Координаты Намерения бесплатное чтение

Посвящается Родителям и Наставникам

– Слова – это надгробие для истины.

– Да, но благодаря им мы знаем где ее искать.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я часто вспоминаю себя счастливым и беззаботным ребенком на берегу моря. Это происходит почти случайно, эти воспоминания могут нахлынуть на меня в любой момент, иногда в них нет ничего особенного. Это можно описать примерно так. Я сижу на небольшом ковре с красивыми узорами, который был привезен когда-то из Бухары, на берегу моря и внимательно перебираю красивые ракушки, мои дедушки и бабушки живы и машут мне издалека рукой, а море безразлично набегает на берег, словно бы это были моменты первого понимания, что это море останется навсегда, когда я уйду, чтобы играть с друзьями, или отправлюсь в какое-нибудь путешествие. А море будет там же, где и было, и облака, которые никогда не повторяются в своих причудливых узорах, будут также плыть, они будут также лететь над морем в бездну, и так будет даже тогда, когда многое изменится.

Ковры ручной работы всегда ткутся на востоке с особой любовью Мастера, каждая нить ковра важна и несет свой смысл и любовь, как слова в живой книге бытия, и не случайно слово «текст» связано со словом «текстиль». Родственные корни. И хотя попытка понять замысел книги или судьбы не всегда удается, это только на первый, а может, и на второй взгляд, но эти попытки все равно не следует оставлять. Скорее всего, и я, и вы, и все мы являемся сплетенной частью мирового узора, часто сами не понимая, в каких узорах мироздания мы участвуем. Но как это узнать и как понять, зачем это нужно? Какое я имею отношение к этому морю, горам, небу? Ко всем поколениям, которые были до меня под солнцем? Зачем я здесь? Зачем нужны все эти узоры слов? Переплетение человеческих судеб? Что нас всегда зовет в Путь? Тысячи поколений предков, которые когда-то возникли по замыслу Творца или Бесконечности, в том числе и моих предков, благодаря которым я появился на свет. Какую мудрость можно унаследовать от них? Можно ли вообще до конца ответить на все эти вопросы? Или, может быть, этот ответ никогда нельзя постигнуть целиком, как нельзя сложить бесконечную мозаику, выткать бесконечный ковер, или увидеть мироздание целиком? Но это попытка… Итак…

В моей жизни были истории, которые являются крохотной частью этого мирового узора и о которых я хочу вам рассказать в этой книге. Эти воспоминания иногда уносят меня к тем событиям, где сны и самая трезвая реальность сплавлялись в философский камень, который легко можно принять за обычную гальку на обочине дороги.

Возможно, они будут вам полезны и помогут взглянуть по-другому на этот мир и кое-что изменить для себя в лучшую сторону.

ГЛАВА 1

15 октября 2019 года самолетом из Москвы я прилетел в Самарканд. Стоял прекрасный октябрьский вечер, которым, казалось, можно было наслаждаться бесконечно. У меня было странное ощущение, словно бы время остановилось и застыло, но одновременно проносились столетия. От свежего воздуха голова кружилась, как дервиш в танце. На небе висел растущий месяц, как его и описывают в восточных сказках. Казалось, что до него можно было дотянуться рукой и ухватиться.

Самарканд отличался от Москвы невероятно. Уже на выходе из аэропорта я услышал звуки карная. Так встречали некоторых, особо дорогих гостей. Звуки гулко отражались эхом. Все это создавало особенный мистически-сказочный привкус. По крайней мере, тогда я думал про мистику именно так. Только по прошествии времени я понял, что самыми мистическими могут оказываться обычные вещи. Например, тень, бабочка, солнце, улыбка любимой женщины. Блик от окна на ковре. Тайна мироздания скрывается в обыденных вещах. Я подумал, что интересно, а надолго ли это ощущение таинственности и чудесности мира пришло ко мне, мне показалось, что это скоро закончится и я быстро к этому привыкну, но не тут-то было. Это был всего лишь пролог. Это место словно приглашало меня на танец. Раньше я никогда не был в этом городе, но с самого детства он манил меня, и я «помнил», что буду там.

Такое со мной часто случалось: у меня появлялось далекое предчувствие чего-то, что потом происходило в реальности.

Вечером в гостинице, во дворе которой зрели гранаты, нас встретил сам Мастер. Мы начали знакомиться, и каждый из присутствующих кратко рассказывал о себе. Когда очередь дошла до меня, Мастер внезапно сказал:

– Я помню вас, и я знал, что вы приедете. Сколько времени прошло с момента нашего короткого общения?

– Двенадцать лет, – ответил я.

Я был приятно удивлен, но виду не подал.

Двенадцать лет назад я впервые встретился с этим человеком в Краснодаре, на «Мастерской успеха». В течение девяти дней, по два-три часа он общался с нами в формате обучающего тренинга. Тогда он произвел на меня очень сильное положительное впечатление, после чего я даже хотел уехать с ним сразу в Узбекистан, но он мне отказал. Тогда время еще не пришло.

В процессе этих занятий, он рассказывал и показывал очень интересные вещи, а также полезные и эффективные упражнения, универсальные для самых разных сфер жизни. Как-то раз на одном из занятий Мастер между делом дал мне понять, что в курсе, чем я занимаюсь. До этого, как и сейчас, ничего о том, где я живу, и что делаю, никому из присутствующих я не говорил.

Он дипломатично «завуалировал» меня в один из учебных примеров, где я был представлен в роли «матерого онаниста». После этого он недвусмысленно пояснил, что же значит, быть тем самым онанистом. Оказывается, онанист – это тот человек который проживает свою жизнь для получения удовольствия, но результат при этом равен нулю как для себя, так и для окружающих людей и мира. Удовольствие ради удовольствия. Разумеется, это было обидно, но он был прав. Он был зачастую ироничен и порою резок. Но именно поэтому методы его обучения были столь эффективны. Это послание было адресовано конкретно мне, одновременно он как бы между делом еще отвечал на некоторые вопросы, которые возникали у меня и которые я никому также не озвучивал.

Посмотрев на себя со стороны, я понял, что, по сути, и являлся на тот момент онанирующим, незрелым человеком. Я тогда не был женат, у меня не было детей, решить полностью проблемы родителей тоже не получалось, у меня не было бизнеса, который обеспечивая бы меня и моих близких, помогал бы людям и миру, я не перечислял деньги ни в один благотворительный фонд, этот список можно было еще продолжать и продолжать.

Поскольку тогда я никак не выразил свое удивление, что Мастер меня помнит, он сказал:

– Обратите внимание, он даже не удивляется, для него это как будто обычное дело. Вы, наверное, устали удивляться миру?

– Нет, на самом деле, мне очень приятно, я скорее растерялся от того, что вы помните такие подробности.

Он даже напомнил мне, где и как я располагался во время занятий в «Мастерской».

– Если вы хотите эффективно учиться, в первую очередь, необходимо обращать внимание на нюансы, запоминать и анализировать их! – это был важный урок для меня.

В дальнейшем мне и другим для более эффективного обучения на время нашего путешествия параллельно с другими заданиями было предложено вспомнить и детально законспектировать некоторые ключевые события из личного прошлого, а также своих родителей и предков и сопоставить их с тем, что нас сюда привело и тем, что будет происходить в ближайшие дни и после того, как мы покинем Узбекистан.

Может быть, это тоже подтолкнуло меня к написанию этой книги. Ибо то задание было дано явно не на короткий промежуток времени. Возможно, на него у кого-то ушло несколько месяцев, а может, и больше. Но главным при выполнения этого анализа было не оказаться поверхностным и добраться до самой сути уже произошедшего и того, что еще только произойдет в грядущем.

После этих слов в моей голове промелькнула картинка из детства, в которой моя мама и дедушка говорили мне про то, как иногда важно обращать внимание на мелочи, в которых могут находиться ключи от азбуки жизни.

ГЛАВА 2

Мы с родителями жили в городе, но они часто возили нас гостить к бабушкам и дедушкам. С дедом, который был отцом моей мамы, мы часто ходили в лес за грибами и на рыбалку. Больше всего мне нравилось быть на природе: в лесу, на озере, где зачастую и происходили интересные случаи.

