О культуре в Барнауле. Том №12. 2016 г. бесплатное чтение
© Вадим А. Климов, 2024
ISBN 978-5-0055-9711-3 (т. 12)
ISBN 978-5-0051-8547-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Это последний 12 том «О культуре в Барнауле» год 2016.
Программа «Афиша» выходила в местном телеэфире почти 25 лет. Еженедельно я рассказывал о событиях культуры. У передачи был узнаваемый формат, который сложился еще в начале 90-х годов. Программа незаметно менялась. Появлялись передачи, которые я называл «нетленки», это некалендарные программы.
Последние 8 лет я жил на две страны и три города, плюс почти три летних месяца проводил в горах. В это время шли «нетленки». В 2016 году все уже было сложно. Закрывалась редакция, мы как-то дорабатывали, но подробностей я уже не помню.
В последний 12 том вошли тексты передачи «Афиша» за 2016 год и тексты, опубликованные на сайте культбарнаул. Этот сайт мы запустили в 2014 или 2015 году, а осенью 2021 года я его закрыл. Одно время сайт хорошо развивался, но потом пришел кризис, денег от рекламы стало меньше, а журналисты не хотят писать о культуре без гонорара.
Год на ТВ я начал с «нетелнок».
06. 01 Петр Винс.
13. 01 Хор Тарнецкий.
20. 01 Лариса Любивая.
27. 01 Выставка «Республика ИЗО» «Андеграунд 20 лет».
Что бы подогревать интерес, я много писал на сайт культбарнаул. Постарался быть объективным к ансамблю «Алтай». Перед публикацией показал текст минИсторки культуры.
Танцуй, Алтай молодежный
Текст о представлении Государственным молодежным ансамблем песни и танца «Алтай» в рамках международного культурного форума в Санкт-Петербурге. Программа «Вечер современной хореографии на тему творчества Шукшина «Жил человек».
Секция «Балет и танец» на международном культурном форуме в Санкт-Петербурге для меня была не самой интересной. Актуальнее было посетить пленарное заседание «Культура как драйвер развития городов», в котором приняли участие заместитель Председателя Правительства, главный архитектор г. Москвы, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.
А в рамках секции «Балет и танец» было несколько любопытных мероприятий, например, круглый стол главных редакторов балетных журналов «Балетная критика в эпоху Интернета», и премьерный показ фильма-балета Бориса Эйфмана «Братья Карамазовы». Я далек от балетной критики, а про Эйфмана, помимо того что он – величайший балетмейстер, могу сказать только, что он родился в городе Рубцовске Алтайского края.
Но было в программе событие, которое особенно меня заинтересовало. Вечер современного танца по творчеству В. М. Шукшина «Жил человек», мастерская Народного артиста СССР Владимира Васильева, в исполнении ансамбля «Алтай».
Свое мнение про ансамбль «Алтай» я несколько раз высказывал: непонятно мне, зачем Алтайскому краю еще один коллектив, похожий на ансамбль «Огоньки». А с другой стороны, почему бы не быть «Алтаю» и «Огонькам», я же уверен, что Барнаулу необходим городской драматический театр. А некоторые подумают зачем, хватает же краевого драмтеатра.
Из всего репертуара молодежного ансамбля «Алтай» я видел одну концертную программу «Сказ об удивительном крае», это была «развесистая клюква». Но в 2012 году ансамбль показал одноактный балет «Дом у дороги» по одноименной поэме Твардовского. Хореограф-постановщик Владимир Васильев!
Событие широко обсуждалось в прессе, так как сотрудничество с выдающимся, всемирно известным хореографам делает честь коллективу.
Александр Березиков – художественный руководитель ансамбля, рассказал, что с Васильевым они встретились на одном из фестивале, где «Алтай» стал лауреатом, и в разговоре возникла идея о сотрудничестве. Идея совместного творческого проекта с Васильевым однозначно хороша, это не только высокое искусство, это стратегия продвижения ансамбля на большую сцену. И еще позиционирование региона, так как ансамбль «Алтай» часто используют в презентационных целях.
Если посмотреть прессу за тот период, заметно, как глава администрации края встречал известного балетмейстера. Предположим, что это входит в понимание губернатором концепции «Барнаул – культурная столица юга Сибири», которую он несколько лет назад инициировал. Замечательно.
«Дом у дороги» – не премьера, поставлен был еще в 1983 году, как телевизионная версия балета. Тогда Владимир Васильев был хореографом, режиссером-постановщиком, а также исполнителям главной роли. Премьера в Барнауле состоялась 22 сентября 2012 года на сцене Молодежного театра Алтая и была приурочена к 75-летнему юбилею Алтайского края. Я не видел этот одноактный балет, теперь, как только будет возможность, посмотрю.
Почти через четыре года появилась новая совместная работа ансамбля «Алтай» и Владимира Васильева. Балетмейстер активно работает с молодыми хореографами, организовав творческую мастерскую. Как раз в ее рамках пять молодых хореографов поставили в Барнауле «Вечер современной хореографии на тему творчества Шукшина «Жил человек». В программе вечера написано, что Владимир Васильев – режиссер и автор эскизов мультимедийной сценографии. Сотрудничество с таким мастером выводит алтайский коллектив на высокий профессиональный уровень, на какие бы фестивали коллектив не отправляли, имя Васильева в программке дорогого стоит. И кто-то за это заплатил.
Сколько стоит режиссер Владимир Васильев и весь проект с молодыми хореографами? Интересно, кто-нибудь считал, сколько раз нужно будет показать постановку, чтобы все это окупилось?
Узнав, что в рамках культурного форума в Санкт-Петербурге будет выступать ансамбль «Алтай», я договорился о встрече с художественным руководителям коллектива Александром Березиковым.
Программа вечера «Жил человек» состоит из пяти эпизодов: «Охота жить» – балетмейстер Константин Кейхель, «Поле, чудик, самолет» – Юлия Бачева, «Калина красная» – Дмитрий Антипов, «Выбираю деревню на жительство» – Дмитрий Залесский, «Праздники детства» – Елена Березикова.
