Лошадь как Искусство. Часть 1 бесплатное чтение

© Алексей Берков, 2022

ISBN 978-5-0056-9117-0 (т. 1)

ISBN 978-5-0056-9118-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Часть 1. Все чудесатее и чудесатее…

Посвящение

Меня всегда привлекали культура и образ индейцев. Во времена моего детства в СССР с огромным успехом шли фильмы производства ГДР с участием Гойко Митича и «сериал» о Виннету. Индейцы там были мудрые, благородные и отважные. Они прекрасно стреляли из лука, скакали на лошадях и восхищали своей бронзовой мускулатурой. Для нас, мальчишек Советского Союза, это были настоящие супергерои! К ним подключились книги Сат-Ока и Серой Совы, рассказывающие о жизни в гармонии с природой, героическая сага Лизелотты Вельскопф-Генрих, мистические путешествия Карлоса Кастанеды… Наверное, лошадьми я «заболел» по той же причине: верный друг, прибегавший на зов человека, из вольной прерии, помощник, действовавший с ним, как единое целое.

В реальности все обстояло совсем наоборот. На малочисленных тогда еще конюшнях я только и слышал «Пятку вниз!», «Рысью марш!», «Заставь лошадь, она тебя не уважает!»… Обладая неплохой подготовкой по спортивной гимнастике, танцам и дзюдо, я довольно неплохо сидел в седле, занимался конкуром и немного выездкой, но какая гигантская пропасть разделяла мои представления о взаимодействии с лошадью и конюшенную реальность! Я честно интересовался, как добиться того, что описано в книжках и фильмах, но профессионалы только отмахивались: «Сказки все это!»

Но дети любят сказки. А еще некоторые дети очень любят разбираться как и почему все работает. Поэтому, обретя некую финансовую самостоятельность, я решился, наконец, купить лошадь. Нет, не так. ЛОШАДЬ!!! Потому что к тому времени это уже была мечта всей моей жизни.

В культуре индейцев Равнин меня всегда поражала их способность жить в гармонии с природой, основанная на какой-то тайной мудрости и силе духа! Но официальной информации на эту тему было мало… и в этот момент у меня появился Учитель. Мой преподаватель философии одновременно являлся мастером боевых искусств и сторонником дзен. Он-то и познакомил меня с различными направлениями философской мысли Востока, существенно дополнявшими картину мировоззрения индейцев.

А вскоре появился интернет, и тут мне снова невероятно повезло: я познакомился с Селеной Чино и Лаурой Скотт – представительницами племени апачей-мескалеро. Тех самых апачей, о которых были сняты сериал про Виннету и несколько фильмов с Гойко Митичем! Лаура была «старейшиной» племени, она и стала моей доброй тетушкой, главным покровителем и проводником в мир живой индейской культуры. Она не просто присылала мне невероятно ценные и редкие книги, она рассказывала. Ее отец происходил из клана Лошади группы липан апачей, и кое-какие приемы и его слова она помнила. Тетя Лаура познакомила меня со старейшинами племени, от которых я услышал много мудрых вещей ну и, как всегда «кто ищет, тот найдет». Вскоре у меня скопилось огромное количество информации о методах индейцев, а потом что на видео вышел фильм «Заклинатель лошадей» (The Horse Whisperer), появились ролики и книги Пата Парелли, Клинтона Андерсона, Гавани Понибоя, Клауса Фердинанда Хэмпфлинга и т. д. Мир словно говорил: «Вот, бери! Ты же этого хотел». И тогда я встретил ее.

Ее звали Гарсия. В эпоху Перестройки в России были крайне популярны мексиканские сериалы. Правда, на грациозную испанку, тем более андалузку, она не тянула: упряжная, с круглой грудной клеткой, мощным костяком и большой головой, она была тощей от недокорма, и первое время ела почти без остановки. Выросшая в частном хозяйстве, она ненавидела людей, особенно пьяных мужиков, всеми фибрами своей лошадиной души. Она кусалась, брыкалась, нападала, мгновенно разворачивала на месте и била задом изо всех сил при малейшем подозрении на грубость или фамильярность со стороны человека. А подозревала она всех и во всем. Она не то что не давала ноги, а не позволяла даже прикоснуться к себе дальше седла. И ненавидела уздечки. Мотала головой, упиралась, и ни один хлыст не мог сдвинуть ее с места.

