Спелый август бесплатное чтение

  • Спелый август – пора проливных звездопадов…

«Бьётся сердце родимой земли…»

Стихи Максима Климова, пожалуй, могут поначалу даже удивить – неужели среди сегодняшних многочисленных и разнообразных поэтических экспериментов, подчас поражающих более яркостью и эпатажем, нежели подлинной глубиной, есть место вот таким классическим, в самом лучшем смысле слова традиционным стихам? Воскрешающим в памяти не только есенинско-клюевскую традицию, но и более ранние опыты золотого века русской поэзии? Оказывается, есть, и это весьма отрадно. Более того – это абсолютно живое, отзывающееся слово, это целая палитра красок и нюансов, чувств, звуков и, что превыше всего – талантливое поэтическое воплощение важного опыта жизни.

Казалось бы, тематику стихов Максима Климова можно определить кратко – это стихи о русской природе. А ещё – о любви. Точнее, не «ещё», а одновременно. Образы природы и возлюбленной оказываются нераздельны, и из этой нераздельности распахивается и сотворяется целый мир. Действительно, мифопоэтика, одухотворение, очеловечивание природы – это то, что сразу завораживает в большинстве стихотворений книги. Образы двоятся, реальность пейзажных деталей оборачивается мифопоэтической метафорой, стирается грань между природным и человеческим. Показательно, что три времени года женского рода – осень, зима и весна – предстают в фольклорно-мифологическом, одухотворённом ореоле:

  • Осеньжар-птица на воле —
  • Перья роняет с небес…
* * *
  • Зима – красавица, царица, госпожа,
  • Повелевай, приказывай и властвуй!
* * *
  • Босоногая фея-весна
  • По проталинам в танце кружится…

Природа – в самых разных своих проявлениях – в поэтическом мире Максима Климова – это не просто живое, но и уподобленное человеку существо; в этом уподоблении – неиссякающий источник авторской оригинальной метафорики:

  • Ниспадают на хрупкие плечи
  • Белоснежные локоны вьюг
* * *
  • Жёлуди, сбросив береты,
  • Спят у подножий дубов…
* * *
  • Одичавший сад, кресты на окнах,
  • Вставший во весь рост чертополох…
* * *
  • Под подолами хвойных красавиц
  • Схоронились от взглядов грибы…
* * *
  • Лишь болото мшистыми губами
  • Что-то тихо шепчет за спиной…

Характерно, что лирический герой, как кажется, одинок – тема уединённости, впрочем, скорее благой, нежели трагической, звучит достаточно часто («Я наедине с самим собой»), однако удивительным образом именно природа создаёт вокруг героя жизненное пространство – эмоциональное, ментальное, событийное («Вслух поговорить с родной природой»), и окружающий мир предстаёт и населённым, и обладающим душой и сознанием.

Стихи Максима Климова невероятно живописны – создаваемые им образы переливаются самыми разнообразными красками: «карельский изумрудный хвойный лес», «бледным призраком рой мотыльков», румяные щёки, пылающие «как два снегиря», «ржавая дробь рябин» – этот мир действительно видится, но не только… Он ещё и осязается, и вдыхается, и слышится, действительно вызывая в читателе вереницу чувственных впечатлений. И да, это очень «звучное» пространство, целый мир многоголосья, в котором всему есть место – и пронзительному блюзу листопадов, и шуму воды на перекатах, и пению родника в лесной глуши, и трелям птиц в малиновых закатах, и нежному благовесту, и громогласному эху, и потоку заклинаний…

Ещё одна важнейшая тема книги – тема деревни, опоэтизированной сельской жизни. В зримых, реалистических, даже натуралистических деталях прозревается – если проводить невольно возникающую аналогию с новокрестьянской поэзией – «избяной космос». Малая родина, сельские строения – дом, амбар, сарай; сельская природа – всё это обретает особый, вселенский смысл, предстаёт изначальной точкой отсчёта и питательным источником жизни:

  • Половицы скрипнут. Тихо так
  • Лязгнут косы, на стене качаясь.
  • Пару тайн раскроет мне чердак,
  • Вспоминаю детство улыбаясь.
* * *
  • Захотелось сбежать из столицы,
  • Захотелось вернуться туда,
  • Где туман над водою клубится,
  • Где идёт полным ходом страда.
* * *
  • Сарай просевший, запах сена,
  • Замок амбарный калачом.
  • Красива шапка белой пены
  • На крынке с козьим молоком.

