13 лун. Путеводитель по ритуалам в Викке бесплатное чтение

Рис.0 13 лун. Путеводитель по ритуалам в Викке

От автора

С чего начинается магия? «Конечно, с намерения», – ответит мне любой практик. Со стремления изменить что-либо в жизни, вокруг, в самом себе. Насколько это возможно и насколько осуществимо – вопрос другой. Для определения «что такое магия» и способов ее применения было сформировано множество традиций, методов, систем. Живые традиции, дошедшие до нас, родившиеся из осколков кирпичиков дорог прошлого, разбитых от сотен тысяч шагов, и из личного опыта каждого практикующего, могут поведать нам, как определить необходимые методы магического воздействия. Будут ли они подобными воде – малыми усилиями не-действия, подобными земле – непоколебимыми и волевыми, либо огню и воздуху – легкими, невесомыми, но могущественными в своей страсти, – в каждом из случаев это отдельный навык и стиль магии каждого, кто ступает на этот путь.

Иногда мы осознаем свое намерение – и только после этого рождается понимание, какой ритуал необходимо исполнить, чтобы намерение претворилось в жизнь.

Я – жрец, для меня ритуал – это способ выражения своей любви к миру и богам, и я посвящаю львиную долю своей практики тому, что наполняет ритуал, и тому, как именно стоит его выполнять в зависимости от ситуации. Ритуал способен помочь ощутить себя вознесенным на небеса, к звездам, или дать почувствовать себя частью великого пламенного потока, что несется под земной корой нашей планеты. Во время ритуала мы можем остро ощутить присутствие божественного в нас и вокруг нас, насладиться этим чувством или же отстраненно его созерцать.

Ритуал – это искусство. Тонкое, изящное, как музыка, оно на множестве уровней нашего восприятия, в том числе за пределами осознанного, влияет на нас и на то, каким образом мы достигаем наших целей. Представьте, что басы – это атмосфера и наше настроение, с которым мы приступаем к ритуалу, это то, что заполняет все пространство, придавая ритуалу форму. Изящные струнные – это наша манера исполнять ритуалы, небрежная или же филигранная, наш голос, читающий молитвы и воззвания. Ударные – это ритм, темп и суть нашего ритуала. Основная мелодия – заклинание. И от того, насколько умело мы дирижируем всеми инструментами, зависит результат – для нас и для других людей.

Моя задача в этой книге – не придумать и не навязать вам четкие правила создания и проведения ритуалов. Моя задача – обогатить вашу практику возможностями, которые вы сможете использовать для создания своего стиля, для того, чтобы вы сами нашли, как вам удобнее интегрировать и вписать викканскую практику в вашу жизнь. Не написать свод и создать каноны, но позволить вам расширить ваш инструментарий, сделать так, чтобы к простоте примешалось изящество, радующее вас самих, – чтобы вы сами создали свой собственный стиль и, как на палитре, смешивали множество красок, создавая новые цвета, новую музыку вашей духовной жизни и повседневности.

Все, что здесь описано, больше подходит для тех, кто уже прошел хотя бы один оборот Колеса года. Я не стану отвлекаться на объяснение того, что есть почти в каждой книге, – все, что касается основ. Как поставить магический круг, как использовать те или иные предметы, как проводить ритуалы… Нет. Я намеренно пишу для тех, кто уже получил фундаментальные знания и сейчас стоит на перепутье, желая найти для себя новую форму ритуалистики, отличной, быть может, от классического ритуала. Знания базового уровня сегодня стали легкодоступны и открыты каждому – но, куда я ни загляну, я не вижу попыток нарушить привычные схемы, почерпнутые из книг для новичков. А именно смелость изменить устоявшиеся схемы и служит ключом к успеху в дальнейшей практике. Использовать не только заученные структуры, не только уже известные приемы, но и творческий подход. Именно это помогает новичку в итоге стать мастером.

Данная книга написана как для жрецов общин и ковенов, так и для солитари-практиков, которых в России, без сомнения, большинство. Надеюсь, их не обидит то, что я, возможно, слишком часто буду говорить об участниках ритуалов во множественном числе. Все, что я пишу о теории ритуала, безусловно, применимо и к одиночной практике и не менее важно для нее. Однако, поскольку я все же больше привыкла рассматривать ритуал для группы, я неизбежно буду говорить «мы», «участники», «ведущий жрец» и надеюсь, что мне это простят.

Может быть, это даже вдохновит виккан на поиск и создание своих ковенов, общин и кругов, где они смогут вместе практиковать и дополнять эту книгу – уже своими наработками и экспериментами.

Первая четверть. Знать. Что такое ритуал?

Рис.1 13 лун. Путеводитель по ритуалам в Викке

Ритуал – это совокупность и последовательность действий религиозного и/или магического характера. И здесь можно было бы добавить «которые приводят участника (-ов) к внутренней трансформации» или «к выражению своих воли и желаний» и «к цели», но именно эту часть определения я отдаю на откуп тем, кто читает эту книгу. В конце концов, меня интересует не результат, а сам процесс. Как и все в Викке, ритуал не завязан на состоянии. Ритуал – это в первую очередь процесс.

Ритуал – это отражение большого в малом, хода жизни в небольшом отрезке времени и той части жизни, которая волнует нас на данный момент. Мы полностью погружаемся в процесс сотворения магии или в молитву при обращении к богам – это и есть наш ритуал. Наши чувства, наши действия, то, что окружает нас во время обращения к Вселенной, – и есть ритуал. Викканским его делает его характер – акцент на процессе, и его элементы, внутреннее наполнение и символы, которые мы используем в нем (Колесо года, Бог и Богиня, пентаграммы, троелуния, травы, камни, скрутки, кредо… и иные, которые мы соотносим для себя с Виккой).

Я намеренно убираю понятие цели из определения ритуала. Мы говорим о религии ведьм, где цель и результат – это как драже «Берти Боттс» из книг о Гарри Поттере: никогда не угадаешь, какой вкус тебе достанется. Иной раз люди, посвятившие практике больше десяти лет, радуются результатам как дети, так иногда неожиданно все складывается даже при четко обозначенной цели. А иногда кажется, что результата не может быть вообще. Указывать, что ритуал всегда достигает своей цели там, где речь идет о магическом, – несколько самонадеянно.

Задача же ритуала, которая вполне ощутима и вместе с тем необычайно сложна, – прийти к пониманию того, как работает великое, мировое на малом уровне. Ритуал помогает осознать, что во времени нет четких границ – поскольку большинство религий и сам ритм жизни приучили нас к тому, что время должно быть дискретно. Мы все время чего-то ожидаем, что «где-то», «когда-то» мы достигнем некоего стабильного и статичного состояния, при котором «все будет хорошо и как надо» и в нем и застынет.

Но если обратиться к Колесу года, можно сразу же убедиться, что так не бывает. В природе нет статичности, она динамична. Она не знает остановок, дедлайнов, черты, за которой «все будет хорошо и как надо». Она не ждет даты выхода фильмов, игрушек, открытия кафе, встречи с тем или той самой… Мир не знает границ времени и нарушает их в силу самого отсутствия понятия календаря и дат. Есть смена сезонов. Есть Колесо года. Есть рождение, жизнь, смерть… и перерождение.

И лучшее, мне кажется, воплощение Викки как религии природы – это испытать в ритуале и в обыденной жизни это ощущение отсутствия границ времени. Когда нет ожидания пересечения порога, за которым все изменится раз и навсегда, потому что это пересечение случается ежесекундно. Все находится в постоянном изменении, и только вы ответственны за то, насколько осознанно вы включены в этот ритуал, в этот круг вечной жизни и трансформаций.

Посему и ритуал – это то, что естественно, как дыхание, потому что он является продолжением вашего самовыражения. Это все то, что вы хотите сделать, на чем сосредоточиться, акцентировать внимание, чтобы выровнять вашу жизнь в соответствии с природными ритмами – и здесь речь вовсе не о возврате к архаичности. Это возврат к свободе быть собой – к самому себе.

Ритуал может открыть для нас новые пути, а может поставить «точку» в главе жизни – важно то, что при этом ритуал неотделим от нас самих – обставлен он пышно и с пафосом или это маленькое кухонное колдовство над кружкой ромашкового чая. Чем больше таких действий вы совершаете каждый день, тем больше ваша жизнь становится ритуалом, а значит вы изучаете особый метафорический язык и говорите на нем, общаясь с Вселенной в рамках вашей религии или философии.

Необходимо ли разделять ритуальное и повседневное?

Я знаю, что найдутся те, кто скажут, что нет, этого делать не нужно. Что каждое действие, выполненное осознанно, уже является ритуалом, и это образ жизни, к которому надо стремиться в идеале, – чтобы сакральным был наполнен каждый миг, каждый день – все, что вы делаете. Что стремление к божественному должно быть и в подготовке к ритуалу, и в покупке помидоров в супермаркете.

Я знаю также и тех, кто ратует за строгое разделение практики и повседневности, – с целью профилактики фанатичных действий и перегрузки психики, в стремлении скрыть, что они виккане, а также чтобы не впасть в излишний пафос и даже безумие. И пусть многие говорят, что пришло время ведьмам выйти на свет (более того, сейчас в кого ни ткнешь пальцем, попадешь в потомственную ведьму), некоторые опасения действительно обоснованны.

