Сохраняя тепло бесплатное чтение
Автор выражает самую горячую признательность
и благодарность И. С. Гордееву – человеку,
без которого эта книга не смогла бы состояться.
Предисловие
Я думаю, случайных книг не бывает. И эта не случайна тем более. И если, читая ее, вы хотя бы один раз улыбнетесь, если хотя бы на минуту согреет она ваше сердце – значит, была написана не зря.
Автор
Из цикла
«По ступеням памяти»
Тополиный пух
- Не желали мы знать, не хотели мы думать,
- что когда-нибудь наша закончится близость.
- Зажигались и гасли над городом лýны,
- а по ветру летел легкий пух тополиный.
- Плыли улицы в этой серебряной дымке,
- и качались дома кораблями на рейде.
- И всю ночь напролет мы с тобою бродили,
- обо всем остальном забывая на свете.
- Вместе с пухом ложилось нам счастье под ноги,
- полной грудью мы синюю вечность вдыхали…
- А любви оставалась неделя всего лишь —
- тополя отцветали…
Ужин
- Светятся лампы млечно
- в еле заметной дымке,
- кутает плечи вечер
- легким манто пушистым.
- Саксофонист играет
- что-то знакомое с детства.
- Льдинки в бокале тают.
- Я не могу согреться.
- Слитые в танце пары
- медленно в зале кружат.
- Нервные, барабанят,
- пальцы твои по стулу.
- И те слова прощанья,
- что будут сказаны после,
- тенью кружат над нами,
- спазмом сжимая горло.
Так далеко
- Мысли летают низко.
- Крыльями бьют наотмашь.
- Ты еще рядом, близко.
- Как далеко, о Боже!
- В сотнях забытых праздников,
- в тысяче трубок неснятых,
- в календарях растраченных,
- в старых записках смятых,
- в каждом моем дыхании,
- в сбое сердечного ритма,
- в желтом листке порхающем,
- в тихой моей молитве,
- в утре, горчащем кофе,
- в свежести роз подаренных,
- но не тобой…
- И даже в строчках моих израненных,
- выплеснутых сознанием
- с этой моей виной.
- С этой неотвратимостью —
- жить ожиданием чуда
- в детской святой наивности:
- чудо из ниоткуда.
- С верой слепой и гиблою
- темных волхвов из прошлого.
- Ты еще рядом, близко…
- Как далеко, о Боже…
Иллюзия
- В лунном кружеве ночь утюжила
- звездный шелк, расправляла бережно.
- Знала ночь, как сильно оружие:
- лаской тихой войти в доверие.
- Опрокинуть понятья прежние,
- в мозг проникнуть безумьем нежности,
- утомить, усыпить поцелуями
- и иллюзией безмятежности.
- А потом, в первом света проблеске,
- без следа раствориться во времени…
- И вернуться назад бессонницей.
- Оправданьями.
- Сожаленьями.
Вспышка
- Не думая даже, легко и небрежно,
- скользнул по мне светлый ваш взгляд.
- И в сердце тотчас сумасшедшая нежность
- забила, плотины прорвав.
- И пульс обгонял в своем ритме секунды,
- в сумятице мыслей шальных.
- «Уже очень поздно», – сказала я будто.
- Но мне не ответили вы…
- В сместившемся мире реальности грани
- распались на части легко.
- И мы, ослепленные, молча стояли
- у самого края его.
Заноза
- Я в Вашей памяти – воспоминание,
- как на стекле след от дыхания.
- Я как закладка прошлой страницы:
- надо бы вынуть, да лень возиться.
- Я в Ваших снах красным пунктиром,
- сон отделяю от жизни данностей.
- Я ухожу. И опять возвращаюсь.
- И улыбаюсь…
- Такие вот странности.
Портрет
Е. Ш.
- Вы были легки и небрежны,
- как ветер с залива привольный,
- но Ваша скрывала внешность
- законченность строгих симфоний.
- Вы были светлы и красивы,
- и самую чуточку вздорны,
- но в этой невнятице милой
- стальные звенели аккорды.
- Вы смехом бурлили кипучим,
- грусть где-то внутри затая…
- Вы были одною из лучших
- мелодий, что слышала я.
Принцесса
М. Б.
- Принцессой в готическом замке
- душа мне твоя представляется,
- всё бродит она по аркадам,
- всё ищет себе пристанище.
- И в мрачном пространстве этом,
- среди полутемных залов,
- всё ждет она солнца и света,
- тоскуя о небывалом.
- Мутны зеркала, а мебель
- под бархатом серой пыли.
- Здесь власть пресекается времени,
- и небыль мешается с былью.
- Таится в гранитных сводах
- глухонемое эхо,
- которое в жизни, должно быть,
- не слышало песен и смеха.
