Мерцания сознания. Поэзия арт-психологии измененных состояний сознания бесплатное чтение

Корректор Валентина Корионова

Иллюстратор Сергей Кравченко

Дизайнер обложки Сергей Кравченко

© Сергей Антонович Кравченко, 2022

© Сергей Кравченко, иллюстрации, 2022

© Сергей Кравченко, дизайн обложки, 2022

ISBN 978-5-0056-0529-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Рис.0 Мерцания сознания. Поэзия арт-психологии измененных состояний сознания

Начало

  • Заметок множество рассеяно на плоскостях столов,
  • На по́лках, тумбочках и подоконниках,
  • В карманах, папках, га́джетах, в мозгах.
  • Они заполнили всю жизнь мою,
  • Они вокруг меня собрались и умоляли хором:
  • «Придай нам форму, автор, наведи порядок!»
  • Но время нужное никак не приходило.
  • Вдруг словно в зеркале увидел двойника я,
  • Открыл особый мир, вселенную Уитмена.
  • Его неподражаемые строки, формы
  • Я ощутил, примерил их,
  • Взял стиль его и продолжаю всё в том же духе,
  • Надеюсь, что достойно.
  • Его воскресший образ ощущаю всей душой
  • И радуюсь,
  • Он ожил в моём теле, пусть и на время.
  • Предчувствую – пойду я дальше,
  • Оставив с благодарностью его, но не сейчас.
  • Я восхищен им и захвачен
  • Его словами, потоком мыслей, ритмом,
  • Чувствами…
  • Итак,
  • Вот первый лист, что оказался под руками.
  • Прости, читатель, если что не так.
  • Я только перед Пушкиным робею.
  • Поэзия способна выразить все грани и границы
  • Редчайших, всевозможных состояний
  • Необозримого, бескрайнего сознания,
  • И лучше, чем иные виды творчества.
  • Поэзия легко и быстро вызывает образы
  • И необычные душевные переживания.
  • Поэзия способна опрокинуть нас
  • В глубокий и естественный гипноз.
  • Поэзия и дух святой,
  • Они одной природы!
  • Когда пишу или читаю чистой воды поэзию,
  • Теряю ощущение живого тела своего,
  • Переживаю лёгкость, невесомость и полёт.
  • И понимаю – несомненно,
  • Что состояние сознания меняется,
  • Приходит неземное незаметно и легко.
  • Когда пишу или читаю настоящую поэзию,
  • Я возношусь и перевоплощаюсь,
  • Я поднимаюсь, улетаю за пределы времени,
  • Я растворяюсь, испаряюсь,
  • Перерождаюсь и осознаю бескрайность чувств,
  • Я проникаю, уношусь в неведомые дали,
  • Я открываю, познаю,
  • Я превращаюсь, я творю из пустоты,
  • Я сочиняю, узнаю, предвосхищаю,
  • Преображаю,
  • Предстою
  • У края вечности.
  • Я по-иному чувствую
  • И жизни ритмы сердцем слышу,
  • Я душу мира вижу,
  • Что в нём всегда прикрыта
  • Пустой, безумной суетой
  • И прозой.
  • Когда пишу стихи – я исчезаю.
  • Не чувствую ни тела,
  • Ни времени,
  • Ни места,
  • Но постой!
  • А водит кто моей рукой?
  • Другой?
  • Стихи – жизнь настоящая,
  • Я чувствую.
  • А прежняя и без стихов?
  • Она – большой мираж!
  • В стихах всё самое проникновенное
  • И сокровенное – в стихах.
  • В них сущность вся и совершенство мира,
  • В них грани все и все вершины.
  • В стихах есть дух, душа и слово,
  • Что изначально было Богом.
  • Я знаю, верю и пишу простые, важные слова,
  • Чтоб выразить и передать природу,
  • Сердце человека.
  • И лучше поэтического слова нет
  • В истории венца творения,
  • И быть не может.
Рис.1 Мерцания сознания. Поэзия арт-психологии измененных состояний сознания

1. Я рвусь к свободе

  • Я рвусь к свободе каждой ночью из всех сил,
  • Я брежу снами наяву дни напролёт
  • И вижу бег свой за пределы зон, ограничений.
  • Я слышу тех, кто неотступно преследует меня.
  • Я убегаю, прячусь где могу, спасаюсь,
  • Я не хочу обратно в паскудную неволю.
  • Но всё напрасно, как всегда,
  • Такая доля.
  • Проснувшись, понимаю,
  • Что я бегу по кругу.
  • Я не свободен,
  • Я в тюрьме,
  • И нас тут миллионы.
  • Родных и близких душ.
  • Так прадеды, деды мои существовали,
  • Отец так жил,
  • И все они бежали, летели, шли, ползли
  • На волю по ночам.
  • За ними гнались по пятам
  • Надсмотрщики и палачи.
  • Все поколения рабов, пока дышали,
  • Мечтали так, пока в них силы были,
  • Рвались за непреодолимые пределы…
  • Мне шестьдесят один, и вот
  • Я подошёл к границе сам,
  • Но подошёл я не один.
  • Я всех с собой привёл в своём сознании.
  • Оставить их я не могу.
  • Они со мной,
  • Они во мне,
  • Они есть часть меня,
  • Они есть суть моя.
  • Я их не брошу.
  • Открылась бездна предо мной
  • Темнее ночи, бескрайней неба,
  • И невозвратностью пахнуло из неё.
  • Исчезнуть там, есть выход,
  • Вариант побега из этого
  • Несносного существования.
  • Но Богом дан нам мир такой,
  • И до конца мне суждено пройти все испытания,
  • Смириться и в конце распятым быть,
  • Потом воскреснуть вновь…
  • Что сто́ит мне?

2. Сокровища отечества

  • Я утром мусор выносил
  • И увидал десяток старых книг
  • У бака с сором на краю плиты бетонной.
  • Я не стыжусь склониться перед книгой.
  • Не торопясь пересмотрел их все.
  • Среди мне неизвестных авторов,
  • Как будто слиток золотой,
  • Светились дневники Татьяны
  • (Любимой дочери Толсто́го).
  • Я шёл с тем томиком в руках домой,
  • И вспомнилась история американца расторопного,
  • Который в путешествии по Южной Африке
  • Детей случайно увидал,
  • Играющих сверкающими камнями
  • У пыльной земляной дороги забытого селения.
  • Как оказалось, они алмазами играли
  • Земли родной и нищей.
  • Кто этот недоучка, недоросль,
  • Что выбросил на мусорник
  • Одну из лучших книг
  • О доме и семье великого мыслителя?
  • Кто этот путешественник случайный,
  • Просвещённый,
  • Что, может быть, когда-то
  • Откроет нам глаза
  • И на отечества сокровища?

3. Ритмы

  • Покоя ритмы, суеты, полёта, взлёта и падения.
  • Они так не похожи друг на друга, так различны,
  • Они подобны свету, тени, солнцу, тьме,
  • Подобны счастью, грусти.
  • Играет музыка невдалеке,
  • Там люди, шашлыки, бассейн.
  • Они чему-то рады,
  • А ритмы звуков популярных
  • Их отвлекают от тяжёлых мыслей
  • Или влекут куда-то.
  • Но мне такие не нужны,
  • Никак душа не принимает.
  • И я готов взорвать
  • И уничтожить их ритмы, как заразу.
  • Они мешают оставаться мне собой,
  • Спокойно сердцу биться.
  • Я дома,
  • А если я в дороге,
  • Где много ритмов не моих?
  • Мы все: мужчины, женщины, старухи, старики и дети,
  • Кто помоложе и не очень,
  • Все мы плывём в лавине ритмов,
  • Навязанных нам кем-то,
  • Вбираем сердцем их,
  • Вдыхаем, словно дым со свалки,
  • Насильно кушаем сверх меры то,
  • Что вне тарелки,
  • Окружены со всех сторон,
  • Как будто лужами и болотами.
  • Нам предлагают неустанно
  • Иметь и впитывать чужое и ненужное.
  • Вся жизнь набита предложением,
  • Словно старинный дорогой ковёр тяжёлой пылью.
  • Бега людей, слова их, песни,
  • Дыхания и поцелуи, поглаживания и удары,
  • Всё попадает в сердце мне и в душу, в разум, чувства.
  • Ритм мира суетного избивает нас,
  • Уродует и отвращает от святого,
  • И мы теряемся в кромешных ритмах городов,
  • Шумных дорог, посёлков,
  • Прохожих незнакомых,
  • Друзей навязчивых, родных.
  • Что даст покой моей душе и сердцу?
  • Где мне найти его для жизни
  • И для беседы с миром?
  • Неужто мне копать пещеру?

