Ключевые идеи книги: Эпоха искусственного интеллекта и будущее человечества. Генри Киссинджер, Эрик Шмидт, Дэниел Хаттенлохер бесплатное чтение
Оригинальное название:
The Age of AI: And Our Human Future
Авторы:
Henry A Kissinger, Eric Schmidt, Daniel Huttenlocher
Граница миров
Нам всем пора признать, что будущее уже наступило. Развитие новых технологий достигло такого уровня, что говорить об их проникновении в ту или иную часть жизни больше не приходится. Они проникли везде и изменили все. Старый мир уходит в прошлое, и главная движущая сила на этом пути – искусственный интеллект.
Только за 2020 год стартапы, специализирующиеся на ИИ-технологиях, получили $38 млрд финансирования в Америке, $25 млрд – в Азии, и $8 млрд – в Европе. США, Китай и Европейский союз учредили комиссии по изучению искусственного интеллекта и его влияния на общество. Политики и корпоративные лидеры все чаще объявляют одной из своих ключевых целей выиграть гонку ИИ, будто искусственный интеллект – это отрасль промышленности или отдельный продукт.
На самом деле искусственный интеллект – это катализатор изменений. Благодаря своей способности учиться, развиваться и экспоненциально приумножать свои возможности ИИ перевернет с ног на голову все привычные нам сферы жизни: науку, медицину, образование, транспорт, производство. Распространение искусственного интеллекта не остановить. Но куда оно нас приведет – вопрос открытый. Как эволюция ИИ скажется на нашем восприятии и методах взаимодействия? Каким станет постчеловеческое познание и какие аспекты реальности оно нам откроет? Как ИИ повлияет на культуру, концепцию гуманизма, а в конечном счете и на историю? На эти вопросы нам только предстоит ответить.
Эта книга – рассуждение о том, с какими вызовами и этическими дилеммами предстоит столкнуться человечеству. Она не дает однозначных ответов на вопросы, но приглашает читателей к размышлению: что мы, как глобальное общество и представители каждой отдельной страны, можем сделать уже сейчас, чтобы мир будущего, на пороге которого мы стоим, оказался дружественным местом, где найдется место всем – и искусственному интеллекту, и человеку?
Авторы ставят перед собой задачу понять, каковы могут быть последствия применения ИИ в ключевых сферах человеческой жизни, пока эти последствия еще поддаются человеческому осмыслению. Поскольку главное, что нам уже известно к этому моменту: искусственный интеллект – не просто сверхчеловек, а внечеловеческая сущность, и этот факт говорит о нашем будущем куда больше, чем может показаться на первый взгляд.
Тихая революция
За последние несколько лет ученые и специалисты в области искусственного интеллекта совершили несколько важнейших открытий, способных перевернуть нашу жизнь.
В 2017 году принадлежащая Google компания DeepMind выпустила ИИ-программу AlphaZero, которая обыграла программу Stockfish – предыдущего чемпиона мира по шахматам. AlphaZero отличалась от своих предшественников лишь одной деталью. В основе предыдущих программ лежали человеческие паттерны игры – в них закладывался человеческий опыт, знания, стратегии. Они обыгрывали людей не за счет оригинальности, а за счет скорости обработки данных. В AlphaZero, напротив, не содержалось ни заранее запрограммированных ходов, ни привычных комбинаций, ни человеческих стратегий. Создатели снабдили ее лишь базовыми правилами и поставили задачу самостоятельно разработать стратегию, максимизирующую выигрыши и минимизирующую проигрыши. В течение четырех часов программа играла против самой себя, а сразу после стала лучшим шахматным игроком в мире.
У AlphaZero не было стратегии в человеческом смысле этого слова, но у нее была собственная логика, основанная на способности распознавать такие паттерны ходов, до которых человек просто не додумался бы.