Оба подхода справедливы, и какой из них выбирать, вам подскажут ваша интуиция, способности и традиция, если вы таковой придерживаетесь. Действительно, постоянная осознанность – дело весьма трудное, и этот подход выбирают те, кто, по идее, обладает сильной волей. Но также я знаю, что чаще всего выбравшие этот путь слишком много внимания уделяют спонтанным ритуалам, могут скатиться в фанатизм и начинают подчас видеть то, что, возможно, не существует. Казалось бы, осознанный подход должен развивать способность к критическому мышлению, однако иногда программа дает сбой и человек начинает гоняться за призраками магии, феями и волшебными существами, а его ритуалы становятся просты, интуитивны и непосредственны даже тогда, когда необходимо написать целую ритуальную симфонию. Для того чтобы простые действия наполнились могуществом и простотой – не инфантильной, но отточенной в мастерстве, – нужно пройти долгий процесс трансформаций, осознаний и внутренних перемен.

Не подумайте, что я из личных убеждений будто бы ругаю этот подход. Разделение практики и повседневности грозит не меньшей бедой – страхом и стыдом за свою практику, когда ты начинаешь оглядываться на каждый внезапный шорох. Это может обернуться уменьшением количества практики из понимания, что большую часть вещей и проблем ты можешь решить и без медитации на пламя свечей. Тем самым человек постепенно лишает себя дополнительного ресурса спокойствия, умения расслабиться и сконцентрироваться на конкретном действии.

Но все же лично я по возможности разделяю практику и повседневность, потому что хочу с большим вниманием относиться к своим ритуалам. Даже коротким. Даже если это всего лишь маленькая молитва. Для меня крайне важно почувствовать границу перехода между обыденным состоянием и осознанным, когда я приступаю к ритуалу. Если необходимо, при длительных ритуалах, которые могут длиться не один день с перерывами на повседневные дела, но при этом не прекращаясь в моем уме, – я могу прибегнуть к постоянному осознанию, что все священно и благословенно. Но лично меня это выматывает, так как моя система практики требует максимальной эмоциональной отдачи и концентрации на шести образах силы одновременно. Это крайне сложно, и поэтому я выбираю разделение.

Но мой выбор остается лишь моим, ваша практика – это ваше решение.

Почему вообще надо заботиться о своей ритуалистике?

Предполагаю, что, когда мой рассказ о ритуалах и том, что их наполняет, дойдет до непосредственно практической части, у некоторых моих читателей возникнет вопрос: для чего столько сложностей? Викка проста, она заключается в свободе самовыражения через ритуал. Ритуал также должен быть прост и понятен. Тогда для чего целая книга, да еще столько, казалось бы, лишней информации?

Но, однако, я неспроста решила написать книгу именно о ритуалистике. Ритуал – маленький ли и повседневный или же большой и праздничный – это не только искусство, как я выразилась ранее. Это, как и все прочее в Викке, да и вообще, как любая деятельность в жизни, – то, через что вы постигаете самих себя, постигаете богов и мир в целом. Ритуал – это язык, посредством которого мы разговариваем со своим подсознанием, миром, природой и, будет позволена мне такая вольность, с богами: с Триединой Богиней и Богом Жизни и Смерти.

Открывая первые книги о Викке, мы находим в них классическую схему, после изучения которой мы можем без труда подогнать под нее почти любой известный нам сюжет или миф. Эта схема известна давно и весьма надежна.

Но она не раскрывает нам все возможности, которые есть на свете. Огромное количество форматов ритуалов, деталей, методов, способов остаются вынесенными за рамки, будто их не существует, словно есть только эта классическая схема из западной магической традиции. Замыкание круга, призыв, центральное заклинание, кульминация и завершение ритуала со всеми необходимыми для того действиями.

И вот мы повторяем эту схему из раза в раз. Мы проводим ритуал за ритуалом, празднество за празднеством и неизбежно сталкиваемся с проблемами внутри самого ритуала. Появляется десяток «неудобных» вопросов, всплывают смущающие факторы, постепенно накапливаются и исправляются ошибки, совершаются промахи… Но главное – ритуал приедается. Из него исчезает флер романтичности и глубины, которые, как нам казалось, присутствовали в начале. Иногда ритуал становится рутинной работой, и тогда мы задаем себе главный вопрос:

Для чего я практикую? Что мне это дает? Чего я ищу в своей практике, что я хочу видеть в ней?

И вот теперь на помощь нам придет эксперимент. Новый формат, новый запрос, новый угол обзора и новый взгляд на прежние действия. Где можно упростить ритуал, а где предельно усложнить? Не удивляйтесь. Усложнение ритуала так же необходимо, как и его упрощение. И дело не в том, что практика должна быть проста. Например, ритуал может быть упрощен, когда вы уверены, что большую часть внешних действий вы сможете выполнить внутри себя. Но, для того чтобы к этому прийти, сначала необходимо понять, почему та или иная часть ритуала, то или иное его наполнение действиями имеют место. Поэтому я всегда за то, чтобы сначала научиться наполнять ритуал элементами, а уже затем переходить к их сокращению и перестановке. И впоследствии вы сможете безболезненно для своей духовной практики уменьшать количество внешних действий без потери качества.

Если вы с первого дня ищете исключительно простоты для своего ритуала, не удивляйтесь, что в один день вы обнаружите, что вас ничего не интересует в Викке и что вы не нашли того, что искали. Чтобы понять, что море глубоко, необходимо зайти глубже, чем по пояс, и оторваться от дна. И там, нырнув, вы обнаружите прекрасную ракушку, в которой будет лежать жемчужина. Простота и изящество, чтобы они выглядели естественными и были легкими для вас самих, требуют немалых предварительных усилий.

Скука, разочарование и новый поиск – уже как можно дальше от опробованных ранее способов – это то, чем мы платим за легкие пути. Очень многие любят обвинять виккан в несерьезности, в отсутствии глубокой и красивой ритуалистики, говорят, что мы зациклены исключительно на медитациях да посыпании свечей сахаром и лепестками роз – вот и все ритуалы. Но заботимся ли мы сами достаточно о своей ритуалистике, чтобы она открывала нам ту глубину, которую мы ищем? Помогает ли она нам постигать нас самих, или мы прибегаем к ней только тогда, когда хотим «приложить подорожник на поврежденную артерию», призывая любовь, деньги, но не разбираясь в первопричинах отсутствия у нас земных богатств?

Вы хотите постигнуть что-то, что есть в вас и при этом больше вас, или же просто покормить эго и жалость к себе?

Я все же надеюсь, что первое, поэтому поделюсь с вами опытом своей ритуалистики и расскажу, как можно ее расширить, чтобы каждый ваш ритуал менял вас и ваше отношение к реальности.

Не стоит, впрочем, думать, что я призываю всех бросить простые и легкие ритуалы ради громоздких и перегруженных символизмом церемоний. Ритуал – это отражение ваших запросов в духовной практике, и я с легкостью могу переключиться с многоступенчатого формата на простой домашний обряд с парой свечей-таблеток и благовониями. Нет, я люблю разные ритуалы и всегда выбираю тот формат, который на данный момент точнее всего выразит мое отношение к происходящему в жизни. Но для того чтобы я могла так делать, мне пришлось – и приходится по сей день, и так будет, пока мне не надоест практика вообще, – ставить эксперименты, искать новые идеи для ритуалов, пробовать и улучшать полученные результаты. Только так я поняла, что Викка постепенно действительно стала частью каждого дня моей жизни, когда забота о ритуале (особенно том ритуале, в котором я обращаюсь к божествам) стала частью моей каждодневной деятельности.

Еще одна причина, по которой стоит уделять внимание своей ритуалистике, – это то, что чужой готовый ритуал не всегда нам подходит, каким бы красивым он ни был. И многие виккане со мной согласятся: думаю, лучше уж «сделанный на коленке», но свой ритуал, чем пафосный, красивый, но абсолютно не вызывающий никаких эмоций чужой. Но чтобы даже этот самый «коленный» ритуал оказался сильнее для вас, чем сторонний, вам придется хоть немного, но разобраться в основах своего стиля магии.

Так и происходит первое погружение в глубины Викки – из интереса, необходимости и главное – любви к себе. Пойдем дальше в море?

С чего начинается ритуал?

Когда мы приступаем к подбору или написанию ритуала, который хотим исполнить, нам необходимо ответить для себя на несколько вопросов, исходя из ответов на которые, мы будем строить свой сценарий. Возможно, что отвечать на эти вопросы не всегда стоит в том порядке, в котором они приведены, но для того, чтобы лучше понимать, что именно вы хотите сделать, рассмотреть лучше каждый из них.

✦ Какова цель ритуала?

✦ Каков желаемый результат?

✦ Есть ли некое обязательное действие, которое вы хотите включить в ритуал?

✦ Какой вид ритуала вы хотели бы исполнить?

✦ Какую схему вы хотите применить для ритуала?

✦ Время и обстановка, в которых он должен быть выполнен?

✦ Кто должен участвовать и для кого он будет исполнен?

В целом для простоты, когда вы уже будете знать в дальнейшем желаемые цели и результаты, вам необходимо будет ответить на вопрос о характере будущего ритуала, определяя три простых критерия в следующем порядке:

✦ тип ритуала;

✦ вид ритуала;

✦ чем наполнить три элемента ритуала.

Есть еще один очевидный и самый простой способ: если не можете придумать ритуал по сюжету или смыслу, начните написание с какого-то визуального действия или антуража, в котором вы видите всю соль ритуала.

⮚ Какова цель ритуала?

