Подготовка к ЕГЭ 2024 по обществознанию. Словарь понятий бесплатное чтение

А

Абсентеизм – сознательное уклонение граждан от участия в политических действиях (например, неявка граждан на выборы или референдум). (Котова, Лискова, 11 кл.)

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в выборах. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Абсолютная истина – неизменяемое, всестороннее, исчерпывающее знание о познаваемом предмете или процессе. (Кудина, 10-11 кл.)

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. (Боголюбов, 10 кл.)

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Авторитет – степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого–либо из их членов. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Авторское право – нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства и т. д. (Боголюбов, 10 кл.)

Агенты политической социализации – институты, обеспечивающие освоение индивидом системы социально-политических отношений, существующих в обществе. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Агенты социализации – люди и организации, ответственные за обучение культурным нормам и освоение новыми поколениями социальных ролей. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Агенты социализации – люди, социальные группы, учреждения и организации, ответственные за воспитание и обучение социальным нормам, освоение социальных ролей, формирование у социализирующихся ценностных ориентиров. (Кудина, 10-11 кл.)

Агностицизм – философское учение, утверждающее непознаваемость мира. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Административная ответственность – предусмотренные законодателем неблагоприятные последствия совершения административных правонарушений. (Кудина, 10-11 кл.)

Административная юрисдикция – деятельность уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению административных дел. (Кудина, 10-11 кл.)

Административная юрисдикция – установленная нормами права деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Административная юстиция – судопроизводство, осуществляемое в порядке, предусмотренном административно-процессуальным правом. (Кудина, 10-11 кл.)

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Административное право – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением государственного управления. (Кудина, 10-11 кл.)

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (Кудина, 10-11 кл.)

Административное правонарушение (проступок) – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Административные правонарушения – противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, основанное на нарушении или несоблюдении нормы, предусмотренной властью, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Административные правоотношения – урегулированные нормами административного права общественные отношения по поводу организации и практического осуществления исполнительной власти (по поводу осуществления государственного управления). (Кудина, 10-11 кл.)

Административный процесс – определённая система стадий, направленных на достижение конечной цели административного судопроизводства – разрешение дел из публичных правоотношений и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Акционерное общество – хозяйственное общество, образованное лицами, объединившими своё имущество и денежные средства в уставный капитал, который разделён на определённое число долей, закреплённых ценными бумагами – акциями. (Кудина, 10-11 кл.)

Акция – долевая ценная бумага, выдаваемая инвестору в обмен на полученные от него для развития фирмы денежные средства и подтверждающая его права как совладельца имущества и будущих доходов фирмы. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Акция – долевая ценная бумага; для покупателя она по своей сути означает, что он согласился стать совладельцем бизнеса без гарантированной доходности. (Боголюбов, 11 кл.)

Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом без установленного срока обращения, удостоверяющая внесение её владельцем доли в акционерный капитал общества. (Кудина, 10-11 кл.)

Алименты – материальные средства на содержание, которые обязаны предоставлять по закону одни лица другим в силу существующих между ними брачных и иных семейных отношений (например, родители детям, дети родителям, один супруг другому, одни члены семьи другим нуждающимся нетрудоспособным членам семьи). (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. (Кудина, 10-11 кл.)

Альтруизм – нравственный принцип, предполагающий милосердие к другим людям, желание приносить им благо. (Боголюбов, 10 кл.)

Амортизация – уменьшение стоимости капитальных ресурсов по мере их износа в процессе производственного использования. (Боголюбов, 11 кл.)

Антимонопольное законодательство – совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов и направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики. (Кудина, 10-11 кл.)

Антропология – комплекс взаимосвязанных научных дисциплин, исследующих человека, его происхождение, развитие, специфику природного, социального и культурного (духовного) существования. (Кудина, 10-11 кл.)

Антропосоциогенез – 1) процесс перехода от животного мира к человеческому состоянию; 2) научное понятие, обозначающее проблему становления вида Homo sapiens (человек разумный) в процессе формирования общества. (Кудина, 10-11 кл.)

Антропоцентризм – мировоззренческий принцип, учение о человеке как центре мироздания и высшей цели всех совершающихся в мире событий. (Кудина, 10-11 кл.)

Апелляция, апелляционное производство – процедура, определённая процессуальным законодательством, по проверке не вступивших в законную силу судебных актов вышестоящим судом. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Арбитражный процесс – система последовательно осуществляемых процессуальных действий, урегулированных нормами арбитражного процессуального права, совершаемых арбитражным судом и другими участниками судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Артефакты – искусственно созданные предметы, физические характеристики которых имеют знаковое символическое содержание. (Кудина, 10-11 кл.)

