Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд. бесплатное чтение

На обложке "Башкир-военачальник" начала XIX в. из Архива УНЦ РАН (PD-CC), художник Роберт Кер Портер (1777-1842 гг.)

© С. Г. Асфатуллин, 2022

ISBN 978-5-0056-2966-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ОБ ИСТОРИИ УНИКАЛЬНОГО РУССКО – РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Новый труд калужанина Салавата Асфатуллина «Башкиры в войнах России XVI—XVIII веков» обосновывает ряд тезисов, важных для понимания истории уникальной русско – российской цивилизации федерализма:

– Московское царство стало евразийским государством в результате добровольного присоединения башкир, живших и в Европе, и в Азии! Ведь поход Ермака в Сибирь произошёл на 30 лет позже.

– Башкиры были первым мусульманским народом, добровольно присоединившие к Московскому царству в 1554—1557 гг. свои богатые земли.

– Россия стала федеративным государством не с 1917 г., как пишут некоторые учёные историки, а с 1557 года, раз сохранили за башкирами личную свободу, земли в вотчинном пользовании и веру при присоединении!

– Башкиры, начиная сразу с 1557—1558 гг., с Ливонской войны, начали участвовать во всех войнах Московского царства, затем Российской империи, выставляя за свой счёт готовые полки конницы и проявляя истинное братство по оружию с русскими.

– Одновременно с этим, башкиры охраняли свои, и уже ставшими общими, восточные границы России от набегов разных кочевников (также полностью за свой счёт).

– В 1570—1572 годах велась война с Крымским ханством, в которой на стороне России воевала и башкирская конница. Вот как давно начала проливаться русская и башкирская кровь за эти земли. Это актуально сегодня.

Работа об одном из самых значимых событий отечественной истории написана подробно, ясно и легко читается. Чувствуется, автор предварительно досконально изучил события и историографию тех войн, вжился в ту эпоху и поэтому может теперь так легко излагать события такой древности. В главах «Судьбоносный выбор. О добровольном присоединении башкир и не только их», «Башкиры в войнах России XVI века», «…XVII века», «Башкиры в войнах России XVIII века» раскрывается героизм наших предков в переломных сражениях России.

Книга весьма убедительна – в ней десятки ссылок на документы – первоисточники и предшествующие труды надёжных историков. Плюс приведены 49 литографий, гравюр, картин и карт, собранные самим автором за 25 лет. Они помогают читателям быстро и полностью погрузиться в атмосферу той эпохи.

Салават Газимович убедительно показывает, что между православными русскими, башкирами-мусульманами и калмыками-буддистами уже тогда зародилось братство по оружию – высшая стадия мирного сосуществования разных народов с разными религиями в одной стране. И что надо беречь это уникальное достижение русско – азиатской цивилизации. Эта книга является одним из первых исторических трудов в Российской Федерации, посвящённой военной истории башкир.

Калужское региональное отделение «РУСО» считает, что автором проделан огромный труд, который заслуживает самой высокой профессиональной оценки.

К. и. н. М. Ф. Ломаков

Глава 1. СУДЬБОНОСНЫЙ ВЫБОР (о добровольном вхождении башкир и не только их)

Доктор медицины Никольский Д. П. (1855—1918), преподаватель петербургских университетов так писал о древних башкирах: «Сведения о башкирах заходят в отдалённые времена. Ещё древнейшие восточные писатели – персидские и арабские, как, например, Ибн-Даста (912 г.), Ибн-Фадлан (в 922 г. после Р. Х.), Масуди (943 г.), Френ и др., упоминают о башкирах и при том говорят о них, как о народе самостоятельном, занимавшем почти ту же территорию, как и в настоящее время (в 1881—1899 гг. – авт.). Историк Абу-Зейд-Эльбалки, живший около 951 года, упоминает о мадьярах (европейских) под именем баджард, или башкир, разделяющихся на два племени. О них же говорит Ибн-Даста. Из этого видно, что слово „мадьяр“ у старинных восточных писателей отождествлялось со словом „Башкир“. Даже башкирский язык находили тождественным мадьярскому, о чём свидетельствует указания путешественников 13 века, посетивших эту страну, обитаемую башкирами»1.

В XIII веке кое-что о башкирах сообщили западноевропейские путешественники Плано Карпини и Вильгельм (Виллем) Рубрук в книге «Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука» (М., 1957).

Выдающийся историк и исторический географ Лев Гумилёв так пишет о сопротивлении башкир монголо-татарскому завоеванию: «Война монголов с куманами затянулась надолго потому, что между ними существовал этнический барьер – Великая Венгрия, ныне именуемая Башкирией. Эта страна располагалась на р. Белой, которую башкиры назвали «Ак -Идель. Монголо-башкирская война длилась 14 лет, т. е. значительно дольше, чем война с Хорезмийским султанатом и Великий западный поход. Столько же сопротивлялись монголам только чжурчжэни империи Цзинь, пассионарность которой не уступала монгольской; но результаты башкирской и чжурчжэньской кампаний были различны. Башкиры неоднократно выигрывали сражения, и наконец заключили договор о дружбе и союзе, после чего монголы объединились с башкирами для дальнейших завоеваний. В 1236 г. венгерский монах Юлиан встретил в Башкирии татарского (-монгольского) посла; значит, война (монголов с башкирами) шла с 1220 по 1234 г., после чего монголо-башкирское войско в 1235 г. покорило «пять стран». Юлиан отмечает, что у заволжских «венгров», т. е. башкир, не было ни земледелия, ни религии, даже идолов, но при этом они были гостеприимны и воинственны. То и другое указывает на высокий уровень пассионарности, значительно превышавший пассионарность соседних этносов. Видимо, она связана с хуннами, которые 200 лет жили в симбиозе с уграми и интенсивно мешались. Хунно – угорскую смесь принято называть «гуннами». Так хунская пассионарность попала к уграм и была использована монголами. Прошлое часто воскресает в сердцах потомков»2.

После же распада Золотой Орды, земли башкир оказались разделенными на части. Центральный до места слияния рек Уфы с Белой и юго – восточный Башкортостан, подчинялись Ногайской Орде во главе с Шидяком. Северо – восточный Башкортостан (северные отроги Южного Урала, долины рек Ай, Юрюзань, верховья р. Уфа) и часть Зауралья были в в подчинении Ших – Мамая. Некоторая часть башкир находились под властью Астраханского ханства, которое возникло на развалинах Золотой Орды в середине ХV века и занимало земли по нижнему течению Волги. Зауральские башкиры, а точнее сибирские, ведь башкиры проживали и на месте нынешней Курганской области, были под властью Сибирского ханства.

Рис.0 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Исторический Башкортостан накануне вхождения в Московского царства. Историко-культурный энциклопедический атлас «Республика Башкортостан». —М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография». Уфа. 2007.

Западные башкиры оказались в составе Казанского ханства. Они не поддержали Казань во время решительного наступления русских войск, ибо видели в лице хана поработителя. Соответственно, и никакого покорения башкир не было, – русские войска в пределы Башкирии не вторгались. Хотя некоторые бояре и, в первую очередь, князь А. М. Курбский, командовавший одной из групп русской армии во время штурма Казани, настойчиво советовали ему тут же «выгубить воинство басурманское …пяти различных языков (мордовский, чувашский, черемисский, вотяцкий, або арский, пятый башкирский)».

Но Иван 1V не послушался этих советов, оставил в покоренной Казани 1,5 тысячи детей боярских, 3 тысячи казаков, часть войска, «огненные стрельбы с потребу, и вседши в суды, ехал Новгороду Нижнему». Князь Курбский позже напишет сочинения «История о великом князе Московском», где резко осудит Ивана IV: «Царь же вниде в совет о устроению нововзятого града и советовавше ему все мудрые и разумные, иже бы ту пребыл зиму, аж до весны, со всем воинством, бо запасов было всяких множество с Русския земли и галиями напривожено, яко же в той земле и безчисленное богатство всяких достатков, и до конца выгубил бы воинство басурманское и царство оное себе покорил и усмирил землю на веки»3.

Рис.1 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Известие о башкирах. Из сочинения А. Курбского «История о великом князе Московском». Список ХVII в. РГАДА. Ф.181.Д.82. Л.62—63

Вместо этого, царь после взятия Казани «послал по всем улусам черным людем ясачные жалованные грамоты…, чтоб шли к государю, а их государь пожалует, а они бы ясак платили яко же и прежним Казанским царям»4. Здесь Иван Грозный проявил высшую государственную мудрость и дальновидность: учел сколько крови, жизней и денег стоило завоевание одной Казани. Но весной 1553 года вспыхнуло восстание народов Казанского ханства. Войско князя Курбского огнем и мечом прошлось по землям восставших, покорило их и, дойдя до башкирских владений, остановилось. Далее Курбский пишет, что он обратился к царю с рапортом и ждал дальнейшего распоряжения. Иван IV повелел отправить к башкирам своих людей с грамотами и призвать их прийти под его руку. Для того жестокого времени это был уникальный дипломатический ход, тогда ведь всё решалось силой оружия, прямым завоеванием. Этим своим решением Иван Грозный заложил основы образования могучей Российской империи путём добровольного присоединения многих соседних народов в будущем. И становлению русско-российской (русско – азиатской) цивилизации в целом!

