#чаучаумойвыбор бесплатное чтение

Введение

….такси везло нас домой, тихо играла музыка, я держала в руках заветную клетку, в ней комочком вжавшись в стенки сидел мой мишка, собственный мишка, щенок Чау-Чау. Я аккуратно достала щенка из клетки, прижала его к себе и вдохнула аромат его макушки, он пах медом. Этот запах, так мне знакомый, такой родной, как я по нему скучала, как я могла так долго жить без тебя….

После долгого перерыва решила завести опять собаку, и, конечно же, не изменяя своему выбору – только Чау-Чау! Перерыв был довольно долгим, надо было пережить все эмоционально, плюс способствовали переезд в другой город.

После 6 лет, проведенных без собаки, многое забылось, и я, как ответственный хозяин щенка, решила заняться поиском информации в интернете и телефонной атакой заводчика по каждому пустяковому случаю.

Информации в интернете не так уж и много, а многие советы, мягко говоря, нельзя применять к нашим любимым Чаушкам, так как у них есть определенные сложности со здоровьем и эмоциональное понимание мира у них отличается от других собак, а значит и подход к ним нужен совсем иной…

Мы довольно много вместе путешествуем и когда были в Москве заметили такой факт, что многие уже забыли, как выглядят Чау-Чау и какие они по характеру. Это навело меня на мысль завести отдельную страничку в социальных сетях: где я смогла бы помочь тем, кто только собирается завести щенка или тем, кто уже завел это прекрасное чудо и хочет максимально дарить свою любовь; где можно найти рекомендации по питанию, содержанию и уходу (чтобы не тратить лишние средства путем поиска покупки подходящего корма/игрушки/или других средств); где можно было бы найти рекомендации по командам и технику самой дрессировки; где можно было бы взять контакты отелей и кафе/ресторанов куда пускают с питомцем и многое другое.

Написав несколько статей, я увидела, что это интересно людям, да и статьи получились довольно-таки обширные, их приходилось максимально урезать, но при этом не терять смысл информации. В какой-то момент меня спросили знакомые – «не хотела бы я написать книгу о Чау-Чау, в которой я смогу донести больше информации, чем это разрешает Instagram, и возможно эта книга поможет людям?». И я решила попробовать, не зная, сколько у меня займет это времени и сил, но…

Почему «Взгляд со стороны»? В этой книге я не буду Вас загружать терминами, опишу только свой опыт, разбавленный исторической информацией с разных книг, археологических статей, ресурсов интернета (они будут переплетаться, так как я их сгруппировала в хронологическом порядке для общего понимания картины), а также вырезка «Стандарта породы» принятые в разных клубах. Все это сбережет Ваше время на поиск дополнительной информации, плюс дополню описанием отражения моей собаки на какие-либо мои действия и попытаюсь описать его ощущения на познание нашего мира. А также опишу свои ошибки, чтобы предостеречь Вас от совершения аналогичных. Опишу болезни, с которыми я сталкивалась с 1996 года, методы их лечения. Помогу выбрать щенка и подготовить дом к его появлению, расскажу про питание, и даже попытаюсь составить план-график по прогулкам и питанию на первые пять месяцев. Это не так сложно и не так просто.

Данной книгой я хочу доказать всему миру, что Чау-Чау охотно поддаются дрессируются, у них высокий уровень интеллекта, они не ленивые (как многие думают), просто надо найти подход, который я нашла и хочу поделиться с Вами. Я не использую своих Чау в «коммерческих целей», поэтому отдаю максимально свое время и имею полное взаимопонимание со своим Чау.

Предлагаю вместе начать изучать удивительный мир, глазами наших пушистых друзей и научиться любить, и понимать их.

Кто они такие – Чау-Чау?

Давайте разберемся, кто же такие Чау-Чау: вариантов ответов на этот вопрос очень много, кто-то сравнивает их с медведями, кто-то со львами (не раз на улице можно услышать от детей «Мам смотри какой мишка/львенок»), кто-то сравнивает с кошками. Итак, кто же эти Чау? И как они попали к нам? Может быть это волки? А может это вообще инопланетные существа более высокоразвитые, которые случайно, много тысячелетий назад попали к нам на планету, или это «наша связь с потусторонним миром»?

Кто же они? Давайте вместе сравним:

Чау-Кошка.

Чау исключительно чистоплотные как кошки. Их поведение и отношение к другим людям или животным – очень напоминает повадки кошки, характер идентичен – они с большой осторожностью и недоверием относятся к незнакомым людям и стараются держаться от них на расстоянии, пока не поймут можно ли приближаться ближе. Ко всем животным они относятся с интересом. Даже игры, предназначенные, для кошек им очень подходят. Чау очень грациозные, хотя и кажутся неуклюжими, и пусть Вас не вводит в заблуждение это, ведь они могут незаметно и бесшумно подкрадываться, двигаются очень легко, а когда они идут по бревну, то аналогично кошке, обхватывает бревно сбоку лапами, держа баланс. Хорошо ориентируются в полной темноте. В большинстве своем, они не любят дождь, и, так же, как и кошки, сторонятся луж, чтобы не испачкаться. Некоторые Чау не любят купаться и/или плавать, и реагируют на воду идентично своим кошачьих собратьев, хотя они могут и зайти в водоем для того, чтобы намочить лапы в сильную жару и попить воду, но дольше стараются не заходить (опять же бывают исключения).

Рис.28 #чаучаумойвыбор

Чау-Волк.