Аффект – эмоциональное состояние, характеризующееся болезненным возбуждением чувств и ослаблением ясности мышления, в некоторых случаях кратковременным помрачением сознания. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Б

Банк – финансовая организация, основные виды деятельности которой состоят в привлечении и размещении денежных средств, а также проведении расчетов. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Банковская система – совокупность банков, небанковских учреждений, банковской инфраструктуры, находящихся в тесном взаимодействии между собой и обеспечивающих её устойчивое развитие. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Банковская система – совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных финансовых организаций, выполняющих банковские операции. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных организаций, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. (Кудина, 10-11 кл.)

Безработица – наличие в стране трудоспособных граждан, которые желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу. (Боголюбов, 11 кл.)

Безработица – социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население. (Кудина, 10-11 кл.)

Безработный – человек, который не имеет работы, ищет работу, готов приступить к работе. (Кудина, 10-11 кл.)

Бессознательное – совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Блага экономические – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Благоприятная окружающая природная среда – состояние окружающей природной среды, которое не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Благоприятная окружающая среда – среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. (Боголюбов, 10 кл.)

Благоприятная окружающая среда – среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в органах ЗАГС с целью создания семьи. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Брак – исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Брак – признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. (Боголюбов, 11 кл.)

Брак – свободный и равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый с соблюдением установленных законом требований и порождающий взаимные права и обязанности. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Брак – свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключённый в органах записи актов гражданского состояния с целью создания семьи. (Кудина, 10-11 кл.)

Брак – юридически оформленный, добровольный равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Брачный договор – письменное соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Бухгалтерская прибыль – разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками. (Боголюбов, 11 кл.)

Бюджет – смета доходов и расходов частного лица, организации или государства в целом, устанавливаемая на определённый временной период, представляющая собой финансовый план, при помощи которого можно прогнозировать будущие поступления и затраты. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Бюджетная политика государства – совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций. (Кудина, 10-11 кл.)

Бюджетная роспись – документ, который составляется и ведётся: Главным распорядителем бюджетных средств (в целях исполнения бюджета в части расходов); Главным администратором источников финансирования дефицита бюджета (в целях исполнения бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета). (Боголюбов, 11 кл.)

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – система мер по использованию государственных расходов и налоговой политики для воздействия на экономические условия, включая совокупный спрос на товары и услуги, занятость, инфляцию и экономический рост. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Бюджетные ассигнования – предельные объёмы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. (Боголюбов, 11 кл.)

В

Валовой внутренний продукт (ВВП) – общая стоимость всех товаров и услуг, которые производятся в государстве за год. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Валовой внутренний продукт (ВВП) – совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных на территории страны за определённый период, обычно за год. (Кудина, 10-11 кл.)

Валовой национальный продукт (ВНП) – измеритель стоимости продукции, произведённой предприятиями, находящимися в собственности граждан данного государства – резидентов, в том числе и на территории других стран (то есть вне зависимости от их географического положения). (Кудина, 10-11 кл.)

Валовый внутренний продукт (ВВП) – стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведённых в течение года на территории страны. (Боголюбов, 11 кл.)

Валовый национальный продукт (ВНП) – стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом. (Боголюбов, 11 кл.)

Валютный (обменный) курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Величина предложения – количество товара, которое продавцы готовы продать при данной цене. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Величина спроса – количество товара, которое потребители купят при данной цене. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Вердикт – решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Вестернизация – целенаправленный перенос западных социально-экономических и политических структур, технологий, образа жизни в незападные общества. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Вещное право – право, на основании которого определяется принадлежность вещи тому или иному субъекту. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Власть – способность и возможность субъекта (власти) осуществлять свою волю и оказывать воздействие на поведение объекта (власти). (ред. Тишкова, 11 кл.)

Власть – способность и возможность человека (группы людей) реализовывать свою волю, заставлять подчиняться других людей с помощью права, авторитета, принуждения. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Власть – способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо. (Боголюбов, 11 кл.)

Внешние (побочные) эффекты – ущерб или выгода от производства какого-либо экономического блага для тех, кто непосредственно не участвует в купле-продаже этого блага. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Внешние издержки – оплата факторов производства, не являющихся собственностью владельца фирмы. (Боголюбов, 11 кл.)

