Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни бесплатное чтение

© Маргарита Акулич, 2022

ISBN 978-5-0056-0156-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Рис.0 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волпа на старом фото.  Источники: https://clck.ru/anuF9

Предлагаемая книга – о беларуской Волпе, о ее истории, о евреях, в определенные времена составлявших более 50 процентов от всего населения городка, о холокосте и еврейском кладбище.

Также в книге пересказано о самой красивой европейской деревянной синагоге, являвшейся гордостью Волпы, Польши, Беларуси и всей Европы, но ставшей жертвой германских нацистов, которые ее безжалостно сожгли во время 2-й мировой войны.

Фото в электронном варианте книги – в основном цветные либо покрашенные.

I Волпа: основные сведения

Рис.1 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волпа. Источник: http://www.oblsport.grodno.by/ru/gallery/photo/837/

1.1 Представление. Население. Месторасположение

Представление

Рис.2 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=-gcYXJhd9uY

Волпа (па-беларуску Воўпа) является агрогородком, находящемся в Волковысском р-не Гродненской области Беларуси, центром Волповского сельского совета.

У Волпы, являющейся, по сути, небольшим городком или крупным поселком, весьма необычная история. Она была наделена Магдебургским правом. И в ней располагалась удивительной красоты деревянная синагога.

Население

Население [1]:

«Население 721 человек (2009)».

Месторасположение

Рис.3 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волповский сельский исполнительный комитет. Источник: https://wikimapia.org/39489063/ru/Волповский-сельский-исполнительный-комитет

Месторасположение поселка – рядом с границей с Мостовским р-ном в двенадцати километрах к юго-западу от гор. Мосты и в двадцати четырех километрах от гор. Волковыска. Волпа находится при впадении небольшой реки Волпянки в реку Россь.

Возле поселка Волпа находится небольшое водохранилище и плотина созданной в 1955-м г. Волповской мини-ГЭС.

1.2 Транспорт. Достопримечательности. Происхождение названия

Транспорт

Рис.4 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волпа. Источник: http://www.skupvolpa.by/news/news/trudovoi-kollektiv-skup-volpa-prinyal-uchastie-v-/page-990.html

Транспорт [1]:

«Посёлок стоит на пересечении шоссе Р44 (Гродно-Ивацевичи) и Р100 (Волпа – Мосты). Ближайшая ж/д станция Даниловичи (ветка Волковыск-Мосты) находится в 6 км к юго-востоку от Волпы».

Достопримечательности

Рис.5 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Несохранившаяся Волповская синагога. Источник: https://clck.ru/Z3jBz

Достопримечательности [1]:

Рис.6 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волпа: Спасо-Преображенская церковь

Начало 21 века. Фото Дмитрия Ивченко. Источник: http://www.fotobel.by/grodnenskaya-oblast/volpa-cerkov-preobrazhenskaya/

«Католический храм Святого Иоанна Крестителя, 1773 год. Шедевр деревянного зодчества. В храме – деревянный резной алтарь первой половины XVI века

Отдельно стоящая от храма колокольня, 1858 год

Деревянная православная церковь Петра и Павла, 1848 год, восстановлена в 1945 году.

Православная Спасо-Преображенская церковь, 2003 год

Католическая кладбищенская часовня, 1873 год.

Еврейское кладбище

Несохранившиеся

Волповская синагога, шедевр деревянного зодчества, уничтоженная нацистами в Великую Отечественную войну»

Рис.7 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волповская амбулатория. Источник: https://clck.ru/amwov

Происхождение названия

О происхождении названия пишет доктор Леонид Смиловицкий [2]:

«Существует предположение, что топоним Волпа происходит от слова Олпа – водная растительность (стрелолист). В белорусском языке есть правило приставной буквы. Например, Анна – Ганна, Ольга – Вольга, отсюда Олпа – Волпа. Впервые Волпа упоминается в исторических документах XV в. как владение Великого князя литовского Казимира».