Во время прогулки Вы можете заметить, что другие породы собак уже издалека реагируют на Чау более агрессивно примерно, как на волка, более сторонясь его. Возможно, это из-за того, что Чау, одни из немногих у которых ДНК не изменилось и осталось первородным близким к волку. В снежную погоду Чау чувствуют себя вольготно, делают ямы или прыгают по сугробам, и с удовольствием валяются в них. Не боятся морозов.

Чау-Медведь.

Милое выражение мордочки, которое они сохраняют до конца своих дней, не может оставить никого равнодушным (даже тех, кто не любит собак и/или боится их). Они с первых минут влюбляют в себя всех, как будто привораживая, а та самая неуклюжая походка, медвежья, которую мы наблюдаем у щенков – завораживает, и хочется кормить его медом и ягодами, как медвежат. Даже повадки у Чау во время прогулки сильно напоминают нам медвежьи, просто обратите внимание, когда Чау идет знакомиться к другим собакам, он как будто медведь «на охоте», без страха, без раздумываний, «прут на пролом» …

Рис.25 #чаучаумойвыбор

Чау-Лев.

Массивная голова, роскошная грива из мягкой шерсти… как тот самый лев из мультика «Почему у льва большая грива».…. у них низкий, грубый, как бы давящий лай, более походящий на рык льва – является отличительной чертой породы, который проявляется совсем в раннем возрасте. Повадки кошки вперемешку с величественностью и гордостью льва делает характер Чау неповторимым и запоминающимся. Вот, вроде, кажется, он играет с большим интересом с игрушкой и другими собаками, но может в одну минуту резко отказаться от игрушки и быть «царем зверей», величественно, не обращая внимания проходить мимо заигравшихся собак, и как бы свысока издали наблюдать за ними.

Чау-Инопланетянин.

Может быть, Вы замечали, что во время прогулки, Чау может резко остановиться и смотреть в никуда довольно длительное время, не реагируя на раздражители, а потом, отходя от этого места постоянно оборачиваться, как будто проверяя, не идет ли кто-нибудь за ними, в это время мне особенно становится жутко. Ночью, когда я просыпаюсь и вижу, что он не спит, а сидит и смотрит в темноту, как будто охраняя меня и мой сон от потусторонних сил. Иногда Чау сознанием может улететь далеко-далеко, куда-то за пределы вселенной, связывается с потусторонним миром и общается только мыслями с неведанными мне существами, он не реагирует на раздражители и стоит, не шевелясь, а потом в одну секунду резко оживает, как будто возвращается на Землю, и подбегает ко мне или идет дальше по своим делам.

Чау-Спутник. Чау-Мыслитель.

Чау – это великолепный спутник того, кто любит спокойствие. Ведь не зря эту собаку называют собакой мыслителей. За крепкие нервы и хладнокровное поведение данную породу любили писатели, психологи, художники, великие деятели (чуть ниже я привела несколько статей об известных личностях, которые держали Чау-Чау).

Они очень уверены в своих силах со щенячьего возраста, совсем не чувствуют страха, у них низкий порог чувствительности, они гипнотизируют взглядом и уверенно идут вперед. У Чау очень острая интуицией, которая никогда не ошибается, они легко различают врагов среди друзей, а своим внушительным видом, гордого медведя-льва заставляют бояться без лишних усилий. Умеют внушать к себе уважение и доверие.

Чау – это….

… верный друг и равноправный партнер, который готов быть всегда и везде рядом, ведь с самого детства Чау себя ведут как взрослые собаки, они бесшумные и ненадоедливые, очень воспитанные и без слов понимают желания хозяина. Это друг, готовый на все ради своего любимого хозяина;

… личность, которую нужно уважать, не пытаться с помощью силы корректировать их поведение, или наоборот унижаться и пытаться им полностью угодить. Они этого не поймут и не оценят. Под внешним обликом величественного «Льва» на самом деле скрывается по-детски ранимая душа. Привязанность и любовь Чау может заслужить только добрый, терпеливый и сердечный человек.

Чау – это собака одного хозяина. Да, это верное утверждение, хотя они полюбят каждого члена из Вашей семьи, не требуя нечего взамен, будут очень терпеливы к ним, но их истинная любовь будет принадлежать только Вам, которую они со своей преданностью пронесут через всю свою маленькую жизнь, до последнего вздоха. В случае смерти хозяина Чау может замкнуться в себе и стать озлобленным на весь мир, опять же лишь любовь и терпение поможет им справиться с их горем.

Не надо добиваться любви Чау, нужно попытаться ее заработать, с помощью преданности, уважения, ласки и большой любви.

Чау долго будет к Вам присматриваться и изучать Ваше поведение, сравнивать Вас со всеми членами семьи, напоминаю, что они имеют очень тонкую интуицию и чувствуют «притворство», поэтому общайтесь с ними на равных с первых дней, не обращая внимания на их возраст. Слабого человека они будут защищать, но не любить. Не надо выполнять каждую их прихоть, но и с жестокостью не надо отказывать, найдите «золотую середину».

Рис.8 #чаучаумойвыбор

Вы никогда не сможете грубостью и жестокостью привязать к его к себе, таким поведением Вы только получите злого и замкнутого в себе Чау, который никогда не будет Вас уважать, а только боятся. Никогда не заступится за Вас в трудную минуту. Даже может получиться и такое, что он будет бросаться на всех, в том числе и на хозяина.

Слабый человек не получит в партнеры Чау, таким человеком Чау будут «вертеть по своему усмотрению» и не уважать.

В первом случае – Чау станет слабым и злым, во втором – наоборот возьмет главенство над человеком. Но все это не любовь и преданность.