Удивительным образом создаваемый поэтический мир выходит далеко за рамки зримой топонимики: пространство природы средней полосы размыкается за счёт неожиданной метафорики и сравнений, и появляются «снежинки-валькирии», «сюрреализм ночного боя», «крестовый поход» зимы, «белые, изящные чертоги», «чары сказочных магов», «зарево дальнего фронта», «траурные наряды» «степенно вдоль пашни» бредущих воронов…

Но порой о расширении смыслового и географического пространства до вселенских масштабов говорится прямо и недвусмысленно – и в этих строках авторский лаконизм, сила столь лапидарного, столь ёмкого, впечатляющего слова предстаёт во всей полноте:

  • Зовут, зовут космические дали,
  • Загадки многочисленных планет.
* * *
  • И лёгкий привкус вечности и смерти
  • В листве опавшей, в осени, в тумане…
* * *
  • Циклична жизнь, и мы не удивимся,
  • Утратив связь начала и конца:
  • Умрём сегодня, завтра вновь родимся,
  • Меняя роль «улова» на «ловца».

Не секрет, что сейчас в нашем обществе (и в литературных кругах, соответственно) можно обнаружить самые разные настроения, и далеко не все они созидательны и конструктивны по отношению к нашей отечественной культуре, истории, к нашей стране. Подчас что-то совершенно противоположное поднимается на щит и преподносится как новаторское и прогрессивное (тут бы впору задуматься, что новаторским оно видится из-за того, что испокон веков было чуждо нашей культуре, и, видимо, не просто так). Молодым людям свойственно искать новые формы, новые идеи, и это хорошо и правильно. Главное, не заблудиться на этом пути и обретать действительно созидательное, уклоняясь от манипулирования нашим сознанием с отнюдь не благими целями.

Поэзия Максима Климова – яркое и талантливое свидетельство того, что русская поэзия хранит свои лучшие, жизнестроительные традиции, что не может не радовать и не вселять надежду.

Профессор Г. Ю. Завгородняя,

Литературный институт им. А. М. Горького

I

«Плачут сосны слезами золотыми…»

  • Плачут сосны слезами золотыми —
  • По щекам размазанный янтарь.
  • Травами густыми полевыми
  • Застилает лето свой алтарь.
  • Яркими стежками иван-чай
  • Вышит у соседнего забора.
  • Поцелуй крапивы невзначай —
  • Ощущенье жгучего укола.
  • Солнце спелым яблоком с небес
  • Падает в раскрытые ладони.
  • Вечер с комарьём наперевес,
  • Облака плывут на небосклоне.
  • Острой бритвой тонкая осока
  • Режет в кровь податливую плоть.
  • Из кустов испуганно сорока,
  • Затрещав, торопится на топь.
  • Липы цвет душистый и пьянящий,
  • Возле озера – некошеный бурьян.
  • Омут, гипнотически манящий,
  • Прячет правду, скроет и обман.
2000

«Сероглазые тонкие вербочки…»

  • Сероглазые тонкие вербочки
  • Тень роняют на пыльный большак.
  • Ветер гладит пушистые веточки,
  • Незаметно сгущается мрак.
  • Закипает закатное золото —
  • Полыхнули зарницы вдали.
  • По-весеннему бодро и молодо
  • Бьётся сердце родимой земли.
2000