Поскольку очень часто в практике первый и второй вопросы – цель и результат – подменяют друг друга и путаются между собой, их важно разделять и уметь отвечать на них по отдельности. Смешение часто происходит, когда мы не можем четко ответить на вопрос о причинах, побуждающих нас совершить тот или иной ритуал, – например, когда мы интуитивно ощущаем необходимость выполнить ритуал, но не можем дать внятный ответ самому себе, что именно нас заставляет думать, что этот ритуал поможет в достижении цели. Потому что саму цель мы обозначить не можем – зато думаем, что ритуал, его результат и является нашей целью.

Нет, это далеко не всегда так. Цель и желаемый результат могут быть совершенно разными, особенно если речь идет о комплексе ритуалов. Цель – это то, что в итоге мы хотим получить в результате определенных действий. При этом целью ритуала может быть «найти работу», «обрести новый духовный опыт». Результат же, который мы ожидаем, чаще всего является не событием, а эмоцией: спокойствие, гармония, смелость, прилив сил, чувство правильности совершенного ритуала и чувство «отклика от Вселенной»… И только после осознания этой эмоции можно говорить о свершившихся событиях, резонирующих с целью.

Достаточно часто встречается ситуация, когда мы не можем обозначить цель, потому что ориентируемся на желаемый результат – те эмоции, которые хотим получить. Никто не мешает, однако, творить ритуалы именно ради эмоций. В какой-то степени это тоже цель, и очень многие через эмоции открывают свой духовный путь. Однако в этом случае очень часто сама ритуалистика становится кустарной, случайной, зависящей от озарений, интуитивных всплесков и в конечном счете часто приводит к фанатичному и обрывочному восприятию – поскольку ритуалы не имеют четкой системы. Вообразите, что вы идете через темный лес и путеводные фонари то гаснут, то вспыхивают то тут, то там, запутывая вас еще больше, потому что вы не можете отследить или даже предсказать, где возникнет следующий огонек. И гораздо проще окажется дождаться утра, когда в лесу станет достаточно светло, чтобы видеть дорогу. В то же время, если мы хоть как-то отслеживаем, почему и как вспыхивают фонарики, их периодичность появления и расположение могут сложиться в четкий и ясный алгоритм, и в итоге мы сократим время, необходимое нам для преодоления пути. А если мы еще и сами научимся зажигать фонарики на своем пути через темный лес, то блуждать по темноте станет уже совершенно незачем.

Таким образом, цели ритуалов – это и есть наша дорога, а результаты – фонарики, и если мы будем слепо кидаться на огоньки в темноте, мы рискуем забрести в непроглядные дебри.

Как именно звучат цели? Самые простые, для заклинаний, мы уже обозначили – например, найти новое место работы, встретить новую любовь, научиться быть более спокойным, гармоничным. Отпраздновать саббат, провести эсбат – это все тоже цели, которые мы преследуем, когда приступаем к созданию ритуала. Цели могут быть связаны с календарем (вышеобозначенное проведение саббатов и эсбатов), с магическими действиями, а также с духовными, помогающими нам преобразиться или справиться с душевными травмами. Наконец, целью ритуала может быть инициация в новую магическую или социальную роль – иначе эти обряды называют «ритуалами перехода».

Не всегда цель может быть достигнута одним ритуалом. Например, часто, чтобы обрести новую любовь, нам необходимо сначала окончательно примириться с прошлым опытом, исцелиться от собственной боли, принять некоторые негативные аспекты. Научиться понимать себя и окружающих несколько лучше, чем ранее, определиться с тем, что мы хотели бы видеть в новых отношениях, и только тогда призывать новую любовь в свою жизнь. Как видите, здесь много маленьких подцелей, которые ведут нас к одной большой, и впихнуть их все в один ритуал часто не представляется возможным. Такая путаница особенно часто возникает, если викканин молод и неопытен, а колдовать хочется много и успешно. Мы, не разобравшись, сеем семена призыва нового, не замечая, что мы бросаем их в засохшую, окаменевшую почву. И удивляемся, почему к цели приходим очень кривыми путями и как-то совсем не так, как хотелось бы.

Поэтому первый вопрос, на который вы должны себе ответить, когда понимаете, что есть желание написать ритуал: чего вы этим ритуалом хотите в итоге добиться? А вот если вы уже начинаете прикидывать возможный эмоциональный результат – помните, что это не совсем цель и не совсем итог.

⮚ Какой необходим результат?

Иногда цель оформляется окончательно только после того, как мы можем для себя обозначить на словах, что именно мы хотим пережить в этом ритуале. Это часть, которую мы редко можем спрогнозировать абсолютно точно. Скорее, мы говорим себе, какие эмоции хотели бы получить во время ритуала, и исходя из ответа на этот вопрос можем подобрать некий комплекс действий, который у нас ассоциируется с этими чувствами. Именно на этом вопросе рождаются первые образы и первые идеи того, как вам обставить ритуал, какой антураж использовать, какими вещами себя окружить и что надо сделать, чтобы вы в итоге испытали примерно те чувства, которые, как вам кажется, приблизят вас к вашей цели.

Прогнозирование результата – это представление того ряда и той последовательности эмоций, которые приведут вас к кульминации ритуала, для того чтобы отпустить ваше намерение, а также то «послевкусие», которое остается у вас, когда вы разомкнете магический круг и покинете ритуальное пространство.

Подытожим: разница между целью и результатом – это вопрос об объективной постановке задачи и субъективном переживании действий. И, поскольку цель должна быть обозначена объективно, к ее формулировке надо подходить так же безэмоционально – задавая себе скупые вопросы, например: «А что на самом деле ты хочешь получить?» Постоянное уточнение и рассуждение о цели с позиции объективности позволит вам избежать ошибок в достижении нужных результатов и уменьшит вероятность нежелательных исходов ритуала. Еще раз: эмоциональный результат зависит от выбранных способов и методов. А цель – и есть желаемый итог, вычлененный с максимально холодной головой. Особенно это касается тех случаев, когда мы мчимся на эмоциях творить заклинания.

⮚ Есть ли некий обязательный элемент, который вы хотите включить в ритуал?

Все очень просто. Иной раз весь ритуал крутится вокруг одной-единственной фразы, одного действия, определенных ингредиентов, которые и должны выражать всю его суть и силу. Если такой элемент есть, то в процессе размышлений при написании ритуала он обрастает деталями, как кочерыжка капусты – листьями.

Соответственно, если вы решили провести, допустим, обряд на привлечение возлюбленного, вы задумались о том, как хотели бы обставить весь ритуал, и «увидели», что хотите провести этот ритуал, осыпая красную свечу сушеной лавандой, напевая песни о любви, – сделайте это видение своим центральным элементом ритуала. Или, возможно, вы ужасно хотели бы, чтобы кульминация пришлась на определенный момент времени – на первые лучи солнца поутру, например, или чтобы шел снег… что угодно. Доверяйте себе – если это, конечно, никому не приносит вреда. Так, почти половина моих успешных ритуалов строилась вокруг одной определенной фразы, одного действия, одного образа, который хотелось воплотить.

⮚ Какой вид ритуала вы хотели бы исполнить?

Этот вопрос очень тесно связан с предыдущим и следующим. Если вы «увидели» некий образ будущего ритуала, то, как правило, вы уже понимаете, какой вид ритуала хотите использовать, и иногда, отталкиваясь от центральной мысли, можете прогнозировать, подойдет вам больше классическая схема или какая-либо иная.

В том случае, когда у вас есть понимание цели и результата, но ничего сразу в голову не пришло, лучше всего решить, какой именно вид ритуала вам подойдет более всего исходя из описаний и различий. Я выделяю четыре вида ритуалов, деля их для удобства и понимания по стихиям: созерцательные, мистерийные, спонтанные и церемониальные. Более подробно я расскажу о них далее.

⮚ Какова структура ритуала?

Структура ритуала – это порядок, в котором вы выполняете разные части вашего магического действия. Структура может не зависеть от вида ритуала, и части ритуала могут быть перемешаны так, как вам угодно и выгодно с точки зрения эффективности.

Если вы хотите идти по известной и общепринятой схеме, по которой строится наибольшее количество ритуалов в Викке, просто открывайте данную книгу на разделе «Классическая схема ритуала» и расписывайте его подробно исходя из вида, который вы выбрали, соблюдая гармонию перехода между частями. Любое отклонение и перестановка частей ритуала приведет к созданию неклассической схемы, что, в общем-то, логично.

⮚ Время и обстановка, в которой ритуал должен быть выполнен. Кто должен участвовать и для кого он будет исполнен?

На этом этапе мы начинаем искать ответы на вопросы об антураже и геометрии ритуала – я расшифрую эти два «страшных» слова чуть позже. Для понимания задачи в целом: с помощью этого вопроса мы решаем, на сколько людей мы рассчитываем данный ритуал, к какому времени его привязать, и насколько точно мы хотим попасть в определенные часы или задействовать астрономические явления, чтобы дополнить их силой наш ритуал. Это уже детали и подробности, с помощью которых «скелет» ритуала обрастает «мясом», появляется суть и индивидуальное выражение, которые помогут вам в достижении цели.

Ответив по пунктам на эти вопросы, мы можем начать более подробно расписывать наш ритуал. Итак, мы определились с целью, мы примерно наметили результат и ту последовательность эмоций, которые хотели бы испытать во время проведения нашего ритуала, или оставили для себя возможность удивиться собственным чувствам во время действа. Мы обозначили желаемое количество участников и набросали первые образы общего впечатления. Теперь давайте внимательнее рассмотрим, что именно наполняет ваш ритуал, и поможем ему постепенно обрасти деталями.

