Карта и другие стихотворения бесплатное чтение
Перевод книги сделан при помощи Министерства культуры и информации Республики Сербия
Сербика
© Божович Г., 2018
© Соколов В., перевод, 2018
© Издательство «Скифия», 2018
Своя поэзия
Я знаком с Гойко Божовичем уже не один год. Это человек разносторонних талантов, и еще во время первого нашего знакомства я понял, что он – великолепный издатель. Начав с нуля, он создал прекрасное издательство «Архипелаг», одно из самых значительных в современной Сербии. Книги, изданные им, отличаются высокой полиграфической культурой, и, что характерно – в отличие от большинства наших издателей он ничуть не боится издавать МАЛЕНЬКИЕ книги. То есть небольшие по объему, но в прекрасных, высокохудожественных переплетах.
Но, наверное, не это есть самое главное достоинство Гойко Божовича. Помимо издательской деятельности (которая включает в себя и составление антологий), он прекрасный эссеист, литературный критик – что, в принципе, не удивительно. Главное – он совершенно замечательный поэт. Да, он пишет не совсем привычным для русского уха верлибром, то есть свободным, нерифмованным и не всегда ритмичным стихом. Иной раз мне кажется, что он мог бы высказать свои мысли – несомненно глубокие, философские, отмеченные осмыслением трагической истории своей родины и своего народа – прекрасной философской прозой, но… Проза такой глубины и серьезности требует некоторой сухости, отстраненности, многословности, эдакого академического взгляда со стороны. Но это не для Гойко. Не случайно в некоторых его стихах появляется образ человека, глядящего либо над водной гладью, либо с укрытой туманом высоты – взгляд человека, который видит опасные грани нашего бытия, переступив которые, можно или рухнуть в ад, или – спастись, выйти к светлому миру из нашего – чего там греха таить, страшного времени. И выразить все это можно только так – не сухой и глубокомысленной прозой, а рвущимися из самого сердца поэтическими образами.
И если идти дальше, то становится понятным: это и есть высшее выражение поэзии, поэзии, не скованной железными законами рифмы, размера и прочих, казалось бы, обязательных, таких привычных для нас правил стихотворного сочинительства. Поэзия Гойко Божовича – поэзия сердца и души, не скованная формальными правилами. Внимательно читайте и перечитывайте его стихи – и вам откроется очень многое.
Василий Соколов,
переводчик, литературный редактор серии «Сербика»
Как волна
- Поднимались и падали голоса.
- Словно приборы застольные звякали,
- Доносясь до террасы, с которой
- Все, что видели мы, стало явью.
- И с которой мы с сыном
- Сурово смотрели вперед, в тело города,
- Будто в плоти его я открою
- То, что прежде не видел ни разу,
- Картины, причины всех голосов
- И голоса всех причин.
- Смех накатывал точно волна
- Из глубин почерневшего моря
- И исчезал, ничего не сказав,
- Оставив надломанными слова:
- «…это перед войной…»
- «…мы теперь исчезаем…»
- «…о, как мы устали…»
- Вот и все, что он произнес.
Выход
Выход
- Выхожу я в полуденный свет.
- После дней, прошедших при комнатном свете.
- Голоса, что меня вопрошали
- Или доверчиво мне улыбались,
- Заменились быстрыми звуками утра,
- Которые сон изгоняют.
- Так завершились два дня перемирия,
- Что мы подписали почти без надежды на вечность,
- Все-таки веря, что время позволит нам
- То, чего мы хотим в этой жизни.
- Наступает неделя, она важнее других,
- Всех недель предстоящих,
- Но она утеряла достоинство
- В глазах предстоящего дня.
Рисунок
- Устрашающий утренний мир морского залива,
- Порт, налетевший на брошенные суда,
- Тень, что попала в капкан отступленья,
- Следы, что оставил матрос с потерпевшего крах корабля,
- Или бог из давно всеми забытого древнего мифа,
- Песок, смешавшийся с едким потом,
- С энергией желез, уставших от жизни,
- Лупа, забытая в спешке после пустой болтовни,
- Книга, брошена после прочтенья под солнцем,
- Открытая на странице,
- Где дрема обрушила видимый мир,
- Который вчера был еще таким новым,
- А нынче бумага стала старше себя,
- Древность, добытая в свежих раскопках,
- Устрашающий утренний мир морского залива.