Но я искренне верил в магию индейских методов. И что удивительно, это сработало! Я тогда не понимал, что конкретно работает, но Гарсюша, как я стал ее называть, медленно, но верно, все больше проникалась вниманием ко мне, позволяя ездить на недоуздке, касаться ног и других «запретных» с ее точки зрения мест… Вероятно, именно необычность моего подхода пробудила в ней первое любопытство. Шаг за шагом мы осваивали сперва Natural Horsemanship, потом взаимодействие на свободе, разные трюки. Кстати, именно постепенно разучиваемые трюки, являвшиеся, на самом деле, гимнастическими упражнениями, научили ее координации и восстановили, поврежденную в раннем возрасте, спину. Долго, очень долго мы занимались исключительно в руках, с земли. Но прошло несколько лет, прежде чем я, наконец, понял свою лошадь!

Сейчас-то я понимаю, что дело было не в ней. Дело было во мне. В моем отношении. Воспитанный в человеческой культуре, как и все, я поначалу воспринимал лошадь просто как деталь образа героя: индейца, ковбоя, мушкетера, рыцаря, и т. д. И, несомненно, на ней нужно было ездить верхом. А зачем еще лошадь?

Вот тут произошла встреча Александром Глебовичем Невзоровым, снимавшем в то время свою «Лошадиную энциклопедию». АГ, как мы его называли, сказал замечательную вещь: «Если хочешь научиться ездить верхом… откажись от верховой езды». Я был немало удивлен: «Надолго?» АГ ответил: «Навсегда». А потом, осмотрев мою лошадь, сделал, как всегда, хитрый ход: «У нее такие проблемы, что, скорее всего, на ней никогда нельзя будет ездить верхом».

Не сразу, но я смирился с этой мыслью. А поскольку чем-то заниматься надо, мы начали разучивать различные трюки. В силу своей любознательности, и поскольку прямых ответов мне никто не давал, я стал вспоминать принципы Теории систем, читать книжки по нейрофизиологии и анатомии лошади, психологии поведения человека и других животных и, конечно, различные методики и системы «воспитания» лошади. И, конечно, проверять их действие на практике. Что-то работало, что-то нет, что-то работало, но не так, как я думал, а что-то срабатывало совершенно неожиданным образом.

Знаете, чем всегда отличались дети, выросшие в Ленинграде? Их постоянно водили по театрам, музеям, выставкам и концертным залам, приобщая к искусству. А я, в силу занудного характера, не просто увлекался этим, а старался понять и разобраться. Чему помогали мои педагоги по актерскому мастерству и опыт участия в «народном театре». И чем старше я становился, тем больше видел интересных закономерностей. Приобщение к искусству, юношеская увлеченность восточной философией и понимание принципов работы мозга, вдруг начали открывать лошадь с совершенно неожиданной стороны. Все дальше на задний план уходило отношение как к атрибуту героя и средству передвижения. Лошадь перестала быть абстрактной. Теперь каждая лошадь стала личностью, с которой, оказывается, можно договориться. Мало того, лошади стали откликаться на мои жалкие попытки искреннего общения. Что удивительно, они стали стараться угодить мне. Я становился смелее и чувствительнее, и лошади все больше открывали мне… меня! И законы природы. Я теперь не был сторонним наблюдателем, я жил внутри того волшебного мира, о котором только слышал от индейцев.

Поначалу просматривались лишь штрихи, потом появились очертания – так делают наброски художники. Постепенно прорисовывались детали, появлялась глубина… я учился жить в мире Лошади. Мы с Гарсюшей менялись вместе, создавая новое, незнакомое, но удивительное пространство, рассказывая свою Историю. Путь ее создания я и хочу вам рассказать. Конечно, Гарсюша рассказала бы вам ее по-другому, но именно она открыла для меня двери в мир Лошади. В мир творчества, вдохновения и искусства. Ее памяти посвящена эта книга.

Рис.0 Лошадь как Искусство. Часть 1

Предисловие

Рис.1 Лошадь как Искусство. Часть 1

Я не собирался преподносить это произведение, как популярную литературу, потому что область, в которую мы уходим, будет требовать от читателя мышления определенного уровня сложности. И если эту книгу поймут хотя бы несколько человек, это уже хорошо.

Здесь приводится много фактов, но не всегда объясняется, зачем я об этом рассказываю. А на самом деле задача данного труда состоит в том, чтобы научить читателя замечать мелочи и самостоятельно делать выводы из, казалось бы, не самых очевидных вещей. Точно также на семинарах я подробно рассказываю об устройстве и работе мозга или опорно-двигательного аппарата, но не даю наборов приемов решения проблем. Потому что для решения нужны не приемы, а понимание того, что происходит, и на что влияет то или иное вмешательство. Я не кормлю вас рыбой, а учу ее ловить.