Зачем государственному молодежному ансамблю песни и танца балет? Зачем из привычного жанра эстрадно-народного танца, в котором ансамбль комфортно существует, уходить в современный балет?
На эти вопросы худрук Александр Березиков ответил: «Интересно пробовать новое, хочется выйти из стереотипов понимания нашего творчества, хочется, чтобы зритель думал»
Но начали мы разговор не с этого. Березииков спросил меня, как я отношусь к заявлению Константина Райкина о цензуре со стороны разного уровня комитетов, управлений и министерств культуры, а так же о давлении различных общественных организаций на деятелей культуры.
Я сказал, что буквально не прошло и часа, как в прямом эфире прозвучало выступление Евгения Миронова, художественного руководителя «Театра Наций», который сказал президенту на государственном совете по вопросам культуры, что настало время принимать решение. Но президент, можно сказать, переадресовал вопрос министру культуры. Если следовать логике этих «общественников» и чиновников от культуры, то можно, например, написать заявление на ансамбль «Алтай» от какой-нибудь общественной организации, например, «Защитники Русской словесности верующие в Бога и Родину», и потребовать от прокурора закрыть вечер современного танца по произведениям Шукшина, так как это оскорбляет их чувства.
Прокуратура, скорее всего, разберется, не найдя оскорблений чувств верующих и разрешит постановку, но пока будет идти следствие, спектакль запретят показывать, а вдруг прокуратура найдет оскорбление. Если эксперты решат, что перенос текста в пластический язык танца ведет к разрушению патриотического образа героя в литературе Шукшина и негативно влияет на нравственное воспитание подрастающего поколения?
А представим, что начальник управления по культуре решит, что надо снять социальное напряжение и уволит художественного руководителя ансамбля. Думаю, найдутся желающие поддержать управление и встать на сторону оскорбленных зрителей. Так что такого рода идеологический терроризм – один из инструментов цензуры. Интересный разговор получился.
Дали второй звонок и нас пригласили в зал.
Балет – своего рода драматическое произведение, и почему не взять для либретто произведения Шукшина, танцуют ведь Пушкина и Достоевского, Толстого и Чехова, а на Алтае необходимо ставить балет по рассказам Василия Макаровича Шукшина, он – наше всё.
Это было интересное представление, я понимал, что ансамбль выступает не на родной сцене и это создает сложности артистам и зрителям, в первую очередь отсутствует оформление как оно было задумано художником постановщиком. Оформлен спектакль, это видеопроекция живописных работ Владимира Васильева. Васильев интересный художник. Алтайские пейзажи предгорий создают атмосферу вовлечения в пространство Шукшина, не зря режиссер Шукшин снимал некоторые фильмы на родине. Окрестности села Сростки, катунские просторы формируют характеры его героев. Помимо живописных работ на экране несколько раз появляется режиссер Васильев, он говорит о Шукшине, читает отрывки из его рассказов: этот прием часто используют кинодокументалисты, и в нашем случае, это заставляет зрителя не смотреть хореографические этюды как традиционный балет, а воспринимать происходящее шире, как современное сценическое действие.
Видеоряд не отвлекал, не раздражал. Зная, как устроена родная сцена коллектива, где весь задний фон – большой экран, понимаешь, что в Барнауле это выглядит намного интереснее.
Любопытно смотреть хореографические сцены по известным рассказам: стараешься понять сюжет, переведенный в пластический язык, характеры героев, развитие действия. Признаюсь, я терялся в некоторых моментах повествования, так как язык современной хореографии сложен для моего восприятия. У меня нет приличного знания современной хореографии, того, что называют «модерн». Казалось бы, направление развивалось весь 20 век, но в России модерн – это всегда что-то второстепенное. Если классический балет, как-то понятен, многие неоднократно видели прекрасные образцы русского балета; «Лебединое озеро» или «Спартак», то современный балет – это одновременно многообразие формы и пластическая раскрепощенность. Представьте, какая большая разница между художниками-реалистами, например, передвижниками, и авангардистами 20 века. Тоже, между современным танцем и классическим балетом.
Балет «Жил человек» – не авангард, не актуальное искусство, он поставлен в традиции советского балета. Хочется даже сказать «реалистического», но для балета, кажется, этот термин не подходит. Хотя давайте вспомним балет Игоря Моисеева, чем не реализм в стиле советского модерна.
Мне было интересно смотреть хореографические этюды на тему творчества Шукшина. Трагический эпизод «Калина красная» и драматический «Охота жить», трогательный «Поле, чудик, самолет», наивный «Выбираю деревню на жительство» вызывали эмоциональный отклик у публики. «Праздники жизни» мне показались затянутыми, но не выпадали из общей идеи и не раздражали.
Как мы представляем музыку к произведениям Шукшина?
Традиционно: балалайка, баян, русская напевность, деревенский наигрыш, частушки, страдания. Посмотрите финал популярного спектакля Театра Наций «Рассказы Шукшина» (режиссер Алвис Херманис).
Но для этого спектакля некоторые балетместеры не стали идти традиционным путем, они использовали музыку советских и зарубежных композиторов, хоровую симфонию «Перезвоны» Владимира Гаврилина, симфоническую поэму «Калина красная» Евгения Светланова, «Трио для фортепьяно скрипки и виолончели» Георгия Свиридова.
Хореографическая композиция «Выбираю деревню на жительство» поставлена на музыку Паскаля Комелада. Его сочинения обладают редкой мощью, они создают мистическую атмосферу, позволяя воображению каждого свободно двигаться вдоль музыкальной нити. Для эпизода «Праздники жизни» хореограф использовала музыку Павла Чекалина, который много писал для кинокартин Василия Шукшина, но не обошлось без частушек.
Спектакль заставляет задуматься. Яркий финал, мощное звучание, эмоциональное напряжение. На этой высокой драматической ноте, которая заложена в литературе Василия Шукшина, надо было и закончить программу, оставив зрителя додумывать и переживать.