Как и многих детей, мое внимание привлекали насекомые и животные, особенно когда ты их встречаешь впервые. В один из летних дней мы с мамой приехали в гости к ее родителям. Мне было примерно лет десять. Вечером я вышел на улицу поиграть рядом с домом. Стоял тихий летний вечер, приближались сиреневые сумерки. Возле забора, под огромным деревом грецкого ореха лежала куча дров, которые предстояло распилить.

В свое время, кстати, это дерево чудесным образом спасло жизнь моему дяде. Когда ему было лет пять, он играл возле него, а в это время мимо проезжал грузовик и на спуске по какой-то причине въехал во двор, ломая ограждения, и врезался в этот орех. С другой стороны дерева как раз находился мой будущий дядя. Так орех оказался между ним и смертью.

…На улице никого не было. Мне показалось это странным, в это время обычно хоть кого-то, но можно было встретить или увидеть. Рядом во дворе находились бабушка, мама и дедушка, было слышно, о чем они говорили. Из щепок и листвы я начал что-то привычно мастерить. Вдруг я ощутил чье-то присутствие. Я обернулся, встал и посмотрел, не прячется ли кто-то из детей за кучей дров, чтобы испугать меня в шутку, но никого не заметил. Возвращаясь обратно к своей игре, на уровне лица я заметил чьи-то глаза, причем не пару глаз, а сразу четыре. Несколько мгновений я не мог понять, что это такое. Мурашки пробежали по спине. Я уже хотел было убежать, но потом заметил очертания крыльев бабочки. Страх сменился удивлением, и я, как завороженный, стал ее рассматривать. Это была павлиноглазка ночная, на ее больших крыльях, размером более 15 см расположены очертания глаз, похожие на те, что можно увидеть в оперении хвоста павлина.

В чьи глаза я тогда посмотрел?

Этот вопрос до сих пор меня будоражит! Павлиний глаз – одна из самых больших бабочек, обитающих в Европе и местами в азиатской и африканской части земного шара. Каждое крыло величиной примерно 6–7 см, соответственно, полная длина насекомого получается порядка 15–16 см. Размер довольно велик для такого насекомого, как бабочка. В природе редко можно встретить это уникальное создание. Самки от самцов отличаются длиной усов. Павлиноглазки очень редко размножаются. Как правило, в течение года они это делают лишь один раз. В сезон спаривания самцы чувствуют феромоны самок. Их хоботки улавливают запах за 10 км. И бабочки отправляются в путешествие за своей любовью.

Моему удивлению не было предела. Бабочка не пыталась улететь или уползти. Ее размеры меня очень впечатляли: ничего подобного я в жизни не видел. Насекомое спокойно сидело на куче сваленных дров. Я позвал маму, мне хотелось, чтобы она тоже это увидела. Мама тоже удивилась и сказала, что встречала такую бабочку только раз в жизни. Я взял бабочку аккуратно в руки, та едва шевелилась. Потом подошел дедушка и сказал:

– Интересная встреча. Такое впечатление, как будто она тебя терпеливо здесь ждала. К чему бы это?

– Как к чему? Просто бабочка, – ответил я. – Может, и не просто. Подобные существа не встречаются нам на каждом шагу, многое в нашей жизни совсем не столь просто, как кажется на первый взгляд. На это стоит обратить внимание и попытаться понять, что же может стоять за этим. Но сразу вряд ли это получится понять. Поживем – увидим.

Мама тоже попыталась прокомментировать это событие для меня в том же ракурсе:

– Когда ты встречаешься с кем-нибудь или с чем-нибудь в первый раз, лучше сразу запоминать и обращать внимание на некоторые особенности сложившейся ситуации. Так лучше и быстрее ты изучишь азбуку жизни и тем самым потратишь меньше времени впустую и не упустишь при этом потенциальные возможности.

Я глубоко задумался.

– На что еще здесь можно обратить внимание, кроме того, что она красивая и большая? – продолжил спрашивать дедушка.

Я ответил, что не знаю.

– А что ты ощущал перед тем, как заметить ее, что чувствуешь сейчас?

Мне сложно было ответить на его вопрос, и ничего, кроме того, что я был приятно удивлен, я так и не сказал.

– Если ты не знаешь, что делать и на что обратить внимание, всегда обращай внимание на свои ощущения. Они не обманывают.

Во время нашего разговора я держал дрожащую бабочку в руке и потом вместе с ней зашел во двор. Мы сели на старый диван, который стоял под беседкой, увитой виноградом. Тогда там висели и поспевали большие, еще бледно-желтые гроздья. Уже почти стемнело. Хотя небо было еще окрашено закатом, медленные облака плавно плыли над горизонтом, почти незаметно. В небе начинали понемногу проступать звезды. Слышалось стрекотание сверчков вперемешку с внезапными редкими криками филина.

В отличие от нашего языка слов, окружающий мир общается с нами своей универсальной речью – знаками, символами, которые мы зачастую не замечаем и не понимаем. Эта история, этот случай с бабочкой, необыкновенно большой и красивой, запомнились мне надолго. Я тогда еще не понимал, что он изменил мою жизнь.

После нашего разговора я посадил бабочку на листья винограда. Чуть позже дед взял фонарик и посветил в то место, но бабочки там уже не оказалось, мы немного поискали, но так и не нашли ее. Словно бы этой бабочки и не было, как будто она была только плодом моего воображения.

Потом, в детстве у меня было еще несколько встреч с этой бабочкой, и это всегда вызывало у меня особое состояние и эмоции, ощущение чего-то знакомого и в то же время какого-то сокровенного, таинственного подарка. Это было больше похоже на своеобразный блик из какой-то небесной глубины. Какой? Мне было непонятно.

ГЛАВА 3

…Тогда мне ничего не оставалось, кроме как поблагодарить Мастера за эти наставления.

Немного погодя нас пригласили в ресторан. Ужин оказался шикарным, пахло бараниной и специями, но ощущение какого-то предвкушения все равно осталось. Окружающее пространство как будто было наполнено какой-то магией. Честно говоря, меня это даже немного озадачило. Несколько раз столовые приборы падали из моих рук. У меня даже мелькнула мысль: может, это и есть один и нюансов или примета, на которую следует обратить внимание. Рядом веселилось немало людей.

Я реально чувствовал, что со мной что-то должно произойти, и я смогу найти ответы на, может быть, самые важные для себя вопросы. Зачем я приехал сюда? Смогу ли я найти что-то ценное для себя и почему я не смог найти это сам? Люди за столом весело шутили. Казалось, что у всех все хорошо. И никаких особых проблем ни у кого и не было. После ужина мне захотелось прогуляться во дворе и побыть одному.

Я смотрел на бескрайнее небо. Мне почему-то стало грустно и неловко. Вроде бы все было хорошо, но я чувствовал себя почему-то потерявшимся ребенком, который хотел найти свой дом и родителей.

В моих мыслях невольно пробежали строчки знакомого стихотворения:

  • Ребенок. Ночью…
  • Он бродит, словно нелюдим,
  • В пучине снов совсем один.
  • Глаза его – это слеза,
  • В которых тонет глубина,
  • В которых тонет радуг смех,
  • Его печалям нет помех.
  • Его дорогу замело,
  • И он не помнит ничего.
  • Кого спросить? Кого позвать?
  • Он Дома хочет побывать!
  • И крикнуть хочется ему:
  • «Искать! Искать! Парить, взлетать,
  • И, безусловно, создавать!
  • Чтоб круг порочный разорвать
  • И лжи достойный отпор дать.
  • Тогда проснешься НАЯВУ
  • И узнаешь, кто ты, Откуда и Почему!»

Я еще долго гулял один во дворе, слушая отдаленный смех и песни, прохаживаясь между поспевающими гранатами, размышляя о предстоящем путешествии и о том, что значит «проснуться наяву». Эти размышления почему-то заставили меня еще раз вспомнить рассказ Чжуан-Цзы, который не мог понять, бабочка ли он, которой снится, что она человек, или человек, которому снится, что он стал бабочкой…

Я сорвал один из плодов граната и, разломив его, начал пробовать, он оказался еще не совсем зрелым, но съедобным. Я с удовольствием и благодарностью его съел.

В ту ночь я быстро уснул, утомленный перелетом. Мне почти ничего не снилось.

ГЛАВА 4

В детстве, когда мне было лет семь-десять, мы иногда с дедом летом ездили на море в Новороссийск. До войны мой дед, будучи подростком, жил некоторое время в этом городе.