4. Мне душно

  • Мне душно, душно много дней,
  • Ночей,
  • Недель
  • И лет.
  • Устала жизнь моя от зноя.
  • И я изжёванный жарой, и все вокруг.
  • Не только люди – звери, трава, земля разбита,
  • Мой дом, дорога, что у дома,
  • Машина и навес раскалены.
  • Мой мир от зноя утомлён,
  • От пекла!
  • И вот к обеду – туча,
  • Вторая, третья,
  • Боже мой!
  • Всё небо застилает потолком свинцовым,
  • Вот где-то даже гром, порывы ветра,
  • Посвежело.
  • Я вышел в сад, и мне уже не жарко,
  • Дышу легко, в тенях не прячусь,
  • Надеюсь: дождик!
  • В самый раз!
  • Вот было б здорово!
  • И веселей шумит листва,
  • Пёс глаз открыл, кричит ворона.
  • Земля ждёт свежести, дождя, дождя…
  • Заждалась грудь её и плечи
  • Прикосновений, ласк, объятий влаги.
  • Всё притаилось,
  • Время ждёт другого.
  • Очнулись души и сердца:
  • «Идёт! Идёт! Давно мы ждём!»
  • Но знаю я прогноз: дождя почти не будет.
  • Лишь капля-две, быть может, упадёт в траву сухую,
  • А потом – опять жара и солнце.
  • И всё опять по кругу.
  • «Дай, небо, влаги нам!
  • Дай перемен!» —
  • Кричу я ввысь.
  • Напрасно.
  • Не слышит небо россиян.
  • Видать, ещё не время, подумал я.
  • И вдруг…
  • Гром-голос мне с небес:
  • «Надейся, человек!
  • Надеждой Русь жива святая
  • Века, тысячелетья».

5. Летним утром

  • Летним утром, на восходе
  • Солнца яркого над садом
  • Пью я чай обычно с мёдом,
  • Сыром, хлебом и лимоном.
  • А вдали – река и мост,
  • Уходящий горизонт.
  • Просыпаюсь, оживаю,
  • Растворяюсь и лечу.
  • О богатстве своём
  • Написать я хочу,
  • Я хочу приоткрыть,
  • Рассказать всем о том,
  • Что прочёл и прочувствовал тысячи книг,
  • А десятки и сотни из них
  • Я прочёл своей маленькой дочери.
  • Вечерами в холодные зимы
  • Она слушала их и взрослела.
  • Я хочу рассказать,
  • Как учился искусству,
  • Как взрослел рядом с сильным отцом,
  • Что иконы писал и меня приучал
  • Наблюдать, рисовать и пытаться понять
  • В непроявленных ликах святое.
  • Я хочу рассказать,
  • Что прожил шестьдесят
  • И всю жизнь что-то строил,
  • Возрождал, поднимал, мастерил, собирал,
  • Развивал и реанимировал,
  • Обучал и учился, искал, находил,
  • А потом иногда консультировал.
  • Я хочу всем поведать:
  • Во сне
  • Приходила ко мне Богородица,
  • Улыбнулась слегка и без слов
  • Поддержала и силы дала,
  • Подсказала, как быть,
  • Подарила надежду,
  • Чтоб творить и писать,
  • Строить дальше
  • И жить.

6. Как сложно жизнь свою начать

  • Как сложно жизнь свою начать,
  • Рождаясь в государстве,
  • Где нет традиций вековых
  • Достоинство любого человека
  • С первоначальным вздохом признавать.
  • В такой стране,
  • Где уважение, принятие и самоуважение
  • Подобны редкостному самородку золота,
  • Который отыскать случайно можно
  • Только в местах прилично удалённых
  • От городских дорог истоптанных
  • И шумных улиц, запылённых.
  • В такой земле
  • Не говорят о чести
  • И составляющих её частях —
  • О доблести и благородстве,
  • О непорочности, безгрешности,
  • О добром имени и чистой совести.
  • В таких местах
  • Они произрастать не могут
  • Без должной почвы и семян —
  • Величественных образцов для подражания.
  • И в результате – репутация
  • (Оценка социальная),
  • Наследуемая по родовым стопам
  • И дополняемая стилем жизни,
  • Не даст достаточного основания
  • Для укрепления незрелой личности.
  • В таком пространстве
  • Лицо души не формируется,
  • Теряется среди бескровных лиц,
  • И остаётся в состоянии зачаточном,
  • И мечется, кружится, мается во множестве
  • Субличностей-калек, шутов и масок,
  • Как искренний и трезвый человек
  • На шумном и хмельном,
  • Угарном карнавале.

7. Прилёг в саду

  • Прилёг в саду и чудо увидал —
  • Всё небо – в листьях винограда.
  • А первый раз, когда в саду
  • В подобном состоянии лежал
  • (Лет пятьдесят тому назад)
  • С небесным куполом наедине,
  • Там птицы три парили в вышине,
  • И время плавно исчезало,
  • Нашёптывая будущее мне…

8. Научная молитва

  • Научная молитва —
  • Стремление отдельного сознания
  • Войти в гармонию
  • С глобальным мирозданием.
  • Научная молитва – сокровенный диалог
  • Души с глубинами и сущностью всего,
  • Что не осознано пока рационально,
  • Но существует несомненно и, более того,
  • Незримо управляет человечеством,
  • Его мышлением и поведением,
  • Ежеминутными порывами
  • И чувствами необъяснимыми.
  • Научная молитва провожает к целям,
  • Которые немыслимы для всех
  • Непосвящённых в тайны мастерства
  • Взаимоотношений с Богом.
  • А ключевое сходство всех молитв —
  • Беседа с миром,
  • Что недоступен для телесных
  • Ощущений.
  • Молитвенное обращение о предстоящем дне,
  • Что может быть полезнее для связей
  • С безумно вездесущим мирозданием стихий?
  • В молитве человек становится
  • Участником активным
  • В переговорах с миром скрытым,
  • Что мудро и практично для него всегда,
  • Что в отношениях с людьми
  • Ему непревзойдённую весомость придаёт
  • И превосходит роли все и маски существа,
  • Который потаённые и вечные миры не признаёт
  • И разговоров задушевных
  • В своей недолговечной жизни
  • Ещё не вёл с мирами этими
  • И ныне не ведёт.