Если Вы сможете заслужить любовь Чау и принять их со всеми их недостатками и достоинствами как равноправного члена семьи, то Вы станете самым счастливым человеком на Земле. Только такой Чау готов на ежедневные дрессировки и прощать своему хозяину долгие ожидания дома в одиночестве.

Это и есть их истинное «Я», которое не надо пытаться исправить, а надо просто понять и полюбить в ответ.

Но никогда! Запомните никогда – Чау не простит Вам слабости и слезы, ведь Чау в Вас будет видеть равноправного партнера, а рядом с ним не может быть слабый человек. Чау не простит Вам жестокости – ведь рядом и жестокого человека с собой он не захочет видеть.

Чау-Чау прекрасный охранник, отличный охотник, верный друг, преданный спутник по жизни, который будет жить Вашими интересами, смотря на Вас влюбленными глазами.

Очень много вопросов, на которые до сих пор нет ответов даже у историков и археологов. Поэтому, чтобы лучше их понять и сделать какие-либо выводы, нужно обратиться к истории и рассмотреть все мифы и легенды, а также исторические факты про существование Чау-Чау на планете Земля.

Мифы и Легенды о Чау-Чау

«В Китае с древних времен собака была весьма почитаемым животным. Будда даровал ей место в 12-летнем цикле китайского гороскопа – год Собаки. И якобы от собаки произошли многие другие звери. Такой вывод делается на основе изучения китайских иероглифов. Дело в том, что смысловые иероглифические знаки-ключи и, означающие "собака", встречаются в иероглифе "волк", что как-то еще можно объяснить, но также в иероглифах – "свинья", "обезьяна", "кот", "лев", "лиса" и т. п.

У народности Мяо, живущей на территориях южного и юго-западного Китая, до сих пор существуют обряды почитания своего прародителя – собаки Паньху. В его честь на празднества женщины надевают головные уборы, похожие на уши собаки, а мужчины сооружают на поясе повязки в виде свисающих сзади хвостов. Считается, что и зерна риса им впервые в своей шерсти принесла собака.»1

Давайте рассмотрим мифа и легенды, которые дошли до наших дней:

1. В Китае существует легенда «о собаке, лизнувшей кусочек неба, при создании мира»:

«Когда мир только создавался и звезды занимали свои места на небосклоне, одному псу было позволено лизнуть краешек неба, упавший на землю. Этот пес был первым Чау-Чау, и с тех пор язык у него стал синим. И у всех его потомков тоже был синий язык».2

Или такая интерпретация:

«В древние времена Бог заселил сначала землю. Потом занимался расстановкой звезд на небе. Его кусочек отломался и упал вниз. В ужасе разбежались все животные. Только пес Чау-Чау подошел к осколку неба, обнюхал его и осторожно лизнул языком. С тех пор язык у него синего цвета3».

Благодаря этим красивым легендам Чау-Чау и сегодня иногда называют «собакой, лизнувшей небо». Ведь как известно «Звездное небо – это сила Знаний», отсюда и такое поведение Чау, ведь иногда мы замечаем, что они намного рассудительнее людей и могут предугадывать последствия.

2. Миф: Также в Китае верили, что предком Чау-Чау был медведь. Ведь и своим необычным внешним видом, и характером собака действительно напоминает мишку из детской книжки (что совсем не мешает ей быть великолепным охотником и сторожем). Между прочим, у полярного медведя язык тоже синий…

3. Чау-Чау попали в Китай с набегами Татар или Монголов, а предки их приехали когда-то из-за полярного круга. Древняя Китайская легенда, повествуя о вторжении кочевых племен в Северный Китай примерно во втором веке до нашей эры, говорит о том, что кочевники «привели с собой множество огромных, похожих на львов, собак с черными языками. Каждая такая собака подчинялась воину, который добивал врага, сбитого с ног огромной собакой». Историки упоминают о древних Чау-Чау как об исключительных животных, называя их «ман-ку», что означает «собака диких кочевников»4.

4. По корейской легенде Чау-Чау – это маленький корейский мишка, который в своё время объелся ежевики. Потом он мутировал в собаку, а язык так и остался синим5 (и натура осталась по-медвежьи самостоятельной и необычайная походка).

5. Есть еще одна версия: «В период миоцена (между 28 до 12 миллионов лет назад), существовали Cynodesmus  – прародители всех собак, и Daphoneus – прародители медведей, а затем появился Simocyon – животное, которое было размером от лисы до маленького медведя. Simocyon обитали в субарктических регионах Сибири и на северо-западе Монголии, как известно, у них было  44 зуба. Чау-чау имеют характерный синий язык, такой же как и у  маленьких медведей Тибета и Маньчжурии, объемный черепа, короткую морду и квадратный формат тела, кроме того, в то время как большинства собак с клыками имеют 42 зуба, Чау-чау  часто имеют 44 зуба, как медведи, хотя обычно теряют дополнительную пару зубов, когда они становятся взрослыми.»6

Рис.31 #чаучаумойвыбор

Нашествие Монголов/Татар на Китай как раз и было около 2000–3000 лет назад, эта версия, которая хоть как-то объясняет происхождение собак-волков или собак-медведей. Интересно, что порода может иметь и вовсе не китайское происхождение. Есть мнение, что их далекой родиной была Монголия, а то и территории современной Сибири. Воздух за полярным кругом отличается малым содержанием кислорода, а потому фиолетовые и синие языки могут быть свидетельством того, что им пришлось адаптироваться к таким условиям выживания. В пользу данной теории говорит тот факт, что у белых полярных медведей языки тоже фиолетового цвета. Если версия прихода Чау-Чау в Китай с набегами верна, то она может подсказать нам искомый ответ. Ведь есть и такая версия: что прародителем Чау-Чау был вымерший полярный волк.