Начало Великой Отечественной войны он застал там. О том, что происходило в Новороссийске в то время, он писал в своих дневниках.

Мне сложно было представить, что здесь когда-то была война.

По приезде в город мы сначала заезжали в гости к его отцу, моему прадеду. Мне было очень интересно и приятно общаться с двумя дедушками, при этом я понимал, что подобная роскошь доступна не каждому и это скоро может закончиться, потому как прадеду было уже за восемьдесят. Другие поколения были рядом, это была живая история, но ребенком я об этом не думал.

Прадед был интеллигентом: не повышал голос, не ругался, осуждения были ему чужды, он спокойно и уверенно говорил. Мой дед, по-видимому, многие из этих качеств унаследовал от своего отца.

Мне помнится смутно небольшая веранда в полутораэтажном доме, на которой нас угощали едой он и его жена. Эта женщина не была нашей прабабушкой, так как прадед уже в зрелом возрасте создал другую семью. Будучи ребенком, я иногда интересовался у своей прабабушки, почему они не живут вместе, но ясного ответа так и не получил. Сейчас они остались только в моей памяти и на этих страницах, я хотел бы, чтобы в этой книге им было хорошо и уютно, как мне тогда у них в гостях.

Какое-то время моя прабабушка жила с нами, причем не один год. И оказывала на меня и брата положительное влияние. Она также не повышала голос, не ругалась, не сплетничала. Она была самодостаточной интеллигентной женщиной. Почему они разошлись уже в зрелом возрасте, я так и не узнал. Почему-то узор их ковра сложился так.

Прабабушка часто читала нам вслух длинные сказки, на которые не у каждого хватило бы терпения, и нам это нравилось. Это были латышские народные сказки в виде большой толстой книги более пятисот страниц, в золотистом переплете издательства Академии Наук Латвийской ССР, 1958 года. Эта книга хранится у меня до сих пор.

Порой мы просто засыпали под ее убаюкивающее чтение, но зачастую, напротив, так увлекались, что слушали до конца и требовали еще. Были у меня несколько любимых сказок. Почему именно они мне понравились в детстве, в этом еще предстоит разобраться до конца, и я думаю, что все-таки у меня получится это когда-то сделать.

Конечно, не только у меня, но и у каждого из нас были и есть свои любимые сказки и истории, которыми не стоит пренебрегать и во взрослом возрасте. Любимая сказка или мультфильм похожи на некий шифр, которым мы неосознанно программируем свое будущее и всю жизнь. Это скрытая тенденция из детства, которая эхом отзывается в нашем сознании, приобретая какую-то вроде бы безобидную симпатию или антипатию к чему-то. В детстве мы часто не осознаем, что впоследствии это может иметь большое значение как для совершения определенных поступков, так и для формирования самой нашей жизни, нашей судьбы.

Для того чтобы спасти принцессу или открыть свою личную страну чудес и вырваться на свободу от самих же себя, нам иногда необходим психологический анализ наших любимых сказок. Нужно расколдовать самих себя, свои сценарии. Уже в зрелом возрасте понимание этого и анализ своих сценариев помогли мне изменить некоторые нежелательные обстоятельства в жизни в лучшую сторону, сэкономив тем самым массу времени.

Когда мы в очередной раз зашли к прадеду в гости, нас радушно встретили, накормили, а после ужина дедушка за чашкой чая рассказал мне о том, как они с мальчишками в подростковом возрасте решили переплыть Цемесскую бухту в самом широком месте. Это расстояние составляло 9 км, а максимальная глубина бухты была 27 метров.

В назначенный день он и еще двое подростков приступили к заплыву. Это было в июне, всего за пару недель до начала войны. Потратив немало сил и доплыв до середины, они порядком подустали и были замечены пограничниками. К ним быстро подошел катер, их подобрали и отвезли прямиком в НКВД. Потом стали разбираться, кто они, откуда и почему там оказались.

После всего этого разбирательства отец моего прадеда получил строгий выговор. Он тогда работал ревизором на железной дороге. Мать была сильно перепугана тем, что они вообще могли погибнуть. Это казалось большим событием в мирной жизни, но потом началась война, переезд, фронт. Он стал связистом, пережил ранение, госпиталь, работу в разрушенный стране… А бухта так и осталась для него, как он признался, символом глубокого счастья. Она снова и снова притягивала его той атмосферой детской беззаботности, довоенного времени, бесконечного счастья. И теми же самыми сказками, которые теперь я уже сам читаю своим детям. В этом есть что-то загадочное – как истории переживают поколения людей, войны, революции, перевороты, словно бы в них есть какая-то сила, над которой не властно время и смерть.

Когда мы купались в море, мне очень нравилось плавать под водой с маской. Подводный мир виделся волшебным и необъятным, было очень интересно находить и наблюдать за ранее невиданными красивыми рыбами, крабами, ловить их на кусок лески с крючком, наблюдая за этим всем в прозрачной соленой морской воде. Под водой время словно бы останавливалось, я оказывался в другом мире, где не было земного притяжения, и я казался каким-то невесомым и мог парить какое-то время как птица. Еще мне так же, как и многим другим детям, нравилось собирать интересные и красивые камушки и ракушки. Среди них попадались и не похожие друг на друга камни. Когда я впервые их увидел, то не сразу понял, что это такое. На самом деле это были матовые осколки стекла, которые были затерты водой о камни. Они не были острыми и прозрачными, но вместе с этим они создавали у меня впечатление чего-то драгоценного, светящегося изнутри.

Однажды, когда я принес эти стекляшки в дом прадеда, он взял их в руки и стал пристально рассматривать, какие же там сокровища я нашел на дне морском. Уже позже дедушка мне рассказал, что иногда среди камней можно найти окаменелых животных, которым миллионы лет. Он и на самом деле иногда показывал мне окаменелые ракушки, которые находились среди полей, где давно рос виноград, а морских пучин там уже не было и в помине. Но что это такое – «миллионы лет»? Как это можно было представить ребенку? Что такое вечность? Возраст планеты? Вселенной? Если даже камни превращаются в песок. А звезды остывают и гаснут. Что такое возраст мира, когда ты ребенок, а мир измеряется длиной урока или в лучшем случае школьных каникул с обязательными мороженками?

Мой дед и жена прадеда немного посмеялись над моими находками и мыслями. Я не знал, как на это реагировать, но прадед вполне серьезно и спокойно заметил:

– Через какое-то время ты можешь забыть про них, выбросить, потерять, и они так и останутся для тебя детскими безделушками. Но на самом деле все в этом мире может быть как сокровищем и сокровенным подарком, так и безделицей. Вопрос в том, как ты к этому относишься и заметишь ли ты те мелочи и нюансы, которые впоследствии могут стать ключевыми и принести пользу как тебе самому, так и другим. Многие не придают этому значения и не обращают на них внимание, а потом очень жалеют.

– Не понимаю… – сказал я откровенно.

– Как ты думаешь, почему это стекло стало таким? Из острого и прозрачного оно превратилось в тупое и мутное.

Я пожал плечами, потом немного подумал и сказал:

– Наверное, они трутся о камни.

– Да, но не они сами это делают, а вода в виде силы волны постоянно приводит их в движение, и они, соприкасаясь вновь и вновь с камнями, становятся от этого тупыми и мутными.

– Чем эти камешки могут быть полезны для меня или для другого? Да еще и быть дорогим подарком? – спросил я.

– Именно тем, что они тебе и демонстрируют, а ты не замечаешь и не понимаешь! В твоем возрасте я тоже бы не понял. Но если ты захочешь это понять, то рано или поздно поймешь. Я же не могу ждать, когда ты подрастешь. Говорю тебе как есть, ведь мне уже за восемьдесят, и неизвестно, где и когда мы сможем увидеться с тобой в следующий раз. Что будет непонятно, мой сын тебе пояснит, если, конечно, у тебя возникнут вопросы. Пока просто запомни это. Просто запомни это.

Он повторил это еще раз, и мне показалось, что он подумал о чем-то грустном. Он продолжил:

– Такими же тупыми и мутными нас делает море или река твоих мыслей, особенно чужих, чужих целей, желаний, которым ты якобы не в силах противостоять, как этот осколок стекла. Это все хорошо маскируется и врастает в тебя. А потом эти «незваные гости» незаметно становятся хозяевами твоего ума, смешиваясь с твоим эгоизмом. И все это потом превращается в усиленную железобетонную смесь под названием «я такой». И потом ты будешь считать себя таким говоря сам себе: «я такой», и это квази-я никогда не позволит тебе быть ярким, ценным и полезным как для себя, так и для окружающего мира. И как следствие ты надолго можешь потерять дорогу домой!