9. Я попал в западню

  • Я попал в западню,
  • Мускулистый, стремительный, опытный.
  • Я имею клыки, острый взгляд
  • И убийственно длинные когти.
  • Я полмира прошёл, пробежал, пролетел,
  • Словно смерч разрушая соперников,
  • И в жестоких боях никогда не робел,
  • В поединках открытых был первым.
  • Но теперь я в тисках
  • Острой стали неистовой,
  • И капкан из титана обвил мою шею,
  • Жесточайшим удавом сжимаются
  • Обручи туже и туже,
  • Сокровенного времени нет…
  • Я теряю сознание
  • И окунаюсь обратно во времени…
  • Где-то там, у истоков,
  • Как вспышка, догадка,
  • Роковую ошибку я чувствую кожею,
  • Что не сильный в бою и отважный
  • Одолеет успешно ловушки,
  • А пассивный, смиренный,
  • Над миром парящий,
  • Текущий водою спокойною.
Рис.2 Мерцания сознания. Поэзия арт-психологии измененных состояний сознания

10. Остановил коня

  • Остановил коня железного у края поля бесконечного.
  • И засмотрелся восхищённо на небо, землю, горизонт.
  • Дух прошлого явился неохватный
  • И душу до краёв наполнил.
  • Вместо машины белой – буланый конь
  • Представился со сбруей,
  • На мне – тяжёлые доспехи, меч,
  • В руке – бывалое копьё…
  • Столетия былинные…
  • И сила рода где-то здесь,
  • Иная, не машинная.

11. Перед ночным покоем

  • Перед ночным покоем я смотрю на звёзды иногда.
  • И в этот час, когда я всматриваюсь в бесконечность,
  • Жизнь кажется такой ничтожной, мимолётной,
  • Как будто отблеск лужицы после дождя
  • На тротуаре мокром.
  • Когда-то в раннем детстве бабушка,
  • Со слабым, тихим голосом старушка,
  • Впервые указала мне на небо звёздное
  • Со знаком Ориона.
  • Минуло более полвека с тех времён,
  • И много раз я видел небо звёздное,
  • И неизменно каждый раз мне детство
  • Возвращалось вновь и чувство мелкости
  • И суетности жизни моей и всех,
  • Кто рядом, человечества.
  • И каждый раз я вспоминал
  • Свою тишайшую наставницу
  • В тот летний вечер и искал
  • Три яркие звезды на поясе
  • Небесного охотника.
  • А что если бы взгляд
  • Любого человека мог посылать
  • Луч света в бесконечный Космос?
  • И этот луч мог содержать бы
  • В себе послание к иным мирам?
  • Потоки взглядов обитателей планеты
  • Тысячи лет пронзали бы Вселенную
  • И проникали бы в бескрайнее пространство,
  • Сплетаясь, совпадая, повторяясь, разлетаясь.
  • А вся Вселенная, в глазах бы отражаясь,
  • Нас содержанием своим бы наполняла.
  • Мы все (глядящие на звёзды) – в ней,
  • А её сущность – непременно в нас.
  • Если душа моя сродни Вселенной,
  • То и Праматерь бесконечная
  • Равна душе моей.
  • И детское переживание ничтожности
  • Цивилизации людей
  • Уходит в таком случае
  • И исчезает вовсе…

12. Холодная погода

  • Холодная погода,
  • Снег и дождь весь день.
  • Но нет, они не могут мне
  • Испортить настроение под вечер,
  • Мой праздник от свежеотпечатанной,
  • Столь долгожданной книги.
  • Рассматриваю новое творение своё,
  • Что мне доставило издательство сегодня.
  • Листаю эластичные страницы,
  • Читаю свежим взглядом текст,
  • Дивлюсь, что смог так упорядочить слова и мысли,
  • Когда сидел над рукописью в роли автора.
  • Теперь я поостыл и даже подзабыл,
  • Каким я был.

13. Очередь на Страшном суде

  • Очередь на Страшном суде – последняя из всех очередей.
  • Я не люблю их в любом виде – за хлебом и здоровьем, за славой и свободой, за жизнью и восторгом.
  • Мне всё равно!
  • Я не люблю очередей!
  • Отец мой, ветеран и бывший узник лагерей, когда-то мне рассказывал про крематорий в концлагере и очередь у этой комнаты для смерти.
  • За смертью очередь тогда была большая.
  • Стоял он, молодой и тощий, в ряду других, ему подобных, и всё вокруг осматривая жадно.
  • Ему хотелось жить, дышать, смотреть на жизнь, всё слушать, чувствовать её.
  • Ему хотелось гладить травку у глухой стены, отдать ей всё тепло, заботу и любовь, что ещё теплилась в его душе.
  • Он думал: «Неужели?
  • Такая тонкая былинка останется и будет жить, а я, меня не будет?
  • Останутся все птицы, небо, солнце, но не я?»
  • И кто-то услыхал его вопросы в преисподней
  • И отозвался…
  • Остановилась неожиданно в тот день работа печи и огня.
  • Сломалось что-то в шестерёнках смерти, погас огонь в печи.
  • И чудом выжил он и те, что были за его плечами.
  • А после всех скитаний и ужасов войны вернулся он в свою деревню, в дом к отцу и матери на Украину.
  • Родились дети у него (четыре сына, дочь).
  • Отец прожил большую жизнь в заботах и в трудах,
  • Но никогда я не видал его в очередях.
  • Представить это даже не могу.
  • Когда же сам оказываюсь в очереди хоть на минуту,
  • Невольно вспоминаю с обречённостью
  • Тот старый сказ отца
  • И вижу неизбежный Суд.

14. Как сложно жизнь увидеть

  • Как сложно жизнь увидеть,
  • Которую не знал
  • И не познаешь никогда.
  • Ещё сложнее разгадать лицо,
  • Что на твоё
  • Так сильно не похоже.
  • И совершенно невозможно
  • Мечту осуществить,
  • Что не пропитана
  • Сознанием прошедшего.

15. Вечереет

  • Вечереет после длинного яркого летнего дня.
  • Солнце на закате – хороший символ жизни под конец!
  • День начался с восходом, пробуждением всего – хороший символ всякого начала.
  • День развивает всех и вся: зверей, растения, птиц, человека.
  • День насыщает светом тело и запускает силу и движение, полёт и суету, соперничество, беготню.
  • Но к вечеру всё затихает, насытившись движением, вином и пищей.
  • А молодые люди, противясь ритму суток,
  • Ведомые избыточным гормоном, не тормозят
  • И жаждут вечности своей в потомстве.
  • И всё же затихает под конец земля,
  • Ночь наступает, сон приходит, маленькая смерть.
  • Сон в конце жизни, что такое?
  • Как долго длятся сновидения?
  • И будет утро, пробужденье
  • И новый день?

16. Сон

  • Беседую с врачом известным,
  • Гиппократом,
  • Об эффективности методики особой
  • В психотерапии – маскотерапии.
  • И страстно убеждаю,
  • Что при умелом поиске лица
  • Можно найти души здоровье
  • И подойти вплотную к здоровью тела.
  • В здоровом теле и душе всегда сияет
  • Прекрасное лицо,
  • А при заболеваниях любых
  • Вся привлекательность лица
  • Куда-то исчезает.
  • Если в лице находим красоту
  • При помощи портрета,
  • Душа и тело человека будут
  • Невольно соответствовать лицу!
  • А ритуал создания портрета,
  • Инициации подобен сложной.
  • Подводит человека он к природе скрытой,
  • Идеальной.

17. Вышел я утром

  • Вышел я утром к солнцу долгожданному
  • И удивился: снег с неба чистого идёт?
  • Да нет же!
  • Всё это иней падает с пригревшейся берёзы,
  • Обильно присыпая землю.
  • А дерево как облако…
  • Со мной на небесах…

18. Я открыл в себе

  • Поутру зацепился взглядом я
  • За стопку книг,
  • Что за прошедшие года издал.
  • Неторопливо полистал, читая,
  • Покрутил в руках, задумавшись, припоминая,
  • Вспомнил, что здесь не все они,
  • И разыскал недостающие издания.
  • Любуясь, разложил перед собой.
  • Исправить каждую так хочется,
  • Отредактировать, дополнить и улучшить,
  • А может, и переписать сначала.
  • Но вот попалось интересное,
  • Забытое, мудрёное и сложное,
  • За это автору – спасибочки особое.
  • Возникла мысль (знакомая и новая):
  • Я был, бываю и могу бывать
  • Всецело не таким, как ныне!
  • Но это знает каждый педагог, психолог!
  • И почему же эта мысль
  • Не волновала меня раньше?

