.
Книга в помощь: Юваль Ной Харари «HomoDeus. Краткая история будущего»
Прогнозы футурологов не внушают оптимизма. Современные «пророки» предрекают человечеству грандиозные изменения в сфере отношений. Например, упомянутый выше Элвин Тоффлер предположил, что в будущем можно будет контролировать пол и генетические особенности ребенка, таким образом планируя семью. Озвученные в 1980 году гипотезы Тоффлера о том, что женщины будут рожать детей в более позднем возрасте, что появятся групповые браки и однополые семьи, уже подтвердились.
Американский изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл дает человечеству менее 20 лет на создание виртуальной реальности, которая, по ощущениям, будет на 100% идентична физической. С ее помощью, считает Курцвейл, люди смогут создавать идеальных виртуальных возлюбленных.
По прогнозам футурологов, бессрочные браки «пока смерть не разлучит» уйдут в прошлое, семейные узы будут заключаться только на период воспитания детей. Вместо одной преобладающей модели семьи в мире будет много вариантов семейного партнерства [6].
Пусть нашим выбором станет семейное счастье! Мы живем в сложное, но вместе с тем прекрасное время – свободы мыслей, поступков, действий и неограниченных возможностей в любой сфере деятельности и личной жизни. Мы самодостаточны, защищаем личные границы и можем руководствоваться исключительно собственным мнением в принятии таких важных решений, как создание семьи, вольны выбирать спутника жизни под влиянием чувств и взаимной симпатии… С одной стороны, человек может вообще не заключать брак, и его никто за это не осудит, с другой – он теряет возможность максимально раскрыть свой потенциал в таком многогранном проекте, как семья, реализоваться в нем как личность одновременно на всех уровнях – физическом, интеллектуальном, социальном и духовном.
Я убеждена: единственно успешной естественной, созидающей формой семейных отношений в ХХІ веке является союз между мужчиной и женщиной, основанный на зрелом партнерстве. Такую семью создают во имя взаимной любви и ради достижения общих целей. Супруги в ней обладают равными правами и возможностями для личностного роста и самореализации, живут осмысленной жизнью, осознанно рожают и воспитывают детей. Вместе они развивают семейную культуру, в уважении к предкам передают потомкам знания и духовный опыт и обеспечивают преемственность поколений.
Резюме главы
1. Семья – многоаспектный, многогранный социальный феномен, который является одновременно социальным институтом, социальной организацией и малой социальной группой.
2. Как сообщество людей семья эволюционировала от низшей формы к высшей, от времен зарождения жизни к цивилизации, от групповой семьи в эпоху первобытнообщинного строя к индивидуальной, которая существует и в наши дни.
3. Самый молодой вид брака – моногамный – начал формироваться, когда у главы семьи, мужчины-отца, возникла необходимость передавать накопленные блага по наследству и таким образом удерживать в роду собственность.
4. Привычная нам форма семьи появилась в индустриальном обществе и называется нуклеарной, или двухпоколенной. Она состоит из одного «ядра» – родителей и их детей, не состоящих в браке.
5. В XXI веке семья как социальный институт переживает кризис во всем мире: за последние 40 лет люди стали разводиться в два раза чаще.
6. В настоящее время происходят сложные и противоречивые изменения института семьи, а именно трансформация формы, функций и структуры семейных объединений.
7. Семья является базовой структурной единицей общества и его основной ценностью.
8. Семья прекрасно подходит для удовлетворения всех человеческих потребностей в комплексе. Она предоставляет наилучшие возможности максимально раскрыть свой потенциал, реализоваться как личность одновременно на всех уровнях – физическом, интеллектуальном, социальном и духовном, а также в полной мере чувствовать себя счастливым человеком.
*Продолжаем чтение книги с пониманием сложных и противоречивых изменений института семьи в современном мире и осознанием того, что вопреки им семья остается высшей человеческой ценностью.
2. Самопознание
Познание мира есть познание самого себя, ибо человек – величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной.
Новалис, немецкий натурфилософ XVIII в.
Каждый из нас – исключительный и неповторимый: и внешне, и благодаря своим природным особенностям, талантам, задаткам, характеру, личному опыту и т. д. Мы различаемся внутренним потенциалом, интеллектуальными и социальными способностями, личными ценностями, принципами и убеждениями, стилем жизни, привычками и, конечно, наследственным богатством – уникальной комбинацией генов. Сочетание тех характеристик, которые наиболее сильно выражены, и делает человеческую личность уникальной.
Множество существующих течений в философии и психологии направлены на объяснение многогранной человеческой натуры. Согласно философу Иммануилу Канту, личность – это возвышение над своей биологической природой в область свободы. Автор теории личностных конструктов Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ жизненного опыта… [7] Цель поисков ученых – лучше понять особенности и свойства личности, чтобы, зная их, человек мог получать большее удовлетворение от жизни, находясь в гармонии с собой и внешней средой.