Рис.8 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волпоская школа. Источник: https://clck.ru/amwoe

Рис.9 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волпа. Магазин. Источник: https://clck.ru/amx4s

Рис.10 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волпа, костел св. Иоанна Крестителя (дерев.). Андрей Дыбовский, 2004 г. Источник: https://globustut.by/volpa/kostel_gallery.htm

Рис.11 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Россь. Источник: https://belaros.blogspot.com/2017/

Рис.12 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волпа. Источник: https://clck.ru/amwts

Рис.13 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

На базе отдыха «Волпа» собрались юные спасатели. Источник: https://grodno.mchs.gov.by/novosti/260830/

Рис.14 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Герб Волпы

II История: общая

2.1 Первое упоминание и ранняя история. Семнадцатое столетие

Первое упоминание и ранняя история

Рис.15 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

«Казими́р IV Ягеллончик (польск. Kazimierz Jagiellończyk; 30 ноября 1427, Краков, Польша – 7 июня 1492, Гродно, Великое княжество Литовское) – великий князь литовский с 29 июня 1440 года и король польский с 25 июня 1447 года. Казимир IV. Воображаемый портрет работы Яна Матейко, 1890—1892». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казимир_IV

К девятому столетию жителями региона являлись славяне. Бывшие жители балтийских племен были побеждены славянскими племенами, и в районе Гродно господствовали кривичи. Кривичи поселились в северной и северо- центральной Беларуси.

Первое упоминание о Волпе относится ко времени пятнадцатого столетия. В данное время ее владельцем являлся великий князь Казимир.

Год 1449-й. Это был год пожалования имения будущему Олехне Судимонтовичу, великому канцлеру [3]:

«Оле́хно Кмита́ Судимо́нтович из Хожова (польск. Olechno Sudymuntowicz; ум. между 13 августа 1490 и 1 марта 1491) – литовский боярин, наместник полоцкий и хожовский, подчаший великий литовский, виленский воевода с 1477 года и одновременно с 1478 года канцлер великий литовский. Руководил государством во время отсутствия великого князя».

Год 1474-й. Это был год основания здесь католического прихода и завершения строительства выполненного из дерева храма Иоанна Крестителя.

Рис.16 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Партрэт Паўла Гальшанскага (Pavał Halšanski) пэндзьля Джавані даль Монтэ, сяр. XVI ст. Князь Павел Александрович Гольшанский (1490 – 4 сентября 1555, Вильно) – князь из рода Гольшанских, виленский епископ (с 1536 года). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гольшанский,_Павел_Александрович

На рубеже пятнадцатого и шестнадцатого столетий состоялся переход Волпы к роду Гольшанских, по воле князя Павла Гольшанского она стала центром его владений.

Шестнадцатое столетие явилось столетием, когда было создано Волповское староство в составе Волковысского повета Новогрудского воеводства.

Семнадцатое столетие

Год 1624-й был годом приобретения Волпы виленским воеводой Львом Сапега для своего сына, Казимира Льва [5]:

«Казимир Лев Сапега (15 июля 1609, Вильна – 19 января 1656, Брест) – государственный деятель Великого княжества Литовского, секретарь королевский (с 1631 года), писарь великий литовский (1631—1637), маршалок надворный литовский (1637—1645), подканцлер литовский (1645—1656), староста рогачевский, слонимский, волпенский, любошанский и администратор Берестейской экономии. Владел обширными землями с центром в Ружанах, получил от великого князя привилей на Магдебургское право и ярмарки для своих местечек Белыничи, Толочин, Бешенковичи и Ружаны»

Год 1843-й. В данном году Казимир Лев Сапега принимал в Волпе короля и великого князя Владислава IV.

Год 1662-й. В этом году в Волпе состоялось вынесение смертного приговора гетману Винсенту Гонсевскому.

