Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ

Скачать в формате: FB2 EPUB

Описание книги

Почему европейская, а позже и евро-атлантическая цивилизация добились самых грандиозных успехов в истории человечества?

Почему именно Европа, сначала самостоятельно, а позднее – вместе с Соединенными Штатами Америки, создала тот мир, в котором мы живем сейчас?

Что предопределило мировую гегемонию европейского мировоззрения – промышленность, сила оружия или нечто иное?

И какое влияние на мировоззрение не только отдельного человека, но и целых народов и даже рас оказывает окружающая среда?

Обо всем этом и многом другом рассуждает в своей книге Джаред Даймонд – автор, удостоенный Пулитцеровской премии.

В формате pdf.a4 сохранен издательский макет.

На нашем сайте вы можете скачать книгу Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ Джаред Даймонд бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2.

Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ

Последние отзывы

2024-03-14 14:23:00
-273C
Любопытный взгляд на историю человечества. Географический детерминизм? Как будто что-то плохое! Это очень стройная, красивая и последовательная теория, практически не имеющая свободных параметров, и в каком-то смысле, наверное, даже фальсифицируемая. Пожалуй, это наиболее близкое к действительности описание положения вещей. Но если с содержанием у книги все просто блестяще, то вот форма подачи материала хромает. Чтобы прошибить даже туповатого читателя, Даймонду приходится растворять полезную и интересную информацию в литрах воды и повторов. Честно говоря, revisited-издание этого труда, сокращенное и дополненное, без разговоров получило бы у меня пять звезд и вошло в число избранного. А пока что имеем то, что имеем. Да, и нельзя не бросить камень в дизайнеров, наизнанку вывернувшихся, чтобы проиллюстрировать тезис Лебедева о том, что русское издание обязано иметь на порядок худшую обложку, нежели зарубежное. Бонусом - интересный комментарий биолога.
2024-03-14 14:23:00
Meres
Замечательное и очень масштабное исследование, проведенное автором! С ним можно соглашаться, можно спорить до хрипоты, но эта точка зрения имеет право быть. Я со многими его допущениями полностью согласна - это изначально влияние факторов внешней среды (климата и и географического положения), которые влекли за собой количество пищи, использование животных, торговые отношения, заимствование новинок придуманных соседями, развитие культуры и науки. А уже позже, появление оружия (огнестрельного и биологического, в виде штаммов болезней) очень сильно сдвинуло перевес на сторону имеющих это оружие в арсенале, но, мне кажется, что немало повлияло на развитие стран и те моменты, когда колонизаторы замедляли развитие стран искусственно - завозя своё и препятствуя местному производству и развитию, навязывая свою культуру. Мне нравится, что автор не признаёт превосходство белой расы над какой-либо другой в плане умственных способностей, просто нужно учитывать, что каждый мыслит согласно тем условиям жизни, в которых находится. Мы многое не умеем и нам сложно научиться навыкам, которыми владеют туземцы (любого континента), точно так же, как им сложно понять премудрости технически развитого мира, но стоит забросить каждого из представителей в противоположный мир, он начинает учиться (если, конечно хочет), постигать премудрости жизни в новых условиях, что-то совершенствовать, что-то упразднять, но развиваться, используя полученные знания в своём мире и уже приобретённые на новом месте, в новых условиях. Не смотря на объём, книга читается легко, являясь одновременно очень познавательной и в географии, и в биологии, и в истории одновременно. Автор попытался взять за основу исследования именно условия обитания и их влияние на скорость и развитие. И это у него получилось. Это долгий путь проб и ошибок, который зависел от каких-то конкретных видов растений и животных, позволивших себя окультурить и одомашнить, что потом уже повлияло на развитие собственно общества (уже не нужно было думать, как найти пищу и прокормиться, а можно было подумать о чём-то ещё), появилось государство с властью, людьми, занимающихся конкретно в определённой области, то ли промышленность, то ли сельское хозяйство, то ли защитники этого самого государства - войска, а уже появление оружия и микробов повлияло на увеличение подконтрольных территорий и количество людей. В общем, было очень интересно! Одним минусом книги является слишком большая её затянутость, слишком, порой, углублённое исследование (хотя, может быть это и не минус вовсе).
2024-03-14 14:23:00
MrBlonde