Предшествующая столетняя раздробленность Башкирии помешала единовременному вхождению башкир в состав Московского царства. Процесс присоединения Башкортостана к Руси продолжался с 1553/1554 по 1557 года. Вот как описывает эти события д. и. н., зав. кафедрой Отечественной истории БГПУ Иванов В. А.: «2 октября 1552 года после долгой осады и ожесточенного штурма, русские войска Ивана IV, прозванного «Грозным», заняли столицу Казанского ханства – город Казань. Преследуя разрозненные татарские отряды, развернувшие партизанскую войну, русские войска под командованием воеводы князя Андрея Курбского подошли к границам земель «бакширских» (так в русских документах ХVI века иногда называли Башкирию) и здесь получили царский приказ остановиться.

Рис.2 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Карта Московии Антония Дженкинса. 1562 г.

Восточнее Камы, в низовьях рек Белой и Ика, обитало башкирское племя еней, а севернее – племя гайнэ. Далее к востоку, в центральных районах современного Башкортостана, включая весь бассейн рек Дема и Уршак и верховье р. Чермосан располагалось башкирское племя мин. Его восточными соседями в рассматриваемое время являлись башкиры – табынцы.

С юга, со стороны поволжских степей приуральских башкир подпирали кочевья ногаев (мангытов) Ногайской Орды. И казанские, и сибирские ханы, и ногайские бии рассматривали территорию современного Башкортостана как свой улус (владения), а башкирские племена – как объект сбора регулярной дани (ясака). Башкиры были обложены налогом, а башкирские предводители поставлены в положение вассалов.

В первой половине 1550-х годов большая Ногайская Орда раздирается внутренней смутой, основной причиной которой была борьба за власть между бием Исмаилом, ставшим нурадином Башкирии после Акназара и его старшим братом бием Юсуфом. Поводом к обострению конфликта явился отказ Исмаила участвовать в организуемой Юсуфом поддержке Казанского ханства в борьбе с царем Иваном IV. После взятия Казани часть проюсуфовски настроенных мурз пыталась увести башкир на юг, в ногайские степи». Но башкиры не подчинились, остались верны своей благодатной земле, щедро орошенной кровью предков в боях против посягательств и с востока, и с юга, и с запада.

Рис.3 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Башкортостан и Ногайская орда в конце 15-нач. 16 вв. Историко-культурный энциклопедический атлас «Республика Башкортостан». —М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография». Уфа. 2007.

Не зря историк- краевед П. И. Рычков, занимавший высокие посты в Оренбургской губернской канцелярии, позже писал, что башкирский народ «ничего столь не уважает и не бережет, как старинные свои вотчинные земли», что «почитая их собственными… своими вотчинами, нередко за них бунтовали и умирали»5. Ногайские мурзы, озлобленные отказом башкир следовать за ними, перед своим уходом грабили их, угоняли скот, отбирали жен и детей. «Ногайцы разорили вконец оставшихся башкир»6.

Однако вернемся к статье специалиста, который по своей ученой должности должен знать эту историю лучше других: «Зимой 1555 года в Казань с берегов Демы на лыжах (!) пришли послы Минских башкир во главе с биями Канзафаром, Чублюком, Урманом, Туманом и Урдасем. Иван Грозный узнав, „чем изобильна земля их“, милостиво принял минских башкир под свою державную руку и „обложил башкирцев легким ясаком, – кого лисицей, кого куницей а кого медом и пожаловал землями“. Кроме платежа ясака в царскую казну башкиры должны были за свой счет нести воинскую службу. В конце 1556 года состоялось повторное посольство минцев в Казань. 9 февраля 1567 года был составлен документ, по которому подтверждался ясак размером 1741 куницу и 18 батманов меда (1 батман – 4 кг)». По сравнению с сегодняшними налогами на регионы – доноры РФ, это, конечно, сущие копейки. Но надо учитывать и взятые башкирами обязательства по воинской службе, а их измерить деньгами практически невозможно. Тут жизни понадобятся. И понадобились, причем многократно. Уже в 1558 году «белый падша» призвал башкир – воинов на войну с Ливонским орденом. А в 1571—1572 башкирская конница участвовала в войне с Крымским ханством, защищая Россию от набегов с юга.

После откочевки ногайских мурз Килимбетов в Башкирии появился некий их «султан» Букей, который хотел утвердить свою власть над башкирами – минцами. Но с новым «султаном» расправились быстро: «Букая поймали и передали русским властям»7. Продолжу цитату из статьи Иванова В. А.: «Вслед за минцами „белому падишаху“ поклонились башкиры – юрматинцы в лице Татигач —бия, Азнай -бабы, Ильчигтимер —бабы, Кармыщ —бабы, испросив и получив земли по левобережью реки Белой на условиях выплаты ясака в сто куниц». Однако и юрматинцы освободились немалой ценой: хозяйство было вконец разорено ногайцами. Их шежэрэ характеризуют тогдашнее состояние весьма выразительно: «Юрматинцы остались пешими»8.

Рис.4 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Башкир (пеший). Худ. А. О. Орловский. 1808 г. Бумага, пастель. ГМИИ им. Пушкина.

Заканчивает статью зав. кафедрой Отечественной истории БГПУ следующим выводом: «В течение 1554 и начала 1557 года в состав русского государства вошла почти вся территория современного Башкортостана, кроме северо – восточной зауральской части. К строительству уфимского острога приступили в 1586 году, уже при царе Федоре Иоанновиче. Для чего на берега реки Белой был послан отряд служивых людей – стрельцов, казаков и детей боярских под командованием воеводы М. А. Нагого, ставшего и первым воеводой города Уфы»9.

Обратите внимание, что башкиры прозвали русского царя не «Грозным», не «Кровавым», как это сделали историки других национальностей, а «Белым». И он вполне оправдал их ожидания. Но об этом чуть позже.

Из ранних русских источников некоторая информация имеется в «Книге Большому Чертежу» позже названной древней картой Российского государства в 1627 г.“ (СПб., 1838), в „Чертеже всей Сибири“ П. И. Годунова (1667).и „Чертёжной книге Сибири“ С. У. Ремезова (1701). В 1735 г. первый начальник Оренбургского края И. К. Кирилов представил в Петербург первую карту Башкирии. Основным официальным документом, свидетельствующим о вступлении башкирского народа в состав Московского царства, является Никоновская летопись. Она под 1557 годом сообщает, что в мае этого года было получено доношение казанского воеводы князя П. И. Шуйского: „А ис Казани писал князь Петр Иванович, что… «башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили»10. Русский язык очень образный и точный, отражающий все нюансы событий. Из этого короткого, но емкого первоисточника, вытекают два совершенно очевидных для меня факта:

– В 1557 году вместе с ранее присягнувшими или следом за ними, пришли какие-то недостающие племена башкир, например, кудейцы, и «добили челом», то есть приняли присягу «белому падишаху». Иначе было бы написано «били челом».

– «Ясак поплатили» – для того, чтобы его собрать и привезти за 500—700 км, надо иметь соглашение и знать размеры. То есть приходили посланцы племен байляр, буляр, юрми, гарей, гайнэ, мин, уран, ирыхты, кара-табын, танып, бурзян, усерган, кыпсак, тамьян, например, которые уже приняли русское подданство в 1553—1556 году. При таком понимании родовые шежэрэ этих племен и официальная летопись русского государства перестают противоречить между собой.

Наверняка, были и более ранние служебные донесения из покоренной Казани, но их не стали включать в летопись, так как процесс вхождения Башкирии до 1557 года был в самом разгаре. Впоследствии, башкиры получили уже в Москве жалованные грамоты от Ивана IV, закреплявшие за ними право вотчинного владения своими землями.

Рис.5 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Костюм и сабля старшины южных уездов башкир. Национальный музей Башкортостана

Карамзин в «Истории государства Российского» дополняет Никоновскую летопись интересной деталью дипломатических усилий Ивана IV по мирному привлечению восточных народов под крыло России: «Иоанн в сию несчастную землю – Казанское ханство и его владения – наполненную пеплами и могилами, послал стряпчего Ярцева с объявлением, что ужасы рати миновали, что народы ее могут благоденствовать в тишине, как верные подданные белого царя»11.

Сибирские башкиры, включая курганских, вошли в состав России после разгрома Сибирского ханства.

