О культуре в Барнауле. Том №8. 2012 г. бесплатное чтение
© Вадим А. Климов, 2022
ISBN 978-5-0055-9192-0 (т. 8)
ISBN 978-5-0051-8547-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Это необъективная история культуры в городе Барнауле. С 1993 – 1994 года я дела телепрограмму о культуре. «Афиша» была популярной передачей, я думал, что занят важным и нужным делом. В 2016 году программу закрыли, я уехал жить в Санкт-Петербург. Но культура Барнаула не отпускала и появилась идея оформить тексты программы «Афиша» в книги. Первый том 2005 год, это том №8. Год 2012.
04.02.12
Как обычно у нас выставки концерты спектакли то, что показалось мне интересным.
Начнем с выставок первым номером художественный музей – он флагман в изобразительном искусстве Алтая. Затем сюжет об открытии галереи изобразительного искусства «Республика ИЗО». Должен признаться будет многовато об одном и том же, два взгляда на мероприятие. Сначала расскажет Мария Трубина, а потом я дополню. И станет все понятно, от чего к этой галереи такое внимание.
ГХМ
Серьезная выставка в государственном художественном музее, тема оригинальная – портрет художника. В музее за долгие годы собрали прекрасную коллекцию работ, которые вписываются в тему. Экспозицию построили в историческом развитии от начала 20 века до современности. Работы начала прошлого века иллюстрируют волну поиска и революций в изобразительном искусстве.
У меня особенное отношение к автопортрету Борисова, это начало 20-х, бросается в глаза дух того времени, с его жаждой нового в искусстве. А конец 50-х совсем другая история и другое время. «Художники текстильной мастерской» картина, передающая настроение эпохи, когда вдруг страна расцвела ярким ситцем. Когда гимнастерки и ватные фуфайки сменили нарядные платья в цветочек. Так искусство шло со временем в ногу и дошло до начала московского концептуализма времен больших перемен. Теперь это называют «оттепель», которая закончилась разгромом в манеже.
Потом настало время подпольного модернизма и финал бульдозерная выставка, опять разгром. Это вехи развития изобразительного искусства в стране.
80-е уже другие времена и художники жили другими идеями, те 80-е точно увидел Александр Ботьев. В экспозицию вошло несколько его произведений.
Отражение времени в портретах, особенно интересно проследить в творчестве наших авторов; Иванов, Колпаков, Вагин. Прекрасная точная работа Майи Дмитриевны Ковешниковой «Мой друг художник Альфред».
Привлекает внимание инсоляция в центре зала, где сотрудники музея постарались создать настроение художественной мастерской. С одной стороны живописной, с другой скульптурной. Там где мастерская скульптора, портрет великого алтайского художника Черос-Гуркина, работа Людмилы Викторовны Рублевой, прекрасный портрет и как акцент времени раскола, как черта судьбы художника, большая трещина.
Республика. Маша
Res publica в переводе с латинского – дело народа. То, что народ создает сам, строит по кирпичикам. А что можно считать делом народа, как не культуру, которую нужно развивать и сохранять, окружать постоянным вниманием.
Культура – нежный цветок, который может погибнуть под тяжелым сапогом безразличия. Но то, что мы вложим в нее сейчас, будет цвести для многих поколений. К 10 известным видам республик прибавился еще один – Республика ИЗО. Республиканское государство отличает наличие закона, которому подчиняются все жители страны. В ИЗО этот закон – внимание к культурным ценностям.
В городе появилась новая выставочная площадка, занявшая большой кусок 4 этажа торгового центра Республика. Тем, кто скажет, что туда за искусством ехать далеко и долго, предлагаю взять часы и совершить путешествие в пространстве от площади Октября до Краеведческого музея, а потом проделать тоже, но в другую сторону до Республики ИЗО. Временные отрезки будут одинаковы, а направление движения точно никакой роли не играет.
Отличие этот галереи от других – продуманное оснащение залов, которое позволяет проводить постоянную переэкспозицию. Если в стенах галереи появится интересный автор, желающий разместить свои работы, то все картины можно перевесить, поменять местами в течение нескольких минут. Эта мобильность должна привлечь многих творцов к сотрудничеству, так как своей очереди выставиться в других галереях можно ждать несколько месяцев, что явно тормозит творческий процесс.
На прошлой неделе состоялось открытие Республики ИЗО, с которого началась первая выставка «Маленькая родина», посвященная 75-летию Алтайского края. Главной была народная тема. По залу разливались известные русские-народные песни в электронном оформлении. А среди художников, по словам организатора, выбрали тех, кто ярко и с чувством пишет сельский алтайский пейзаж. Набралось таких не мало, свои работы представили 10 известных художников Барнаула: Оленников, Клековкин, Погадаев, Марченко, Екатерина Демкина, Валерий и Денис Октябрь.
Алтай в видении художников был разный: солнечный, цветочно-зеленый и заснеженный, ночной, с покосившимися заборами или розовой плывущей в воде коровой. С тем, что есть и чего никогда не было, но весь такой знакомый и близкий. Алтай это не только мед, сыр и хлеб, это своя ментальность, история, культура.
Среди гостей было много известных барнаульских личностей. Были художники, фотографы, поэты, писатели, искусствоведы, не было пафоса, а ведь это не редкий гость многих подобных мероприятий. И хорошо, что он не пришел. Говорят, не звали.
Сама экспозиция не статична. Уже через неделю добавятся работы художника Чулюкова. А тема выставок будет меняться раз в 2 месяца, следующая – натюрморт. Вообще, запланировано много: и кинопоказы, и инсталляции, будут привозиться работы художников из других регионов.
В общем, в культурной столице сейчас появилось еще одно место, куда можно и нужно сходить, а быть может и поучаствовать в ее развитии, все таки, народное дело, общее.
В. Климов
Республика. я
«Маленькая Родина» – первая выставка в галереи «Республика ИЗО».
Это не политическая конъюнктура, не плавание по течению в русле решений партии и правительства. «Маленькая Родина» – выставочный проект.
Откуда идея? От излишних рассуждений о месте пейзажа в русском изобразительном искусстве. Типичная, если хотите, хроническая болезнь русской интеллигенции – ностальгия. Тоска по Родине.
Мы вышли из маленькой уютной Родины в большую жизнь и жизнь меняет мир так быстро, что понимая все прелести современного комфорта, мы умиляемся, вспоминая дворы и улицы, поля и речки. Откуда в русских особая любовь к пейзажу, к этой простоте, откуда врожденное понимание пейзажа?
От чего, глядя на поля и леса, мы говорим – как красиво. От того, что умеем видеть эту красоту, от того, что идеал красоты для нас ширь и благодать.
Выйти в поле, на околицу, вспомнить, ушедшую уже навсегда патриархальную деревню с её наивностью, вздохнуть, упереться пятками в сырую землю, посмотреть с высокого берега – вот в чём наша грусть о малой Родине.
У художника есть удивительная возможность: заострить внимание.
Смотря на покосившийся забор, засыпанную снегом избушку, грунтовую пыльную дорогу мы можем сказать: «не позитивно показана современная деревня, как не ухожена Россия». Но посмотрите, какая доброта во всем этом!
Пейзаж – как зеркало русской души, вот наша тема. Выставка «Маленькая Родина» в галерее «Республика ИЗО» – это снова попытка распознать загадку Русской Души, тайну её культуры. Мы пригласили разных авторов.
В Барнауле пейзаж – любимый жанр, но тема у нас особенная – страдальческая, лирическая. Смотрите и переживайте. Такой текст написал я к выставке, объясняющий, зачем мне этот проект. Пусть галерея числится моей, но это общее дело. У нас планов на 10 лет вперед, но стоит ли говорить об этом сейчас, когда только открылись. Художники – креативный класс, как вас сегодня называют присоединяйтесь, предлагайте, будем культивировать искусство.
Спасибо всем кто помог в реализации этого проекта, «Республика ИЗО». Не важно, какая стена, главное что на ней висит. Найти нас не просто пр. Космонавтов 6 г ТВК «Республика» на лифте до 3 этажа и на лево до конца.
