Лекарство от страха. «Исихазм» бесплатное чтение
© Сергей Вайенруд, 2024
ISBN 978-5-0055-9248-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ЛЕКАРСТВО ОТ СТРАХА
Сергей Вайенруд
«НИЧЕГО НЕТ»
Иду по улице
Тишина, солнце,
Какая огромная лестовка в небе!
Состояние блаженства, молчание по просьбе Его, вы есть само блаженство и Любовь.
Врата рая открываются. Заглянул в Обитель. Спуск с фавора, печаль возвращения.
Зачем ты Господи создал этот грешный мир?
ЗАМЕТКИ ИСИХАСТА-СТАРОВЕРА
(В место предисловия)
И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Лук 17:21).
Мое знакомство с исихазмом произошло несколько лет назад. На глаза попались некоторые записи про исихазм. В них я увидел некоторую целительную силу и душевный отклик. И начал практиковать, как мог. Практика моя сводилась к повторению сначала вслух, потом про себя Исусовой молитвы. Повторял так:
«Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешнаго!».
Может затем, когда благодатная почва подготовлена использоваться более древняя форма Исусовой молитвы: «Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя!» чтобы ваше состояние души, ум и дыхание были парящими. Но все же мы грешные.
Эту молитву я как бы крутил по кругу в голове. А так как был в миру, то естественно это делал не в слух, но на каждом удобном месте и времени. В то время я ещё не был знаком со старообрядчеством. Должен заметить, что эта дисциплина меня спасла от пагубной привычки. По праву можно назвать ее целительной.
Однажды я увидел в небе двух дев, словно ангелов, которые приглашали меня в Храм старообрядцев. Любопытства ради я поехал и нашел этот Храм. И меня приняли в общину по всем правилам. На какое-то время я перестал практиковать непрестанную Исусову молитву – увлекся мирским – работой и детьми. Но наступили тяжелые времена и мне пришлось опять об этом вспомнить. И опять я по кругу в голове начал читать молитву. Она помогла мне собраться с духом.
Если вы начали читать Исусову молитву непрестанно, не бросайте ее, а то как в истории место будет очищено, бес изгнан, но сулит вернуться с еще семью бесами и будет хуже.
Насколько я понимаю я читал молитву по самому простому варианту (умную) но и это мне хорошо помогло. Как человек подвижный и неусидчивый, со временем я начал замечать, как слова молитвы согласуются с моими шагами. В этом нет ничего примечательного, но в дальнейшем это помогло синхронизировать молитву с дыханием или как говорят «прилепить молитву к дыханию». На первых порах это было сложно, дыхание сбивалось. Но я взял простейший вариант. На вдохе «Господи Исусе Христе Сыне Божии», а на выдохе «помилуй мя грешного» (или помилуй мя!).
В принципе, можно читать как удобно, но синхронизировав молитву с дыханием. То же самое вы можете делать в движении на улице. Если дыхание сбивается от неравномерного движения, переходите на умную молитву по кругу в голове не контролируя дыхание. В доме же поначалу должна быть обстановка тихая и благоприятная.
Дыхание должно быть легким и спокойным. Вас могут обуревать помыслы вы должны еще более сосредоточить ум на глаголах молитвы.
Далее со вздохом воздух с молитвой вводится в область «сердца» (внутрь посередине на уровне солнечного сплетения). Делаются попытки, так как оно закрыто. Но постепенно оттаивает и принимает ум. На выдохе молитва не выводится из «сердца», а только выдыхается ноздрями воздух. Старайтесь вдыхать и выдыхать ноздрями тихо. Введение ума в сердце значит вдыхание воздуха с молитвой в область, где расположено выбранное сердечное место. На этом месте должно быть сосредоточено внимание. Как настроить это внимание на «сердце» будет пояснено далее.
Не трогайте свое физическое сердце, ищите пристанище ума в другом месте внутри, дабы не принести вред сердцу (ищите внутри тела где то на уровне пупа как советуют св. отцы). На первых порах на вдохе молитва омывает сердечное место снизу, на выдохе сверху. Задержите дыхание, что бы проверить, как Исусова молитва вошла в сердечное место и повторите ее с задержкой дыхания. Это требует более сильного сосредоточения на сердечном месте. Так ум привыкает к сердечному месту.
