10 писем, изменивших мир. Послания из глубины веков бесплатное чтение

Предисловие

Идея возникновения этого издания появилась у меня после прочтения книги Фрэнсиса Чана «Письма к церкви» и перевода Нового Завета The Message («Послание»), выполненного Юджином Петерсоном.

За долгие годы служения священником я увидел, что есть существенная разница между тем, как церковь описана в Новом Завете апостолами, и тем, как мы понимаем ее сейчас. Апостолы три года ходили с Иисусом Христом, чтобы понять Его учение. Позже на основании своего понимания и при водительстве Духа Святого они создали особое сообщество людей – экклесия, которое на русском языке мы называем церковью, что в одном из употреблений этого слова буквально означает «собрание христиан в каком-либо населенном пункте». Когда в IV веке при императоре Константине христианство стало официальной государственной религией, христианам были отданы языческие храмы, куда были перенесены основные собрания верующих, что в итоге привело к пониманию слова «церковь» как определенного здания, а понятие «общность людей» с развитием крупных городов начало смещаться в сторону значения «собрание людей в определенном месте в определенное время».

В итоге понятие церкви у современных людей сильно отличается от того, что существовало вначале. И все остальные вопросы вытекают из этого факта: так как мы по-другому понимаем идею церкви, то под свое понимание мы приспосабливаем и понимание Священного Писания, и наше поведение как верующих, принадлежащих церкви. А это, в свою очередь, формирует отношение общества к церкви, зачастую скорее негативное, чем позитивное. А вот в книге «Деяния святых апостолов» мы читаем, что первые христиане пользовались всеобщей любовью. Почему так изменилось отношение к церкви?

Чтобы разобраться в этом, очень важно отстраниться от стереотипов и попытаться узнать, какой видели апостолы-основатели эту общность людей, называемую вначале учениками Христа, а затем просто христианами и церковью. Конечно, это сложно сделать, ведь мы все равно будем смотреть на историю церкви глазами современного человека.

Также наш взгляд зависит от того, в каком переводе мы читаем Новый Завет. Долгие годы в России практически единственным переводом Нового Завета на современный русский язык был синодальный перевод, выполненный более двухсот лет назад. Но сегодня многие понятия, которые использовались в этом переводе, уже не так очевидны, и мне как проповеднику часто приходится объяснять смысл тех или иных отрывков новозаветных посланий, потому что современному читателю очень сложно их понять.

Всё было бы гораздо проще, будь у нас возможность читать новозаветные тексты, не пользуясь комментариями после каждого стиха в поисках смысла, который автор хотел донести до читателя. Такой способ есть, и он уже проверен практикой во многих общинах, где мне довелось проповедовать последние два года. Именно столько времени я использую современное прочтение новозаветных посланий в своих проповедях и разнообразных библейских семинарах, которые по роду деятельности мне приходится проводить довольно часто.

Именно прочтение, а не перевод, потому что оно не претендует на истину в последней инстанции, но дает возможность взглянуть глазами современного человека на те понятия, которые апостолы хотели донести до нас две тысячи лет назад.

Юрий Ананьев

Письмо № 1. Послание к Римлянам

Глава 1

1 Я, Павел, являясь преданным рабом Иисуса Христа, уполномоченным апостолом по Его поручению провозглашать слова и дела Божьи, пишу это письмо всем верующим в Риме, друзьям Бога.

2–7 Священные Писания содержат предсказания пророков о Сыне Божьем. Его происхождение от царя Давида вписывает Его в общемировую историю. Когда Иисус воскрес из мертвых, то Дух Божий показал нам Его как Сына Божьего, Христа Спасителя и нашего Господа, через Которого мы и получили две части одного целого: щедрый дар жизни и неотложную задачу передавать его другим. Ведь вы те, кто вы есть, только благодаря этому дару и призванию Иисуса Христа! От всей души приветствую вас именем Бога, нашего Отца, и нашего Господа Иисуса Христа.

8-12 Во-первых, я благодарю Бога через Иисуса Христа за каждого из вас. Люди повсюду рассказывают мне о вашей живой вере, и каждый раз, когда это слышу, я благодарю Его. И Бог, Которому я так люблю поклоняться и служить, распространяя Послание Евангелия о Его Сыне, знает, что я постоянно вспоминаю о вас в своих молитвах и прошу Его дать возможность прийти и увидеть вас. И чем дольше длится ожидание, тем сильнее растет это желание во мне. Я хочу быть у вас, чтобы самому доставить этот Божий дар и увидеть, как вы окрепнете в нем! Но не подумайте, что я приду, только чтобы отдать! Моя вера также обогатится в общении с вами.

13–15 Пожалуйста, не поймите меня неправильно, друзья. Вы не представляете, сколько раз я строил планы на Рим! Я хочу порадоваться тому, что увижу Божью работу среди вас, как я видел ее уже во многих других городах и общинах. Просто всегда находится что-то, мешающее мне это сделать. Вообще, при встрече с любыми людьми – и неважно, высокообразованные они или простые, культурные или грубоватые, – во мне все больше растет осознание своей ответственности за продолжение этого доброго дела. Именно поэтому я не могу дождаться, когда доберусь к вам в Рим, провозглашая эту замечательную весть о Боге.

16–17 Я очень рад тому, что провозглашаю могущественную идею этого необычного Божьего Послания: спасти всех, кто в Него верит, начиная с евреев, а затем и всех остальных! И этот путь спасения открывается через веру, подтверждая то, о чем сказано в Писании: «Праведный верою жив будет…»

18–23 Но гнев Божий проявляется по мере того, как накапливаются факты человеческого неверия, проступков, лжи, попыток скрыть правду. А ведь реальность Бога очевидна. Просто открой глаза, и вот Он! Посмотрев долгим и вдумчивым взглядом на то, что сотворил Бог, люди всегда смогут открыть для себя то, что не видят их физические глаза, например вечную силу и тайну Его Божественного существования. Так что ни у кого нет оправданий.

Вот как это произошло: люди прекрасно знали Бога, но так как они не относились к Нему как к Богу, отказываясь поклоняться Ему, то поставили себя в глупое положение, при котором в их жизни не осталось ни смысла, ни цели. Они делали вид, что знают всё, но по факту вели себя безграмотно в отношении собственной жизни. Они променяли свой образ Божий – поклонение Богу, Который держит весь мир в Своих руках, – на поклонение вещам, которые, как им казалось, приносят радость и удовольствие.

24–25 И тогда Бог сказал людям: «Вы этого захотели, вы это и получите». В результате они жили как в свинарнике, грязные внутри и снаружи. И всё потому, что они обменяли истинного Бога на поддельного и поклонялись богу, которого создали сами, вместо Бога, Который их создал, – Он один достоин поклонения, и да будет так всегда!

26–27 Потом стало еще хуже. Отказываясь знать Бога, они скоро забыли, что значит быть людьми: женщины не знали, как быть женщинами, мужчины не знали, как быть мужчинами. В сексуальном замешательстве они оскорбляли и оскверняли друг друга: женщины с женщинами, мужчины с мужчинами – все это было вожделением без любви. А затем они поплатились за это. О, как они поплатились за это – опустошенные, без Бога и без любви, кучка нечестивцев, живущих по расчету!

28 Поскольку они не удосужились познавать Бога, Он прекратил их беспокоить и позволил им жить самостоятельно. И тогда их жизнь превратилась в ад: пришло безудержное зло, желание хватать и хапать, навык бить в спину. Они сделали свою жизнь адом на земле из-за зависти, бессмысленных убийств, ссор и мошенничества. Посмотрите на них – это подлые, ядовитые, безбожные разбойники, чванливые, невыносимые болтуны! Они продолжают изобретать новые способы разрушения жизни. Они бросают своих родителей, когда те стареют и начинают им мешать. Они стали жестокими и хладнокровными. И они такие не потому, что не знали лучшего. Ведь они прекрасно знают, что, живя таким образом, плюют в лицо Богу. Но им все равно. Мало того, они раздают призы тем, у кого лучше всех получается так делать!

Глава 2

1–2 Эти люди катятся по наклонной. Но если вы считаете себя выше их и поэтому можете показывать пальцем на подобных, задумайтесь. Потому что каждый раз, когда вы критикуете кого-то, на самом деле вы осуждаете себя. Осуждение других – хорошо известный способ скрыть собственные преступления и проступки. Но Бога не так легко обмануть. Он видит вас насквозь, и вы будете наказаны за свои проступки, как бы вы ни пытались их скрыть.

3–4 Вы же не думали, что, показывая пальцем на других, вы можете отвлечь Бога от ваших грехов? Или вы думаете, что Он по милости Своей позволит вам творить беззаконие? Лучше задумайтесь перед тем, как так поступать. Бог добрый, но Он не слабый. При всей своей доброте Он крепко берет нас за руку и ведет к радикальному изменению жизни.