Внешние эффекты – связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Внешние эффекты – связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. (Боголюбов, 11 кл.)

Внутренние (неявные) издержки – затраты ресурсов, принадлежащих собственнику фирмы. (Боголюбов, 11 кл.)

Воинская обязанность – обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооружённых Сил РФ. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Восприятие – процесс формирования образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в восприятии в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет в совокупности его неизменных свойств. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Восприятие – целостное отражение предметов в многообразии их свойств. (Боголюбов, 10 кл.)

Выборы – непосредственное участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Выборы – процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц. (Боголюбов, 11 кл.)

Выборы – способ создания государственных органов, органов местного самоуправления, органов общественных объединений, состоящий в их избрании путём голосования населением или иным органом. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Г

Гарантии прав и свобод – условия, необходимые для воплощения прав и свобод в жизнь, они позволяют человеку пользоваться своими правами и свободами, а также требовать от государства принятия необходимых для этого мер. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гиперинфляция – неуправляемая инфляция с быстрым темпом роста цен. (Кудина, 10-11 кл.)

Гипотеза правовой нормы – описание фактических обстоятельств, при которых норма подлежит реализации (круга адресатов, территории действия, деяний или событий, совершение или наступление которых влечёт реализацию нормы и др.). (Кудина, 10-11 кл.)

Гласность – открытость деятельности политических институтов, широкое информирование граждан о планах, решениях всех органов государственной власти. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Глобализация – исторический процесс сближения народов и государств, между которыми постепенно стираются экономические, политические и культурные границы. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Глобализация – процесс роста взаимодействия и сближения наций, народностей и государств с целью выработки единых ценностных стандартов в политике, экономике и культуре. (Кудина, 10-11 кл.)

Глобализация экономики – рост взаимозависимости экономики всех стран мира, в основе которого лежит углубление интернационализации производства и капитала. (Боголюбов, 11 кл.)

Глобальные проблемы – совокупность социальных противоречий, ставящих под угрозу сохранение человечества, требующих объединения усилий всех стран для их разрешения. (Кудина, 10-11 кл.)

Глобальные проблемы современности – совокупность наиболее острых, жизненно важных общепланетарных проблем, решение которых требует совместных усилий стран мирового сообщества. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Глобальные экономические проблемы – нарушения в развитии и ведении хозяйственной деятельности отдельных стран или всего мира. (Кудина, 10-11 кл.)

Гносеология – раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Государственная гражданская служба РФ – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Государственная программа – документ стратегического планирования, направленный на достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. (Кудина, 10-11 кл.)

Государственная служба – профессиональная деятельность в органах государственной власти. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Государственная служба – совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения; профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения государственных полномочий. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Государственное (территориально-административное) устройство – административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между целым и его частями, между центральными и региональными органами власти. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Государственное управление – управление делами государства, основанное на законе и осуществляемое во исполнение закона, полновластная, непрерывная, повседневная деятельность государства и государственных служащих. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Государственное управление – целенаправленное воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. (Кудина, 10-11 кл.)

Государственное/муниципальное унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Государственный аппарат – системы органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Государственный бюджет – главный финансовый документ страны, содержащий сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. (Боголюбов, 11 кл.)

Государственный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (Кудина, 10-11 кл.)

Государственный долг – долговые обязательства государства и муниципалитетов перед отечественными и иностранными гражданами, фирмами, организациями. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты. (Кудина, 10-11 кл.)