Эта книга для тех, кто хочет понять себя и лошадь. Это путешествие по странам и континентам, вглубь времен, и в глубины мышления. Мы узнаем об истоках происхождения человека и лошади, причинах возникновения искусства, и взаимодействии этих трех составляющих, которые и позволят вам осознать, что лошадь – это целая Вселенная, с помощью которой можно познать весь мир.

Вашему вниманию будет представлена огромная и невероятная картина, состоящая из небольших пазлов, сплетающихся в единый узор. Все что здесь написано, можно было бы уместить в одном абзаце. Но чтобы понять и прочувствовать этот абзац, вам придется прочесть и прожить эту книгу.

Правда, как в любом ВУЗе, где преподают искусство, на первых этапах искусства-то и нет! Есть понимание механизмов создания произведения, структуры, как работает творчество, но пока без самого творчества. До него нужно дорасти, сформировать нужные понятия, наработать опыт, «налетать часы», и только тогда приступать к самовыражению. Именно поэтому сами главы об искусстве расположены в самом конце. При ином расположении вы не поймете и половины из того, что я говорю, а так каждое слово будет иметь для вас значение и заставлять искать новые смыслы. Только тогда перед вами во всей полноте предстанет гигантская историческая драма, разворачивающаяся между Человеком и Лошадью.

Зачем и почему? Пролог

«Если вы хотите сделать яблочный пирог „с нуля“, вам для начала придется изобрести Вселенную».

Карл Саган

Рис.2 Лошадь как Искусство. Часть 1

Люди любят простые решения. Подобно известному персонажу из фильма «Приключения Электроника», они постоянно задаются вопросом «Где у него кнопка»? В смысле, где же у лошади та заветная «кнопка», которая поможет наладить контакт и добиться своих целей. Но мир – гораздо более сложная вещь. Он изменяется во времени, и это называется «эволюция». Собственную эволюцию прошел человек, собственную эволюцию прошла лошадь. И встретились они лишь совсем недавно. И отношения человека и лошади тоже имели свою эволюцию. Многое в мире идет от простого к сложному, один элемент связывается с другими, создавая новые свойства и новые структуры. Изучением этого занимается Теория систем, о которой мы будем периодически вспоминать. Как мы можем проследить, к примеру, историю изобретений летающих машин от примитивной этажерки братьев Райт до современного сверхзвукового истребителя, точно также усложнялся и изменялся мозг человека и мозг лошади. Каждый в свою сторону. И точно также менялись проявления работы этого мозга от создания примитивных орудий до управления целыми государствами или создания шедевров науки или искусства. И вот здесь нам потребуется понять, что такое искусство, и почему оно появилось. А самое главное, в конце концов, ответить на вопрос, что такое взаимодействие с лошадью: искусство или строгая наука? Почему появляются новые методики? Зачем менять устоявшиеся традиции? И куда все это приведет?

Чтобы разобраться в этих сложнейших вопросах (увы, простых ответов для думающего человека не бывает), нам придется хотя бы обзорно охватить взглядом историю человека и лошади, устройство и работу мозга, и понять принципы взаимодействия между элементами. С этого и начнем.

Кругом одни системы! Вступление

В 30-е годы XIX века французский ученый Андре-Мари Ампер впервые заговорил о науке управления государством. Дело в том, что Европа, и в большей степени Франция, переживали в те времена кризис власти, связанный с переходом от феодального к буржуазному обществу, и многие мыслители пытались разобраться в устройстве и процессах управления.

Рис.3 Лошадь как Искусство. Часть 1

Конечно, теории управления строились еще со времен Вавилона, а некоторые принципы были подмечены Конфуцием или Цицероном, но они подходили только для государств старого типа. Здесь же в основу управления предлагалось в вести научный метод, а перед Европой стояла задача создать общество с принципиально новым устройством. Как всегда, не обошлось без военных конфликтов, которые все равно не разрешили противоречий, потому что война никогда ничего не решает, и, наконец, дошла очередь до мыслителей. Ампер рассматривал государство как систему, пытаясь выявить общие принципы и закономерности, из-за которых и возникают смены строя, войны, революции, колебания экономики и т. д. Однако еще сотню лет теория взаимодействия различных элементов, как единого целого (впоследствии ее назвали кибернетикой) оставалась узкоспециализированной областью, пока не начался бурный расцвет техники и подъем цифровых технологий. Оказалось, что изначально подмеченные Ампером принципы неплохо подходят для конструирования технических средств и взаимодействия человека и компьютера. Это не могло не привлечь внимания ученых. Один из них, Норберт Винер, понял, что принципы кибернетики проявляются в процессах управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Идеи витали в воздухе, и в Советском Союзе системный кибернетический подход в изучении эволюции внедрил биолог и генетик Александр Александрович Малиновский. И действительно, оказалось, что все вокруг – это системы. Механизмы, компьютеры, организмы, отдельные органы, общественные формации и т. д. И даже их проявления вроде эволюции организмов, юриспруденции, искусства, наук, компьютерных программ – все подчиняется принципам работы систем. А системы развиваются и взаимодействуют между собой по четко определенным закономерностям.