Это была первая выставка в «Республике ИЗО». Прошло 10 лет. Сегодня мы вешаем 5 новых выставок. Откроим их 4 ноября 2021 года. Куратор галереи не успевает придумать как праздновать юбилей. Я предлагаю забыть об этой дате и работать дальше. Я точно понимаю, что в «Республике ИЗО» сделано очень много. И я вижу, что это никому не нужно кроме меня.
Шинель
На малой сцене в Молодежном театре поставили спектакль «Шинель». Это знаковое для русской литературы и вообще искусства произведения Гоголя можно представить в современном пространстве и в нашем времени, но зачем, когда публика соскучилась по костюмным спектаклям. Все чаще раздаются реплики, призывающие к классическому театру к дидактическому прочтению классики, доступному и понятному.
История самого известного маленького человека даже в этом варианте все равно остается злободневной, потому что среда русского чиноподченения, этого офисного планктона почти не изменилась.
Милый, трогательный Акакий Акакиевич затюкан в нашем представлении, но актер Игорь Бочерников играет его другим, его Башмачкин отстраненный, увлеченный и трудно вписывающийся в мейнстрим, типичный социопат, как сказали бы сегодня, тем он нам интересен. Хороший Акакии Акакиевич и умирает тихо без трагедии, и в этом открывается глубина смирения человеческого.
Спектакль поставлен задорно, три фигуры двигают пространство, они создают иллюзию активного мира вокруг Башмачкина, и замечательно это делаю.
Прекрасный эпизод Юлии Юрьевой в роли матушки Акакия Башмачкина, она точена в своей роле.
Казалось бы, в этой истории так мало событий и пространства, все же малая сцена, но режиссеру удалось собрать всех в интересное насыщенное, нескучное произведений. Спектакль поставил барнаульский режиссер, давно такого не было.
Максим Астафьев заканчивает театральный институт и это его дипломный спектакль, будем так считать. Хотя рука мастера чествуется. Вячеслав Всеволодович Кокорин главный режиссер нашего молодежного театра приложил руку. Но так и должно быть. С другой стороны попасть под такой пресс и делать диплом под чутким присмотром маститого режиссера не просто. Главное что спектакль получился. В нем нет постмодернизма, заставляющего думать и фантазировать, надо смотреть и все понятно для восьмиклассницы.
И. Бочерников
Некролог
Давно настало время писать некрологи, но я все откладывал. 21 год назад мне досталось писать некролог близкого друга, с тех времен я очень переживаю, когда пишу о скончавшихся друзьях и знакомых. Игорь Бочерников скончался 22 мая 2020 года. Он родился 22 апреля 1965 года.
В 1988 году окончил Алтайский государственный институт культуры и с того же 1988 года – актер Алтайского государственного театра для детей и молодёжи.
А дальше роли, много ролей в спектаклях для детей и для взрослых. Я работал с Игорем на спектакле «Праздники детства» режиссер Марат Свободный, режиссер киночасти Александр Быков. А я был продюсером этой киночасти. Мы снимали одну сцену на натуре, в снегу седели солдаты и одним из них был Игорь Бочериков. Маленькая сцена, обычная киносуета – свет, камера, начали. А потом на премьере я смотрел, как живой план сливается с киношным, и как из этого получается цельный спектакль. Видеоверсию спектакля можно посмотреть на сайте театра.
Но больше всего я запомнил артиста в спектакле Мити Егорова «Прекрасное далеко». Это был хороший спектакль. Не так давно, пару лет назад Игорь как то скромно сказал, что сердце болит. Знаете, как это бывает среди ровесников, когда мы начинаем друг другу, став старше 50 лет говорить, что все уже болит, но пока жить можно. Я не знаю, от какой болезни умер Игорь, но знаю, что он был еще совсем не старым. Он старше меня на год.
Во всех спектаклях, которых я видел с ним, он всегда был точным. А еще мне, кажется, что он был скромным. Есть люди, у которых скромность написана на лбу. Игорь из таких редчайших людей. Одаренный, умный и невероятно скромный, как это сочеталось с актерской профессией? Хорошо сочеталась, получился прекрасный глубокий артист. Последние годы в Молодежном театре Алтая, где Игорь служил с 1988 года все мужские роли среднего возраста, в которых нужен тонкий нерв, а не взрыв были за ним. Я подумал назвать его рядовым актерской армии, потому что русский театр, это большая армия, в которой есть генералы, есть выскочки, а есть тысячи преданных рядовых артистов, на которых все и держится. Они выходят ежедневно на сцену, а иногда и два раза в день, утром в детском спектакле и вечером для взрослых. О таких артистах быстро забывают, сменится поколение, и придут новые артисты, придет новая публика, и останется артист Игорь Бочериков только на видео, да в памяти историков театра. Таким не устанавливают мемориальные доски, потому что они рабочий материал искусства. Жаль, конечно, но такова жизнь в театре.
В репертуаре МТА Игорь Алексеевич был занят в следующих спектаклях:
Рыбак Лоренс в важной сказке для детей от шести до ста лет «Удивительное путешествие кролика Эдварда» К. ДиКамилло (2018)
Старик в сказе «Кысь» по роману Т. Толстой (2018)
Антон Иванович в интенсиве по поиску себя в этом мире «Карьера & фортуна» по роману И. Гончарова «Обыкновенная история» (2018)
Нил Борисыч Неуеденов в фарсе «Бальзаминов. ЖенитьБЫ» по мотивам пьес А. Островского (2017)
Главный повар, Смотритель дворца в музыкальной сказке «Карлик Нос» по мотивам сказки В. Гауфа (2017)
Папаша в спиритическом сеансе «Чёртова закуска» Н. Тэффи (2016)
Рассказчик в спектакле-фантазии «Храни тебя Бог!» по рассказам В. Золотухина (2016)
Король в трагикомедии «Обыкновенное чудо» Е. Шварца (2016)
Царь в музыкальном спектакле «Летучий корабль» по мотивам русских народных сказок (2015)
Дед в сказке-игре «Мы лепили колобок» по мотивам русских народных сказок (2015)
Мармеладов в драме «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (2015)
Муми-папа в сказке «Муми-тролль и шляпа волшебника» К. Фролова (2013)
Владимир Ленин в трагикомедии «Русская народная почта» О. Богаева (2018)
Лягушка в сказке для самых маленьких «Золотой цыплёнок» В. Орлова (2016)
Доктор Ливси в музыкальной сказке-игре «Сокровища капитана Флинта» по мотивам романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ» (2016)
Король в музыкальной сказке «Бременские музыканты» В. Ливанова, Г. Гладкова и Ю. Энтина (2015)
Пожилой солдат в музыкально-поэтической композиции «Колокола памяти» по стихам и песням военных и послевоенных лет (2015)
Отчим Аникин в воспоминаниях о счастье «Ещё раз про любовь» Э. Радзинского (2014)
Монах в притче «Декамерон» по мотивам новелл Дж. Боккаччо (2014)
Парамон Ильич Корзухин, муж Серафимы в восьми снах «Бег» М. Булгакова (2014)
Географ в сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери (2014)
Индюк, Первый Гусь в бродячей сказке «Гадкий утёнок» по мотивам сказки Г. Андерсена и пьесы В. Синакевича «Дикий» (2013)
Артист в спектакле «Поток» (2013)
Акакий Акакиевич Башмачкин в петербургский истории «Шинель» Н. Гоголя (2012)
Иван Иванович Тебеньков, председатель колхоза в спектакле «Прощание славянки» по роману В. Астафьева «Прокляты и убиты» (2009)
Иван Никитич Лапшин в лирической комедии «В поисках радости» В. Розова (2009)
Боцман в пиратской сказке «Весёлый Роджер» Д. Салимзянова (2008)
Саныч в грустной утопии «Прекрасное далёко» Д. Привалова (2007)
Страшила в кантри-фэнтези «Волшебник Изумрудного города» Л. Баума (2006)
Мармеладов в сценах из романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (2005)
Пират Смит в путешествии на остров Нетинебудет «Питер Пэн» Дж. Барри (2004)
Нарихира в легенде «Журавлиные перья» Д. Киноситы (2002)
Шляпник в fashion-феерии «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла (1999)
Игорь умер, а Макс Астафьев долго работал в драмтетаре, но его попросили. Я не был с Максимом в приятельских отношениях, он хороший парень, но из другого круга.