Государственный служащий – гражданин РФ, достигший 18 лет, имеющий профессиональное образование, владеющий государственным языком и исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Государственный суверенитет – верховенство государства во внутренних делах и независимость государства во внешних делах. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Государство – 1) особая форма социальной общности, сформированной для достижения общего блага; 2) совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти; 3) особая политическая организация, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (бюрократического аппарата, армии); 4) организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём порядок и стабильность. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Государство – ведущий политический институт территориально ограниченной суверенной власти, который воплощается (материализуется) в виде особого аппарата (органа), управляющего «общими делами» сообщества. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Государство – форма организации политической власти в обществе, служащая для управления общественными делами. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданская дееспособность – способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданская дееспособность – способность собственными действиями приобретать, осуществлять, изменять, прекращать свои права и обязанности. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданская правоспособность – возможности иметь указанные в законах права и обязанности. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданская правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданская процессуальная дееспособность – способность граждан, достигших возраста 18 лет, и организаций своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданские правоотношения – имущественные или личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданские правоотношения – имущественные или личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданские правоотношения – урегулированные гражданским законодательством общественные отношения, основанные на автономии воли и имущественной самостоятельности, возникающие между субъектами гражданского права по поводу имущественных и неимущественных благ. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданский процесс – урегулированная нормами гражданско-процессуального права деятельность суда первой инстанции по рассмотрению, разрешению гражданских дел, исполнению решений и определений, их обжалованию либо опротестованию, а также рассмотрению жалоб и протестов вышестоящими судами в кассационном и надзорном порядке. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданский процесс – установленный процессуальными нормами порядок осуществления судами и иными уполномоченными органами деятельности по разрешению гражданских споров и иных гражданских дел. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданское общество – сложная и многоуровневая совокупность независимых от государства общественных организаций (имеющих различный масштаб и численность) и отношений, развивающихся вне государства и без вмешательства государства. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. (Боголюбов, 11 кл.)

Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений в обществе; сфера самопроявления свободных граждан, ограждённая законами от прямого вмешательства со стороны государственной власти. (Боголюбов, 11 кл.)

Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы и потребности граждан в различных сферах общественной жизни. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданское общество – сфера социальной и политической активности населения, свободная от прямого вмешательства со стороны государства. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения, связанные и не связанные с ними личные неимущественные отношения. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданское право – отрасль частного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданское судопроизводство – рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских, семейных, трудовых или иных правоотношений. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Гражданское судопроизводство (процесс) – урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда и других участников процесса, в связи с отправлением правосудия по гражданским делам. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданско-правовая ответственность – санкции за нарушение права, влекущие для нарушителя отрицательные последствия в имущественной сфере в виде лишения права либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданско-правовое обязательство – такое правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное, либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Гражданско-правовой договор – соглашение двух или нескольких сторон (лиц) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Гражданско-правовые споры – споры, возникающие между субъектами гражданского права по вопросам имущественных и личных (неимущественных) отношений. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Гражданственность – социально-психологические и нравственные качества личности, сочетающие в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие её социальных и политических институтов, и осознание себя полноправным гражданином, обладающим совокупностью прав и обязанностей. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. (Боголюбов, 10 кл.)

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. (Кудина, 10-11 кл.)

Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей лица и России, то есть государство признаёт лицо полноправным носителем всех прав, свобод и обязанностей. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Д

Двойное гражданство – одновременное наличие у лица гражданства двух государств. (Кудина, 10-11 кл.)

Девальвация – целенаправленное снижение официального курса национальной валюты. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Девиантное (отклоняющееся) поведение – разные формы поведения, не соответствующие социальным нормам, принятым в обществе. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права, исполнять обязанности, а также нести ответственность за совершённые правонарушения. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Делинквентное (преступное) поведение – особое проявление негативного девиантного поведения, подпадающее под категорию противоправного деяния. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 1)

Демография – наука о численности, составе и тенденциях изменения народонаселения. (Боголюбов, 11 кл.)

Демография – наука, изучающая закономерности воспроизводства населения в зависимости от различных социально-экономических, политических и иных факторов. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Демократия – способ политической организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти; принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Демократия – форма политического устройства, основанная на принципах народовластия, верховенства законности, политического плюрализма, свободы и равноправия граждан. (Кудина, 10-11 кл.)

Денежная масса – количество денег, которыми домохозяйства, фирмы, государство владеют и которое используют для расчётов и как сбережения. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Денежная масса – совокупность наличных и безналичных покупательных и платёжных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг. (Кудина, 10-11 кл.)

Денежно-кредитная (монетарная) политика – комплекс мер, направленный на регулирование и контроль количества денег в экономике. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Денежно-кредитная (монетарная) политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости. (Кудина, 10-11 кл.)

Деньги – всеобщий эквивалент, мерило стоимости товаров и услуг, средство обращения, накопления, а также платёжное средство. (Кудина, 10-11 кл.)

Депопуляция – убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности. (Боголюбов, 11 кл.)

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего общего уровня цен, которая проявляется в основном в периоды экономического спада. (Кудина, 10-11 кл.)

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя. (Боголюбов, 10 кл.)

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Деятельность – форма сознательного, активного, предметно-преобразующего отношения человека к миру, способ удовлетворения жизненных потребностей человека и общества. (Кудина, 10-11 кл.)