В годы Второй мировой войны папуасы Новой Гвинеи жили привычным укладом и даже не подозревали, что вокруг их острова ведутся ожесточенные бои с применением авианосцев, бомбардировочной авиации, десантных сил. Земледельцы высокогорья веками выращивали ямс и батат, а рыболовы побережья занимались собирательством, и те и другие исповедовали примитивные анималистические культы, молились предкам и привечали колдунов. Можно понять изумление туземцев, когда на их головы стали сыпаться грузы с невиданными вещами, иногда съедобными, а порой нет; когда знакомые джунгли пошли под вырубку для устройства взлетно-посадочных полос и передовых баз армии белых людей. В замкнутом мире туземцев продукты питания и бесхитростные материалы, вроде тростника, камня и ракушек, всегда добывались упорным трудом, а не падали с небес как подарок богов. Кажется, подумали папуасы, эти белые люди наладили контакт с праотцами и умеют при помощи магических ритуалов получать все необходимое без усилий. И когда бледнолицые гости забросили свои стоянки и покинули остров, окончив войну, аборигены попытались воссоздать их действия, чтобы дары предков вновь сыпались с неба. Они строили деревянные самолеты, надевали “наушники” из кокоса, кричали в бамбуковые микрофоны и маршировали с плетеными “винтовками” в руках. Но груз так больше и не появился.На первый взгляд, карго-культ, описанный выше, – лишь любопытный эксцесс религиозного мировоззрения в затерянном уголке нашей планеты. Однако нельзя не поразиться одной вроде бы очевидной вещи: насколько же велик цивилизационный разрыв между американцами, использующими промышленные товары и организующими экспедиции на другой конец света, и папуасами, до сих пор живущими в хижинах. Но почему мы наблюдаем именно такое положение дел? Почему жители Новой Гвинеи не приплыли завоевывать североамериканские земли, не построили заводов и не запустили в космос ракеты? Что порождает вопиющую неравномерность развития человеческих сообществ? И какие технологии и знания необходимы для преодоления отставания? Книга биолога и антрополога Джареда Даймонда напрямую винит во всем географию.Если говорить коротко, то двигателем развития для общества в определенном регионе, по утверждению Даймонда, является производство продовольствия. Народы, сумевшие как можно раньше перейти к оседлому образу жизни, заняться разведением сельскохозяйственных культур, одомашнить животных, получили огромное преимущество. Вследствие постоянного контакта с домашним скотом, они обрели иммунитет к большинству опасных болезней и сумели резко увеличить свою численность. Рост населения (обеспеченного продовольствием) приводил к усложнению структуры общества, появлению письменности, властной элиты, вооруженных сил, изобретений. Цивилизация получала импульс к расширению территории, умножению богатства и техническому прогрессу. Таким образом, особенно преуспели народы, находившиеся вблизи от нескольких древнейших районов окультуривания растений (риса, ячменя, проса и т.д.) – жители Плодородного полумесяца, европейцы, египтяне, китайцы (отдельно). Современный мир – результат культурной, военной и политической экспансии этих цивилизаций. Даймонд прослеживает историю передовых сообществ с глубокой древности примерно до Испанской конкисты и “закрытия” Китая в конце XV века. В качестве контраста – судьбы народов, развивавшихся далеко от очагов возникновения продовольствия, покоренных и истребленных вражескими ружьями, смертоносными микробами и неведомой сталью. На Западе труд Даймонда пользуется авторитетом и читательской популярностью, а сам автор получил несколько престижных наград. Неожиданных поклонников книга обрела в лице топ-менеджеров крупнейших компаний, которые рекомендовали её в качестве пособия по изучению конкурентной борьбы. Акулам капитализма особенно пришлись по вкусу замечания о китайском опыте развития. Даймонд утверждал, что сверхцентрализация Китая, специфические религиозные традиции и жесткая общественная иерархия задержали технический прогресс этой страны, в противоположность раздробленной Европе, где исследователи получали больше свободы действий и могли сразу внедрить свои новшества в производство. Это было созвучно наметившейся в конце 1990-ых тенденции на раздробление больших корпораций и автономизацию подразделений для более эффективного функционирования. Кроме того, соображения Даймонда успокаивали американских и европейских воротил, опасавшихся стремительного экономического взлета восточного гиганта.