Аквариум
Интересно, что можно сказать про Гребенщикова на Алтае, можно сказать что этот Гребенщиков который не тот Гребенщиков, которого цитируют на рекламных баннерах. Тот был писателем, жил на Алтае, умер в Америке.
Этот музыкант, я не стану считать сколько раз Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» приезжала в Барнаул. Есть какая-та ментальная связь, потому что детство Бориса Борисовича прошло в городе Ленинграде на улице Алтайской, дом номер 22. Скажите, что тут нет волшебного сочетания.
«Аквариум» уникальное явление в русской музыки, если даже те, кто не знают кто и когда сказал «рок н ролл мертв, а я еще нет», но повторяют это как заклинание.
Что поделаешь, каждая фраза из песни Гребенщикова может стать мантрой. Не верите – попробуйте. Прислушайтесь и не пропустите концерт. Каждый концерт «Аквариума» в Барнауле, это событие. Будите внукам рассказывать, что видел этого гения вживую.
Недавно с Корневым спорили о том, что Гребенщиков не поэт. Но и пусть он так считает.
Мне очень интересен очередной традиционный фестиваль книги в краевой библиотеке. Я уже посмотрел, что вышло в свет за 2011 год на Алтае, фестиваль открыли 2 февраля. Мы об этом расскажем в следующей программе.
Даже когда появилась «Республика ИЗО», я старался упомянуть все выставки в городе.
В ГХМ. «Портреты» и художник из Новосибирска В. Иванкин. В ГМИЛКА «Творческий гороскоп» С. Мозговой. В МузГор «Монолог капли» Арам Маилян. В Ибрагимов. В ПСИОН Иванов. В АРТЩет «Последний романтик» Сергей Пашков, в ТГ Художники Рубцовска. В галереи «Универсум» фото А. Валабуев. В «Проспекте» политическая карикатура.
11.02.12
Роль государства в вопросах культуры наиважнейшая. Это тракторостроение может обойтись без административного ресурса, там все регулирует рынок, а культура – дело совсем другое, духовное. О государственной поддержке у нас первый сюжет. Рояль в музыкальном колледже.
Рояль
Brodmann – австрийская фирма, создающая клавишные шедевры, которая не уступает качеством даже «Стейнвею». Теперь один рояль из этого славного семейства появился и в Барнауле. 55 лет исполнилось Алтайскому музыкальному колледжу в этом году, в честь празднования юбилея и был доставлен этот особенный музыкальный инструмент.
Красиво звучит рояль, у него мягкий объемный звук высокой «полетности». А услышать его мне удалось на концерном вечере, проведенном работниками колледжа – презентации губернаторского подарка, стоимость которого 3 миллиона рублей. Во время концерта ценных клавиш коснулась рука многих, но избранных. Это были преподаватели и студенты колледжа, а также ученики музыкальных школ, которые были отмечены на крупных исполнительских конкурсах. И для всех: детей и взрослых, начинающих и профессионалов это была большая честь.
Один из выступающих, закончив свою программу, не удержался и поцеловал рояль. Играли Шопена, Бетховена, Шостаковича. Гладко лились мелодии из под пальцев пианистов, молоточки стучали по струнам, зрители молчали и впитывали в себя музыку. Только знатоки, сидевшие рядом со мной, иногда переговаривались, оценивая звучание инструмента или технику выступающего. Но им это позволительно, музыка для них – работа.
Рояль выбирали сами работники колледжа, советовались с директором Филармонии, просматривали каталоги, изучали технические характеристики. Остановились на Brodmanne. И, пожалуй, не ошиблись. Как говорилось на презентации, это первый инструмент такого класса за всю историю существования учебного заведения, в котором, не смотря на это, фортепианное отделение одно из ведущих.
Да и концертный зал заместителем губернатора Даниилом Бессарабовым был назван лучшей концертной площадкой города. Он же выразил желание властей реконструировать зал, правда, только к 75-летнему юбилею колледжа. А если хорошего рояля музыкальный колледж ждал 50 лет, то и 20 подождет.
Через 10 лет начали реконструкцию этого зала. А тогда любое событие было от губернатора. Губернатор подарил, губернатор выделил грант, наградил, вручил и т. д.
Издано на Алтае
Это очень важное и не дооцененное мероприятие – книжный фестиваль «Издано на Алтае». Простите меня библиотекари, спасибо вам за самоотверженную работу, но не как у вас не получается сделать это мероприятие значимым до такой степени, что бы оно не выглядело самодеятельностью.
Чем если не литературой гордится Алтаю, найдется тот, кто скажет, а что в Барнауле есть литература. Эта выставка и должна доказать, что есть литература в Барнауле, ее достаточно в тех условиях каких существует процесс книгоиздания в крае.
Книжная выставка в библиотеке – дело хорошее, но посещаемость библиотеки катастрофически снижается, а интерес к литературе нет, просто настали времена других способов распространения информации о литературе. Я не говорю про интернет, выставка должна серьезно рекламироваться, нужно подключить книжные магазины. Можно в драмтеатр, раз в год, устроить книжный базар, главным номером которого станет выставка «Издано на Алтае». В этот раз ярмарка была и вызвала живой интерес. Но нет размаха.
Мне было неудобно на открытие мероприятия рассматривать литературу, стоя спиной к почтенной публике, было не интересно слушать музыкантов, мне показалось это не уместным. Выступления историков, авторов это уже ближе к теме. Как я понимаю, зал в котором проходит выставка в будни будет обычным читальным залом и опять это будет не удобно, кругом читатели. От формата мероприятия много зависит.
В первую очередь публику интересует литература художественная, потому что это литература популярная. За этот год появилось несколько книг, которые вызвали публичный интерес, это и конкурсная серия, это детская литература, в частности книга Елены Ожич, это книги яркого представителя капиталистического реализма Сергея Теплякова. К его персоне в этом году следовало бы отнестись внимательно, мы наблюдаем рождение популярного серийного автора, попомните мое слово.
Сегодня в литературном поле все ярче выглядят историки, этот жанр востребован. Мастер Александр Радианов, тот же Тепляков с «Веком Наполеона», и книга группы авторов «Город Барнаул на рубеже XX и XXI столетий»; Все мои критические замечания не относятся к литературе, а только к мероприятию. Литература же в Барнауле есть и она интересная и разная; от популярного в мистических кругах Коробейщикова до «Вампирских сказок». От монографий по экономике, до трудов по журналистики В. Д. Мансуровой. Мне хочется прочесть книгу Родионова А. М.
А. Коробейщиков, С. Тепляков.
Жив еще был Александр Михайлович. Я приезжаю в Барнаул весной, как раз в библиотеке работает эта ежегодная книжная выставка. У меня в программе обязательное ее посещение. Я нахожу много любопытной литературы. Моих книг там не бывает, меня не издают на Алтае.
ГХМ
Это резкая выставка, это тема всегда на грани конфликта. В художественном музее выставка новосибирского художника Вадима Иванкина. Называется выставка не замысловато «Иванкин», мне кажется, зря автор убирает остроту. Иванкин и что скажет зритель.
Но выставка намного глубже. В этой глубине сакральная история, глубокий религиозный мистицизм. Художник берется за новые образы и только подталкивает зрителя к религиозной теме некими каноническими эпизодами. Мы не видим божественный образ, но видим тоже расположение фигур, что и на рублевской троицы, автор не выписывает лик Христа и апостолов, не рассказывает библейскую историю, хотя и называет работы «Икона откровения с тремя печами», «Сон Иакова», «Пепельный свет луны», изображающая Христа в Гефсиманском саду. Автор очерчивает тему.
Тут и таится страшный религиозный фанатизм. Да как он смел со своим постмодернизмом покусится на святые образы мазней своей. Я же говорю рискованная выставка.