Конечно, все эти слова я не смог запомнить и понять тогда, в том возрасте, но уже будучи взрослым, я не раз вспоминал с дедом этот случай и он терпеливо объяснял мне, о чем была речь его отца.

А тогда дед сидел молча, он понимал суть сказанного, но ничего не говорил. Я понимал, что дело принимает серьезный оборот. Это было мое первое ощущение, что не так-то все просто в жизни. Во рту появился странный привкус. Вроде бы приехали просто в гости, искупаться в море, но не тут-то было. Мое сердце почему-то стало биться чаще, словно я оказался на каком-то экзамене или даже судебном процессе. Стало как-то тяжело. Словно бы я вдруг столкнулся с чем-то, что придется нести на себе всю жизнь. Каким-то вопросом, на который придется все равно ответить. И с этого экзамена нельзя было сбежать. И шпаргалок не было.

Я не знал, что сказать, я был немного ошарашен. Подобное я слышал впервые. Прадед, заметив мое молчание, сказал:

– Судя потому, как ты многозначительно молчишь, ты, наверно, хочешь указать на ошибку в моих высказываниях? Может, на уроках природоведения вам говорили обратное или что-то подобное?

– Нет-нет, я даже не совсем понимаю! – я вновь неловко пожал плечами и почесал затылок.

После моих слов оба деда, наконец, рассмеялись. Почти расхохотались. После чая мы вышли во двор поесть черешню, которая росла на небольшом участке. Черешня не требовала никаких мыслей, слов, поступков и, казалось, ее одной было достаточно для детского летнего счастья. Деревья молчали, но одновременно их окружал свой живой микромир: мотыльки, пчелы, гусеницы, муравьи. Казалось, что в них была какая-то недоступная для меня гармония, точнее, даже когда-то доступная, когда я был совсем юным, но потом постепенно начавшая удаляться от меня.

И где они, мои любимые старики, теперь?

Это был тихий летний вечер, изредка с моря доносились гудки, словно бы корабли-сухогрузы пели свои песни и устраивали брачные переклички, как большие тяжелые певчие птицы. Через некоторое время я остался один под деревом, крупные спелые ягоды черешни висели над моей головой, я не в силах был больше их есть. Взяв в руки свои морские сокровища, я уселся под черешней на траву и долго рассматривал их. Казалось, что это продолжалось бесконечно.

Когда уже стемнело, дед пришел разбудить меня, как оказалось, я заснул прямо там. Можно сказать, что вся эта история про камешки только приснилась мне или привиделась в полудреме, хотя это было не так. Но если даже это и могло произойти только во сне, то это не так уж и печально в сравнении с тем, что иногда вся наша жизнь просто проходит, как сон.

Странным образом идея мутного стекла создавала у меня интересное ощущение, как будто я где-то видел или смотрел через нечто подобное раньше. Но признаться себе и обратить внимание на это, чтобы проанализировать, что это и откуда исходит, я был не в силах в этом возрасте. Но ощущение это я запомнил.

В какой-то момент своей жизни мы иногда чувствуем себя, как в тумане, или как будто мы смотрим сквозь мутное стекло, в котором проступают некоторые образы, очертания будущего, но разобрать их не удается. На самом деле с раннего возраста многим из нас подсознательно известно, как сложиться наша жизнь, кем мы будем, чем будем заниматься, сколько будем иметь детей, для чего мы живем и так далее. Но всему этому мы зачастую не придаем значения. Это больше похоже на воспоминания будущего, но чаще их именуют предчувствием и предвидением. Наверное, неслучайно гадалки иногда пытаются рассмотреть будущее сквозь тусклое стекло. Эти стекляшки тоже стали для меня хрустальным магическим шаром…

Когда мне стукнуло уже лет семнадцать, я постепенно стал вспоминать, как в детстве смутно видел, кем буду, что будет мне интересно, где я буду жить, когда женюсь, с кем буду общаться и так далее, но всему этому я не придавал особого значения и не задавался вопросом, откуда это приходит? Я считал, что это какая-то фантазия детства, но кто на самом деле так считал? И чье это было мнение? Это еще предстояло выяснить.

Вообще одна из загадок детства – это то, как мы думаем о будущем. Где проходит граница между нашими мечтами, страхами и, что особенно важно, предчувствиями судьбы? Почти каждый из нас в какой-то момент жизни внезапно понимал, что с ним будет дальше. Иногда этого не происходит, но иногда человек внезапно проживает именно то, что он предчувствовал раньше. Кто-то скажет, что человек просто сам реализовывал свое пророчество, бессознательно к нему стремился. Кто-то скажет, что это совпадение. А кто-то скажет, что действительно человек часто недооценивает свой дар предвидения.

ГЛАВА 5

Вернемся к событиям в Самарканде, от которых мы ушли в воспоминания. После ночевки и вкусного завтрака в гостинице с ароматным чаем мы поехали на автобусе в Фаришский район Джизакской области. Во время поездки мы выполняли практическое задание для тренировки. Через пару часов мы наконец приехали в Саят, рядом с которым возвышались красивые горы. Эти вершины не казались мне такими недоступными, как те, которые иногда возникают в нашей голове и надолго там могут оставаться таковыми.

Мы вышли из автобуса и прошли пешком несколько километров в направлении верховья одного из притоков небольшой речки Илангчисай. Немного южнее, в 3 км от этого места находится хребет Нуратау.

Я бы хотел описать красоту этих мест, но невольно ощущаю беспомощность языка перед горами и небом. Что мы можем сказать, кроме того, что это красиво? Степь, облака, река… Даже поэты часто теряют дар речи, когда видят такую красоту. Я чувствовал себя ребенком, который учится говорить. Словно мне дали право называть цветы и травы, камни и звезды, но как это сделать, я не понимал. Небо было бесконечным. Река живительной. Звезды были настолько низко, что казалось, если подпрыгнуть, что есть силы, то их можно схватить, как светлячков. И спрятать в спичечный коробок, чтобы открывать по ночам на кухне.

В тех местах текли небольшие ручьи, которые являлись главным источником воды. Основная растительность и жизнь была сосредоточена возле этих весело журчащих хрустальных речушек, которые, как я понял, не пересыхают даже в самое жаркое время. Вода дарила жизнь.

Горы – это сплошной камень вперемешку с дерном, покрытый редкой растительностью. В основном это низкие растения, которые вооружены колючками. Самое большое дерево, которое я видел в горах, был понтийский боярышник около 3–4 метров в высоту с плодами оранжево-желтого цвета до 2–3 см в диаметре. Плоды эти вкусные и очень полезные. Мы их ели в большом количестве, и их вкус до сих пор остался в моей памяти.

Мы расположились на небольшой поляне возле ручья, установили палатки и отправились на ужин. После ужина, мы собрались все вместе вокруг костра. Нас было 40 человек. Совсем разных. Но в чем-то совершенно похожих. Кого-то привели сюда вопросы бизнеса, кого-то рождение детей, других очень остро волновали вопросы самопознания. И не всегда люди до конца понимали, почему они здесь оказались.

Мастер рассказывал нам удивительные истории. Каждая из них имела свою мораль, но понять их сразу было порой непросто, а иногда люди делали из одной и той же истории даже разные выводы. Может быть, в этом и есть загадка притч, дзенских коанов, легенд. Когда одно и то же можно истолковать совсем по-разному. В присутствии Мастера, этого особого человека постепенно начинаешь ощущать интересные, поначалу едва заметные изменения внутри себя. Вначале, если это впервые, ты не понимаешь, что это такое, или вообще можешь не заметить этого. Но впоследствии, когда ты входишь в резонанс, день за днем эта трансформация становится все более и более заметной. Ее можно назвать «открытием сердца». Вопросы, которые тебя интересуют, каким-то образом разрешаются. Непонятно, почему вдруг твои глаза становятся мокрыми от слез. Рождаются идеи и образы, о которых раньше ты не имели представления.