При оформлении принятия башкирами русского подданства с обеих сторон были выставлены определенные условия. Башкиры обязались платить ясак «чем богата башкирская земля: пушниной и медом. Ясак натурой мог быть заменен денежным платежом. Некоторые должны были служить в войсках»12. Со стороны русского государства башкирам гарантировались мир и защита от вторжения врагов. Царь пошел на существенную уступку по земельному вопросу, признав за башкирами вотчинное право на землю. Также было обещано царем не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкир, не трогать религию, не применять насильственной христианизации населения. Это подтверждает и историк Алекторов А. Е. (1861—1919) в своей «Истории Оренбургской губернии»: «В первой половине 13 столетия башкир посетило несчастье: они были покорены татарами (из татаро – монгольской орды – авт.) и зависели (затем) от ханов казанского и астраханского царств) до покорения Грозным Казани и Астрахани. …Башкиры сохранили свою самобытность и, в отличие от других покорённых народов, получили тамги (особенные знаки для каждой волости, называвшейся тюбэ). …Большая часть Оренбургского уезда, Орский, Верхнеуральский и Троицкий Уезды, часть Челябинского, Шадринский, Екатеринбургский, Красноуфимский (уезды Пермской губернии) и большая часть губернии Уфимской составляли страну, известную под именем Башкирии и заселённую башкирами… Башкиры, теснимые набегами своих соседей киргис – кайсаков и видя распространяющуюся власть московского государства, решили признать за собой власть сильного царя московского, и в конце 1556 года башкирский народ был принят Иваном Грозным в русское подданство и был обложен легкою податью, которую вносил казанским воеводам шкурами и мёдом. Через несколько времени башкирам выдали грамоту на вечное владение теми землями, которые они занимали. Этою грамотою Иван Васильевич, и за себя и за своих преемников, обязывался охранять башкирские земли от всяких захватов и от набегов киргис и сибиряков. многие башкиры… вместе с этим избавлялись от платежа податей с обязательством, взамен того, нести военную службу по призыву русского государя»13.

К чести Ивана Грозного надо сказать, что он не только сам выполнял все принятые обязательства, но и завещал своим венценосным потомкам не трогать и не обижать башкир. И его заветы строго выполнялись первые 85—100 лет после добровольного вхождения Башкортостана в состав России. Например, глава 8 Соборного Уложения царя Алексея Михайловича вновь подтвердила вотчинное право башкир на свои земли и запретила боярам, дворянам и другим «всяких чинов русским людям» скупать земли башкир.

Что было жизненно необходимо башкирам и позволило им вновь воссоединиться после столетнего насильственного разделения по враждующим Казанскому, Сибирскому ханствам и Ногайской орде. А главное, он оставил башкир свободными людьми. Решиться на это молодому Ивану Грозному было совсем не просто. Ведь в самом Московском царстве тогда свободными людьми были только бояре и духовенство. А вся остальная масса населения была закрепощённой. Этот смелый и мудрый шаг молодого Ивана Грозного закрепился в политике русского продвижения на восток. И в течение последующих 150 лет (второй половины XVI-го и всего XVII века) к Московскому царству добровольно присоединились со своими землями около ста восточных народов. Пример башкир оказался убедительным для них. Это позволило русским затем, почти бескровно, расширить свои владения аж до Тихого океана.

Это Соборное Уложение напечатано 1-м изданием на Московском печатном дворе в 1649 году и хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, библ. СПК. №48. Л.201). Выставлялось в 2007 г. на интереснейшей выставке архивных документов в честь 450-летия добровольного вхождения башкир в выставочном зале Федеральных государственных архивов на Большой Пироговской, 17. По утверждению чинов из Федерального архивного агентства и самих хранителей, выставка 25 мая – 25 июня, посвященная только одному субъекту Российской Федерации, проводилась у них впервые за все время существования. Что ж, честь им и хвала, как говорится: «В добрый путь!» Ведь история Российской империи слагается из историй вхождений или завоеваний новых регионов. А знать историю нужно всем, без этого невозможно построить прямое – логическое, свое кровно – родное будущее. Получится кривое или и вовсе чужое будущее. Тогда и кровь, пролитая миллионами наших соотечественников за народ и страну, окажется напрасной. И когда – нибудь, потребует отмщения.

Рис.6 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Глава VIII Соборного Уложения Царя Алексея Михайловича с запрещением. 1649 г. РГАДА. Библ. СПК. №48. Л.1

Мы мало уделяем внимания родной истории, особенно, после окончания средней школы. Мешает и труднодоступность исторических документов в архивах страны, особенно центральных. Пользуясь президентской программой надо сделать так, чтобы все документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов, Российском государственном военно – историческом архиве, Госархиве РФ (кроме новейших документов) и исторических архивах субъектов Российской Федерации имелись в российском сегменте Интернета.

Что же обрела Россия в результате добровольного присоединения Башкирии? – задался вопросом президент РБ М. Г. Рахимов в выступлении на торжествах, посвященных 450-летию этого события в Уфимском Конгресс – холле 11 октября 2007 года. И ответил: «Прежде всего – новую территорию от Камы до Тобола, равную Великому Московскому княжеству. Обрела край, богатый корабельными лесами, бескрайними степями, нефтью, цветными и черными металлами, другими ценными ресурсами. Этот край стал впоследствии «опорным бастионом державы» во многих исторических испытаниях.

И самое главное, наконец, – с присоединением региона, Московская Русь навсегда стала Россией – великой евразийской державой»14.

Напомню, поход Ермака в Сибирь произошёл почти на 30 лет позже. А в массовом сознании жителей Центральной России по-прежнему бытует мнение, что евразийским наше государство стало в результате присоединения Сибири Ермаком. Безмерно уважаю его высочайшую храбрость – на грани авантюризма, как и его товарищей, но такое трактование исторически неверно и политически вредно. Ведь с точки зрения современной Европейской политкорректности и толерантности, поход может трактоваться и так: «Беглый казак Ермак со товарищи без ведома царя и боярской Думы напал на соседнее государство, разгромил его столицу и вынудил законное руководство бежать в бескрайние степи». Поэтому всё же лучше держаться и пропагандировать истину: «Наша страна стала великой евразийской державой в результате добровольного вхождения башкир, живших и в Европе, и в Азии». И ни один западноевропейский правозащитник не сможет придраться.

Рис.7 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Исторический Башкортостан в период вхождения в Московское царство. Историко-культурный энциклопедический атлас «Республика Башкортостан». —М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография». Уфа. 2007.

Мирный характер вхождения в состав Московского царства отражен почти во всех родовых шежэрэ башкир. Так, в шежэрэ племен бурзян, кыпсак, усерган и тамьян, представленной на упоминавшейся выставке в Москве, говорится: «У Усерган с Бикбау князем, у Тамьян с Шагали Шакман князем, у Бурзян с Иске бий князем, у Кыпчак с Мешавли Каракужак князем, у всех племен были племенные земельные владения. Те земли, которые посоветовавшись и отмерив, отделили, в упомянутом городе Казани закрепили в книге. Если при уплате известного лисьего ясака, лис не могли добыть, то рассчитывались медью, от десяти копеек, пятидесяти копеек и до 55 копеек. Подтверждая это, великий царь вместе со знатными приближенными руку приложили»15. В результате выступления этих четырех южных племен, проживающих и в Зауралье, власть ногайских мурз была окончательно сломлена. «Когда невыносимы стали несчастья и угнетение, отсутствие справедливости и многочисленные поборы, которые одни башкиры испытывали от Бурсай – хана, другие – от этого ногайского мурзы или его бия Актулуша, – сообщается далее в родовом шежэрэ, мы схватили Бурсай – хана и его бия Актулуша и доставили их к хану России Ивану Васильевичу»16.

Д.и. н. Кулбахтин Н. М. пишет: «В шежере многих башкирских племён говорится о добровольном принятии российского подданства. В них указывается год поездки, конкретные лица или руководители делегаций от башкирских племён, места их встречи с Иваном IV или его наместниками. Во всех этих шежере упоминаются жалованные грамоты, данные московским царём башкирам. Башкиры долго и тщательно сохраняли жалованные грамоты как подлинные документы, подтверждающие их вотчинное право на землю». Однако, «они в массовом порядке истреблялись карателями во время подавления башкирских восстаний». Далее он указывает: « Уникальным является документ, обнаруженный в фонде «Межевой канцелярии» РГАДА, который можно признать копией с копии жалованной грамоты Ивана Грозного, данной в середине XVI в. вождю башкир племени мин Канзафар-бию. Ещё ранее академик Р. Г. Кузеев писал (в 1960 г.-авт.), что в тексте шежере башкир племени мин, последний вариант которого был составлен Янбахты-князем, могли быть включены выдержки из жалованной грамоты Ивана IV. Поэтому «шежере башкир племени мин – одно из наиболее ценных»17.