- А где-то зеленые дали
- и синих небес полукружье,
- но лестницы все спиральные
- ведут лишь вовнутрь, не наружу.
- А ей снятся солнце и клены,
- и сельский веселый праздник,
- зазывный мотив валторны,
- и некто в плаще щурщащем.
- Но нет в настоящем места
- видениям этим ярким,
- и бродит, как тень, принцесса
- в своем заколдованном замке.
«В паутине асфальтовых рун…»
Памяти моей матери,
Юлии Григорьевны Захаровой
- В паутине асфальтовых рун
- и в ночных миражах мегаполиса,
- в отраженьях ущербных лун
- и у самого края пропасти,
- когда сердце замрет на миг
- в пальцах вкрадчивых одиночества —
- долетают молитвы твои
- и на душу ложатся строчками.
- И уходит тоска с пути,
- и сменяется ночь рассветом,
- когда слышу слова твои:
- «Не грусти, моя девочка светлая,
- всё пройдет… Не грусти… Не грусти».
А я так никогда и не видела моря…
- «А я так никогда и не видела моря», —
- я слышала в детстве от матери.
- Полвека прошло незаметно, и многое стерлось из памяти,
- но эту вот фразу я помню.
- Звучащую с давней горечью
- и с детской почти обидою,
- с прозреньем каким-то невольным:
- что вот, мол, не видела моря
- и знаю, что не увижу.
- Сбылось пророчество это,
- как худшие из пророчеств сбываются непременно.
- И море где-то шумело,
- заигрывало с кем-то,
- и этому самому морю, кокетливому притворщику,
- до матери не было дела.
- Я знаю: не море виною
- тому, что потом случилось,
- но некому мне промолвить:
- «Родная, я видела море,
- и оно мне не полюбилось».
«Где-то твой ускользающий след…»
Бабуле
- Где-то твой ускользающий след
- сохранил свежевыпавший снег
- в том пространстве, где времени нет
- и, выходит, ни зим и ни лет.
- Всё равно сохранилась та часть
- твоего на земле бытия,
- что когда-то Еленой звалась,
- хоть вернуть ничего и нельзя.
- Где теперь карих глаз твоих свет
- и бровей чуть печальный излом?
- Ты нечасто приходишь во сне,
- но всегда я тоскую потом.
- Где бы ты ни была – надо мной
- простираешь любовь и хранишь,
- обнося нерушимой стеной
- всю мою непутевую жизнь.
«Серая мутная даль…»
Памяти отца
- Серая мутная даль,
- темный чугун оград.
- Тот же опять ноябрь.
- Сколько же лет назад?
- Заступов легкий звон,
- комьев промерзших стук.
- Черный на белом холм,
- стайкой родня вокруг.
- И не спасла ни дня
- вновь вся любовь моя.
- Тридцать восьмой ноябрь…
- Папа, прости меня!
У двери
Памяти Галины Дмитриевой
- Разве можно знать, стоя в дверях,
- торопливо прощаясь на выходе,
- что всё это – в последний раз
- и что больше уже не увидеться?
- Что щека, поцелуй приняв,
- словно бабочку лепесток,
- лишь неделю всего спустя
- превратится почти в ничто —
- в оболочку, футляр, итог
- жизни тела, где жизни нет,
- лишь в безличное вещество,
- что по сути – само предмет.
- Что отныне и навсегда
- миг прощания разделил
- твою жизнь на «теперь» и «тогда»,
- этой формой прошедшей был.
- Что не будет другого дня
- для того, что недосказал,
- что сама эта дверь твоя
- в никуда отворит портал.
- Что останется память лишь,
- привкус вечности на губах,
- что ты сам у дверей стоишь
- и готовишься сделать шаг.
Учитель
Посвящается Коле Стоцкому
- Я другом назвать не могла бы его —
- он был лет на двадцать старше
- и взрослым казался тогда мужиком,
- а мне было только шестнадцать.
- Ты, Коля, мой вряд ли услышишь привет,
- и жив ли вообще ты, не знаю,
- три с лишним десятка прошло уже лет,
- а я тебя всё вспоминаю.
- Такие, как ты, не задержатся здесь
- до славных седин патриарха,
- не нянчат внучат и не ходят в собес,
- не думают вовсе о завтра.
- С утра ты сшибал у соседей трояк
- и выглядел очень сомнительно,
- и дико учителем звать мне тебя,
- и всё-таки был ты учителем.
- И я, как отцу, благодарна тебе,
- хоть был ты меня бесшабашней,
- за то, что случился в моей ты судьбе,
- как божий подарок однажды.