19. Безумная мечта царицы

  • Зачатого от гениального художника
  • Ребёнка во дворце отдельном изолируют
  • И взращивают осторожно.
  • С особой тщательностью отстраняют
  • От всех людей и от большого мира
  • И обучают композиции, гармонии,
  • Рисунку и скульптуре.
  • Только свою царицу он может видеть
  • Ежедневно с рождения до смерти,
  • И только с ней он может говорить
  • Часами напролет лицом к лицу,
  • И только к ней он может прикасаться,
  • И чувствовать тепло её, и запахи её вдыхать,
  • И только её голос слушать,
  • И только к ней любовью пропитаться,
  • Боготворить только её
  • С первоначальным вздохом своей жизни
  • И до конца.
  • А педагоги с лицами закрытыми
  • И душами холодными искусству его учат.
  • Лицо своё он видеть в том числе не должен.
  • Вокруг него всё лишено зеркальности,
  • Вокруг него нет даже тазика с водой,
  • Где можно было бы увидеть отражение.
  • Душа такая, предполагается, способна
  • Невероятно чисто отзеркалить
  • Царицы образ в неискажённом виде.
  • Только художник без лица,
  • Как зеркало незамутнённое,
  • Способен сотворить
  • Портрет для вечности.
Рис.3 Мерцания сознания. Поэзия арт-психологии измененных состояний сознания

20. Снег

  • Занесло,
  •    Засыпало,
  •       Завеяло,
  •          Навеяло,
  •             Накрыло,
  •                Заморозило,
  •                   Загнало всех в дома.
  •    Поутру распогодилось,
  •       Как будто успокоилось,
  •          На этот раз закончилось.
  • Проснулось,
  •    Озаботилось,
  •       Поморщилось,
  •          Расстроилось,
  •             Опомнилось,
  •                Задёргалось,
  • Собралось и набросилось,
  •    Очистилось и осмотрелось,
  •       Как будто успокоилось
  •          И даже насладилось,
  •             Затихло в ожидании, а через время
  • Всё опять продолжилось по кругу…

21. За пределы тела

  • Я вижу сны всю ночь цветные
  • Без отдыха и перерыва.
  • Они ко мне являются лавиной,
  • Лишь стоит на мгновение прикрыть глаза.
  • Во снах все чувства смешаны и образа
  • Со звуками прошедших дней,
  • С желаниями, мыслями, мечтами,
  • Но есть еще такие сны,
  • Что за пределами любых теорий.
  • И утром, пробуждаясь,
  • Мне нужен чай и времени часок,
  • Чтобы вернуться в мир реальный.
  • В заботах дня ночные сны приходят
  • Как воспоминанья, как опыт жизни
  • Прожитой, иной.
  • Во сне мой мозг не отдыхает,
  • Сознание в мирах иных летает.
  • Порой я вижу зеркало, и в нём
  • Отражено лицо другого.
  • Другой живёт во мне, или душа моя
  • Живёт в другом и час за часом
  • Проживает ночную жизнь…
  • Порой я будущее вижу, и там живу не я,
  • Но почему же там моё сознание?
  • Оно выходит за пределы времени,
  • Всего разумного, земного и за пределы
  • Жизни тела моего…
  • Я растворяюсь, исчезаю, плыву по небу,
  • Словно облако, мечта, воспоминание любви.
  • Я за пределами всего на свете.
  • Я, только я, без веса тела и без формы…
  • Я точка мира, света, тьмы,
  • Исток творения и взрыва,
  • Источник смысла, слова…

22. Взаимоперевоплощения

  • Когда сердца избыточно соприкасаются,
  • Когда они безумно выразительны
  • И если хорошо друг друга ощущают,
  • То рано или поздно наступает
  • Друг другом переполненность настолько,
  • Что обе стороны теряют свои лица
  • И застывают над обрывом тёмного
  • Взаимоперевоплощения друг в друга.
  • Но зачастую в последнее мгновение
  • Кромешно переполненной души
  • Срабатывает самосохранение,
  • И появляется желание уединения
  • И устранения другого мысленно,
  • В конфликте на словах или на деле.
  • Но если из-за воспитания, вины,
  • Тревоги, страха, чувства долга
  • Конфликт не прерывает отношения,
  • И очень важное уединение не происходит,
  • И люди вынуждены жить совместно,
  • То начинается взаимное перерождение,
  • И образ, лик другого становится невольно
  • Центром души, порабощая личность.
  • Подстройка друг под друга настолько велика,
  • Что исчезает поло-ролевая разность
  • Во внешнем виде, в структуре тела и души.
  • И в результате возникает семейство
  • Из существ со смазанными, сбитыми
  • Чертами, испорченными судьбами, глазами,
  • Глядящими из глубины души…

23. Догадки сумасшедшего

  • – Да, это бред бесспорный!
  • – Нет! Укол демонстративный в интимное
  • Местечко возле паха спецособой способен,
  • Как ни странно, публично привести другую
  • Особь в особый статус.
  • – Да ну?
  • – Конечно, если выдержит она все испытания.
  • А перед болью уникальной парик сорвать
  • Необходимо, обнажая волосы полуседые.
  • – Да что ты говоришь?
  • – В границах этакой спецподготовки пытают
  • Изощрённо, унижают ухищрённо.
  • – Не может быть такого!
  • – Ну а прошедшим этот крест дают лицензию
  • Судить потом других.
  • – Не верю!
  • – Судьёй, специалистом становится прошедший
  • Спецунижение и испытание спецболью.
  • – Да нет же!
  • – А втаптывают в грязь такие же
  • Растоптанные ранее умельцы. Законником
  • Становится лишь тот, кто был унижен
  • И испытан сам?
  • – Ну, неужели?!
  • – Лишь унижения и испытания дают особый
  • Статус участникам соревнований, организаторам
  • И наблюдателям – переживания богоизбранности.
  • – А что в итоге?
  • – А побеждают и приподнимаются наверх лишь те,
  • Кто чашу до конца испил и уничтожен был.
  • – Во как!
  • – Лицо без маски, боль в исповедальном месте —
  • Необходимые шаги дороги в касту посвящённых.
  • Лицо с карающим мечом должно без масок быть
  • И через пытки сокровенные прошедшим?
  • – Невероятно!
  • – Судьёй становится лишь тот, кто обнажил лицо
  • И боль испытывает вместо наслаждений.
  • – А наслаждение от боли?

24. Дал сон мне крылья

  • Дал сон мне крылья ночью.
  • Лечу я над Землёй и вижу всё:
  • Леса горят в Сибири,
  • Горят они и в Греции, в Европе, в США.
  • В Германии и Турции дожди размыли города,
  • В Афганистане засуха, война.
  • В Гаити вновь землетрясение и наводнение,
  • В Японии часы считают, цунами ожидая…
  • Живёт Земля, через природу заявляя:
  • «Сражайся, человек, страдай за право жить!»

25. Столкновение

  • Сталкиваюсь всю жизнь с другими,
  • И только вдруг в автопортрете
  • С собой самим столкнулся я.
  • Мир отражается в лице,
  • А лица жаждут отразиться в мире!
  • И маленький мирок вокруг себя меняя
  • (Дом, сад, дорожку, стол, картину,
  • Страницу, слово, книгу),
  • Мы можем изменить себя,
  • Но может ли явиться уникальное лицо
  • В безликой повседневной жизни?