5–8 Или вы останетесь ни с чем. Каждый ваш отказ и уклонение от Бога добавляют масла в огонь. И приближается день, когда пламя разгорится очень сильно, – это день Божьего огненного и праведного суда.

Что мы получаем в итоге: настоящую, вечную жизнь для тех, кто на стороне Бога, а для тех, кто хочет идти своим путем или путем наименьшего сопротивления, – пожирающий огонь!

9-11 Если вы бунтарь, вы разрушите свою жизнь, независимо от того, из какой вы семьи или как вас воспитывали родители, в каких школах вы учились. Но если вы принимаете любые действия Бога, вы будете вознаграждены, опять же независимо от того, откуда вы и как выросли. Будучи евреем, вы не получаете одобрение Бога автоматически. Бог не обращает внимания на то, что другие говорят о вас или что вы сами о себе думаете. На Его решение невозможно повлиять.

12–13 Если вы грешите, не понимая того, Бог примет это во внимание. Но если вы грешите, прекрасно зная, что делаете, это совсем другая история. Слушание Слова Божьего – пустая трата времени, если не выполнять того, о чем в нем говорится. Делать, а не слышать – вот что имеет важное значение в отношениях с Богом.

14–16 Когда люди, никогда не слышавшие о Законе Божьем, следуют ему более или менее инстинктивно, они подтверждают его истинность своим послушанием. Они показывают, что Закон Бога не является чем-то чуждым, навязанным нам извне, но вплетен в саму ткань нашего творения. Глубоко внутри них что-то отзывается эхом на Божье «да» или «нет», на Его установление того, что является правильным и неправильным. Их ответ на это «да» и «нет» станет достоянием общественности в тот день, когда Бог примет окончательное решение относительно каждого человека. И Послание от Бога, данное нам через Иисуса Христа, которое я провозглашаю, учитывает все эти различия.

17–24 Если вы воспитаны иудеем, не думайте, что можете расслабиться в объятиях своей религии и испытывать чувство самодовольства, потому что вы являетесь носителем Божьего откровения и лучше других знаете волю Божью и последние богословские доктрины! У меня особое предостережение для тех, кто уверен, что у них с Богом все в порядке. Для тех, кто изучил и знает Библию от корки до корки и чувствует себя способным выводить других из сложных жизненных ситуаций и тупиков, сквозь черные дни и разочарование в Боге. Когда вы ведете других, кто будет вести вас? Говоря им «Не укради», вы при этом обкрадываете этих слепых людей. Кто же вас заподозрит? Та же история и с прелюбодеянием, и с идолопоклонством. При этом вы можете убедительно проповедовать на любую тему из Слова Божьего. В Священном Писании сказано, что из-за вас люди не воспринимают Бога всерьез. Это старая проблема, которая не разрешится сама собой.

25–29 Обрезание – это ритуал, который отмечает вас как еврея, и прекрасно, если вы живете по Закону Божьему. Но если вы не чтите Закон Божий, это хуже, чем быть необрезанным. Верно и обратное: необрезанные, стоящие на путях Божьих, ничем не хуже обрезанных, а даже лучше. Лучше соблюдать Божий Закон необрезанным, чем нарушать его обрезанием. Разве вы не понимаете: евреем вас делает знак Бога на вашем сердце, а не шрам от ножа на вашей коже. Истинное одобрение исходит от Бога, а не от людей.

Глава 3

1–2 Так какая разница, еврей ты или нет, обучен ходить Божьими путями или нет? Как выясняется, это имеет большое значение, но не в том смысле, о котором многие думают.

2–6 Первый вопрос – о том, что евреям было поручено записывать Божьи откровения и Священное Писание и сохранять их. Что стало с теми, кто отказался от своего призвания? Бог же не оставил их. Как вы думаете, их неверие сводит на нет Его верность? Да никогда! Будьте уверены: Бог держит Свое слово, даже когда весь мир лжет. И Писание говорит то же самое: «Ты праведен, и слова Твои истинны; наше неверие Тебя не меняет». Но если наше неверие только подтверждает, что Бог прав, разве не надо нас за это похвалить? И если наши лживые слова не влияют на Его правду, разве у Бога нет права уличить нас? Ответ на эти вопросы один: Он имеет такое право! Как еще можно было бы все исправить, если бы Бог не вмешивался?

7–8 Неправильно говорить: «Если мой обман служит более явному утверждению Божьей истины, разве меня за это можно винить? Наоборот, я тем самым делаю одолжение Богу». Некоторые пытаются приписать нам следующие слова: «Чем больше зла мы делаем, тем больше добра делает Бог, так что давайте грешить!» Это чистая клевета.

9-20 Что в итоге? Думаете, евреи более защищены, чем другие народы? На самом деле нет. Еврей ты или нет, мы все начинаем в одинаковых условиях – грешниками. Писание не оставляет нам никаких сомнений: «Нет ни одного человека, живущего правильно, никто из тех, кто уже вырос достаточно, чтобы считать по пальцам, не боится Бога. Все они ошиблись поворотом, все они блуждали в тупиках сознания. Никто не живет правильно, не найти ни одного. Их рты – зияющие могилы, их языки скользкие, как оползни. Каждое их слово окрашено ядом. Только они откроют рот – и уже отравляют воздух. Они соревнуются за звание «Грешник года», наполняют землю горем и разорением. Не знают ничего о том, как жить ради других, и никогда не посвящают Богу время в своем дне».

Этим Бог достаточно ясно говорит нам – тем, для кого Писания и создавались в первую очередь: вы все грешники, и вы все вместе в одной тонущей лодке! Участие в Божьем откровении не ставит нас в исключительное положение пред Богом – наоборот, Он побуждает нас признать свое соучастие во всеобщем грехе человечества.

21–24 Но в наше время к этой картине мира добавилось кое-что новое. То, чему были свидетелями Моисей и пророки, произошло. Они свидетельствовали о том, что Бог всё устраивает правильно в мироздании. А для нас стало ясно, что Он всё это совершает через Иисуса. И не только для нас, но и для всех, кто в Него верит. Ибо в этом нет разницы между нами и другими. С незапамятных времен ведется длинный и печальный отчет нашей ветхозаветной жизни о том, что мы все грешники, неспособные жить славной жизнью, которую Бог приготовил для нас. И поэтому Бог решает сделать это за нас. По Своей великой щедрости Он поставил нас рядом с Собой. Это драгоценный дар. Он вытащил нас из хаоса, в котором мы находились, и вернул туда, куда всегда хотел. И сделал Он это с помощью Иисуса Христа.

25–26 Бог принес Иисуса в жертву на алтаре за весь мир, чтобы очистить этот мир от греха. Вера в Него очищает нас. Бог сделал это на глазах у всех – очистил мир через жертву Иисуса, таким образом разобравшись с грехами, которые Он так терпеливо переносил. И Он продолжает это очищение и по сей день! Бог всё исправляет. Он дает нам возможность жить в Его праведности.

27–28 Где же теперь все эти гордые еврейские претензии и встречные иски? Отменены? Да, их отменили. Мы узнали следующее: Бог не отвечает на то, что мы делаем, – это мы отвечаем на то, что делает Бог. Мы наконец-то разобрались. Наша жизнь идет в ногу с Богом, позволяя Ему задавать темп. Нам можно перестать делать вид, что это мы гордо или суетливо управляем парадом.

29–30 И что же тогда с нашими гордыми еврейскими притязаниями на то, что мы с Богом? Они безосновательны. Бог – это Бог всех народов, а не только евреев. Как могло быть иначе, если есть только один Бог? Бог для всех, кто приветствует Его действия и вступает в отношения с Ним, неважно, следуешь ли ты иудейской религиозной системе или никогда даже не слышал о ней.

31 Но, смещая внимание с наших поступков на действия Бога, не отменяем ли мы тщательное соблюдение правил, которые заповедал Бог? Ни в коем случае. На самом деле весь наш новый образ жизни на основании Божьих установок только подтверждает правильность этих заповедей.

Глава 4

1–3 Итак, что мы знаем об Аврааме, нашем первом отце в вере, при этом новом взгляде на вещи? Если Авраам тем, что он сделал для Бога, убедил Бога одобрить его, безусловно, это выглядит как заслуженное признание. Но рассказанная нам история – это история Бога, а не Авраама. В Писании читаем: «Авраам вошел в то, что Бог делал для него, и это стало поворотным моментом. Он верил, что Бог исправит его, вместо того чтобы пытаться быть правым самому».