- За то, что весь мир для меня распахнул
- с хмельной безоглядной щедростью,
- за то, что смеялся и в ус не дул,
- но был таким верным и верящим.
- За то, что плевал свысока на года,
- как искра, летя по жизни…
- За то, что тебе не узнать никогда,
- как был ты мне дорог и близок.
Сестре?
- Как странно – я почти забыла Вас,
- хоть думалось, такое невозможно.
- Лишь кажется, что родственная связь
- до смерти с колыбели непреложна.
- Нам юность была общая дана,
- но сколько я ни билась лбом о стену,
- я никогда Вам не была нужна,
- и только это было неизменным.
- Пусть я подарком точно не была
- и горькую храню об этом память,
- но только я любила Вас всегда
- сильней, чем Вы могли себе представить.
- И были дни порою нелегки,
- да что там нелегки – почти за гранью,
- Вы мне тогда не подали руки
- и строчки ни одной не написали.
- Я не хочу Вас упрекать ничем,
- нотаций нудных Вам читать не стану:
- любовь дается, видимо, не всем,
- и на нее не все имеют право.
- Нет, я не злюсь, мне нечего прощать,
- и холодком давно сменилась горечь,
- и Вам хочу я только пожелать
- лет долгих, и любви в душе побольше…
- Ничто нас не способно сделать ближе,
- и этот факт принять давно пора.
- Пусть не бывает родственников бывших,
- но Вы, увы, мне бывшая сестра.
Последнее письмо
- Тоска в душе отыщет уголок,
- уютно там устроится в клубочек.
- Пишу тебе слезами между строк
- и ставлю запятые вместо точек.
- Пишу тебе, всё вымерив уже,
- не веря сердцем в возвращенье блудных,
- но отчего так холодно душе
- в осознанности этой бесприютной?
- Пишу тебе… Те строчки на бегу
- глазами ты окинешь торопливо…
- И не поймешь, что я тебе пишу
- из той своей любви невозвратимой.
Краденое счастье
- Нам с тобою даны лишь часы,
- эти редкие встречи урывками,
- от чужой, нам не нужной любви
- по кусочку, как хлеб, отщипнутые.
- И украденных этих часов
- бред полночный с его задыханием,
- с торопливостью сказанных слов,
- с обреченностью поздних признаний.
- Выдираясь из цепкости сна,
- я тебя до дверей провожаю,
- и мне кажется: вечность дана
- мимолетности этих свиданий.
Молчи
- Впустить твои речи в душу,
- как пса отпускают с цепи?
- Не слушать. Не слушать. Не слушать.
- Не нужно. Не нужно. Молчи.
- Покуда не сказано слово,
- покуда не вызнана суть,
- покуда еще все возможно.
- Потом – ничего не вернуть.
Возвращение
- Возвращаюсь к тебе мыслями.
- Пожелтевшими старыми письмами.
- Возвращаюсь к тебе словом брошенным
- сквозь молчание бездорожия.
- Возвращаюсь к тебе стаями,
- что на север летят отчаянно.
- Всеми нервами, всеми клетками,
- всеми вето и всеми запретами.
- Прибегаю к тебе спасительно,
- как к бесспорности старой истины.
- Оттого, что меня гложет
- каждый день, что вдали прожит.
Ожидание
- Где-то в городе, сном занавешенном,
- она ждет у окна по-прежнему,
- но обходят ее известия,
- и оборвана с миром связь.
- Время катится без усталости
- и не ведает сроков давности,
- но в мозаике ожидания
- всё никак не сойдется пазл.
- И проходят века туманные,
- распадается жизнь на атомы,
- и все встречи, и все прощания
- нереальные, как во сне.
- Только где-то, за гранью отчаянья,
- так же свято ее ожидание.
- Так же вера ее нескончаема.
- И дрожит занавеска в окне.
Оставайся
- Оставайся со мной голосом,
- оставайся со мной молчанием.
- Поздней осени невесомостью,
- летним долгим солнцестоянием.
- Оставайся со мной усмешкою,
- и слезою, и вздохом молитвенным,
- опахалом зимы заснеженным
- и весенними бурными ливнями.
- В горе, радости и смятении,
- в безнадежности ожидания,
- в увядании и цветении,
- вне пространства и расстояния.
- Утром солнечным, ночью звездною
- и на самом краю отчаянья —
- оставайся со мною голосом,
- оставайся со мной молчанием.
Продиктовано опытом
- В двух шагах от любви, от разлуки в пяти
- и всего лишь в шести от развязки
- мы стоим, не решаясь черту перейти,
- хоть совсем не готовы расстаться.
- Опыт крылья обоим нам режет у плеч,
- и сценарий давно уж известен:
- пылкость первых свиданий, обыденность встреч
- с неизбежным в конце охлажденьем.