Чего стоит группа работ с обнаженной в центре зала. То как они скомпонованы, отправляет зрителя к символики иконостаса. А далее нагая мадонна или срам мирской. Художник думает о своем понимание библейских сюжетов, он переживает, размышляет и публике это понятно, но не всей. Думаете, я нагнетаю и провоцирую, а мне кажется, предупреждаю и призываю к терпимости. Художник в поиске образа, символа и смысла порой смело уходит за грань привычного, консервативного, а там его ждут радикалы.
В живописи Иванкина много однообразия в форме, в манере, в палитре.
Художник повторяется специально, ему важно передать эмоциональное напряжение, вызвать зрительскую реакцию. И он дождется.
Смелая выставка, резкая живопись и даже в автопортретах автор категорично жесткий и суровый.
Посмотрите выставку, вы не найдете романтической тоски и философской зауми.
СХ
Традиционно хорошая выставка известных бийских художников Людмилы Ивановой и Заура Ибрагимова. Экспозиция большая и в полной мере отражает настоящий период творческого пути этих авторов.
Людмила Иванова – интересный портретист, она не ищет новых форм, она старается в традиционной манере рассказать о герое портрета. И пейзажи этого автора не замысловатые, абсолютно классические в рамках алтайской пейзажной школы. Людмила Канстонтиновна много пишет натюрморт и в этом раскрывается ее природа творчества, вдумчивость и лиричность.
Зураб Ибрагимов – прекрасный график, интересный живописец. В его графике разнообразие тем, это и мифология горного Алтая и религиозная тема. Он художник, который стремится к большой форме. Зауру интересен сюжет и его развитее. Он пишет картину, в которой рассказывает большую историю, будь то современные сюжеты или историческая тема. При этом Ибрагимов серьезно экспериментирует с формой и фактурой, особенно в натюрмортах. Он яркий, темпераментный живописец и в тоже время умеет сдержано подойти к пейзажу, в который полон романтизма и задушевности.
Хорошая выставка, мрачно немного, не сказал бы я, что восторженно и ярко. Скорее задумчиво, гарусное настроение в этой экспозиции. Или мне показалось, смотрите сами.
Арт Щет
Его картины – его переживания. Его мечты – воплощаются в его творчестве. Он видит романтику во всем; в закате, дымке гор, в лицах людей. Сергей Пашков, так и назвал свою выставку «Последний романтик», открыв ее в галерее Щетининых накануне своего 45-летия.
Сергей художник, философ, психолог, мечтатель. И не последний романтик. Это скорее интрига, которая привлекает посетителей.
На выставке около 50 работ. Портреты, натюрморты, пейзажи. «Стандартный набор», – скажете вы.
Но что-то отличает его от других. Игра цвета, цветовые контрасты, очень яркие и напоминают мозаику. С помощью отблесков цвета, этот зрелый романтик передает настроение природы, ее великолепие. Игрой акварели и отблеском теней останавливает время и погружает в свою реальность; будь то горы, бор или спокойная гладь озера. В этом он видит свою задачу; передать красоту, так как ее чувствует. А чувствует он ее во всем. В это и есть его романтика.
Сергей преподаватель кафедры изобразительного искусства, отмечает особую любовь к изучению психологии. Наверно, поэтому ему так хорошо удается писать портреты, особенно женские, «Колючка», «Прощальный взгляд», «Вечер зеленых глаз».
Пашков не только мечтает, он умеет посмеяться, один «Корабль дураков» чего стоит Он смеется и над собой, работа «Мизантроп», это автопортрет. Страшный, грубый, нелюдим – соответствует определению мизантропа.
Смеяться над собой не каждый умеет, этому еще стоит поучиться, вот вам и романтика, далеко не последняя.
Аквариум
Пресс конференция с Гребенщиковым, эта упрощенная заумь, от него ждут откровений, а он выдает суждения. Журналисты искренни, поддерживают миф про гуру, а он настолько прост, что его не слышат.
«Что вы делаете утром, кому молитесь, – хотела спросить его журналистка, а он отвечает, – чищу зубы». И потом не заметно выдает удивительно резкую и противоречивую реплику о понимание религии ее адептами.
«Я музыкант, а не учитель», – все время повторяет Борис Гребенщиков. После пресс конференции и концерта я подумал, что мне повезло жить в эпоху расцвета русского рока. Видеть в живую Науменко, Башлачева, Летова, Цоя и Курехина. Бывать на концертах «Аквариума».
Б. Гребенщиков.
Аквариум
«Я змея, – пел он. – Я сохраняю покой. Сядь ко мне ближе, и ты узнаешь, кто я такой». Но все прекрасно знали, кто он такой. Великий Пурушоттама всея Руси – Борис Гребенщиков вчера отыграл юбилейный концерт. Группа «Аквариум» отмечала свои 40 тысяч лет на сцене. Пусть по земным расчетам им в 100 раз меньше, всего 40, но для поклонников их творчество бесконечно, и 40 тысяч явно не предел.
«Дядя Боря бессмертен», – сказал мой друг после концерта, и я охотно ему поверила.
Музыкант вышел с приколотой на пиджак розовой мягкой игрушкой и с вышитым золотым драконом на штанах. Этот забавный старичок – легенда, один из зачинателей русского рок-н-рола.
Много было знакомых песен. Вроде их у группы огромное количество, но слова все знаешь. Вслед за музыкантами слушатели в своих мыслях отправлялись и на Ямайку и в Архангельск. Может, среди пришедших и не так много людей, которые способны противостоять Вавилону и растофа их особо не интересует, но «Аквариум» они любят и слушают.
Из зала периодически кто-то заговаривал с Гребенщиковым, просил сыграть то, что хочется услышать. Концерта по заявкам не получилось, «Аквариум» исполнял то, что хотел их бессменный лидер. Быть близким к слушателям нужно, но потакать им все-таки не по статусу.
Духовое трио было серьезно и сосредоточено, барабанщик Олег Шавкунов уходил в транс, следуя за ритмами своих инструментов. Игорь Тимофеев, играющий на гитаре, саксафоне, флейте и кларнете, пританцовывал и получал удовольствие от выступления, хотя программа играется уже не первый раз – Барнаул 4 город, который посетила группа, всего «Аквариум» запланировал 40 выступлений.
Гребенщиков, конечно, вышел на бис, спел еще несколько песен, сказал: «Спасибо, мои любимые», и ушел. Ушел молиться, как может, чтобы мир сошел нам в души теперь.
Кто-нибудь напишет историю выступлений «Аквариума» в Барнауле. Придет такое время. Потому что Аквариум, это событие.
18.02.12
В городе много интересных культурных центров, и всегда есть куда пойти.
«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто».
Эдуар Эррио, французский писатель.
ТАСС
В начале недели в ТАСС прошел необычный концерт, мне понравился. Необычным он был скорее для самого заведения – выступали электронщики.
Любители такой музыки давно знают этих музыкантов по многим андеграундным вечеринкам. Собралось около 150 человек, что для местного клубной вечеринки очень прилично. И публика эта качественно новая, совершенно по-другому воспринимающая музыкальный продукт, готовая к подобным экспериментам. Им не достаточно просто танцевать, они хотят слушать и оценивать.
В этот вечер праздновали свое пятилетие 2 коллектива: «Liquid Crystal Faith» и «Vena Portae», у последних юбилейная дата совпала еще и с открытием своего сайта с одноименным названием. Vena Portae – мульти инструментальный проект.
Свои электронные композиции они дополняют различными этническими инструментами, а порой и звуками, извлекаемыми из подручных материалов: стекла, камней. Украшает все магический голос Екатерины Злобиной. Я была на их небольшом концерте – они играли на выставке в галерее «Бандероль, и за пару композиций погрузили публику в какое-то трансовое состояние.
Обе команды ведут активную творческую деятельность, благодаря им проводятся различные вечеринки и опен эйры, например «Мититг» один из создателей которого Артем – участник «Ликвид кристал фейт» и промо группы Паутина.
Идей у музыкантов настолько много, что их творчество не умещаются в рамках одного проекта, их несколько и они совершенно разноплановые.