Виды ритуалов

Все ритуалы, которые мы исполняем, так или иначе можно разделить на четыре вида. Ритуалы в чистом виде, с конкретными элементами, тоже относящимися только к одному виду, встречаются достаточно редко, гораздо чаще все же используются элементы из разных ритуалов. Для удобства и простоты я разделяю эти четыре типа по стихиям.

Возможно, вы спросите меня, почему в моей классификации нет собственно «заклинательного» ритуала. В ней будто бы все подчинено только взаимодействию с божествами. Но нет – вид ритуала лишь определяет тот способ и те основные инструменты, которыми вы хотите сотворить ваше заклинание. С помощью созерцания и заговора на свечу? С помощью спонтанного рисования лепестками роз? Может быть, проживание мифа через театральное действие? Или же исполнение желания через церемониальное обращение к высшим силам? Выбирайте тот, который ближе вам. И, конечно же, вы всегда можете комбинировать элементы одного вида с другими.

⮚ Воздушные, созерцательные

Воздушные элементы нам встречаются, когда большую часть времени участники ритуала не включены активно в общее действие, а только наблюдают, созерцают, что делает жрец. Такие ритуалы часто всего используются и в одиночной практике – из-за их простоты, малого количества действий, свободы выражения своего понимания ритуальной деятельности. Главная мощь таких ритуалов – это накопление силы внутри самого человека, пока он неподвижен, пока он наблюдает течение своих эмоций, которые появляются в ответ на происходящее перед ним. Это накопление необходимо для дальнейшего всплеска силы и ее направления на достижение задуманной цели. В таком ритуале максимальный упор восприятия идет на слух и зрение, поэтому особенно важно создавать символичный и эстетичный внешний образ, а также внимательно относиться к тому, какие звуки окружают участников. В этих ритуалах музыка и голос – главные инструменты, и даже тишина и молчание обретают другой оттенок и иную силу влияния, не как обычно. Именно поэтому при подготовке мы должны уделить больше времени тому, что увидят наши глаза и услышат наши уши. Во время таких ритуалов даже случайный крик с улицы может показаться своеобразным знаком, потому что все наше внимание направлено именно на внешние источники, оно не касается происходящего внутри до нужного момента.

Чаще всего бывает так, что основой такого ритуала становится медитация либо же создание предмета, который можно впоследствии созерцать и на котором можно фокусировать сознание для проведения магической и жреческой работы. Сотворение мандал, как в одиночку, так и группой, для дальнейшей медитации и анализа – подходящий вариант и один из ярких примеров. Элементы созерцательных ритуалов часто можно встретить не только на религиозных и магических обрядах, они встречаются и в комплексе с общепринятыми церемониями. Например, гости на свадебном обряде – чаще всего именно созерцающие участники, и тем самым они тоже (хоть и пассивно) участвуют в ритуале и привносят в него свои силы.

Кульминация воздушного ритуала бывает связана с коротким, но четким и резким действием, означающим переход от наблюдения и накопления силы к действиям и отпусканию своего намерения. Например, мы долго наблюдаем, как горит пламя свечи или поднимается дым. Пиковым моментом может быть как гашение свечи, так и резкий вскрик, разрушение или вознесение ритуального предмета во время действия. После кульминации мы какое-то время остаемся неподвижными, продолжая созерцать последствия наших действий, после чего переходим к завершению всего обряда.

Созерцательные ритуалы также порой служат причиной множества видений, озарений, неожиданных идей – что неудивительно, поскольку воздух как стихия разума и интеллекта порой преподносит сюрпризы в виде прозрений и откровений, знания. Воздушные ритуалы часто оставляют после себя ощущение «освобожденного разума», ясное сознание и расслабленность, если они не завязаны на экстатической основе – хотя подобное сочетание встречается крайне редко.

Элементы, относящиеся к воздушным ритуалам:

✦ малая подвижность;

✦ наблюдение;

✦ созерцание образа;

✦ восприятие через слух и зрение в максимальной степени;

✦ медитации;

✦ малое количество инструментов или их полное отсутствие.

⮚ Огненные, мистерийные

Мистерия – один из наиболее часто встречающихся типов ритуалов в групповой практике и один из самых трудных для исполнения в одиночной. Да, мистерию возможно провести и в одиночку. Они всегда требуют долгой и серьезной подготовки, а также отказа от своего обыденного восприятия себя самого на время ритуала. Весь мистериальный обряд – это театрализованное действие, где у каждого участника есть своя, порой и не одна, роль. Во время таких ритуалов люди примеряют на себя, как им кажется, другие личины. На самом деле гораздо чаще они просто раскрывают себя с новой, ранее сокрытой от них самих стороны. Мистерия – самый популярный формат ритуала на Самайн и Белтайн.

Мистерия требует составления сценария. В центре сюжета – некое событие, которое меняет всех участников действия, чаще всего это постановка мифа, например нисхождение Персефоны или Орфея, или свадьба божеств. Участники примеряют на себя роли и лики богов, их служителей, стражей границ и порогов. Иной раз после центрального события роли участников меняются, иногда даже на полностью противоположные. Каждая роль при этом, даже роль простого наблюдателя, наполнена своим смыслом.

Иногда мистерийный ритуал включает в себя игру. В общине мы несколько раз проводили ритуальные бои, сражаясь с «солярной свиньятой» (бумажной пиньятой в виде свиньи желтых и рыжих цветов) или собирая осколки волшебного зеркала Богини, а после вглядываясь в него в поисках ответов на свои вопросы.

Во время мистерийных ритуалов очень часто горит много огня и свечей. Участники используют дополнительный «реквизит», инструменты или предметы, которые помогают им в их перевоплощении или в исполнении своей роли: такие как маски, специальные одежды, медальоны, короны – все, что может намекнуть и подсказать стороннему наблюдателю и непосредственному участнику, кто перед ними, а самому исполнителю – чью личину он надевает.

Это те ритуалы, в которых индивидуальное восприятие может быть как полностью стертым, утратившим свою важность, так и максимизированным, усиленным стократ. Самое важное для участников мистерийного ритуала – это эмоции, необходимость прожить свою роль, события ритуала, пропустить их через себя. Это главное отличие огненных ритуалов от церемониальных, которые относятся к стихии Земли, где на первый план выходит подчинение эмоций регламенту.

В случае одиночных мистерий тот, кто проводит этот ритуал, пишет для себя сценарий, где он выступает главным героем. Он обращается к божественному началу мира, символически совершая подвиги или преодолевая препятствия на пути. Для этого он совершает движение по какой-либо фигуре, например по спирали, или намечает путь, вдоль которого располагает предметы. Взаимодействуя с ними, практик преображается сам и отправляет свое послание в мир и богам. Например, необходимо оставить какие-либо предметы одежды и украшения, «снимая с себя привычную маску», или зажечь свечи и факелы с определенными словами. Мистерийным элементом может быть проход между двумя источниками огня как переступание некоего порога. Практик при этом оставляет позади себя-другого. Также возможен даже поход к месту ритуала, если он сопровождается испытаниями и ритуальными действиями.

Мистерия – это то, что заставляет нас посмотреть на мир и ритуал совершенно другим взглядом. Это может быть как аскетическое действие, так и абсолютно экстатическое. Соль и суть мистерии – в эмоциональном всплеске, в выходе наших чувств в виде ролей и поступков, – отличных от тех, которые мы совершаем обычно.

Элементы, относящиеся к огненным ритуалам:

✦ театральность, постановка;

✦ ритуал обычно описывает легенду или миф;

✦ сценарий;

✦ обычно больше одного участника основного действия;

✦ упор на эмоциональное восприятие происходящего;

✦ ритуальное действие проживается как реальное событие в жизни, от деталей которого зависит исход всего ритуала;

✦ большое количество инструментов, имеющих определенный символизм.

⮚ Водные, спонтанные

Чувства, эмоции, импульс, следование желанию – это черты любого ритуала, связанного с водой. Спонтанный ритуал в чистом виде не ограничен никакими рамками в плане выразительности и очень редко вообще поддается описанию. Все, что происходит на таком ритуале, обычно не имеет ни сценария, ни строго прописанного текста, потому что его главная фишка – это действия, основанные на желании, интуиции и подсказках сердца.

Это наиболее любимый вид ритуалов у солитари-виккан и самый трудный в исполнении ритуал для группы. Спонтанный ритуал не требует часто никакой специальной подготовки и может быть выполнен в любом месте и времени, которые показались подходящими, и включать в себя любые действия, которые вам захотелось исполнить. Танец, песня, жесты, даже произношение непонятных звуков и слов, чтение стихов или пение гимнов, пришедших в голову «вот прямо сейчас», – все это элементы спонтанного ритуала, если они основаны на желании и эмоциональном всплеске. Захотелось бросить в огонь щепотку особого благовония, показалось, что прямо здесь и сейчас надо погадать на воде, подумалось, что стоит сделать несколько вот таких странных жестов – почему бы и не да? Единственное правило – помните о технике безопасности и о том, что ваши действия никому не должны причинить вред.

Для спонтанного ритуала в группе должны быть ведущий и всегда хотя бы примерная схема действий – тогда он пройдет наиболее гладко. Да, иногда спонтанные ритуалы требуют репетиции – это справедливо для группового ритуала, чтобы не возникало пауз, затишья, неловких моментов или чтобы участники хотя бы умели быстро их сгладить. Основная проблема группового спонтанного ритуала – это привести всех участников к тому состоянию, когда они доверяют своей интуиции и забывают о том, как на них могут смотреть другие. Такой ритуал должен очень плавно поднимать эмоциональный уровень, усиливать включенность каждого и увеличивать количество физических действий, – все это с целью постепенно перестроить восприятие участников.