- В четкость схем, что диктует нам прежняя жизнь,
- как решиться внести коррективы?
- Как найти в себе силы себя не лишить
- шанса стать безоглядно счастливым?
Гадалка
- Черного тонкого кружева шаль,
- взгляд сквозь густые ресницы.
- В глаз глубине притаилась печаль
- темной нахохленной птицей.
- В рюмках рубиновой влаги на дне,
- кратки прощанья минуты.
- Вы погадаете, может быть, мне
- всё-таки перед разлукой?
- Что я найду, океан переплыв,
- в дальних неведомых странах?
- Карты смешала и, шаль уронив,
- мягко сказала: «Не стану».
Лед и стекло
- Ты в пальцах слегка сжимаешь
- прозрачную хрупкость бокала,
- и брызгами синей влаги
- потеет в руках стекло.
- И блики неона играют
- на ломких и хрупких гранях,
- и льдинки с прощальным звоном
- дробятся о стенки его.
- Я, словно к тебе непричастна,
- рассеянно наблюдаю
- за этой улыбкой твоею,
- скрывающей торжество.
- И, глядя на сильные пальцы
- твои, что бокал ласкают,
- откуда-то точно знаю:
- любовь твоя – лед и стекло.
Каприс Паганини
- Тоска и скрипка. И летящий звук
- тревожного каприса Паганини.
- Как будто время отмотало вдруг
- десятилетье с киноленты жизни.
- И возвратило тихий темный сад,
- в фонарном свете четкость силуэтов,
- чугунное спокойствие оград,
- о рёбра колотящееся сердце.
- Как только скрипка воскресить смогла
- воспоминаний прошлых пыльный ворох
- и твоего прощального пока
- вновь оживить ознобно-жгучий холод?
Заморозки
- Лились клены медью на асфальт
- в сумраке рассеянном и зыбком.
- И сказала ты: «Мне очень жаль»
- с облегченья сдержанной улыбкой.
- Замерзали поздние цветы.
- Закрывали на зиму фонтаны.
- И сказала в оправданье ты:
- «Как-то резко вдруг похолодало».
«А над тобой опять цветет сирень…»
Светлой памяти
Андрея Дзивалтовского посвящается
- А над тобой опять цветет сирень —
- бессовестно, безудержно, безгрешно,
- и, криками гоняя голубей,
- ребята в парке носятся, как прежде.
- А над тобой опять идут дожди
- и по воде расходятся кругами.
- Где ты теперь, в каких пределах дальних,
- какие открываешь рубежи?
- Присяду на дощатую скамью,
- земли коснусь, необогретой солнцем,
- и, может быть, в неведомом краю
- душа твоя чуть слышно отзовется.
Я с тобой
- В лабиринтах тоски,
- в напридуманных ею нелепицах
- и на грани тревожного чуткого сна,
- по ступеням отчаянья,
- длинным раскаянья лестницам,
- по дорогам, ведущим опять в никуда,
- я с тобою везде —
- в переулках, тиски зажимающих,
- в одиноком пространстве
- широких пустых площадей,
- я с тобою везде,
- где бы ты ни обрел пристанище,
- я с тобою везде,
- в каждой новой тропинке твоей.
- Я с тобою всегда,
- вне сезонов и вне расстояния,
- в каждом вздохе,
- невольно сорвавшемся с губ.
- Я с тобою всегда.
- Может быть, даже против желания.
- Я с тобою всегда.
- Просто помни об этом.
- Я тут.
Я ненавижу море
- Бьется в словах твоих пенно волна —
- ластится, льнет, обещает.
- Знает свое дело она,
- тяжкий песок качая.
- Я, тебя слушая, слышу бриз —
- легкий, ленивый, небрежный.
- Как властелин, он привычно царит,
- рея над побережьем.
- Неугомонные чайки кричат,
- с вéтрами волны спорят…
- Я не хочу слышать тебя.
- Я ненавижу море.
Яблоко любви
- Еще не стала бронзой зелень лавров,
- и утра так же полны ожиданий,
- и в пресыщенья холодок банальный
- не вылилась вся новизна свиданий.
- И глубока, сильна еще влекомость,
- и кажется, вся жизнь еще в начале,
- и губ тепло не так еще знакомо,
- и горечи его не ощущаешь.
- Еще не остывала ласки пылкость
- и возгораний пламенных нежданность
- привычка силой не поработила,
- и яблоко любви не укатилось
- в трезвеющий и знающий всё август.
Я останусь с тобой
- Я останусь с тобой
- с губ невольно сорвавшимся вздохом,
- белым облаком,
- тихо плывущим вдали.