Позже я понял, что когда выпадает возможность находиться рядом с духовными людьми, нужно не упускать возможность и задавать себе самые главные вопросы, удерживая на этом свое внимание. И ответ обязательно приходит. Главное не размениваться на мелочах.

В одной из историй Мастера речь шла о мишуре, которая отравляет нашу жизнь, о том, что мораль и духовность – это разные вещи, что именно бабушки и дедушки влияют на развитие духовности в своих внуках и что нужно общаться с ними, если есть такая возможность. У меня в голове мгновенно всплыли образы моих стариков и родителей, которые так много для меня сделали. Они навсегда остались в моем сердце.

Дальше был разговор о том, как видеть то, что находится под нашим носом, и как эти важные явления мы не замечаем в упор. Потом мы говорили о слепоте сознания и об особых нюансах, которые можно заметить только краем глаза, и о том, какие бескрайние возможности это открывает.

В какой-то момент Мастер посмотрел на меня, сделал трехсекундную паузу и в качестве примера начал вдруг говорить о Вавилове. Вначале я даже не обратил внимания на этот особый нюанс, но через некоторое время странным образом я вспомнил, что в детстве мы действительно жили на улице Вавилова. Совсем рядом находились опытно-селекционная станция и селекционный институт имени Вавилова, и его памятник. Мы часто гуляли там то с мамой, то с прабабушкой. Там было красиво. Это была окраина города, а дальше начинались предгорья, поляны, сады, озера, леса и еще дальше уже были Кавказские горы.

Когда я подрос, мы часто ходили с друзьями мимо этого места на рыбалку или катались на велосипедах. На этой улице был мой первый поцелуй в импровизированном шалаше, который я сделал лет в шесть. Мы дружили с девочкой, которая жила по соседству.

Но иногда, когда я вспоминаю эту улицу, у меня в сознании всплывает еще одна история, которая мне открыла очень неприятную сторону жизни. До этого я даже не подозревал, что такое может быть. Я впервые столкнулся с таким безразличием, которое до сих пор вызывает во мне ужас. В тот момент это было для меня огромным открытием.

На нашей улице было несколько многоквартирных двухэтажных домов, в одном из них жили мы. Неподалеку находились одноэтажные дома на двух хозяев. Рядом с ними были туалеты.

Мне было лет шесть, и мы втроем со сверстниками играли во дворе. Это был теплый весенний вечер. К нам прибежала девочка из соседнего двора, с которой мы были знакомы. Она взволнованно рассказала, что в их дворе погибают котята и их нужно попробовать спасти. Мы побежали гурьбой к месту происшествия. Им оказался грязный туалет, внутри которого жалобно кричали новорожденные слепые котята. Достать их нам, детям, не представлялось возможным, там было достаточно глубоко. Я спросил девочку, а как они, мол, туда попали, и она мне объяснила, что их бросили туда специально, чтобы они погибли. Это сделала их соседка, и нужно их вытащить так, чтобы она не видела, и потом спрятать.

Когда мне стало понятно, в чем дело, я просто обомлел, привычный для меня мир рухнул, я почувствовал незащищенность и ужас. У меня в голове с бешеной скоростью крутились одни и те же вопросы: как такое может быть? Почему она это сделала? Я во что бы то ни стало хотел найти ответ. Я догадывался, что ответ может быть очень страшным, но игнорировать его для меня было еще ужасней. Мне очень хотелось достать котят, но это было непросто даже для взрослого. Через какое-то время появилась эта женщина. Она была темноволосая, худощавая, с острыми чертами лица и всегда недовольная. Я встречал ее и раньше, и она была мне неприятна. Она громко крикнула на нас, чтобы мы убирались и чем-то пригрозила. Я быстро побежал прочь, мне было страшно и казалось, что все взрослые с ней заодно и нас, детей, никто не будет слушать.

Я пришел домой и рассказал о произошедшем маме и прабабушке и спросил их, зачем та женщина так сделала, почему, как такое может быть? Мне ответили, что тоже не знают, почему она так поступила. И что этого ни в коем случае нельзя было делать. Потом прабабушка сказала мне, что рано или поздно каждый сам отвечает за свои поступки. Я слезно просил родителей, чтобы они помогли спасти котят. Что произошло потом, я помню смутно, возможно, их и спасли. Почему я вспоминаю этих котят, когда узнаю про очередные смерти, революции, войны, теракты? Был ли какой-то смысл в их смерти? Был ли он в великой войне? Или мы, может быть, сами такие же котята в чьих-то руках… Неужели мы тоже можем быть настолько слепы перед лицом смерти?

Скорее всего, самым страшным явлением в нашей жизни является духовная слепота и ее масштабы. О каком смысле можно говорить, когда животное или человек, едва родившись, умирает? Явно не о смысле жизни! Тогда каковы все-таки координаты предназначения смерти и в чем ее смысл? На этот вопрос каждому стоит найти ответ, который многое сможет объяснить.

Я много думал о смысле смерти. С Мастером мы тоже обсуждали эту непростую тему. Некоторые ответы при желании можно найти на страницах этой книги.

ГЛАВА 6

Когда мне было двенадцать лет, как-то летом я приехал в гости к деду и остался там на несколько дней. Нужно было помочь по хозяйству и просто хотелось побыть рядом с бабушкой и дедушкой. Я помогал им опрыскивать и подвязывать виноград, полол сорную траву в огороде.

В один из летних дней мы пошли на рыбалку после обеда, надеясь, что нам повезет что-то поймать. Обратно мы возвращались через лес, когда уже стемнело. Дед в очередной раз рассказывал мне разные истории. Незнакомые шорохи и звуки доносились с разных сторон. До этого мне не приходилось бывать в ночном лесу.

Ночной лес всегда ассоциировался у меня с теми сказками, которые мне читали или которые я видел по телевизору или читал сам. До сих пор моими любимыми сказками остаются «Золотая антилопа» и «Халиф-аист». Это прекрасные глубокие поучительные пособия для любого возраста.

Я спросил тогда дедушку, не боится ли он находиться ночью в лесу. Он ответил:

– Нет, не боюсь.

– А я, если бы остался один, наверное, очень бы боялся.

– На самом деле здесь нет ничего страшного, как и всегда, когда ты идешь навстречу тому, чего ты якобы боишься. При детальном рассмотрении и изучении предмета твоего страха от него ничего не остается.

Мы прошли еще немного, и справа от нас, метрах в четырех мы заметили тускло светящуюся точку, которая то появлялась, то исчезала. Это было похоже на чей-то глаз, который смотрел на нас из темноты, периодически моргая.

– Как ты думаешь, что это такое? – спросил меня дед.

– Мне кажется, что это какое-то животное или змея.

Шорохи вокруг, только усиливали страх во мне.

– Вот если ты, к примеру, пройдешь мимо или убежишь от этого, не разобравшись, то ты так и будешь бояться и выдумывать для себя еще больше всякой глупости, и чем быстрей ты выяснишь, что это такое, тем лучше для тебя. Давай сейчас подойдем вместе поближе и рассмотрим, что это.

Мы подошли, дед засветил зажигалку, и среди опавших листьев я увидел, что это был всего лишь небольшой люминесцентный червяк. Я очень удивился.

– И где теперь твой страх? – спросил меня дед. – Видишь, как просто он уходит, когда ты идешь ему навстречу и выясняешь, что это такое.

Страх – это трамплин для развития, а не мучительная данность. Может быть, и смерть, которую мы так часто боимся, это всего лишь светящийся червяк, который помогает нам превратиться в бабочку, чтобы потом улететь домой.

Ночной лес действительно нас пугает, но при всем этом темнота также является возможностью для проявления новых красок и света. В темноте скрыт большой потенциал. Ночь, прежде всего, несет в себе мудрость, созидание и предчувствие. При правильном целеполагании пребывание в ночном лесу позволяет нам взглянуть на себя с другой стороны. Оказываясь в необычной и неизведанной обстановке, мы можем лучше понять, кто мы, зачем и на что способны.

Когда мы подошли к дому, дедушка сказал:

– Попробуй завтра вечером, когда стемнеет, недалеко от дома пройтись сам. Я дам тебе фонарь, но постарайся не включать его без необходимости. Пойди туда, где тебе кажется страшнее всего.

Вначале я не воспринял это предложение всерьез, но на следующий день, я все-таки решил прогуляться ночью. Мне дали час на это путешествие. Дед попросил предварительно составить карту маршрута на тот случай, если я не вернусь вовремя, и тогда он пойдет меня искать.