Эмоции и чувства – главный ориентир в спонтанном ритуале. Такой ритуал должен в первую очередь принести удовольствие, счастье, чувство удовлетворения. Но очень часто он оставляет после себя пустоту, тревогу и недосказанность. Однако они не свидетельствуют о неудаче – это может быть как результат ошибки и того, что действия не были доведены до конца, и в той же степени это может оказаться лишь началом процесса перемен в реальности. Особенно если спонтанный ритуал был частью мистерии.

Элементы, относящиеся к водным ритуалам:

✦ спонтанность;

✦ основная часть описана очень поверхностно или ее описание отсутствует вообще;

✦ большое количество действий от каждого отдельного участника;

✦ упор на эмоциональное восприятие происходящего;

✦ интуитивное восприятие;

✦ очень часто такие ритуалы не имеют четко оформленную часть призыва стихий и очищения круга, поскольку не нуждаются в них.

⮚ Земляные, церемониальные

Легче всего описать церемониальные ритуалы так: они известны на протяжении многих веков, но подвергались незначительным изменениям в зависимости от событий, происходящих во внешней культурной среде. В них давно выверено – что, когда, где и сколько. Большинство ритуалов, передаваемых «из поколения в поколение», имеют под собой как раз церемониальную основу. В них «правильная практика» значительно преобладает над эмоциональной составляющей, зачастую совершенно исключая важность эмоций. То есть они есть, но грамотность действий намного важнее. Традиционные свадебные обряды, посвящения в новый социальный статус – подобные ритуалы известны и за пределами Викки и магических искусств.

Это совершенно не означает, что церемониальный ритуал не может быть написан в наше время. Более того, церемонии практически никогда не доходили до нас в своем первозданном виде. По мелочам, так или иначе, но ритуалы все же меняются, поэтому под церемонией я скорее понимаю именно характер действий, строгий сценарий, регламент и фокус внимания и восприятия.

Церемония часто сопровождается огромным количеством нагруженных символами действий, в ней используют техники интонирования из западной оккультной традиции. Если есть пауза в действиях, то она обязательно обоснована. В этих ритуалах все участники всегда знают, что необходимо делать и в какой момент, они собраны и едины в своих устремлениях.

Меня довольно часто спрашивают, в чем отличие церемониальных ритуалов от мистерийных. Принципиальных отличий несколько, например, церемониальный ритуал выполняется в одиночку намного проще, чем мистерийный. Самое важное в церемонии – это строгая иерархия и последовательность действий и фокусировка на действии больше, чем на эмоциональном переживании, в отличие от мистерии. От эмоций и восприятия в церемонии мало что зависит, скорее они – ваш собственный ответ на происходящее, но никак не центр, и они не способны управлять вами и ходом ритуала. В какой-то степени, участвуя в церемониальном ритуале, мы становимся наблюдателями, как в созерцательном ритуале, но при этом мы активно взаимодействуем с другими участниками или сами что-то постоянно делаем в процессе происходящего. Эту разницу нагляднее показать примерами – и мы до них обязательно доберемся.

Элементы, относящиеся к земляным ритуалам:

✦ строгий регламент и сценарий действий;

✦ четко прописанная роль для каждого участника;

✦ строгий символизм каждого элемента;

✦ часто – большое количество инструментов;

✦ часто – загруженность текстов и гимнов.

Чаще всего в качестве групповых ритуалов я встречала мистерии с созерцательным элементом. Куда как реже – созерцательные в соединении со спонтанностью, и долгое время я считала, что соединить церемонию с мистерией практически невозможно. Однако мне посчастливилось все же ознакомиться с текстами таких ритуалов, где церемония тесно сплетается с мистерией и где напрочь отсутствуют созерцание и спонтанность, которые больше присущи одиночным викканам.

Мы определились с видом ритуала. Теперь поговорим о двух наиболее распространенных типах ритуалов и начнем наполнять их элементы.

Тип ритуала

Как дуалистична сама Викка, как дуалистично наше мышление, так и по типу ритуалы можно разделить на два гигантских направления, определяющих вид и элементы ритуала. Противостояние между этими двумя началами продолжается с давних времен, и их взаимодействие и взаимодополнение по сей день служат источником вдохновения не только для ритуалов, но и для многих тем и областей жизни, которые никак не связаны с магией, колдовством, жречеством и вообще Виккой.

Мир условно можно разделить на два проявления – логическое и иррациональное, правое и левое, черное и белое, свет и тьму, аполлонизм и дионисийство, «небесное» и «земное», «ураническое» и «хтоническое». Строгость и рациональность против экстатического и дикого. Это же разделение находит свое отражение и в ритуалах, что мы исполняем.

⮚ Рациональные ритуалы

К слову, исполняя классический ритуал, связанный с церемониями, мы обычно утверждаем аполлоническое, рациональное начало, даже несмотря на то, что мы никак не запрещаем и не блокируем свои эмоции и порывы. Однако эмоции не ведут нас, не управляют нашим ритуалом. Мы выполняем сценарий действий, используя эмоции как дополнение, направляющее нашу магию к цели или вовсе отодвигая их на задний план.

Куда как важнее отыграть полный сценарий, отследить свои внутренние изменения, ощутить отклик от мира. Рациональные ритуалы люди выполняют каждый день, иной раз даже не задумываясь о том, что они делают. Краткая молитва, благословение чая, привычный легкий транс, контроль и управление собой, своими мыслями, чувствами. Тем самым внешними действиями мы пытаемся преобразить наш внутренний мир более явно, чем если бы мы это делали при экстатическом ритуале. Иные со мной поспорят, утверждая, что все свои ритуалы мы выполняем в трансе. Я отвечаю на это: транс при рациональном ритуале иногда не используется вовсе, а если используется, то перед глазами мир не подернут пеленой – ведь именно тогда наши эмоции, желания и чувства становятся нашими глазами.

При рациональном подходе к ритуалу мы способны сохранять полностью осознанное или немного отстраненное отношение к происходящему, мы не ставим чувство в центр всего ритуала как акт духовного деяния. Наоборот, удовольствие от проделываемой работы – это не способ и не цель, а приятное дополнение к ритуалу. Соответственно, рациональные ритуалы подразумевают, что мы ставим во главу угла индивидуальное восприятие, не мешающее основному действию и даже дополняющее его, если речь идет о ритуале в группе.

Исходя из этого можно сделать вывод, что рациональный подход в ритуалах соблюдается при исполнении церемоний и созерцательных ритуалов.

⮚ Экстатические ритуалы

Экстатические ритуалы (было бы логично предположить) – полная противоположность рациональным. Здесь основой и центральным методом работы служит именно чувственное, эмоциональное наполнение. Мы позволяем своим эмоциям стать краеугольным камнем нашего ритуала, позволяем интуитивному озарению вести нас вперед. Экстатические ритуалы часто связаны с позволением себе того, что обычно считается недопустимым для ритуалов вообще – например, принятие алкоголя. Какова цель? Участникам необходимо преодолеть психологические блоки, которые проявляются на физическом уровне: зажатость движения, страх своего голоса, страх прилюдной ошибки.

В экстатических ритуалах предпринимается попытка изменить человека изнутри, дать ему свободу от него самого. Этим они и опасны, и, хотя человечество с древнейших времен использует экстатические ритуалы для постижения самих себя, для получения откровений, пророчеств, для преображения участников, подходить к ним следует аккуратно и осторожно. Поскольку мы открываем если не прямой доступ к своему подсознанию, то точно выпускаем на волю инстинкты и теневые черты характера. К чему это может привести, зависит только от того, лжете ли вы себе о том, насколько вы прекрасный и светлый человек без недостатков, и насколько серьезно вы работаете со своими комплексами и самоощущением…

Экстатические ритуалы через глубокий и сильный эмоциональный опыт, через трансовое состояние меняют само наше мировосприятие. Они вытягивают из нашего подсознания все слабые места, все запреты, все блоки и ставят вопрос перемены отношения к этому. Я сама была свидетелем и попадала в ситуации, когда после экстатического ритуала в течение нескольких дней поднимались все вопросы, которые ранее для человека были «скользкими», о которых он не говорил даже самому себе. Но качественный экстатический ритуал требует полного эмоционального растворения в происходящем, принятие себя как непосредственного участника, от которого все зависит, так же как и от остальных. Такой ритуал просто не позволит не обращать внимание на досадные помехи в виде ваших личных блоков. Если вы боитесь показаться смешным, нелепым, ваше тело зажато и постоянно перенапряжено – экстатика столкнет вас с этим лицом к лицу и заставит преодолеть. Хотя бы на время самого ритуала. Такой ритуал часто психологически куда как тяжелее, чем физически, поскольку от нас требуется снять привычные роли, маски и дать волю тому, что нам казалось чуждым в себе. Для многих потеря контроля над происходящим равносильна смерти. И это стоит помнить.

Дикое, необузданное, свободное поведение, выраженное в танце, кстати, – один из самых частых страхов. Это большая ответственность перед самим собой и другими – и оттого такие ритуалы часто пугают, ведь следование Викканскому Совету никто не отменял: не вреди ни себе, ни другим.