Сначала путь к «сердцу» закрыт и отвлечен, но при усердии-повторении введения ума в «сердце» через вдох он может быть расширен и облегчен. Искать сердечное место для ума лучше сидя на низкой лавке прижав подбородок к груди, выдыхаемым воздухом, первоначально сосредоточив взор на вибрации глаголов молитвы в вашем теле в вибрирующей выбранной точке.
Приняло ли сердце ум, то ли это место? – Можно заметить, если задержать дыхание и прислушаться к нему. Вы должны слышать молитву в сердечном месте, а не в голове (как правило это происходит потом по мере успеха в молитвенном деле, молитва как бы проваливается внутрь). Если место в теле откликается, то вы нашли сердечное место. Приучайте некоторое время задержкой дыхания и вниманием не выпускать ум оттуда, пробуйте, потому что он вначале там скучает, но когда привыкнет, то напротив не любит гулять вовне. Когда ум в сердечном месте, надо быть бдительным, ведь и там он беспокоен и надо понуждать повторять четко глаголы молитвы.
Бывают случаи что сердечное место не находится, тогда христианин должен читать молитву в голове-свободно, что также благотворно для души, способствует очищению от скверных образов и помыслов и ведет к цели, а ваша цель всепроникающая благодать.
Когда ум утвердится в «сердце» молчанием, не надо его оставлять так, а пусть непрестанно молится Исусовой молитвой. Имя Господа Христа разрывает и прогоняет грязные помыслы. Обитель Господа очищается. Так ум и сердце становятся единым. Практикуйте исихию на любом месте.
Ум, утвержденный в сердце борется с внешними помыслами, которые возникают из вне. Сосредоточте свой ум в сердце только на глаголах молитвы. Чтобы ум был чист, зафиксируйте свой взгляд на текущем бобочке лестовки либо читайте молитву нацеленную на нажелательные помыслы.
Каждый христианин может достичь вершин Исусовой молитвы, не прибегая ни к какой другой молитвенной «технике», кроме любви и послушания. Первостепенное значение здесь имеет внутреннее расположение. Исусова молитва дарует нам свободу, кроме самого Господа нашего Исуса Христа.
И конечно, восхождение и успех зависит от милости Исуса и благодати Его, которую вы почувствуете. Практика исихазма волей Господа откроет вам множество духовных тайн!
ЧТО ДАРУЕТ ПРАКТИКА
В Православии исихазм является ступенью к обо́жению, воссоединению через зрение божественной энергии всего человека, а не только души, с Божественным началом, с Богом – вечным покоем – как Перводвигателем и источником движения. Такого рода подвиги приводили в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством, зрением некоего небесного света, нездешнего, несотворенного, подобного свету, озарившему Спасителя Христа во время Его преображения на горе Фавор.
Исиха́зм (от древнегреческого ἡσυχία, исихиа – «спокойствие, тишина, уединение») – христианское мистическое мировоззрение, древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма. В восточнохристианской традиции исихазмом называется разработанная система аскетической и монашеской практики, направленной на богопознание и обо́жение.
Я останусь в затворе,
И с Богом вернусь,
Где ты ходишь родная —
Православная Русь.
Предисловие
Обычно я читал Исусову молитву во вне, как буд то обращаясь ко Господу на небесах, но потом мир мне показался весьма жесток и я «спрятал» ее в сердечное место.
Святой Дионисий говорит, что Он за пределами чувственного восприятия. И все же Бог это Любовь. И он же пишет, что надо опираться на отрицания в случае рассмотрения Его качеств, не присущих Ему. (Бог это не камень, не зло) и все же на тождественность, если природные качества Ему присущи. Иначе мы тогда можем сказать что Бог это не Любовь. Хоть и смысл остается двоякий, Бог первопричина благих качеств (Бог это любовь).
Сатана отец лжи – он ложь и есть. (Иоанн. 8:44). Три вида правды культивируются в человеке: Правда мыслью, правда словом, правда жизнью. Не смотря на то, что говорят, что правда у всех своя, прикрывая этим свое нежелания идти путем правды к истине – будем любить ее, обретая тем самым блаженство и тайны.
Блаженны нищие, ибо таковых есть царство Божие. (Лк. 6:20 – Острожская Библия). Именно на нищих, но учеников Его, Исус однажды обращает свое внимание, которое так усердно пытаютались увести.