Обдумав свой маршрут днем, я приготовил небольшой складной нож и фонарь. Предстоящая дорога немного меня страшила, так как финальной точкой моего путешествия было древнее захоронение. Когда все было готово и наступили сумерки, я наконец-то отправился навстречу своим страхам.

Отойдя недалеко от дома, я заметил, что все мои чувства сразу обострилась. Я ощутил и хорошо запомнил тонкий ночной запах свежей росы вперемешку с приятным сладковатым запахом пятилистника пятилисточкового и услышал громкий, почти оркестровый стрекот сверчков. Все это навсегда для меня осталось символом ночного лета.

Пройдя небольшой участок леса, я смог ни разу не включить фонарь, и это мне показалось большим достижением на пути к бесстрашию. Хотя несколько подозрительных шорохов и звук сломанной ветки не доставили мне приятных ощущений, как и резкие, пугающие крики филина, которые были для меня равнозначны звукам, которые издает какой-нибудь стегозавр. В какой-то момент я заметил, что уже не так боюсь, как боялся перед выходом, но мысль о том, что мне нужно дойти до захоронения, еще пугала меня, и чем дальше я шел, тем чаще становилось мое дыхание.

Дальше мой путь проходил через поляну длиной около 150 метров, но она показалась мне в пять раз длиннее. Трава на поляне была мне по пояс. Мысли о змеях и рассказанные дедушкой истории о желтобрюхах тоже периодически всплывали в голове, тем самым только увеличивая мой страх. Пройдя метров двадцать, я ощутил, что от росы мои штаны стали мокрыми. Я почувствовал, как касаюсь руками липкой паутины, два или три раза по мне пробежали крупные пауки, я постарался смахнуть их с себя как можно быстрее. Потом рядом со мной из травы резко вылетела какая-то птица, я не выдержал и включил фонарь, достал нож. И пока я не вышел на дорогу, я больше не выключал его. Впереди, в пятистах метрах от меня, было древнее меотское захоронение 6 века нашей эры. Оно находилось среди виноградников и было размером примерно с футбольное поле, на нем ничего не выращивали, а только периодически дисковали трактором землю, чтобы она не зарастала травой. Видимо потому, что эта территория все еще представляла собой археологическую ценность.

Часть виноградника в этом месте, около 1 гектара, принадлежала моему деду. Он арендовал ее у колхоза, ухаживал за ней, чтобы вырастить хороший урожай. Тем более что до этого он всю жизнь проработал агрономом и разбирался в этом. Он собирал виноград и сдавал его за плату в тот же колхоз. Я частенько ему помогал и периодически посещал это место.

Мне было очень интересно искать и находить на поверхности этого захоронения некоторые исторические предметы. Там, в этом красном песчанике, вперемешку с осколками от снарядов времен Великой Отечественной войны и окаменелыми ракушками, которые сотни тысяч лет назад жили в море, находились и наконечники стрел и копий разной формы, медные браслеты, бусинки разных размеров гранатового цвета, мечи, человеческие кости, медные серьги. Один раз я нашел даже золотую серьгу, правда, она была сильно деформирована. Кому она принадлежала? Какой красавице прошлого? И что произошло с ней тогда, и где ее сознание сейчас? Хотелось бы это узнать!

Особенно интересно было все это искать после сильного дождя, когда он потоками вымывал слой земли, и на поверхности иногда появлялись эти предметы старины. Все это только усиливало мой интерес к истории и археологии как на школьных уроках, так и в повседневной жизни.

Той ночью по плану я должен был дойти до середины захоронения и вернуться домой. Проходя через виноградник, я заметил какое-то движение впереди, но подумал, что мне показалось. Мне не хотелось знать или верить, что здесь еще кто-то может быть, это было бы уже чересчур для меня. Мой мозг просто отказывался это замечать. В конце концов, подумал я, неужели здесь может быть кто-то еще, кто борется со своим страхом именно в этот момент!?

Когда до финиша оставалось 10 метров, на фоне виноградника, в 15–20 метрах от себя, я заметил четкий человеческий силуэт. Мне это явно не привиделось, и не замечать этого я уже не мог. Мурашки пробежали у меня по телу. Кнопка на фонарике будто исчезла, я пробовал ее найти, но в спешке так и не смог этого сделать. Краем глаза я заметил, что фигура движется в мою сторону. Еще мгновение, и я готов был бежать обратно со всех ног, не обращая внимания на пауков, змей и динозавров, как будто бы они уже стали моими друзьями. Но в последнюю секунду я услышал знакомый голос:

– Поздравляю, ты сделал это.

Это был мой дед.

– Что, ты думал, что я буду спокойно сидеть дома и оставлю тебя здесь одного?

Я выдохнул с облегчением, вытирая пот со лба. Честно говоря, я совсем не ожидал, что дед будет следить за мной и тайно сопровождать меня. Подобного контраста в ощущениях я еще не испытывал.

Но детский страх и удивление оказались не самым сильным переживанием в ночном лесу. Нечто подобное я испытал через несколько лет, когда далеко в лесу ночью встретился кое с чем другим. И это уже было далеко не веселой историей. Сейчас все это кажется каким-то неприятным сном. Однако я постараюсь вспомнить эти совершенно реальные события. Впрочем, где проходит граница между снами и реальностью? Особенно по прошествии лет.

Во время одного из моих многочисленных путешествий по ночному лесу со мной произошла одна необычная и неприятная встреча.

Это было в середине марта, стояла тихая безоблачная погода, свет от растущей луны достаточно хорошо освещал пространство, чтобы можно было перемещаться без особой осторожности, некоторые объекты были различимы на расстоянии до 30 метров.

Вскоре после того, как я зашел в лес, я услышал, как неподалеку стали подвывать шакалы. Я не обратил на это особого внимания и пошел дальше. Пройдя около 3 км, я решил выпить чаю. Присел на упавшее небольшое дерево, достал термос из рюкзака и налил содержимое в кружку. Каждый раз, когда попадаешь в тихий ночной лес, не перестаешь удивляться тому, как здесь гармонично сочетаются красота и загадочность. Звезды, тени, бездонное небо, луна, звуки, запахи, рельеф гор, деревья, валежник, невероятный воздух и иногда что-то необычное.

Немного отдохнув, я пошел дальше. Пройдя по узкой тропинке еще метров двести, в 50 метрах от себя я увидел силуэт человека. Иногда бывает так, что дерево или куст кажутся похожими на человека или животное, но по мере приближения эти очертания распадаются, и ты понимаешь, что это иллюзия. Я почувствовал какое-то неприятное ощущение, но не придал сразу этому значения. По мере моего приближения силуэт приобретал более четкие и плотные формы. Когда расстояние сократилось до 30 метров, я точно понял, что это человек.

Мои шаги по тропе были очень тихими, и я предполагал, что он мог меня не заметить. Я решил какое-то время понаблюдать за ним, стоя за деревом. За десять минут незнакомец так ни разу и не пошевелился, мне показалось, что он тоже наблюдает за мной. Я решил приблизиться к нему.

Включив налобный фонарь, я не спеша подошел ближе и увидел, что он стоит ко мне спиной. Мне показалось это совсем странным. Я громко обратился к нему:

– Что вы тут делаете? Может быть, вам чем-нибудь помочь?

Но никакого ответа не последовало. Напряжение нарастало, но я старался держать себя в руках. Он продолжал молчать. Приблизившись к нему еще ближе, я не сразу заметил, что над его головой была тонкая веревка. Тогда я зашел со стороны лица и посветил на него фонариком. Первое, что бросилось в глаза, были темно-синие губы и немного высунутый язык. Он висел на тонкой, но, видимо, крепкой веревке. Его ноги едва касались земли.

Ощущение от увиденного было не из приятных. Было очевидно, что это самоубийство. Он умер, вероятно, 10–15 часов назад.

Через мгновение справа от себя я услышал шорох, он усиливался и приближался. Из-за кустов я не мог разглядеть, что это было. Мне стало жутковато. Я держал в руках наготове нож. Оттуда могло появиться что угодно, но показался всего лишь енот-полоскун.

«Еще тебя здесь не хватало сейчас!» – подумал я. Заметив меня, он быстро залез на ближайшее дерево.