Но все не так. Закончился балет и начались пляски, некая добавка, финальный номер: три прихлопа, два притопа, пятка – носок. Выйдя на трагический финал спектакля, который пусть и состоял из пяти отдельных эпизодов, но был цельным произведением, музыкально безупречным, закончить плясками не достойно балета, но обыкновенно для ансамбля песни и танца. На вопрос: «Зачем?» художественный руководитель сказал, что публика ждет от них как раз этого.
Зачем ансамблю песни и танца современный балет?
В Алтайском крае почти нет балета, ни классического, ни современного: балетная труппа в театре музыкальной комедии и студия самодеятельного творчества «Эос» – это трудно назвать балетной школой. Нет в городе главного – фундамента для существования балета, нет театра оперы и балета. В Барнауле много танцевальных коллективов, в первую очередь, детские ансамбли эстрадного и народного танца. Есть удивительная студия «Лариса», основа которой бальные танцы. Есть ансамбль «Огоньки», даже есть хореографический факультет в институте культуры, но все это не балет в академическом понимание.
Сотрудничество с современными молодыми, получившими классическое образование балетмейстерами, работа с большим мастером, признанным на мировой сцене, поможет ансамблю «Алтай» сориентироваться и найти направление развития, хоровод водить или продвигать на Алтае современный балет.
Василий Шукшин сегодня – один из нравственных авторитетов, его произведения читают, ставят в театрах, экранизируют и танцуют.
Под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума фонд возрождения национального культурного наследия «Формула успеха» имени В.М.Шукшина, журнал «Сеанс», открытая студия «Лендок» провели Международную научно-исследовательскую конференцию «Диалоги о Шукшине». В числе приглашенных были исследователи творчества Шукшина из Барнаула Александр Куляпин с докладом «Мотив кражи книг в творчестве Шукшина» и Дмитрий Марьин «Рисунки В. М. Шукшина: литературоведческий аспект». Было интересно послушать Анвара Олимова, переводчика из Таджикистана: «О переводе Шукшина на таджикский», и Дэвида Гиллеспи из Великобритании: «Сравнительный анализ повести и фильма „Калина красная“ В. Шукшина с изучением изображения мотива „маскулинности“».
Британский ученый сказал, что Шукшин известен в англоязычных странах только узкому кругу специалистов.
Последнее время в Алтайском крае навязчивая пропаганда Шукшина и, так называемое шукшиноведение в административном стиле, например, издание восьмитомника и следом переиздание уже девятитомника, которые являются подарочным изданием и малодоступны читателю.
В крае нагло спекулируют на творческом наследии Шукшина, используя его имя для продвижения коммерческих проектов, в первую очередь сувенирной продукции. Неразборчиво используют имя писателя для позиционирования края. Как говорят в Сростках, «в каждой бочке затычка».
Поэтому «Вечер современной хореографии на тему творчества Шукшина «Жил человек» вызывал настороженность, но, посмотрев, признаюсь, что мне было не стыдно.
Знаете, бывает такое, когда совестно за то, что смотришь.
Остался вопрос. Что значит «Молодежный» в название коллектива? То есть артистов, кому исполнится 35 лет, будут увольнять, чтобы не получилось как с ансамблем «Огоньки»? Кстати, в филармонии не так давно поставили сказку «Конёк-Горбунок» – хореографический спектакль на музыку Родиона Щедрина, в котором артисты ансамбля русского танца «Огоньки» впервые танцуют в сопровождении симфонического оркестра.
Не буду сравнивать ансамбль «Огоньки» и «Алтай» пусть будет и тот, и другой, пусть будет много искусства разного и хорошего.
Хороший у ансамбля «Алтай» получился вечер современной хореографии, даже осадка не осталось, только замечательное послевкусие от творчества Шукшина. Хорошая работа, любопытная подача, смелый выбор материала, пусть конъюнктурный для Алтайского края, интересная режиссура, оригинальная хореография, актерское мастерство, верная стратегия продвижения и позиционирования коллектива, это прекрасно. Заслуженные аплодисменты.
Зачем я задавал столько вопросов, которые раздражают руководство ансамбля, которые, наверное, не понравятся артистам, точно вызывают недовольство в управлении по культуре. Для того, что бы стало понятно, искусство не только развлекает, но и заставляет зрителя задуматься. Разве не об этом балет? Вот я и подумал зачем «Жил человек».
А «нетленки» продолжали выходить
03. 02 Александр Строганов.
10. 02 Спектакль «Бег».
17. 02 Елена Шангина.
24. 02 Спектакль «Укрощение строптивой».
Я откликался на какие-то общие темы, меня часто звали дать комментарии по культурному поводу. Я не отказывал, а потом писал свои тексты на культбарнаул.
Позвал ее Серега на выставку Ван Гога
Начну с того, что Шнуров великолепный организатор и тонкий знаток искусства. Он играет и поет, пишет стихи и картины. Его живописные произведения хранятся в музеях. Песня про штаны и туфли необыкновенно точное описание современного мира. Оставим в покое всю хренатень про девку с толсто жопой. Обратим внимание на главное послание.
Ее позвали на выставку Винсента Ван Гога. Сегодня после «очереди на Серова», после интеллигентного стояния на Фантанке за Кало. Глядя на массовый заход публики на открытие выставок, например, на выставку Владимира Шинкарева в Namegallery – Санкт- Петербург, где было, не протиснутся или даже на периферийную галерею «Республика ИЗО» в Барнауле, где на открытие выставок стало приходить столько любителей изобразительного искусства, что плечиков в гардеробной не хватает и сидр быстро кончается. Предполагаю, что настало время возражения интереса к изобразительному искусству в определенном контексте.
То, что в стране сформировалось два класса, говорят многие, для простоты некоторые определяют их как интеллектуальный класс и «другие», «чужие» или остальные. Интеллектуальный класс между битвой телевизора и холодильника выбирает художественную эмиграцию, уходя в концертные и выставочные залы. Обратите внимание на выставочные пространства музеи и галереи. В стране наблюдается интерес к так называемым культурным пространствам.