«В объятьях метели виски поседели…»

  • В объятьях метели виски поседели.
  • Зима начинает крестовый поход —
  • Укрыла снегами полей колыбели,
  • Ветра собрала всех мастей и пород.
  • Морозное небо с молочным светилом,
  • Дающим так мало тепла для земли.
  • Печные дымы, будто машут кадилом,
  • Курятся над избами где-то вдали.
  • Снежинки-валькирии в танце кружатся,
  • Сверкают кристаллы замёрзшей воды.
  • Голодные звери скитаются, злятся,
  • По сонным лощинам рассыпав следы.
  • Под заговор вьюги, смежая ресницы,
  • Засну, не увидев, как мимо ворот,
  • Звеня серебром, пролетят колесницы —
  • Зима продолжает крестовый поход.
Март 2006

«Покаянная проза рукой сентября…»

  • Покаянная проза рукой сентября
  • На горящих листах пламенеет не зря.
  • На оплаканном всеми дождями стекле
  • Капли странным узором застыли во мгле.
  • Вдоль пожарищ багряных кленовых аллей
  • Чинно шествует осень со свитой своей:
  • Круговерть листопадов, пронзительный блюз,
  • Ворох воспоминаний – томительный груз…
  • Гром торжественных маршей, кумач на ветру.
  • Смена моды и ритмов пришлась ко двору.
  • Рыжей бестии прелести – милый каприз,
  • Время года нагое, повсюду стриптиз.
Ноябрь 2006

Безымянные реки

  • Бледным призраком рой мотыльков
  • Возле пламени мается, вьётся.
  • По ковру молодых стебельков
  • Сумрак ночи неслышно крадётся,
  • Разливая туман-самогон
  • По стаканам росистых оврагов…
  • Вся округа окутана сном,
  • Будто чарами сказочных магов.
  • Из иллюзий плетётся узор
  • И свинцом наливаются веки.
  • Прочь из мыслей накопленный сор
  • Вновь несут безымянные реки…
Март 2008
Рис.0 Спелый август

«Осень – жар-птица на воле…»

Памяти Е. А. Титовой

  • Осень – жар-птица на воле —
  • Перья роняет с небес
  • На опустевшее поле,
  • На разукрашенный лес.
  • Жёлуди, сбросив береты,
  • Спят у подножий дубов,
  • Спрятав надёжно секреты
  • В зыбких полотнищах снов.
  • Жалки поникшие травы,
  • Мягко планирует лист.
  • Влагой залиты канавы,
  • Воздух прозрачен и чист.
  • Всякая милая малость
  • В сердце оставит свой след.
  • Строчками выразит радость
  • Духом воспрявший поэт.
Декабрь 2008, 11 декабря 2020

Гусли апрельской капели

  • Босоногая фея-весна
  • По проталинам в танце кружится,
  • Солнца диск – золотая блесна —
  • Высоко в чистом небе искрится.
  • Сон стряхнув, просыпается лес,
  • Выходя из объятий холодных.
  • Начинается время чудес,
  • Превращений и таинств природных.
  • Птичьи стаи повсюду галдят,
  • Позабыты пурга и метели,
  • А в душе, пробудившись, звенят
  • Гусли звонкой апрельской капели.
2009

Признание

  • Хрустальный звон подвесок ледяных,
  • Меха снегов, искрящихся повсюду,
  • Атлас и бархат платьев дорогих,
  • Ажурных кружев серебро – подобно чуду.
  • Зима – красавица, царица, госпожа,
  • Повелевай, приказывай и властвуй!
  • Тебя встречаю я, от холода дрожа,
  • И восхищённо восклицаю: «Здравствуй!»
  • Ветрами хлёсткими безжалостно гоним,
  • Пленён морозами, но радуюсь безмерно
  • Трём месяцам, трём спутникам твоим,
  • Несущим службу преданно и верно.
  • Пусть ноги в пляс уводит гололёд
  • И все занесены окрест дороги,
  • Люблю снежинок ангельский полёт
  • И белые, изящные чертоги.
2009
Рис.1 Спелый август