Добровольность вхождения башкир неоднократно признавали и власти на разных уровнях. В 1709 г. в «Доношении из Разряду в Ближнюю канцелярию» говорится о докладной записи казанского губернатора Апраксина П. М. о башкирах, что «деды и отцы их поклонились без спору и без войны и приехав из своей воли покорились, …договорились, чтобы их веры не нарушать и как ясаки платили деды и отцы их изначала, и им бы платить так же,… против прежняго бес прибавки, и они де великому государю покорны. А о том в прошлых де годах присланы к ним великого государя грамоты, чтоб всяких поборов вновь не накладывать, и вотчин не отнимать, и их веры не нарушать до окончания жительства». Причину башкирского восстания в начале XVIII в. губернатор объясняет тем, что прибыльщики А. Сергеев, М. Дорохов и А. Жихарев нарушили условия добровольного вхождения башкир в состав России»18.

Добровольность вхождения отмечали и маститые русские историки. Например, Татищев В. Н. (1686—1750) писал в «Лексиконе Российском, историческом, географическом, политическом и гражданском»: «Прежде они были под властию ногайских мурз и не могли снести от сих тягостей, в 1554 году просили царя Иоанна о принятии их в подданство и защищении. Что и учинено, и в землях их построен город».

Он же первым обратил внимание на то, что европейские учёные, такие как шведский географ Алаус Магнус, писатели Олиарий, Избрант, Адам Брант, Лебрун, Вебер и, особенно, попавший в плен во время Полтавской битвы шведский подполковник Страленберг, несправедливо чохом «под именем Великой Та (р) тарии всю сию страну заключили и всех жителей татарами имянуют». Отвергая эти недостоверные сведения, он уточняет: «От Тобола к западу те же горы до вершины рек Яика и Белой именуются Уральскими и отделяют от Сибири народ … – Башкиры, которые подданные российские и называемые Уфимские, ибо они в губернии Казанской, провинции Уфимской состоят…. В царство царя Иоанна Васильевича, как последняя Казань взята, они отдалились было к Сибири. И тогда, как сибирские, так и ногайские ханы их к себе призывали, но они, видя, себе великое от мурз утеснение, просили царя Иоанна Васильевича, чтобы их, приняв под свою власть, дал им спокойное обитание в тех степях и мурз от них вывел или изгнал, которое учинено»19.

Рис.8 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Карта Тартарии Г. Делиля 1706 (1766) гг.

Рычков П. И., первый член-корреспондент Петербургской академии наук (1712—1777), также писал в своей «Топографии Оренбургской», впервые опубликованной в 1762 году: «Как царь Иван Васильевич в лето 7061 (1552) Казанское царство взял и оным совершенно овладел, то спустя года с три, оные башкирцы, видя с казанскими татарами добропорядочные поступки и не возмогши более терпеть чиненных им от сибирских ханов и от кайсак утеснений, в российское подданство пришли и за то им не токмо те земли, где они прежде подданства своего… жили, а именно за Камою рекою и около Белой Воложки (коя после Белою рекою названа), им, башкирцам, подтверждена, но сверх того многими местами и разными выгодами пожалованы»20. Думаю, дальновидный Иван Грозный подтвердил башкирам не только башкирские земли, находящиеся под властью побеждённого Казанского ханства, но и земли башкир, пока находящиеся под игом Сибирского ханства и Ногайской орды для дополнительного стимула. Это похоже на раннего Ивана Грозного.

В 1782 г. образовано Уфимское наместничество, состоявшее из двух областей: Уфимской и Оренбургской. В 1788 г. составлено «Уфимского наместничества описание топографическое», где также отмечено: «Башкирцы между гор на долинах обитающие пришли в подданство к царю Ивану Васильевичу добровольно вскоре по взятии Казани, сиречь в 1556-м году»21.

В «Исторической записке о местности прежней Уфимской провинции где был центр древней Башкирии», изданной в Санкт-Петербурге в 1867 году также записано: «После покорения Казани, башкиры вступили добровольно в русское подданство, с условием, что они, по-прежнему, должны оставаться полными владельцами земель, и чтобы русское правительство всегда охраняло их земельные права, как от самовольных завладений внутри их вотчины, так и извне от набегов на неё ногаев и киргис-кайсаков. Для удовлетворения сего последнего условия, по просьбе башкир, построен город Уфа, и, таким образом, составилась Уфимская провинция. Эти условия русским правительством приняты и закреплены грамотою Царя Иоанна Грозного 1557 года, данною владетельному колену Уфимских башкир Гайнинской волости Осинской дороги». Там же отмечается, что последующие цари подтверждали условия этой грамоты: «Грамоту 1557 года, со всеми вотчинными правами этого владетельного колена башкир на уральские земли, подтвердил и Царь Фёдор Иоаннович… В 1754 г. Императрица Елизавета Петровна вновь подтвердила права по этой грамоте, во всей ея силе, и был снят, по просьбе владетельных башкир, ясак со всех башкир»22.

Соловьёв С. М. в 29-ти томной «Истории России с древнейших времён» привёл другой случай подтверждающей грамоты: «По этому обнадёживанию башкирцы прислали в Москву выборных, которые в приказе Казанского перед боярином и князем Юрием Алексеевичем Долгоруким и перед дьяками дали шерть на Коране – от калмыков и ногайцев отстать, возвратиться той же зимою в Уфимский уезд на прежние свои жилища, служить великому государю верою и правдою и отдать всех пленников и пограбленное. По принесению шерти башкирские выборные видели великого государя очи, „аки пресветлое солнце“, и получили жалованную грамоту на двух листах, русским и татарским письмом. Уфимский воевода от себя писал башкирам, что вперед им от уфимцев, служилых и торговых людей, никаких обид не будет и подвод лишних, кроме государевых дел, никто с них не возьмёт и в вотчинах их никто ничем владеть не станет»23.

Вхождение Башкирии в состав России имело огромное положительное значение и для самих башкир. Был положен конец жестокому господству ногайских, казанских, сибирских ханов, покончено с кровавыми феодальными междоусобицами и раздробленностью. Жестокость ногайского бия Татищев описывает так: «Всячески их изнурял и в бессилие их приводил. Ибо на три двора по одному токмо котлу для варения им пищи допускал и как скот и пожитки, так и детей их, к себе отбирал и землями владеть, тако ж и через реку Белую переходить, их не допущал. А кои звероловством промышляли, те за то принуждены были давать ему ясак с каждого человека по лисице, по бобру и по кунице, от чего наконец пришли они в самое крайнее истощение и убожество. По принятии башкирцев в подданство российское, обложены они были также ясаком, однако гораздо меньше и с лучшим учреждением, и то не с каждого человека, но с дворового числа, деньгами, по тогдашней цене означенных вещей»24. Вхождение привело к возрождению этнической консолидации народа, ведь башкиры были известны как самостоятельная нация в летописях арабских путешественников еще с IХ века, задолго до возникновения упомянутых ханств. И, в конечном счете, к росту численности башкир, – главному показателю здоровья нации и государства.

Рис.9 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

А какой великолепный пример получился для других соседних народов! Ведь такое добровольное присоединение целого народа со своими чернозёмами и богатыми недрами было первым в истории Московского царства. Поэтому именитые и уважаемые башкиры сопровождали все дипломатические миссии Москвы к ним, совместно с русскими уговаривая их добровольно присоединиться к возникшему евразийскому государству.

С добровольным вхождением Башкортостана в состав Московского царства фактически встретились два мира: полукочевой и осёдло – земледельческий. Конечно, башкирское мусульманское общество не могло немедленно ассимилироваться с православным русским. Процесс сближения с государственными институтами монархии, адаптации и интеграции башкир занял почти два века. Но русские уже в XVI веке развили и творчески применили Чингисхановскую форму взаимовыгодного сосуществования разных народов с разными религиями в одной стране без излишнего вмешательства в их внутреннюю жизнь. То есть федерализацию. Что дало возможность юридически превратить Московское царство в евразийскую супердержаву. Это произошло именно с присоединением башкир, живших и в Европе, и в Азии, в те далекие теперь уже 1554 – 1557 годы (Ведь казанские татары, чуваши, мари были завоёваны при взятии Казани, а их восстание весной следующего года жестоко подавлено. А поход Ермака в Сибирь произошёл на 30 лет позже). Мудры были наши предки…

Рис.10 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Башкиры. Акварель нем. худ. Х.-Г. Гейслера, участника экспедиции по югу России в 1793 – 1794 гг. ГМИИ им. Пушкина.