26. Чёрная дыра

  • Часы остановились. Всё!
  • Остановилось время! Нет  движения,
  • Мгновения все сжались в один миг.
  • Нет мыслей, нет поступков и развития,
  • Нет ничего, и даже тела…
  • Всё здесь, и всё сейчас.
  • Бессмысленность, безвременье.
  • Всё здесь во мне, и я во всём.
  • Во мне все поколения.
  • Здесь прошлое, и будущее здесь,
  • Здесь смерть моя, рождение,
  • Здесь чувства все и все сомнения,
  • Здесь все миры и все эпохи,
  • Здесь космос весь и все пути,
  • Любовь моя и ненависть, награды, власть,
  • Надежды, положения, усталость, лень,
  • Здесь проза и поэзия,
  • Здесь скорость, остановки, наслаждения,
  • Здесь верх и низ, здесь вечность, утешения,
  • Здесь все мечты, забавы, устремления,
  • Здесь мудрость вся и глупости усилия,
  • Здесь воля, честь теряют смысл,
  • Здесь только тьма кромешная во всём
  • И только диалог смиренный
  • Один с Творцом.

27. Искренность и тьма

  • Тьма или ночь невероятно связаны
  • С душевными расстройствами
  • И могут запускать тревоги, страхи
  • И возбуждать невежество и варварство.
  • Тьма или ночь пугают завсегда
  • И чувство вызывают остановки времени,
  • Потери Я, безликости, безвременья,
  • Утраты смыслов, ценностей и целей.
  • Тьма или ночь приходят незаметно,
  • И заполняют подсознание,
  • И отражаются на чувствах, поведении,
  • Лицо стирают и зрачки так расширяют.
  • Ночную души распознать возможно
  • Во время медитации или молитвы,
  • Но накануне следует себе вопрос задать:
  • Как выглядит моя душевная картина?
  • Тьма переходит и от другого человека.
  • В какой-то мере помогает свет,
  • Огонь в разнообразном виде,
  • Любимые предметы, вещи, пища,
  • Занятия, друзья и люди близкие и зеркала,
  • Поможет и портрет, массаж лица,
  • Искусство тела и простой уход за ним.
  • Но существует мастерство особое в науке
  • Отношений с Тенью. Оно организует диалог
  • С Танатосом, инстинктом смерти.
  • И разговор такой лечить способен
  • Душевное расстройство, но при условии,
  • Что искренность душевная в конце концов
  • Пробьётся в человеке из-под масок,
  • Как солнца луч в начале февраля сквозь
  • Облака, и лишь она душе и телу
  • Умеет возвращать здоровое и человечное.

28. Мы видим

  • Женщина видит в любимом Всевышнего.
  • Время придёт, и он станет любовником,
  • Образ предвечный же свалится в яму,
  • Тело оставив и душу жене.
  • В женщине видит влюблённый Богиню,
  • Но близость возможна лишь в случае,
  • Если уходит со сцены сияние,
  • Мужу оставив тело и душу.

29. Столько свободы

  • Свободы столько я ещё не чувствовал
  • И не переживал!
  • Она пришла нежданно и негаданно.
  • К ногам моим упала, словно лист осенний.
  • Свалилась в гости, словно друг забытый.
  • Вошла с улыбкой и присела рядом в кресло.
  • Была в другой стране она так долго
  • И обо мне, видать, забыла на просторе.
  • Жила в краю, где много света и тепла,
  • Но вот она так неожиданно пришла,
  • Как случай долгожданный или горе.
Рис.4 Мерцания сознания. Поэзия арт-психологии измененных состояний сознания

30. Распятие опять

  • Земля сырая разворочена,
  • Вокруг домишки с почерневших срубов,
  • Всё выжжено вокруг,
  • Трава, деревья и цветы,
  • Словно во сне.
  • И люди словно тени,
  • А среди них есть те,
  • Что в чёрной толстой коже,
  • И властвуют они,
  • Шныряют, угрожают, бьют и убивают…
  • Но вот один мужик плечистый
  • В рубахе белой полотняной,
  • Седой, уверенный и светлый,
  • Идёт спокойно на распятие…
  • Его привязывают головою вниз
  • К большим и старым брёвнам,
  • Что из разобранной избы.
  • И тащат на костёр,
  • Что разожгли у дома, у крыльца.
  • Подняли голову повыше,
  • Чтоб лицезреть его мучения…
  • Он замер,
  • Думали, что умер на кресте,
  • Что Он не чувствует мучений.
  • Но приоткрыл Он правый глаз
  • На лике обожжённом
  • И посмотрел, показывая всем,
  • Что Он ещё живой.
  • Горело тело снизу,
  • Горели ноги, бёдра и живот,
  • Горели руки распростёртые,
  • А кости белые и жилы
  • В огне светились,
  • Но Он молчал упорно.
  • – Да он напился или съел чего-то,
  • И боли он не чувствует, – кричали.
  • А может, в Нём невиданная стойкость
  • Превыше боли тела, подумал я.
  • Душа его сильнее тела,
  • Подумалось со стороны,
  • Вокруг Него.
  • Зачем пришёл Он на распятие?
  • И мог ли не прийти?
  • Как мог иначе показать другим
  • Он дух несломленный и силу?
  • Или же искупить хотел других грехи?
  • Сильнейший, светлый, сильный
  • Себя на муки отдаёт и растерзание,
  • Передавая дух нечеловеческий
  • Животным в телах человеков
  • И призывая вспомнить нас о Нём?

31. Маска-аватар

  • А что есть маска-аватар?
  • Да это же лицо второе человека,
  • Что в виртуальном мире живёт вместо него
  • И выражает часть лица,
  • Которая в тени всегда.
  • Из незапамятных времён до наших дней
  • Подобных масок-лиц мы не видали?
  • Да, маска-аватар всецело отражает современный мир
  • И в роли теста зачастую выступает:
  • Чем откровеннее способен человек увидеть своё Я,
  • Чем реалистичнее способен отразить себя в портрете,
  • Тем совершеннее и адекватнее его миры души и его Я.
  • А маска-аватар не отражает ли в себе ту часть лица,
  • Что чаще скрыта из-за болезненной души?
  • Да, маска-аватар способна отразить одну из множества субличностей,
  • Что появляются в психическом расстройстве.
  • Я в мире масок-аватаров ищу лицо и отражение своё,
  • Но чаще недоволен им
  • И не хочу творить подобия свои,
  • Что жить способны своей жизнью.

32. О душах ночью

  • А знаете ли вы, что души,
  • Когда мы спим и над душой не властны,
  • Они свободно и легко
  • Летают, словно птицы?
  • Но только то пространство,
  • Где они парят,
  • Без света зачастую,
  • А они наполнены свечением.
  • И каждая имеет свой оттенок цвета,
  • Летающие души на светлячков ночных похожи,
  • На искры от костра, взмывающие в небо.
  • Они объединяются в такие косяки,
  • Как рыбы в океане
  • Или птицы перед перелётом,
  • И плавают, летают в междупутье,
  • Что не имеет ни начала, ни конца.
  • Но их полёт в этом особом космосе
  • Отличия имеет, как лицо и отпечаток рук,
  • Что им даёт возможность узнавать друг друга.
  • Они летают у Земли и в небесах,
  • Проносятся по времени,
  • И времена для них – пространство,
  • Где можно беспрепятственно летать
  • От настоящего в прошедшее,
  • С прошедшего в грядущее
  • И вновь обратно в настоящее,
  • Как в однородной и единой,
  • Прозрачной и несущей их стихии.
  • Я среди них летал и узнавал в них лица,
  • Плывущие во вездесущем времени,
  • Светящиеся разным цветом.
  • Они о чём-то мыслили отдельно и совместно,
  • Они имели согласованные цели,
  • И двигались они без устали одновременно
  • Узором огненным, красивым и стремительным.
  • Я встретил их и, несомненно, поддался потоку этому,
  • Стал его частью, цветом, скоростью его.
  • А мог ли я не быть таким же, как они?
  • Смотреть со стороны и видеть всех?
  • Остановиться, созерцая,
  • Быть вне движения и цвета?
  • Быть нераспознанным?
  • Или, что совершенное безумство,
  • Пытаться управлять потоком,
  • Остановить его и обесцветить?
  • И это всё уже за гранью их природы,
  • Они уже не будут тем, что есть,
  • Их суть в движении и в цвете,
  • А лица – стержень жизни.