«Под подолами хвойных красавиц…»

  • Под подолами хвойных красавиц
  • Схоронились от взглядов грибы.
  • Ветер северный – прыткий упрямец —
  • Рыжих клёнов взъерошил вихры,
  • Потрепал дальних склонов загривки —
  • Резко дёрнул цветастую шаль —
  • Закружил лоскуты и обрывки,
  • Увлекая в туманную даль…
  • Поле голое, жухлые травы.
  • Кисея моросящих дождей
  • Над огнём золочёной дубравы
  • Развернулась печалью своей.
  • Словно ход свой замедлило время:
  • Смолкли звуки, остыла земля.
  • И нелёгкое сонное бремя
  • Принял разум, активность губя.
  • Улеглись все былые тревоги,
  • Успокоилось сердце в груди.
  • Жаль, раскисли пустые дороги,
  • Безмятежные дни впереди.
2009, 11 декабря 2020

«В безмолвии белых степей…»

  • В безмолвии белых степей
  • Качает уснувший ковыль
  • И гонит алмазную пыль
  • Метель всё сильней и сильней.
  • Вдогонку за тройкой летит,
  • Ярится и мчит по пятам.
  • «Тебя никому не отдам», —
  • Как заговор мрачный твердит.
  • Ямщик не щадит лошадей,
  • Звенят бубенцы под дугой.
  • Он бледный и еле живой,
  • Терзаем судьбою своей.
  • Неужто, попав в кутерьму,
  • Придётся бесславно пропасть?
  • Оскалилась снежная пасть,
  • Пуская в кромешную тьму.
  • Ветра как с цепи сорвались —
  • Клокочет бушующий шквал,
  • На сумрачный дьявольский бал
  • Все разом они собрались…
  • Светает. Забрезжил рассвет,
  • Минула ужасная ночь.
  • Рассеялись, сгинули прочь
  • Тревоги, и страхов уж нет.
  • В безмолвии белых степей
  • Качает уснувший ковыль
  • И гонит алмазную пыль
  • Метель всё сильней и сильней.
2009

«За лесистой каймой горизонта…»

  • За лесистой каймой горизонта,
  • Разливая малиновый свет,
  • Будто зарево дальнего фронта,
  • Солнце шлёт уходящий привет.
  • В тишине наступает прохлада,
  • На траве появилась роса.
  • Освещает, мерцая, лампада
  • В полутёмной избе образа.
  • Вот и сумерки – скорые гости,
  • Из теней заплетают узор.
  • Чёрной ратью – кресты на погосте,
  • И туман застилает простор.
  • Крик совы над рекой раздаётся,
  • Шелестит долговязый камыш.
  • Сердце нервно, испуганно бьётся —
  • Пролетает летучая мышь.
  • За околицей лает собака,
  • Еле слышно калитка скрипит.
  • Сквозь вуаль полуночного мрака
  • Позолоченный месяц глядит…
  • Глупый страх и пустая тревога.
  • Беспокойство и мелкая дрожь.
  • И зовёт в неизвестность дорога,
  • Где склонилась колосьями рожь.
2010, 9 ноября 2020

Бабье лето

  • Бабье лето, бабье лето —
  • Вереница тёплых дней.
  • Солнцем ласковым согрето
  • Жниво, золото ветвей…
  • В небе чистом, в небе ясном
  • Журавлей кричащих клин.
  • Пламенеют в цвете красном
  • Гроздья огненных рябин.
  • Тихий шёпот листопадов.
  • Ярких красок карнавал
  • Сменой сказочных нарядов
  • Всё вокруг околдовал.
  • Бабье лето, бабье лето,
  • Жаль, недолгая пора —
  • Пролетит, растает где-то
Продолжение книги