4–5 Если вы трудолюбивы и хорошо выполняете свою работу, вы заслуживаете свою зарплату; зарплату не назовешь подарком. Но если вы видите, что работа слишком велика для одного и что ее может сделать только Бог, то вы доверяете это Ему, потому что никогда не сможете сделать всё сами, как бы усердно и долго вы ни работали. Это и есть вера, или, по-другому, доверие Ему, – сделать то, что уравняет вас с Богом. Вот это уже настоящий подарок.

6–9 Давид подтверждает эту точку зрения, говоря, что тот, кто доверил Богу сделать все правильно, не настаивая на своем праве голоса, будет счастлив, как человек, чьи преступления изъяты, чьи грехи вычеркнуты из списка. Счастлив тот человек, против которого Господь не ведет счет.

Разве это благословение распространяется только на тех, кто соблюдает наши религиозные обычаи и делает обрезание? Можете ли вы представить, чтобы благословение могло быть дано тем, кто даже не слышал о наших путях, кто никогда не воспитывался в дисциплине Божьего Закона? Мы же все согласны с тем, что, только приняв сделанное Богом для него, Авраам был признан праведным перед Богом?

10–11 А теперь подумайте: это заявление о признании было сделано до или после того, как он сделал обрезание? Правильно, до того. Это означает, что он сделал обрезание как подтверждение действий Бога, которые он принимал всю свою жизнь. Того, что Бог сделал задолго до обрезания, чтобы ввести его в состояние праведных отношений с Собой.

11–12 Кроме того, это означает следующее: Авраам является отцом всех людей, которые принимают то, что Бог делает для них, даже если они еще находятся «в противоречии» с Богом и пока не идентифицированы как Божьи, в «необрезанном» состоянии. Именно таких людей, принимающих то, что Бог для них сделал, называют исправленными Богом и живущими с Богом! Также Авраам – отец тех, кто не только был обрезан по религиозному обряду, но и готов был жить в рискованных объятиях веры, как Авраам жил задолго до того, как стал отмечен обрезанием.

13–15 Известное обещание, данное Богом Аврааму, о том, что он и его дети будут владеть землей, было дано не из-за того, что Авраам сделал или сделает. Оно было основано на решении Бога собрать все воедино, в которое затем вошел Авраам, когда уверовал.

Если некто получает то, что дает ему Бог, только выполняя всё, что ему велят, и заполняя все правильные формы, должным образом подписанные, это полностью устраняет личное доверие и превращает обещание жить верой в сухой юридический договор! Это не святое обещание, это деловая сделка. Контракт, составленный упорным юристом и набранный мелким шрифтом, гарантирует, что вы никогда не сможете получить деньги. Но если это просто обещание – и к тому же обещание Бога! – вы не сможете его нарушить.

16 Вот почему исполнение Божьего обещания полностью зависит от веры Богу и Его путям, а затем от принятия Его и того, что Он делает. Божье обещание приходит как чистый дар. Только так каждый может быть уверен в этом: и те, кто хранит религиозные традиции, и те, кто никогда о них не слышал. Ибо Авраам – отец всех нас. Он не прародитель нашей нации, но отец нашей веры.

17–18 Мы называем Авраама отцом не потому, что он привлек внимание Бога, живя как святой, а потому, что Бог изменил Авраама, когда он был никем. Разве не это мы читаем в Писании, когда Бог говорит Аврааму: «Я поставил тебя отцом многих народов»? Авраама сначала назвали отцом, а затем он действительно стал отцом, потому что осмелился доверить Богу то, что мог сделать только Бог, – воскресить мертвых к жизни, словом, сделать что-то из ничего. Даже когда все было безнадежно, Авраам все равно верил, решив жить не на основании того, что он видел, а на основании слов Бога о том, что он будет делать. Именно так он стал отцом множества народов. Сам Бог сказал ему: «У тебя будет большая семья, Авраам!»

19–25 Авраам не зациклился на собственном бессилии и на бесплодии Сары, не сказал: «Всё безнадежно. Мне сто лет, и я никогда не смогу стать отцом ребенка». Он не сдался, но при этом не ходил кругами вокруг Бога, осторожно задавая вопросы. Он полностью погрузился в это обетование и был твердо уверен, что Бог исполнит Свое обещание. Вот почему сказано: «Авраам был признан праведным перед Богом, потому что доверился Богу и дал Ему возможность исправить себя». Но эти слова относятся не только к Аврааму – это и про нас тоже! То же самое касается и нас, когда мы с верой принимаем Того, Кто вернул Иисуса к жизни при всей кажущейся невозможности этого. Жертва Иисуса сделала нас праведными для Бога, Он уравнял нас с Богом.

Глава 5

1–2 Вера дает нам возможность войти туда, куда и хотел нас ввести Бог. Теперь мы можем распахнуть эту дверь, потому что она не заперта. Бог открыл ее для нас благодаря нашему Спасителю Иисусу.

И вот мы стоим там, куда всегда надеялись попасть, – в широких и просторных залах Божьей благодати и славы. Мы стоим высоко подняв голову и возносим нашу хвалу Богу.

3–5 И это еще не всё… Мы продолжаем громко петь хвалу, даже когда нас окружают проблемы и беды, потому что знаем, что они научат терпению, а это терпение, в свою очередь, закаляет сталь добродетели, приводя нас в состояние готовности ко всему, что бы Бог ни делал дальше. Будучи настолько готовыми, мы никогда не будем чувствовать себя обделенными. Наоборот, мы не сможем найти достаточное количество сосудов, чтобы вместить всё, что Бог щедро вливает в нашу жизнь через Святого Духа!

6–8 Для того чтобы это произошло, и пришел Христос. Он не ждал и не ждет, пока мы будем готовы. Он пришел для жертвенной смерти ради нас, когда мы были еще слишком слабы и непокорны, чтобы хоть что-нибудь сделать или подготовиться. И даже если бы мы не были такими слабыми, мы бы все равно не знали, что делать. Мы можем понять, когда кто-то умирает за человека, за которого стоит умереть, и мы можем понять, когда кто-то хороший и благородный вдохновляет нас на самоотверженные жертвы. Но Бог все поставил на Свою любовь к нам, предложив Своего Сына в жертву, в то время как мы были Ему совершенно бесполезны.

9-11 Теперь, когда мы примирились с Богом посредством этой жертвенной смерти, этой совершенной Божественной крови, пролитой за нас на кресте, нам не нужны разногласия с Богом. Если уж в худшем своем состоянии мы были поставлены в дружеские отношения с Богом благодаря жертвенной смерти Его Сына, подумайте, насколько лучше всё может быть теперь благодаря Его жизни воскресения, ведь теперь мы совсем в другом положении пред Богом. Подумайте о том, как наша жизнь с Ним может расшириться и углубиться! Теперь, когда мы получили эту удивительную дружбу с Богом и наше отношение к Нему не ограничивается несколькими словами молитвы, которые мы произносили, стоя на коленях по утрам, – теперь мы поем и возносим хвалу Богу через Иисуса Спасителя!

12–14 Вы все знаете историю о том, как Адам своим непослушанием поставил нас перед дилеммой: сначала грех, затем смерть, и никто не освобожден ни от греха, ни от смерти. Этот грех разрушил все отношения с Богом, но степень разрушения не была ясна, пока Бог не объяснил это Моисею. Тогда стало ясно, что смерть – огромная пропасть, отделяющая нас от Бога, и из истории мы видим, что именно она властвовала во времена от Адама до Моисея. Даже те, кто не согрешил как Адам (он ослушался конкретного повеления Бога не есть от дерева познания добра и зла), все равно должны были испытать это отделение от Бога через смерть. Но ситуация с Адамом, с которого все и началось, также показывает нам, что должен быть и Тот, Кто выведет нас из этого.

15–17 Действие дара спасения не идет ни в какое сравнение со смертоносным грехом. Если грех одного человека, Адама, смог поставить толпы людей в тупиковую ситуацию разорванных отношений с Богом, только подумайте, что Божий дар может сделать через другого человека, Иисуса Христа! Нет никакого сравнения между смертоносным грехом и щедрым животворящим даром. Вердиктом по этому единственному греху и по многим последующим грехам стал смертельный приговор. Но если смерть взяла верх из-за проступка одного человека, можете ли вы себе представить, что дает жизнь, дарованная одним Иисусом Христом? Это захватывающее дух исцеление в тех, кто обеими руками хватается за этот драгоценный жизненный дар, за эту великую перестройку всех вещей в своей жизни правильным образом!

18–19 Если сказать просто, это точно так же, как один человек сделал что-то неправильно и втянул нас в проблемы с грехом и смертью, а другой человек сделал всё правильно и вытащил нас из этого. Он помог нам не только избавиться от неприятностей, но и разобраться в жизни! Один человек сказал Богу «нет», и жизнь многих людей пошла не правильно, а другой человек сказал Богу «да» и тем самым вернул жизнь многих в правильное русло.