В 2020 году ученые из Массачусетского технологического института объявили об открытии халицина – нового антибиотика, способного убивать штаммы бактерий, до этого устойчивых ко всем видам антибиотиков. Сначала в ИИ-программу загрузили данные о двух тысячах «тренировочных» бактерий. На основании этих данных ИИ смог сделать вывод, какими признаками должны обладать антибактериальные вещества. Затем его попросили проанализировать данные 61 тысячи бактерий и отфильтровать их по трем параметрам:
1) бактерии подходят на роль эффективных антибиотиков;
2) они не входят в состав существующих антибиотиков;
3) не токсичны для людей. Всем перечисленным требованиям отвечала лишь одна молекула.
Если бы такое исследование проводилось привычным человеку способом, оно обошлось бы в непомерную сумму и заняло гигантское количество времени. ИИ справился с этим лучше, а его работа стоила куда дешевле. К тому же программе, в отличие от человека, не надо было понимать, почему та или иная молекула работает в борьбе с бактериями. Ей было достаточно просканировать библиотеку кандидатов, чтобы определить одну молекулу, которая будет успешно справляться с поставленной задачей, пусть и неясно, за счет чего именно. Кстати, мы до сих пор не знаем, почему она работает.
ИИ не просто быстрее человека обработал данные, но нашел и сопоставил такие аспекты реальности, которые до этого ускользали от человеческого взгляда, а возможно, и вообще не поддаются обнаружению привычными человеку методами познания.
Третьим прорывом стало создание GPT-3 – ИИ-модели по написанию текста. В отличие от двух предыдущих программ, призванных решить конкретную задачу – сыграть в шахматы или найти антибиотик, модели, подобные GPT-3, генерируют ответы на различные вводные. Алгоритм работает по принципу автодополнения: вы вводите начало текста, а программа выдает наиболее вероятное его продолжение. Программа не решает конкретных задач: введите начало фразы, и она сформулирует возможное продолжение; задайте тему, и она составит несколько абзацев; задайте вопрос, и она даст несколько ответов.
Таким образом, мы перешли от модели перевода существующего текста к созданию речевой продукции. Так называемые программыгенераторы значительно обогатят наше информационное пространство, но без должного регулирования они же могут сильно размыть тонкую линию между реальностью и фантазией.
Победа AlphaZero, обнаружение халицина, создание человекоподобного текста – лишь первые ласточки новой эпохи. Мы стоим на пороге открытия жизненно важных аспектов реальности, доселе ускользавших от человека.
Тектонический сдвиг
В ходе истории человечество неоднократно сталкивалось с технологическими прорывами. Но ничто так же сильно не меняло политический и социальный ландшафт, как создание искусственного интеллекта. Машины заменяли лошадей, на смену мушкетам приходили винтовки, но общая парадигма жизни оставалась той же. Приход ИИ изменит все аспекты человеческого существования. И важнейшие перемены будут происходить в философском поле – мы должны будем пересмотреть свое понимание реальности и собственной роли в ней.
Искусственный интеллект приумножит все наши наработки: как в очевидном ключе – например, поспособствует созданию новых лекарств, так и в менее очевидных деталях – разработка ПО с учетом наших данностей и склонностей позволит ему не только предугадывать, но и формировать наши потребности. В новом мире решения будут приниматься тремя возможными акторами:
1) людьми;
2) машинами;
3) союзом людей и машин.
Из подручных инструментов машины станут нашими партнерами. Все реже и реже мы будем инструктировать ИИ, как достичь того или иного результата. Куда чаще мы будем просить: «Сделай собственные выводы и скажи, как нам стоит действовать дальше».
Такой сдвиг парадигмы не убьет и не спасет нас, но точно изменит траекторию развития человечества и его историю. Например, раньше считалось, что творчество присуще только человеку. Но вскоре написание песни или постановка диагноза станут продуктом совместного творчества человека и машины. Это скажется на будущем целых индустрий, а не только отдельных профессий.
Все общества поделятся на тех, кто уже применяет новые технологии, и тех, кто не спешит включаться в общий процесс или не имеет средств для приобретения необходимых инструментов. К тому же без должной координации разные страны будут внедрять разные концепции ИИ, и их развитие пойдет если не параллельными, то слабо пересекающимися путями, что только усилит уже существующий разрыв. То, что изначально создавалось для преодоления национальных различий и выявления «объективной истины», может стать причиной создания взаимно непознаваемых реальностей.