Экстатические ритуалы редко когда имеют смысл, если они длятся меньше 15 минут. За это время вы сами едва-едва раскачаетесь, а уж в групповом ритуале все еще сложнее. Для начала, такие ритуалы требуют обязательного элемента в виде символической границы, за которой человек оставляет себя самого прежним. Это всегда должен быть плавный переход, спокойный, когда границы обыденности начинают понемногу растворяться вокруг человека и ему открывается, что не так уж и страшно быть чуточку свободнее, чем обычно. Не скупитесь на время для подготовки, на время для перехода в это состояние.

К слову, такой эффект необязательно достигается с помощью алкоголя. Я больше скажу, если алкоголь во время ритуалов – правда, только экстатических – я еще понимаю и даже использую сама, то я однозначно выступаю против наркотических и дурманящих веществ, ибо можно достигнуть подобного состояния без «допинга». И самый простой способ – это ритм. Глубинный, размеренный ритм барабанов заставляет терять чувство равновесия и земли под ногами и со временем освобождает от страха потери контроля, потери себя.

Поэтому наиболее часто встречающиеся виды ритуала с экстатическим уклоном – это мистерийные и спонтанные, то есть те, где от нас требуются эмоциональное напряжение, заострение внимания на своей интуиции, примерка на себя других ролей и масок, которые мы порой не можем себе позволить в обыденной жизни.

Я рассуждаю сейчас о крайностях, безусловно подразумевая, что в чистом виде мы не сталкиваемся ни с одним из этих двух начал. Разумеется, экстатические ритуалы все же содержат рациональный элемент, и наоборот – в большей или меньшей степени.

Элементы ритуала

Элементов ритуала я выделяю всего три, я их уже упоминала ранее, в том числе в своей предыдущей книге «Я жрец»[1], – это структура, геометрия и антураж. Треножник, три слона, три столпа, без которых ритуал невозможен в принципе, поскольку они являются уже вполне физическим проявлением нашего действия. От всех трех зависит последовательность, порядок действия, технические возможности и детали, техника безопасности и многое-многое другое. Убери один из этих элементов – рухнут остальные два. Это круг, где от одного зависят остальные.

На этапе продумывания, постановки цели и репетиции вы закладываете фундамент вашего ритуала, и от того, насколько детально вы предусмотрели все эти элементы, зависят успех и результат, а значит и то, насколько близко вы окажетесь к цели.

⮚ Структура ритуала

Структура ритуала – это очередность действий в самом ритуале. Грубо говоря, это схема, согласно которой идет все действие. И тут тоже все достаточно просто – есть классическая схема и неклассическая.

Классическая структура ритуала:

✦ подготовка пространства, ведущего и участников;

✦ благословение пространства и призыв стихий;

✦ замыкание магического круга;

✦ призывание божеств;

✦ основная часть из одного или нескольких этапов;

✦ кульминация, освобождение энергии, направленной к цели;

✦ личная часть (необязательный элемент групповых ритуалов);

✦ пиршество, заземление;

✦ благодарность и девокация призванных сил, раскрытие магического круга.

Я не буду останавливаться подробно на каждом из этих пунктов, поскольку достаточно подробно я уже раскрывала эту схему в предыдущей книге «Я жрец», и найти ее можно практически в каждой книге о Викке. Поскольку книга, которую вы держите в руках, написана не только и не столько для новичков, я пренебрегла этим рассказом, коснувшись только темы низведений (см. более подробно в главе «Луна богов»). В остальном этой схемой достаточно просто пользоваться. Меня же куда больше волнует необходимость расширить пределы ваших представлений о наполнении ритуала.

Фактически любую перестановку частей ритуала уже можно назвать неклассической структурой. Меняя очередность тех или иных частей, добавляя и убирая их, мы уже отбрасываем прочь канон и ставим эксперимент. Например, для экстатических ритуалов я очень часто переношу пиршество в самое начало: им я открываю ритуал, таким образом устанавливая священное пространство и призывая храм, пока участники передают кубок и хлеб по кругу. Основные части все же часто остаются на своих местах, например, как ни крути, а кульминацию не получится поставить в самое начало. Период подготовки к итоговому всплеску тоже должен быть. Впрочем, я могу быть и неправа, поскольку я еще так не пробовала действовать, а это совершенно не значит, что кто-то этого не пробовал.

Неклассическая структура, разумеется, сложнее классики. Для того чтобы ее использовать, необходимо понимать на минимальном уровне, на каком основании мы хотим перенести ту или иную часть в другое место, и почему именно мы меняем порядок действий – для чего именно мы хотим воспользоваться такой структурой. Конечно же, поначалу причина звучит как «мне просто захотелось попробовать, а что из этого выйдет?» – и мне кажется, это прекрасно. Это значит, что человек сам по себе заинтересовался, как именно его практики влияют на него и мир вокруг и как можно усилить то или иное воздействие.

Наиважнейшее в структуре – это соблюдение баланса между частями ритуала. Очень часто можно натолкнуться на обряды, в которых очень долго происходит замыкание магического круга, поются длинные гимны для призыва, и при этом основная часть ужасно коротка. Дисбаланс в такой структуре вызывает смущение – сначала мы очень-очень долго готовим пространство и поднимаем энергии, приглашаем богов в наш круг… ради пятиминутной молитвы? Не напрасная ли трата сил на дополнительные действия?

Начало ритуала не должно быть слишком долгим по сравнению с основным действием, а завершение ритуала может быть втрое короче начала, но никак не длиннее. Опыт, впрочем, показывает, что завершение ритуала редко длится столько же, сколько начало, а вот чтобы подготовка и призыв священного пространства вместе с приглашением духов и богов были длиннее основной части – это бывает. И, поверьте, это отрицательно сказывается на самом ритуале. Представьте, что вы очень-очень-очень долго едете в машине, чтобы попасть в парк аттракционов, о котором давно мечтали, – а там из десяти каруселей работает только одна, на остальные вы не попадаете, потому что чертовски устали с дороги и время вышло.

Тем важнее задача поддержания баланса между частями ритуала становится при применении неклассической структуры – когда мы начинаем играть с привычным порядком частей ритуала и мешать их так, как нам угодно. И все же я предлагаю, чтобы продолжительности всех трех частей (условно назовем их началом, основным действием и завершением) были распределены в следующем соотношении:

✦ начало (Очищение, призывы, замыкание круга) – одна-две доли из шести;

✦ основная часть – не менее короткая, чем начало, в идеале две-три из шести долей;

✦ завершение ритуала (пиршество, благодарение богов и духов, размыкание священного пространства) – одна-две доли из шести (в идеале одна).

Для чего я предлагаю незначительно, но укорачивать концовку? После кульминации основного действия участники уже теряют концентрацию внимания вполовину и стремятся перейти к празднику или обмену мнениями. Пренебрегать размыканием круга мы не можем, но сократить последние части ритуала нам вполне по силам.

Хотя то, что я предлагаю, конечно же, не может быть эталоном. Стоит иметь в виду, что, если вы создаете ритуал с уклоном в земляной, церемониальный вид, то отказ от классической схемы скорее вызовет общее недоумение. И тем не менее кто мешает попробовать? Легче всего при работе с неклассическими ритуалами проводить спонтанные и созерцательные, ведь в этих случаях сам характер действа столь подвижен, что отступление от привычной схемы больше идет во благо, нежели сводит усилия к нулю.

При должном внимании неклассическая схема возвращает усилия сторицей, позволяет не зачахнуть ритуалистике в однотипности и скуке, привносит нотку новизны и свежести в ваши обряды. С ней связаны свои сложности – гораздо труднее связать логикой переходы от одной части ритуала к другой, чтобы ритуал выглядел не топорно, не грубо, чтобы не происходило резких скачков из одного состояния сознания в другое. Однако именно благодаря этой схеме зачастую можно понять, в чем смысл и красота той или иной части ритуала, и к чему она ведет. Не бойтесь экспериментировать, соблюдая баланс. Выбрасывайте те или иные части, переставляйте их между собой, и вы удивитесь, насколько широки возможности, насколько разнообразным может быть ритуальное решение.

⮚ Геометрия ритуала

Это, бесспорно, самый интересный элемент, где можно использовать всю силу вашей фантазии. Геометрия ритуала определяет местоположение каждого участника или предмета во время ритуала, а также их перемещение по ходу действия обряда.

Где вы будете находиться, что вы будете делать, в какой момент вы будете брать тот или иной инструмент, сколько у вас будет ритуальных костров и алтарей, как они будут расположены относительно друг друга, какой формы будет ваш магический круг (вы все еще чертите круги, а не восьмерки и эллипсы?) – все это и многое другое определяет геометрия ритуала. Начиная разбирать структуру, мы отслеживаем, где и в какой момент что нам понадобится. Проще говоря, геометрия – это все, что касается действий и местоположения внутри пространства.

Геометрия также определяет технические возможности и условия, которые необходимы для ритуала, и количество участников. Она помогает грамотно распределять действия, инструменты, чтобы исключить опасные для жизни ситуации, поскольку заставляет заранее продумать и рассмотреть все возможные варианты происходящего. Именно геометрия определит, где должна стоять, к примеру, чаша с вином, чтобы жрец не прожег свечами рукава мантии, пока тянется к ней. Геометрия – это также и удобство участников и того, кто ведет ритуал, чтобы они не мешали, а помогали друг другу.