Очень много гипотез, вариантов, исторических справок о появлении Чау-Чау в Поднебесной, настолько давно и как это произошло. Но, увы, доказательств, всем нашим версиям обнаружить до сих пор пока не удавалось никому, и «собака, лизнувшая небо» остается загадкой для историков и кинологов всего мира. До сих пор не выяснено, был ли родиной Чау-Чау Китай или эта собака попала в Китай из Тибета и Маньчжурии, или Сибири. Некоторые историки полагают, что эти собаки жили там три тысячи лет назад. Другие утверждают, что порода появилась гораздо позже, кто-то утверждает, что Чау появились в результате скрещивания самоеда и тибетского мастиффа, северных ездовых собак….

Я больше склоняюсь к версии происхождения Чау-Чау от помеси медведя и полярного волка, который по тем или иным причинам мог появиться в Китае и получил свое название как китайский волк, но это всего лишь мои догадки из тех материалов, что я нашла, в общем доступе.

Появление этой породы до сих пор остается тайной. Поэтому мы рассмотрим исторические сводки, археологические находки и сохранившиеся записи в писаниях. А дальше каждый для себя сделает логическое заключение по ответу на вопрос «О том, кто такие Чау-Чау и как они появились в Китае».

Исторические сводки, Археологические раскопки

Итак, почему мы именно ищем корни Чау и все упоминания об их существовании именно в Китае? По многим источникам утверждается, что китайцы первые одомашнили волка более 15 тысяч лет назад по нескольким причинам: это и охранник, это и охотник и так же мясо, как не прискорбно и не хотелось бы затрагивать эту тему, но придется.

Чау-Чау делятся на два вида в Китае: чистокровные Чау-Чау и полукровные (Чау-парии). Чистокровных – в основном держали раньше при дворе у императора и в монастырях, считалось, что Чау посланец Бога и должен хранить жилище. Полукровные – получались от скрещивания одного чистокровного Чау с беспородными собаками. Были и специальные фермы (для выращивания таких собак в качестве пушного зверя и деликатеса, ведь у Чау «черное мясо»), такие Чау более похожие на шпицев и имеют пятнистый язык.

Китай на самом деле является родиной многих пород, о которых мы знаем, и которые популярны по всему миру, но также есть и породы в Китае, о которых мы не знаем, и которые не покидают границы государства до сих пор. Китайские породы собак очень популярны и пользуются большим спросом у кинологов со всего мира, по многим причинам, одна из которых возраст породы.

Чау-Чау или просто Чау – это тоже древняя порода собак возрастом более 7000 лет. Ее называют еще «пушистая собака-лев» или ТанЦюань. Известна эта порода со времен империи династии Тан (618–907).

Родом Чау-Чау из Северного Китая, Монголии, Синьцзян, Тибет или даже с территории современной Сибири. Отсюда и такая густая шерсть. Она совсем не лишняя в тех суровых краях.

В разные времена Чау-Чау разводили с разным предназначением: это было и для охоты, и для мяса, и в качестве ездовых собак, и для выпаса скота, и для охраны монастырей, есть даже и в исторических сводках упоминания о «собаке-льве», которые были у каждого война при вторжении монгольских войск Сибирь, Китай и даже в Европу примерно в 13 веке. Такие «собаки-львы» нападали на врага одним прыжком, сбивая с ног, а далее войн добивал противника. Весть о силе таких «собак-львов» передается приданиями, ведь как мы знаем, львов в Китае не было, и они только по описанию могли себе представить их, а при появлении воинов с собаками, стали ассоциировать львов с Чау-Чау.

Итак, мы обращаемся к официальным данным:

«Были исследованы ДНК 85 пород собак, подавляющее большинство которых зарегистрированы Американским Кеннел-клубом (AmericanKennelClub – AKC) – в среднем примерно по пять представителей от каждой породы. На основе анализа ДНК по генетическим маркерам (микросателлиты и однонуклеотидный полиморфизм) породы были разделены на 4 кластера, древнейшим из которых является № 1, в который вошла порода Чау-Чау.»7

Проведенный учеными анализ ДНК подтверждает принадлежность Чау к древнейшей породе. ДНК, которое осталось неизменным и первородным, и ведет свою родословную непосредственно от волка, такая порода не является искусственно выведенной. Анализы проводились по митохондриральной ДНК, этот генетический материал передается только от матери и по ней можно установить возраст породы.

«Демографический анализ показал, что Чау-Чау произошли от китайской аборигенной собаки (китайского волка) около 8300 лет назад. Генетическая миграция между Чау-Чау и другими популяциями собак была низкой. Два класса генов, отвечающие за работу пищеварительного тракта и работу сердца, показывают убедительные доказательство целенаправленного отбора в породе Чау-Чау»8.

Так как ДНК Чау-Чау практически не изменилось за прошедшие века, предлагаю рассмотреть сначала историю возникновения Китайского Волка.

Ниже представлена информация, которую я нашла на просторах интернета, совершенно с разных сайтов и с разных исторических пабликах, попыталась сгруппировать в хронологическом порядке и максимально понятно описать становление породы Чау-Чау. Поэтому статьи разных авторов идут не в полном объеме, а согласно хронологии событий, в точном порядке:

«П. Саволайнен и его коллеги, исследовав расстояния средних секвенций для предковых гаплотипов, пришли к заключению, что собаки произошли в Южном Китае 16.300–5.400 лет назад, по меньшей мере, от 51 волчицы. Также они отмечают, что место и время примерно совпадают с зарождением рисового земледелия, что наводит на предположения о том, что первые собаки появились в Китае в поселениях охотников-собирателей или ранних земледельцев, а их происхождение от многих прародителей указывает на то, что приручение волков было важной чертой культуры.