Напомним, что присоединение родственных православных братьев из трёх воеводств Украины – Киевского, Черниговского и Брацлавского во главе с Богданом Хмельницким произошло только в 1654 году. То есть на целых 100 лет позже присоединения мусульманской Башкирии! Необычность такого хода истории и огромного вклада башкир в построении великой России непременно должны были заметить и отметить историки периода Российской империи. И сделать соответствующие выводы об особом пути развития русской цивилизации. Но, во-первых, в исторической науке того времени правили бал немцы, которые работали по западноевропейским колонизаторским лекалам. В их головах просто не умещалось, что кто-то может добровольно присоединиться со своими богатыми землями. Во-вторых, в то время начались башкирские восстания за сохранение условий вхождения Башкирии в их первично-истинном виде, и имперские историки «замолчали» сей редкостный ход истории. А позже народились первые капиталисты, и от башкир стали нужны их чернозёмы и недра, а не история их присоединения. Историки же советского периода, начали спешно строить в своих трудах, в первую очередь, новую советскую цивилизацию.

С завоеванием Казанского ханства в 1552 г. и добровольным вхождением башкир – мусульман в 1554—1557 гг., а чуть позже и калмык – буддистов, ещё в Московском царстве началось взаимопроникновение культур разных вероисповеданий. То есть мононациональная русская цивилизация начала становиться многонациональной российской. Так как эти, а позже и другие восточные народы присоединялись к уже состоявшейся русской цивилизации, дополняя и обогащая её, и отдавая дань уважения к великой русской культуре, правильнее называть всё вместе русско-азиатской цивилизацией.

Почему-то сейчас историки федеральных ведомств или вообще не пишут о сотне добровольных присоединений разных народов или упоминают об этом вскользь и только о единицах из них. Между тем, добровольное присоединение сотни народов резко отличает русско-азиатскую цивилизацию от хищной англосаксонской. И писать об этом надо во всех учебниках! Причём, начинать уже с учебников для младших классов, а потом более развёрнуто и углублённо. В каждой автономии Российской Федерации есть труды, посвящённые их добровольному присоединению к Московскому царству. Но даже выжимки из них, почему-то, не попадают в федеральные учебники. Тем самым, мы сами на федеральном уровне замалчиваем уникальность становления своей русско-российской (азиатской) цивилизации. А вот о завоевании десятка других народов, например, кавказских, уже мощной Российской империей, пишут почти везде, причём без упоминаний о полном примирении с некогда завоёванными.

Занимаясь военной историей башкир с 1996 г., пришёл к нескольким важным выводам:

1. Башкиры были первым мусульманским народом, добровольно присоединившие к Московскому царству свои богатые земли ещё в 1554—1557 гг.

2. Московское царство стало евразийским государством в результате присоединения башкир, живших и в Европе, и в Азии! (Ведь поход Ермака в Сибирь произошёл на 30 лет позже).

3. Россия стала федеративным государством не с 1917 г., как пишут многие учёные историки, а фактически с 1557 года, раз сохранили за башкирами их земли в вотчинном пользовании и веру при добровольном присоединении!

3. Башкиры, начиная сразу с 1558 гг., с Ливонской войны, начали участвовать во всех войнах Московского царства, затем Российской империи, выставляя за свой счёт готовые полки конницы и проявляя истинное братство по оружию с русскими.

4. В 1570—1572 годах велась война с Крымским ханством, в которой на стороне России воевала и башкирская конница. Вот как давно начала проливаться русская и башкирская кровь за Крымские земли… Это актуально сегодня.

5. Параллельно с этим, башкиры охраняли свои, и уже ставшими общими, восточные границы России от набегов разных кочевников (также полностью за свой счёт).

Однако, копая глубже, был неприятно поражён тем фактом, что ни одной диссертации по теме русско-башкирского братства по оружию в XVI—XIX веках не было защищено. Хотя башкиры издревле гордятся своим участием во всех войнах России аж с 1558 годов, потому – что это отличает его от всех других народов Российской Федерации (кроме, конечно, самого русского). Участие в совместных походах и сражениях с таких давних времён, отложилось в народных песнях и былинах и наложило отпечаток даже на менталитет башкир. То есть, оно является одной из глубинных основ и отличительной особенностью башкир. Должны были быть защищены десяток диссертаций – по каждой войне, в которой участвовали башкиры. Поэтому отсутствие таких защищённых диссертаций – это большое служебное упущение лиц, отвечающих за развитие исторической науки в Республике Башкортостан.

А в целом, в истории возникновения фактического федерализма в России, необходимо отметить следующее: Позже, к сожалению, Пётр I нахватался в Западной Европе не только положительного опыта, как пишут сейчас сплошь и рядом, но и примеров силового захвата народов и территорий. (Так как в период его пребывания там, западноевропейский колониализм был в самом разгаре. – Вспомните колонии Великобритании, Нидерландов, Испании, Португалии, Дании). И вернувшись оттуда, Пётр I создал свою империю и выплеснул ценнейший полуторавековой опыт Московского царства по мирному привлечению народов с их территориями.

Но бесценный опыт государствообразующего русского народа не исчез бесследно и был использован народами при создании автономий в РСФСР. А многое оттуда взяли и мы, в свою нынешнюю Российскую Федерацию.

Глава 2. БАШКИРЫ В ВОЙНАХ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА XVI ВЕКА

С добровольным вхождением башкирских родов в Московское царство в 1554—1557 гг., военная служба стала постоянной и делилась на внутреннюю и внешнюю. Основной формой внутренней службы была охрана юго – восточных границ страны.

Воинское снаряжение башкир вначале состояло из пики или копья, сабли, боевого лука и колчана со стрелами, кистеня. Позднее добавилось огнестрельное оружие: ружья и пистолеты.

Рис.11 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Колчан, налучье, лук со стрелами, XVII в. Национальный музей Республики Башкортостан

Они должны были иметь две лошади (строевую и вьючную). Носили обычно синего или белого цвета суконный кафтан (сикмен), – парадные сикмены были из красного сукна, широкие шаровары, позже с красными лампасами, белую остроконечную войлочную шапку и кожаные сапоги. Башкирское войско делилось на тысячи (мен), сотни (йоз), пятидесятки (илле), десятки (ун), во главе которых стояли свои командиры; отличалось мобильностью и строгой дисциплиной. Военная тактика башкир определялась главенствующей ролью конницы.

Академик Иван Лепёхин оставил для потомков описание боевых тренировок башкир в 1770 году: «Они метили стрелами как в поставленную цель, так и в башкирцев, которые столько имели проворности, что в известном расстоянии могли увёртываться от пущенной стрелы. Иные пускали стрелы стоя на земле, а удалые расскакавшись во всю конскую прыть метили стрелою в поставленный предмет»25.

Ясачные башкиры, еще по договору с «белым падшой» (Иваном Грозным) владели беспошлинно долей вотчинной земли, платили ясак, охраняли закрепленный за их кантоном участок восточной границы и по первому зову властей выступали в поход, воевать за Россию.

Войско использовало лошадь башкирскую, происходящую от пород степного и лесного типов, сформировавшихся в условиях резко континентального климата при круглогодичном пастбищном содержании. Голова с прямым профилем, широким лбом. Шея толстая, короткая, холка низкая, спина широкая, прямая.

Рис.12 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Башкирская лошадь. Жеребец Леопард Уфимского конезавода.

Высота в холке небольшая: 142—145 см у жеребцов и 138—142 см у кобыл, вес 450—470 и 400—420 кг соответственно. Разводилась в Уфимской, Оренбургской губерниях, встречалась в Пермской, Казанской, Самарской губерниях и на почтовых трактах Западной Сибири. На башкирской тройке без отдыха и кормления можно было за 8 часов преодолеть 120—140 км.

Башкирская лошадь поставлялась и русской армии во время всех войн, которые вела Россия. Военными специалистами ценились такие качества башкирской лошади, как смелость и решительность. Интересно, кто у кого перенял эти два качества – лошади у хозяев или хозяева у лошадей? А также напористость и легкость в управлении, доверчивость к всаднику, способность продолжительное время передвигаться резвым галопом (карьер) и резвой (настильной) рысью, что позволяло всаднику эффективно вести прицельный огонь и рубить саблей. Выносливость лошади к этим аллюрам башкиры вырабатывали специальными тренировками. Башкирская лошадь неприхотлива, вынослива, обладает высокой работоспособностью и под седлом, и под вьюком, и в упряжи. Хорошо приспособлена к круглогодичному содержанию на пастбище, добыванию корма из-под снега на глубине 40—50 см (!). Рассказываю о лошади так подробно потому, что вплоть до начала XX века башкир без лошади и за полноценного мужчину не считался. Вся жизнь была построена на лошадях. За счет удлиненного телосложения лошадь имеет мягкий и не утомительный для седока ход, что крайне важно на войне.