Проект «Ликвид кристал фейт» уже вышел за границы родного города. Они выступали в Москве и Санкт-Петербурге в клубе «Грибоедов», заняли 3 место среди электрнщиков в СНГ в конкурсе «Напролом» музыкального канала A-One.
«Ликвид кристал фейт» тяжелее и динамичнее «Vena Portae». Группы отличаются друг от друга, но они смогли создать единую музыкальную атмосферу.
У Паутины и LCF в месяц проходит про 2—3 концерта, что говорит о востребованности.
Волобуев
Его вершины затерялись в поднебесье, и, кажется, касаются самих облаков, он стоит особняков на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря, ему молятся и почитают, о нем слагают мифы и легенды и имя ему – Укок.
Именно этому величественному плоскогорью и посвящена выставка фотохужника «Мифы Укока», которая проходит в галерее Universum факультета искусств АлтГУ.
Выставка поделена на несколько частей. «Мифы Укока», «Заповедник Веры» о православной общине села Потеряевка и цикл «Люди в ограниченных пространствах».
Это словно подтверждает ее название фото с инсталляциями – уже вся выставка как огромная картина из различных элементов в итоге представляет собой единое и гармоничное целое. Инсталляция – это жанр современного искусства, который сегодня активно используется.
Работы Александра выделяются не только видами Укока, при условии их большого размера они еще и погружают в себя, оставляют тебя там, внутри картины, если сам не хочешь, линза тебе поможет проникнуть вглубь.
Художник хочет заставить зрителя ощутить эту красоту, нетронутость, он заставляет тянуться зрителя к прекрасному. Его краски небесные, голубоватые, мистические, светлые, сочно-зеленые, так что глаз радуется, и душа поет, и ты уже входишь в благоговейный транс перед этими картинами – и ты уже там на Укоке. Возникает необъяснимое желание созерцать красоту природу. Дарить радость, градус настроения повышается, ты словно побывал в путешествии.
И хочется дарить светлое, доброе, вечное, оторваться от сует на миг и просто жить и читать дальше блаженную и символичную сказку Волобуева.
Александр использует стиль фото коллажа, подобно известному итальянскому фотохудожнику Стефано Боназзи. Он смешивает рисунки, цифровую фотографию, использует секреты фотошопа. И хотя на многих его цифровых картинах также присутствует природа в своей безмятежности, но все же стиль Боназзи более гламурен и близок к сюрреализму.
Укок – расположен на самом юге Алтая, на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии. Его считают местом обитания богом и духов, он повидал и пережил много культур, он поистине завораживает.
Так и Александр не остался равнодушным после поездки на Укок и сложил о нем свой миф, свою сказку, чтобы рассказать об этом увиденном чуде людям.
Благородное это дело – нести красоту увиденного, открывать взор на чудеса земли Алтайской и просто нести просветление людям.
Текст про выставку Волобуева написала еще одна студентка, ее я совсем не помню. Судя по тому, что в этой программе нет моих текстов, я еще не приехал в Барнаул. С Сашей Волобуевым произошла трагедия. Он потерялся, исчез, все поиски не дали результата. Он поехал в Москву на съезд Союза фотохудожников и пропал по дороге из центра в Домодедово. Весной 2021 года мне надо было найти работы художника Буданова, я узнал, что одна из них была у Сани, при помощи родственника я попал в его квартиру, в которой с тех времен никто не живет и провел обыск. Страшный опыт.
ГМИЛКА
Мне всегда хочется на выставках самодеятельных авторов отыскать гения. Того великого необыкновенного художника, который в недрах художественного пространства вырос не замеченный профессионалами. Поэтому я не пропускаю выставки самодеятельных авторов.
Выставка в ГМИЛИКА не отличается от всех предыдущих, сразу скажу – гения не нашел.
Есть два направления в самодеятельном искусстве, первое – это когда человек пишет, рисует не обращая внимание на профессиональные каноны. Он откровенно наивен в понимание законов изобразительного искусства, эта откровенность подкупает, и это искусство принято называть – примитивизмом. И есть другое направление, кода художник, не обладая профессиональными навыками стремится подражать профессиональному искусству, именно подражать, а не понять его законы, эта как раз та самодеятельность, которая вызывает недоумение.
Меня вторые раздражают, они как кич, как неправда, это графоманство в изобразительном искусстве. В экспозиции в ГМИЛИКА в большинстве вторые, и несколько проблесков
Я говорю о выставке с точки зрения критика, но можно по-другому относиться к этому. Важно, что люди занимаются искусством, у них есть радость творчества, есть поиск и желание признания. Они делают выставки, живут не только потреблением, но и созиданием, живут искусством и это хорошо. Им плюс 100500.
А это мой текст. И значит я в Барнауле. Мне удалось преодолеть неприязнь к самодеятельным художникам. Уже несколько лет я делаю выставку несоюзных художников «Слет» в галерее «Республика ИЗО». С ними интересно работать, они ранимые.
Республика
Экспозиция в галереи «Республика ИЗО» почти выстроена, но не закончена, такова идея этого выставочного пространства. Все меняется, если вы были на открытие и придете сегодня, то заметите много нового.
Добавлена графика Буркова и декоративные работы Евгения Куртукова, это открытие нашей галереи. Работы в технике витража, декоративная скульптура из уникального стекла и в каждой работе своя загадка. Это премьера художника Евгений Куртуков.
По прежнему огромный интерес вызывают работы Николая Острицова в первом зале, а во втором к замечательным лирическим березкам Марченко в контраст показываем живопись Чулюкова.
Пейзаж, как доказывает анкетирование, которое проводится в галерее – самый популярный жанр. В этой экспозиции стоит обратить внимании на работы Николая Кликовкина и Сергея Погадаева, один скромный лирик, другой скрытный экспрессионист, с буйством цвета и резкой манерой.
Особое место в экспозиции занимают фотографии Каспришина, это документальные эпизоды фотосоцарт.
В третьем зале галере, новая работа, декоративное полотно «пролетая над родиной» Петербургской художницы Галины Андреевны Федровой. Это полотно понятно каждому, квадратики полей, лесов, тем более Алтай – житница России.
Это у вас коврик и плед, и вы так можете связать. Так относитесь к творчеству и рукоделью, как к искусству и жизнь станет интереснее, ярче.
Выставка «Маленькая Родина» в галерее «Республика ИЗО» работает до конца марта, вход в галерею через торговый комплекс Республика.
Н. Коротков, Л. Добровольская, С. Карамышев.
«Пролетая над Родиной» крутая работа. Это вязаный плед сделала мама. Я повесил его на главную стену и прицепил к нему по краям алюминиевых солдатиков. Потому что рубежи Родины должны быть под охраной.
03.03.12
Здравствуйте, это программа «Афиша», меня зовут Мария Трубина, и мы рассказываем вам о культурных событиях в культурной столице юга Сибири.
«Главное условие сохранности культурного наследия – желание его сохранить». Алексей Комеч.
Проспект
Выставка Алексея Никишина версия 2:0 – мой вариант названия. На самом деле экспозиция называется «Психологический портрет и интеллектуальный жанр». И не просто для красного словца. Это новые фото жанры. Которые должны отражать большее, чем просто портретная или сюжетная съемка. Рассказать о герое скрытое, задействовать в интерпретации зрителей.
Почему 2:0? Приезжал уже этот московский фотограф, в начале зимы с работами, на которых запечатлел участников «Дома 2», теперь со стен галереи «Проспект» смотрят известные деятели культуры, искусства, масс-медиа.
Эти выставки походи друг на друга. И как бы мне не объясняли это индивидуальным подчерком мастера, все равно остается ощущение небольшого дежавю.
Людей на мероприятии было не много, может потому, что открытие было еще не официальным. Но у всех, с кем я разговаривала, сформировался свой взгляд на выставку. Кто-то говорил, что понравилось все, кто-то, что немногое, некоторым не понравилось ничего. Одни профессиональный фотограф рассказал про хорошую технику, про сложность работ, про психологизм, раскрытие внутреннего мира героя. На примере фотографии Макаревича, который, по мнению моего собеседника, грустный и одинокий, и автор смог это уловить.