Пейзаж
- Я сейчас бы рванулся
- В пространство пейзажа из окна кабинета —
- К смутным травам,
- К деревьям, заснувшим в себе,
- В мир, прикрытый смолой.
- Это точно гарантию даст
- На один единственный день,
- Если я вдруг останусь там,
- В последнем пространстве пейзажа.
- Я найду себе место, которого здесь не найти.
Взгляд
- Чтобы увидеть птичий полет,
- Обычный, ленивый, иль тот,
- Что вдохновеньем теснится в груди,
- Нужен дар.
- Потому как глядящего надо узреть.
- Того, кто отрекся, чтоб видеть
- Нас, созерцающих стену,
- Что рушится в пропасть,
- Видящих, как граница света и тьмы
- Уползает к знакомому некогда горизонту,
- И свое отражение в светлых морщинах воды,
- И обещанье спасенья,
- Далекое, как обещание смысла.
- Чтобы увидеть хоть что-то, надо отречься
- От решимости или мечты
- О том месте, где мир нам доступен.
Вниз по склону
- Когда я в последний раз
- Шел вниз по этой дороге,
- По склону катились сверху
- Краски земли и ушедшего половодья
- И почва покрылась мусором,
- Брошенным из автомашин —
- Этих подвижных гарантий
- Возвращения к прежним местам.
- Дорога исчезла из вида
- И вновь появилась за поворотом,
- Как обитаемый остров известности.
- Иногда появлялась река,
- Может быть, та же, что прежде,
- В ней собрались все минувшие воды,
- Но не было там строений,
- Словно кто-то еще не решил,
- Кто в них останется жить.
- А ведь мы проходили краями,
- Где дома основательно рушат, не строят.
- И ни единой души
- Мы не встретили по дороге.
Огни
- Еще не успел перейти я реку,
- Как на другом берегу полыхнули огни.
- Грянул свет, и возросло возбужденье
- Словно тесто в опаре.
- Огни шевелились.
- Были словно живые,
- Как будто пожар разгорелся вовсю,
- Отобрав у нас все, в чем нуждался.
- Но никто не вышел из мутных домов
- И из немых небоскребов.
- И даже вечерние колокола
- Нам не давали надежды,
- И завывание ветра
- Ничего не могло объяснить.
Дымка
- Рядом с городом, где
- Распластался поселок на склонах,
- Сам замкнувшись в себе,
- Превратившись в весомую точку,
- Из которой лучами текут улицы и переулки,
- Широкие, узкие, шумные, грязные,
- С балагурящим людом,
- Голосами, звенящими в одиночестве,
- Заполняют пространство
- Ушедших под землю домов,
- Утративших с городом сходство.
- Смотрел я на это пространство,
- На врастанье в раскисшую землю,
- Чтобы хоть что-то запомнить.
- И чем больше смотрел,
- Тем все больше таинственных мест
- Видел я.
- Скажем, из-за этой зеленой ограды
- Мой взор все сильнее слабел.
- Не могу описать я того,
- Что мой взгляд в те минуты нащупал,
- Ибо не может вместить он
- Того, что жизнь не вмещает.
- А оттуда тени ползли,
- Звуки, гулкие и пустые,
- Не заботясь о том, что чужие их смогут услышать,
- И шаги, вечно скрытые в тени густой.
- Я увидел лишь то, что можно увидеть.
- Я смещался с места на место,
- Опробовав улиц извилистость,
- Но в итоге просто махнул рукой
- На бессмысленность этой затеи,
- Но и чтоб попрощаться
- С увиденным прежде,
- Что стало просто предчувствием.
- Дымкой в любимых глазах.