- Я останусь с тобой
- твоим так и не сказанным словом,
- оборвавшимся сном предрассветным
- прозрачным твоим.
- Я вернусь к тебе снова
- лиловою пеной сирени,
- ветерком, что слетел ненароком
- с заснеженных гор.
- Я пребуду в тебе
- каждым часом и каждым мгновением,
- и в твое одиночество вторгнусь
- нежданным стихом.
- Я останусь в тебе
- полумраком в осенних аллеях,
- синим дымом костров,
- бронзу листьев спаливших дотла.
- Я останусь в тебе позабытой любовью твоею:
- всей любовью своею,
- что сбыться никак не могла.
Осеннее
- Вновь пройди по забытым аллеям,
- в своей памяти воскреси
- сумасшедшее сердцебиение,
- прелый запах опавшей листвы.
- И в прозрачности этой осени
- вмиг истаявшие слова,
- что из сердца наружу бросили
- мы с тобою бог весть когда.
- И, ловя той поры забытой
- ускользающий смутный сон, не грусти,
- в жизни всё повторимо:
- осень эта… и чья-то любовь.
Мигрень
- Градус моего веселья упал до нуля,
- и на улице тоже похолодало.
- Хочется, отхлебывая коньяк,
- завалиться под теплое одеяло.
- Наплевать на завтрашние дела,
- на невымытую с вечера посуду.
- Хочется просто закрыть глаза,
- а открыть их уже в Гонолулу.
- И сидеть в прибрежном уютном кафе
- с запахами ванили и водорослей,
- цедя уже третий по счету коктейль,
- и смотреть сквозь очки на площадь.
- И забыть, что есть осень, тоска, мигрень
- и холод вот этот чертов…
- Но ты не звонишь уже третий день.
- И я до костей продрогла.
Без любви
- К нам приходит любовь теперь только во снах —
- поправляет подушку и снова стремится за дверь.
- Мы когда-то прогнали ее в сердцах,
- и она ни на грош нам не верит теперь.
- Мы живем без любви в узком мире закрытых границ,
- и сжимает тиски незаметно и буднично ЗАВТРА.
- Мы, казалось, привыкли.
- Но только в мелькании лиц
- с непонятной тоскою кого-то всё ждем постоянно.
- Серые катились привычно дни,
- и с другими на кухне мы пили вино и чай,
- и опять не тех прикармливали с руки,
- и совсем не тем говорили: «Прощай».
Подари мне немного вечности
- Подари мне немного вечности,
- беззаботности и беспечности,
- всё, что было когда-то обещано,
- и не сбывшееся потом:
- моря рокот усталый вечером,
- чай с малиновыми веточками
- и тепло твоих губ обветренных
- на прохладном плече моём.
- Мне достаточно будет малости:
- просто вместе быть тихой радости,
- двух-трех слов, мимоходом сказанных,
- не рассчитанных на ответ,
- молчаливой твоей благодарности,
- всей сегодняшней этой данности,
- у которой, пусть даже окажется,
- продолжения в будущем нет.
- Подари мне немного вечности….
Пенелопа
- Где-то белую пену барашков срезает безжалостно киль,
- соль саднит на губах, и пробито ветрами пространство.
- Я в покоях одна, и в руках моя тонкая нить,
- и мое полотно с каждым часом становится краше.
- Ждут внизу женихи, когда будет готово оно,
- и горят их глаза предвкушеньем триумфа и власти.
- Всё пышнее волнами струится на по́л полотно,
- и труды мои скоро окончены будут, к их счастью.
- Где-то кровью багряной уже пламенеет восток
- и, скрещаясь, мечи высекают слепящие искры,
- но привычно снует между нитей проворный челнок,
- и узор прихотливый по краю каймою ложится.
- Где-то древние стены повержены в пепел и прах,
- дочерна выжигает окрестности жадное пламя,
- но бутоны уже распустились на алых цветах,
- и нежнейшие бабочки тихо над ними порхают.
- Где-то остров далекий в туманной лазурной дали,
- и в объятиях богини прекрасной сейчас мой любимый,
- где-то, в щепы о скалы разбиты, лежат корабли,
- и надежды мои, как они, теперь тоже разбиты.
- Сколько было напрасных, казалось, и жертв, и молитв,
- и вернется ль возлюбленный муж мой из странствий, не знаю,
- но я тку полотно, соль печали глаза мне слепит.
- День за днем я всё тку полотно…
- А потом распускаю.
Нескончаемый танец
- За окнами город успел уж остыть,
- и с солнца скатился румянец.
- Танцуют они, чтобы время убить,
- какой-то диковинный танец.
- И кажется, вечность кружатся они
- без музыки и без ритма,
- но в ложах театра погасли огни,
- и зрителей тоже не видно.