Рис.17 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Казимир Лев Сапега.

2.2 Восемнадцатое столетие. Девятнадцатое столетие. Двадцатое столетие

Восемнадцатое столетие

Рис.18 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Князь Юзеф Александр Яблоновский (4 февраля 1711, Тихомель – 1 марта 1777, Лейпциг) – крупный магнат и государственный деятель Речи Посполитой, стольник великий литовский (1744—1755), воевода новогрудский (1755—1772), историк, библиограф, геральдист, меценат, переводчик и поэт. Ему принадлежали буское, корсунское, звенигородское староства. Партрэт Юзэфа Аляксандра Ябланоўскага (Juzef Alaksandar Jabłanoŭski). Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Яблоновский,_Юзеф_Александр

Восемнадцатое столетие было временем приобретения городка Юзефом Яблоновским.

Начало восемнадцатого столетия. Это было время возведения в Волпе синагоги, шедевра деревянного зодчества, уничтоженного нацистами во время второй мировой войны.

Время после сейма 1773-го—1775-го г. г. Это было время получения Волповскго староства Юзефом Винцентом Плятером.

Юзеф Винцент Плятер [4]:

«Юзеф Винцент Плятер (польск. Józef Wincenty Plater, 11 июля 1745 – между 1 и 6 января 1806) – государственный деятель Великого княжества Литовского, староста брестский (1770—1777), писарь польный литовский (1771—1783), генерал-лейтенант (1775—1791), последний каштелян трокский (1793—1795)».

Год 1773-й. Это был год возведения на месте прежнего нового (также выполненного из дерева) костела Иоанна Крестителя с резными алтарями. Имело место перенесение главного алтаря 1-й половины семнадцатого столетия из старого костела в новый (он сохранился до наших дней).

Год 1792-й (двадцать первое января). Это было время пожалования Волпе королем и великим князем Станиславом Августом Понятовским магдебургского права и герба: «в голубом поле бобр натурального цвета».

Рис.19 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

«Стани́слав II А́вгуст Понято́вский (польск. Stanisław August Poniatowski; 17 января 1732, Волчин – 12 февраля 1798, Санкт-Петербург) – последний король польский и великий князь литовский в 1764—1795 годах. Полный титул: «Божьей милостью и волей народа король польский, великий князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемайтский, киевский, волынский, подольский, подляшский, инфлян тский, смоленский, северский, черниговский и прочее, и прочее». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Станислав_Август_Понятовский

Год 1795-й. Это был год 3-го раздела Речи Посполитой, в результате которого Воллпой завладела Российская империя, заключившая местечко в свой состав. Волпа оказалась частью Гродненского уезда.

Девятнадцатое столетие

Год 1893-й. В данном году [1]:

«в городке было 110 дворов, костёл, два православные часовни, синагога, два молитвенных дома, школа, пивоварня, два кожевенных и красильные заводы, 25 магазинов, ежегодно проводилось 5 небольших ярмарок»

Двадцатое столетие

Рис.20 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Воўпа (Воупа), пляц Рынак (площадь Рынок).

Дата до 1939 г. Источник: https://clck.ru/anGtz

Год 1921-й. Это был год вхождения Волпы (по Рижскому мирному договору) в состав межвоенной Польской Республики, она стала центром гмины Гродненского повета Белостокского воеводства.

Год 1039-й. Это был год вхождения Волпы в состав Беларуской ССР.

Год 194-й (двенадцатое декабря). В данное время Волпа стала центром сельского совета. Ее стали официально считать деревней.

Период 2-й мировой войны. В это время почти все волпенские евреи были согнаны в гетто, после произошло их жестокое убийство. Также нацисты сожгли знаменитую волпенскую синагогу.

Год 1970-й. В этом году в Волпе насчитывалось 274 двора и 460 жителей.

Год 1990-й. В данном году в городке проживало 1 544 чел. и насчитывалось 670 дворов.