Если в столицах можно назвать известные и популярные крупные арт-пространства, то в областных столицах их немного. В Барнауле после оживления, которое мы наблюдали несколько лет назад, наметился спад. Закрывают галереи, анти-кафе и и арт-пространства например «Соль». Так что интеллектуалы валят, кто куда, на что хватает бабла.
Пофиг война, давай про выставки, спрос на которые уловил Шнуров. В столице точно будет очередь на Айвазовского, в Петербурге в галерее Anna Nova соберется творческая интеллигенция на открытие «Павшие и выжившие» Александра Дашевского, но перед этим будет еще Бакст в корпусе Бенуа. Это Петербург деточка.
А что Барнаул? Были очереди и в наш художественный музей, мы наблюдаем ежегодный массовый забег на музейную ночь, есть интерес и надо его стимулировать. Но чем?
Что произошло с выставкой Серова. К ним приехал президент и ломанулся народ. Выставку открыли 7 октября, Путин приехал 18 января тут то и началось. До этого очереди не было. Может это не любовь к искусству, а почитание культа Путина? Путин должен приехать на Айвазовского, там Крым и он наш художник. Я думал, что только Шишкин наше всё в изобразительном искусстве, как Пушкин, но оказывается Серов и Айвазовский тоже всё.
Что может предложить Барнаул, пока ничего – музей строят. Но если предположить, то можно показать Гуркина, он почти Шишкин и народ пойдет. Можно собрать весь реализм, что есть в музее и обратить внимание громкими именами, тот же Серов, Шишкин, Айвазовский, Поленов, Левитан, Саврасов. Прикинь Серега, это все есть в музее Барнаула. Но пока негде все это показать. Вот построят музей, приедет к ним губернатор, обязательно приедет, а может и сам президент приедет и пойдет народ на выставки.
А что могут показать галереи, что бы народ пошел? Могут выставить работы В. Каминского, В. Октября или всех Октябрей разом.
Выставка Каминского скоро будет, у него юбилейный год. Обязательно в течение года будут Октябри, по одному и вместе. Господа, ведите дам на выставку. Тёлки прутся от выставок, им некуда напялить ох эти штаны и лабутены нах.
Иногда я думаю, что нужно было сидеть в Барнауле делать календарные передачи, не высказываться критично по поводу работы министерства культуры Алтайского края, не раздражать губернатора, и тогда бы меня может быть пригласили на работу в комитет по культуре Октябрьского района. Я бы сидел там как сват министру и кум королю. Получил бы большую новую квартиру, завел бы машину с водителем. Но не повернулась ко мне судьба тем местом. Она повернулась другим. Машина с водителем у меня уже была, квартира в Барнауле есть. За что мне было прогибаться? Я жил в Санкт-Петербурге и почти 3 месяца показывал «нетленки».
03 03. Владимир Токмаков.
10 03. Константин Яковлев.
17 03. Михаил Гундарин – стихи.
В марте я вернулся в Барнаул и начал делать календарные передачи. За много лет работы, наш творческий коллектив почти не менялся. На монтаже почти 20 лет были Света Черникова и Слава Дейнега, впервые годы программу монтировал Серега Дружинин. Он умер. Не стану вспоминать всех, кто сидел на звуке, последние годы это был Рома Давыденко. Со мной все время были операторы Дейнега, Холодный, Шелягин, Кудрявцев, Хитрин.
В. Климов.
25.03.16
Здравствуйте, меня зовут Вадим Климов, я автор программы «Афиша», в которой мы говорим о культуре в городе Барнауле. Все забыли про истерику вокруг премии американской киноакадемии «Оскар». Есть объяснения, почему в России про «Оскар» говорят больше чем про премию «Ника». Про эту нашу особенность еще Грибоедов говорил, я за обыкновенный патриотизм.
В Барнауле вручили «Демидовские» премии, некоторые, наверное, помнят, как широко освещалась эта премия 10 лет назад и что теперь, ничего.
Скоро станет известно о победителях краевого конкурса в области культуры литературы и телевиденья, надеюсь, что про лауреатов этой престижной премии подробно расскажут средства массовой информации.
Героев надо знать в лицо, они же не партизаны в тылу врага. Чем не повод гордится родиной. Кажется, это называется патриотизм.
В программе «Афиша» мы говорим о культуре в Барнауле, сегодня премьера в театре драмы спектакль «Москва – Петушки». Выставки в галерее «Республика ИЗО». Я произнесу несколько слов в честь Дня работника культуры. Это не день милиции, его не отмечают концертом на «первом канале», но наша программа не криминальные новости, мы говорим о культуре. В финале программы будут анонсы.
Москва – Петушки
«Москва – Петушки», почему поэма Венедикта Ерофеева так популярна, почему уже 40 лет творческая интеллигенция восхищается трагической историей путешествия пьяницы, алкоголика и тунеядца Венечки, который едет несчастных 125 километров от Москвы до Петушков к ребенку и прекрасной даме сердца своего.
Поэма Ерофеева, это культовый текст культурного человека двадцатого века. Почему? Мне не дает покоя этот вопрос много лет.
Почему режиссер Максим Астафьев решил поставить это произведение на экспериментальной сцене краевого театра драмы вопрос не простой, видимо понимает актуальность текста, его вечность.
Потому что пьянство, на фоне которой разворачивается история жизни поэта, это хроническая болезнь русского интеллигента. Астафьев нашел интересную форму, создав эклектическое пространство – условное «Москва сортировочная», в котором герой из столичной парадной попадает в вокзальный ресторан, далее вагон электрички, а потом растворяется в этом алкопутешествие.
Создав пространство, режиссер наполняет его персонажами из мира главного героя и мир этот безобразен, нет в нем прекрасного, нет очаровательного, нет широты, нет душевности, а есть красавец поэт, весь чистенький в белой сорочке и только не хватает венчика из роз.
Интересное решение выделить героя из мира. Он одинок, он служит искусству, он живет в мире, потому что он, он, он… Мир его убивает.
Можно представить совсем другую историю, где поэт грязный бомж проснувшийся в подъезде, вечно бухой и уже не молодой. Но режиссер решил по-другому и актер Константин Кольцов великолепно справился с ролью. Венечка у него поэт окрыленный, воодушевленный, мечтающий, верный, заботливый, влюбленный и добрый. Он везет ребенку конфеты «Василек».