Диалог культур – взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон; общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре человеческой цивилизации неповторимый комплекс специфических черт. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Диаспора – сообщество представителей какого-либо народа, проживающее в отрыве от своей первоначальной территории происхождения и расселения, то есть исторической родины. (Кудина, 10-11 кл.)

Диспозиция правовой нормы – описание правовых результатов выполнения условий, сформулированных в гипотезе правовой нормы (описание возникающего, изменяющегося, прекращающегося правоотношения). (Кудина, 10-11 кл.)

Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определённым в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Дисциплинарная ответственность – санкции за нарушение права, следует за совершение дисциплинарного проступка, применяются в целях предупреждения и пресечения нарушений трудового законодательства. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Добро – нравственно положительное в мотивах и поступках людей и в явлениях общественной жизни. (Кудина, 10-11 кл.)

Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Доминирующая культура – официальная культура, представляющая нормы, ценности, обычаи и традиции, на которые ориентируется большинство членов общества. (Кудина, 10-11 кл.)

Домохозяйство – хозяйственная единица, которая может состоять из одного или нескольких человек, объединённых общим бюджетом и местом проживания. (Кудина, 10-11 кл.)

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. (Боголюбов, 10 кл.)

Духовная культура – совокупность знаний, представлений, идей, социальных норм, ценностей, идеалов, чувств, оценок, выработанных человечеством на протяжении истории. (Кудина, 10-11 кл.)

Духовная культура общества – совокупный духовный опыт человечества, включающий познавательную и духовную деятельность и ее результаты. (Боголюбов, 10 кл.)

Духовность человека – высший уровень развития личности как творца своей жизни, направляющего свою активность на удовлетворение духовных потребностей. (Боголюбов, 10 кл.)

Духовные ценности – идеальные представления об истине, справедливости, добре, человечности, красоте, о миропорядке в целом. (Боголюбов, 10 кл.)

Духовный мир человека – сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений. (Котова, Лискова, 11 кл.)

З

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Заблуждение – ошибка, неправильное, ложное мнение. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Заблуждение – содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное. (Боголюбов, 10 кл.)

Заградительный барьер – минимальное число голосов избирателей (в %), которые должна собрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов. (Боголюбов, 11 кл.)

Закон – нормативный правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. (Боголюбов, 10 кл.)

Закон – нормативный правовой акт, регулирующий наиболее значимые общественные отношения, принимаемый в порядке, обеспечивающем выражение воли граждан, и обладающий более высокой юридической силой по отношению к иным правовым актам. (Кудина, 10-11 кл.)

Закон – принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Закон предложения – функциональная зависимость предложения от цены. Чем выше цена, тем в большей мере растёт предложение продуктов со стороны продавцов. И наоборот, чем выше предложение, тем ниже цена. (Боголюбов, 11 кл.)

Закон спроса – функциональная зависимость спроса от цены. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. (Боголюбов, 11 кл.)

Законность – неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Законность – строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми органами власти, организациями и гражданами. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Законотворческий (законодательный) процесс – порядок осуществления законотворчества. (Кудина, 10-11 кл.)

Законотворческий процесс (законотворчество) – процесс принятия законов высшими органами государственной власти. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Законотворчество – вид государственной деятельности, посредством которого воля государства выражается в конкретном законе. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Законотворчество – деятельность по разработке и принятию, изменению, отмене особых нормативных правовых актов – законов. (Кудина, 10-11 кл.)

Закрытое общество – тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью. (Боголюбов, 11 кл.)

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая гражданину, как правило, заработок, трудовой доход. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход. (Боголюбов, 11 кл.)

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок или трудовой доход. (Кудина, 10-11 кл.)

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности и количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Заработная плата – форма материального вознаграждения наёмных работников за их труд. (Боголюбов, 11 кл.)

Здравый смысл – совокупность навыков, форм мышления, взглядов на окружающую действительность, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Зло – нравственно отрицательное и предосудительное в мотивах и поступках людей и в явлениях общественной жизни. (Кудина, 10-11 кл.)

Знание – 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости; 2) познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Знание – полученная и упорядоченная определённым способом информация, которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека те или иные свойства существующей действительности. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. (Боголюбов, 10 кл.)

Знания – результаты познавательной деятельности человека, выраженные в понятиях, теориях, научных представлениях и т. д. (Кудина, 10-11 кл.)

И

Идеал – совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. (Боголюбов, 10 кл.)