20–21 Всё, что привело к ужесточению закона против греха, в итоге привело к увеличению числа нарушителей закона. Но у греха не было и нет шансов конкурировать с ультимативным прощением, которое мы называем благодатью. Если грех выставить против благодати, то благодать побеждает. Все, что может грех, – это угрожать нам смертью, не больше. А Благодать (потому что Бог снова соединяет всё через Христа Спасителя) приглашает нас в жизнь, которая продолжается и продолжается, и ей не будет конца.

Глава 6

1–3 Итак, что же нам делать? Продолжать грешить, чтобы Бог продолжал прощать? Нет! Если мы покинули страну, где царствует грех, как мы можем продолжать жить в ней? Или ты еще не понял, что мы упаковали вещи и переехали оттуда навсегда? Вот что произошло с нами при крещении: когда мы погрузились в воду, мы оставили старую страну греха, а когда вынырнули из воды, то вошли в новую страну благодати – новую жизнь на новой земле!

3–5 В этом смысл крещения в жизнь во имя Иисуса Христа. Когда мы погружаемся в воду, это похоже на погребение Иисуса; когда мы выныриваем из воды, это похоже на воскресение Иисуса. Каждый из нас выныривает в новом, наполненном светом мире нашего Отца, чтобы мы могли видеть, куда идти в нашей новой стране благодати.

6-11 Может ли быть что-то яснее? Наш старый образ жизни был пригвожден к кресту вместе со Христом, и это стало концом жалкой жизни греха – мы больше не рабы его! Мы верим в следующее: если мы приняли участие в смерти Христа, побеждающей грех, мы также принимаем участие и в Его спасительном воскресении. Мы знаем, что, когда Иисус воскрес из мертвых, это был сигнал, что смерти наступает конец. Теперь смерть не будет иметь последнее слово. Когда Иисус умер, Он забрал с собой грех, но когда Он ожил, то вместо греха Он вернул Бога в нашу жизнь. Поэтому стоит думать о грехе так: грех говорит на мертвом языке (как латынь или суахили), всё, что он говорит, не имеет смысла теперь; Бог же говорит на вашем родном языке, и поэтому взвешивайте каждое сказанное Им слово. Только так вы можете оставаться мертвыми для греха и живыми для Бога. И помните: это всё сделал Иисус.

12–14 Это означает, что теперь вы не должны выбирать грех как образ жизни (независимо от времени суток). Не уступайте ему даже в мелочах, связанных с прежним образом жизни. Бросьте уже его окончательно – помните о том, что вы воскресли из мертвых, воскресли для Божьего образа жизни! Грех больше не может диктовать, как вам жить. В конце концов, вы больше не живете под этой тиранией греха – вы живете в Божьей свободе.

15–18 Итак, поскольку мы вышли из-под тирании греха, означает ли это, что мы можем жить так, как захотим? Поскольку мы свободны в Боге, можем ли мы сделать всё, что придет в голову? Не думаю. Вы хорошо знаете на собственном опыте, что некоторые поступки так называемой свободы на самом деле уничтожают вашу свободу. Дайте, например, себе свободу грешить, и вы сразу попадете назад в рабство. Но дайте себе возможность ходить Божьими путями, и свобода никогда не исчезнет. Всю свою жизнь вы позволяли греху указывать, что вам делать. Но, слава Богу, вы начали слушать нового Господина, чьи повеления позволяют вам жить открыто в Его свободе!

19 Я использую эту терминологию в описании свободы, потому что ее легко представить. Вы, например, легко сможете вспомнить, что, чем больше вы делали что хотели – не думая о других, о Боге, – тем хуже становилась ваша жизнь и тем меньше у вас было свободы. И насколько все поменялось сейчас, когда вы живете в Божьей свободе, когда ваша жизнь исправлена святостью?

20–21 Пока вы делали что хотели, игнорируя Бога, вам не нужно было беспокоиться о правильном мышлении, или о правильной жизни, или о том, чтобы что-то исправить в своей жизни. И как это можно назвать свободной жизнью? Что вы от этого получили? Да ничего, чем бы стоило гордиться. И куда это вас привело? В тупик.

22–23 Но теперь, когда вам не нужно слушать, что говорит грех, вы открыли для себя удовольствие слушать, что Бог говорит вам! Вот это сюрприз! Вы получили целостную, исправленную, собранную воедино жизнь и идете правильным путем! Если бы грех был работодателем всю вашу жизнь, то вашей пенсией стала бы смерть. Но дар Бога – это настоящая, вечная жизнь, данная нашим Господом и Учителем Иисусом Христом.

Глава 7

1–3 Вы сможете понять это, друзья, потому что знаете все тонкости закона: как он работает и что его действие касается только живых. Например, жена по закону связана со своим мужем, пока он жив, но если он умирает, она свободна. Если она живет с другим мужчиной, пока ее муж жив, очевидно, что она прелюбодействует. Но если он умрет, она вполне может выйти замуж за другого человека с чистой совестью, и никто ее не осудит.

4–6 Друзья мои, что-то подобное произошло и с вами. Когда Христос умер, Он забрал с собой прежний образ жизни, основанный на законе, и оставил его в гробнице, предоставив вам возможность войти в жизнь воскресения и обрести веру в Бога. Пока мы жили по-старому, делая всё, что, как нам казалось, могло сойти с рук, грех склонял нас к поражению, поскольку старый свод законов ограничивал нас. И это делало нас еще более мятежными. Единственное, что мы были способны произвести на свет, – это мертворожденных. Но теперь, когда мы не прикованы к греху, нашему жестокому спутнику, и вышли из-под власти всех этих деспотических законов и правил, написанных мелким шрифтом, мы можем жить новой жизнью в Божьей свободе.

7 Вы говорите: «Если закон так плох, то он не лучше, чем сам грех». Это, конечно, неправда. Закон был правомочен. Без четких указаний, что правильно, а что неправильно, наша мораль и поведение были бы подобны гаданию на кофейной гуще. Если бы не четкий приказ: «Не возжелай», я бы мог приукрасить алчность своих желаний и они бы выглядели как добродетель, а я разрушил бы свою жизнь.

8-12 Я прекрасно понимаю, что случилось с Законом. Идея была отличная. Но получилось так, что грех нашел способ превратить заповедь в искушение, уподобив его запретному плоду. Закон, вместо того чтобы направлять меня, стал работать на то, чтобы соблазнить меня. Без этих ухищрений, которые были связаны с выполнением закона, грех выглядел довольно скучным и безжизненным, и я не обращал на него особого внимания. Но как только грех овладел законом и стал привлекательным, я попался на удочку. Та команда, которая должна была вести меня по жизни, была использована, чтобы сбить меня с толку и поставить всё с ног на голову. Но сам-то закон имел изначально добрый и здравый смысл, заложенный Богом, и каждая его заповедь – это разумный святой совет.

13 Я уже слышу следующий вопрос: «Значит ли это, что я не могу доверять даже хорошему закону? Разве добро так же опасно, как зло?» И снова ответ «нет»! Грех сделал то, чем он так славится: использовал добро как прикрытие, чтобы соблазнить меня на действие, которое в итоге меня погубит. Скрываясь в рамках благой Божьей заповеди, грех причинил гораздо больше вреда, чем он мог бы совершить сам по себе.

14–16 Уверен, меня спросят в ответ: «Я знаю, что все заповеди Бога духовные, но не ощущаю себя таковым. А у вас разве не так?» Да. Я уже сыт этим по горло, я очень долго был ограничен своими грехами. И не могу понять, как, когда я решаю сделать одно, выходит совсем другое, причем то, что я ненавижу. Так что я понимаю, что не могу себе доверять, и становится очевидным, что для меня повеление Бога необходимо.

17–20 Но мне нужно нечто большее! Ибо если я знаю закон, но не могу его соблюдать и если сила греха во мне продолжает саботировать все мои лучшие намерения, мне явно нужна помощь! Например, я понимаю, что во мне нет того, что нужно. Я хочу это сделать, но не могу. Я решаю творить добро, но не делаю этого, я решаю не поступать плохо, но все равно поступаю. Мои решения почему-то не приводят к действиям. Что-то не так внутри меня, и каждый раз это что-то пересиливает лучшего меня.

21–23 И это происходит настолько регулярно, что становится предсказуемым. В тот момент, когда я принимаю решение творить добро, грех сразу же сбивает меня с толку. Я искренне радуюсь Божьим повелениям, но не всё во мне разделяет эту радость. Часть меня неосознанно протестует, и когда я меньше всего этого ожидаю, эта моя часть берет все в свои руки.

24 Я все перепробовал, но ничто не помогает. Мое терпение лопнуло. Есть хоть кто-то, кто может мне помочь?