Кольцов в этой роле органичен, на него интересно смотреть, к нему прислушиваешься, в нем есть поэтическая образность. Актерский ансамбль скрепляет 4 ангела апокалипсиса, они же рабочие на стройке, они же пассажиры электрички, они кругом и этот круг сужается. В финале, в жутких масках и костюмах «адидас» они загоняют Венечку на самый верх лестницы, но это тупик и конец поэту.
4 артиста: Юрий Антипенко, Вадим Зайка, Вячеслав Сысоев, Игорь Черепанов это всё в спектакле, они создают фон человеческой массы, в котором варится главный герой и масса эта его поглотила.
Не спасают Венечку его белые ангелы. Эти два персонажа прекрасны в исполнение актрис Анны Бекчановой и Анастасии Тамиловой.
Есть бородатый анекдот. Утром в комнату к мужчине входит прекрасная блондинка в белом длинном пеньюаре, с прекрасной оттенком кожи слоновой кости. Она преподносит рюмку водки и грибочек на вилке.
– Как звать тебя милая, – спрашивает мужчина, выпив и закусив. Прекрасная незнакомка отвечает:
– Белая горячка.
Две дамы в белом, в спектакле «Москва – Петушки», скорее всего, не ангелы.
Перепутал Венечка. Но роли прекрасные, они заботливы и хорошо поют.
Музыкально спектакль уравновешенный, нет яркой темы и занудства, нет однообразия, а песня ансамбля «Серебренная свадьба» – «Саша не ходи на Черную реку», еще раз подчеркивает, что этот спектакль не про алкоголика, а про поэта.
В каждом произведение есть болевая точка, на которую можно надавить для смеха или слезы. Есть в этом спектакле эпизод про выбитые зубы. Женщина ханыга (удивительный термин) рассказывает свою историю. Актриса Елена Адушева эмоциональна, темпераментна, ее рассказ – трагедия, история падения, морального уничтожения. Актриса играет так, что зал вдруг начинает аплодировать на эмоционально подъеме. А тут плакать надо.
Странное произведение «Москва – Петушки», а спектакль получился интересный. Смог режиссер вскрыть эту язву общества. Хорошо, что он не дает ответа, почему поэма так популярна. Хотя, редко кто прочитал ее до конца, сломался сучий потрох после поцелую комсомолки. Мне хорошо, я в завязке.
К. Кольцов.
Вершины
Фотография искусство серьезное, не смотря на несерьезное к ней отношение в обществе. Сложностей в понимание художественного в фотографии много, некоторые свадебные фотографы уверены, что они фотохудожники, а некоторые зрители даже не представляют, что фотография, это изобразительное искусство.
Отдельное место в этом искусстве занимает пейзажная фотография и в нем особенная позиция у «горного» пейзажа. Горный пейзаж в изобразительном искусстве Алтая, жанр глубоко изученный и разработанный. То, что снимает и показывает Ксения Прохорова это традиционный горный пейзаж. Выставка, «Где в вершинах дремлют облака» результат путешествий по Алтаю. Почему горы считают красивыми, почему они вызывают такое восхищение? Это же обыкновенное нагромождение камней, хаос в его абсолюте. Еще никто из любителей горных путешествий не ответил на вопрос.
Я спросил тебя:
– Зачем идете в горы вы?
– А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой.
Я знаю ответ на этот вопрос от профессионалов гидов и спасателей, но не скажу, это корпоративная тайна.
Фотографии Ксении Прохоровой яркий пример традиционной тревел фотографии. Пейзажи и еще раз пейзажи, есть, наверное, в ее портфеле и другие работы, «но лучше гор, могут быть только горы», сказал тот же автор, который спросил, зачем идете в горы вы.
Творческий уровень, художественное качество этих фоторабот нельзя назвать выдающимся, но и бездарным не назовешь. Уверенный работы, хорошего фотоаппарата.
Хочу увидеть работы Прохоровой в другом жанре. Например, обнаженную натуру. А тема «сиськи» на этой выставке совсем не раскрыта.
Октябрь
Денис Октябрь «Касаясь ветра». Денис Валерьевич один из самых популярных художников Барнаула. Почему один из? Потому что Валерий Октябрь все же известнее, просто раньше начал свой творческий путь.
Денис художник разнообразный, есть несколько тем, которые ему отлично удаются. На встрече со зрителями, которая состоялась в рамках выставки в формате экскурсии по экспозиции и диалога с комиссаром галереи, то есть со мной, мы много говорили о творческой самобытности. Говорили о темах в его ранний период, о графики и даже фотографии, о задачах, которые стоят перед современным художником.
Я категоричен по отношению к реалистическому пейзажу, которым славится традиционная алтайская школа, но в работах Дениса нет тех приемов и штампов, которыми как раз переполнен алтайский пейзажный реализм.
У Октября сложные отношения с миром. Что такое отношение в изобразительном искусстве, это система гармонии цвета. Произведения, которые показывает художник в проекте «Касаясь ветра», выполнены в сложных, тонких цветовых решениях. И говорят о непростом отношении художника к живописи. Все так запутанно, все так противоречиво.
Интересно отметить, что насыщенный романтизм, скрытый за туманами, так трогает современного зрителя, привыкшего к ярким краскам реального мира, что вызывает удивление. Хотя, какое удивление, если мы все знают, что сильных, уверенных романтиков любят женщины.
Нельзя сказать, что Денис Октябрь ориентируется на женскую аудиторию, это конечно, не примитивный ход какого-нибудь эстрадного «стасамихайлова». В живописи все намного сложнее и умозрительнее.
Художник создает тонкий мир отношений. И отталкиваясь от идеи тонких миров, можно столько наговорить о мистическом в творчестве художника, что это затянет, мы потеряемся в тумане и наступим на ежика.
Лека
«Исход слонов на север». Многие зовут его Лёка. Меня называют его другом, я суровым и справедливый друг. Он выдающийся художник, его живопись утонченная и высоко содержательная.
