Основы актерского мастерства. Обучающая программа для школы моделей 15—19 лет бесплатное чтение
© Елена Нечаева, 2022
ISBN 978-5-0056-0868-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Структура: 4 занятия по 2 урока.
Продолжительность одного занятия: 100 мин.
Продолжительность одного урока: 45 мин.
Перерыв между уроками: 10 мин.
Формат: очная группа (не он-лайн).
Количество обучающихся: до 10-ти.
Возраст обучающихся: 15—19 лет.
Для кого
Предлагаемая вашему вниманию Программа была разработана мною для проведения занятий по основам актерского мастерства в школах, в которых обучают будущих моделей для подиума и фото-моделей.
В школах, где проводила такие занятия, возраст обучающихся ограничивался восемнадцатью годами, то есть в составе группы, в основном, были старшеклассники в возрасте от пятнадцати лет.
Чаще на основы актерского мастерства, к сожалению, отводилось совсем небольшое количество учебных часов. Поэтому одной из базовых и важных задач стало формирование достаточно концентрированной программы, в которую должно войти самое основное, самое важное и необходимое.
Как режиссер по первому образованию, понимаю, что данную программу, учитывая символическое количество часов, трудно назвать полноценной в контексте именно классического актерского мастерства. Но, как показал опыт, для тех подростков, которые прикасаются к занятиям по актерскому мастерству впервые, программа становилась интересной и полезной.
Отзывы обучающихся были весьма положительными и позитивными. Занятия вызывали азарт, радость, заинтересованность, как у меня, преподавателя, так и в участниках группы.
Далее, в описаниях содержания занятий буду делать пометки и давать некоторые пояснения ради уточнения задач каждого занятия, – для более осознанного подхода к процессу обучения со стороны преподавателя.
С уважением,Автор
Цели и задачи преподавателя
1. Преподаватель должен исходить из основной задачи, понимая, что весь процесс – это не подготовка будущих звёзд мирового кинематографа или театра, но процесс подготовки будущих практиков и профессионалов, работающих в достаточно узком сегменте (на подиуме, например).
Поэтому не стоит требовать от обучающихся результатов, которые обычно требуют, например, от студентов театрального института.
Если преподаватель, в данном случае, слишком повысит профессиональную планку/ уровень, то обучающиеся могут уйти в психологическое сопротивление и защиты, которые преподаватель не сможет преодолеть.
Соответственно, не будет не только положительного результата обучения, но не будет и позитивного процесса обучения.
2. Основная проблема большинство обучающихся – это так называемое «несоответствие внутреннего и внешнего».
Далеко не каждый подросток (старший школьник) полностью и полноценно контактирует со своими чувствами, эмоциями, состояниями и процессами, характерными для своего возраста и, соответственно, не способен управлять ими адекватно (профессионально).
Поэтому одна из главных задач преподавателя – индивидуальный подход, в котором стоит учитывать персональные особенности каждого участника группы, и стараться развивать именно индивидуальные, персональные навыки, способности, ресурсы.
3. Символическое (небольшое) количество часов не позволяет полноценно заниматься «включением» тела, а контакт с телом – одна из самых важных задач и один из самых важных процессов для моделей.
Поэтому на занятиях преподаватель показывает некие базовые нюансы и может давать домашние задания по речи, дыханию, физическим нагрузкам. Может рекомендовать участникам группы самостоятельные (вне школы моделей) занятия танцами, йогой, нетравматичными видами спорта.
4. Глобальная задача преподавателя – «загрузить» каждого участника группы концентрированной информацией и навыками, которые затем и постепенно будут «перевариваться» в каждом со своей скоростью. И каждый сможет использовать приобретенные знания и навыки в своей профессиональной деятельности уже без участия преподавателя.
Таким образом преподаватель закладывает «базовые основы» и не более того, конечно, если руководство школы не запланирует увеличение количества учебных часов и расширение программы.
5. Преподавательский вектор должен быть направлен на две основные задачи:
а) преодоление телесных и эмоциональных «зажимов»;
б) навыки управления своим телом в соответствии со своими эмоциями.
Заранее подготовить
1. Бумажные карточки небольшого размера, по количеству участников.
На карточках распечатаны:
а) тексты поговорок, пословиц, скороговорок; всего понадобится подготовить минимум четыре разных поговорки/ пословицы/ скороговорки;
б) названия и содержание заданий (см. далее в программе).
2. Свой телефон, желательно с хорошей фото-камерой. Заранее стоит позаботиться о достаточном месте в памяти телефона, так как будет необходимо делать много фото и видео-записей.
Все фото- и видео-материалы в обязательном порядке передаются участникам группы, например, через групповой чат или облачное интернет-хранилище. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся могли несколько раз увидеть себя со стороны.
На первом занятии участники группы договариваются о том, что все фото- видео-материалы не могут быть опубликованы где-либо без согласия других участников, все материалы предназначаются только для личного пользования/ личного архива.
3. Бумагу А4, примерно треть пачки и ручки по числу участников.
Содержание Программы
Занятие 1, Урок 1: «Знакомство»
Участники самостоятельно выставляют стулья в форме круга таким образом, чтобы каждый видел каждого. Преподаватель занимает место за кругом (не садится со всеми вместе, а находится за спинами сидящих на стульях).
Преподаватель ставит задачу и даёт несколько секунд для обдумывания ответов:
– Представьте, что вы сейчас видите друг друга впервые, и не были знакомы ранее. Что вы хотите сообщить о себе – другим? В течение одной минуты презентуйте/ представьте себя группе так, как будто никто из присутствующих о вас ничего не знает. Что вы хотели бы сообщить о себе?
Акцент на «хотели бы» (сообщить/ рассказать). Как не «должен/должна», «могу», «обязан/ обязана», именно «хочу».
Ответы принимаются в любом порядке, начиная с первого желающего.
Как показала практика, редко, кто укладывается в одну минуту. В этом случае преподаватель тактично прерывает говорящего, мотивируя прерывание необходимостью дать возможность высказаться остальным.
Затем проводится краткое обсуждение.
Участники озвучивают свои впечатления, например: «А я не знала, что ты…», «Этот участник меня удивил тем-то…», «Мне не хватило минуты! Я могла бы еще два часа рассказывать!» и так далее.
Затем преподаватель резюмирует произошедшее (даёт обратную связь), также высказывает свои впечатления: благодарит за презентации, отмечает активность/ пассивность каждого участника, озвучивает эмоции, с которыми участники презентовали себя, другое (по ситуации).
Занятие 1, Урок 2: «Эмоции»