25 И слава Богу, Иисус Христос не только может мне помочь, но и делает это. Он сделал всё, чтобы исправить подобное противоречие, когда я хочу служить Богу всем своим сердцем и разумом, но грех заставляет меня делать нечто совершенно иное.

Глава 8

1–2 С приходом Иисуса, Мессии, эта роковая дилемма разрешилась. Тем, кто принимает идею существования Христа, больше не нужно жить под гнетом греха, как под постоянно давящими низкими черными облаками. В нас действует новая сила. Дух жизни во Христе, подобно сильному свежему ветру, очистил небо, освободив вас от жизни под тиранией греха и смерти.

3–4 Когда мы были наиболее уязвимы, Бог пришел за нами, послав собственного Сына. Он не посчитал, что наше состояние – это наша собственная проблема, отдаленная и неважная для Него. В Своем Сыне Иисусе Он Сам лично принял человеческое обличье и таким образом стал участником беспорядочной человеческой борьбы за существование, чтобы навести порядок в наших жизнях раз и навсегда. Закон не смог бы этого сделать, потому что был ослаблен. Закон был как лейкопластырь на ранах греха вместо глубокого, полного исцеления. И теперь то, что требовал закон, а мы не могли исполнить, достигнуто. Потому что мы принимаем изменения, которые Дух делает в нас, вместо того чтобы пытаться произвести их своими силами.

5–8 Те, кто думают, что могут сделать это самостоятельно, просто уповают на свою волю и хвалятся собственными моральными силами, но никогда не используют эту возможность в реальной жизни. А те, кто доверяют действию Бога в них, обнаруживают, что Дух Божий пребывает среди них – живой, дышащий Бог!

Одержимость собой в этих вопросах заведет вас в жизненный тупик, а сфокусированность на Боге даст выход на простор свободной жизни. Сосредоточение на себе – это противоположность сосредоточенности на Боге. Любой, кто полностью поглощен собой, игнорирует Бога и в конечном итоге думает о себе больше, чем о Боге. Такой человек не знает, кто такой Бог и что Он делает. А Творцу не нравится, когда Его игнорирует Его Творение.

9-11 Но если Сам Бог будет жить среди вас, вы вряд ли сможете думать о себе больше, чем о Нем. Конечно, тот, кто не приветствует жизнь в присутствии Бога посредством невидимого, но явно существующего Духа Христова, не поймет, о чем мы тут говорим. Но для тех, кто пригласил Его в свою жизнь, Он уже живет среди вас, и хотя вы все еще испытываете ограничения греха, но уже живете другой жизнью – жизнью по Божьим принципам, на Его условиях.

Это же логично. Если тот самый живой и настоящий Бог, Который воскресил Иисуса из мертвых, войдет в вашу жизнь, то сделает то же самое в вас, что Он сделал в Иисусе, – подарит вам жизнь в Себе! Когда Бог живет и дышит в вас (Он делает это так же, как и в Иисусе), вы освобождаетесь от жизни, ведущей к смерти. С Его Духом, живущим в вас, ваше тело однажды станет таким же живым, как Христос!

12–14 Так что мы ничего не должны этой старой жизни. В ней нет ничего ценного для нас, вообще ничего. Лучшее, что можно сделать, – это похоронить ее и начать новую жизнь. А Дух Божий зовет. Ведь есть еще много вещей, которые нужно сделать, и много мест, где вас ждут.

15–17 Жизнь воскресения, которую вы получили от Бога, – не трепетное ухаживание за своей будущей могилой. Это увлекательная жизнь ожидания приключений, когда вы спрашиваете Бога по-детски: «Папа, что сегодня ты приготовил для меня?» Дух Божий касается нашего духа и подтверждает нам, кто мы есть на самом деле. И мы теперь знаем, кто Он и кто мы: он Отец, а мы Его дети. И мы знаем, что получим однажды невероятное наследство! Мы проходим то самое, через что проходит Христос. И если мы переживем трудные времена с Ним, то непременно будем переживать и хорошие времена с Ним!

18–21 Вот почему не надо сравнивать нынешние трудные времена и наступающие хорошие. Созданный мир вряд ли может знать, что будет дальше. Всё в творении более или менее удерживается от разрушения. Бог сдерживает его, пока и всё творение, и все существа не будут готовы и не смогут быть освобождены одновременно в предстоящие славные времена. А пока я вижу, что радостное ожидание этого времени в нас растет.

22–25 Мир вокруг нас как беременное создание. Трудные времена во всем мире просто муки рождения. Это происходит не только вокруг, но и внутри нас. Дух Божий пробуждает нас изнутри. Эти муки рождения мы и чувствуем. Это наши некогда стерильные и бесплодные тела жаждут разрешиться от бремени. Вот почему ожидание в нас не ослабевает, так же как не ослабевает ожидание родов у беременной матери. И мы так же чувствуем нечто растущее внутри нас. И чем дольше мы ждем, тем ближе рождение и тем радостнее наше ожидание.

26–28 Между тем в тот момент, когда мы устаем ждать, Дух Божий рядом с нами и помогает нам. Если мы не знаем, как или о чем молиться, это не имеет значения. Он молится в нас и за нас, составляя молитву из наших бессловесных вздохов, горьких стонов. Он знает нас намного лучше, чем мы сами, знает наше состояние и ходатайствует за нас перед Богом. Вот почему мы можем быть уверены, что каждая мелочь нашей жизни в любви к Богу превращается во что-то хорошее.

29–30 Бог намеревался сделать это с самого начала: Он решил формировать жизнь тех, кто любит Его, по таким же принципам, что и жизнь Сына. Сын стоит первым на линии человечества, которую Он восстановил. Мы видим в Нем оригинальный и обдуманно созданный образ нашей жизни. После того как Бог принял решение, какими должны быть Его дети, Он последовал за ними, назвав людей по имени, а затем дал им возможность встать на твердом основании рядом с Собой. И после того как они надежно укрепились, Он оставался с ними до конца, завершая начатое.

31–34 Вы думаете, с таким Богом на нашей стороне мы можем проиграть? Кто осмелится противостоять Богу, противостоя избранному Им? Тот, Кто умер за нас – и Кто был воскрешен для нас, – находится в Божьем присутствии в этот самый момент, чтобы поддержать нас.

35–39 Как вы думаете, что-нибудь разъединит нас и любовь Христа к нам? Ни беда, ни тяжелые времена, ни ненависть, ни голод, ни изоляция, ни угрозы и запугивания, ни даже нож друга в спину, ни даже самый страшный грех, о котором мы читаем в Писании, – хладнокровное убийство из мести… Ничто из этого не страшит нас, потому что любовь Бога уже излита на нас. Я абсолютно убежден: ничто – живое или мертвое, ангельское или демоническое, ни сегодня, ни завтра, ни огромное, ни микроскопическое, ни даже самое ужасное, что мы только можем или боимся себе представить, – нет абсолютно ничего между нами и любовью Бога Отца, ничего, что может стать помехой на этом пути любви, который создал Его Сын через Свою смерть.

Только подумайте: Сам Бог стоит и ждет нас с распростертыми объятьями!

Глава 9

1–5 Вам нужно знать, что я всегда ношу в себе глубокую печаль. Эта огромная боль глубоко внутри меня, и я никогда не освобождаюсь от нее. Я не преувеличиваю: Христос и Святой Дух – мои свидетели. И печаль моя по евреям. Если бы я был проклят Мессией за то, чтобы Он мог благословить их, я бы пошел на это не раздумывая. Они моя семья. Я вырос с ними. У них было всё: семья, слава, заветы, откровение, поклонение, обещания, не говоря уже о том, что это народ, из которого пришел Мессия, Христос, Который есть Бог над всем и всегда. Аминь.

6–9 Только не подумайте, что Слово Божье не сработало. Это очень давняя история. Помните, как было написано: «Ваша принадлежность семье будет определяться Исааком»? Это означает, что еврейская идентичность никогда не определялась через принадлежность народу половым путем, а всегда передавалась через Божье обещание. Помните это обещание: «Когда я вернусь в следующем году, у Сары будет сын»?

10–13 И это было не раз. Ревекке также было сказано, что обещание будет иметь приоритет над генетикой. Когда она забеременела от нашего единственного предка, Исаака, и ее дети еще были неспособны ни на хорошее, ни на плохое, потому что находились в утробе матери, она получила особую уверенность от Бога в этом вопросе. Мы видим, что Божий план не зависит от наших поступков, а определяется Его решением, вытекающим из Его инициативы. Бог сказал Ревекке: «Первенец из твоих близнецов займет второе место». Позже эти слова превратились во всем известную фразу: «Иакова Я возлюбил; а Исава возненавидел».