Я опять посмотрел в сторону мертвого тела. Зачем он это сделал? Для чего? Ведь он ушел далеко в лес, он не пытался кому-то показать что-то или вызвать чье-то сожаление. Через некоторое время его тело вообще могли не найти. Птицы и животные очень быстро употребили бы его в пищу.

Но самым страшным был не мертвец и вся эта обстановка. Если сравнивать увиденное с тем, что я ощутил, это были лишь цветочки. Какая-то мистическая, невыносимо ужасная тоска и одиночество на мгновение промелькнули внутри. Это невозможно описать. Я ни разу ничего подобного не ощущал. И это невозможно забыть.

Позже, когда я вызвал полицию и вернулся домой, мне не давали покоя вопросы: что это, откуда и почему эти ощущения? У меня было чувство, как будто это было адресовано мне. К впечатлительности это точно не имело никакого отношения. Раньше мне уже доводилось видеть самоубийц и тех, кто погиб или умер от болезней. Но ничего подобного я не замечал.

Позже каким-то непостижимым образом я понял, что это было эхом тех переживаний, которые испытало сознание самоубийцы. Этот сигнал был похож на тот момент, когда арестованному предоставляют право одного звонка, для того чтобы он мог сообщить, где он находится.

* * *

Одной из причин страха является незрелость ума. Зрелый человек не врет ни себе, ни другим, и поэтому становится смелым и мало чего боится, в том числе он не боится труда, трудностей и пропорционально своей смелости он трудолюбив и созидателен. О том, что он может что-то украсть, не может быть и речи. Но почему тогда, когда человек взрослеет и зрелость его интеллекта налицо, а его поступки далеки от инфантильности, у него все равно появляются новые страхи и им нужно также противостоять?

Наиболее эффективный метод преодоления страхов и опасений – это концентрация и анализ этого состояния. Многие, и я в том числе, могут сказать вам, что нужно идти навстречу своему страху, детально рассмотреть его, изучить, понять, что он собой представляет, и тогда, возможно, от него ничего и не останется. И это будет наиболее правильным советом и решением. Да, на самом деле это работает и очень помогает. Но это больше относится к тактическим действиям нашего ума. Страхов и переживаний может быть немало, и иногда они проявляются при определенных обстоятельствах, о которых мы можем даже не подозревать. Страх может быть за свое здоровье, за свою жизнь, за жизнь и здоровье родных и близких, список можно продолжать. Причем как смерть, так и страх тоже может быть внезапным, и потом еще долго давать о себе знать. Как в этом случае детально изучить подобные страхи и опасения и суметь противостоять внезапности? Кто захочет оказаться в подобной ситуации ради того, чтобы изучить страх смерти или что-то подобное? И какова вероятность того, что он вообще это успеет сделать и это знание будет истинным?

…Например, ребенок (я специально здесь упрощаю и утрирую, чтобы нам было легче заметить суть) боится оставаться спать один ночью в темной комнате по той причине, что под его кроватью, как ему кажется, прячется какой-нибудь удав или другой страшный зверь, который может выбраться оттуда и напасть на него. Здесь фантазия может работать очень бурно и разнообразно.

После того, как он расскажет о своем страхе взрослому, тот в свою очередь может к этому отнестись с пренебрежением и в грубой форме велеть ему идти спать и не говорить глупости. То есть вместо одного страха «удава» появился еще один страх взрослого, который не понял, не осознал… Для ребенка это, конечно, будет большим стрессом, и как он это преодолеет и чем это может обернуться, можно только догадываться, но хорошего в этом может быть мало. Последствия страха для него могут проявиться потом на психосоматическом уровне. И это уже может стать не такой уж иллюзией, а вполне реальной проблемой, от которой так просто не отмахнешься.

Другие же взрослые могут отнестись к этому более внимательно и уважительно. Они могут вместе с ребенком неоднократно заглядывать и даже залезать под кровать с фонариком, показывать и терпеливо объяснять, что там ничего нет и не может быть. И сам ребенок в этом непосредственно и неоднократно убеждается. Впоследствии путем несложной интроспекции ребенок, как и взрослый, начинает понимать, что его страхи – это всего лишь его вымысел, и что все эти опасения надуманы им самим.

Но под какую кровать нужно заглянуть, чтобы, например, понять и узнать, что такое смерть и страх смерти как своей, так и других людей, особенно близких, как понять, почему дети, я уже не говорю о взрослых, умирают от онкозаболеваний и тому подобного? Где искать ответы на эти вопросы? Кто-то может подсказать, что, мол, почитайте книги, священные писания, там уже давно все сказано. Возможно, но какое отношение это имеет к вам и вашему личному опыту или переживанию? От того, что я прочту о чьих-то знаниях и опыте, я не стану тем, кто на самом деле знает ответы на все вопросы и что-то реально может.

Косвенный метод изучения и познания страха в этих и подобных случаях более правильный и доступный. Но кому это нужно? Наверное, тем, кому небезразлично знание о самом себе. Тем, кто не хочет делать вид, что он все знает, или игнорировать очевидные факты и свое незнание.

Как же на самом деле можно понять, что такое смерть, но при этом не умирать и не быть на грани жизни и смерти? Как понять, что такое болезнь, при этом не находясь в больнице с неизлечимым заболеванием? Да и скорее всего, мало кто будет способен в таком состоянии на качественный процесс познания.

На самом деле все, что нам нужно, чтобы справиться с любыми страхами, с якобы неразрешимыми вопросами, находится в одном ответе на простой вопрос «кто я?».

Действительно, кто мы? Кто я? Кто-то может сказать, что мы создания Бога или высшего разума. Но откуда вы это знаете? Из книги, или кто-то вам сказал, и вы просто с этим согласились, потому что это более-менее согласуется с вашими представлениями и ощущениями, и вам так удобно? И все? На этом можно считать, что вы познали себя, как бы между делом? Но это же элементарное невежество, выдаваемое за образованность.

Еще раз: «кто я?» и «зачем я?» – это не банальные вопросы, от которых мы так банально отмахиваемся и очень зря! Это та территория, которую в первую очередь нужно исследовать, и там очень много полезного и интересного для нас. Но как это исследовать? Тем, кому это интересно и действительно необходимо, найдут, как это сделать, это не такое уж тайное знание. Ваше внимание и анализ, направленные на самоисследование, сделают свое дело. Но важно отправиться в это путешествие со смелостью, решиться сделать первый шаг. Когда ты только начинаешь погружаться в это пространство и неотступно исследовать себя, свое я, источник этого я, ты начинаешь понимать и ощущать нечто такое, от чего страхи и неуверенности просто исчезают, от них ничего не остается. О другом я не буду пока говорить, но скажу еще раз вот что: это место, куда крайне необходимо идти и не отступать. Решать вам. Самое главное и нужное зачастую находится у нас под носом, и мы не придаем этому значения. Видимо, главным препятствием на пути самопознания является мнимая очевидность и понятность мира и себя.

ГЛАВА 7

…Разговор подходил к концу, нам предложили выпить чаю и идти спать. Когда я проходил мимо палатки Мастера, он как бы между делом спросил меня:

– Могут ли у вас здесь быть старые знакомые?

Я удивился, вопрос заинтриговал меня. Встретить или заметить кого-либо из своих знакомых я здесь вряд ли мог. Тем более ночью.

– Нет, но если только они прячутся здесь в горах. Вообще-то они вряд ли могут знать, где я нахожусь, а тем более, куда им идти, чтобы найти меня здесь, – в шутку произнес я.

– Те, кто приглашен, всегда найдут дорогу. Спокойной ночи и полезных вам снов, – ответил Мастер.

На часах было около одиннадцати. Мне не хотелось спать в палатке и упускать возможность находиться под открытым небом в такую прекрасную осеннюю погоду. Я достал из рюкзака полиуретановый коврик, постелил его возле дерева. Это была дикая груша. Развернул спальник и перед тем, как лечь, я еще долго сидел, наблюдая и наслаждаясь окружающей обстановкой. Небо освещалось почти полной луной, местами проступали звезды, которые видели много таких, как я, пытавшихся найти главное в своей жизни.

Я заснул.

«Это никогда не покидает тебя».

«Что?»

«Ты знаешь».

«Не совсем понимаю, что это?»