Впрочем, уже тогда утверждения автора о преимуществах децентрализации казались сомнительными. Даже оставляя в покое пример Китая (который был абсолютным мировым лидером по многим показателям до конца XVIII века), можно найти массу противоречащих этому подходу ситуаций. Прежде всего, среди немалого числа искусственных сверхмобилизаций, приводивших общество к новой ступени развития. Очевидно, что подобные революционные преобразования организуются из единого центра распределения ресурсов и посредством принуждения, нередко и репрессивными методами. Россия, например, пережила две волны сверхмобилизаций – в начале XVIII века и во второй четверти XX века. Более “мягкие” сценарии реализовались в Германии и Италии после национального объединения. Разумеется, перечисленные случаи относятся к странам с уже развитым производством продовольствия, находящимся на относительно высоком уровне культурной сложности. Но они заставляют задуматься: возможно, историческая судьба той или иной общности не предопределена изначально сложившимися природно-географическими условиями, возможно, прогресс можно подтолкнуть и ускорить и, наконец, столь ли мало зависит от навыков, опыта и традиций народов? Конечно, как добросовестный исследователь и гуманист, Даймонд не допускает и мысли, что одни общества более склонны к прогрессу, нежели другие. Он совершенно верно предостерегает от крайностей, свойственных европейцам конца XIX века, мыслившим в категориях “цивилизации” и “дикости”. Национальный шовинизм и расизм – давно отпетые отголоски интеллектуальной деградации. Но столь же неоспоримо, что нельзя объяснить различия между сообществами нашей планеты одним географическим детерминизмом. Видимо, необходим некий равновесный подход, учитывающий опыт истории последних пятисот лет, которые, как бы это ни отрицал Даймонд, сказались на нынешнем положении народов ничуть не меньше, чем века догосударственного развития. Как бы то ни было, смелая попытка автора “Ружей, микробов и стали” дать универсальную концепцию цивилизационного развития, однозначно достойна внимательного изучения и разбора. А познакомиться с ней любому читателю будет крайне интересно и полезно.
2024-03-14 14:23:00
Tayafenix
Даймонд взял на себя непростую задачу - ответить на вопрос о том, почему одни человеческие общества имеют все, а другие - ничего? Почему, когда одни полетели в космос, другие все еще застряли в каменном веке? Для этого автор прибегает к данным множества наук - археологии, истории, лингвистики, бактериологии и многих других. Серьезная заявка! Труд написан в жанре науч-попа, что дает многим образованным читателям право сокрушаться о том, что Даймонд с умным видом рассказывает об очевидных вещах. Я переводчик и магистр международных отношений, поэтому мне в этом вопросе было несколько проще - о большинстве вещей, рассказываемых Джаредом я не знала в силу своей далекости от древнейшей истории (и доисторического периода) и биологии. Те же вещи, которые мне казались элементарными как, например, теория общественного договора Руссо, я лишь бегло просматривала. Автору, пытающемуся совместить в одной книге данные нескольких наук и при этом посвятить ее широкому кругу читателей, волей-неволей приходиться говорить и о простых вещах и объяснять их понятным обычному человеку, не специалисту, языком. Не думаю, что это можно поставить Джареду в укор. Что действительно порой раздражало - так это бесконечные повторы из разряда "В главе №№ мы узнали об этом, этом и этом, это мы вывели из главы №№, а в главах №№, №№ и №№ мы познакомимся с этим". Пословно, что ли им там платят? Или он сомневается в умственных способностях своих читателей, в том числе в способностях запоминать информацию? Конечно, и наши преподаватели не устают напоминать, что повторение - мать учения, но не настолько же? С моей точки зрения, сей труд не пострадал бы, если бы его сократили на четверть, убрав большинство повторов, т.к. если забыл что-то, то уж лучше вернуться и перечитать.Собственно, на этом мои претензии к книге исчерпываются. Книга мне очень понравилась своей многогранностью и тем, что Даймонд не побоялся лезть в дебри разнообразных наук. Истина - всегда где-то рядом. Эту фразу можно отлично перефразировать по случаю: истина - всегда на стыке разных специализаций, но там ее сложнее всего найти, ведь с увеличением числа знаний многие люди стали ну очень узкоспециализированными, поэтому всю картину взглядом окинуть очень сложно, особенно, если окунаться так глубоко в прошлое - на отметку 11000 - 13000 лет назад назад. Джаред поработал на славу и спасибо ему за это. Я узнала для себя много нового и интересного, а на многие уже знакомые вещи взглянула под несколько иным, более широким углом зрения. Думаю, этот труд можно рекомендовать всем интересующимся, а еще хорошо бы закинуть ее массово в 30-40-е года XX века. Вот когда она особенно была нужна!