Внешняя служба башкир заключалась в участии в войнах, которые Россия вела с другими государствами. Исторические источники свидетельствуют, что башкиры с первых же лет присоединения к Московскому царству начали участвовать в его походах и войнах. Сохранилось свидетельство иностранца, увидевшего русскую конницу сразу же после присоединения башкир. Марко Фоскарино, 1557 год: «Их лошади ниже среднего роста, сильны и быстроходны. На них обыкновенно сражаются копьём, железными палицами, луками и стрелами. Войско своё они устроили по примеру французов и из Татарии (иностранцы несколько столетий называли области восточнее Московского царства всех скопом Тартарией, а позже Татарией – авт.) выписали превосходных скакунов, которые по величине и дикости не уступают лошадям других стран. Когда произведён был смотр войск, то оказалось, что в них насчитывается в настоящее время 3000 тяжеловооружённых и 10000 лёгкой кавалерии, что представляется крайне удивительным; … 20000 конных стрелков на саксонский образец, они называются по-нашему «ферранхи»26.

Русь издревле напрямую торговала со странами Европы. Однако появившееся в Прибалтике государство крестоносцев – Ливонский орден начал взимать пошлины со всех товаров, провозившиеся через их порты. Более того, орден без всякого суда посадил в тюрьму на пять лет 300 западноевропейских врачей, учёных, горных мастеров, металлургов, оружейников, строителей, приглашенных Иваном IV для обучения русских ремесленников новым технологиям. В 1558 году началась война с крестоносцами. 17 января русское войско около 40 тыс. человек под командой хана Касимовского ханства Шах-Али начало военные действия на территории Ливонии. «Первый удар был нанесён по крепости Ругодив (Нарва), лежащей неподалёку от Финского залива. 12 мая крепость была взята.

Рис.13 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Взятие Нарвы при Иване Грозном в 1558 году. Худ. Б. Чориков.

25 мая 1558 г. русские осадили Сыренец (Нейшлот). На помощь им из Новгорода двинулись войска под командованием Фёдора Троекурова. В ожидании прихода подкрепления русская армия и стрельцы подвергли город интенсивному обстрелу, а дороги, ведущие в Ревель, перегородили засеками. 5 июня подошли войска Троекурова и с ходу начали штурм. На следующий день город капитулировал.

Пограничные с Русью северные земли Ливонии отошли, как тогда говорили, под руку московского царя. Боевые действия переместились на юг владений Ливонского ордена. В Пскове сформировали пять полков под водительством Петра Ивановича Шуйского и Фёдора Ивановича Троекурова, которые двинулись к крепости Нейгаузен (Вастоелийна). В первых числах июня русские войска окружили город. …Русские пушкари, ведя плотный огонь, сбили верх одной из башен города и сделали пролом в крепостной стене. Стрельцы, прикрываясь турами, вплотную приблизились к городским укреплениям. Гарнизон потерял всякую возможность обороняться и 30 июня выкинул белый флаг.

В июле 1558 г. русские войска осадили Дерпт. Воевода Шуйский предложил дерптцам сдаться, но собранные епископом Германом войска решили отстоять город… до тех пор, пока рыцарские войска не придут к ним на помощь. Против главных ворот русские насыпали земляной вал, установили на нём пушки и повели обстрел города, не прекращавшийся трое суток. За это время валы вокруг города поднялись настолько высоко, что ядра начали разрушать городские строения. Положение осаждённых становилось отчаянным. Шуйский снова предложил сдать город, но ответа не получил. Осада возобновилась. Стены крепости начали рушиться. И тогда магистрат послал гонцов к Шуйскому, чтобы узнать условия капитуляции. Они оказались приемлемыми.

В январе 1559 г. начался новый поход русских войск в Ливонию. В течении месяца (с 15 января по 17 февраля) они, не встречая сопротивления, дошли до Риги»27.

Рис.14 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Стяг и оружие Ивана Грозного. Рис. Ф. Солнцева.

Сохранилось свидетельство иностранца, как же выглядела русская конница в то время. Франческо Тьеполо, 1560 г.: «Конница из более знатных и богатых одевается в панцири из тонких и хорошо закалённых металлических пластинок; причём всё это производится в Персии. Эти (конники) в большинстве действуют копьём, прочие же все вместо лат носят толстые (стёганные) кафтаны, очень плотно набитые хлопком, они часто противостоят ударам, особенно стрелам. Среди них есть большой отряд аркебузеров, а все другие действуют луком. Общим для всех оружием является меч и кинжал, а немногие выделяются железными палицами. Лошади у них малорослые, но весьма приспособлены к (воинскому) труду и всяким невзгодам, а сверх всего и к холоду»28. Второй раз описание лошадей в русской армии совпадает с описанием лошадей башкирской породы. Похоже, Иван Грозный не только привлёк башкир к войнам России, но и массово и дёшево закупил у них лошадей для своей армии.

Армия Ивана Грозного быстро сокрушила государство крестоносцев. Но 31 августа 1559 г. Ливонский орден перешёл под протекторат Польши. К поздней осени польские гарнизоны разместились в крепостях Рижского епископства, а датский король Фредерик II послал своего младшего брата Магнуса с войсками в Северную Эстонию. Несмотря на это, «как только закончился срок перемирия (с февраля по декабрь 1559 г.), русские войска в начале 1560 г. возобновили наступление. В феврале воеводы П. Шуйский, И. Мстиславский осадили город Мариенбург (Алуксне), разбили стену, и гарнизон капитулировал.

Рис.15 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Башкир – военоначальник в походе. Худ. А. О. Орловский. Нач. XIX в.

Летом князь А. М. Курбский по личному повелению Ивана IV пошёл на город Вейсенштейн (Пайде). Сторожевые отряды захватили пленников, от которых Курбский узнал, что противник ждёт его в 8 км от крепости. Бой длился полтора часа. За это время подошли основные силы русского войска, и в ожесточённой рукопашной схватке немцы были опрокинуты. В панике они бежали к единственному мосту, наведённому через реку, протекавшую в тылу ливонцев. Мост не выдержал большой массы людей и проломился. Многие солдаты противника утонули. Когда взошло солнце, (этого) войска ливонцев не существовало.

В начале августа русские обложили Феллин, в котором находились огромные запасы продовольствия и военного снаряжения. Крепость имела на вооружении 18 тяжёлых орудий и 450 пушек разного калибра. Русские насыпали валы, расставили артиллерию и в течении трёх недель вели интенсивный огонь по городу. Попытки союзных польско-литовских войск прийти на помощь осаждённой крепости были отбиты Курбским. 21 августа Феллин подвергся особенно интенсивному обстрелу. Под давлением горожан бывший магистр ордена Фюрстенберг вынужден был принять условия капитуляции. Русские войска вошли в город.

Ливонские власти спешили найти себе (новых) покровителей. Северная Эстония с городом Таллинном 6 июня 1561 г. подчинилась Швеции, а 5 марта 1562 г. магистр ордена и рижский архиепископ присягнули на верность Польше. С подписанием этого договора Ливонский орден прекратил своё существование. В конце 1562 г. против России выступили (уже) Польша и Литва. Иван IV решил лично возглавить русские войска и 14 января 1563 г. из Великих Лук двинулся с войсками к Полоцку. 31 января началась осада Полоцка. Русские пушки после интенсивного обстрела … «стены пробили, и ворота выбили». Однако гарнизон сопротивлялся. Всё же массированный огонь русских орудий, не прекращавшийся ни днём, ни ночью, обрушил 500-метровый участок крепостной стены, и 15 февраля 1563 г. город сдался. … В 1564 г. военные действия возобновились. В январе на реке Улла и в июле под Оршей русские войска потерпели поражение. … Начались измены бояр и воевод, не разделявших политику Ивана IV. В апреле 1564 г. перешёл на сторону противника и князь А. М. Курбский, возглавлявший русские войска в Прибалтике с 1562 г.»29.

То есть, «эта победа нарушила расстановку сил на Балтийском море и поэтому настроила против России целый ряд стран. Одной из них была Швеция. Ещё более сложным оказался конфликт с Литвой, с которой Москву связывало длительное соперничество за наследие Древней Руси. Московские великие князья ещё ранее провозгласили желание воссоединить все бывшие княжества Руси, значительная часть которых, ослабленных монголо – татарским вторжением, попала под власть Литвы. Литва, понимая, что сил удержать русские земли у неё не хватает, объединилась с Польшей в одно государство (Люблинская уния 1569 г.-авт.). Так на западных границах России возникла могущественная держава Речь Посполитая.

