Фашистский культ исключительности бесплатное чтение
© Николай Сергеев, 2022
ISBN 978-5-0056-3692-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Сокращенный вариант главы 1.6 «Культ исключительности» из книги Николая Сергеева «Гидра»
Когда речь заходит о таком явлении, как фашистский культ исключительности, я сразу вспоминаю экранизацию Альфредом Хичкоком пьесы Патрика Гамильтона «Верёвка». Пьеса Гамильтона основана на реальных событиях, произошедших в Чикаго в 1924 году, на пике популярности фашистских идей, ещё до победы нацистов в Германии, но уже под впечатлением Муссолини. Двое студентов местного колледжа, руководствуясь своим извращённым пониманием модных в те годы идей Ницше о сверхчеловеке, в качестве эксперимента зверски убили подростка. В своём фильме Хичкок наглядно иллюстрирует суть понятия «исключительность» в рамках чисто фашистского мировоззрения.
Многие ошибочно воспринимают фашизм, как явление необычайно демоническое, противоестественное природе человеческой. Культ исключительности, которому поклоняются любого вида фашисты, представляется чем-то сатанинским, в принципе невозможным в современном культурном и образованном мире, с его гуманистическими идеалами.
На самом деле, культ исключительности может возникнуть в любом обществе, так как он основывается на совершенно простых вещах, знакомых каждому с раннего возраста.
С той поры, когда ребёнок понимает и принимает в качестве непреложной истины, что люди сильно отличаются друг от друга, когда он начинает осознавать различия между взрослыми и детьми, между мальчиками и девочками, между агрессивными и спокойными ровесниками.
Вирус фашизма попадает в человека в самом раннем возрасте. Когда ещё только начавший формироваться как личность человек начинает делить окружающих его людей на «плохих» и «хороших», на «слабых» и «сильных», на «умных» и «глупых». С ранних лет ребёнок инстинктивно, следуя заложенной в него генетической программе, пытается найти у себя положительные, по его мнению, черты, выгодно отличающие его от всех остальных.
И если человек не получает в ходе своего развития и в процессе образования стойкий приобретённый иммунитет (врождённого иммунитета против фашизма попросту не существует), то мирно дремлющий годами вирус фашизма может быстро убить в человеке всё человеческое, сразу после того, как наступят для этого благоприятные условия.
Фашизм раздувает существующие или создаёт новые конфликты на почве различий между людьми, которые в обычных ситуациях не имеют большого значения, он пробуждает в людях дремавшие годами инстинкты, вызывая ненависть и чувство собственной исключительности.
Научные теории социального разделения людей мы можем встретить у различных античных авторов. В работе Платона «Государство» предлагалось принудительно разделить общество на три основные группы людей (сословия): философов (аристократию), воинов и низшего сословия (ремесленников и земледельцев). Во все исторические эпохи были как сторонники, так и противники этой идеи. Спор об этом не утихает по настоящее время.
Несмотря на то, что христианство провозглашало единство детей божьих и на словах выступало против его разделения на касты, тем не менее именно оно активно поддерживало социальное разделение на протяжении всей своей истории.
Принципа неравенства по религиозным, расовым и национальным признакам придерживалась, как католическая, так и православная церковь. В протестантизме оправдание неравенства подробно обосновано в учении Кальвина о предопределении. Лютер и Кальвин проповедовали неравенство как божью волю. По их мнению, одни люди от рождения предопределены ко спасению, а другие – к погибели, и человек не может это изменить. Богатство служило признаком христианской добродетели – трудолюбия, мерилом благочестия, реальным подтверждением богоизбранности. Отсюда возникла протестантская этика, моральные и духовные ценности современного капиталистического общества.
В средневековых ересях катаров, альбигойцев, богомилов и пр. можно было также встретить разделение на духовные расы. Десятки различных христианских учений, преследуемых традиционными христианскими церквями, с неизменной на протяжении веков лютой ненавистью, две тысячи лет проповедуют разделение людей.
В Древней Индии, ещё за тысячу с лишним лет до рождения Платона, общество было разделено на четыре основных касты: брахманы – жрецы, целители и учёные; кшатрии – воины, правители; вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы; шудры – слуги, наёмные рабочие.