14–18 Разве есть повод для жалоб на то, что Бог несправедлив? Не торопитесь, пожалуйста. Бог сказал Моисею: «От Меня милость и сострадание». Поймите, сострадание возникает не в наших истекающих кровью сердцах и не от нравственного закона, а из Божьей милости. Когда-то Бог так же сказал фараону: «Я выбрал тебя сыграть эпизодическую роль в действии силы Моего спасения». За Богом всегда решающее слово, а мы можем сыграть свою роль хорошо или плохо.

19 Вы уже, наверное, собрались возразить: «Как же тогда Бог может обвинять нас в чем-либо, если Он отвечает за всё? Если все важные решения уже приняты, то как мы можем в них участвовать?»

20–33 Как вы думаете, кто-то может предсказывать Божьи поступки? Или кто-то из нас знает достаточно, чтобы подвергнуть сомнению Бога? Глина не говорит рукам, которые ее лепят: «Почему ты так меня сформировал?» Разве не очевидно, что гончар имеет полное право превращать один кусок глины в вазу для цветов, а другой – в горшок для супа? Богу нужна одна посуда для того, чтобы показать Свое гневное неудовольствие, а другая, тщательно разработанная, – чтобы показать Свою славную доброту. И то и другое происходит и с евреями, и с другими людьми. Осия хорошо сказал: «…и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ…» И там, где вам говорили: «Вы никто!» – теперь вас называют детьми Бога.

Исаия придерживался того же, когда говорил: если бы каждая песчинка на берегу была пронумерована, а сумма обозначена как «выбранная Богом», тогда мы были бы просто числами, входящими в общую сумму, а не именами; но спасение приходит благодаря личному выбору. Бог не считает нас, а называет нас по имени. Числа для Него не главное. Исаия смотрел в будущее и говорил правду: если бы наш всемогущий Бог не оставил нам наследство как Своим живым, настоящим детям, то мы были бы сейчас как несуществующие города-призраки, как Содом и Гоморра.

Итак, какой мы можем подвести итог? Все люди, которые, казалось, не интересовались делами Бога, начинали воспринимать Его действия, когда Бог исправлял их жизни. А Израиль, который казался заинтересованным в изучении того, что делает Бог, просто упустил это. Как они могли упустить это? Вместо того чтобы просто доверять Богу, они взяли на себя управление своими жизнями. Они были настолько поглощены своими «проектами для Бога», что не заметили Бога прямо перед ними, как огромный камень посреди дороги. И вот они наткнулись на него и пали. И ведь Исаия снова говорит нам метафорой об этом: «Осторожно! Я положил огромный камень на дороге к горе Сион, камень, который невозможно обойти. И камень этот – Я! Если вы ищете меня, то вы найдете Меня как попутчика по пути, а не помехой на пути».

Глава 10

1–3 Поверьте, друзья, я хочу для Израиля самого лучшего – спасения, ни больше ни меньше. Я хочу этого всем сердцем и всегда молюсь об этом Богу. С готовностью признаю, что евреи впечатляют своей энергией по отношению к Богу, но они делают всё наоборот. Похоже, они не осознают, что всеобъемлющее установление правильных вещей, которое для нас является спасением, – это дело Бога и Он успешно с ним справляется. Прямо через дорогу они открывают собственные лавки спасения и шумно продают там свой товар. Все эти годы они отказывались иметь дело с Богом на Его условиях, вместо этого настаивая на заключении собственных сделок, так что им просто нечего предъявить.

4-10 Божьи откровения из Ветхого Завета предназначались, чтобы подготовить нас к приходу Спасителя, Который исправляет всё в жизни тех, кто доверяет Ему это сделать. Моисей писал, что всякий, кто настаивает на использовании свода законов, чтобы жить в правильных отношениях с Богом, вскоре обнаруживает, что это не просто: каждая деталь жизни регулируется массой мелких постановлений! Но доверить Богу сформировать в нас правильную жизнь – это совсем другая история. Никакого опасного восхождения на небеса, чтобы уговорить Спасителя сойти и помочь, никакого рискованного спуска в ад, чтобы Его спасти.

Что же имеется в виду, когда об этом говорится в Писании? Слово, которое спасает, уже здесь, и оно так близко к тебе, как язык во рту, так близко, как сердце в груди. Это слово веры, которое принимает Бога, чтобы Он приступил к работе и всё исправил в нас. Вот смысл нашей проповеди! Скажите Богу от всего сердца своими устами слово принятия: «Иисус – мой Господь и Учитель», пригласите Его в свою жизнь, и тогда Бог сделает в нас то, что Он сделал, воскресив Иисуса из мертвых.

Вы ничего не делаете, вы просто взываете к Богу, доверяя Ему сделать это за вас. Это наше спасение. Всем своим существом, своей сущностью вы обнимаете Бога, Который всё исправляет в вас, а затем говорите вслух: «Бог всё исправил между Собой и мной!»

11–13 Священное Писание заверяет нас: «Никто, кто так доверяет Богу – сердцем и душой, – никогда не пожалеет об этом». Это не зависит от религиозного происхождения человека: Бог один и тот же для всех нас, одинаково щедр ко всем, кто взывает о помощи. Каждый, кто зовет: «Бог, помоги!» – получает помощь».

14–17 Но как люди могут звать на помощь, если не знают, кому доверять? И как они могут узнать, кому верить, если не слышали о Том, Кому можно безоговорочно доверять? И как они смогут услышать о Нем, если им никто не скажет? И кто им это скажет, если никого не послали? Вот почему в Писании есть такие слова: «У меня перехватило дух, когда увидел я огромное количество людей, рассказывающих благую весть от Бога! Но не все были готовы увидеть, услышать и действовать. И тогда Исаия спросил то, о чем и мы все время спрашиваем: «Кому-нибудь это надо, Боже? Хоть кто-нибудь слушает нас и верит хотя бы одному нашему слову?» Перед тем как поверить, нужно услышать и понять во что. Но если не проповедуется Слово Христово, то и слушать нечего.

18–21 Разве у израильтян не было возможности послушать и понять, что происходит? Я бы сказал, что у них было много шансов. Голоса проповедников разошлись по всему миру, их послание разошлись по семи морям земли. Вопрос: почему израильтяне не поняли это послание и оно не тронуло их?

Моисей был прав, предсказывая: «Когда вы увидите, что Бог обращается к тем, кого вы считаете недостойными, посторонними, вы станете безумно ревнивы». Когда вы видите, как Бог обращается к людям, которых вы считаете религиозно необразованными, вы возмущены. Исаия осмелился произнести эти слова Бога: «Те люди нашли и приняли Меня, кто даже не искал Меня. И Я нашел и принял людей, которые даже не спрашивали обо Мне».

Эти слова Его заканчиваются серьезным обличением: «День за днем Я ждал Израиль с распростертыми объятиями и ничего, кроме отстраненности и ледяных взглядов, не получил от них».

Глава 11

1–2 Значит ли это, что Богу так надоел Израиль, что Он больше не хочет иметь с ним никаких дел? Едва ли. Помните, что это послание пишет вам израильтянин, потомок Авраама из колена Вениамина. Более настоящего еврея не найти! Итак, мы не говорим об отречении. Бог слишком долго был связан с Израилем, слишком много вложил в нас, чтобы просто умыть руки.

2–6 Помните, как Илия мучился из-за того же Израиля и взывал в молитве?

– Бог, они убили твоих пророков, Они разрушили твои жертвенники, я остался один, и теперь они преследуют меня!

Помните, что ему ответил Бог?

– У меня еще есть семь тысяч верных до конца.

То же самое и сегодня. Есть еще очень преданные Богу евреи, может быть, их немного, но все же больше, чем вы думаете. Они остаются верными не потому, что собираются получить нечто за свои правильные поступки, а потому, что уверены в Божьей благодати и предназначении, для которого были избраны. Если бы они думали только о своей непосредственной выгоде, они бы давно ушли.

7-10 Что же случилось потом? Когда Израиль попытался быть праведным перед Богом своими силами, преследуя собственные интересы, у него ничего не получилось. Бог избрал тех, кто позволил Ему совершить Свой труд в них и в результате получить печать праведности. Остальные евреи далеки от Бога.

Моисей и Исаия писали об этом: «Я сыт по горло их раздорами, эгоистичными путями» и «В итоге Бог затуманил их глаза и притупил их уши. Запер их наедине с собой в зале кривых зеркал, и они остаются там по сей день».

Царь Давид переживал из-за этого же: «Я надеюсь, что они заболеют, питаясь делами рук своих, сломают ноги, ходя своими корыстными путями. Я надеюсь, что они ослепнут, глядя в свое отражение, и заработают себе язвы от игры с Богом».