Новая жизнь
- Помнишь ли ты мгновения,
- В коих менялась вся жизнь?
- Казалось, что все,
- Все сначала,
- Как будто бы все пропало,
- И не было больше того, ради чего нам жить.
- Жить надо было
- С новым опытом жизни,
- Смирившись с иными,
- Если еще не можешь
- С собою мир заключить.
- Но если с собою мир невозможен,
- То до последнего мига
- Жизнь измениться может,
- Кажется, навсегда.
В парке
- В парке остаться.
- Любою ценой.
- В парке остаться,
- Когда солнце зайдет
- И когда голоса
- Утратят враждебность,
- И когда затеряются листья
- Меж предметов иных,
- И когда ночь навеет опять
- Страхи далекого детства.
Среди ночи
- Душа есть тот самый подвижный звук,
- Что в неспешный вечерний час
- Поселяется в душах прохожих.
- Радостный крик, который
- Ничего не меняет в жизни.
- Пойманный отблеск
- Чего-то, забытого нами, чтобы
- Увидеть его из окошка мчащейся машины
- Среди ночи.
Элементы
Элементы
- Обыденность заселила пространство поэзии.
- Мощью своей перекрыла реку,
- А ведь когда-то ее неприступной считали
- Пловцы, утомленные жизнью.
- На другом берегу разыскивают
- Элементы существования.
- Земля свою ценность теряет
- В глазах нерадивых наследников.
- У костра разговоры затихли.
- Воздух становится гласным привычным.
- Пальцы воду в ладонях не держат
- Вместе с остатками снов,
- Что видели мы до того, как убежать
- От обыденности.
Слова
- Пока мы с тобой говорили,
- То знали, что наши слова
- Мечутся между нами
- Словно форели
- В горных потоках,
- Захлебываясь от возбужденья,
- Бледнея от торопливости.
- Но было нам невдомек,
- Что слова остаются
- Надолго в нашем общении
- И что тишину,
- Полную сказанных слов,
- Можно пощупать руками.
- И мы осязаем это
- В дни ни зимы, ни лета.
Как река
- Иные слова
- Теряют свой смысл,
- Как деньги
- Во время инфляции.
- Как река
- В половодье.
- Забудьте о них.
- Отбросьте,
- Даже если вас мучает
- Жажда, даже если
- Их ветер упорно несет.
Воспоминания – сказки для нас
- Воспоминания – сказки для нас.
- Я помню все о себе,
- Сейчас, когда все прошло
- И когда тому, что прошло,
- Я дарю голос свой,
- Свой образ и способы пробужденья,
- И несколько способов возвращения в мир,
- Фаршированный злостью, презреньем,
- Кризисом и вечной гонкой,
- В которой забыли про старт и про финиш
- Болельщики и бегуны.
- Врываюсь я в гневные голоса,
- В которых разума нет,
- И в умные голоса, в которых
- Совсем нету страсти.
- Воспоминания – сказки про нас.
- Я все позабыл,
- И нет больше сказки,
- В которой нашел бы покой.
Голова над водой
- Голова над водой —
- Лишь настолько,
- Чтобы видеть дымы
- Весенних костров.
- Сожженную землю.
- Сгоревшие камни.
- Незажившие шрамы.
- И там, вдалеке, в тех краях,
- Куда огонь не добрался,
- Жизнь сначала увидеть,
- Как будто пожар мне приснился.
- Голова над водой —
- Лишь настолько,
- Чтоб помнить о шрамах,
- Об ожогах недавней войны.
- О сожженной земле.
- О сгоревших камнях.
- И о тех, кто огонь
- Разжигает в наших краях,
- Спалив элементы природы.
- И смотреть,
- Как жизнь возникает с начал,
- Как ни в чем не бывало.
Касаешься миров
- С «Улиссом» в руках
- Листаешь страницы,
- На которых вопросы ответы дают,
- Оставаясь вопросами
- Без намека на их разрешенье,
- Прикоснешься к мирам,
- В которых живешь, листая страницы,
- И, читая, живешь
- В перерывах обыденной жизни,
- Улетая в миры,
- Которые так далеки от тебя,
- Как города, в которых ты не бывал,
- Как острова, не тобою открытые,
- Как вершины тех гор,
- С которых не смог рассмотреть
- Свою жизнь.