Впервые упоминание этих четырёх основных каст встречается в «Пуруша-сукте», легенде о происхождении людей из частей тела первочеловека Пуруши: «Когда Пурушу расчленили…, его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра – вайшья, из ног родился шудра». Индуизм утверждает, что Брахма создал касты для сохранения Вселенной, для чего он установил допустимые для членов каст занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношения он поручил брахманам. Правопорядок и защиту государства он передал в руки кшатриям. Для вайшьи он разрешил земледелие, разведение скота, торговлю. А шудрам он позволил лишь служение всем предыдущим кастам, с почтительным смирением.
Иудаизм также основывается на идее разделения всех живущих на земле людей и исключительности одного народа. Иудейская вера однозначно, то есть не допуская иных толкований, определяет евреев в качестве этого народа, связанного с Богом доверительными отношениями. Евреи, согласно их священным книгам, единственный на всей планете избранный Богом народ. Все остальные вроде бы как нечто низшее, которые могут прийти к Богу лишь через служение народу Израиля.
В раннем СССР культ исключительности основывался на классовом принципе разделения общества и провозглашал рабочий класс избранным.
В нацистской Германии культ исключительности превозносил арийскую расу.
Американские расисты считают белых людей высшей расой, которая должна господствовать над азиатами, индейцами, чернокожими.
Примеры идей исключительности, богоизбранности, разделения людей по религиозному, социальному или расовому признаку можно приводить очень долго.
Для обоснования исключительности какой-либо группы людей (социального класса, религиозной конфессии, нации, расы и пр.), фашистами создаётся соответствующая мифология и псевдонаука.
На основе мифологии воспитывается слепая вера в исключительные способности «избранных». А с помощью «фашистской науки» пропагандистами создаются псевдонаучные доказательства исключительности, специально для тех, кто в силу своей показной интеллектуальности, ищет среди подобной разнообразной наукообразной чепухи оправдание своих инстинктивных симпатий к фашизму и фашистам.
Мифы, даже если это не думы о славном прошлом, а современные легенды о фашистских героях сегодняшнего дня или призрачные мечты о светлом будущем, как правило, всё равно имеют историческое происхождение, уходящее корнями в глубокую древность.
Усилиями пропагандистов и псевдоисториков создаётся альтернативная историческая реальность. Происходит придумывание исторических корней «избранных». Делаются далеко идущие выводы о необходимости и даже неизбежности на определённом историческом этапе захвата власти фашистами, для защиты интересов этой «избранной» группы людей.
Приход к власти фашистов представляется пропагандистами и псевдоисториками не просто случайностью, а как закономерный процесс развития общества, даже если захват власти произошёл спонтанно в результате случайного стечения обстоятельств или вооружённого переворота.
Часто речь в таких мифах идёт даже не о власти в отдельно взятой стране, а об абсолютной власти в пределах всего обитаемого мира в обозримой исторической перспективе. Необходимость и неизбежность мирового господства обосновываются некой исключительной ролью этой элитарной группы в судьбе всего человечества, особой духовностью, неоспоримым интеллектуальным преимуществом, богоизбранностью или ещё какой-нибудь чушью, рассчитанной на малограмотных или слишком впечатлительных людей.
Удобной основой для создания нацистской идеологии в Германии стало извращенное понимание философии Ницше, в особенности его идеи о сверхчеловеке, находящемся вне условностей и моральных норм, существующих лишь для «недочеловеков». Трудно найти какое-либо значимое социальное явление, которое возникло бы само по себе, у которого не было бы ни предшественников, ни последователей. Нацизм и ницшеанство возникли также не на пустом месте.
Философия Ницше возникла из научной теории его предшественников, называемой социальным дарвинизмом, которая была очень популярна в конце XIX и первой половине XX века.
Согласно теории социал-дарвинизма, открытый Чарльзом Дарвином в живой природе естественный отбор должен распространяться и на человеческие отношения, на историю цивилизации.
Классический социальный дарвинизм основывается на сформулированном Гербертом Спенсером «Универсальном Законе природы», согласно которого существо, недостаточно энергичное, чтобы бороться за своё существование, должно погибнуть.