А два других фотографа, сказали, что все очень просто. И никаких тайных смыслов, которые пытаются внести в данные работы искусствоведы – нет. Как же все таки сложно оценить фотографию!
Всегда ли то, что продается – плохо? А этот автор очень популярен, и не ясно: от того, что хороший фотограф, так как снимает знаменитостей.
Анна Ломоносова – куратор галереи, сказала о неподготовленности зрителей к таким сложным работам. А мне показалось, что в данном контексте, неподготовленный зритель не тот, кто не видит глубины, а тот, кто не понимает, по каким критериям оценивать фотоработу, кроме принципа «нравится, не нравится». Я в этом отношение оказалась совершенно неподготовленной.
Выглядят картинки хорошо, презентабельно.
Бабий бунт
К мартовскому празднику в театре музкомедии назрел «Бабий бунт». Ему никто не препятствовал. Теперь он разросся до серьёзной театральной постановки. Предводителем этого действа стал режиссер Константин Яковлев, которого вдохновила донская романтика.
Спектакль был создан в 1975 году на основе «Донских рассказов» Шолохова. Это легкая, непринужденная, постановка, без отрицательных персонажей. Женщины хотят мужского внимания и оставляют свою сильную половину одну, подумать над поведением и исправиться. Но женское начало подавляет феминистический порыв. Дамы приходят к выводу, что без мужчин никак нельзя. А мужчины, признав свои ошибки, радуются возвращению любимых. Все в духе советской комедии. В конце так и тянет добавить: а потом все вместе сели пить чай.
Не хватает таких эмоций индустриальному человеку. По мнению режиссера, спектакль должен полюбиться зрителям. «Бабий бунт» уводит от реальности, наполняет человека положительными чувствами.
От идеологического балласта, которого много у Шолохова, отказались. И пьесе это не помешало. Добавили психологизма, но за рамки жанра не вышли. Константин Яковлев показал нелегкие взаимоотношения поколений и коммуникативные трудности в коллективе. Это интересная интерпретация, актуализирующая произведение для современного человека.
Интересна музыкальная составляющая, которую создавал российский и советский композитор Евгений Птичкин – известный песенник, от того и спектакль строиться по песенной структуре. Материал понравился артистам, которые, по словам Яковлева, совпали со своими персонажами и с первых репетиций живут материалом. Если подробнее говорить о актерском составе, то каждое имя придется начинать со слов лауреат, победитель или заслуженный артист России. Назову несколько имен: Любовь Августовская, Зинаида Черных, Дмитрий Иванов, Юрий Кашин, Виктор Парфёнов, Сергей Фёдоров. Дирижер-постановщик из Новосибирска, заслуженный артист России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Эхтибар Ахмедов. Художник-постановщик – заслуженный художник России Виктор Акимов, а балетмейстер – Государственного академического Сибирского русского народного хора Владимир Перлин. Премьера 8 марта. Цените женщин и зовите их в театр.
М. Трубина.
Я куда-то уехал. Наверное, был в Пекине. Маша уже самостоятельно могла работать над программой, и я ей доверял. Сюжет про Юрия Эсауленко я повторял ежегодно в канун его дня рождения.
«Эсик – человек в картинках. Он надломил в свое время художественное пространство Барнаула и не успел его разломать до конца. А надо было это сделать. Юрий Эсауленко художник, который за 15 лет творческой жизни сумел показать городу, что есть другое изобразительное искусство, где нет совка и пейзажной трусости, где есть фантастическая идея свободы в творчестве и соответственно в жизни.
Мне очень сложно говорить о феномене художника Эсауленко в изобразительном искусстве, потому что Юрий Эсауленко, художник, лидер актуального искусства в городе Барнауле, умер в 31 декабря 2000 года в последнюю ночь ХХ века в возрасте 33 лет.
2 марта у Эсауленко день рождение.
Мне трудно о нем говорить, потому что это мой друг, которого помнишь, который не ушел из моей жизни. Мы не можем встретиться и поговорить, мы не можем придумать очередной проект и он не придет вечером и не скажет, давай вот это сделаем.
Эсауленко много успел, было много интересных выставок, он был центром современного искусства в городе. Вокруг него вызревали новые идеи и появлялись новые люди, которые до этого сидели по углам. С ним в городе появилась, художественные группы, некоторые еще помнят творческую группу «Тихая мансарда», помнят «Темную галерею». И первый самиздатовский журнал «Графика».
Юра был тем художником, которые живут запредельным миром, тем миром, который они открывают для людей, он расшифровывал знаки.
В нем не было простого понимания искусства, он должен был раскрыть мир, а не зарисовать отдельную гору и березку с елочкой.
Все его выставки, акции, перфоменсы, опенэйры это было современно, это было за гранью периферийного представления об искусстве, но почему-то этому художнику верили, если даже не понимали о чем он, а это редко кто понимал.
Юрий Эсауленко гений нашего времени.
Остались его работы, наконец, то искусствоведы обратили внимание на его искусство, сегодня один из них кропотлива, собирает материалы для монографии. Друзья собирают фотографии и другую информацию на его странице фейсбука.
Недавно подумал, что в каждом крупном сибирском городе есть актуальный художник мирового значения в Красноярске Слонов, в Новосибирске Мизин, в Омске Муратов. В Барнауле сейчас такого нет, думаю это было место Эсауленко, не до жил. След оставил.
Бандероль
Графиков в Барнауле не много: новое имя пропустить сложно. В галерее «Бандероль» графическая выставка «Пятое Солнце» Александра Куркина.
Широкой публике Александр не известен, он еще студент-архитектор в институте архитектуры и дизайна. По мнению искусствоведа Виталия Одинцова – куратора выставки, на работы графика существенный влияние оказывает архитектурный опыт.
Это первая выставка Куркина, ранее его рисунки можно было увидеть только на общих выставках студентов или конкурсах, например «АзАрт». Видно, что художник еще в процессе творческого становления, нужно работать над техникой, образностью, искать новые подходы в выбранном им направлении.
Есть в работах некоторая размытость, недосказанность. Портреты слишком фотографичны, выполнены на хорошем уровне, но не оригинальны. Абстракции однообразны. Мне они показались немного неаккуратными.
Хотя на взгляд Виталия Оденцова, это намеренный прием, который отражает эмоциональность автора. На некоторых рисунках приклеены небольшие кусочки бумаги. Оттачивая работу, автор иногда срывался – резал изображение, потом все исправлял. Для искусствоведа – интересный ход, а мне этот ход показался необыгранным. Здесь-то и можно было соригинальничать, поставить акцент, а не использовать как заплатку. Я не ругаю начинающего графика, просто хочу создать почву для размышлений.
Не смотря. на замечания, в данном случае важно то, что Александр Куркин сумел набрать работ на полноценную, единую экспозицию. На что способны не многие художники его возраста. Александр один из немногих студентов ИнАрхДиза, который постоянно демонстрирует свое творчество и навыки. Это и показатель успешности института, и отражение развития барнаульской молодежной художественной среды, хороший практический материал для людей, получающих художественное образование.
Некоторые зрители в рисунке с вороном усидели обезьяну в колпаке на мотоцикле, я как не смотрела – ее не нашла. Может у вас получиться? Сходите на выставку в галерею Бандероль.
У Маши получилось сохранить стиль программы в заданной форме. Подача, острые тексты, анонсы, реклама.
Что бы ни пропустить интересно и важное, не забывайте про журнал «Культпоход». Читайте свежие рецензии и новости на сайте Афиша амик.ру.
Хорошего вам настроения и творческого развития. Пришла весна, скоро на улице все растает, чтобы не промочить ноги – пользуйтесь такси.
Я вспомнил, как Маша потом кинула меня с колонкой на амик.ру. Но рассказывать не стану.
17.03.12
У нас несколько сюжетов на разные темы начнем с выставок.
«Искусство – ложь, которая делает нас способными осознать правду». Пабло Пикассо.
Турина гора
Это небольшая галерея уже 10 лет в художественном пространстве Барнауле занимает свое достойное место. У них есть свое лицо, своя манера. Они противоречивые и немного несобранные, это не мешает, а придает легкости и простоты.