- Ни оклик, ни шум не нарушат никак
- немой затянувшейся сцены,
- мерцает свеча, как обманный маяк,
- у края зеленой портьеры.
- За кругом круг, и за шагом шаг —
- не ближе они и не дальше:
- их танец поймал, захлестнул, заковал
- навеки в объятия фальши.
- Их что-то друг к другу упрямо влечет,
- но, скованы рамками танца,
- они так устали вести кругам счет,
- но всё же не могут расстаться.
- Вот если бы им на секунду застыть,
- всё стало бы прежним, как было…
- Безумные! Время хотели убить.
- А Время само их убило.
Одиночество
- Ты со мною почти всегда рядом,
- каждый день мой и каждый вечер,
- и ласкаешь любовно взглядом,
- и тепло обнимаешь плечи.
- Можешь быть ты, наверное, разным:
- не ко всем же благоволишь ты,
- для меня ж ты всегда прекрасно,
- и в тебе друга лишь я вижу.
- Вместе мы никогда не скучаем,
- и всегда мы с тобой при деле,
- и нас связывает молчанье
- речей крепче и клятв теснее.
- Расставаться надолго не хочется,
- с нетерпением жду я встречи —
- ты отечество мне и вотчина,
- Одиночество, добрый вечер!
Ноктюрн
- Это снова грусть барабанит в лужах,
- хоть уже декабрь, снега так и нет.
- Как-то всё не так на душе простуженной —
- заварить бы чай, завернуться б в плед.
- Чтобы в тишине музыка звучала,
- щурился на свет и мурлыкал кот,
- чтоб рука твоя на плече лежала…
- А простуда что? Как-нибудь пройдет.
Аномалия
- Этот голый асфальт раздирает мне душу:
- дождик льет, и опять опрокинулся рубль.
- И декабрь, спотыкаясь, всё следует прежним маршрутом,
- и никак новый свой навигатор не врубит.
- И, как бомба в хозяйственной сумке, всё тикает время:
- катастрофы, валюты, войны, Украина.
- Хмурят брови прогнозы. Мы снова не в теме.
- Но привыкли к ударам, и ждем с обреченностью взрыва.
- И нас снова несет врозь, подальше от чьих-то объятий.
- Для рождественской сказки внутри не находится места,
- и мы маски меняем, привычно, как будто бы платье,
- но под масками теми лица почему-то уж нету.
- Невзначай потеряли мы всё, что за душами было,
- и доверья кредит постоянно теперь не погашен.
- Мы боимся друг друга. И прячем глаза торопливо,
- как себя – за бетонными стенами башен.
- Интернет-паутина свербит в полушариях мозга:
- котировки и сводки, и здесь слабины не допустят.
- Подмененная жизнь. ГМО. И мутации роста.
- Мы в силках и тенетах…
- И может, уже мы не люди?!
Во имя любви
- Он спросил меня, где мои крылья,
- и не знаю я, что ответить.
- Крылья точно, я помню, были,
- когда мы с ним однажды встретились.
- За спиной трепетали тихо,
- не давая ссутулить плечи,
- и пешком я ходить отвыкла,
- ведь летать, мне казалось, легче.
- Но любовь его заменила
- мне всё то, чем жила я прежде,
- я о крыльях почти забыла
- и летала теперь всё меньше.
- А потом они вовсе исчезли,
- хоть заметила я не сразу,
- мы всё реже с ним были вместе,
- я всё чаще одна ооставалась.
- Снова вечер. Две чашки с чаем,
- позабытые, стынут на блюдцах,
- вроде всё точно так, как раньше,
- но до прошлого не дотянуться.
- Он приходит чужой, немилый.
- Взгляды жестче, а фразы резче…
- «А где крылья твои?» – спросил он.
- И не знаю я, что ответить.
Следы
- В отраженье оконном ловлю силуэт:
- смутной тени твоей отражение,
- мне никак не постичь этот странный секрет
- твоего для меня притяжения.
- Календарных листков стала гуще метель:
- с неба сыплются сводки сухие,
- время крутит свои жернова всё быстрей
- вереницами лиц и событий.
- Мы разводим мосты. У последней черты
- отрекаемся снова от суженых.
- Оставляем. Бросаем. Уходим. К чужим
- берегам прибиваемся душами.
- И других мы при встрече целуем теперь,
- но, кому-то легко улыбаясь,
- мы несем в себе тяжесть всех давних потерь,
- что у нас за плечами остались.
Право памяти
- Я люблю тебя. И не мучусь
- безысходностью этой страсти.
- Пусть всё небо сегодня в тучах,
- я легко улыбаюсь ненастью.