Его графика повествовательная, глубоко сюжетная, эмоциональная и доступная.
Алексей Чеканов гений. Его художественный дар очевиден. Его талант, это его данность, его личное пространство, его зона комфорта в агрессивной социальной среде.
Он всегда много работает, писал и рисовал, он способен подготовить большой выставочный проект. Можно вспомнить «999 картинок» в музее «Город» и некоторые другие.
С 1986 года Алексей Чеканов много сотворил. Но последнее время художник сконцентрировался на камерных, оригинальных проектах. Он выставлялся в галереях города, его последние проекты можно было увидеть в галерее «Республика ИХО».
Художник Алексей Чеканов еще в середине восьмидесятых годов 20 века стал заметным представителям неформального художественного движения в Сибири, входил в группу молодых художников, вокруг которой формировалось новое понимание современного искусства, был участником знаковых выставок творческого объединения «Тихая мансарда», идеологом которой можно считать Юрия Эсауленко близкого друга Алексей Чеканова.
Сегодня Чеканов отдельная фигура в изобразительном искусстве Барнаула, у художника всегда было удивительно самобытное творческое мышление, таким непостижимо оригинальным и свободным он остается сегодня.
Я горжусь тем, что уже 30 лет считаюсь его другом. Лёка – Алексей Чеканов, гениальный график, пронизанный сарказмом жизни, умопомрачительный литератор, погрязший в нонконструктивизме.
Спасибо Лёка.
Филонов
Федор Андреевич Филонов прожил удивительную жизнь художника. Федор Андреевич прожил 88 лет, и скончался в 2007 году, оставив огромное творческое наследие.
Кажется, что Филонов был одним из загадочных художников, сумевших создать некий стиль русского импрессионизма с элементами советского реализма.
Творчество художника не раз становилось объектом изучения специалистов, к его живописи всегда благосклонно относились искусствоведы. Сегодня представляя его выставку в залах галереи «Республика ИЗО», организаторам хотелось еще раз обратить внимание зрителей на необыкновенный колоризм художника, на умение видеть и передавать необыкновенные простые мысли.
Есть два равновеликих Филонова, Филонов живописец, как я уже говорил, алтайский советский импрессионист и Филонов график, продолжатель титанической графики Гуркина. В свое время некоторые исследователи творчества Федора Андреевича указывали на подражательность Чорос-Гуркину. Но стоит напомнить, что почти до середины 80-х годов 20 века творчество Григорий Ивановича Чорос-Гуркина было под запретом. Художник был репрессирован, обвинен в сепаратизме. Так что работать в близкой манере с Гуркиным, было тоже не комфортно. Это, наверное, не было подвигом, но не стоит забывать в какой не простой творческой конкурентной среде существовали художники. И они писали донесение в органы. А кто без греха? Не стану цитировать Довлатова про 100 миллионов доносов.
В то время, когда реконструкция государственного музея затягивается на неопределенный срок, в связи с политическим и экономическим кризисом, галерея «Республика ИЗО» вынуждена взять на себя ответственность пред культурным наследием алтайских художников.
По мере возможности, придется проводить мемориальные выставки. А в связи с тем, что выставочный зал Союза художников временно на реконструкции и перешел в другую юридическую данность, то галерея готова организовывать и юбилейные выставки членов Союза.
Ответственность большая, но надо верить, что временная. Задачи у галереи «Республика ИЗО» немного иные.
Дада
Да, да, Дада. Столетие дадаизма. Что бы ни заморочить голову манифестом дадаистов, который изучен вдоль и поперек и отмечен печатью дегенеративности всеми авторитарными режимами 20 века, стоит отправить зрителя в библиотеку. Вы знаете, как пройти в библиотеку.
В Барнауле творческое и тайное общество поклонников дадаизма представило художественный проект «Postmodern present NewDADA».
6 марта состоялась «Встреча со странным», где публика узнала, что такое дадаизм и что о нём пишут искусствоведы – философы.
Историю течения, его лидеров и последователей, причины и последствия появления: обо всём этом рассказала культуролог Лидия Рыжова.
Если вам достаточно просто дается обвинять все, что не интересно или не понятно, в бреде сознания, то вы вполне можете оставаться в зоне своего комфорта, не пытаясь изучить разнообразие искусства и мира. При этом не переживайте, не старайтесь оскорбляться, выставка уже закрыта.
Отрадно, что в Барнауле есть организованная группа, пусть пока анонимных художников, способных одновременно на исследовательскую работу и творческий проект.
Спасибо им за творческую свободу.
День работника культуры
Однажды я записал обращение к работникам культуры.
25 марта вся прогрессивная общественность и сочувствующие им товарищи празднуют день работника культуры.
По последним данным управления по культуре края, армия работников культуры это около 12 тысяч человек, умных, образованных, высококультурных.
Не знаю и спрашивать не буду, считается ли дворник в сельском клубе за работника культуры, предположим, что он сочувствующие.
А численность полиции в крае мне не известна, но исходя из некоторых данных, находящихся в открытых источниках, сотрудников полиции около 15 тысяч и даже последняя секретарша при звездах.
Работники культуры делают великое дело – созидания. И полиция делает важное дело, защищает то, что созидают работники культуры. Но Бог мой.
Отставить Бога, он не поможет. Но президент мой, платит охраннику и защитнику больше, чем создателю культурных ценностей. Мир сошел сума от страха.
Работники культуры, будьте сплоченными, только вместе вы сможете сохранить мир. Еще ни разу полицейские не спасли мир от разрушения.
Да простят меня честные полицейские, без которых тоже нельзя сохранить культурные ценности, а с другой стороны мир не пребывал жить честно.
Уважаемые работники культуры, вы огромная сила, которая ведет себя как вшивая интеллигенция. Не надо просить милости от чиновников.
Все видели министра культуры? Это стыд и срам.
С праздником вас, помните про честь. Вы должны человечеству, а не чиновнику. Спасибо за служение.
ИнАрхиДиз
Недавно я принимал участие в работе государственной комиссии на защите дипломных работ в институте архитектуры и дизайна.