«Турина гора» не просто галерея, это часть одноименного народного промысла известного далеко за приделами края. Великолепная керамика, интересные авторские работы всем известны, а галерея это удачное продолжение творческое развитие.
Екатерина Москвитина, куратор галереи не замыкается на одной теме и поэтому в зале можно увидеть выставки диаметрально противоположные, от техноангелизма Никодима Лейбгама до пейзажной лирики рубцовских художников.
Галерея не замыкается, а существует как открытое пространство, где не только местные художники могут показать искусство. Нельзя сказать, что «Турина гора» заштатная галерея, тихая и скромная, иногда им удаются громкие проекты. Они стараются быть академичной галерей, где чувствуется стандартный подход к построению экспозиции, к работе с пространством. так как учат в университете напротив. Хорошо когда есть научная база, а не как некоторые новые галеристы нахватались верхушек и думают, что разбираются в изобразительном искусстве.
Для того зала, в котором существует галерея, в тех идейных рамках, что заданы, «Турина гора» галерея вполне успешная. Они много сделали, постоянно придумывают новые проекты, участвуют в межгалереийнх мероприятиях, иногда хулиганят. Какая прелесть выставка у них в туалетной комнате.
Ее мы показывать не будем, вы зайдите, посмотрите юбилейную выставку, там есть интересные работы и загляните в уборную, это часть экспозиции.
Осталось поздравить всех, кто причастен к работе галереи «Турина гора» Искусствоведов, художников, Москвитиных и публику и пожелать 1000 лет процветания.
Е. Москвитина.
Вова и Катя хорошие люди. Они работают, у них получается. Они развелись, это не помешало галереи и промыслу. Удивительно высокие отношения.
СХ.
Свой живописный рассказ о природе представили бийские художники Сергей Жук и Наталья Черепанова в выставочном зале Союза художников.
Они являются в своем роде поэтами-живописцами, работающими в традициях русской реалистической пейзажной школы.
Название экспозиции «Образы родной природы» однако, обманчиво. Рассказ многогранен – это и натюрморт и портрет, и конечно пейзаж. На выставке не только образы алтайской природы, ее география была гораздо шире – Херсонес Таврический или турецкие – Пляж Клеопатры. Особое внимание уделено природе Крыма – вечер в Балаклаве, Старый пирс в Евпатории, А Образы русского зодчества берет на себя Сергей. Весеннее утро в Суздале, например.
Произведения Натальи мягкие – образы бабушки, девочки Кати и теплые натюрморты, а пейзажи разносторонние
Жук в натюрмортах использует более яркую палитру, а в пейзажах особое внимание уделяет природе Алтая – это и Катунь, и Ая, и село Манжерок.
Авторы, как правильные художники – реалисты изображают природу во всех проявлениях,
Наталья – замечает чудесное в каждом миге – будь то утро, день или вечер Предрассветный туман, умеет четко уловить и передать настроение, а через него и саму жизнь.
Основа творческого метода авторов – работа на пленэре, палитра светлая, преобладают золотистые, фиолетовые, голубоватые оттенки. И в этих работах многоликость жизни, идея цветения.
Рай уже здесь на земле, вокруг нас, а счастье человека не только, в том, чтобы его заметить, но и в единении себя с природой, осознании ее ценности и величия. Да, кто-то скажет, какой романтизм, что мы не знаем этого. Но как только мы начнем понимать всю красоту и мощь того богатства что имеем – наших просторов, мы начнем глубже понимать жизнь, ибо природа-матушка великая сила и нужно жить в гармонии с ней, наслаждаясь каждым дуновением ветра и находя счастье в каждом миге.
Кто такая Татьяна, зачем я ее держал в программе? Наверное, по договору из университета пришла и я старался.
Гундарин
Я часто звал Михаила Гундарина в программу. Не потому что он мой друг, а потому что большой поэт и серьезный редактор. Миша рулил журналом «Барнаул литературный», был авторитетным политическим обозревателем на ТВ, выпускал книги себе и друзьям, например помогал Наташи Николенковой и Саши Вайс.
Миша может много говорить по делу и бесконечно долго читать стихи. Я думаю что это лучший поэт в стране которого я лично знаю. Я еще лично знал Вознесенского и Евтушенко, но они умерли. А Миша уехал в Москву. Его выперли из Барнаула по заданию губернатора Карлина.
М. Гундарин.
Сегодня у нас читал стихи из новой книги Михаил Гундарин, а еще вышла очередная книга Сергея Теплякова и не побоюсь этого слова, великого драматурга современности Александра Строгонова. Как-нибудь и про них расскажем.
24.03.12
Мы не станем говорить про цирк и кино, хотя, это прекрасные и важное искусства. Поговорим о театре драмы с его директором Березиной Любовь Михайловной.
Это было первое интервью директора театра после ее назначения. После 10 лет понятно что она за специалист. Театр работает, приглашают режиссеров. Через 2 года после того как ушел губернатор Карлин, она насмелилась позвать на постановку Золотаря. Нормальный директор. Обыкновенный.
Е. Березикова.
ГМИЛИКА
Выставка творческой мастерской архитектора Александра Деринга.
Вот уже 20 лет Деринг и его коллеги работают на просторах Барнаула. Это их можно спросить, а что это за стеклянные дама, отделанные плиткой, или что это за засилье псевдо купеческого стиля, откуда у нас это стилевое безобразие крылечек на красной линии. Можно конечно им это сказать, но мы знаем ответ.
Ответ прост, так хотел заказчик. Во всем виноват заказчик. То, что предлагает архитектор, превращается в недоделки и за редким исключением, архитектурный проект доходит до реального задуманного воплощения. Такие времена.
Деринг со своей мастерской «Классика» вписался в это время, в стране после советской плановой типовой архитектуры началось архитектурное творчество. Им есть чем гордится, они успешные.
Выставка достижений творческой мастерской Деринга в ГМИЛКИА скоро закроется и переедет в галерею «Республика ИЗО».
В этом же музее можно посмотреть выставку графики Татьяны Бондаренко.
Техничная графика, особенно удается автору городской пейзаж, с его архитектурной строгостью и ритмичностью. Бондаренко давно работает в художественной школе, это бросается в глаза, дело в том, что педагоги художники не замечают как становятся однообразными. В первую очередь композиционные решения – пейзажи проще, натюрморт по примитивнее, это объяснимо, много работы с учениками. Педагоги не согласятся со мной, но посмотрите на коллег критическим взором. Так что в натюрмортах и пейзажа у этого художника есть много школьного не специально, нечаянно.
Родная речь
Это новое актуальное искусство, которое существует на улицах и в галерейном пространстве. Этот проект называется «Родная речь».
Художник Иван Дмитриев, самый и актуальный автор в Барнауле на сегодняшний день. После проекта «Глазами мертвой рыбы» он первый по инсталляциям. В пространстве «Республики ИЗО» мы нашли новый смысл стрит арту.
«Родная речь» это граффити, объект и литература, это суть нового искусства, где безгранично возможны прочтения идеи. Где тема, как символ, а искусство – знаки, которые публика может читать в любом порядке.
По порядку – литература местных авторов, нос – просто великий и высокохудожественные граффити. Хотите другой порядок? Нос, книжки, картинки со смыслом.
Мы раскрываем автора, этих граффити потому что он не уличный хулиган в стили примитивно хипхопа. Он идейный художник потому что «Родная речь», это русская литература и современный изобразительный язык.
ТАСС
Зачем я пошел на этот концерт, хотелось посмотреть как существуют барнаульские рок группа второго эшелона постсоветского периода.
«Первое завтра» появилась так давно, что мне кажется они лет 30 фланируют туда обратно, то выступают, то пропадают. У этой группы есть свое лицо, только оно не запоминается, если конечно не стараться.
Сергей Скаредов лидер «Первого завтра» не до хиппи. Вроде бы и флейта и лирика, и поиск себя вне себя. Не понятая джаз-рокавая эстетика, в которой у них нет попадания. Теперь я понимаю, что это их своеобразие интересно зрителю, Уникальное явление – зависания во времени. Время меняется, рокеры стареют, джазмены совсем, а впереди давно диджеи и хипхоперы. А «Первое завтра» и Скаредов сценическое имя Сюр – привет из прошлого века.