Ожидаемой быстрой победы не получилось. Началась изнурительная война, продолжавшаяся четверть века, и не столько против крестоносцев, сколько против новых противников – Польши и Швеции, стремившихся не допустить закрепления России на Балтийском побережье. … В результате Россия вышла из войны пусть и без больших территориальных потерь, но очень ослабленной. Территорию Ливонии между тем поделили между собой Швеция, Речь Посполитая и Дания»30. Ливонская война была самой крупной из всех войн, которые вело Московское царство и потребовала напряжения всех сил царства. (Лишь в 1583 г. Иван IV заключил трёхлетнее перемирие со Швецией). По данным профессора А. Н. Усманова в Ливонской войне участвовали и башкиры: в 1558 г. в передовом полку Д. Ф. Адашева и «большом полку Шиг-Алея»31.

Получив от польско-литовского короля Сигизмунда II Августа подстрекательское письмо о том, что Московское царство увязло в большой войне в Прибалтике, крымский хан Девлет – Гирей в 1571 году двинулся на Москву с 40-тысячной ордой. Они разграбили и сожгли ремесленные слободы, столица выгорела практически дотла. Десятки тысяч русских людей были угнаны в рабство. Только Кремль устоял. Крымский хан был уверен, что после этого удара Московия уже не оправится. В следующем 1572 году он шёл уже «царствовать» в Москве. Татарские мурзы заранее разделили между собой русские земли. «Выступившее в июне войско хана насчитывало до 120 тыс. человек, в том числе 7 тысяч турецких янычар. Под Серпуховым ханские войска встретили отпор со стороны основных сил русской рати под командованием М. И. Воротынского. Девлет – Гирей, оставив небольшие отряды у Серпухова, с основными силами переправился через Оку при впадении в неё Лопасни и направился по Серпуховской дороге к Москве.

30 июля у деревни Молоди, в 60 км южнее Москвы, произошёл бой арьергарда крымского войска и шедшего за ним из Калуги полка во главе с князем Д. И. Хворостининым. Арьергард потерпел поражение. Уцелевшие беглецы сообщили Девлет – Гирею о преследовании. Хан решил вступить в сражение и разгромить русских, чтобы затем беспрепятственно двигаться на Москву. Передовой полк русских принял бой и, отступая, навёл противника на основные силы, пришедшие из-под Серпухова под командованием М. И. Воротынского. Русские артиллеристы и пищальники, оградившись гуляй – городом, открыли губительный огонь, нанеся ощутимый урон врагу. Последующие попытки атаковать русские позиции (спешенными – авт.) также не увенчались успехом. 1 августа атаки повторились, и во время одной из них русские вышли из гуляй – города, напали на крымчаков, а воевода Воротынский провёл большой полк по лощине и нанёс удар по тылу противника. Русские войска одержали победу, имея почти в два раза меньше сил, чем противник (не более 50 тыс. человек). Уцелевшие ханские отряды были разгромлены в последующих боях. По некоторым данным, Девлет – Гирей возвратился в Крым с остатками войска – не более 20 тыс. человек. Турецкие янычары погибли все»32. В историографию это сражение вошло под названием «Битва при Молодях 30 июля-2 августа 1572 года». В учебном пособии Мединского, Мягкова и Никифорова описание битвы совпадает, но цифры сторон и потерь чуть разнятся: Девлет – Гирей пришёл с армией в 80 тыс. человек, а вывести смог только 15 тыс. А о силах Воротынского написано так: «Царь отправил князю в качестве подкрепления отряд немецких наёмников, пришли донские и волжские казаки (надо понимать, что в волжские у них вошли и башкирские казаки – авт.). Ещё Воротынский нанял тысячу запорожцев. Всего у него было 21 тысяча человек – вчетверо меньше, чем у врага. … Засечная черта передвинулась на 300 км южнее. Россия начала освоение плодородных чернозёмов Дикого поле»33.

Рис.16 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Царю Ивану Грозному вручают военные трофеи, взятые у Девлет – Гирея князем Воротынским, 1572 г. Худ. Б. Чориков

Уважаемый профессор Усманов ещё в первом издании своего капитального труда указывал, что в войне 1571 – 1572 годов с Крымским ханством участвовали отряды башкир племени канлы под предводительством Суряша34. В башкирском шежере (летописи) указано, что царь «Иван Васильевич призвал на помощь башкир» и они «Азау (Азов) воевали»35.

Башкиры помогали и в борьбе с Сибирским ханством. Первый серьезный удар по Сибирскому ханству был нанесен казачьим атаманом Ермаком, отряд которого после многочисленных боев, занял 26 октября 1582 г. столицу Кучума Кашлык (Искер). Часть населения Сибирского ханства начала переходить на сторону Ермака. Положение хана Кучума стало критическим, он оставил столицу и скрылся в степях. Ермак обратился в Москву к Ивану IV за помощью. Но Ермаку не удалось закрепить победу. В августе 1585 года он попал в засаду и погиб, а остатки его дружины покинули Сибирь. Но правительство, послав дополнительный отряд, в 1586 – 1587 гг. все-таки возвело город Тюмень и острожек Тобольск в самом центре Сибирского ханства36.

Для борьбы с Кучумом и окончательного его разгрома, важное значение имело продвижение русских от Тобольска вверх по Иртышу. Правительство назначило экспедицию под предводительством А. Елецкого. В ней участвовали и башкиры. В царском наказе Елецкому имеются сведения о комплектации экспедиционного отряда: «Да из Казани и с Уфы послано полем в Тобольский город… татар Казанских и Свияжских 100 человек, башкирцев 300 человек, да к ним 4 человека детей боярских»37. 4 апреля 1598 года тарский воевода А. Воейков выступил с отрядам к берегам Оби, где со своими приближенными и отрядом в 500 человек находился хан Кучум. 20 августа Воейков напал на ханский стан. Бой продолжался «с солнечного восхода до полудня»38. Кучум потерпел полное поражение, после чего ушел в Среднюю Азию.

Рис.17 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Карта всей империи Российской и Сибири Ф. И. Страленберга 1730 года.

В Диком поле между Московским царством и Ордой жили вольнолюбивые казаки. «В Москве быстро оценили значение казачества. Русское правительство нанимало атаманов с отрядами на службу во время войны, подкупало подарками во время мира и вообще старалось взять под контроль казачьи сообщества. В целом эта политика была успешной.

Рис.18 Башкиры в войнах России XVI – XVIII веков. 2-е, доп. изд.

Яицкие казаки в походе. Неизв. худ.

Казаки сыграли огромную роль в заселении вначале Дикого поля, а потом Сибири и Кавказа. Продвигаясь по рекам, они заходили всё дальше и дальше, разведывали новые земли, основывали новые города и станицы. Так расширялись пределы Русского государства. Казаки были одновременно и щитом, и мечом нашего пограничья»39. Башкиры хорошо вписались в эту схему мирного продвижения Московского царства на восток.

Глава 3. БАШКИРЫ В ВОЙНАХ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА XVII ВЕКА

После смерти Ивана Грозного в 1584 г. царём стал его средний сын – тихий, мирный и набожный Фёдор. В 1598 г. умирает и Фёдор. Пресеклась старая династия ещё от Рюриковичей. Началась борьба за власть между боярами, участились восстания и бунты горожан и крестьян. Эти полтора десятилетия называются в истории «Смутным временем». Соседние государства, как всегда, решили воспользоваться временной слабостью Московского царства. На его территорию вторгались и вместе, и по отдельности, войска Речи Посполитой, Швеции и Крымского ханства.

В 1601 г. в Речи Посполитой появился человек, назвавшимся чудом спасшимся царевичем Дмитрием, младшим сыном Ивана Грозного. 13 октября 1604 г. Лжедмитрий I с польско-литовским войском перешёл на левый берег Днепра в устье реки Десны и направил войска на Чернигов и Новгород-Северский. Новгород-Северский, где находился царский воевода П. Ф. Басманов с 350 стрельцами, выдержал осаду. Войска Мстиславского двинулись на выручку Басманову. Но 21 декабря 1604 г. войска самозванца оттеснили Мстиславского – сказалась моральная неустойчивость царских войск. Мстиславский вынужден был отвести свои войска к Стародубу, где к нему присоединились посланные на помощь силы под командованием В. И. Шуйского. «21 января 1605 г. у села Добрыничи, недалеко от города Севск, произошло решительное сражение между русскими и польско-шляхетскими войсками. … Всего войско самозванца потеряло около 6 тыс. человек, были захвачены 13 пушек. Правительственная сторона потеряла 525 человек.…

Весной 1605 г. интервенты возобновили поход на Москву. 13 апреля 1605 г. скоропостижно скончался царствовавший в 1598—1605 гг. Борис Годунов. Царская армия не присягнула 16-летнему сыну Годунова Фёдору. Бояре перешли на сторону самозванца. Это позволило иноземному ставленнику Лжедмитрию I 20 июня 1605 г. вступить в Москву.