33. Маска

  • Маска лишь явная часть человека,
  • В масках и мир появляется нам.
  • Смотрим на свет сквозь чужие глазницы,
  • Смотрит на всех нас и свет через них.
  • В масках лицо мы являем другим.
  • В масках живём, доживаем, уходим,
  • В масках и образ свой людям оставим.
  • Древняя мудрость в хранилищах памяти
  • Вновь возбудилась,
  • Раскрылась, как книга:
  • Маски нас всех защищают не только от солнца,
  • От пыли и вируса, взрыва, огня.
  • Маска души защитит от агрессии
  • Внешней дурашливой рожей.
  • Маска украсит лицо совершенством,
  • Делая в зеркале образ желанный.
  • Маска закроет всё сокровенное
  • И отстранит всё ненужное, злое.
  • Маска сжимает, стесняет и вяжет,
  • Маска хранит припасённое ценное
  • И отражает силёнку чужую.
  • Маска меняет и строит нас вровень,
  • Чувства привносит в интимные сферы,
  • Маска влечёт и манит к нам других,
  • Маска как ложный свидетель событий,
  • Невозмутимость в конфликтах, в бою.
  • Маска привносит в характер черты,
  • Маска приводит нас к нужному полу,
  • Маска меняет поступки, движения,
  • Мысли, слова и мозги,
  • Ритмы, мотивы, стремления.
  • Маска как ложное зеркало прошлого,
  • Важностью пышет во время побед.
  • Маска снимает и напряжение,
  • Дав нам возможность под ней отдохнуть
  • И излечиться, с духом собраться.
  • И развлекает, питает нас опытом,
  • И убеждает родных и любимых,
  • Рядом милашка-двойник.

34. Копирую икону

  • Копирую икону, понимаю
  • И чувствую искусство древнего иконописца.
  • Я вижу его руки и лицо, испачканные краской,
  • Я вижу его ветхое жилище, лампадой освещённое,
  • Я вижу серую, истёртую одежду,
  • Глаза его и отражение в зрачках святого лика,
  • Уснувшего в углу помощника,
  • Уставшего за долгий день,
  • Жизнь мастера в трудах и в радости под небом,
  • Разверзшимся над ним.
  • Я вижу всё, что было раньше,
  • И то, что будет после
  • У этой вековой иконы.

35. Порядок совершенный

  • Сознания порядок совершенный
  • Ведёт к душевному здоровью.
  • Всё гениально – просто!
  • Но нужен образец для подражания.
  • Где можно его взять,
  • Такое совершенное сознание?
  • История культуры источники
  • Нам может подсказать.
  • К примеру, образ Ангела Златые Власы,
  • Что отражает тихо сотни лет
  • Столь редкую картину совершенства.
  • Я ставлю на себе эксперимент —
  • Пытаюсь с помощью перерисовки
  • Почувствовать и пережить
  • То чистое, неповторимое,
  • Что передать пытался нам
  • Художник древний
  • И на досках закодировал
  • Архетипическую сущность в красках,
  • Глядящую на нас
  • Сквозь совершенный лик.

36. Мы замираем

  • Архитектура, живопись и музыка природы
  • Прекрасны и неповторимы.
  • Архитектура, живопись и музыка людей
  • Стремятся подражать им.
  • Архитектура, живопись и музыка небес
  • Нам иногда во сне приходят,
  • И замираем мы…

37. Я нашёл мудреца

  • Я нашёл случайно мудреца 300-летнего
  • В Подмосковье, в Дубровицах, у храма.
  • Он был из белого камня,
  • И был он со сбитым частично лицом.
  • Я подошёл к нему поближе, чтоб сделать фотографию,
  • Я посмотрел в ту сторону, куда смотрел и он.
  • Я постарался передать его осанку, взгляд,
  • Почувствовать холодное и каменное сердце,
  • Частично прикоснуться
  • К вечности его душой.

38. Кумиры – не боги!

  • Один из моих пациентов
  • Однажды ненароком
  • Узнал в своём портрете Ленина.
  • И был он сильно удивлён,
  • Что Ленин появился неожиданно,
  • Словно поднялся с глубины сознания
  • И отразился в нашем времени.
  • А множество его изображений,
  • Что в парках и на площадях,
  • В метро и в зданиях общественных,
  • Переполняют нашу жизнь
  • И наши души в настоящем,
  • Он забыл.
  • Скульптурные портреты —
  • Древнейший метод,
  • Способный лик увековечить
  • В материальном мире и в духовном.
  • Я думаю, и даже убеждён,
  • Что в душах могут оживать
  • Все образы кумиров, предков,
  • Которых высекли, запечатлели в камне.
  • И оживать не просто,
  • Но жить в сознании и теле тех потомков,
  • Что даже и не знают ничего из прошлого.
  • Возможно, именно по этой же причине
  • В античном времени и греки создавали
  • Только красивые и совершенные фигуры
  • Героев, победителей, богов.

39. Жизнь и смерть

  • Красивое, здоровое и утончённое
  • Против болезни безобразной,
  • И против грубой силы.
  • Жизнь мимолетная и вечность смерти,
  • Красивое и безобразное,
  • Здоровье и болезнь,
  • Чувствительность и дубоватость,
  • Они несовместимы,
  • Они боятся наблюдать друг друга
  • И борются между собой при встрече.
  • А человек всегда имеет склонность выбирать,
  • Если бесстрашие в себе находит
  • Взглянуть правдиво в глаза миру.
Рис.5 Мерцания сознания. Поэзия арт-психологии измененных состояний сознания

40. Дневник

  • Вести дневник тревожно, страшно лишь тому,
  • Кто опасается показывать лицо своё даже себе.
  • Дневник есть тест на искренность перед самим собой и перед предполагаемым читателем.
  • Дневник есть исповедь и тайный взгляд множества разнообразных масок.
  • Дневник – чистилище души.
  • И каждая страница правдивых записей становится ступенью к откровению и к правде жизни.
  • И даже чистая страница дневника кричит и вызывает чувства, мысли и переживания потомков.

41. О природе души

  • Он предан был людям,
  • Он предан людьми.
  • Так схожи слова,
  • Так различна их суть.
  • Пиши не пиши,
  • Всё сказано тут
  • О природе души.

42. Был Бог в депрессии

  • Был Бог в депрессии,
  • И чтобы выйти из неё,
  • Он стал творить мир видимый
  • И человека
  • По образу по своему
  • И по подобию.
  • – Создам я образ свой,
  • Подобие своё
  • Из праха, пыли и воды.
  • Создам я собеседника и двойника себе,
  • Создам несовершенное подобие,
  • Создам лишь образ свой,
  • Лишь отражение.
  • Пусть знает он рождение и смерть,
  • Пусть знает счастье и безвременье,
  • Пусть он страдает и творит свой мир,
  • Пусть ошибается и падает.
  • Пусть будет тень моя и свет.
  • Я в нём, а он во мне —
  • Два существа в бескрайнем мире.
  • Не так мне будет одиноко
  • В холодной пустоте
  • И в вечной темноте.

