Откуда есть пошла Русская земля 2.0. От мезолита до Рюрика бесплатное чтение

Вступление. Откуда есть пошла данная работа.
«Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет…»
(Повесть Временных Лет).
«Прошлое в России всегда непредсказуемо» – эта ироничная фраза может служить лейтмотивом учебников истории СССР-России последнего столетия. Зависимость исторических концепций от пристрастий и вкусов очередного «лидера нации» привела, в том числе, к неизбежному раздраю и в современном воззрении на события не только советского (и постсоветского) периода, но и на более отдаленные времена. Так, несмотря на разгул государственного патриотизма, носящего порой истерический характер, в исторической науке все еще процветает «норманизм» с его концепцией занесения извне в 9 веке германо-норманами на нашу землю не только государственности, но и всех начальных устоев, законов, обычаев и установлений (даже в быту), да что там – самого имени Русь и самой нашей этнической самоидентичности – русские!
Толчком к настоящей работе послужила одна из передач «Маяка» на историческую тему, вышедшая в эфир еще весной 2016 года (к сожалению, более точной даты автор тогда записать не удосужился – программа называлась «Кафедра»), в которой из уст приглашенного эксперта – доктора наук и профессора Высшей школы экономики (фамилия его также не запомнилась – увы!) – прозвучал поразивший тогда автора тезис о невозможности существования в принципе докириллической письменности на Руси. Передача была посвящена историческим подделкам и фальшивкам и, в частности, обсуждался небезызвестный эпизод со знакомством св. Кирилла (в миру Константина) в бытность его в Крыму с некими «русскими письменами», которыми уже к тому времени был начертан христианский псалтырь. Докладчик в качестве одного из своих аргументов – в опровержение подобного явления – утверждал, что в 860 году (при посещении Кириллом крымского Херсонеса) не могло существовать в принципе ничего «русского», так как сами термины «Русь, русы, русские» появились только с призванием на Русь (а ведь без «Руси» никак не обойдешься) варягов во главе с Рюриком; что русь – это название скандинавского племени норманнов, правивших на Руси с 862 года.
Отсюда в его рассуждениях следовал как бы логический вывод: раз варяги-русь в указанном году достигли только Новгорода (вернее, земли словен и кривичей – авт.), еще не добравшись до Крыма, то и «русские письмена» там не могли быть в принципе. И, кстати, согласно верованиям норманистов Кирилл в Херсонесе столкнулся не с русскими, а с некими «сурскими» письменами (подмена «сурские» на «русские» произошла, якобы, в течение нескольких последующих переписок монахами изначального документа) какой-то еврейской секты, бытовавшей в то время в Херсонесе. Сурский – он же сирийский, он же вариант арамейского языка – вообще-то даже не индоевропейский, он относится к группе семито-хамитских языков и его алфавит является дальним, очень дальним родственником греческому через общую первооснову – финикийские письменные знаки конца II-го тыс. лет до н.э. [1]. В этой же работе автор доказывает, что Константин работал в Крыму с христианскими текстами на готском языке. Выдающийся филолог и ученый Средневековья, будущий автор славянской грамоты – Кирилл – разбирается в неизвестных ему доселе письменах, отделяя, между прочим, гласные от согласных (а это принципиально важно), и, в общении с неким местным носителем то ли русского, то ли «сурского» языка, то ли вообще готского осваивает новый язык и впоследствии начинает составлять для него грамоту и алфавит на базе родного греческого [2]. Очень смахивает на сказку. Этот эпизод из жизни великого просветителя до сих пор остается загадкой. Славянофилы убеждены, что Кирилл обнаружил в нынешнем Севастополе какие-то древнерусские письмена [3], а вот норманисты-западники убеждены в готско-сирийско-хазарском происхождении «русских письмен» в Крыму той поры. Ну, а мы здесь упираемся в логический тупик и в пресловутый когнитивный диссонанс: письмена те не могли быть «русскими», так как русские к 860 году до Крыма еще не добрались, но и «сурскими» тоже – по невозможности на базе арамейского языка изобрести славянскую грамоту. Споры ученых идут 300 лет, консенсус не предвидится.
В следующей передаче радиостанции «Маяк» была раскрыта и тайна происхождения самого термина «Русь». Докладчик (тот же), правда, признавал, что его мнение не претендует на 100%-попадание, но оно – как ему видится – ближе всего ложится в общую канву. Так вот, в ВШЭ считают, что Русь – это от норманнского «roos – rootsi», что означает «гребец, гребцы» (так финны зовут шведов). Скандинавы-варяги, в основном, гребли на своих галерах, благодаря подобной привычке соседние финны так их и прозвали, а уже от финнов русские (без этого термина трудно обойтись) – ну, хорошо, не русские, а некие тамошние славяне – переняли данное прозвище уже для своих словарей. И это не анекдот, это – наука! Здесь надо признать, что эти ruotsy-rootsi не есть изобретение современных норманистов из Высшей (на минуточку!) школы экономики: этот след тянется едва ли не с 18 века, благодаря трудам современников Ломоносова Байера, Миллера и К. [3]. В понимании норманистов (а эта теория правит в исторической науке последние 300 лет), до появления Рюрика с братьями и дружиной в будущих Новгороде и Киеве Руси как таковой не существовало. Не было русских, русского, русичей, русов. Все это нам дали продвинутые германцы-норманы. До их появления по земле нашей бродили дикие неорганизованные стада дикарей в шкурах и с дубинами. «Гардарики» – или «страна городов» – наша Русь-матушка, на которую, раскрыв рот, на самом деле смотрели эти варяги, – получается не в счет?! Занавес!
