Опровержение тем, кто не следует мазхабам бесплатное чтение
© ЧУ «ИД «Хузур» – «Спокойствие», 2021
بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحَْٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Жизнеописание Ибн Раджаба аль-Ханбали рахимахуллахи
Он родился в Багдаде в месяце Раби‘ аль-авваль 736 года (ноябрь 1335 года). Год рождения его отца – 706 год (1306–1307 гг.) – в некоторых источниках приводится как дата рождения Ибн Раджаба. Он прославился именем Ибн Раджаб, так как его деда назвали Раджабом за то, что он родился в этот месяц. Первоначальное образование получил от отца и деда, которые были мухаддисами. Согласно его рассказу («Аз-Зайль ‘аля Табакат аль-Ханабиля, II, с.436), он посещал уроки ‘Абдуррахима ибн Абдуллаха аз-Зарирани в медресе «Муджахидийа» в Багдаде, ценность которых он не смог оценить из-за того, что он был в младшем возрасте. Он также в младшем возрасте по совету отца посещал в Багдаде уроки знаний таких ученых как Сафиййуддин ибн Абдульхак аль-Багдади, Алямуддина аль-Бирзали и Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Ахмада ат-Тали ад-Димашки.
В 744 (1343) году он уехал вместе с отцом в Дамаск. Там получил иджазу от мухаддиса Ибн ан-Накиба аль-Мисри и Аляуддина Ахмада ибн Абдульму’мина ас-Субки. Прослушал курсы по хадисоведению у мухаддисов Мухаммада ибн Исма‘иля аль-Хаббаза и Ибрахима ибн Дауда аль-Аттара. После переезда в Наблус получил уроки от учеников Хафиза ибн Бадрана. Потом он уехал в Иерусалим и там прослушал уроки по хадисам от Алаи. В 748 (1347) году вместе с отцом вернулся в Багдад. В этот период читал хадисы у Абу аль-Ма‘али Мухаммада ибн ‘Абдурраззака аш-Шайбани. В следующем году совершил вместе с отцом хадж.
В Мекке Ибн Раджаб прослушал книгу аль-Бухари «Суласиййат» у Абу Хафса ‘Умара. По возвращении в Дамаск стал учеником Ибн Каййима аль-Джаузиййи и до конца его жизни не покидал его. Потом он переехал в Каир и посещал кружки по изучению хадиса Ибн аль-Мулюка и Мухаммада ибн Мухаммада ибн Абу аль-Харема аль-Каланиси. В 763 (1362) году совершил хадж во второй раз. Среди его учителей были такие ученые как Зайнуддин аль-‘Ираки, Ибн ‘Абдульхади, Фахреддин ‘Усман ибн Юсуф ан-Нури, Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн ‘Абдуль‘азиз аль-Варрак, Алаэддин ‘Али ибн Зайнуддин аль-Мунаджжа.
После окончательного переезда в Дамаск и смерти своего учителя Ибн Кади аль-Джабаля (ум. 771/1370), Ибн Раджаб начал проводить религиозные беседы, а после смерти Ибн ат-Таки (ум. 788/1386) начал преподавать в медресе «Ханбалиййа». Также он проповедовал в медресе «Умарий-йат аш-Шайхиййа» и «Турбат аль-‘Иззиййа». Его проповеди сильно воздействовали на людей не только из-за его благочестивой и набожной личности, знания хадисов и преданий из жизни сподвижников и праведных предшественников [саляф], но и из-за его сильного метода. Не увлеченный делами мирской жизни и пренебрегавший встречами с чиновниками и правителями, Ибн Раджаб занимался обучением и сочинением трактатов в медресе «Суккариййа» Кассаина. Он воспитал большое число учеников, среди которых есть такие ученые, как Мухаммад ибн Ахмад аль-Макдиси, ибн аль-Лаххам, Ибн ар-Рассам, ‘Абдуррахман ибн Ахмад ибн Аййаш, Кади аль-Кудат Абу аль-Фазл Мухиббуддин Ахмад ибн Насруллах аль-Багдади и Абу Зарр ‘Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Мисри. Он умер 4 числа месяца Рамадан в 795 году (14 июля 1393 года) в Дамаске и похоронен на кладбище «Бабуссагыр». Его могила является местом посещения в Шаме. В некоторых источниках записано, что время его кончины – это месяц Раджаб.
Будучи одним из авторитетных ученых по хадисоведению, Ибн Раджаб также писал свои труды по фикху, усуль аль-фикху, тафсиру, каламу, ахляку и истории, он также был знаменосцем ханбалитского мазхаба в Дамаске и Иерусалиме. После того, как на него оказывалось давление за то, что он издавал фетвы по поводу взглядов Такиуддина ибн Таймии, он вынужденно отказался от этой деятельности. Однако в этот раз он подвергся критике со стороны сторонников Ибн Таймии и в конце жизни отказался полностью от издания правильных фетв. В его сочинении «аль-Кава‘ид фи аль-фикх аль-ислами» можно встретить примеры того, как он предпочитает взгляды Ибн Таймии мнению Ахмада ибн Ханбаля[1] с одной стороны, а с другой стороны в его сочинении присутствуют опровержения взглядов Ибн Таймии и Ибн Каййима. Например, он не поддержал их мнение о том, что три талака за один раз следует признать талаком радж‘и.[2] Также из его сочинений становится ясно, что он не являлся рьяным последователем ханбалитского мазхаба, так как в своих сочинениях излагал мнения и других трех мазхабов.