Рис.21 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волпа: католическая часовня. Конец 19 века. Фото Дмитрия Ивченко.  Источник: http://www.fotobel.by/grodnenskaya-oblast/volpa-chasovnya/

III Евреи в Волпе

Данная глава  подготовлена на основании источников  6 и 7  (в списке литературы).

3.1 Ранняя история. Восемнадцатое столетие

«Первые евреи эмигрировали в Польшу в 12 веке. В течение 16 и 17 веков („Золотой век“) евреи развили свою традицию строительства синагог» [6].

Рис.22 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волповская синагога. Источник: https://www.radzima.net/ru/i_preview/3707.html

Ранняя история

Волпа (польск. Wolpa; евр. Volp, Volpe) является располагающимся в Гродненской области Беларуси городком, где еврейская община существовала с семнадцатого столетия.

В 16 веке князь Павел Гольшанский построил в Волпе церковь. Он призывал евреев селиться в Волпе, чтобы обеспечивалось развитие торговли и ремесел.

В 1656-м году в Волпу вторглись шведы, и она была сожжена: большая часть еврейских домов оказалась разрушена, кроме знаменитой деревянной синагоги.

В 17 -м веке еврейская община построила деревянную синагогу, прославившуюся своей первозданной красотой.

Помимо традиционного занятия торговлей и ремеслами, евреи Волпы занимались домашним хозяйством.

Рис.23 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Князь Павел Александрович Гольшанский (1490 – 4 сентября 1555, Вильно) – князь из рода Гольшанских, виленский епископ (с 1536 года). Источник: https://litvin.pl/statii/vlast/golshanskie-magnaty-velikogo-knyazhestva-litovskogo-ot-mogushchestva-do-upadka

Восемнадцатое столетие

Год 1766-й. В это время в Волпе имело место проживание евреев в количестве 641 чел., которые платили подушный налог.

В 1781 году польский Сейм объявил деревянную синагогу Волпы памятником искусства.

К концу 18-го века Волпа была присоединена к Российской империи, что дало евреям право на самоуправление.

3.2 Девятнадцатое столетие. Двадцатое столетие. Сионистские организации

Девятнадцатое столетие

В 1847-м г. евреев в Волпе насчитывалось 709 чел.

В 1897-м г. проживавших в местечке евреев насчитывалось 1151 чел. (58,2 процента от общего числа проживавших в Волпе людей).

В 1886-м г. в Волпе было два кожевенных завода, красильный завод и завод и пивоваренный. Однако отсутствие железнодорожного сообщения помешало дальнейшему промышленному развитию, и евреи Волпы занялись садоводством и выращиванием табака, став в этих областях экспертами.

Рис.24 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

«… известно, что в д. Волпа, как и в Волковыске, проживала большая еврейская община, которая имела синагогу, построенную в XVIII веке. Считалось, что еврейское культовое строение было разрушено фашистами во время Великой Отечественной войны, но председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович разыскал снимок волпенской синагоги, который был сделан в 1947 году. Фотография была сделана Михаилом Сергеевичем Кацаром* и хранится в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства в фонде 149. Как следует из этого, синагога была разрушена не во время войны, а уже в мирное время и сделали это не фашисты, а советские власти». Источник: https://volkovysk.by/lenta-novostej/kogda-razrushili-sinagogu-v-volpe.html

Перед Первой мировой войной на площади 242 га (597 акров) располагалось 29 еврейских ферм; 73 гектара (180 акров) принадлежали евреям, а остальные являлись арендованными у фермеров-неевреев.

Во время Первой мировой войны Волпа была оккупирована немцами, и еды не хватало.

После войны польское правительство поселило в городе отставных солдат. Из-за дискриминации и нереально высоких налогов, взимаемых с евреев, их экономическое положение резко ухудшилось. Евреи жили теперь в основном за счет сельского хозяйства и торговли. Те, кто зарабатывал на жизнь выращиванием и переработкой табака, были вынуждены искать другую работу, поскольку правительство объявило, что производство табака и его переработка являются государственной монополией. В результате много евреев уехало в США и Южную Америку.