Проходят века, а русские так и остаются с обрезанной историей, начавшейся только с княжения Рюрика «со товарищи» сначала в Новгороде, затем и в Киеве. Непонятно, сегодня-то зачем, чего ради проповедуется такая извращенная и усеченная трактовка нашей древней истории. Забегая вперед, скажем: пренебрегать, замалчивать позитивную роль варягов и их вождей в развитии и становлении ранней русской государственности не стоит. Призванному на княжение в Новгород Рюрику (если он только существовал в реальности – об этом в следующих главах – только скорее, не ему, а Олегу) – удалось в кратчайшие сроки объединить разрозненную конгломерацию родственных племен славяно-русов в единое целое, в единый кулак. Русь уже при Олеге к 911 году предстает перед соседями как огромное, сильное, могучее государство, считаться с которым приходилось и Византии, и хазарам, и Арабскому халифату и, объединенной Карлом Великим, Европе.
Что характерно для этнохронологического деления нашей древней истории, так это то, что в учебниках, археологических материалах, музейных стендах и древних рукописях именно Русью (хотя бы и Киевской) страна наша начинает именоваться во всех источниках только с правления Ярослава Мудрого (это первая половина 11 века), а вот до него – нет! Население, народ – некие славяне, а то и ранние древнеславянские племена (а также некоторые финно-угорские), но вот назвать их русскими язык не поворачивается. Хотя в известных договорах с греками Олега от 911 года и Игоря от 945 года русская сторона (а как иначе назвать?) заявляется так: «мы, от рода русскаго…» [4]. Но там речь идет о договаривающихся сторонах и о представителях страны, а вот называлась ли вся представляемая Олегово-Игоревыми дружинниками страна Русью, а её население русскими – большой вопрос!
Проблема, как говорится, «позвала в дорогу». Автор задался целью докопаться до истины, или, вернее, до истоков: что же такое русские (русы, россы) на самом деле, а для этого не мешало бы вначале определиться поточнее и с термином «славяне». Поиски наших исторических корней привели автора к еще более далеким временам, чем эпоха призвания варягов, к седой древности, минуя эпохи железа и бронзы – еще в каменный век, когда египетских пирамид не существовало даже в проекте, когда даже их еще некому было возводить. И оказалось, что именно оттуда, из глубины тысячелетий протянулась путеводная ниточка, позволившая (как надеется автор) размотать клубок загадок и тайн наших предков. Кто мы и откуда и как оказались именно на этой земле – вот основные вопросы, на которые мы попытаемся дать ответы в данном повествовании.
Опорой нам послужит анализ основных археологических культур Евразии, начиная еще с эпохи мезолита и вплоть до конца I-го тысячелетия уже Новой эры. Особый интерес представляют – даже, скорее являются своеобразным инструментом исследования – данные генетических анализов ДНК, как ископаемых останков носителей этих культур, так и современных обитателей рассматриваемых территорий.
Глава 1. Геном человека и миграции древних племен.
1.1. Некоторые аспекты молекулярной биологии применительно к задачам исторического исследования.
Здесь, в генетической биологии – устоявшегося названия новой науке ещё нет – весь смысл заложен в подсчете комбинаторики пар нуклеотидов в определенных участках ДНК – этого своеобразного шифра, генетического кода конкретного человека, а то и всей популяции, остающегося неизменным сотни поколений при его передаче от единого первопредка к потомкам. Неизменным, но… Иногда, примерно раз в тысячу лет этот код сбивается, природа ошибается при копировании на одну-две единицы повторяемости пар нуклеотидов, ибо не существует ничего идеального. Биологи–генетики научились «ловить» эти ошибки, определив при этом некую статистическую закономерность. Специалистам удалось создать методики подсчета: когда именно, сколько поколений назад произошел тот или иной сбой в программе копирования информации «от отца к сыну». Что особенно интересно, участок ДНК, на котором определяют эти закономерности (а это несколько тысяч генов из миллионов), больше никакой информации не передает. Эти гены не отвечают больше ни за что, они находятся как бы в резерве организма, про запас. А получается, будто изначально Кто-то заложил эту особенность шифровки специально, чтобы мы со временем научились владеть таким своеобразным хронометром. Тут уже и до Творца недалеко. Впрочем, широко распространенное сегодня определение родства по ДНК основано на том же принципе рутинного подсчета пар нуклеотидов в характерных участках хромосом [5].