Поэтому, если не хотите отказываться от классической структуры, а инструментарий вы не особо любите, то начинайте играть с геометрией. Даже одиночный практик может дать волю фантазии: как заходить в круг, как его чертить, как двигаться во время ритуала, да даже сам вид круга зависят только от внутренней степени свободы самого практика менять в обряде все, что ему хочется.

Некоторые, возможно, меня обвинят в том, что нельзя так безосновательно, безответственно мешать и менять все, что хочется. Есть правила, которые устоялись годами практики. Спешу ответить, что правила разрабатывались путем экспериментов, и ничто не существовало изначально в том виде, в котором мы знаем сейчас. Однако же, если эта книга попала в руки новичку, абсолютно несведущему в Викке, ему, безусловно, сначала потребуется полностью овладеть классической схемой ритуала, прежде чем он будет менять ее по своему усмотрению. Я никогда не была против правил, но, только исследуя границы, можно узнать новое и научиться использовать это себе во благо.

Геометрия тесно зависит от структуры и антуража, как и сами эти два элемента зависят от нее. Геометрия определяет, насколько возможно использовать классическую или необычную структуру, и определяет технические возможности и границы для антуража. Геометрия для ритуала в лесу на поляне будет сильно отличаться от геометрии ритуала в кругу в небольшой квартире, и уж тем более она будет совсем иной для ритуала в просторном съемном помещении, где можно использовать, например, большое количество свечей, горящих высоким пламенем.

⮚ Антураж и инструментарий

Ох, сколько споров вызывает этот пункт среди виккан! Одни говорят, что антураж – только костыль, и хорошо, когда он есть, но намного лучше уметь обходиться без него, особенно в одиночной практике. Другие же не могут собраться на ритуал, не взяв с собой десяток жезлов, и раскидывают ритуальные чаши по комнате в поисках пучка полыни на заваленных магическими штучками полках. Они недоуменно поглядывают на первых, спрашивая, как можно вообще проводить ритуал, не имея на руках ничего, кроме пары расписанных камушков или свечей, или – о, Боги! – без каких-либо инструментов совсем?

Еще больше споров ведется о том, стоит ли фотографировать свой инвентарь, алтари, ход ритуалов… Для кого-то сакральное не может быть вынесено за пределы ритуала, иные за один обряд выложат десять «сторис» в Инстаграм.

Все же закономерно побеждает «золотая середина». Всего должно быть в меру. Остается только уточнить границы вашей личной меры, и не находится ли она у Плутона?

Но все же вопрос антуража меня волнует не с точки зрения демонстрации священных для вас вещей внешнему миру, но того, насколько сильно и как именно он влияет на вас во время ритуала. Именно поэтому, наряду с геометрией и структурой, он – один из трех столпов, элементов, без которых ритуал невозможен в принципе. Даже если в ваших руках во время самого ритуала нет ничего – это тоже антураж.

Сколько нужно инструментов и какие они должны быть, все ли инструменты на алтаре и в ритуале должны быть задействованы, и допустимы ли вещи «просто ради украшения пространства» – за эти части обряда отвечают именно антураж и инструментарий.

Все же я не могу не признать, что иной раз от антуража зависит половина всего обряда – особенно когда речь идет о групповых, в частности созерцательных и мистерийных ритуалах. Антураж одинаково важен и для рациональных, и для экстатических ритуалов, поэтому здесь делать различие не принципиально. Это дополнительный, а часто и основной источник вдохновения, от которого можно отталкиваться для перехода в измененное состояние сознания. Все любят просматривать в Инстаграме красивые фотографии ритуального пространства – это дает заряд вдохновения многим людям и возвращает это чувство автору сторицей, побуждая творить и далее. В то же время, создавая антураж, категорически нельзя забывать об удобстве и технической доступности каждого инструмента без риска пораниться или что-то сломать во время самого ритуала.

Антураж – это те самые крючки и ключики для вашего сознания, которые настраивают на мистический, ритуальный лад. Совсем не заботиться о нем, даже спустя пять лет практики, – значит бессовестно обрушить себе половину ступеней у лестницы: взобраться можно, но ведь куда как затратнее для эмоционального ресурса!

Также этот элемент отвечает на вопросы о приходящем извне в пространство ритуала – несмотря на то что он будто бы только определяет красоту внутри. От антуража зависит также и место проведения ритуала, поскольку его эстетический вид, а также технические условия (вроде погоды, температуры, поверхностей и объектов вокруг) оказывают самое прямое действие на геометрию и, безусловно, на участников обряда, на их восприятие и настроение во время ритуала.

Итого, антураж – это:

✦ количество и внешний вид магических инструментов на алтаре;

✦ количество алтарей и их внешний вид в общем;

✦ внешний вид исполняющих ритуал;

✦ место проведения ритуала и время (точнее, время суток);

✦ наличие украшений места проведения ритуала и участников.

Наполнению антуража и геометрии ритуала посвящена вторая половина этой книги, где я рассматриваю 13 разных способов и элементов, которыми вы можете воспользоваться в своих магических и религиозных обрядах.

Как выбрать место для ритуала?

Хотя вопрос места проведения ритуала все же принадлежит элементу антуража, а не геометрии, тем не менее стоит остановиться на нем чуть-чуть подробнее.

В первую очередь, почему именно антураж, а не геометрия? Геометрия отвечает на вопросы расположения и движения по пространству, внутри него. Антураж создает визуальный образ и задает внешние условия проведения обряда. Поэтому вопрос «где»: в лесу, в снятом помещении, в квартире или на заднем дворе личного дома – это вопрос исключительно антуража, и, как я думаю, вы сами понимаете, его решение тоже не бывает однозначным.

⮚ Лес

Без сомнения, многим этот вариант кажется просто идеальным. Те, кто живет в центре города, нередко завидуют тем, кто живет в пригородах, в своем личном доме, откуда рукой подать до небольшого уютного леса. Из несомненных плюсов проведения ритуалов в лесу и на природе – собственно близость к природе, возможность разведения костра, наличие водоема (что тоже располагает к расширению ритуала). Возможность петь в полный голос, танцевать (ведь никто не увидит), воскурять благовония и спокойно жечь все, что необходимо жечь по обряду, кроме самого леса.

Но минусы порой отпугивают гораздо больше. Это и погода – в России, например, на Имболк много где лежит «снежок» в пару метров толщиной и очень часто температура достигает –20 °C, а то и –40 °C, а про вероятность попасть под ливень, не имея возможности спрятаться под тент или в палатку, и упоминать не стоит. Конечно же, комары и прочие насекомые, присутствие которых часто отвлекает от хода самого ритуала. И что кажется страшнее всего прочего – это необходимость траты времени и сил на дорогу, особенно если при этом необходимо везти с собой довольно внушительный инвентарь. Тем более когда вы едете целой группой.

И все же лес и природа – энергетически и эмоционально богатый вариант. Возвращаемся мы отдохнувшие душой, да и сами возможности, сама эстетика и энергетика такого ритуала куда как более ярко отражаются на нас. Там, где сходятся четыре стихии и мы находимся наиболее близко к тому, что воспринимается как воплощение богов: травы, деревья, реки и ручьи, ветер, – там мы обретаем поддержку мира вокруг. Не стесненные рамками помещения, мы даем миру больше шансов отправить нам явные знаки и послания.

Ночные же ритуалы в лесу – самые бесценные и завораживающие мои воспоминания из практики. Готовы к трудностям ради восхитительного результата? Смело выбирайте этот вариант.

⮚ Святилище

Под святилищем в этой книге я подразумеваю некое организованное на постоянной основе ритуальное пространство на природе. Обычно это выложенный камнями круг, лабиринт или небольшой каменный алтарь. Если вы живете достаточно близко к лесу, в пригородах, и знаете такие места, где редко кто ходит, или же у вас есть свой дом, вы можете организовать такое пространство для себя и вашего ковена. Святилища обычно находятся под открытым небом, иногда рядом с таким алтарем устраивают беседку. В святилище можно превратить даже небольшую нишу в стене, дупло, пенек в лесу, где вы постоянно оставляете подношения богам и духам.

Если вы живете в своем доме, вам не стоит беспокоиться о сохранении такого пространства от разрушений от рук вандалов или радикально настроенных представителей других религий. Организованное же в лесу или в поле святилище, к сожалению, в любой момент может пасть жертвой действий других людей, которым придется не по нраву ваше творение. Именно поэтому, если вы решитесь на создание такого места силы, сделайте его как можно дальше от основных троп, где ходят люди, как можно более неприметным и всегда будьте готовы к тому, что в следующий раз вы можете найти его разрушенным, как это ни печально.

В святилище может быть не только алтарь, круг камней, изображения божеств и символические «врата» в иной мир, но и специально обустроенная костровая яма. Святилище не требует обязательного ежедневного ухода, обычно это именно обозначение тайного места силы, у которого собираются на личную практику или празднование саббатов. Это не только сам лес, или, к примеру, холм или поляна, но и капелька рукотворного, которая завершает и подчеркивает силу и красоту ритуала, придает свой эстетический, мистический и сакральный вид месту проведения церемонии.

Святилища, на самом деле, как и храмы, практически не встречаются в России по разным причинам – от ненужности самим викканам до страха перед тем, что их попросту уничтожат. Либо же их вовсе никак не обозначают, просто знают, где их любимое местечко в лесу, где можно спокойно проводить ритуалы и отдыхать душой. Тем не менее на личных земельных участках или в потаенных уголках леса можно и натолкнуться на такие оформленные ритуальные пространства.