Это уникальное высшее учебное заведение, которое каждый год выпускает небольшой отряд высокопрофессиональных специалистов. Это отличная школа, можно уверено говорить, что в крае сформировалась уникальная творческая школа дизайна. Есть патриархи, есть выдающиеся специалисты, есть большой ряд отличных мастеров, и ряды их пополняются ежегодно.
Институт пользуется популярностью среди творческой молодежи, желающий получить достойное образование, выйти в профессию подготовленными и дубится успеха.
В одном из дипломов был представлен рекламный материал про институт архитектуры и дизайна, который мы сейчас и покажем.
Дамы и господа, культурное пространство, это не отдельная вредная и агрессивная среда, культурное пространство создается усилиями всего человечества.
Просто некоторым проще об этом не думать, а другие умело манипулируют массами для получения выгоды. Будьте культурно активными, идите на концерт в филармонию, 28 вечер фортепьянной музыки, 2 вечер органной музыки, 3 симфонические вечера, 6 в ГМИЛИКА выступит дует балалаечников и баянист, концерт «Гляжу в озера синие».
Театр: 27 День работника театра. В драмтеатре вручат премию имени Алексея Самохвалова, а 26 в университете покажут спектакль «Станционный смотритель» в это же время в галерее «Республика ИЗО» спектакль «Медея».
Выставки: Сходите в галерею «Бандероль», в «Тутрину гору» или в музеи города, в ГХМ и в ГМИЛИКА. Они все на одной улице Толстого.
Идите в кино. Сеть «Киномир» представляет: Зверополис, Бэтмен против супермена, Смешарики, Лунный флаг, Дивергент, Джейн берет ружье, Незваные гости, Король обезьян, Запрос в друзья, Супер Бобровы, Падение Лондона.
Всего доброго, творческих успехов.
Так выглядела традиционная передача «Афиша». Хронометраж ее был около 25 минут. Почему в программе так много информации про галерею «Республика ИЗО», потому что это моя галерея. В 2012 года я открыл ее в торговом центре «Республика».
Режиссер Максим Астафьев, с которым я давно знаком ушел с должности. Говорили, что директор не выдержала его характера, а может быть и запоев. Чеканов спился, но работает, а Диня Октябрь процветает.
Что бы создать настроение ко дню работника культуры на сайте культбарнаул я опубликовал текст «Отчет на фоне убытков».
Отчет на фоне убытков. Изобразительное искусство г. Барнаул
Мой любимый, проверенный метод исследования – опрос. На протяжении некоторого времени я спрашивал таксистов, что строят на площади Октября.
Самый распространенный ответ: «Не знаю».
Второй по популярности: «Школу».
Единицы говорили: «Музей».
Реконструкция Государственного художественного музея сегодня самый важный строительный объект в культурной отрасли Алтайского края.
«Масштабная реконструкция Государственного художественного музея Алтайского края начата в 2012 году. Объект включен в Губернаторскую программу «80х80». «Реконструируя этот музей, мы выводим нашу работу в сфере культуры, в реализации проекта «Барнаул – культурная столица юга Западной Сибири» на новый уровень»
Искать, сколько уже потрачено и как расходуются средства, я не стал. Думаю, что после исторической реконструкции Молодежного театра Алтая во всех управлениях научились так отчитываться, что обыкновенный пользователь не сразу разберет. Например, цитата: «Более 91 млн. рублей направлено на реконструкцию здания Государственного художественного музея Алтайского края». Докладывает М. Щетинин 28.11.2012»
Или вот еще цифра: «Стоимость работ оценивается в 603,8 млн рублей. В задачи исполнителя заказа входит большой комплекс работ: канализация, вентиляция, отопительная система, система автоматического пожаротушения, охранная сигнализация и т.д.»
Но потом губернатор Карлин встречается с премьер-министром Медведевым и просит денег на завершение реконструкции музея.
Вопрос не в том, где деньги? У меня совершенно другие идеи. Считаю что за те деньги, которые запланированы на реконструкцию музея можно было возвести современное многофункциональное специально сконструированное для музея здание оригинальной архитектуры. Такое строение в центре города могло стать ярким явлением. Таким, что бы любой житель города и приезжий восторженно говорил, это у нас художественный музей, пошли, зайдем. Что бы на купюре в 3000 рублей напечатали изображение этого музея.
Сегодня мы видим восстановление школьного здания, которое при всех стараниях архитекторов остается малопригодным для экспонирования произведений искусства. Но зато, там уже запланирован торжественный зал. «Кроме того, будет особый зал – зал торжеств. Думаю, он будет служить не только работникам культуры. В нем мы будем чествовать лучших людей Алтайского края, вручать грамоты и документы почетным гражданам нашего края, государственные награды. Здесь будут происходить самые значимые для региона события», – рассказал Александр Карлин.
Зачем он там? Чествуйте в зале администрации и человеку приятно, и чиновникам суеты меньше. Площади музея отдайте для произведений искусства.
Самый категоричный аргумент губернатора в обсуждение реконструкции школьного здания для размещения там музея, звучал приблизительно так. Необходимо сохранить архитектурный ансамбль площади Октября, говорил Карлин. При этом ансамбль уже нарушает высотное здание на углу пр. Ленина и ул. Профинтерна. Известная фирма «Селф» планирует построить в районе «Нового рынка» жилой квартал. Тем самым изменится общий вид за музеем со стороны ул. Профинтерна, и ни какого ансамбля больше не будет. Эта же фирма собирается построить высотку за Молодежным театром Алтая потому что кто-то в крае решает все сам, один, без ансамбля.
Ансамбль площади так сильно нравится губернатору Алтайского края, что он туда «Сеятеля» воткнул, ловко договорившись с мало известным халтурным скульптором гастролером садово – парковой скульптуры.
В 2015 году Алтайский край посетил министр культуры Мединский, что он пообещал, никто не знает. Это уже не интересно. Приезжал на Алтай министр культуры Авдеева, был министр культурны Соколов. Каждый раз мимисты обещали помочь. Будет ли какой-нибудь эффект от визита Мединского доложит управление по культуре.