Дальше слов не было. Лишь один взгляд. Я начинаю проваливаться во времена своего детства. Клубок из каких-то событий, которые мне не совсем понятны. Что было дальше во сне, мне сложно вспомнить. Какое-то время я еще спал.

Проснулся я бодрым. Было около четырех часов утра. Вокруг стояла невероятная тишина, по ущелью тянуло ощутимой прохладой, было градусов пять тепла. Растущая луна уже скрывалась за очертаниями гор. От некоторых деревьев еще падали тени, листья, словно следуя примеру теней, иногда медленно опускались вниз, издавая едва слышимый то ли шорох, то ли шепот. Мастер и еще двое недалеко от меня сидели и о чем-то тихо разговаривали, рядом горел костер.

Мне не хотелось больше лежать в спальнике. Тем более еще хотелось в туалет. Желание встать и пойти прогуляться усиливалось. Просто лежать и спать в такую ночь в таком месте мне казалось чем-то непозволительным. Сказочность и сакральность – эти слова едва могут описать тот момент. Я поднялся и не спеша пошел вверх вдоль ручья по узкой тропинке.

Прогулки в одиночестве в загадочном и таинственном ночном лесу – одно из самых любимых занятий для меня. Каждый раз, когда попадаешь в лес ночью, особенно в тихую погоду, это равносильно пребыванию в потустороннем мире. Иногда возникает ощущение, что ты становишься словно неким пространством восприятия.

Под ногами шуршали листья. Сильно пахло свежей опавшей листвой. Мне было хорошо и спокойно, казалось, что это самое умиротворенное место в мире. Я был глубоко погружен в свои ощущения, как вдруг что-то мелькнуло рядом с моим лицом. На голове у меня был налобный фонарь. Я остановился и включил его, а через пару секунд на груди я ощутил легкое прикосновение. Сперва мне показалось, что это была летучая мышь, и я уже было хотел сбросить ее с себя, но через мгновение заметил, что это большая бабочка. Присмотревшись, я сразу узнал ее. Это была знакомая мне павлиноглазка, которую я встречал несколько раз в детстве и еще пару раз, будучи взрослым.

Как такое было возможно? Ведь в горах довольно прохладно, я даже не видел здесь мотыльков. Откуда она взялась?! Я прекрасно понимал, что встретить подобную бабочку – большая редкость. Тем более, что она еще и села на меня. Удивление нарастало, постепенно превращаясь в озарение по мере того, как прошлые события одно за другим складывались в моем сознании в единую картину. Она сидела на мне, не двигаясь, как будто прилетела к себе домой. Я взял ее в руки и какое-то время рассматривал, после чего она улетела обратно в темноту.

Огромный пласт воспоминаний о прошлом и будущем, как лавина, нахлынул на меня. Это было каким-то невероятным моментом откровения! Всколыхнулись очень личные и сокровенные моменты, о которых я забыл и, может быть, никогда бы и не вспомнил. Одна только эта мысль ужаснула меня: как такое можно было забыть?

Постепенно невероятное удивление и яркое впечатление сменились глубоким спокойствием и пониманием того, что на самом деле ты не один, ты не брошен, о тебе помнят, тебе всегда дают обратную связь, но сам ты зачастую игнорируешь все это. Дверь, которая приоткрылась, в действительности никогда не была закрыта. Таковы были мои ощущения, о которых я мог лишь грезить в самых смелых своих мечтах.

Я не мог ни о чем говорить. Воспоминания и сопоставления затопили меня. Ювелирная точность невидимой нити событий поражала! Невероятно! Как такое может быть? Разум отказывался в это верить, но все его сомнения, вроде того, что все это случайность и мне показалось, были сломлены окончательно. В этот момент я понял, как слепота сознания, о которой мне говорили буквально несколько часов назад, может свести к нулю все, что тебе говорит и показывает этот воистину удивительный мир.

О сне не могло быть и речи. Я решил подняться в горы встретить рассвет, удалившись на пару километров. Я еще долго бродил там, приходя в себя, созерцая с вершин медленно встающее солнце.

Ближе к восьми я вернулся в лагерь. Проходя недалеко от того места, где встретил бабочку, я увидел ее опять, в руках женщины, она только что обнаружила ее и показала мне, когда я проходил мимо. Она тоже была очень удивлена. Раньше эта женщина никогда не встречала такой бабочки. Я промолчал.

Немного погодя бабочку показали Мастеру.

ГЛАВА 8

О Древней Греции в детстве я узнавал, рассматривая рисунки в книгах с мифами. Мне казалось, что там жили только атлеты и воины. В реальности же не все греки, как потом оказалось, были аполлонами и красавцами, какими я привык видеть их на вазах и в музеях. Я расскажу немного о моих ближайших родственниках.

Мне кажется, что я стал понимать себя, только когда начал изучать своих предков. Вот несколько историй, которые рассказывала моя бабушка по линии отца.

Во время войны, летом 1942 года, немцы оккупировали поселок Греческий Крымского района. В его центре стояла немецкая полевая кухня. Иногда после того, как солдаты были накормлены, оставшуюся пищу раздавали детям. Они становились в очередь с мисками и, ожидая своей порции, один за другим подходили к повару. Но перед тем как получить ее, они сначала получали от повара еще и половником по голове. Видимо, он был не в силах контролировать свои садистские наклонности, получая от этого какое-то извращенное удовольствие. Несложно догадаться, на что он был бы способен, если бы у него в руках вместо полковника оказалась власть.

Возле полевой кухни немцев стояла большая бочка с повидлом. В результате авианалета рядом с ней разорвался снаряд, и бочка повредилась. Повидло разлилось. Немцы разрешили детям набрать этого повидла. Дети есть дети, и в какой-то момент они начали баловаться и спорить. Моей бабушке на тот момент было одиннадцать лет, и она толкнула в повидло мальчика по имени Латико. Он упал в него всем телом. Стоящий рядом немецкий офицер заметил это и по-немецки жестко что-то скомандовал. Она не знала язык, но поняла, что сейчас может произойти.

Бабушка со всех ног побежала к ближайшему дереву, а за ней уже неслась овчарка. Как только она залезла на дерево, собака схватила ее за платье и порвала его. Через какое-то время, решив, что достаточно проучил ребенка, офицер дал команду собаке, и она вернулась на место, как ни в чем не бывало. А этот детский испуг моя бабушка очень болезненно переживала впоследствии.

Позже в поселок прибыл карательный отряд. Бабушка рассказывала, что ей запомнилось бряканье их цепей на груди, когда они шли. Что это были за цепи? Оружие? Или так ей померещилось? Все они были высокого роста. На глазах у местного населения они жестоко казнили всех, кто помогал партизанам. Ей казалось, что душевные травмы от этих ужасных событий останутся с ней навсегда. Но ее забота и любовь к близким и к тем, кто находился с ней в те тяжелые времена, о чем она нам рассказывала иногда, помогли ей выжить и избавиться от последствий этих страшных событий.

Позже немцы начали эвакуировать местных жителей в Германию, но для моей бабушки и ее семьи эвакуация завершилась на Украине, в поселке Фурмановка. Несколько раз они были на краю гибели, но выжили. Оттуда они вернулись всей семьей после того, как немцы начали отступать.

Что касается членов семьи моего деда, они тоже жили в Греческом, и их семья пострадала больше. Мать деда умерла, будучи в эвакуации, и была похоронена в том же поселке.

Много чего происходило вовремя этой принудительной эвакуации. Баржи, на которых немцы перевозили пленных в Крым, подвергались бомбежкам, в том числе и со стороны советской авиации, многие из них были затоплены. Немцы заставляли пленных подниматься на палубу, чтобы советские летчики могли заметить, что там находятся пленные.

Когда мои родные уже ехали в поезде по территории Украины, произошел случай, о котором нам рассказала бабушка.

В ходе эвакуации поезд несколько раз попадал под бомбежки. Во время очередной остановки в глуши люди вышли из вагонов, чтобы приготовить еду и сходить в туалет. Стоянка предполагалась долгая, но внезапно началась бомбардировка. Прозвучал сигнал отправки, и поезд быстро тронулся. Все бросились к нему. Когда состав уже набирал ход, девочка лет пяти, не успевшая вовремя заскочить в вагон, бежала рядом, плача и пытаясь ухватиться, но никто не мог подать ей руку. Мать девочки потеряла ее в суматохе. Еще немного времени, и поезд мог уйти без нее.

Продолжение книги