Рис.25 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Волпа на старом фото. Слева вверху синагога

В 19-м веке главная железнодорожная линия не проходила вблизи Волпы, поэтому она оставалась маленькой, неразвитой и сельскохозяйственной. Большинство евреев Волпы жили за счет выращивания сельскохозяйственных культур (овощей, фруктов и табака), на земле, которую они арендовали у неевреев. Средства к существованию других евреев были от торговле и ремесел.

Год 1869-й. Это был год страшного для евреев Волпы бедствия – пожара, истребившего почти все еврейские лавки и дома, в огне сгорели более ста строений. При этом дома христиан огонь не коснулся. Несчастные евреи-погорельцы, оставшись без крыш над головой, вынуждены были дневать и ночевать под открытым небом. хорошо еще, что пожар случился в июле (двадцатого-двадцать первого июля) и было не особенно холодно.

Причину произошедшего пожара следователю установить не удалось. Осталось точно неизвестным, совершил ли кто-то поджег или имело место неосторожное обращение с огнем.

Из рапорта следователя [2]:

«народонаселение» Волпы составляет 1200 чел., которые проживали в 150 деревянных избах, крытых соломой, что построены они без плана, «безобразно и до крайности затесненные».

Местечко не имело торговой площади для базаров. Когда в Волпу приезжали крестьяне, им приходилось толпиться на улицах. И продавцы, и покупатели испытывали большие неудобства.

Волповские христиане проживали от евреев отдельно. В основном их дома находились вдоль дороги из Гродно в Волковыск.

Пострадавшим от пожара евреям оперативно была выделена помощь. И до наступления холодов они смогли начать отстраиваться.

Раввином в Волпе с 1879-го года являлся Зеев-Вольф Турбович.

В 1887-м г. население Гродненского уезда составляло 130 742 человека. Из них менее 2% или 2027 человек проживало в Волпе. Около 50 процентов из них были евреями.

Большая часть из 25 магазинов принадлежало евреям. У евреев Волпы была начальная школа (Хедер и Талмуд Тора) и две средние школы (Бет Мидраш). Были библиотеки на иврите и идише, каждая из которых содержала по 3000 томов.

Раввин из Волпы известен в хасидской традиции как один из учеников раввина из Межерича.

Двадцатое столетие

Рис.26 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Уникальный вид с воздуха на местечко Вольпа, 1918 год. Вероятно, открытка. Обратите внимание на синагогу, парящую выше всего остального слева. Источник: https://kehilalinks.jewishgen.org/volpa/volpa-synagogue.html?

Год 1912-й. В данном году в местечке действовало ссудо-сберегательное товарищество.

Рис.27 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Фото сверху – Вольпа шул, автор Арик Корен, израильский художник, 2002 год. Арик покинул деревню в возрасте шести лет. Фото снизу – центр Волпы и колодец, автор Арик Корен, 2002 год. Источник: https://kehilalinks.jewishgen.org/volpa/volpa-synagogue.html?

С началом польского владычества в 1919-м году войска, дислоцированные под Волпой, разожгли антиеврейскую активность.

В 1921-м г. проживавших в Волпе евреев насчитывалось 941 чел. (54,3% от общей численности населения Волпы).

В 1921-м году 429 человек из 941 чел. местного еврейства зарабатывали на жизнь сельским хозяйством.

В 1929-м году евреям запретили выращивать табак, основной источник их существования. Некоторые из них занялись овощеводством, особой культурой являлись огурцы для засолки.

В 1931-м году в Волпе проживало около 1 000 евреев.

Большинство евреев в Волпе в 1930-х годах соблюдали еврейские религиозные законы, и ими руководил раввин Мордехай Сегал.