⮚ Съемное помещение

После квартиры, пожалуй, это самый частый вариант осуществления ритуальной деятельности. В частности, групповой, ведь квартиры слишком малы, а танцевальный или репетиционный зал вместит в себя достаточное количество народу.

Минусы понятны и объяснимы – необходимость платить и быть осторожными. Не во всех залах приветствуют зажигание свечей и благовоний, поэтому при таком варианте вопросы этих инструментов необходимо проговаривать обязательно. И, уходя, всегда старайтесь не оставлять за собой следов, хотя бы из вежливости к хозяевам. Еще лучше, если вы будете просто аккуратны, поскольку оттирать от воска и парафина линолеум – не такое увлекательное занятие, как ритуал, и за это можно лишиться помещения вовсе.

Ранее были популярны небольшие чилаут-помещения и анти-кафе с закрытыми комнатками, где вы, оплатив время, могли прекрасно «поритуалить», почти не опасаясь вмешательства со стороны посторонних людей. Впрочем, насколько распространен ныне такой вариант, я не знаю, поскольку уже несколько лет живу возле леса, а группой мы обычно проводим ритуалы в помещении дружественных нам оккультистов.

⮚ Храм

В снятом на постоянной основе помещении или достаточно просторном личном пространстве (дом, квартира) можно организовать даже целый храм – место с постоянным алтарем, указанными точками силы для стихий, статуэтками и изображениями богов, со своими постоянными жрецами – конкретного одиночки или целой общины.

В России на момент написания книги, к сожалению, открытый большой храм по-прежнему остается лишь мечтой – отчасти по законодательным причинам, отчасти по тем же, которые мешают организовывать открытые святилища. Однако читатели, подписанные на западные социальные сети, могут любоваться иногда такими храмами, в которых регулярно проводят ритуалы, встречи, фестивали. Также еще причиной можно считать то, что виккане в большинстве своем считают храм ненужным – уж больно мы тогда станем похожи на ортодоксальные религии. «Наш храм – природа!» – самый громкий аргумент. И все же каждый из нас нуждается в том, чтобы у него было сакральное пространство, защищенное хотя бы от неудобных погодных условий. Не всегда и не всем необходимо исключительно природное святилище. Все равно мы чаще всего проводим ритуалы в закрытых помещениях, и многие хотели бы, чтобы были площадки, на которых проходили бы открытые собрания и ритуалы для желающих – без налета церковной иерархии. Последнее, я считаю, и есть настоящая причина предубеждений против храмов: зачастую дискредитирующий себя в глазах язычников подход ортодоксальных религий к организации и содержанию священных пространств.

Почему же я включила эту категорию в книгу? Потому что надеюсь, что однажды у нас действительно появится известный и открытый храм, доступный каждому желающему прийти в него викканину. Это будет весьма затратно, но я уверена – оно будет стоить того.

На самом деле, уже были предприняты попытки организовать открытые алтари в снятых помещениях. Например, один был в магазине «Магикка» в Санкт-Петербурге – я сама его освящала. Важно помнить, что если вы открываете подобную точку силы в одном месте, а после вам приходится покидать его, не забудьте закрыть за собой «ворота» в иной мир.

⮚ Частный дом или квартира

Что ни говори, а все же мы намного чаще проводим ритуалы в своих родных четырех стенах, в квартире. И тепло, и уютно, и ничего не надо бояться, кроме как возмущенных пением в три часа ночи соседей либо же не менее возмущенных постоянным запахом благовоний и трав домочадцев.

Дома мы чувствуем себя безопаснее всего, но невозможность работать с открытым огнем и недоступность земли и леса часто сказывается на ритуалах с подношениями богам или тогда, когда необходимо отнести то, что остается после заклинаний, куда-то подальше от дома. Другая же проблема: очень многие не могут себе позволить исполнять ритуалы дома, поскольку живут они не одни, а родные и близкие или соседи не всегда доброжелательно настроены по отношению к нам и нашим религиозным убеждениям и мировоззрению. В этом случае приходится сильно урезать свой инвентарь, прятать его и искать редкие возможности оставаться в полном одиночестве для спокойной магической работы.

Иногда бывает так, что, долгое время прятавшись от домочадцев, скрываясь от возлюбленных, в том числе получив, наконец, возможность спокойно проводить ритуалы, мы испытываем стыд по отношению к своей практике и тревожно ожидаем, что нас «застукают» за чем-то плохим. Да, такая проблема есть. Но я о ней расскажу, вероятнее, в следующих книгах, ибо повседневные тонкости и проблемы, с которыми викканину приходится сталкиваться в своей жизни, требуют отдельного рассмотрения, эту же книгу я посвящаю ритуалистике в целом.

И тем не менее свой «угол» – это самый комфортный и предпочитаемый вариант в силу понятной необходимости приложения не столь уж и титанических усилий по подготовке пространства. В лес с собой придется везти слишком много, а дома часто все под рукой, да и погода и факт близости ко всем нужным ингредиентам – все это говорит в пользу закрытого пространства. И уже над ним вам предстоит потрудиться, тогда оно будет помогать вам не только спокойствием родных стен, но и красотой обстановки.

Инструменты в ритуале

Вернемся ненадолго к вопросу об инструментах и попробуем разрешить одно из самых сложных противоречий касаемо элемента антуража. Я уже писала, что в некоторых обрядах антураж определяет половину ритуала. Он создает атмосферу, помогает настроиться, почувствовать, насколько правильно идет действо.

Соответственно, главный вопрос можно сформулировать так: в каком случае хорошо использовать максимальное количество инвентаря, а в каких – минимальный походный набор и из чего он может состоять?

Определенно, полный набор инвентаря хорошо использовать в ритуалах, где очень многое опирается на визуальную составляющую и присутствует большое количество действий, то есть во время церемониальных и мистерийных ритуалов. В этом случае стоит уделить внимание тому, чтобы все ваши инструменты располагались на алтаре не только грамотно, но и красиво, чтобы вдохновлять вас. В созерцательных ритуалах также можно использовать максимально возможный инвентарь, но в этом случае он придает именно атмосферный, направляющий характер действу, поскольку почти всем добром, заботливо раскиданным по алтарю, мы не пользуемся, и можно не беспокоиться о техническом удобстве и безопасности. Это те случаи, когда можно весь алтарь или пространство завалить всем, что у вас есть в шкафах, поиграть с расположением инструментов и предметов. Главное – не забыть оставить место для центрального действия или расположить предметы таким образом, чтобы они направляли ваш взгляд в сторону центра всего алтарного пространства, не рассредоточивая внимание, но помогая его концентрации.

О том, как грамотно распределять инструменты по алтарю и магическому пространству, используя центральные и центрообразующие элементы, я уже писала в предыдущей книге «Я жрец». Кратко напомню суть: центральный элемент – тот, вокруг которого строится вся магическая работа, и обычно он размещается в центре алтаря. Это символическая «мировая» ось, которую часто обозначают пентаклем, панно, блюдом для подношений или костром. Гораздо реже центром выступает основной символ саббата или же ритуальный меч, посох или жезл. Вокруг центра располагают центрообразующие инструменты, которые направляют силу и внимание к нему по спирали или по специально заданной жрецом/ведьмой схеме с помощью вышеуказанных центрообразующих. Бывают ритуалы, в которых выставляют больше, чем один центр, и в таком случае необходимо каждому из центров задать свое значение, символы и антураж, а также наладить с помощью расположения центров относительно друг друга движение сил, а заодно и геометрию передвижения участников и ведущего ритуал жреца.

Минимальный набор инструментов обычно состоит из рабочего ножа, символов стихий и богов, миниатюрной чаши и предметов подношений. Иногда добавляют пару-тройку сакральных для самого практика вещей. Все это (или меньшее количество – пара свечей и нож, например) упаковывают в отдельную небольшую коробочку, которую можно спокойно положить с собой в сумку и взять в любую поездку. Иногда такой походный алтарь изнутри украшают изображениями божеств. Минимальный набор часто берут для спонтанных ритуалов и созерцательных, особенно если их проводят солитари на природе. Он не требует ни много места, ни какого-то особого ухода, удобен и прост и все же в полной мере выполняет свою функцию – помощь при концентрации на магическом намерении.

Мой опыт показывает, что при регулярной практике хорошо иметь с собой минимальный набор, а для больших праздничных ритуалов с группой составлять списки заранее, распределяя вещи, кто что привезет, оставляя максимальный набор инвентаря для домашних празднеств и церемоний.

Что касается расположения основных инструментов более наглядно, то я приведу несколько графических схем, наиболее часто применяемых мной или в общинах.

Вариант 1. Классика. Прямоугольный алтарь, ориентация на одну из сторон света, соответствующую времени года (то есть лицом к той стороне света, стихии которой наиболее сильны в этот сезон). Как правило, все атрибуты Богини располагаются на левой стороне, все атрибуты Бога – на правой. Изображения или свечи богов стоят в дальней части алтаря, их не трогают. Ближе всего к краю алтаря со стороны практика будут чаши с солью и землей, а также хлеб. Вино и чаша для вина стоят дальше чашечек, а палочка с благовониями – дальше хлеба. Это расположение удобно для того, чтобы случайно не столкнуть высокие предметы с алтаря – их ставят дальше от края, ближе к неподвижным изображениям или символам Бога и Богини. В центре алтаря располагается пентакль, панно или металлическая чаша/котел, на котором происходит основная магическая работа.

1 Я жрец. Практикум по жречеству в Викке. СПб.: ИГ «Весь», 2020.
Продолжение книги