- Я люблю тебя. Пусть неизбежно
- твое скорое отречение,
- на прощанье коснусь тебя нежно
- и с собой заберу навечно:
- этот легкий горчащий запах,
- это нежное прикосновение,
- на часах половину пятого,
- предрассветное это томление…
- Пусть сменяются злые даты —
- этот миг вновь вернет мне силы.
- Милый, милый, ведь то, что дал ты,
- было больше, чем я просила.
Двойники любви
- Может, наши часы опоздали на час или два,
- а компьютерный вирус внедрился
- в защиту программную,
- может быть, мы с тобой отразились не в тех зеркалах
- и пропали навек за туманными их амальгамами.
- И чужую теперь, не свою, проживаем любовь,
- и горчат наши встречи безжалостной
- этой фатальностью,
- ну а где-то за гранью, за этим зеркальным стеклом
- двойники наши держатся за руки,
- любят друг друга и счастливы.
Прощание
- Шуршит обледеневшая листва,
- отчаянно цепляется за ноги,
- и стынут на губах моих слова,
- в которых подвожу тебе итоги.
- А осени безлиственной печаль
- мне душу рвет без жалости на части:
- тебя так больно, сложно отпускать,
- но удержать превыше моей власти.
- Иду тропой неведомо куда,
- кусочки сердца птицам оставляя,
- оно теперь, как листья, – изо льда.
- Смогу ль забыть, простить тебе?!
- Едва ли…
Разрыв
- Мы врастаем в людей, так же камни врастают в землю,
- так же стелются травы, опоры друг в друге ища,
- так же гнутся друг к другу под силою ветра деревья,
- воробьи на промерзших карнизах,
- прижавшись плотнее, сидят.
- Мы врастаем в людей – кожей собственной,
- плотью и сердцем,
- и порой эти связи сильнее, теснее и крепче родства.
- Мы друг другом живем, мы течем друг у друга по венам
- и казалось бы, знаем друг друга до самого дна естества.
- Но приходит минута – и рвутся все прежние связи,
- так нелепо и глупо, что даже представить нельзя…
- С плотью собственной,
- кровью и сердцем людей от себя отрываем,
- в них навек оставляя живую частицу себя.
Зимние хризантемы
- Мороз крепчал, и парк заледенел.
- Стоял ты у скамейки терпеливо
- с букетом белоснежных хризантем,
- которых никогда я не любила.
- Я знала – это всё в последний раз:
- свиданье в парке, вечер, хризантемы,
- но не могла найти финальных фраз
- и жутко злилась на себя за это.
- Ты понял всё и так, без слов моих —
- повёл плечами, улыбнулся даже
- и поднял чуть повыше воротник,
- но за минуту стал как будто старше.
- И я ушла, прощания не для,
- лишь бросив на ходу:
- «Будь счастлив, милый!»
- Твои глаза – горящих два угля —
- прожгли мою предательскую спину.
Письмо далекому другу и ответ на него
- Здравствуй, родной мой! Ну как тебе пишется
- там среди сосен, вдали от соблазнов
- города от жары, как свеча, оплывшего
- с облаками из прессованной стекловаты?
- Как тебе дышится там, в оазисе
- вечнозеленых и древних истин,
- которые стволами от земли поднимаются
- и к которым не водят сотни туристов?
- Как тебе спится? Ведь там до неба —
- шаг или взгляд – и уже у Бога.
- А здесь пространство забито тесно
- сталью, пластиком и бетоном.
- И понял ли ты на окраине мира,
- что было доселе тебе неизвестно?
- Ты пару строчек хотя бы черкни мне!
- Мне без тебя – ну никак совершенно.
Ответ:
- Пишу тебе ответ издалека,
- из места между будущим и прошлым.
- На картах его нет наверняка,
- но я – в пространстве этом невозможном.
- Тут сосны, вправду, очень высоки
- и до звезды чуть-чуть, как и до Бога,
- но к прошлому разобраны мосты,
- и не ведет обратно здесь дорога.
- Из точки А (ты помнишь?) в точку Б,
- но это место есть сплошное «между»:
- с чем математика справляется вполне,
- в реальной жизни – просто безнадежно.
- Я понял здесь, что истина проста,
- но до нее – дороги и дороги.
- Прости меня, дружок, за эти строки!
- Ну вот и всё. Пиши мне… в точку А.
Бывшие
- Минувшее, давнее, прошлое
- лишь временем не ограничено.
- Уходят в иные области
- не только летá, но личности.
- И часто бывает в жизни,
- что всем вопреки надеждам
- становятся бывшими ближние,
- вчера еще рядом сидевшие.
- Тепло их шагов не остыло
- в покинутых ими комнатах,
- повсюду следы их быта,
- и всё с беспощадностью помнится.