Хотя еврейская школа «Тора Ваавода» не финансировалась государством, в ней училось большинство еврейских детей.

Рис.28 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Еврейская школа Волпа, 1935 год. Сидят учителя (справа): Залман Каплан, раввин Вольпы Меир Гершон, Мордехай Сегал, Яков Петт. Источник: https://clck.ru/anw7f

После окончания еврейской школы некоторые пошли в польскую народную школу, а некоторые- в еврейскую гимназию (среднюю школу), они учились в близлежащих городах – в Гродно и Белостоке.

Начали расцветать сионистские движения – Хахалуц, Хашомер Хацаир и Бейтар, которые также готовили молодежь к жизни в кибуце («Хахшара»), и некоторые из них прибыли в Израиль. В Волпе между двумя мировыми войнами действовали сионистские организации, такие как Эрец-Исраэль ха-Оведет.

Рис.29 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Леонид Смиловицкий. По следам еврейских кладбищ Беларуси Главы из будущей книги. Волпа. Старая и новая. Источник:https://club.berkovich-zametki.com/? p=48336&cpage=1

17 сентября 1939-го года в городок вторглись русские. Повседневная жизнь евреев стала несколько другой, но в основном продолжалась в обычном режиме. Однако это изменилось, когда 25 июня 1941-го года немцы начали бомбардировку Волпы. Большинство домов евреев, а также знаменитая деревянная синагога сгорели.

К началу июля 1941-го года в Волпу вошла немецкая армия и ввела новые правила, сделавшие жизнь евреев очень трудной. Соответственно вела себя и большая часть местного населения.

Евреям было приказано строить убежища вместо того, чтобы восстанавливать сгоревшие дома.

Фишел Робинсон был избран главой юденрата.

2 ноября 1942 г. всем евреям было приказано собраться в центре города со своими вещами. Они собрались, чтобы обсудить свои варианты, они решили явиться, так как посчитали, что альтернатива будет хуже.

Рис.30 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Треблинка

Двое молодых людей решили сбежать. Но немец сказал, что будут расстреляны 15 евреев за любого пропавшего без вести, юденрату удалось отменить побег молодых евреев.

Когда все были собраны, солдаты СС приказали им оставить все свои вещи, всю еврейскую общину отправили в Волковыск, соседний город, где были собраны еще 2000 евреев из этого района.

Шестьдесят шесть старых и больных людей, которые не могли присоединиться к собранию в центре города, были схвачены и подвергнуты пыткам, особенно жестоко пытали их лидера, раввина Сегала. Затем их всех отвели на еврейское кладбище, расстреляли на месте и похоронили в братской могиле.

К декабрю 1942-го г. в Волковыске осталось всего 5000 евреев. Большинство из них были доставлены в Треблинку и убиты в газовых камерах. Было убито около 900 человек, являвшихся жителями Волпы. Только один человек, г-н Ицхак Водовоз, выжил, сбежав из фургона, перевозившего тела на кладбище. Другие пытались бежать, но немцы их поймали. Эти несчастные после пыток были убиты.

Ицхаку Водовозу удалось расправиться с некоторыми крестьянами, проявлявшими антиеврейскую активность. Позже он присоединился к находившимся в лесах советским партизанам, затем имело место его присоединение к Красной Армии, где сражался в Сталинграде и получил несколько медалей. В 1948-м году Ицхак Водовоз совершил алию в Израиль и жил в Петах-Тикве.

Сегодня Волпа не намного больше, чем до 2-й мировой войны, но евреи там больше не живут. Община была уничтожена во время Холокоста.

IV Гетто в Волпе. вЫЖИВШИЕ

Эта глава подготовлена в основном с опорой на источник в списке литературы [9].