43. Как я долго обманутым был

  • (Подражая Уитмену)
  • Я один, как я долго обманутым был.
  • Я теперь стал другим, я умчался на волю, как мчится Природа.
  • Я Природа сама, и как долго я не был, теперь я вернулся домой.
  • Я кустарником стал, стал листвою, корой.
  • Я врастаю корнями в скалистую землю, я осколок скалы.
  • Я в лесу, на поляне распростёрся ветвями, я дуб вековой.
  • Я лохматый и дикий пасусь среди стада, вольный я, ненасытный и сильный.
  • Я блестящая рыба, средь медуз и кораллов проплываю неспешно.
  • Я соцветье сирени в руке, на столе, среди шумной толпы…
  • Я опавшая жизнь, я обрывки конверта, разбитая дверь.
  • Я стремительный, зоркий орёл в небесах, устремлённый на жертву внизу.
  • Я клыкастый гепард, я горячий булат, я снаряд, я следы на снегу,
  • Я планета, звезда, я космический свет.
  • Я плывущее облако в небе весь день на ветру, а под вечер дождём проливаюсь на землю сухую.
  • Я штормящее море, волной разбиваюсь о берег высокий.
  • Я туман поутру, я пустынный мираж, кислород вездесущий, оживляющий мир.
  • Я мороз и метель, я рассвет и закат, я всё сущее здесь, на Земле.
  • Я кружился, кружился в просторах, и вот наконец-то я дома.
  • Я всё исчерпал, мне осталась лишь радость и воля.

44. А я кто был?

  • Пред ним склоняет головы
  • Несметное количество людей.
  • Его желание распределяет триллионы.
  • Лицо его, сознание и сила
  • Расходятся по миру.
  • Но на руках (во сне) я нёс его сегодня.
  • Я нёс его, слабеющего старика,
  • Словно ребёнка.
  • Он с тростью был и очень слаб,
  • А я – силён и старше.
  • Он – это он,
  • А моё Я в сознание Кого вселилось
  • И ночь там обитало,
  • Во времени каком
  • Оно существовало?

45. В усадьбе Поленова

  • В зелёной усадьбе Поленова,
  • Что на Оке-реке,
  • Я гулял, и смотрел, и вздыхал,
  • Открывая Россию былую,
  • Разудалую такую,
  • Ушедшую, родную,
  • Но до конца никем не понятую
  • И с грохотом погибшую.
  • Мы все ведь знаем,
  • Что она здесь где-то рядом,
  • Покоится в прошедшем недалёком,
  • Но мы не можем осознать,
  • Куда же растворилась наша память?
  • Постой, постой!
  • Вот славный Муромец Илья,
  • Что на картине Васнецова,
  • С лицом художника Поленова,
  • Да это же лицо Руси
  • Исчезнувшей
  • Глядит на нас в упор…
  • В усадьбе, на Оке
  • Витает дух богатыря
  • И ждёт…

46. Летним вечером

  • Летним вечером на веранде
  • Пью я чай в одиночестве.
  • Сад и яблони рядом,
  • Там колодец с прохладной водой,
  • Ряд кустарников сочной смородины
  • И душистые травы с цветами.
  • Вдали речка блестит на изгибе с мостом,
  • Там уходят леса к горизонту.
  • Небо светится ярким закатом.
  • Тихо, мирно земля распростёрлась.
  • Летит взгляд мой легко в атмосферу,
  • И душа моя тянется следом…
  • Там, где звёзд бесконечность…
  • Я увижу их скоро и здесь, над деревьями.
  • Ночь приходит ко мне, и луна, и цикады…
  • Чай остыл,
  • Мир вздохнул ветерком и затих.

47. Я предчувствую наше грядущее

  • Я предчувствую наше грядущее, будущее.
  • Ничего-то в нём нет привлекательного.
  • Останавливаюсь, замираю, впадаю в депрессию.
  • Всё валится из рук, теряю ловкость, аппетит,
  • Весь мир стал серым…
  • И надо ли меня и мне подобных с пассивности такой кому-то выводить?
  • Мы чувствуем, предчувствуем, предвидим и предвосхищаем.
  • Мы падаем в болото, тупеем в сумерках небытия,
  • Мы связаны виной и совестью перед потомками.
  • Мы умираем с открытыми глазами,
  • Всматриваясь в даль.
  • Мы жаждем увидать там что-то подающее надежду
  • В полях, в лесах на тысячи километров,
  • В морях, в озёрах, в реках и в ручьях,
  • В растянутых дорогах на полмира, в обочинах,
  • В деревьях, в птицах, в рощах и в цветах,
  • В деревнях, в городах, в посёлках, в хуторах,
  • В мужчинах, в женщинах, в детишках, в стариках,
  • В шахтёрах, в плотниках, в водителях, в учителях,
  • В врачах, в торговцах, в строителях и в полицейских,
  • В электриках, в сантехниках, в чернорабочих и в инженерах,
  • В актёрах, в космонавтах, в военных, в журналистах,
  • В идущих, в спящих, в едущих, в летящих,
  • В умелых, в ловких, в чистых и не очень,
  • В учёных, в неучах, в смекалистых и в глупых,
  • В смеющихся и в грустных, в задумчивых и в суетных,
  • В забывчивых и в помнящих, в активных и в пассивных,
  • В здоровых и в больных, в одетых, в обнажённых,
  • В голодных и в пресыщенных, в хмельных и в протрезвевших,
  • В озлобленных и мирных, в молящихся и в атеистах,
  • В склонившихся весь день и ночь, зимой и летом, осенью, весной, под солнцем, в стужу, в зной и в слякоть,
  • Во время мирное, в войну и в смуту.
  • Мы ждём,
  • Мы ждём, того не понимая,
  • Что скрипнет дверь и распахнётся небо…
  • Мы ждём оттуда Глас…
  • И Суд над нами.

48. На пасеке

  • На пасеке – вне времени весной.
  • Пчела сто миллионов лет назад уже летала
  • И собирала мёд, и падала, и умирала.
  • И после человека
  • Она всё так же будет приносить нектар,
  • Кормить своё неутомимое потомство,
  • Отстраивать и охранять гнездо,
  • Прислуживать своей царице…
  • И может, сохранится
  • В её сознании бездонном,
  • Что человек когда-то рядом жил,
  • Питался рядом, управлять пытался,
  • А иногда безграмотно служил…

49. В начале

  • В начале жизненной тропы
  • Нам думается: главное —
  • Познать, почувствовать, увидеть, пережить!
  • И для такого дела, смысла, цели
  • Мы расточаем всё здоровье, время, деньги.
  • Для опыта спешим,
  • К познанию стремимся,
  • Страдаем, бегаем, сидим упорно,
  • Летаем по планете, служим,
  • Мечтаем, унижаемся, болеем,
  • Работаем, влачим существование,
  • Роняем в грязь лицом, лежим и поднимаемся,
  • Склоняемся и, наконец, повелеваем.
  • В страстях познания расходуется жизнь.
  • А к середине или на закате
  • Всем сердцем, всей душой
  • Вдруг понимаем,
  • Что нет главнее и сложней задачи,
  • Чем выразить и передать себя другим.
  • Вначале к опыту стремимся мы
  • И в этом видим смысл единственный.
  • Потом весь жизни смысл,
  • Чтоб поделиться им.
Рис.6 Мерцания сознания. Поэзия арт-психологии измененных состояний сознания

50. Туман

  • Летним утром городок мой был в тумане.
  • Силуэты деревьев и домов, птицы ныряют в облаках…
  • Шум ранних машин на дальней дороге доносится.
  • Пропел где-то петух на соседней улице…
  • Над головой проступает ясное голубое небо,
  • И солнце пригревает всё сильней…
  • Капельный пар осыпается на землю, на траву и цветы…
  • Становится светлее и теплей.
  • Природа просыпается.
  • Я и сам всё больше просыпаюсь…
  • Остатки снов уходят вместе с туманом.
  • Зелёный тёплый чай с лимоном и мёдом окончательно всё пробуждает.
  • И только дальный горизонт, где речка, изогнувшись, уходит к лесу,
  • Прикрыт ещё остатком таящего облака.
  • Оно пытается во что бы то ни стало уцелеть и приподняться к небу,
  • Но тает, исчезает на глазах, как сон.