11–12 Что же, их совсем списать со счетов? Неужели с ними покончено? Ответ однозначный: нет. По иронии судьбы, когда они вышли от Бога, они оставили дверь открытой, и это дало возможность войти другим. И вот теперь они начали задаваться вопросом: возможно, их уход послужил добру, ведь именно он спровоцировал всемирное прибытие людей из всех народов в Царство Божье. А теперь представьте, каким может быть эффект от их возвращения! Какое это может быть возвращение домой!

13–15 Но я не хочу сейчас о них говорить. Мое сердце переживает за вас. Поскольку мое личное задание сосредоточено на всех неевреях, я стараюсь изо всех сил, когда нахожусь среди моих израильских земляков, надеясь, что они поймут, чего им не хватает, и захотят заниматься тем, что делает Бог. Если их конфликт вызвал всемирное сближение, то их выздоровление приведет к лучшему – массовому возвращению домой! Если первое, что сделали евреи, даже если это было неправильно для них, обернулось для вас благом, подумайте, что произойдет, когда они всё сделают правильно!

16–18 Все это насадил и обо всем этом заботится святой Бог. А если основной корень дерева свят, обязательно должен быть и святой плод. Некоторые ветви дерева были обрезаны, а вы были привиты, как побеги диких оливок. Однако тот факт, что вы теперь питаетесь этим богатым и святым корнем, не дает вам повода глумиться над обрезанными ветвями. Помните: не вы питаете корень – корень питает вас.

19–20 Конечно, можно сказать: «Другие ветви были обрезаны, чтобы я мог быть привит!» Допустим. Но они были обрезаны, потому что были мертвыми ветвями, больше не связанными своей верой с корнем. Единственная причина, по которой вы находитесь на дереве, состоит в том, что ваша прививка взялась, когда вы поверили, и это дало вам связь с корнем, питающим вашу веру. Так что не выставляйте напоказ свои ветви. Смиренно помните о корне, который делает вас гибкими и зелеными.

21–22 Если Бог не задумываясь обрезал родные ветви этого дерева, то почему Он не может сделать это и с вами? Поверьте, Он не станет раздумывать. Будьте внимательны, потому что у Бога пребывает бок о бок и нежная доброта, и безжалостная строгость: Он безжалостен к мертвым ветвям и нежен с молодыми, только что привитыми побегами. В тот момент, когда вы становитесь мертвой ветвью, не надейтесь на Его мягкость.

23–24 И не думайте, что с обрезанными ветками все кончено. Если они перестанут упорствовать в том, что им нужна животворящая сила Спасителя, они вполне смогут быть привиты обратно. Бог может это сделать. Он умеет делать чудодейственные трансплантации. Уж если Он смог привить вас – ветви, срезанные с дерева в диком лесу, – в Своем фруктовом саду, у Него не возникнет проблем с прививкой ветвей обратно к дереву, из которого они выросли изначально. Просто радуйтесь, что вы на дереве, и надейтесь на лучшее для остальных.

25–29 Я хочу как можно проще изложить вам свою идею, друзья. Потому что очень легко ошибиться в объяснении происходящего и есть искушение высокомерно предположить, что вы – королевская особа, а они просто сброд, который заткнул уши и не хочет слышать. Но это совсем не так. Жестокосердие Израиля по отношению к Богу временно. Это случилось для того, чтобы открыть двери для всех, так что в итоге мы получаем полноту всех народов. И прежде чем всё закончится, Израиль также войдет в своей полноте. Как написано: «…и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».

С вашей точки зрения, когда вы слышите и принимаете благую весть Послания, кажется, что евреи – враги Бога. Но если смотреть с точки зрения общей цели Бога, они остаются самыми старыми друзьями Бога. Божьи дары и Божье призвание никогда не прекращаются и никогда не отменяются.

30–32 Не так давно вы были в тупике в своих отношениях с Богом. Потом евреи захлопнули перед Ним дверь и всё открылось для вас. Теперь они в подобной ситуации. Но когда дверь широко открыта, у них есть путь назад. Так или иначе Бог заботится о том, чтобы мы все испытали, что значит быть вне отношений с Ним, чтобы Он мог лично открыть дверь и поприветствовать нас снова.

33–36 Вы когда-нибудь сталкивались с чем-то подобным, с этой чрезмерной щедростью Бога, с Его глубокой мудростью? Это выше нашего понимания. Мы, наверное, никогда этого не поймем. Разве кто-нибудь может объяснить Бога? Есть ли кто-нибудь настолько умный, чтобы сказать Ему, что делать? Кто-нибудь, оказавший Ему такую огромную услугу, что Бог должен спросить его совета? Всё исходит от Него; всё происходит через Него; всё заканчивается в Нем. Ему за это слава! Хвалите Его всегда!

Глава 12

1–2 Вот что я хочу, чтобы вы сделали, и Бог да поможет вам: возьмите свою повседневную, обычную жизнь – сон, еду, работу, отдых – и посвятите всё Богу. Скажу понятнее: вооружитесь пониманием того, что Бог сделал для вас, – это лучшее, что вы можете сделать для Него, и живите, руководствуясь этим. Не тратьте свои силы на то, чтобы приспособиться к миру. Вам не нужно чувствовать себя в нем как рыба в воде. Вместо этого сосредоточьте свое внимание на Боге. И тогда ваше мышление изменится. Тогда вы поймете, чего Бог хочет от вас, и научитесь быстро на это реагировать. В то время как общество со своей культурой пытается низвести вас до незрелого уровня потакания своим желаниям, Бог извлекает из вас всё лучшее и формирует зрелую и целостную личность.

3 Говорю это не только потому, что испытываю чувство глубокой благодарности к Богу за всё, что Он дал мне, но еще и потому, что у меня есть обязанности по отношению к вам.

Итак, научитесь жить только по Божьей благодати! Важно, чтобы вы не думали, как угодить хоть в чем-то Богу. Научитесь думать в обратном направлении: всё хорошее дает Бог. Единственный способ понять себя и обрести свою идентичность – это понять, кем Он является и что Он делает для нас, а не пытаться найти себя через добрые дела и служение Богу.

5–6 В этом отношении мы как различные части человеческого тела. Каждая часть имеет свое предназначение для тела в целом, а не наоборот. Тело, о котором мы говорим, – это тело избранного Христом народа. Каждый из нас имеет смысл и исполняет функции как часть этого тела. Мы не можем ничего делать сами по себе, как палец, отрубленный от ноги, согласны? Итак, поскольку мы обнаружили, что были превращены в прекрасно сформированные и отлично функционирующие части в теле Христовом, давайте просто будем такими, какими мы были сотворены, со своими особенностями и дарованиями. Без зависти и гордости, не сравнивая себя друг с другом и не пытаясь быть тем, кем не являемся.

6–8 Если вы проповедуете, просто проповедуйте Послание Бога, не добавляя ничего от себя; если вы помогаете, помогайте, а не пытайтесь всё взять в свои руки; если вы учите, придерживайтесь в своем учении того, чему учите, не заходя дальше; если вы лидер, то руководите обнадеживая, а не унижая людей и не стремитесь стать властным; если вам дали ответственность за людей, не манипулируйте ими; если вас позвали оказать помощь терпящим бедствие, держите глаза открытыми и реагируйте оперативно; если вы работаете с обездоленными, не позволяйте себе раздражаться или впадать в депрессию. Пусть ваша улыбка всегда ободряет окружающих.

9-10 И пусть ваша любовь исходит из самого вашего существа, от того, кто вы есть, не притворяйтесь. Изо всех сил избегайте зла и всеми силами держитесь добра в своей жизни. Будьте настоящими, глубоко любящими друзьями; научитесь играть вторую партию на скрипке.

11–13 Не выгорайте, следите за тем, чтобы ваши баки всегда были заправлены, а мотивация всегда была на уровне. Будьте бдительны, как слуги, радостно ожидающие своего Господина. Не опускайте рук, когда приходят трудные времена, молитесь еще усерднее. Всегда оказывайте помощь нуждающимся христианам и будьте изобретательны в гостеприимстве.

14–16 Благословляйте своих врагов (и не надо при этом бурчать себе под нос). Радуйтесь вместе со своими друзьями, когда они счастливы, разделяйте с ними горе, когда они подавлены. Научитесь ладить друг с другом, а не ссориться. И не болейте звездной болезнью, лучше начните дружить с теми, у кого заниженная самооценка.

17–19 Не отвечайте на оскорбления, учитесь видеть красоту в каждом. А если уже научились этому, попробуйте научиться ладить со всеми. Никогда не требуйте компенсации с тех, кто нажился на вас, это не ваше дело. «Я судья в этих вещах, – говорит Бог. – И Я позабочусь об этом».

20–21 В Священном Писании говорится: если вы видите, что ваш враг голоден, идите и купите ему еды, а если он хочет пить, принесите воды, и ваша щедрость и доброта удивят его. Не позволяйте злу овладевать вами – побеждайте зло, делая добро.