Реконструкция государственного художественного музея двигается очень медленно. Директор музея молчит, ждет. Ей еще здание музея принимать. Так что критикуй не критикуй, все равно получишь то, что построят.
На музей хотя бы в виде школьного здания, все еще можно рассчитывать. А вот правление Алтайской организации Союза художников просчиталась окончательно. Они долго подсчитывали и пришли к выводу, что не могут содержать выставочный зал на проспекте Ленина дом 111. Считаю, что это большая ошибка. Предположим, что правление правильно посчитало всю возможную оптимизацию финансовых затрат. Они могут решить, что необходимо сократить заведующего выставочным залом, могут оставить одного смотрителя, отказаться от сотрудника охраны. Кстати в «лихие 90» охраны не было. Точно знаю. Тогда я был заведующим этого зала.
Представим, что члены союза даже сократят уборщицу и введут дежурства. Хорошая идея, не находите? В советской школе все мыли полы в классах и делали генеральную уборку. Продолжим и предположим, что председатель откажется от заработной платы и будет работать на общественных началах. В конце концов, можно иногда сдавать зал для выставок кошек. Котики популярнее произведений искусств, так что на них можно заработать. Я не говорю про другую очевидную экономию, светодиодные лампы, отопления. Членам союза давно пора задаться вопросом об эффективном использовании недвижимости, которая находится в их распоряжение.
Правление алтайской организации решило договориться с городской администрацией. То есть Союз художников отказывается от аренды помещения, которое арендует у города, возвращает его и просит сохранить профиль деятельности. Это как-то не логично получается. Городу нужны деньги.
Есть идея передать зал в управление музею «Город». Но финансовые возможности муниципалитета сегодня ограничены запросами другой группы граждан – чиновников. Не рассчитывали они, столько тратить на культуру. Комитет по имуществу будет искать возможность извлечь прибыль, продать или сдать в аренду это помещение, у него такая задача. А выставочный зал Союза художников расположен на «красной линии» города. Там очень быстро может оказаться, например, банк. Известно, что губернатор к Союзу художников относится предвзято и считает, что художники богатые. Он говорил об этом на одной публичной встречи, он уверен, что художники могут и должны сами оплачивать свой выставочный зал. Главное, губернатор убежден, что здания музея, которое он строит, хватит всем художникам. А новый сити-менеджер (глава администрации города) своего мнения против губернаторского не имеет, это факт. Так что перспективы не красочные, Остается надеяться на чудо.
Далее.
Галерея «Кармин» созданная известным в крае предпринимателем, меценатом, президентом фонда культуры Алтайского края Сергеем Грантовичем Хачатуряном и открытая 12 мая 2005 года в 2015 году почти свернула свою работу. В настоящий момент у галереи не простые времена.
«Кармин» отличная галерея, музейного уровня, с галереей сотрудничали ведущие искусствоведы Т.М Степанская и Л. Н. Шамина. Были прекрасные выставки, собрана великолепная коллекция, но после смерти основателя, у галереи начались трудности. И это личное дело семьи.
Закрылась в 2015 году галерея «Проспект». Галерея прекратила работу по непонятным причинам. Объяснение, которые дала куратор галереи были невнятными. Можно предположить, что есть какие-то финансовые затруднения, но подождав 6 положенных приличием месяцев, бизнесменам, которая управляет помещениями в торговом центре «Проспект» было предложено возобновить выставочную деятельность без финансовых затрат с их стороны, на это в управляющей компании категорически заявили, что они больше выставками заниматься не будут. Тупик.
Недавно презентовали книгу «Дневник Открытого неба», арт-хроника 2003 – 2013 гг. «Открытое небо» – не большой выставочный зал в бывшей юношеской библиотеке, который 10 лет был хорошо организованным выставочным пространством, где проходило много интересных выставок. Это был активный, актуальный культурный центр. Сегодня, к сожалению, при всем моем уважении к директору библиотеки, можно сказать, что работы там не видно. Художественный уровень выставок – самодеятельный, организация работы типичная для библиотек. Зал пока не перепрофилировали, он остается выставочной площадкой, но это уже формальность.
Галерея «Универсум» в университете, как ни работала нормально, так и не работает. О картинной галерее «Нагорная» говорить не имеет смысла. Там пока нет выставок. Это обыкновенная частная художественная школа.
Вывод: В 2015 году в изобразительном искусстве больше убытков, чем достижений. В прибыль можно отнести региональную выставку «Аз. Арт», стабильную работу галереи «Бандероль» и активную деятельность галереи «Республика ИЗО».
Ниже можно познакомиться с выставками, которые состоялись в галерее «Республика ИЗО» в 2015 году.
«Номады. 15 лет» Пастушкова, Опара, Острицов, Дыков, Зыбайлов, Волкова, Октябрь, Метелица, Юрасов, Севийя, Посада и др.
«Черно-белая выставка» графика Николай Коротков.
«Пространство Сибирь» международная фотовыставка.
Юбилейная выставка кафедры Ин. Арх. Диз и Союза Дизайнеров (20 лет)
«Собрание 3»
«Графика» Юрий Гребенщиков.
«В поисках Беловодья» Александр Волобуев. Фотовыставка.
«Неслучайные случайности» Александр Коньков. Фотовыставка.
«За красной дверью» Артем Сабаев. Фотовыставка.
«Вне времени» I международная выставка песочной графики.
«Асбест» Александр Строганов.
«Мифологема» Аркадий Казанцев.
«Живопись/Графика» Лидии Азаевой и Полины Горбуновой.
Еще несколько лет назад некоторым обывателям казалось, что в Барнауле много галерей.
01.04.16
Люблю иногда структурировать процессы, например, понять на каком месте в социальном пространстве находится культура?
Думаю, что в Алтайском крае главное, это сельское хозяйство, потом предпринимательство во всех видах, далее бюрократия во всем ее многообразии. Надеюсь, следующие, это медицина, а после нее спорт и культура. Что дальше? Осталось образование. Может надо, что-то менять, но это совсем другой вопрос, кого на что менять.