51. Собиралась груша

  • Собралась груша расцвести,
  • Но снег весной её засыпал,
  • Прикрыл листочки клейкие,
  • Остановил её расцвет.
  • С собой сама природа спорит,
  • Нет в ней согласия, единства,
  • Противоречия одни, конфликты.
  • Я часть её
  • И так порой мечтаю о цельности души.

52. Слова

  • Вначале было слово.
  • Потом – большая череда событий.
  • Потом, в конце всего на свете, появился я.
  • Теперь во мне всплывают мысли и слова.
  • Слова, что могут породить события,
  • Слова, что могут изменить мою судьбу,
  • Слова, что могут жизнь других менять.
  • Слова, что могут всё творить, вести, крушить и созидать.
  • Слова, что не мои, они идут из глубины души,
  • Слова из бездны мозга мироздания.
  • Слова, слова, слова, слова…
  • Я их пишу и я ли это?
  • Какие смыслы,
  • Жизнь какую им суждено создать?

53. Заступница

  • Роскошная яхта – дворец на воде в экзотическом море.
  • Игристые вина в тонких бокалах, обильная пища и
  • Жизнью довольный хозяин,
  • Жизни хозяин, мира властитель о смысле богатства и власти задумался.
  • А на пыльной дорожке в глухой деревушке под этим же солнцем полуденным,
  • Где он проводил своё детство,
  • Старушка стоит, стоит она долго и на заскорузлой ладони считает монетки для хлеба.
  • Она увидала его вечерком накануне по телеку
  • И улыбнулась, что мальчик так резко поднялся, взлетел.
  • Как время-то мчится,
  • Вчера ещё он забегал по соседству,
  • Кормила блинами с вареньем его,
  • Здоровья желала и счастья сто лет.
  • Желала так раньше, желает и нынче.
  • А что, если б вовсе не так?
  • А вот как:
  • В воскресный денёк в церквушке забытой с зажжённой свечой (вместо чёрного хлеба)
  • Заступницу просит старушка спустить заблудшего сына на землю.

54. Выступил утром

  • Сегодня выступил поутру на своём YouTube-канале «Психолог Сергей Кравченко»
  • И выступил на весь честной и белый свет.
  • Какое чудо это нашего открытого пространства жизни и времени!
  • Живу себе спокойно вдали от суеты,
  • В провинциальном городке, в саду и в старом доме,
  • Попил чайку,
  • Гулял, дышал и размышлял,
  • Но вдруг решил поговорить о важном
  • И поделиться мыслями и опытом.
  • И вот, пожалуйста,
  • Примите всё как можете!
  • Но лучше было бы с добром.

55. Во мне весь мир

  • Во мне весь мир, Земля и небо, все звёзды, Солнце и кометы.
  • Во мне все люди, звери, птицы, все рыбы, водоросли и грибы.
  • Во мне букашки все, цветы, ручьи, озёра и моря, ветра и океаны.
  • Во мне вся жажда жизни и страх смерти, вина и совесть тысяч поколений.
  • Во мне любовь и ненависть, война и мир, все страсти, мудрость и терпение.
  • Во мне стремление к покою, тишине, к добру и злу, разврату, добродетели.
  • Во мне желание творить и разрушать, кричать, молчать, летать и состязаться, в уныньи быть, с восторгом восхищаться.
  • Я знаю всё и всё могу, я всё постиг и испытал.
  • Я вечен, вездесущ, бессмертен и открыт всему,
  • Что только может быть на свете.
  • И может ли всё это умереть?
  • Не быть?
  • Распасться вновь?
  • Вновь превратиться в вечную космическую пыль?
  • Да, несомненно, может.
  • А может ли возникнуть вновь
  • По образу, подобию?

56. Ночью

  • Один в кромешной темноте,
  • Есть только ночь и осознание себя.
  • В пространстве беспросветном летит оно, летит.
  • Бессмысленный полёт в пустыне беспросветной ночи,
  • Но кажется, с одним еле заметным смыслом в сознании пустынном,
  • Где в центре моё я без чувства тела,
  • Где тела нет совсем
  • И где оно не беспокоит совершенно никого.
  • Есть только ночь и точка – моего сознания.
  • Так и Творец в кромешной темноте
  • Когда-то начинал.
  • И если я Его подобие,
  • Способное создать свой мир,
  • То в темноте вокруг меня
  • Возможен только мною
  • Сотворённый свет.

57. Увидел я книгу

  • Увидел я книгу свою предстоящую во всех красках и формах, фактурах и звуках.
  • Отдельные буквы, слова и рисунки казались объёмны, весомы, особенно значимы.
  • Увидел я книгу, которой только предстоит появиться на свет через месяц или два.
  • Но в особом пространстве сознания кто-то уже домыслил её, дописал и поправил умело.
  • Увидел ту книгу, которая пока ещё пишется мной и разбросана на столах в отдельных страницах.
  • Увидел свою работу, уже завершённую и опубликованную.
  • Держал её в руках, я хорошо всё помню, рассматривал и восхищался.
  • Была она прекрасна.
  • Теперь я точно знаю, что будет книга именно такой.

58. На что способен человек

  • На что способен человек при самообороне
  • Или когда он защищает друга, близкого, родного?
  • На что способен он при обороне дома, земли, животного?
  • На что способен, когда он защищает ценности и взгляды?
  • На что способен человек, когда отстаивает власть свою, гордыню, честь?
  • На что способен он, когда лишён защиты, пищи, крова?
  • На что способны мы, когда нас загоняют в угол,
  • Когда нет сил сопротивляться смерти?
  • Способны мы на то, что за пределами рассудка:
  • На сверхусилия ума, души и тела,
  • На то, чтоб отказаться от себя
  • И превратиться в зверя, в палача…
  • Но Бог отдал на суд толпы единственного Сына,
  • На истязания, распятие!
  • Зачем?
  • Чтоб искупить грехи людей.
  • Открыть им путь на небо, к вечности.
  • Открыть возможность им воскреснуть после смерти.
  • Пожертвовать собой ради врага?
  • Что пробуждает жертва в палаче, в убийце?
  • Что чувствует палач, убийца, добивая смирившуюся душу, тело?
  • Что чувствует убийца, если тело жертвы с душой не хочет расставаться?
  • Глядят глаза её упорно, и бьётся сердце, истекая кровью,
  • Хрипят невразумительно слова, и нет сопротивления…
  • Удар убийцы,
  • И ещё удар
  • По телу,
  • По душе,
  • По сердцу человека…
  • Непротивление насильнику, убийце, палачу,
  • Непротивление насилию и злу,
  • Чтоб пробудить сомнения у зверя,
  • Спасти толпу убийц в грядущих поколениях?

59. Время

  • Если время запнулось, зависло,
  • Если смыслы ушли, растворились,
  • Если чувства остыли,
  • А друзья далеко,
  • Если ты одинок,
  • Значит, время пришло
  • Начать новую жизнь.
  • Начинай и твори
  • В пустоте
  • Всё с нуля
  • Тем, что рядом с тобой,
  • Под рукой.
  • Ты Творец! И Земля —
  • Твой мольберт.
  • Время хлынет потоком сквозь сердце твоё,
  • Смыслы ливнем прольются в пустынной душе,
  • Чувства стаями станут кружить над тобой,
  • И возникнет для нового мира творение,
  • И источником станет подобие
  • Для существ одиноких и жаждущих…

60. Вершина

  • Иду к вершине,
  • Замечаю на ходу,
  • Друзей становится всё меньше.
  • И с каждым шагом толпа их всё редеет.
  • Уже могу назвать, кто рядом, поимённо.
  • И те по одному, по два, а то и группой
  • Идти уже не могут дальше.
  • Со мной – остались избранные!
  • Меньше,
  • меньше,
  • меньше…
  • Вершина рядом!
  • К ней – последние ступени.
  • Ступаю шаг,
  • второй,
  • последний…
Продолжение книги