Глава 13

1–3 Будьте хорошим гражданином. Согласно Божьему порядку вещей, для всеобщего мира все правительства находятся под Его контролем. Так что живите ответственно как гражданин. Если вы безответственны перед государством, значит вы безответственны перед Богом и за это будете держать ответ перед Богом. Должным образом учрежденные власти представляют собой угрозу только в том случае, если вы пытаетесь что-то нарушить. Порядочным гражданам нечего бояться.

6–7 Вы платите налоги, чтобы поддерживать упорядоченный образ жизни. Выполняйте свои обязанности гражданина. Платите налоги, оплачивайте счета, уважайте своих лидеров.

8-10 Не накапливайте долгов, за исключением огромного долга любви друг другу. Когда вы любите других, вы делаете то, ради чего изначально был дан Закон. Иначе зачем все эти заповеди: не спать с чужой женой, не убивать, не забирать то, что вам не принадлежит, не желать того, чего у вас нет, и любые другие запреты? Если вы задумаетесь об их смысле, то поймете, что всё в итоге сводится к следующему: любите других людей так же, как любите себя. Поэтому вы никогда не нарушите заповеди, если будете любить других. Если подытожить одним словом всё, о чем говорится в Законе, то это слово – любовь.

11–14 А еще убедитесь, что вы не утомлены своими повседневными обязанностями и не поглощены ими настолько, что теряете счет времени и засыпаете, не обращая внимания на Бога.

Ночь почти закончилась, и рассвет вот-вот наступит. Проснись и осознай, что делает Бог! Бог завершает дело Спасения, которое Он начал, когда мы впервые уверовали. Мы не можем терять ни минуты, мы не должны тратить драгоценные часы на безответственное поведение или потакание своим желаниям, на то, чтобы спать с кем попало или просто бездельничать, на ссоры и шопинг. Вылезай утром из-под одеяла, одевайся и вперед! Не медли и не тяни до последней минуты. Лучше окутай себя Христом и возьми уже ответственность за свою жизнь.

Глава 14

1 Будьте доброжелательны с другими христианами, даже если ваши взгляды отличаются от их. И не одергивайте их каждый раз, когда они делают или говорят что-то, с чем вы не согласны, даже если вам кажется, что они выглядят слабыми в своей вере. Помните: у каждого своя собственная история. Поэтому будьте внимательны ко всем.

2–4 Например, верующий с опытом вполне может быть убежден, что он может есть все блюда на столе, в то время как другой, с другим опытом, может считать себя вегетарианцем и питаться соответственно. Но поскольку оба они гости за столом Христа, что будет, если они начнут критиковать еду друг друга? В конце концов, Бог же пригласил их обоих к столу. Что может быть более важным, чем Божье радушие, приглашающее всех? Или вы считаете, что можете сами вычеркивать гостей из списка? Если нужно будет внести исправления или кого-то научить манерам, поверьте, Бог справится с этим без вашей помощи.

5 Или, скажем, один человек думает, что некоторые дни следует выделить как святые, а другой думает, что все дни похожи между собой. В любом случае есть веские причины каждому считать по-своему. Поэтому каждый волен следовать убеждениям собственной совести.

6–9 Если вы считаете какой-то день святым, соблюдайте его ради Бога; если вы едите мясо, ешьте его во славу Божию и благодарите за это Бога, а если вы не едите мясного, ешьте овощи во славу Бога и благодарите Его за них. У нас нет права настаивать на своем в этих вопросах. Мы ответственны перед Богом за наши поступки – от рождения и до смерти, – а не друг перед другом. Потому Иисус жил и умер, а затем воскрес: чтобы Он мог быть нашим Учителем на протяжении всей нашей жизни, от рождения до смерти, и освободить нас от мелкой тирании друг друга.

10–12 Где же мы оказываемся, когда критикуем или со снисхождением смотрим на своего брата или сестру? Я бы сказал следующее: поступая так, мы выглядим довольно глупо. В конце концов мы все однажды окажемся бок о бок на коленях перед лицом Бога на Суде. И критическое или снисходительное поведение не улучшит ваше положение. Прочтите об этом сами в Священном Писании: «Пока я живу и дышу, – говорит Бог, – каждое колено преклонится передо мной; каждый язык скажет правду о том, что Я, и только Я Бог». Так что лучше бы вам сплотиться. И поверьте, стоит более заботиться о том, как ваша личная жизнь выглядит в глазах Бога.

13–14 Перестаньте уже решать за других, что является правильным. Стоит беспокоиться о том, чтобы вы сами не мешали другому, делая его жизнь еще сложнее, чем она есть. Я убежден – это Иисус убедил меня! – что все само по себе свято. А мы своими словами или поступками можем очернить другого человека.

15–16 Если вы сбиваете с толку другого, придавая большое значение его еде, вы больше не друг ему, потому что не проявляете к нему безусловную любовь, понимаете? Помните: это люди, за которых умер Христос. И вы бы рискнули отправить их за борт из-за того, что они едят что-то другое? Не позволяйте, чтобы пища, благословлённая Богом, стала поводом для отравления души!

17–18 Царство Божье не связано с тем, что вы едите или пьете. Это Бог делает с вашей жизнью, когда Он ставит всё на свои места в вашей жизни и соединяет вас в одну семью, делая это с великой радостью. А ваша задача – целенаправленно служить Христу. Сделайте так, и вы одним выстрелом убьете двух зайцев: и угодите Богу, Который над вами, и окружающим докажете, что вы достойный человек.

19–21 Так что давайте направим всю свою энергию в мирное русло, чтобы ладить друг с другом. Помогайте другим ободряющими словами, а не изводите их своими придирками. И конечно же, не позволяйте спорить о том, что правильно есть и пить, иначе вы просто разрушите Божий труд среди вас. Я говорил это раньше и повторю еще раз: всякая еда хороша, но она может перестать быть таковой, если вы будете ее использовать неправильно, чтобы сбить с толку других и окончательно запутать. Когда вы садитесь за стол, вашей главной заботой должно быть не накормить себя, а разделить жизнь Иисуса. Так что будьте чуткими и вежливыми по отношению к другим, кто с вами за одним столом. Не ешьте, не говорите и не делайте то, что может помешать свободно делиться любовью друг с другом.

22–23 Развивайте свои отношения с Богом, а не навязывайте их другим. Хорошо, если ваше поведение и вера последовательны. Но если вы в этом не уверены, если замечаете, что поступаете не так, как верите: иногда пытаясь навязать свое мнение другим, а иногда, наоборот, пытаясь им угодить, тогда знайте: вы вышли за рамки. Если ваши дела не соответствуют вашей вере, это неправильно. Поэтому…

Глава 15

1–2 …те из нас, кто силен и компетентен в вере, должны вмешаться и протянуть руку помощи тем, кто колеблется, а не просто делать то, что нам кажется правильным. Сила дана нам для служения, а не для статуса. Каждому из нас необходимо заботиться о благе окружающих, задавая себе вопрос: чем я могу помочь?

3–6 Именно это и сделал Иисус. Он не облегчал себе задачу, избегая людских проблем, но сразу же вмешивался и помогал. «Я взял на себя беды бедствующих» – так сказано в Священном Писании. И даже если это было написано давным-давно, можете быть уверены, что это было написано для нас. Бог хочет, чтобы сочетание, как в Нем, твердых убеждений и теплого сочувствия характеризовало и нас, держа нас в готовности к дальнейшим действиям Бога. Пусть надежный, устойчивый и искренний Бог разовьет в вас зрелость, чтобы вы ладили друг с другом так же, как Иисус ладил со всеми нами. Тогда мы станем единым хором – не только своими голосами, но и всей нашей жизнью, – гармонично поющим гимн Богу и Отцу нашего Господа и Учителя Иисуса!

7-13 Так что протяните руки и приветствуйте друг друга во славу Божью. Иисус делал так, теперь сделай это ты! Иисус, оставаясь верным Божьим целям, особым образом обратился к иудеям, чтобы и для них сбылись древние обетования предков. В результате все неевреи смогли испытать милосердие и выразить признательность Богу. Только подумайте обо всех местах Писания, которые сбываются! «Как написано: буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему». И еще: «Радуйтесь, язычники, вместе с Его народом!» И еще: «Хвалите Господа, все народы… Прославляйте Его, все племена…» И слова пророка Исаии: «…будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут».

Пусть Бог даст вам радость и мир, чтобы ваши жизни наполнялись животворной энергией Святого Духа и переполнялись надеждой!

14–16 Лично я полностью удовлетворен тем, как вы себя идентифицируете и что делаете. Вы кажетесь мне хорошо мотивированными и хорошо проинструктированными, вполне способными направлять и давать советы друг другу.

Продолжение книги