Фашисты перенесением основополагающего в животном и растительном мире принципа борьбы за выживание в сферу общественной жизни оправдывают дискриминацию или даже уничтожение всех «иных», не относящихся к «избранным». Таким образом фашисты рассматривают необходимость дискриминации или уничтожения «иных», в непосредственной связи со стремлением группы «избранных» (нации, расы, религиозной группы и пр.) выжить во враждебном окружении. По мнению фашистов, «избранные» погибнут от рук «варваров», если откажутся себя защищать.
Социал-дарвинизм объясняет эволюцию общественной жизни возникновением неустранимых конфликтов в процессе социального развития общества. По мнению социал-дарвинистов, эти конфликты являются вечными, и вечная борьба сообществ между собой является единственным двигателем социального прогресса. В результате этой борьбы выживают сильнейшие, именно они завоевали право на жизнь. Слабые должны в этой борьбе погибнуть. Именно этим фашистами обосновывается моральное право на дискриминацию или уничтожение всех остальных.
Несмотря на то, что Дарвин даже не думал распространять открытый им принцип естественного отбора на общественные отношения, идею социал-дарвинизма приписывают именно ему. Обычно приводят выдержку из его книги «Происхождение человека», где Дарвин пишет: «В недалёком будущем, возможно, уже через несколько сотен лет, цивилизованные расы целиком вытеснят или уничтожат все варварские расы в мире». Однако при этом не уточняют, что под варварскими расами Дарвин понимал народы, которым присущи жестокость, невежество – те черты, которыми фашисты подменяют силу и духовность в своей пропаганде. Дарвин считал, что именно отношение к человеческой жизни и образует тот водораздел, который отличает варварские народы от цивилизованных. Лишь народы, в традиционной морали которых доминируют сочувствие и сострадание, а в обычаях помощь слабому, по мнению Дарвина, должны вытеснить и уничтожить всё варварское и жестокое в мире.
Чарлз Дарвин к идеям социал-дарвинизма не имеет вообще никакого отношения ещё и потому, что они зародились в древности, задолго до возникновения самого термина «социал-дарвинизм». Существовали они в общественных традициях и народных обычаях в Месопотамии, Древнем Китае, Древней Индии и во многих других древних цивилизациях.
В Древней Греции существовало даже целое государство, граждане которого придерживались принципов социал-дарвинизма – Спарта, практиковавшее в отношении своих граждан селекцию. Спартанские граждане спокойно наблюдали, как гибнут слабые юноши в боевых тренировках, (часто упоминаемое сбрасывание спартанцами со скалы своих больных младенцев, скорее всего, миф). Кочевые народы Азии также придерживались принципа – доля слабого умереть.
Современный вид идеи социал-дарвинизма приобрели в XVIII веке, а вот своё «научное» обоснование они получили лишь в XIX веке.
Впоследствии эти идеи были положены в основу марксистской политической теории, описывающей закономерный глобальный процесс развития цивилизации, который непременно должен закончиться высшей стадией общественного развития – коммунизмом. Для победоносной победы на всей планете последнего общественного строя человечеству необходимо будет, по мнению марксистов, обязательно пройти этап глобальной пролетарской революции, осуществлённой силами одного «избранного» социального класса – пролетариата.
Идеи социал-дарвинизма развили нацисты, сделав их основой своей идеологии. Согласно нацистской расовой теории, в борьбе за право на жизнь постепенно рождается новая, сильная, исключительно жизнеспособная раса господ, из которой непременно должны возникнуть некие высшие существа – «сверхчеловеки». Термин «сверхчеловек» был заимствован непосредственно из ницшеанства. Все остальные, непригодные для превращения в сверхчеловеков, именуемые «недочеловеки» должны быть уничтожены.
Термин «недочеловек» (Untermensch) употреблялся в узком кругу немецких социал-дарвинистов всю вторую половину XIX века, но в массовое сознание он проник через пятьдесят лет, после публикации в 1922 году книги «Бунт против цивилизации: угроза недочеловека» американского расиста Лотропа Стоддарда.
Нацисты через несколько лет после выхода, упомянутой выше, книги использовали термин «недочеловек» в своей пропаганде уже как сложившееся понятие, не требующее какого-либо объяснения.