Если на Земле проживают свыше семи миллиардов человек (а это более семи миллиардов уникальных личностей!), насколько высока вероятность в своей единственной драгоценной земной жизни встретить человека именно с таким набором качеств, такой индивидуальности и такого типа личности, с которым сможешь создать «самые счастливые» отношения, построить «самую крепкую» семью и прожить «самую желаемую, счастливую» семейную жизнь? Возможно ли глубоко раскрыть и познать красоту и богатство внутреннего мира своего избранника без познания и понимания себя, определения целей и смысла собственной жизни? Отвечают ли наши личностные качества и способности ситуациям, в которые мы попадаем, событиям, которые переживаем, особенностям взаимоотношений в семье и профессии, чтобы иметь возможность совершенствоваться и максимально реализоваться во всех жизненных сферах? Это важнейшие вопросы, которые хоть раз в жизни должен задавать себе каждый зрелый человек.
Понимание себя и своего внутреннего мира – одновременно привилегия и очень сложная задача!
Найти свои идеалы и смыслы – непростая задача, на решение которой порой уходит вся жизнь.
О важности самопознания мы говорим с Шалвой Александровичем Амонашвили. Это знаменитый педагог-новатор, выдающийся учитель-творец, философ, чья педагогическая мудрость, любовь и чуткие наставления для многих его учеников стали путевкой в осознанную взрослую жизнь. Шалва Александрович не только тонко чувствующий мир человек, но и очень душевный и открытый!
Шалва Амонашвили, профессор, доктор психологических наук, руководитель Центра гуманной педагогики, ректор Академии педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили, академик Российской академии образования, иностранный член Академии педагогических наук Украины, почетный доктор Софийского университета имени Климента Охридского, лауреат премии Правительства РФ, «Рыцарь гуманной педагогики», «Рыцарь детства».
В. Б.: Почему человеку жизненно необходимо познавать себя?
Ш. А.: Самопознание необходимо, чтобы совершенствовать свой внутренний мир, – другого смысла в нем нет. Я познаю себя и выявляю, чего мне не хватает, что во мне не так, где во мне жалость, грубость, а где – доброта, какие у меня способности и таланты, к чему я стремлюсь, какова моя вера и отношение к миру.
Чтобы познать себя, задайте себе четыре вопроса: «Кто я здесь?» и «Зачем я здесь?» Другими словами, нужно ли кому-либо то, что вы делаете, или это наносит вред? За этими вопросами стоят «альфа» и «омега» – «Откуда я здесь?» и «Куда я направляюсь?» Мои ответы заключаются в следующем.
Если верю, что я с Небес, то осознаю, что должен отдать людям лучшее, что во мне есть. Я испытываю радость, когда делаю для них что-то хорошее. С этим направляюсь дальше, как будто собираю чемодан с лучшими духовными качествами. Я познаю себя – значит, достаю из себя какие-то блага, возможности, как драгоценности, и раздаю их окружающим… Вокруг меня есть люди, без них я не существую, в сердце – Бог, без него я не могу совершенствоваться, и есть дела, которые я должен творить, а иначе не будет познания и совершенствования.
Поэтому я задаюсь этими вопросами и получаю самые разнообразные ответы: чтобы что-то сотворить, создать семью, посадить дерево, воспитывать детей, защитить диссертацию, стать профессором, любить людей… Но суть рождения человека не в этом.
Земная жизнь дается для самосовершенствования!
Я пришел в этот мир с одной только целью: совершенствовать то, что во мне вечно, – мой дух. В каждом из нас есть семя вечной любви, но кто раскроет его? Заложено много богатств, но кто раскроет их, если не мы сами?..
Как звезда, падая с небосклона, оставляет яркий свет, так и мы должны оставить свой след, послужив миру своими талантами и достоинствами.
Лев Толстой писал: «Душа каждого человека – алмаз. И только от самого человека зависит, станет ли этот алмаз бриллиантом или нет». Человеку дается душа-алмаз, чтобы он вернул ее бриллиантом, – с отполированными гранями, испускающим разные краски, цвета, радующим глаз. Отточить этот бриллиант можно с помощью семьи, общения с родными и близкими, через работу, делая это с терпением, любовью к людям и желанием принести благо. Весь мир – это инструмент для оттачивания духа-алмаза.
Воспитывая добрых, честных, благородных детей, родители тем самым ограняют свой алмаз, при этом сами становясь лучше, – лучшей женой и матерью, лучшим мужем и отцом…
Каждый человек имеет свой алмаз, и от него самого зависит, сделает он его бриллиантом или оставит камнем. В этом заключается смысл жизни – совершенствовать себя в любви, доброте, радости.