Группа была во втором ряду фоне звезд того времени групп «Дяди Го», и «Сестра». «Первое завтра» было плохо видно, но они все равно часть истории рок н ролла Барнаула, а теперь еще утяжелились, накопили, может через 20 лет, станут легендами.
Не зря сходил на концерт, посмотрел, как сегодня выглядит забытый рок н ролл. Мне всегда хотелось группу «Первое завтра» назвать «Забытым понедельником», странная ассоциация об этом стоит подумать.
Вторым номером концерта был Дмитрий Кошелев, в историю барнаульского рока он попал как «Митрофан Насосов». Он все еще жив и поет, живет в Москве, работает в культовом книжном магазине, акклиматизировался в столичном андеграунде. Он изменился, поправился, а играть на гитаре ему не нужно, он актуальный панк. Насосов был вполне органичен в своей музыкальной среде.
С. Скаредов.
Я помню его подростком, мама у него работала директором библиотеки и был он тогда Митрофан.
Анонсы, гастроли: 28 марта «Круиз», 7 апреля «Черный лебедь», 13 – театр пластики рук, 16 – Алегрова, 24 – «Ласковый май», 25 – хор Сретенского манастыря, 26 – ДДТ. 20 апреля с гостролями на родину приедет легендарный Евений Чикишев и будет концерт группы «Дядя Го».
27 марта День театра в драмтеатре проидет встреча с актером Алексеем Николаевичем Самохваловым – патриархом нашего тетара.
07.04.12
Культурное пространство в городе насыщено, но не напыщенно. Наши деятели искусств скромные, открыв выставку скромно стоят в сторонке, выпустив спектакль ждут рецензий, а не оваций и цветов. Утеряно уважение к людям искусства и только эстрадные фигляры обласканы.
В программе «Афиша» я рассказываю о наших артистах, музыкантах и художниках. «Афиша», это мое мнение, а вы уважаемый зритель, сходите на спектакль, концерт или выставку и составьте свое мнение.
Бременские музыканты
«А что бы ты хотел?» – спрашивает меня один из музыкантов группы «Другие дяди», которые заняты в спектакле Молодежного театра «Бременские музыканты». И мы опять заспорили о месте музыкантов в контексте спектакля.
Режиссер Вячеслав Кокорин большой мастер, он не ищет новых форм вызывающих удивление зрителя, он старается создать цельное представление, где актерское мастерство, музыка, оформление спектакля работают на одно – донести смысл.
В «Бременских музыкантах», в этом музыкальном спектакле, конфликт и так на поверхности, его не нужно углублять и драматизировать. Любовь – конфликт поколений, юношеский максимализм, раннее сексуальное влечение. Разве вы не думали о том, что сбежав и проведя ночь с трубадуром, этот рокер и юная принцесса говорили о философии Гегеля. Нет, это падение марали, это не почтение родителя и в конце концов, это не патриотично. Она должна понимать, что этот рокер-трубадур, как оранжевая зараза раскачивает лодку.
Всё это сложности человеческих взаимоотношений, не заметил я что бы артисты думали об этом, они просто поют. Мило поют, но нет переживаний и страданий. Этот спектакль просто детский, даже в мультике, который вышел в 1969 году был сарказм по поводу глупой власти и намеки на глупость охранки – КГБ, сексуальную революцию и была новая музыкальная идеология. Мультик напичкан подтекстами, а в этом спектакле вяло с идеей.
Вспомните костюмы героев мультфильма, там все точно подчеркивает внутреннее напряжение. А тут твидовая история, да рубашки в клетку и никакого тебе нового искусства. Да и музыкально эта эстетика полурока уже не актуальна. Зал раскачался один раз, когда трубадур включил бумбокс.
Надо ли осовременивать эту сказку, стоит ли выводить конфликт или пора эту историю записать в классики и пусть она живет как «Морозко» и «Золушка».
А что музыканты – хорошо играют, сидят на самом верху их видно и прекрасно слышно.
А вот роль шута в исполнении Алексея Межова совсем не понятна, зачем он гоняет по сцене этот дорогой белый шар. Что этим хотел сказать режиссер, куда мир катится?
Другие дяди.
Сейчас подумал, что уже тогда Кокорин был устаревшим человеком и режиссером. Бывает такое, что режиссер остается в совей эпохе, а театр уходит вперед. Я знаю таких режиссеров.
Бабий бунт
Бабий бунт.
Советская оперетта, это у нас нарядная европейская оперетта не всегда получается, как говорил Жванецкий, «фрак отдельно – актер отдельно», а в этой истории все в меру. Хоть и не казацкая станица, но спеть и сплясать аля народное творчество наши артисты могут прекрасно.
Не было надрыва, натянутости, легко и свободно, с плоским, шутками, прямолинейной маралью, все назидательно и поучительно.
Построен спектакль интересно, он объемный, круг в центре зала разворачивает не замысловатые декорации и задник, на который проецируют картинку – речка, станица, поле тоже разворачивается, подучилось псевдо 3D присутствие и этот ход не раздражает. Круг, конечно, реже можно было крутить, а то он сильно шумит.
История простая, «Бабий бунт» и этим все сказано. В очередные смутные времена в станицу вернулась фабричная дивчина, нахваталась в городе идеологической заразы, вот и смутила женщин на акцию протеста. За что борются? За мир во всем мире, за уважение и собственное достоинство, но кругом любовь и ни как не получается собственного достоинства. За обещание ласки и нежности селянки прощают хлопцев.
Роли яркие, присутствует некая лубочность, Гальцева, Августовская, Кашин они в этом жанре настолько гармоничны, что даже кашенский дед с его наигрышами не вызывает дурных эмоции. Оперетта ведь.
Есть несколько ляпов. Не совсем уместным показался мне танец с саблями, номер должен быть эффектным, но он не отточен и полезла самодеятельность. Оркестр был хорош, потому что работал под управлением приглашенного дирижера.
Не скучный спектакль. Наверное, народный и если подумать, то злободневный – насилие в семье, движение феминисток, вопросы равноправия полов, все это и сегодня страсти-мордасти, а любовь всегда актуальна.
Сеньор из общества
Это настолько тупая комедия, что в ней трудно разглядеть, что-либо умное.
Тут только по ржать. История уровень Петросяна и всего актерского мастерства не хватает разогнать историю до страстей, до переживаний. Суета сует, ни красоты не ума – «Сеньор из общества».
Если задаваться вопросом, зачем эту историю потащили на сцену драматического театра, то напрашивается один ответ, искали пьесу проще для старшего поколения. Нашли, тот зритель для кого ставили, смеется с первой сцены. И «Аншлаг» по государственному телеканалу показывают и рейтинг запредельный. Это показательный момент.
Одни умники желают Уильямса и страстей по Брехту, а другие умники говорят, что народ требует развлечений, что зритель жаждет отдохнуть в театре.
А драмтеатр, как транспорт общего пользования, он движется по расписанию утром «Генералы песчаных карьеров», вечером «Таксист». Так что на этот спектакль есть свой зритель.
Если говорить о массовости театра, то драму в год посещают, примерно, 70 тысяч, это каждый 10 житель города и это говорит о том, что Барнаул город театральный, зритель у нас массовый. Вот вам и спектакль с хорошими артистами, с конкретной историей, где нет ни подводных камней, ни второго плана, ни революционного подтекста. Артисты играют итальянскую семью из Финляндии, судя по реакции и по ритму, оно и правильно, зачем суровым сибирским жителям итальянская истерика с размахиванием руками. У нас другое представление о жизни.
Кроме суеты и нескольких колоритных сцен, появление Вадима Синицына и Киркова старшего, мне мало, что запомнилось. Музыка жила отдельно, декорации сами по себе, в которых главный элемент необыкновенных размеров нижнее белье, но от них нет жизни на сцене. Эти актеры, такой спектакль сыграют и без декорации, дверь, кресло и стол, больше ничего не надо.