В настоящее время в Центральном Китае, Маньчжурии, Тибете, на юго-западе России, а также на территории Индии, Непала и Бутана в районе Гималаев обитает китайский или иначе тибетский волк (Canislupuschanco), который является подвидом волка обыкновенного или иначе волка серого (Canislupus).

Китайский волк внешне напоминает европейского волка. Однако китайский немного крупнее, имеет более короткие конечности, короткую светло-бурую шерсть на ушах, боках и внешней стороне конечностей. Основное отличие черепа китайского волка от черепа европейского волка состоит в том, что верхняя часть его нижней челюсти повернута назад так же, как и у собаки.

В 1977 г. была опубликована статья Стэнли Дж. Ольсена и Джона В. Ольсена «Китайский волк – предок собак Нового Света», где содержится описание ископаемых останков волка, найденных в пещере Чжоукоудянь, в 42 км от Пекина. В этой же пещере были обнаружены ископаемые останки синантропов («пекинский человек»), которые жили примерно 680–780 тыс. лет назад. Однако не было установлено, жили ли синантропы и волки в данной пещере в одно и то же время.

Волк, останки которого были найдены рядом с останками синантропа, несколько отличался от современного волка, обитающего в данном регионе, меньшим размером, более узкой мордой и слабо развитым сагиттальным гребнем. А при одомашнивании псовых – как пишут С. Дж. и Дж. В. Ольсены – на начальном этапе у них сразу же сокращается длина морды – рострума, и уменьшается размер зубов. Вывод С. Дж. и Дж. В. Ольсенов получил подтверждение в наше время.»9

«Известно, что у всех собак языки являются розовыми, и лишь Чау-Чау может удивить нас синим языком. Почему так произошло и не стало ли это следствием какой-то особенно эволюции или селекции – этот вопрос волнует экспертов, исследователей, кинологов. Существует теория, что Чау-Чау не что иное как помесь между собакой и медведем небольшого размера.

На эту мысль наводят внешние данные пса, в частности, густая высокая шерсть. Медвежьи языки черные, тогда как у некоторых волков, обитавших на северных широтах, они синего цвета. На сегодняшний день порода считается полностью исчезнувшей, но они могли быть прародителями нынешних Чау-Чау.»10

«Существует версия, что период миоцена (между 28 до 12 миллионов лет назад), существовали Cynodesmus – прародители всех собак, и Daphoneus – прародители медведей, а затем появился Simocyon – животное, которое было размером от лисы до маленького медведя.

Simocyon обитали в субарктических регионах Сибири и на северо-западе Монголии, как известно, у них было 44 зуба. Чау-Чау имеют характерный синий язык, такой же как и у маленьких медведей Тибета и Маньчжурии, объемный черепа, короткую морду и квадратный формат тела, кроме того, в то время как большинства собак с клыками имеют 42 зуба, Чау-Чау часто имеют 44 зуба, как медведи, хотя обычно теряют дополнительную пару зубов, когда они становятся взрослыми.

Некоторые ученые утверждают, что Чау-Чау является предком самоеда, норвежской элкхунда, шпица и кеесхонда»11.

«На территории Китая находится один из центров зарождения человеческой цивилизации. Археологи обнаружили здесь материальные следы нескольких региональных неолитических культур 7,5–2 тысячелетий до н. э. Древнейшим постоянным поселением человека на территории Китая является поселение Пэнтоушань, расположенное на северо-западном берегу озера Дунтин в заливном бассейне реки Янцзы, которое возникло не позднее 7.500 г. до н. э.

Древнейшие же ископаемые останки собаки, обнаруженные в Китае, относятся к так называемой культуре Хемуду, которая располагалась в 22 км к югу от залива Ханчжоу Восточно-Китайского моря, в которое впадает Янцзы, и датируются 5–4 тысячелетиями до н. э. Эти останки принадлежали 6 собакам, имевшим морфологические особенности, характерные для собак: укороченную морду, небольшой размер и частое расположение зубов.»12

При раскопках могильников археологи находили Чау вместе с их владельцами, о чем говорят научные работы археологов, а на изображениях Чау были всегда в шлейках, хотя другие охотничьи собаки изображались в ошейниках.

Первые упоминания о породе Чау-Чау были еще при китайском императоре ЦиньШихаундт (259-210 гг. до н.э.), хотя он и уничтожил китайскую литературу и все сведенья о предках и выведения породы Чау-Чау, но на глиняных фигурках династии Хань (206-220 гг. до н.э.) археологи точно определяют именно эту породу (самой древней находкой считается китайский барельеф 150 года до н. э., где изображена охотничья собака, внешне схожая с Чау-Чау; найдено огромное количество глиняных статуэток собак эпохи династии Хань, которые по строению напоминают нам Чау-Чау). Более того, изображения этой породы встречаются и в древних, времен Гуанси-Чжуанг, доисторических наскальных цветочных фресках (раскопки фресок так называемого весенне-осеннего периода). А два вождя того времени Цзюн и Ти описывали своих собак как «тяжелого строения с грубой стоячей шерстью, абсолютно прямыми ногами и голубыми языками». Еще есть и такое описание: «гигантских, с черными языками и внешностью льва».