Пусть ваше сознание будет постоянно занято поиском ответа на четыре вопроса: «Кто я? Откуда я? Зачем я здесь? Куда я направляюсь?». Пишите дневники с размышлениями о жизни, своих устремлениях и переживаниях; ведите наблюдения за собой – к чему тянется ваша душа, что у вас лучше получается; пробуйте себя в разных видах деятельности; анализируйте ваши отношения с людьми, а также отношение к вещам; изучайте свой характер и духовные качества. Говорите об этом с умными, опытными, духовными людьми и делайте выводы, что нужно в себе развивать и от чего следует избавляться. Все это называется самопознанием, путем к своей внутренней сути!
2.1. Собственная картина мира
Начало всякой человеческой мудрости есть моральное самопознание, стремящееся проникать в трудно измеряемые глубины (бездну) сердца.
Иммануил Кант
Познакомиться с собой настоящим – это лучшее, что может сделать для себя человек! Самопознание помогает проанализировать профиль своей личности (черты характера, тип темперамента, убеждения, предпочтения), понять и принять свои сильные и слабые стороны, проработать собственные травмы и страхи, занять зрелую позицию цельной и самоценной личности.
Также в область самопознания входит профориентация. Очень важно осознавать, в каких сферах личность потенциально может добиться успеха, а еще важнее – определить, чем категорически не стоит заниматься, потому что это противоречит природе данного человека. Пробуя различные занятия, виды коммуникации, стили жизни и т. д., тщательно анализируя полученный опыт, возможно сформировать самое важное – собственную картину мира.
Книга в помощь: Антонио Дамасио «Я. Мозг и возникновение сознания»
Согласно психологии личности, все представления человека о себе входят в его Я-концепцию3. Мы рассматриваем себя в нескольких плоскостях: такими, какими являемся в реальности, какими могли бы быть в идеале, какими предстаем в глазах других людей и т. д. Образы Я-реального, Я-динамического, Я-воображаемого, Я-фантастического, Я-должного и Я-представляемого характеризуют представления человека о том, каким он видит себя в данный момент; какое «Я» кажется ему возможным; кем он воображает себя; каким хотел бы стать; каков образ его морального «Я» и т. п. [8].
Развитая Я-концепция – результат самопознания личности. Она имеет важнейшее значение при постановке целей, во многом определяет дальнейшее развитие, закладывая фундамент для самореализации, в том числе и в сфере семейных отношений.
Самопознание – путь длиною в жизнь. Одни идут по этому пути в одиночку, другие – с партнером, третьи – с духовным наставником, психологом или учителем.
В. Б.: Как человеку найти духовного учителя, наставника?
Ш. А.: Высокое понятие «Учитель» в переводе означает «Душа, даритель Света». Взрослый человек, думающий, что ему уже не нужен учитель, тормозит свое развитие, прекращает движение вперед. Так он едва ли преуспеет в жизни!
Каждому из нас нужен учитель – мама, папа, школьный учитель или тренер… Они дают нам наставления и наш путь выравнивается. Это земные учителя.
Духовных учителей выбирают самостоятельно. Ими могут быть лидеры мировых религий, а также люди, которые в познании себя продвинулись дальше большинства… Идти за духовным учителем – значит жить по его принципам и заветам.
Кто наиболее близок нам, до кого мы можем дорасти, тот и будет нашим учителем. Когда ученик дорастет до своих земных учителей и даже превзойдет их (такое иногда бывает), к нему придет учитель самого высокого уровня – духовный – и поведет дальше.
В педагогическом искусстве моим учителем был Василий Александрович Сухомлинский. Я входил в класс и воображал, что он сидит у меня на уроке, и старался провести урок для него, чтобы он потом подошел ко мне и сказал: «Вот, Шалва, отлично! Молодец, что ты это сделал!». Я долгое время носил образ своего учителя в сердце и, в конце концов, освоил искусство воспитания, обучения, педагогическое искусство в целом.
Земных учителей может быть много, духовный – один. Он приходит, когда человек готов быть учеником. Земной же учитель приходит к людям, когда чувствует, что готов быть учителем для них.
2.2. Препятствия на пути к себе
«Правда в том, что гармонию можно найти только внутри себя. Гармония – это мир в душе, и он начинается с вас», – говорил основатель буддизма Будда Шакьямуни. Неадекватное восприятие своего «Я», неумение объективно себя оценивать приводят к нереалистичному (завышенному или заниженному) уровню притязаний, ощущению дисгармонии, непониманию со стороны окружающих, невозможности достичь своих целей.
Каждый человек взаимодействует с реальностью по алгоритму: убеждение → толкование → эмоция → мысль → действие → результат. То есть все, во что он верит, отражается в убеждениях. Под ними понимаем концепции и мировоззрение, жизненные ценности и принципы, знания и опыт человека.
Убеждения бывают ограничивающими или расширяющими.