Некие слова
- Скоро мне будет столько,
- Сколько было отцу моему,
- Каким я его запомнил
- Впервые.
- Седины в голове моей больше,
- Чем у отца, когда я его запомнил.
- И пока я это пишу,
- Слышу голос сыновний.
- Он видит меня,
- Но пока еще не запомнил,
- Как склонился его отец
- Над каким-то листом бумаги,
- Записывая слова,
- С которыми он повзрослеет.
Все, что исчезает
- Если все исчезает
- Прямо под взглядом моим
- Я сомневаюсь
- Было ли то наяву
- Если своими глазами
- Вижу знакомые виды
- Во всей полноте их отсутствия
- Я сомневаюсь
- Видел я их или нет
- Если вещи бегут от меня
- Повинуясь движенью руки
- И возвращаются вновь
- Рук моих не касаясь
- Если неясные абрисы
- Сложились во что-то родное
- Я сомневаюсь
- Не зная какими словами
- Мне говорить о близком
- Если исчезло все
- Что исчезнуть должно
Единственное мгновение
- О временах королей
- В самом конце эпох,
- О сиянии дней
- В холодной снежной зиме,
- О языке людей
- Под сенью гигантских грибов…
- Мы так говорим,
- Словно это в последний раз.
- Обновляем воспоминания,
- Чтобы увидеть,
- Как мы взрослели,
- Припомнить прежние мифы
- С тенями наших лиц,
- С сиянием наших глаз.
- И при этом молчим, как будто
- Понимание – часть багажа нашей жизни.
- Пространство в домах
- Продленного нами детства.
- И опять говорим
- О временах, о сиянии и языке.
Описание
- Начать все сначала. Настроив все чувства.
- Потом рассмотреть беспристрастно
- С вершин бытия.
- Как будто иного желаем.
- И к именам не взывать,
- Если можно без них.
- Что есть хлеб, иль вино?
- Или пугливый дождь
- В пепельном жаре лета?
- Будто прощаться пришел
- С утраченным вдруг именьем,
- Чтоб постоять немного
- С брошенным инструментом.
- И увидеть, что ты утратил.
На ничьей земле
Надрез
- Сколько лет я живу в военное время.
- И стоит только подумать, что бес войны
- Наконец потерял дыханье,
- Как мальчишка, который с разбега
- Падает на колени,
- Как на другой стороне границы
- Рассудок вдруг покидает людей,
- Мышцы отходят от кости,
- Колыбели теряют детей,
- Человек отделяет себя от всего,
- Что видел всю жизнь,
- На соседний поднявшись холм.
- И все приходит в движенье,
- В котором никак не понять,
- Где начало, и чем оно завершится.
- Я могу лишь задаться вопросом:
- Зачем каждый раз надрезать
- До крови кусочек кожи,
- Которую я по каким-то причинам
- Считаю своей?
Видения
- В суровые времена
- Видел я перепуганный люд,
- Беспокойные взгляды,
- Что всюду видят опасность.
- Но чаще всего
- Видел я спокойных людей,
- Равнодушно взирающих на
- Всякую боль.
Убежище
- Между двумя сиренами, объявляющими о бомбежке,
- Первая из которых вещает о страхе смерти,
- Превращая его в страх от жизни,
- А вторая внушает нам страх за жизнь
- Того, кто опять не успел
- Спуститься в это убежище,
- Словно дважды может войти человек
- В одно и то же укрытие,
- Где я ожидаю бомбу,
- Которая все превратит в ничто,
- Читаю, как будто впервые,
- Романы великого Андрича,
- Которые он написал во время войны,
- А все полагали, что эта война
- Умрет со своим поколением…
- Полезное дело, тем более,
- Что не знал я, сколько осталось жить.