Поистине революционные открытия и разработки генетиков и биологов, а именно расшифровка генома человека, позволили в последние два десятилетия обеспечить качественный скачок и в исторической науке. Появились возможности по отслеживанию путей древних миграций населения соответствующих эпох, что во многом способствует решению проблем этногенеза современных народов. Молекулярная биология с высокой степенью вероятности позволяет при условии достаточно большой выборки генетического материала и накопления статистических данных (а таковые уже сформированы) определять по специфическим участкам ДНК человека (в том числе ископаемых останков) его родственную и племенную принадлежность, точнее, родовую. В свою очередь, понимание этнического состава той или иной археологической культуры позволяет по-новому взглянуть на пути древних миграций и проблемы формирования, как древних, так и современных народов, племен и народностей. В своей работе мы будем опираться на данные и выводы профессора Клесова А.А. – основателя одного из направлений в молекулярной биологии, а именно ДНК-генеалогии – чьи работы (книги, статьи, лекции) в достаточно популярном виде представлены на сайте www.pereformat.ru. В свою очередь, Клесов основывает свои выводы и разработки по датировкам образцов на прорывных достижениях отечественной и мировой биологии последних двух-трех десятилетий, на накопленных базах данных по анализу ДНК ископаемых образцов и современного населения различных районов мира. Интересны (но не бесспорны) также его интерпретации полученных данных, к которым мы будем обращаться в дальнейшем.
Академическая историческая наука пока с трудом «переваривает» все нарастающий вал данных по генетическому составу той или иной группы людей, племен, народов, этносов. Медленно меняются воззрения и концепции, многие устоявшиеся постулаты приходится «бросать в топку» (вместе с диссертациями и монографиями), а это тяжело дается. Тем не менее, хотя бы медленно и скрипуче, но корабль исторической науки постепенно разворачивается в новое русло, в новое течение, порождаемое открытиями в биологии.
Вкратце дело вот в чем. Все современное человечество генетики разделили на 20 основных родов (по мужской Y-хромосоме как более информативной относительно женской митохондриальной Х-хромосомы), или же определили на сегодня всего два десятка первопредков всех живущих на планете Земля людей (включая пигмеев и папуасов). Как это ни парадоксально звучит, но все сегодняшнее человечество, все семь с половиной миллиардов человек обязаны своему происхождению только этим двадцати предкам, жившим не позднее 60 тысяч лет назад. Примерно в эти сроки на Земле произошла очередная глобальная катастрофа, положившая конец предыдущим поколениям людей, о которых мы почти ничего не знаем. Эти двадцать выживших, которые дали в итоге столь многочисленное и разнообразное в расовом отношении потомство, естественно, имели каких-то своих предков-прародителей, но кто они были и как выглядели – эта тайна пока от нас сокрыта. Бесчисленные количества человеческих линий пресекались (терминировались) по различным причинам за прошедшие тысячелетия, не оставляя потомков или сразу, в первом поколении, или уже в наше время, и только у двадцати ветвей общечеловеческого «древа» мы можем не только выделить прародителя, но и более-менее точно определить зону его происхождения.
Эти 20 родов ученые обозначили латинскими буквами от А до T. На схеме 1 показано современное представление о локализации изначальных родов человечества и путях их последующих миграций [6]. На схеме 2 отображена своеобразная лестница постепенного разделения родов, их основные субклады (основные ветви) – или же «филогенетическое древо». Этнические русские являются, в основном, потомками следующих родов, или гаплогрупп, как их называют генетики (в порядке убывания): R1a, N1а1, I2a, I1, R1b [7]. На схемах 3-7 (взяты на сайте www.hahlogroup.narod.ru/eur-hap.html) показаны так называемые гаплокарты, или же плотность распределения указанных родов в Европе (современное состояние). Здесь индексы и буквы после заглавной литеры означают последовательное разделение первородов на боковые, дочерние (вернее, сыновние) ветви. Приведём некое усредненное распределение русского населения Европейской России (мужской ее части) по отношению к древним гаплогруппам: доля потомков рода R1a составляет 47%, R1b – 6%, рода N1c1 – 20%, J2 – 3%, G2a3 – 4%, I1 – 5%, I2a – 10%, E1b1 – 5% [7]. Можно сказать, что в среднестатистическом русском присутствует замес из вот такого соотношения гаплогрупп. Или иначе: русский этнос сформировался в течение тысячелетий именно из этих основных родов с превалированием рода (гаплогруппы) R1a. Приведённое процентное соотношений достаточно условное и усреднённое, так, доля «ведущей» группы R1a возрастает в направлении с севера на юг и ниже широты Москвы и Тулы составляет уже 60 и более процентов с соответствующим уменьшением доли финно-угорской группы N1а1. Ясно, что на Северном Кавказе распределение населения по родам (предкам) совсем иное, чем в Архангельске.
Схема 2. Филогенетическое «древо» человеческих родов (составлено автором – Овчинников А.Н.).