2024-03-14 14:23:00
bumer2389
Ух! Путешествие получилось почти кругосветным. И... очень подробным. Если я радовалась, что Тур Хейердал - Путешествие на «Кон-Тики» оказалась вполне себе приключенческой - здесь меня-таки нагнал высоколобый научпоп. Который очень сильно науч и совсем немного поп. Автор у нас - серьезный ученый, эволюционный биолог, который очень долго просидел в Новой Гвинее, изучая птиц (на Гвинею, кстати, сделано много акцентов). А началось все... с вопроса. Не совсем каноничного "Откуда мы пришли", а скорее "Почему некоторые общества развились и эволюционировали лучше других?". И автор не был бы настоящим ученым, если бы не ответил: "Сейчас я тебе все расскажу - а еще книгу напишу". Если коротко, то автор вывел 4 фактора развития обществ: микробы, письменность, технологии (то есть изобретения) и правительство и религия. А еще - одомашнивание растений и животных, сплоченность, территориальное преимущество и т.п. Из триады, вынесенной в заглавие - не раскрыта только тема стали. Много уделено времени завоеванию одними народами других, в чем очень помогли ружья (и лошади)), а вот сталь упоминается в связи с Японией, где предпочитали мечи, а огнестрельного оружия (как считает автор) не завезли... Хм - только читала у Олди про крайне эффектную и эффективную ручную ба-бах пушку. Да и в "Мулан" вспоминаются их эти пушечки с головами драконов. Неужели Дисней все выдумал? И не раскрыта тема собственности и коллектива. Мне вспомнился эпизод из фильма "Наверно боги сошли с ума", когда в племя бушменов прилетела стеклянная бутылка - и к чему это привело. Не мне спорить с автором - а иногда хочется. Особенно в области Китая, Японии и Кореи (тем более что автор сам признался, что мало в этом разбирается, и главу про восточные культуры бы подправил). Китай, конечно, меньше нас или Африки - но не настолько сплоченный, как это подает автор. А уж китайская культура и письменность, на которую опираются Япония и Корея... Я бы сказала - навязанная, и Япония и Корея изо всех сил стараются отойти от этого болезненного влияния. Но я, к сожалению, в этом не разбираюсь. Готовьтесь, что здесь вас ждет - настоящая гуманитарная лекция во всех смыслах. Узнаю этот научный стиль и склад ума: когда у тебя нечаянно вырвется "Что-что?" - и у автора мгновенно загорается глаз, и он такой: "Сейчас все объясню!". И объясняет - минут на 40-час. Вы еще узнаете такого ученого по вариациям фразочки "Теперь, когда стало понятно...". Ну да - даже если слушатель отвлекся или заснул в процессе... И - должна предупредить! Научная работа предполагает опору на аудиторию. И автор со своей аудиторией не особо церемонится и планку задирает высоковатую. Поэтому возможно, что путешествие с книгой совершить придется в обнимку с гуглом, потому что - ссылок и пояснений понятий практически нет, а "эгалитаризм" и "клептократия" - даже в название главы вынесены. Но все-таки у нас науч-поп - и немного развлечения или интересных историй автор отсыпал. Вроде истории о фермере, который очень любит своих овец. Или как наткнулись в Новой Гвинее на племя кочевников, иОбе стороны так удивились, что испытали взаимный приступ паникиИли прекрасное пояснение, почему так и не удалось одомашнить зебр - потому что они еще те кусачие заразы. Или - позабавила меня история настоящего технического регресса, когда изобрели клавиатуру QWERTY - натурально чтобы медленнее печатать и задействовать левую руку. И - мы до сих пор ей пользуемся. Конечно, объем гигантский - и не всегда оправданный. Прекрасную историю, почему испанцам удалось завоевать и покорить цивилизацию инков (из серии - отвага и непередаваемая наглость), автор рассказывает три раза. И стоит сделать скидку на то, что он - американец. Америку он точкой отсчета не берет, но - она определенно всегда у него в сердце. И - моя любимая история о том, что американцы до сих пор испытывают священный ужас перед грибами, считая, что перетравятся и помрут. И - абориген, желавший накормить их дарами земли, на робкие сомнения - посмотрел на них, как на идиотов. Это было - многовато, многословно, иногда - слишком научно. Прям так - с картами и таблицами. Да даже список литературы дан не списком, как мы привыкли, а - текстом, с комментариями! Но - познавательно. Другого слова не подберу. Не скажу, что это была всеобъемлющая кругосветка - поменьше бы Новой Гвинеи и побольше бы востока или Америки (Южной было маловато). Но - я узнала много нового, в том числе и интересного. И - этнические фотографии в конце очень красивые. Только предостерегаю, что книгу надо брать человеку подготовленному к длинному, объемному, вязкому чтению, местами - с гуглом.