Что же такое система? Система – это некоторое количество элементов, объединенных между собой через связи и отношения, образующих единое целое.

Основное свойство систем – эмерджентность, то есть качество, присущее всей системе, но которым не обладает ни один из ее элементов в отдельности. Например, поршень – это просто деталь определенной формы. Но двигаясь в цилиндре, он создает давление, необходимое для взрыва топлива. При этом цилиндр – это часть двигателя, устройства, способного давать энергию. Например, для вращения оси, на которой находятся колеса, вследствие вращения которых, автомобиль двигается. При наличии множества элементов, соединенных в единое целое, автомобиль способен целенаправленно ехать по городу, чего не может ни одна из его частей в отдельности.

Существует понятие естественной и искусственной системы. Искусственная система создается намеренно, как любое техническое средство, тот же автомобиль. Естественные системы – продукт эволюции и самоорганизации. Ни одна естественная система не существует изолированно. Она всегда взаимодействует с другими системами и зависит от условий надсистемы. Надсистема – это система более высокого порядка или уровня сложности и приоритета, оказывающая влияние на формирование и работу системы. Для Надсистемы наша система будет называться Подсистемой. Это просто вопрос терминологии.

Рис.4 Лошадь как Искусство. Часть 1

Давайте рассмотрим пример из животного мира. Лошадиное копыто – это система, состоящая из твердых и мягких, подвижных и неподвижных частей: копытной капсулы, подошвы, стрелки, ламинного слоя, копытного мякиша, кровеносных сосудов и т. д. Ничто не существует просто так, каждый из элементов имеет четкую форму и строение, потому что выполняет четкую функцию. Но в целом, эмерждентное свойство копыта – обеспечение защиты копытной кости, амортизация при движении, подкачка крови, обеспечение понимания свойств грунта и др. То есть обеспечение движения по определенному грунту. Конечно, копыто связано с опорно-двигательным аппаратом лошади – костями, суставами, сухожилиями, мышцами, которые являются для него надсистемой, и оказывают влияние на формирование и работу копыта. Также надсистемой выступает та самая среда, от которой копыто и должно защищать скелет, амортизировать и использовать грунт как стимулятор подкачки крови. То есть копыто должно находиться в неком постоянном динамическом равновесии между средой и остальным организмом лошади. Именно поэтому оно, с одной стороны, очень твердое, а с другой, изменчивое. И задача человека не навредить этой подвижной, постоянно меняющейся системе. Если вы ставите подкову, часть элементов отключается, копыто перестает выполнять свои функции, а качество и конфигурация элементов меняются. Некоторые гипертрофируются, но по большей части, они деградируют. Способность копыта подстраиваться под грунт исчезает, а это неизменно оказывает влияние не только на опорно-двигательный аппарат, но и на весь организм лошади, включая сердце, желудочно-кишечный тракт и даже работу мозга! Все со всем связано! Тоже самое происходит, когда вы садитесь верхом: амуниция, степень ее подгонки, на что именно и как она оказывает влияние, вес и манера движения всадника, общая конституция лошади, длина спины, углы работы суставов, тренированность мускулатуры, степень понимания сигнала, устройство мозга конкретной лошади и еще десятки других мелочей, включая погоду, грунт, работу гормонов, настроение конюха, гуляла ли лошадь, дралась она или нет, сыта или хочет пить, чем ее кормили и т. д. – все имеет значение, все неизменно окажет влияние на последующие события. Не умея подмечать и учитывать эти мелочи, вы никогда не научитесь понимать и чувствовать лошадь.

Рис.5 Лошадь как Искусство. Часть 1

При контакте объекты (как элементы, как и системы) могут оказывать друг на друга четыре вида воздействия: материальное, энергетическое, информационное и временное. Все они работают вместе, хотя какое-то одно может превалировать.

Продолжение книги