«Гетто в Во́лпе (лето 1941 – 2 ноября 1942) – еврейское гетто, место принудительного переселения евреев деревни Волпа Волковысского района Гродненской области и близлежащих населённых пунктов в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны» [9]:

4.1 Оккупация Волпы и создание гетто. Уничтожение гетто

Рис.31 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Рыночная площадь в Волпе, на которой собрали евреев перед депортацией

Оккупация Волпы и создание гетто

Год 1941-й (первое июля). Это было время захвата Волпы немецкими войсками.

Как только городок оказался оккупирован, евреи были поставлены вне закона и им запретили выходить из своих жилищ без нашитых на спине и на груди шестиконечных звезд желтого цвета.

Чтобы можно было осуществлять контроль за исполнением приказов немецких оккупантов, евреям было велено обеспечить создание юденрата (еврейского совета), главой которого назначили сперва Шлому Боярского, впоследствии же его сменил Фишел Робинсон.

В соответствии с реализацией нацистской программы немцами было организовано в Волпе гетто. По типу оно было «открытым» – все евреи были переселены на одну улицу, но территорию гетто не ограждали и не охраняли.

Уничтожение гетто

Год 1942-й (второе ноября). В это время (на рассвете) Волпа была оцеплена немцами. Евреев городка согнали в центр на рыночную площадь.

Среди евреев нашлись двое пытавшихся сбежать молодых парней. Но немцы озвучили такое заявление, что если кто-то один сбежит, за этот побег будут расстреляны пятнадцать евреев, и члены юденрата уговорили их остаться.

От общей массы людей были отделены старые люди – в количестве шестидесяти – шестидесяти шести человек. Им сказали о предстоящей отправке их в дом престарелых. Это была ложь.

Остальных евреев (их количество равнялось девятистам) построили в колонну и увели. А немощные и старые люди были вывезены на окраину городка. Здесь (на территории еврейского кладбища) их подвергли расстрелу.

Рис.32 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Восстановленный памятника жертвам нацистского геноцида в Волпе, август 2018 г. Леонид Смиловицкий. По следам еврейских кладбищ Беларуси Главы из будущей книги. Волпа. Старая и новая. Источник:https://club.berkovich-zametki.com/? p=48336&cpage=1

Могила по приказу немцев была вырыта местными неевреями. После этой кровавой «акции» полицейские активно занимались грабежом. Они ограбили дома убитых евреев, все имущество, которое еще можно было использовать, они отправили на реализацию в местный магазин. Особым садизмом с самого начала немецкой оккупации отличались полицаи Макей и Литвинович.

Оставшиеся евреи Волпы под охраной тридцати полицаев пошли по дороге через Дулевцы, Плебановцы и Россь к городу Волковыску. Они прошли почти двадцать пять км без воды и еды. Их присоединили к евреям Волковыска. До наступления зимы 1942-го г. они были убиты.

Рис.33 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

4.2 Погибшие евреи Волпы. Памятник жертвам геноцида евреев в Волпе

Погибшие евреи Волпы

Погибшие евреи Волпы [9]:

«По данным комиссии ЧГК, в были убиты 962 еврея из Волпы, в том числе 300 мужчин, 322 женщины и 340 детей.

Неполные списки погибших волпянских евреев имеются в архиве Яд Вашем».

Памятник жертвам геноцида евреев в Волпе

Рис.34 Волпа и евреи. История, Холокост, наши дни

Тереса Кудрик у восстановленного памятника жертвам нацистского геноцида в Волпе, август 2018 г. Леонид Смиловицкий. По следам еврейских кладбищ Беларуси Главы из будущей книги. Волпа. Старая и новая. Источник:https://club.berkovich-zametki.com/?p=48336&cpage=1

Середина 1960-х г. г. Это было время, когда предпринималась попытка установки на еврейском кладбище памятника жертвам геноцида евреев в Волпе. Однако в данное время были разорваны отношения между Израилем и Союзом ССР из-за Шестидневной войны. Поэтому установка памятника не завершилась.

Продолжение книги