- Вот так уходили бы лишние,
- ненужные, надоевшие…
- но только становятся бывшими
- лишь жившие прежде в сердце.
То, что нам не принадлежит
- Так бывают искренни только с попутчиками,
- которые уносят навсегда твои тайны,
- растворяясь в неведомых улицах,
- путаясь в причинах и следствиях,
- и такая искренность – самое лучшее,
- хотя бы потому, что она беспоследственна.
- Так бывают нежными только с теми,
- чей поезд отходит через минуту.
- Нежность эта – почти как Этна,
- оттого, что она абсолютна.
- Так отзываются только о тех, кого уже нет:
- вежливость к этому обязывает,
- с живыми же можно куда как грубей —
- у них еще впереди реверансы.
- Так смотрят в спину уже уходящему,
- зная, что он не повернет головы…
- Таким образом, то лучшее, что нам
- предназначается,
- на самом деле нам уже не принадлежит.
В городе N
- Где-то в городе N неведомом,
- серой моросью облицованном,
- меж домов-близнецов затеряно,
- для меня всё горит оконце.
- Сквозь преграды и расстояния,
- все житейские треволнения,
- отречения и раскаянья,
- ждут моих там шагов у двери.
- Где-то в городе N волнуются
- и всё смотрят с балкона темного
- на пустые продрогшие улицы,
- фонарями слегка освещенные.
- Кто-то скажет, что всё химеры, мол,
- что его и на карте нет.
- Только в городе N неведомом
- ждут меня и не гасят свет.
Слепота
- Цепляемся мы отчаянно
- за тех, кто нам вовсе не нужен:
- за чьи-то слова случайные,
- за чью-то непрочную дружбу.
- И бьемся о них, как о камни,
- клянемся и зарекаемся,
- и, наскоро вылечив раны,
- ступаем на те же грабли.
- А те, что необходимы, —
- они порой рядом с нами,
- толкаемые, гонимые,
- не узнанные сердцами.
Льды
- Загляну в твою душу – увижу снега,
- бесконечность из льдов и торосов.
- Мы с тобою на разных теперь берегах
- ловим свет отраженного солнца.
- То, что прочным казалось, шагнув с высоты,
- разлетелось на сотни осколков.
- И мы молча стоим на краю пустоты.
- А во льдах отражается солнце.
Утверждение отрицанием
- Ты ко мне прорываешься снова
- неотступным пунктиром реклам,
- ветерком из распахнутых окон
- и пронзительной трелью звонка.
- Неотправленных писем строчками,
- неотвязным мотивом внутри,
- электричкой последней полночной,
- что со свистом навстречу летит.
- Ты во мне утверждаешься четко
- в каждом жирном газетном столбце,
- в каждой чашке (какой по счету?)
- опротивевшего латте.
- Ты во мне водворяешься прочно:
- так фундамент скрепляет цемент,
- каждым лыком в строку́ (нарочно),
- каждым брошенным новым НЕТ.
- И сбываешься отрицанием:
- всем несказанным своим ДА,
- через годы и расстояния
- вездесущим во мне всегда.
«Снится мне часто теперь…»
- Снится мне часто теперь
- город чужой и дальний,
- в мареве зыбком мечеть,
- крик муэдзина печальный.
- В знойном дыхании юга
- город, оплавясь, стоит.
- Улиц, спеленутых туго,
- яркий цветной лабиринт.
- Может быть, Вы сейчас
- в дебрях того лабиринта,
- где, в закоулках таясь,
- время плетет паутину.
- Помните: с Вами и я,
- где б Вы теперь ни ступали;
- я, Вас незримо храня,
- Вашим жива дыханием.
- Если ж прервется нить
- (мы над судьбой не властны) —
- я все же буду жить,
- пусть и в ином пространстве:
- в легком порыве ветра,
- в теплом весеннем дожде,
- нежной снежинкой первой
- к Вашей прильну щеке.
- Если ж, багрянцем горя,
- лист к Вам кленовый прибьется —
- это душа моя
- Вашей на миг коснется.
«Уже облетели последние листья…»
- Уже облетели последние листья.
- На влажных газонах – от инея проседь.
- И как-то легко, без особых усилий,
- свои уступила позиции осень.
- Просыпется неба свинцового тяжесть
- летящим по ветру серебряным пухом,
- и станет далеким, смешным и неважным,
- что осенью мы разминулись друг с другом.
Внутри и снаружи
- Ломались отраженья у воды,
- и всё прохладней становились речи,
- и чувство подступающей беды
- ложилось осязаемо на плечи.
- Апрель шагал по миру налегке,
- себя так беззаботно расточая,
- и весело звенели вдалеке,