В мавзолее Янлин – единственной более-менее раскопанной гробнице династии Хань около современного Сианя в Китае, где был похоронен император Цзин-ди (годы правления 156 – 141 до н.э.) вместе со своей женой императрицей Ван, найдены огромные отары овец, табуны лошадей, собаки, удивительно похожие на современных Чау-Чау, которые были выстроены стройными рядами (как и все собаки древних пород, Чау-Чау помогали пасти домашних животных).

«Ханьские погребальные статуэтки имели в истории Китая исключительное значение, они отразили философские и эстетические предпочтения жителей Китая в древности, правильно их называть по-китайски чао-чао, что в переводе значит «все видит». В статье описываются характерные особенности этих статуэток, выявляется их стремление к простоте и безыскусности в художественном стиле их выразительность и размах, их наивность, гармоничность и естественность обладают сильной жизнестойкостью.»13

«Первым государственным образованием бронзового века на территории Китая является государство Шан-Инь, или иначе Шан (1600—1046 года до н. э.), располагавшееся в среднем течении реки Хуанхэ на территории современного Аньяна. К периоду существования государства Шан-Инь относится могила Фу Хао, жены местного царя, которая является древнейшим известным императорским захоронением, обнаруженным на территории Китая и датируется 1200 г. до н.э. Вместе с Фу Хао было погребено 16 человек, в том числе женщин и детей, около 2.000 различных предметов и более 6.000 раковин каури, использовавшихся в то время в качестве денег. В углублениях на полу могилы Фу Хао были обнаружены останки шести собак, расположенных под останками жены правителя.

Как отмечает М. Е. Кузнецова-Фетисова (МГУ им. М. В. Ломоносова), «сопогребение собак, в частности то, что один костяк практически всегда находился в срединной яме, защищая спину погребенного от возможных неблагоприятных влияний из подземных областей, говорит … о большой роли этих животных в охране жизни населения Древнего Китая». Далее она пишет: «организация пространства могилы в какой-то степени брала за образец нормы жилищного строительства, со входом на юге и собакой у дверей».

Согласно Бруно Шиндлеру, использование собак в качестве жертвенных животных в Китае восходит к примитивным культам Бога Плодородия с головой собаки, поклонение которому впоследствии трансформировалось в поклонение Богу Шань Ди, почитавшегося как создатель мира и считался персонификацией неба. Систематические раскопки захоронений эпохи династии Шан в районе вокруг Аньяна, проводимые начиная с 1928 г., показали, что в ту эпоху принесение в жертву животных и людей было очень распространенным явлением. К тому же не было почти ни одного здания, которое бы не было освящено жертвоприношением собак, а также ни одной могилы без жертвенных собак.

Только при раскопках Сяотуня были обнаружены кости принесенных в жертву 825 людей, 15 лошадей, 10 быков, 18 овец и 35 собак. Собак обычно хоронили завернутыми в красные коврики или в лакированном гробу. Часто на шее у них были колокольчики, называемые «линь». Этот факт показывает, что в древнекитайском обществе собакам, как и лошадям, придавалось большое значение. До наших дней сохранилась даже китайская поговорка: «служить как собака/лошадь». На гадальных костях периода династии Шан содержатся вопросы относительно местонахождения потерявшихся собак. А в период династии Чжоу (1045 г. до н. э. – 256 г.) существовал ритуал жертвоприношения собаки, чтобы умилостивить четыре ветра. Сохранилось описание и другого ритуала, согласно которому, чтобы отогнать зло, император должен был колесами колесницы раздавить собаку.

Даже существовал специальный чиновник, в обязанности которого входило поставлять для этого ритуала одноцветно окрашенных собак без пороков. Согласно древней китайской легенде, затмения солнца случались, потому что его на небе грызли собаки. Поэтому, чтобы прогнать собак и спасти светило, били в барабаны и гонги. К так называемому периоду Сражающихся государств (V в. до н. э. – 221 г. до н. э.) относится гробница Маркиза И, который умер примерно в 433 г. до н. э. и был правителем маленького царства Цзэн в бассейне реки Янцзы. В одной из погребальных камер в гробнице Маркиза И был обнаружен двойной лакированный гроб самого Маркиза И, захоронения восьми молодых женщин, видимо его жен, а также только одной собаки в отдельном гробу.

В конце V в. до н. э. вместо собак начали приносить в жертву их фигурки, сплетенные из соломы. Впоследствии в могилы помещали глиняные фигурки собак. При раскопках было обнаружено большое количество таких фигурок (эпоха Хань и позднее). У многих фигурок серповидные хвосты, как у собак современных японских пород шибаину и акитаину. Однако если практика жертвоприношения людей в погребальных обрядах прекратилась с периода воцарения династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э.) и распространением конфуцианства, а вместо людей в захоронения императоров помещали скульптурные изображения слуг и стражи, практика захоронения настоящих собак не канула в лету. В мавзолее умершего в 113 г. до н. э. принца Лю Шэна, сына императора Цзин-ди из династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), было захоронено 11 охотничьих собак.

В ритуальном тексте эпохи династии Чжоу, который известен как Чжоу Ли, упомянуты собаки трех категорий: «тьянкуан» или сторожевые собаки, «фейкуан» или лающие собаки и «ши-куан» или съедобные собаки. Считалось, что за исключением печени, все остальные части собаки являлись съедобными. На пиршествах феодалов и высшей знати блюдо, приготовленное из риса на бульоне из собачьего мяса, считалось деликатесом. Если же мясо собак использовалось в ритуальных целях, то оно предварительно мариновалось в уксусе и перце. Вместе с тем, с древнейших времен в Китае собаки использовались в охоте, что нашло отражение в написании многих китайских слов, связанных с охотой, корень которых составляет иероглиф, обозначающий собаку.