Идейные источники права – общественное и человеческое сознание, мыслительная деятельность, уровень культуры – в той мере, в какой они способствуют возникновению и развитию права. (Кудина, 10-11 кл.)

Идеология – система взглядов, идей, идеалов, в которых осознаются и оцениваются отношения индивидов к миру, социальным формам организации, существующим проблемам развития. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Идеология – совокупность политико-правовых и нравственно-философских взглядов на общественно-историческую действительность. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Идеология – теоретическое обоснование и концептуальное оформление интересов определённых социальных групп. (Кудина, 10-11 кл.)

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов. (Боголюбов, 11 кл.)

Избирательная система – политический институт, характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. (Боголюбов, 11 кл.)

Избирательная система – совокупность норм и правил, устанавливающих деление избирательных участков и округов, порядок выдвижения и регистрации кандидатов, финансирования избирательной кампании, проведения предвыборной агитации, голосования, подсчёта голосов и определения результатов выборов. (Кудина, 10-11 кл.)

Избирательная система – совокупность правовых норм, регулирующих порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, определения результатов голосования, а также избирательный процесс. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов, который включает политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы и иные акты, регулирующие процесс выборов. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Избирательный барьер – минимальное число голосов избирателей (в %), которое должна собрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов. (Боголюбов, 11 кл.)

Избирательный процесс – последовательность мероприятий по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. (Кудина, 10-11 кл.)

Избирательный процесс – совокупность действий по организации и осуществлению выборов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование и установление его результатов). (ред. Тишкова, 11 кл.)

Издержки производства – затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Издержки производства – затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства. (Боголюбов, 11 кл.)

Импорт – товары и услуги, которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке. (Боголюбов, 11 кл.)

Импортозамещение – производство в данной стране товаров, которые ранее только ввозились (импортировались) из других стран. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Имущественные отношения – общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Имущественные права – права, которые возникают по поводу обладания каким-либо имуществом или по поводу его передачи одним лицом другому лицу. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Имущественные права – субъективные права участников гражданских правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. (Кудина, 10-11 кл.)

Инвестиции – вложение денег (денежного капитала) с целью получения дохода. (Кудина, 10-11 кл.)

Инвестор (согласно закону, он называется владельцем) – лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. (Кудина, 10-11 кл.)

Индивид – обобщённый образ человека, отдельный носитель всех черт человека. (Кудина, 10-11 кл.)

Индивид – отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определёнными биологическими особенностями. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений конкретного человека, отражающее его исключительность. (Кудина, 10-11 кл.)

Индивидуальность – уникальное сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает одного человека от всех других. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Инициативное бюджетирование – совокупность практик вовлечения граждан в бюджетный процесс в РФ, объединённых идеологией гражданского участия, а также сфера государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счёт средств соответствующих бюджетов, и последующем контроле за реализацией отобранных проектов со стороны граждан. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 2)

Инициативное бюджетирование – совокупность практик вовлечения граждан в бюджетный процесс в Российской Федерации, объединённых идеологией гражданского участия, а также сфера государственного и муниципального регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счёт средств соответствующих бюджетов и последующем контроле за реализацией отобранных проектов со стороны граждан. (Боголюбов, 11 кл.)

Инновация – результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия, организационные формы существования социума, такие, как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.). (Боголюбов, 11 кл.)

Инстинкты – биологически запрограммированные типы поведения. (ред. Тишкова, 11 кл.)

Институт науки – формально (законодательно) и неформально закреплённая система взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, между научной сферой и другими социальными институтами. (Кудина, 10-11 кл.)

Институт права – комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих сегмент определённого вида общественных отношений. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Институт права – объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм. (Боголюбов, 10 кл.)

Институт права – совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих определённый вид однородных общественных отношений. (под ред. Лазебниковой, 11 кл., часть 2)

Институты культуры – учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям. (Боголюбов, 10 кл.)

Интерес – целенаправленное избирательное отношение к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. (под ред. Лазебниковой, 10 кл., часть 1)

Интерес – целенаправленное отношение человека, социальной общности, организации к какому-либо объекту его потребности. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Инфляция – обесценение денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением уровня реальной заработной платы. (Кудина, 10-11 кл.)

Инфляция – процесс повышения общего уровня цен в стране, ведущий в итоге к снижению покупательной способности денег. (Котова, Лискова, 11 кл.)

Продолжение книги