Воцарившись в Москве, Лжедмитрий показал своё истинное лицо. Его внутренняя политика носила ярко выраженный антирусский характер. Он и его польские приспешники бесчинствовали, глумились над русскими национальными обычаями. В Москве нарастало недовольство. Бояре во главе с В. И. Шуйским решили отстранить самозванца от власти. 17 мая 1606 г. на рассвете под звуки набата москвичи ворвались в Кремль. Лжедмитрий был убит. На трон был посажен боярин В. И. Шуйский (1606—1610).

Польская шляхта организовала новый поход на Москву во главе с Лжедмитрием II (выходец из города Шклов). Одновременно большое польско-шляхетское войско под командованием короля Речи Посполитой Сигизмунда III вторглось в русские земли и осадило Смоленск. Осенью 1607 г. из Стародуба к Туле двинулось войско нового самозванца, но узнав о сдаче города восставшими людьми Болотникова, вернулось в Орёл, куда стекались со всех сторон и польские, и русские авантюристы. Весной войско самозванца двинулось к Болхову и нанесло поражение царским войскам. Путь на Москву был открыт. В июне 1608 г. самозванец обосновался неподалёку от Москвы, в Тушине, за что впоследствии был прозван «тушинским вором». В Тушине был устроен хорошо укреплённый лагерь»40.

В трудные дни польско-шведской интервенции в начале XVII в., когда нужно было отстаивать независимость Русского царства, вместе с русскими боролись против интервентов и башкирские конники: Башкиры входили в состав войск нижегородского воеводы Андрея Семеновича Алябьева, которые 2 декабря 1608 года отбили у тушинцев Балахну, 5 декабря разгромили все его отряды, осаждавшие город Нижний Новгород, а 10 декабря 1608 года нанесли поражение отрядам Лжедмитрия II, засевших в селе Ворсме Нижегородской губернии. Здесь отличились башкиры41. Отступивших мятежников, разграбивших и сжёгших Ворсму, нагнали у с. Павлово и вновь нанесли им поражение. В донесении воеводы князя Репнина о победе, одержанной в 1608 году под Балахною говорится, что в составе «понизовой силы (т.е. правительственных войск Нижнего Поволжья), принимавшей участие в сражении, были и башкиры»

1 Буканова Р. Г., Фешкин В. Н. Бакиры в трудах русских учёных и исследователей. Уфа: Китап. 2007. С. 109—110./Никольский Д. П. Башкиры: Этнографическое и санитарно- антропологическое исследование. 1899 г.
2 Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. СПб: Кристалл. 2001. С. 413—414./Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII – XIV вв. о татарах и Восточной Европе.//Исторический архив. III. М.; Л. 1940. С. 85—86.
3 Сочинения князя Андрея Курбского «История о великом князе Московском». Список ХУ11 в.// РГАДА, Ф.181, д.82, л. 62—63.
4 ПСРЛ. Т.13. Никоновская летопись. С.221// РГАДА, ф.201, кн. 163.
5 Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России//Уфа: Китап, 2005, с. 25.
6 Юматов В. Древние предания башкирцев Чибиминской волости//Оренбургские губернские ведомости, 1848, №7.
7 Очерки по истории БАССР. Т.1. Ч.1. С.62.
8 Мирасов С. Башкирские шежэрэ. Уфа.1927. №4. С.4.
9 Иванов В. А. От неприятеля бы защиту иметь…//Уфа: Патриот, №1, сент. 2007. С. 5.
10 РГАДА, ф.201. Кн.163. С.1187; ПСРЛ. Т.13. Ч.1. С.282.
11 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.8. СПб. 1843. С.117.
12 Усманов А. Н. Добровольное присоединение Башкирии к русскому государству. Уфа. 1982. С.113.
13 Буканова Р. Г., Фешкин В. Н. Башкиры в трудах русских учёных и исследователей. Уфа: Китап. 2007. С. 131—132./Алекторов А. Е. История Оренбургской губернии. 1883.
14 Рахимов М. Г. Совместно укреплять и возвышать Россию. Ватандаш (Соотечественник). Уфа. 2007. №11. С.9.
15 Полное Собрание Русских Летописей. Т. 13. Первая половина. СПб. 1904.С.221.
16 Кузеев Р., Юлдашбаев Б. 400 лет вместе с русским народом. Уфа. 1957. С. 51.
17 Кулбахтин Н. М. Грамоты русских царей башкирам. Уфа: Гилем. 2007. С. 25, 29, 34./Башкирские шежере. Составление, перевод, введение и комментарии Р. Г. Кузеева. Уфа. 1960; Башкирские родословные. ИИЯЛ. Вып. первый. Уфа: Китап. 2002; РГАДА. Ф. 1234. Оп.1. Д. 2826. Л. 41—42 об.; Башкирские шежере. С. 186.
18 Кулбахтин Н. М. Грамоты русских царей башкирам. Уфа: Гилем. 2007. С. 28./ Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 4. М.; Л., 1936. С.259.
19 Буканова Р. Г., Фешкин В. Н. Башкиры в трудах русских учёных и исследователей. Уфа: Китап. 2007. С.19, 20, 21./Татищев В. Н. История Российская.1739.
20 Исследователи-путешественники о Башкортостане. 18 век. Сост., предис., коммент. Сидорова В. В. Уфа: Китап. 2007. С. 28./Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Уфа: Китап. 1999.
21 Буканова Р. Г., Фешкин В. Н. Башкиры в трудах русских учёных и исследователей. Уфа: Китап. 2007. С. 36,37./Уфимского наместничества описание топографическое. НИО и ОР РГБ. Ф. 178. №8818. —Лл. 14 об-15 об.
22 Там же. С.65—66, 68./Историческая записка о местности прежней Уфимской провинции, где был центр древней Башкирии. Санк-Петербург. Типография Товарищества «Общественная польза», по Мойке, №5. 1867
23 Там же. С. 108./Соловьев С. М. «История России с древнейших времён». СПб. Тт. 1—29. 1851—1879.
24 Исследователи-путешественники о Башкортостане. 18 век. Сост., предис., коммент. Сидорова В. В. Уфа: Китап. 2007. С. 29./Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Уфа: Китап. 1999.
25 Лепёхин И. И. Продолжение дневных записок путешествия академика и медицыны доктора Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1770 году. СПб. 1802./ Исследователи-путешественники о Башкортостане. 18 век. Сост., предисл., коммент. Сидорова В. В. Уфа: Китап. 2007. С. 204.
26 Тараторин В. В. История кавалерии с древнейших времён до эпохи Наполеоновских войск. – Мн.: Харвест, 1999. С. 308—309; Иностранцы в древней Москве. Москва XVI—XVII веков. – М.: Столица, 1991. С. 55—56.
27 Золотарев В. А., Саксонов О. В., Тюшкевич С. А. Военная история России. РАЕН. Жуковский-Москва: Кучково поле, 2002. С. 128—129.
28 Тараторин В. В. История кавалерии с древнейших времён до эпохи Наполеоновских войск. – Мн.: Харвест, 1999. С. 309; Иностранцы в древней Москве. Москва XVI—XVII веков. – М.: Столица, 1991. С. 63.
29 Золотарев В. А., Саксонов О. В., Тюшкевич С. А. Военная история России. РАЕН. Жуковский-Москва: Кучково поле, 2002. С. 129, 131.
30 Мединский В. Р., Мягков М. Ю., Никифоров Ю. А. Военная история России. Изд. 2-е, испр., доп. М.: Абрис. 2017. С. 88—89.
31 Усманов А. Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. 2-е изд., исправ. и доп. Уфа, 1982.
32 Золотарев В. А., Саксонов О. В., Тюшкевич С. А. Военная история России. РАЕН. Жуковский-Москва: Кучково поле, 2002. С. 132.
33 Мединский В. Р., Мягков М. Ю., Никифоров Ю. А. Военная история России. Изд. 2-е, испр., доп. М.: Абрис. 2017. С. 80, 81.
34 Усманов А. Н. Присоединение Башкирии к русскому государству. Уфа. 1960. С. 169.
35 Соколов Д. Н. Опыт разбора одной башкирской летописи/Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. 1898. Вып. 1У. С. 142.
36 История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов Х1Х в. под ред. Усманова Х. Ф. Уфа: Китап. 1997. С. 144.
37 Миллер Г. Ф. История Сибири. М.:Л. 1937. Кн.1. Приложения, №13. С.354.
38 8-Там же, с. 502; Акты исторические. Т.2. СПб. 1841. Док. 1,2,4,7,10—23.
39 Мединский В. Р., Мягков М. Ю., Никифоров Ю. А. Военная история России. Изд. 2-е, испр., доп. М.: Абрис. 2017. С. 83.
40 Золотарев В. А., Саксонов О. В., Тюшкевич С. А. Военная история России. РАЕН. Жуковский-Москва: Кучково поле, 2002. С. 136—137.
41 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб, 1841. Т.2. №113. С.142.
Продолжение книги