В период правления династии Шан существовали «управляющие по собакам», которые участвовали в охоте, проводимой на определенной территории вне императорского владения.

В период Сражающихся государств (V в. до н. э. – 221 г. до н. э.), лучшие охотничьи собаки разводились в царствах Хань. Есть упоминание о том, что в царстве Хань в этот период существовал специальный «инспектор псарен», который следил за выращиванием, питанием и дрессировкой охотничьих собак для императорского двора. В одном из захоронений раннего периода существования царства Хань были обнаружены плитки с графическим изображением крупных собак в ошейниках, стоящих перед стаей отлетающих гусей и убегающих оленей в характерной стойке, указывая на дичь.

Кроме собак вышеуказанных трех категорий в древнем Китае существовали и гончие собаки. Так, в труде Сыма Цяня (145 г. до н.э. – 90 г. до н.э.), получившем название «Ши цзи» или «Исторические записки», рассказывается о том, что в столице царства Ци (309-301 гг.. до н.э.), богатом и развитом городе Линьцзы, жители любили смотреть на петушиные бои и собачьи бега и играть в шахматы и футбол. В Китае и особенно на Тибете, собаки считались императорскими животными. Этот статус они получили не позднее, чем со времени правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), когда в Китае начал распространяться буддизм. Буддистские монахи приезжали в Китай из Индии. Именно они рассказывали истории о том, что в Индии каменные львы охраняют входы в буддистские храмы и монастыри, а также во дворцы индийских правителей.

Свидетельств того, что в Китае когда-либо водились львы, не сохранилось. В Индии же, откуда прибывали монахи, в то время были широко распространены азиатские львы. В буддизме лев считается священным животным, сопровождавшим и защищавшим Будду. В Китае мастера, которые никогда не видели львов, изображали их по подобию местных собак. Такие парные скульптурные изображения мистических львов, охраняющих снаружи входы в храмы в Китае, стали называться львами Фо (от слова «Фо», означающего «Будда» на китайском). А позже и самих Чау-Чау стали использовать в качестве храмовой собаки-охранника в буддийских монастырях. Именно они стали одним из прототипов собак Фо (собак Фу). Так что совсем не львы, призваны по фэн-шуй охранять вход в дом. В даосской практике символического освоения пространства, которая называется Фэн-шуй, мифические львы-стражи известны как «львы Фу». Слово «Фу» в китайском означает «счастье». Позже в Китае появились породы собак, которых стали называть собаками Фу – «собаками счастья». К ним относятся: Чау-Чау, пекинес, ши-цу, шар-пей, паг и др.»14

Согласно древним китайским историческим записям, эта собака была распространена к югу от 5 хребтов, в провинциях Гуандун и Гуанси (современный Хэнань Хеби). Каждую весну и осень, ее платили в качестве дани императорам династии Шань. В период враждующих государств Чау-Чау была одна из двух популярных охотничьих пород. Во времена династии Тан (7 век н. э.) при дворе служили 100 000 охотников и 2500 собак Чау-Чау.

«Истинные же представители этой породы, отличающиеся своими выдающимися охотничьими качествами, действительно ценились высокопоставленными китайцами, так как являлись зеркалом их социального и политического положения и благополучия. Выискивая и идя без устали по следу тигра или медведя, смело нападая на них и вцепляясь мертвой хваткой в противника своими мощными сильными челюстями, Чау был воистину великолепным охотником на крупную дичь. Благодаря неимоверной ловкости, позволяющей ему мгновенно разворачиваться на месте на своих прямых конечностях, Чау стал незаменимым спутником и помощником охотников, добывающих оленей в густых зарослях. Принеся кому-либо в подарок столь ценное животное, можно было наверняка ожидать в будущем ответной услуги.»15

Учитывая охотничьи таланты Чау, один из императоров династии Тан (618–907 гг. н. э.) император Лин завел в провинции Юнань огромный питомник (25000 пар "гончих" Чау-Чау), наняв десять тысяч егерей для ухода за пятью с лишним тысячами собак с синими языками, разводил Чау. Они были членами императорского двора, их кормили наилучшим рисом и мясом, спали они на богатых коврах, окруженные армией прислуги, и даже были награждены высокими наградами и украшениями, например, такими, как орден Кай Фу. Эти Чау использовались для двух целей: они охраняли дворец и украшали его, потому что выглядели очень красивыми и величественными.

Северный парк для охоты, этого императора династии Тан, был по площади размером с Англию.

Кроме того, Чау без труда работал в упряжке и обладал пастушьим инстинктом. Как охранник и сторож, бесстрашный Чау не знал себе равных. Громко, облаивая добычу на охоте, он молча нападал на посторонних, вторгшихся на его территорию. В темноте его иссиня-черные язык и пасть были почти незаметны. Схватив жертву, он уже не выпускал ее. Хотя, Чау предназначались в первую очередь для охоты на крупную дичь, их с успехом использовали и на перепелов. На барельефе периода Хань (150 г до н. э.) изображены 8 охотников, которые несут сети на плечах в сопровождении 8 собак. Сети и собаки предназначены для охоты на перепелов и куропаток. В Книге обрядов (7 век нашей эры) «иностранный Чау» был классифицирован как охотничья собака, используемая для охоты на волков и леопардов.