Ибн Раджаб – это ученый, который рассматривал в своих сочинениях вопросы вероубеждения и общие вопросы Ислама в духе учения саляфов. Он неодобрительно оценивал достижения мысли в сфере философии, калама и тасаввуфа, которые достиг исламский мир до этого времени. Он даже считал бид‘а [нововведением], который был запрещен Пророком саллаллаху ‘алейхи ва саллям, все идеи, развитые ради религии в области фикха и ахляка. Согласно его убеждению, захириты, которые заявляют о том, что они следуют Сунне, в то же время толкуют священные тексты отлично от ученых-муджтахидов, исламские философы и приверженцы калама, которые усвоили метод организации диспутов, заявляют о том, что в священных текстах содержатся противоречия и трактуют их согласно своим воззрениям, являются группой бид‘а [нововведенцев]. Касательно суфиев, он считает, что они, опираясь на свои убеждения, привнесли в религию множество опасных бид‘а [нововведений] под видом деятельности в области наук скрытых смыслов и сердца, которые они именуют завком [получение духовного наслаждения] и кашфом [духовным прозрением]. Через врата кашфа, которые открываются суфиям, попытались привнести в Ислам множество воззрений зиндиков [еретиков-вольнодумцев], верили в то, что вали [угодники Аллаха] превосходят по степеням пророков, или в то, что исчезла надобность в пророках, переняли идеи перевоплощения или слияния со Всевышним, выдвинули такие концепции как вахдат аль-вуджуд, одобрили запретные религией дела и вдохновляли людей к деяниям, которые отвлекали людей от поминания Аллаха и совершения намаза[3].
Некоторые воззрения Ибн Раджаба относительно вероубеждения, в целом, соответствуют вероубеждению саля-фов, особенно, отстаиваемые им идеи касательно жизни в могиле не присутствуют в его трудах, а лишь являются мнениями некоторых исламских ученых.[4] Опираясь на часть предания хадисов, признание им того, кто не совершает намаз, неверующим, в целом, противоречит методу ахлю ас-Сунна валь-Джама‘а. Их обвинения сторонников калама в привнесениях нововведений в религию неуместно, так как в вопросах вероубеждения они часто обращаются к разуму. По той причине, что коранические тексты в первую очередь, а потом и остальные священные тексты Ислама предписывают размышлять над знаниями, переданные путем откровения, Ибн Раджаб также говорил о том, что суждения касательно того, что познавшие Аллаха не боятся адского наказания, противоречат разуму и врожденным знаниям.[5]
Труды Ибн Раджаба аль-Ханбали рахимахуллахи
Труды по фикху:
1. «Аль-Кава‘ид» («ат-Такрир аль-кава‘ид ват-тахрир аль-фаваид»).
В этом сочинении, которое считается одним из образцов литературы «кава‘ид» [правила, принципы], возникшей в ханбалитском мазхабе в VIII (XIV) веке, содержится 160 принципов и 20 правил под названием «файда» [выгода, польза, успех]. Каждый принцип и правило излагается различными примерами из ответвлений мазхаба. В сочинении, которое увидело свет во времена завершения оформления доктрины ханбалитского мазхаба, Ибн Раджаб попытался определить принципы и пути развития с целью разъяснить противоречия фикха ханбалитского мазхаба и внутри мазхаба, которые возникли до периода начала его рождения. А также он попытался выявить правовую логику, которая покоилась за предпочтениями факихов и их решениями. Он также приложил усилия в деле защиты мазхаба, формируя целостную логическую связь между фундаментальными идеями мазхаба и его различными вопросами, таким образом, заполняя возможные пробелы. Автор во введении выявляет и систематизирует положения мазхаба, устанавливает источники фикха, классифицирует разнообразные вопросы фикха, разъясняет, что эти принципы являются ключевыми для факиха в деле придания смыслов противоречивым и крайним взглядам.
Принципы, которые в основном состоят из нескольких предложений – это короткие и сжатые разъяснения, которые распространены в литературе «кава‘ид», по сравнению с подробными трактовками фикха и классификациями. Несмотря на то, что этот метод разнообразен, он является важным источником для последующих поколений во время составления трудов по богословию, также во время подразделения его правил на подвиды и приведения примеров, применяемые для сбора и обобщения материала. До труда «аль-Кава‘ид» этот труд издавал Мухаммад Амин (Каир 1352/1933), а потом была опубликована работа Тахы Абдуррауфа ас-Са‘да (Каир 1392/1972), которая содержит классификацию принципов согласно типологии ветвей фикха со списком и указателем литературы. А Ахмад ибн Абдуллах аль-Кари аль-Ханафи сокращает эти 160 принципов, которые приводятся в сочинении, и включает их во введение сочинения «Маджалля аль-ахкам аш-шар‘иййа ‘аля мазхаб аль-имам Ахмад ибн Ханбаль».[6]
2. «Аль-истихрадж ли ахкям аль-харадж».
Этот труд посвящен правовым нормам налогообложения, в особенности налогу харадж. Наличие разнообразных источников в области тафсира, хадиса, фикха, истории, языка, биографики, государственного управления и финансов указывает на разноплановую эрудицию автора сочинения. Дополнительную ценность сочинению придают ссылки к работам Хасана ибн Зияда аль-Лю’люи «Китаб аль-харадж», Абу Бакра аль-Халлала и Джахдами «Китаб аль-амваль», которые недоступны нам на сегодняшний день. Сочинение было многократно переиздано.[7]
3. «Аль-Ка‘ыдат аз-захабия фи аль-му’амалят аль-исла-миййа: «Ляя дарара ва ляя дырар».[8]
4. «Ахкам аль-хаватим ва ма йата‘алляку биха».[9]
5. «Фасль фи вуджуби ихрадж аз-закят ‘аля аль-фавр».
Это сочинение посвящено обязательности раздачи закята без промедления.[10]
6. «Аль-кауль ас-саваб фи тазвиджи уммахати авляд аль-гуййаб».[11]