«В то время как древние люди в разных концах земли еще только частично одомашнивали шакала, китайцы фактически уже вели племенные книги, оставляя документальные свидетельства о разведении собак. Основными питомниками Чау-Чау были буддийские монастыри, активно практиковавшие обмен производителями. Когда в период японской оккупации Северного Китая доктору Абсхагену разрешили посетить ламаистский монастырь, он обнаружил, что монахи в нем скрупулезно описывали вязки своих собак, начиная с XIII века, о чем и написал в своем эссе "Голубые Чау Монголии". В этом монастыре сохранилось оригинальное поголовье небесно-голубых Чау с устоявшимся типом, представителей которого монахи изредка гибридизировали с другими своими собаками этой породы. По свидетельству Абсхагена, его крайне вовремя предупредили об особенностях темперамента Чау и, когда его вместе с армейским майором внезапно обступила ощерившаяся стая собак, он уже был вооружен довольно-таки крепкой палкой.»16

В различные периоды своего существования породу Чау-Чау называли по-разному: собака варваров, собака – династии Тан, собака-лев, татарская собака и даже тибетский мастифф (хотя это для меня больше всего странно).

«Марс Зибер в своей книге "Бег ТиэеНипё" утверждает, что в 1121 году до н. э. император У-ван вывел няо – Чауподобную охотничью породу тибетских собак до 122 см в холке. В своей работе "Керамика эпохи династии Хань" Лауфер пишет, что тибетский мастифф с его массивным черепом и крепким, компактным сложением подобен Чау.

В книге "Собаки: их история и эволюция" Эдвард К. Эш рассказывает об изображении собаки, найденной в гробнице Хуфу (Хеопса), египетского фараона IV династии (XXVII век до н. э,, или 3600 г. до н. э.). Она была привязана у его трона и напоминала шпица или Чау.

С течением времени китайцам удалось несколько охладить огненный темперамент Чау. Порода стала, в основном, домашней. В её «обязанности» входили охота, охрана домашнего имущества, скота и, увы, применение в качестве пищи для семьи.

Несмотря на мнение, что мясо Чау использовали в еде, а его шерсть (красивая густая и теплая) – была ходовым товаром, речь шла о помесях с Чау, а не о самих этих собаках. Поскольку характерный для Чау-Чау иссиня-черный язык нередко передавался во время кровосмешения метисам, их зачастую принимали за чистопородных собак и пускали в еду. Архидиакон Грей писал о высоко ценившемся нежном черном мясе молодых собак, особенно передних конечностей и лап.» 17

И хотя официальная продажа и закупка собачьего мяса в Китае запрещена с 1915 года, этот запрет не всегда выполняется.

Первые сведения о Чау-Чау в Европе получили от знаменитого путешественника Марко Поло (1275–1292), который в своей "Книге" описал "собаку-льва", но так и не смог привезти её с собой в Европу, хотя пытался. После Марко Поло Чау-Чау была забыта в Европе вплоть до 1785 года, когда её вновь "открыл" английский естествоиспытатель Гильберт Уайт.

«В "Книге о собаке" Крокстона Смита упоминается пятьдесят четвертое письмо, написанное в 1780 году натуралистом Гилбертом Уайтом. В нем говорилось: "…мой ближайший сосед, юный джентльмен, служащий Ост-Индской компании, привез домой из Кантона пару собак (кобеля и суку) китайской породы, которых в этой стране специально откармливают для еды. Размером они были со среднего спаниеля, бледно-желтого окраса, с жесткой, колючей на ощупь (щетинистой) шерстью на спине, остроконечными стоячими ушами и заостренной мордой с лисьеподобным выражением. Их задние конечности были необычайно прямыми, без намека на углы в коленном и голеностопном суставах, из-за чего собаки двигались крайне неуклюже… а маленькие глаза, как кайма губ и слизистая полости рта с поразительно синим языком, – угольно-черными". Но потомства эта пара не дала.»18

«В 1820 году в газете сообщалось о восточной собаке, импортированной из Китая, которая имела толстую красную шкуру и сине-черный язык, это привлекло всеобщее внимание. Чау-Чау были размещены в зоопарке как «дикие собаки Китая».»19

«Живые Чау-Чау появились в Европе только в 1830-х годах в Англии как трофеи после Опиумных войн и подверглись там селекции в сторону увеличения львиноподобности, чем и объясняется серьёзная разница во внешности между древними и современными Чау-Чау.

Преподносившиеся в подарок гостившим на Востоке аристократам и купцам Чау оказывались в корабельных трюмах вместе с прочим товаром. Вместо подробного описания в судовых грузовых ведомостях, восточные безделушки и разнообразные пряности проходили под общим наименованием – "Чау-Чау". Так, за собаками, попавшими таким образом в Англию, стойко закрепилось это название. »20

Есть записи, согласно которым в 1865 году королева Виктория получила в подарок щенка Чау-Чау. Она была очарована подаренным ей пушистым щенком, до такой степени, что везде его с собой носила на руках. Знаменитый английский плюшевый медведь Тедди, был смоделирован с этого щенка друзьями королевы Виктории, чтобы облегчить ее ношу, сейчас же эта игрушка популярна во всем мире. В некоторых источниках говорится, что это фрейлины королевы, опасаясь за здоровье щенка, заказали у портного сшить игрушку, напоминавшую королеве ее любимого Чау-Чау, так как королева Виктория постоянно гладила, обнимала и носила с собой щенка. Королева Виктория даже не отдала его в королевский питомник, а оставила его жить в своих покоях. Это была единственная собака из огромного питомника, которая жила в покоях Королевы. По другим данным у королевы Виктории было два щенка породы Чау-Чау.

Кстати, многие породы обязаны своей популярности именно королеве Виктории. Многие собаки были представлены на выставках, а также получили стандарты описания по породе именно из ее питомника.

Все действующие стандарты породы мы рассмотрим чуть позже.

Продолжение книги